В ситуации, когда перспективы совершенно неясны, хочется найти нечто незыблемое, что может служить опорой. Применительно к корпоративному ПО речь может идти о нишевых продуктах или направлениях, спрос на которые не упадет или снизится минимально.

Многие эксперты, в том числе и аналитики IDC, предполагают, что такой относительно устойчивой областью окажутся средства бизнес-анализа (Business Intelligence, BI). «В некоторых сегментах рынка режим экономии может дать положительный эффект. Системы бизнес-аналитики — важный инструмент контроля расходов, и IDC считает, что компании не откажутся от проектов по их установке» (IDC, Russia Vertical Markets 2008–2012 Forecast).

Вендоры и интеграторы смотрят на этот класс приложений достаточно оптимистично: никто из участников данного обзора не усомнился в востребованности BI-приложений в ближайшее время.

«Сейчас объективно наблюдается скачок спроса на инструментарий бизнес-аналитики, — считает главный специалист компании „Нетком“ Алексей Сахаров. — Все больше компаний хотят иметь в своем арсенале средства поддержки принятия решений. Мотивированное решение требует ответов на три главных вопроса: что происходит? что делать? как делать? На первый отвечает бизнес-аналитика. На второй и третий — система планирования и бюджетирования».

В сложной экономической ситуации будут востребованы системы, которые позволят быстро и четко управлять бизнесом, с наименьшими затратами осуществлять мониторинг деятельности, уверен Сергей Белевицкий, генеральный директор ГК «РАМЭК». По его мнению, к таким решениям прежде всего относится BI: они дают возможность не только существенно сократить время на подготовку отчетов, но в первую очередь оценить эффективность бизнеса здесь и сейчас. В текущих условиях максима «Время — деньги» верна как никогда, говорит Белевицкий, а в сегодняшней ситуации BI может окупить себя за полтора года, начав приносить реальную отдачу с самого момента внедрения.

«В IV квартале 2008 г. и в I квартале 2009 г. по объемам пресейла и продаж BI-проектов мы идем в графике докризисного периода 2007–2008 гг.», — сообщает Анатолий Сёмин, руководитель отдела систем бизнес-анализа компании R-Style, и объясняет это особенностями BI-проектов, прежде всего их относительной краткосрочностью. «Мы выполняем полный цикл работ по построению и запуску BI-системы (создание хранилища данных, разработка процедур извлечения, очистки и подготовки данных, настройка аналитических приложений, внедрение системы и обучение пользователей) за 3–5 месяцев. Если же у заказчика уже есть хранилище данных и его модернизации не требуется, то внедрение BI-системы, включая подготовку технического задания, формирование витрин данных и информационных панелей, настройку алгоритмов углубленного анализа, может быть выполнено за 1–2 недели», — поясняет он.

Самым осторожным оказался Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании «Крок». Сегодня сложно прогнозировать спрос на проекты в области бизнес-аналитики, считает он, хотя и наблюдает больший интерес клиентов, нежели год назад. «Многие руководители осознали, что подобные проекты могут принести реальную пользу в снижении затрат и повышении эффективности. По оценкам одного нашего заказчика, инвестиции в проект внедрения системы корпоративной отчетности полностью окупились за один день — система позволила руководству быстро принять решение стоимостью несколько миллионов долларов», — рассказывает он. Но у заказчиков, во всяком случае у некоторых, мнение совершенно иное.

Что востребовано?

С тем, что сейчас будут нужны решения с быстрой окупаемостью, согласны все. Вопрос в том, о каких именно решениях идет речь. Алена Дробышевская, руководитель группы консультантов по бизнес-приложениям корпорации Oracle в СНГ, полагает, что это в первую очередь системы построения и анализа планов, прогнозов и бюджетов, а также средства консолидации данных, приложения для бизнес-анализа и построения управленческой отчетности (весь спектр приложений Hyperion). В настоящее время в России идет около 15 проектов внедрения систем такого класса, говорит она, спрос на эти решения наблюдается практически во всех отраслях — от розничной торговли до добывающей промышленности — и наименее подвержен колебаниям в связи с внешними факторами.

