После успешного 2007 г., когда рынок устройств печати вырос на 20%, 2008-й принес игрокам много разочарований. В I и II кварталах наблюдалось продолжение роста (по данным IDC — на 14,6 и 9,3% по сравнению с аналогичными периодами 2007 г.), а уже осенью, когда в России все отрасли реально ощутили влияние кризиса, продажи начали падать. Отрицательная динамика III и IV кварталов превысила рост в первом полугодии, и по итогам 2008 г. рынок устройств печати в России сократился более чем на 16% в количественном отношении. По данным IDC, в 2008 г. в страну было поставлено 4,49 млн. принтеров, копиров и многофункциональных устройств (МФУ), что на 16,4% меньше, чем в 2007 г. В группу наиболее крупных поставщиков, как и годом ранее, вошли (по убыванию долей рынка в денежном выражении) HP, Xerox, Canon, Samsung и Epson. По данным ITResearch, объем рынка печатающих устройств в штуках сократился на 10% и составил 4,75 млн. единиц оборудования. В денежном выражении продажи уменьшились на 5,4%.

По словам Алексея Плотникова, директора департамента дистрибуции малой офисной техники «Xerox Россия», рынок печатной техники сегмента SOHO/СМБ в 2008 г. сократился примерно на 20% и его объем составил немногим более 2,4 млн. устройств, что в денежном эквиваленте соответствует 680 млн. долл. В «ООО Самсунг Электроникс Рус Компани» объем рынка лазерных устройств печати оценивают в штучном выражении в количестве около 2,5 млн. изделий. По сравнению с 2007 г. рынок лазерных устройств печати стал меньше примерно на 20%.

При этом сегменты принтеров и копиров, согласно IDC, показали практически одинаковые темпы снижения — около 30%, а вырос в 2008 г. только сегмент МФУ, объем которого (в штуках) за год увеличился на 4%. В результате доля МФУ в 2008 г. составила 56% и впервые превысила суммарную долю принтеров и копиров. Цифры ITResearch немного отличаются — за год настольные МФУ составили больше половины (51,4%) всех проданных печатающих устройств (в 2007 г. — около 45%). Этот рост произошел в основном за счет сегмента струйных аппаратов.

Также по данным ITResearch, по итогам 2008 г. увеличился и рынок оригинальных картриджей. Их было продано 27,2 млн. шт. на сумму в 1340 млн. долл. По сравнению с 2007 г. рынок прибавил соответственно 15 и 30%. В первых трех кварталах 2008 г. динамика продаж лазерных и струйных картриджей была положительная. Это позволило рынку, даже несмотря на отрицательную динамику в IV квартале в обоих сегментах, остаться в плюсе относительно 2007 г. Особенно тяжелым стал IV квартал 2008 г. По данным ежеквартальной сводки IDC Russia Quarterly Hardcopy Peripherals Tracker, после «слабого» III квартала многие поставщики ожидали в IV квартале традиционного роста продаж, но его не произошло, поскольку склады дистрибьюторов и некоторых поставщиков были заполнены продукцией, не реализованной в III квартале. «Чтобы хоть как-то оживить сбыт, многие старались торговать с минимальной прибылью, но практически все дистрибьюторы столкнулись в конце прошлого года с одной и той же проблемой — затовариванием склада. Поэтому о формировании новых заказов можно было забыть, что также отразилось на общих показателях», — говорит управляющий партнер ГК «Фан» Евгений Коликов. «Еще в сентябре на рынке наблюдался небольшой спад по сравнению с 2007 г. Но серьезно кризис сказался на продажах только в октябре, и результаты IV квартала оказались в 2 раза хуже, чем в 2007 г. В итоге годовой объем рынка существенно уменьшился, — рассказывает Ко Хасэгава, глава московского представительства Konica Minolta. — В IV квартале рынок „заморозился“». В то же время дистрибьюторы и дилеры начали сокращать свои товарные запасы. И все эти факторы оказывали негативное влияние на рынок начиная с октября». По мнению Сергея Ицкова, менеджера по продукции Xerox дистрибьюторской компании MICS, в результате кризиса масштабы рынка в целом остались на уровне 2007 г.