Директор по бизнес-решениям SAP CIS Илья Соловьев говорит о реальном спросе на аналитические системы. В области планирования/бюджетирования (гибкое, с возможностью сценарного моделирования) в последние месяцы стартовало 10 проектов, из которых три очень большие, в крупных компаниях нефтегазового и сырьевого секторов, металлургии. Эти проекты отличает то, подчеркивает он, что ряд компаний уже имели классические системы бюджетирования, а многие из них — бюджетирование на средствах SAP. Данные системы позволяют создавать совершенный с точки зрения детализации и сведения финансовой информации бюджет, однако имеют ограниченные возможности создания множества гибких сценариев и прогнозных бюджетов, необходимых в современных условиях. Ярким примером такого рода является холдинг «Мечел», выбравший решение SAP Enterprise Performance Management suite для решения ряда финансовых задач, в том числе бюджетирования и финансовой консолидации.

Не менее востребована, полагает Соловьев, корпоративная отчетность (быстрая, ad-hoc, с возможностью самостоятельного построения отчетов конечными пользователями), где у вендора более 20 клиентов в самых различных отраслях, в том числе в телекоме, банках, авиа- и железнодорожных перевозках, в производстве продуктов питания, в нефтегазе, энергетике и производстве промышленных товаров. Создание рабочих панелей (dashboards), по мнению Соловьева, позволяет получить новую, до настоящего момента недоступную информацию и представить ее в удобном для принятия решений виде. Несколько таких проектов стартовали в последнее время. Востребовано даже относительно новое для России направление: анализ и моделирование затрат, оценка прибыльности по методу Activity Based Costing, по которому идут проекты в сервисной сфере нефтегазового сектора.

«Управление взаимоотношениями с клиентами — тема не новая, но особенно актуальная именно сейчас, когда, казалось бы, проверенные клиенты уходят или подводят, — рассказывает Илья Соловьев. — Мы имеем два проекта (в телекоме-медиа, повышение эффективности массовых коммуникаций с массовыми же клиентами, и в нефтехимии — повышение качества работы с крупными заказчиками)».

Эта краткая статистика SAP хорошо иллюстрирует сравнительную востребованность решений разных классов. Как же все-таки вовремя гранды ИТ-отрасли решили прикупить производителей BI-решений...

Владимир Водянов, директор подразделения Microsoft Business Solutions Россия, считает: «Предприятия сейчас не могут позволить себе ориентироваться на дорогие системы с длительным периодом внедрения — они должны выбирать наиболее доступные в приобретении и быстрые во внедрении инструменты. К решениям для бизнес-аналитики это тоже относится, но круг высокотехнологичных решений, которые помогают бизнесу в ситуации кризиса, ими не ограничивается, поскольку многим компаниям требуется быстро и относительно недорого автоматизировать планирование и контроль финансовых потоков в режиме реального времени; оптимизировать дебиторскую и кредиторскую задолженности и управление затратами основного производства; повысить продуктивность продаж и маркетинга; создать достоверную, оперативную и качественную отчетность. Именно такие решения предлагает Microsoft Business Solutions, поставляющий на российские рынок системы класса ERP: Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV — и систему для управления отношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM».

Однако множество экспертных мнений говорит о том, что новых ERP-проектов в текущем году будет очень мало, если вообще будут. В этом сегменте падение неизбежно, тем более что попытки «1С» пробиться со своими продуктами вверх, к средним и даже крупным заказчикам, похоже, оказываются успешными.

Не BI единым

Подрядчики ставят задачу шире, видят много связных возможностей. Сергей Щербина, директор по маркетингу ГК «Сервис Плюс», отмечает, что часто с помощью BI-средств анализируется то, что и так достаточно очевидно, нужно всего лишь уточнить некоторые параметры, опираясь на имеющийся опыт. Например, важную для розницы задачу, поясняет он, — выявление наиболее ходовых позиций и обеспечение их постоянного присутствия на полке — часто можно решить с помощью «штатных» средств автоматизированной торговой системы. Более того, это решение позволит сразу же заложить жесткий алгоритм работы персонала по обязательной выкладке таких позиций на полки, подчеркивает Щербина.

CPM — управление эффективностью бизнеса: именно на этом направлении ставит акцент Дмитрий Слиньков, член совета директоров компании «Корус Консалтинг». Контролировать и оптимизировать затраты, более оперативно получать актуальную информацию о состоянии дел, иметь возможность быстрого «перепланирования» бюджетных прогнозов — именно это более всего необходимо компаниям в период кризиса, полагает он, поэтому будут востребованы решения по автоматизации процессов бюджетного управления, финансовой консолидации, управленческого анализа, казначейских операций.

Мнение заказчика

Максим Быков, руководитель управления автоматизации дирекции ИТ «Национальной страховой группы»: «Проекты внедрения носят, как правило, комплексный характер, и снижение спроса на бизнес-системы приведет к пропорциональному, если не более резкому, снижению спроса на аналитические системы. Если говорить образно, бизнес-системы — это двигатель автомобиля (компании), аналитические системы — измерительные приборы, которые интерпретируют процессы, происходящие во время движения.

Альтернативой может стать купленное ранее, но не внедренное ПО либо ПО собственной разработки. Кроме того, следует помнить, что за снижением спроса на программные продукты последует снижение их стоимости и стоимости услуг по внедрению. Могут появиться очень интересные предложения».

Олег Подкопаев, CIO «Русфинанс банк» (группа Societe Generale): «Сейчас стоит говорить о двух типах приложений: бизнес-ПО и ПО поддерживающих функций. К первому типу относятся приложения, непосредственно направленные на развитие и поддержку бизнеса в банковской сфере (кредитно-скоринговые фронт-офисные системы, расчетно-кассовые и бэк-офисные системы, системы контроля и управления рисками, системы обязательной и аналитической отчетности и т. п.). Ко второму типу относятся системы, не затрагивающие напрямую бизнес как таковой. К такому ПО относятся, например, системы управления персоналом (не кадровое администрирование, а именно HR), системы делопроизводства и документооборота, системы IT Governance, SOA и т. п.

Первое, что урезается в текущих условиях, это системы второго типа. На них спрос, по моему мнению, может снизиться до минимума. Даже если внедрение подобных систем в общем может быть направлено на снижение издержек, эффект проявится минимум через 3–5 лет, что сегодня может стать причиной отказа от подобных инвестиций.

Но и для первого, и для второго типа критичным остается стоимость системы/проекта. Я полагаю, что год-два сохранится спрос в основном на системы низшего и среднего ценовых диапазонов. Количество крупных внедрений сведется к минимуму, такие проекты будут реализовываться в организациях с государственной поддержкой. Словом, учитывая, что BI-проекты, как правило, дороги и продолжительны по времени, их количество в ближайшее время уменьшится (имеется в виду новых).

Слиньков подчеркивает, что реализация любой из перечисленных задач ведет к созданию в компании централизованного хранилища данных. Кроме того, полагает он, в кризисный период идея внедрения единой комплексной системы переросла в задачу максимальной интеграции уже существующих систем. По мнению Слинькова, велик спрос сегодня на такие чисто консалтинговые услуги, как постановка бюджетного управления (с элементами стратегического управления) и постановка процедур подготовки консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами.

Все большую актуальность приобретает повышение производительности ERP-систем за счет применения специализированного архивирования исторической информации, поясняет Илья Соловьев. В последнее время, говорит он, стартовали пять таких проектов, направленных на оптимизацию и повышение эффективности работы систем без приобретения дорогостоящего оборудования повышенной мощности. Еще год назад заказчики наверняка купили бы дополнительные RAID-массивы и не стали бы разрабатывать политики хранения данных.

Инструменты

Естественно, каждый поставщик хвалит то, что он продает, но все же рациональное зерно видно и в таких реляциях. Лидируют продукты Cognos, считает Алексей Сахаров. «В отличие от других сложных аналитических систем они не подразумевают работу специалистов — программиста, специалиста в предметной области и специалиста, знающего математический аппарат. Простая в обслуживании и относительно недорогая система Cognos — параметрическая, она исключает необходимость какого бы то ни было программирования. Все это способствует тому, что IBM Cognos разлетается „как горячие пирожки“», — утверждает он.

Филипп Домитеев, руководитель развития практики информационно-аналитических систем, Columbus IT Russia, считает наиболее востребованными BI-инструменты IBM и Microsoft, решающие задачи управления денежными потоками, планирования и управления активами, а также инструменты построения хранилищ данных компании Informatica.

Анатолий Сёмин: «Мы разрабатываем и внедряем BI-системы на платформе Oracle и считаем, что BI-продукты именно этого вендора будут востребованы во время кризиса, прежде всего потому, что у них невысока стоимость лицензий (в сравнении с конкурентными платформами) и BI от Oracle обладает самым прозрачным, легким и интуитивно понятным интерфейсом. Внедрение такой системы можно выполнить в кратчайшие сроки, тем самым увеличив отдачу от инвестиций в проект. В решениях IBM Cognos и Oracle в основном заинтересованы крупные компании, считает Максим Андреев.