Корпоративный сегмент устройств печати в 2008 г. в компании «АРТ Дистрибьюшен» оценивают в 700 млн. долл., а его падение в конце года — почти до уровня середины 2006 г. с очевидной тенденцией к продолжению падения. С реакцией на кризис корпоративного сегмента связано, по мнению IDC, падение спроса на монохромные лазерные устройства печати (как принтеры, так и МФУ) в III квартале и особенно сильное — в IV квартале. Кроме того, конец 2008-го и начало 2009 г. были отмечены сокращением и даже отменой многих тендеров и закупок, что заметно сказалось на объемах поставок в сегменте лазерных устройств.

Последние победы

Анализируя рынок устройств печати в 2008 г., надо отдельно рассматривать результаты первой и второй половины года. Докризисное полугодие было вполне успешным. «В первые три квартала рынок рос впечатляющими темпами в большинстве сегментов. Например, в самом молодом сегменте — полноцветных low-end принтеров и МФУ увеличение бизнеса характеризовалось трехзначными числами. Отчетливо наблюдались главные тенденции последних лет — увеличение спроса на цветную печать и миграция от принтеров к МФУ. Рынок прекрасно принимал новинки модельного ряда. После сентября спрос стал стремительно угасать, пожалуй, с небольшим всплеском в конце года в розничных сетях», — говорит Алексей Плотников. «В первой половине года потребители проявляли повышенный интерес к цветной лазерной печати и высокопроизводительным устройствам среднего и верхнего ценовых сегментов», — рассказывает Константин Кимельман, директор подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений, HP Россия. В «ООО Самсунг Электроникс Рус Компани» также полагают, что в этот период основными «двигателями» рынка были лазерные многофункциональные устройства печати (как монохромные, так и цветные) и цветные лазерные принтеры.

В этот период производители активно боролись за доли рынка, выпускали новые модели, снижали цены, особенно в сегменте low-end. Активный рост в I и II кварталах связан также и с тем, что и госсектор, и частный бизнес были готовы тратить средства на развитие собственной ИТ-инфраструктуры, выделяя на это весомую долю своих бюджетов.

Когда появились первые признаки кризиса, потребители стали более экономно подходить к использованию средств. Уже в августе-сентябре обозначились первые предпосылки снижения объемов продаж, но еще была надежда на традиционный «предновогодний» рост. Однако в октябре началось существенное снижение продаж — на 20–40% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Заказчики стали откладывать сначала покупки, связанные с развитием своего бизнеса, а потом и «необязательные замены» оборудования. В итоге под давлением кризиса покупка новых устройств диктовалась необходимостью замены или проходила в рамках долгосрочных проектов или проектов, отложенных на конец года из-за особенностей финансирования. Например, активно развивавшийся в первом полугодии сегмент широкоформатных устройства к концу года показал серьезный спад продаж из-за «замораживания» ИТ-бюджетов основных потребителей подобных аппаратов — строительных компаний, машиностроительных предприятий и пр.

«Во втором полугодии началось „проседание“ среднего сегмента рынка. А в нише SOHO самое сильное падение отмечено в I квартале 2009 г., — поясняет Ирина Денисова, директор по закупкам и маркетингу компании RSI. — При этом IV квартал сумел удержаться от „вхождения в пике“ благодаря тому, что это всегда был „высокий сезон“. По традиции многие проекты были завершены в IV квартале. Кроме того, в этот период усилились ценовые войны, поскольку компании стремились минимизировать складские запасы. Эти факторы позволили сохранить продажи на приемлемом уровне».

Рубль падает, цены растут

Кризис стал причиной колебания курса рубля, что повлияло на динамику цен рынка печатных устройств в 2008 г. Все эксперты отметили, что первая половина года была достаточно стабильной — если снижение стоимости продукции и наблюдалось, то лишь в рамках долгосрочной тенденции эрозии цен. «В течение первых двух кварталов отмечалось небольшое, как и в предыдущие два года, снижение цен, на 2–3%. Отдельные модели, правда, подешевели сильнее, но доля этих моделей в общей массе была невелика, и поэтому на общем уровне снижения цен это практически не отразилось», — считает Евгений Коликов. «Если говорить об изменении цен, в частности на устройства Xerox, то в 2008 г. наблюдалось некоторое снижение их средней стоимости. Так, персональные принтеры подешевели в среднем на 10%, МФУ формата А4 — на 7–8% (в долл.). Однако рублевая инфляция в конце года свела на нет эту тенденцию и привела к росту стоимости продукции в рублях», — рассказывает Сергей Ицков.

В середине года борьба в каналах сбыта обострилась. «Ценовые войны в корпоративном сегменте получили во II квартале 2008 г. серьезнейший импульс. Причем частично этот импульс „спонсировали“ дистрибьюторы, избавлявшиеся от „перезатаренных“ складов любыми средствами, вплоть до прямых продаж. Свою долю внесли и вендоры, стремившиеся выполнить план продаж во что бы то ни стало. В результате на рынке сложилась обстановка, когда часть моделей были „убиты“ по цене, причем задолго до декабря», — считает Елена Жуплатова, генеральный директор ООО «АРТ Дистрибьюшен».

Даже когда в III квартале валютный курс начал заметно меняться и необходимо было корректировать цены в сторону увеличения, участники рынка все равно предпочитали «держать» для клиентов «старые» цены. Однако бесконечно это продолжаться не могло, и с октября цены практически на все виды оборудования и расходные материалы «поползли» вверх. Это происходило не только на рынке печатных устройств, повышение цен затронуло все импортные товары.

Устойчивый к кризису low-end

Мы попросили наших экспертов назвать главные тенденции на рынке устройств печати. Они отметили рост популярности МФУ и увеличение спроса на цветные лазерные принтеры.

«Основным трендом рынка периферии в 2008 г. стало падение продаж принтеров и копиров по сравнению с 2006–2007 гг., — считает Ирина Денисова. — При этом в прошлом году мы также отметили увеличение спроса на цветные лазерные принтеры и МФУ с одновременным снижением цен на них». В компании «Фан» обращают внимание на то, что сегмент персональных настольных аппаратов оказался самым «устойчивым к кризису» — в семействе недорогих персональных принтеров и цветных МФУ спрос упал минимально по сравнению со всеми остальными сегментами печатной техники. А в ряде случаев этого вовсе не произошло: был рост. Например, в сегменте принтеров со скоростью печати 13–20 стр./мин.

Простые принтеры и копиры все менее интересны потребителю, так как полностью замещаются МФУ. «Продажи принтеров в прошлом году сильно уменьшились, спрос переместился на устройства „всё-в-одном“», — говорит Ко Хасэгава. Большинство наших экспертов отметило, что в целом, за весь 2008 г., домашних устройств было продано больше, чем моделей для корпоративного сектора.

Кирилл Судариков, руководитель отдела продуктового маркетинга департамента информационных технологий и B2B компании «ООО Самсунг Электроникс Рус Компани», обращает внимание на обострение борьбы на рынке лазерных МФУ. Ко Хасэгава выделил следующие «докризисные» тенденции — продолжительный рост продаж аппаратов среднего и верхнего сегментов, а также полноцветных копировальных и многофункциональных устройств для офиса. Константин Кимельман помимо роста доли МФУ в поставках указал на расширение ассортимента расходных материалов для пользователей с различным объемом печати, активное внедрение беспроводных интерфейсов в устройства печати и дальнейшее распространение сервисных контрактов с прямой поставкой расходных материалов. Он также отметил, что многие производители, включая Hewlett-Packard, перешли на прямые поставки оборудования в Россию.

Самый быстрорастущий сегмент, по словам Алексея Плотникова, — цветные персональные МФУ формата А4. Эта ниша выросла почти на 60%. Вторым за счет большого числа проектов в 2008 г. стал сегмент монохромных принтеров для рабочих групп. Он увеличился на 18%. Сергей Ицков считает, что сбыт производительных монохромных принтеров вырос примерно на 10%. Третий сегмент — монохромные МФУ формата А4. Их рост составил несколько процентов. «Конец 2007 г. и весь 2008 г. были отмечены развитием новой ниши — цветных лазерных аппаратов low-end. Эти настольные принтеры и МФУ (цена — 200–250 долл.) показали трехзначный темп роста продаж за год и двузначный за квартал. Кроме того, рост был отмечен в сегментах сетевых принтеров и МФУ формата А4», — говорит Алексей Плотников.