На этом вполне предсказуемом фоне очень интересно и неожиданно выглядит действительно новая тенденция: рост спроса на ПО с открытым кодом, причем не «вообще», не на системное ПО, а именно на аналитические приложения. «Так как сейчас основной целью стало сокращение издержек, мы предлагаем нашим клиентам не только BI-решения на основе проприетарного программного обеспечения, — говорит Сергей Белевицкий. Мы активно развиваем экспертизу в области open source аналитических систем, применение которых наиболее эффективно в среднем бизнесе».

По мнению Дмитрия Слинькова, большой популярностью среди не очень крупных компаний пользуется бесплатное (open source) решение, предназначенное для автоматизации бюджетного управления и анализа — Jedox Palo. «Это решение клиенты внедряют либо самостоятельно, скачав с сайта дистрибутив, либо с привлечением консультантов, потратив 10–15 тысяч долларов и один-два месяца», — поясняет он. В «Кроке» тоже отмечают возросший интерес к BI-системам класса open source. «В прошлом году нас даже не спрашивали о таких решениях, — отмечает Максим Андреев, — а сейчас многие весьма позитивно относятся к тому, что какие-то из компонентов BI-системы строятся на ПО с открытым исходным кодом».

Когда не один, а сразу несколько экспертов из крупных интеграторских компаний говорят о востребованности приложений с открытым кодом, это уже можно считать свидетельством существенных изменений. Ведь раньше о подобном и речи не было. Быть может, именно кризис поможет изменить статус «открытого» ПО, и из изящной игры для избранных оно станет общепринятым инструментом корпоративной автоматизации.

Где идут проекты

Паника, охватившая многих в конце прошлого года, понемногу улеглась, и стало ясно, что жизнь продолжается, проекты, в том числе по бизнес-аналитике, идут. Где же именно? Финансовый сектор, розничные сети упоминаются чаще всего, есть среди клиентов и производственные компании.

Как считает Сергей Щербина, внедрение отдельно стоящей BI-системы будет оправданно в крупных сетях с десятками и сотнями магазинов, распределительными центрами, сложной управленческой инфраструктурой. Над такими проектами сейчас идет работа, но большинство из них было инициировано еще до того, как кризисные явления стали проявляться открыто, поясняет он.

Лидерами спроса на BI является банковская сфера и ретейл, отмечает Алексей Сахаров. «Для банков анализ кредитного риска сейчас встал во главу угла. Очень удобна в использовании преднастроенная структура отчетов в IBM Cognos Business Intelligence для банковской сферы — IBM Cognos Credit Risk Performance», — подчеркивает он. В сфере ретейла, по его мнению, востребована вся полнота функционала аналитических систем: с одной стороны, анализ и бизнес-отчеты и сводки основных показателей, с другой — планирование, бюджетирование и прогноз продаж. По статистике, говорит Сахаров, 70% продаж IBM Cognos Planning приходится именно на сектор ретейла. Значительная доля продаж также приходится на энергетические компании и горно-добывающие предприятия, где особое внимание уделяется анализу рентабильности и уменьшению издержек производства, отмечает Сахаров, но здесь IBM Cognos конкурирует с имеющей традиционно сильные позиции SAP.

Филипп Домитеев отмечает наибольший интерес к ИТ-системам со стороны средних и крупных банковских структур с филиалами в большинстве регионов страны, в том числе Пробизнесбанк, БТА, Центркредитбанк. «Практически во всех банках, где реализация проектов началась до кризиса, работы продолжаются, и в самое ближайшее время мы планируем начать еще несколько. Это связано как с процессом консолидации и укрупнения активов, так и с постоянной необходимостью чутко реагировать на рыночные колебания», — говорит он.

Дмитрий Слиньков называет клиентов из других отраслей. Транспортная компания занимается грузовыми авиаперевозками, около 20 юридических лиц в 7 странах мира. Внедрено бюджетное управление. В системе Oracle Hyperion Planning работают более 50-ти пользователей. И это только центральный офис — в текущем году компания планирует масштабирование своей системы на все региональные подразделения, рассказывает Слиньков. Другой клиент «Коруса» — фармацевтический дистрибьютор. Количество сотрудников в автоматизируемых подразделениях — около 2,5 тыс. человек. Компания — российское представительство международной корпорации. Проект идет в рамках глобального внедрения системы бюджетного управления Oracle Hyperion Planning. В одном машиностроительном холдинге «Корус» внедряет систему управленческого анализа Business Objects, в другом — систему финансовой консолидации.

Анатолий Сёмин сообщает о подготовке проекта в крупной страховой компании. Функционал BI-системы будет охватывать анализ показателей всех основных бизнес-процессов: страховых требований (выявление наиболее прибыльных и убыточных направлений страхования и регионов их предоставления), операций (оценка эффективности возмещения ущерба как по финансовым показателям, так и по трудозатратам), эффективности работы сотрудников, работы страховых агентов, работы с партнерами, продаж, взаимоотношения с заказчиками, эффективности выполнения запросов на обслуживание. Руководство заказчика рассматривает внедрение BI-системы как антикризисную меру по оптимизации деятельности всей страховой компании, подчеркивает Сёмин.

Ряд новых проектов со средними и крупными заказчиками, начатых в промышленном производстве, отмечает Владимир Водянов. По его мнению, особенно активны машиностроение, мебельная и деревообрабатывающая промышленность, добыча нефти и газа, пищевая промышленность, сферы профессиональных услуг и развлечений, все виды розничной и оптовой торговли (включая автомобильную) и область банковских и инвестиционных услуг.

Общий взгляд

Очевидно, что в текущем году проектный бизнес интеграторов, связанный с внедрением корпоративного ПО, неминуемо снизит обороты. IDC прогнозирует наиболее заметное снижение расходов на ИТ в производственном секторе; кроме того, сильный спад ждет розничную и оптовую торговлю, строительство и добывающую промышленность. Несколько меньше пострадают транспорт, связь, энергетика и государственный сектор. В пятилетний прогнозируемый период (2008–2012 гг.) расходы на ИТ в России, по мнению IDC, будут расти ежегодно в среднем на 5,8%. Как интеграторы собираются пережить трудные времена?

По мнению Сергея Щербины, заказчики развивают только те проекты, выгода которых очевидна в малой и среднесрочной перспективе. Небольшие компании ориентируются на готовые решения, приносящие быструю выгоду и внедрение которых требует нескольких недель или месяцев, откладывая крупные, «долгоиграющие» проекты на будущее. Поэтому интеграторы должны сформировать и научиться предлагать такие легко тиражируемые, технологичные решения, полагает он. Филипп Домитеев считает, что сокращение числа консалтинговых проектов отчасти компенсируют проекты развития и поддержки, а также услуги по аутсорсингу.

В условиях финансовой непредсказуемости лучше отказаться от длительных (больше полугода) проектов в пользу компактных, с вполне понятным результатом, поддерживает коллег Слиньков. ИТ-инструменты должны внедряться только ради конкретного эффекта или пользы. Модные в последние годы внедрения ИТ «для повышения капитализации компании» или «в рамках выхода на IPO» канули в Лету, считает он. Эту точку зрения разделяют многие эксперты.

«По сравнению с прошлым годом мы ожидаем снижение объемов ИТ-рынка в общем и увеличение доли услуг в частности», — говорит Максим Андреев. — Сегодня многие компании заинтересованы в недорогих решениях, которые быстро внедряются и дают гарантированный экономический эффект. Для таких организаций мы сформировали специальные комплексные предложения, в частности и на базе CPM-систем. Однако некоторые руководители уже приступили к подготовке корпоративных бизнес-приложений, планируя существенный рост объемов бизнеса в ближайшее время. Они интересуются „тяжелыми“ решениями класса ERP и готовы во время прохождения „дна кризиса“ подтягивать „тылы“ — оптимизировать учетные процессы, логистику и т. д. Ведь когда начнется рост, у них вряд ли хватит времени для того, чтобы вплотную заниматься задачами автоматизации, — нужно будет захватывать рынок».

Вместо заключения

Итак, пришла пора быстрых и недорогих проектов с понятной эффективностью. Кроме проверенного годами инструментария ведущих производителей в таких проектах начинает шире, чем раньше, применяться ПО с открытым кодом. Если тенденция получит дальнейшее распространение, что весьма вероятно, интеграторам потребуется освоить новые для себя навыки и методы работы. ERP-консультантам придется, видимо, сменить амплуа, заняться оптимизацией уже созданного и массовой генерацией аналитических отчетов. А всем вместе — ждать лучших времен.


Версия для печати (без изображений)