Потребность в оборудовании печати к концу года не исчезла, но клиенты достаточно оперативно переориентировались на покупку менее производительной и соответственно более дешевой техники.

Как отмечалось выше, в 2008 г. настольные МФУ составили больше половины всех проданных печатающих устройств. «Все ведущие поставщики и их партнеры продвигали именно многофункциональные устройства, особенно в струйном сегменте, — считает Алина Селиверстова, аналитик IDC по рынку периферийных устройств. — Кроме того, такие устройства оказались наиболее востребованными в условиях кризиса, чему дополнительно способствовало дальнейшее снижение цен».

Сегмент струйных МФУ, по данным ITResearch, оказался единственным на всем российском рынке hardcopy сегментом, в котором продажи по сравнению с 2007 г. увеличились. На это повлияли два фактора. Во-первых, МФУ в целом сейчас развиваются значительно лучше однофункциональных. Во-вторых, производителям удалось несколько подправить показатели струйной технологии по производительности и особенно по затратам на печать, что сделало их более привлекательными для решения бизнес-задач в офисе.

«В 2008 г. наметились качественные изменения в сегменте СМБ. Все больше пользователей выбирали струйные устройства. Струйные принтеры и МФУ, специально разработанные для качественной и четкой печати не только фотографий, но и документов на обычной бумаге, обладают рядом преимуществ, — поясняет Светлана Понаревская, менеджер московского представительства компании Epson Europe B.V. по струйным принтерам и МФУ. — Они дешевле и компактнее лазерных устройств, обладают достаточно высокой скоростью печати, не имеют дорогих комплектующих частей, подлежащих замене, а некоторые модели превосходят лазерные аналоги также по экономичности печати — имеют в несколько раз более выгодную стоимость отпечатка. В дальнейшем эта тенденция только укрепится, т. к. в условиях кризиса покупатели становятся более чувствительными к цене на устройство и расходам на печать. В этой ситуации недорогие и экономичные струйные принтеры и МФУ являются очень актуальным предложением».

По словам Кирилла Сударикова, в сегменте лазерных устройств в 2008 г. объем лазерных МФУ в штучном выражении впервые превысил объем лазерных принтеров.

Каким был IV квартал для сегмента МФУ? Эксперты расходятся в оценках. С одной стороны, в условиях кризиса совмещение нескольких устройств в одном усиливает интерес рынка к МФУ. С другой, поскольку в этот период даже незначительная разница в цене за более высокий функционал становится для покупателей существенной, они начинают обращать внимание на более простую технику. «В течение „докризисного“ периода МФУ доминировали над принтерами — практически на один проданный принтер приходилось два МФУ. В IV квартале ситуация изменилась — спрос, особенно розничный, опять стал смещаться в сторону менее дорогих устройств, принтеров», — говорит Алексей Плотников. Пользователи сегмента low-end сейчас стоят перед проблемой выбора — что купить: принтер или МФУ? Но если пользователю необходимо профессиональное оборудование из более дорогого сегмента, он по-прежнему останавливает свой выбор на соответствующих принтерах и сканерах.

Возьмут ли кризис «за рога»?

Экономические прогнозы — вещь условная. Так, IDC исходит из того, что небольшого оживления на рынке печати можно ожидать лишь во второй половине года при условии улучшения общей экономической ситуации. При таком сценарии, по прогнозам IDC, российский рынок устройств печати сократится в 2009 г. на 33% по сравнению с 2008 г. В первом полугодии 2009 г. традиционные сезонные колебания рынка печатающих устройств будут нивелированы за счет кризиса, уровень поставок останется низким. В наибольшей степени пострадает сегмент копиров, а МФУ будут медленно укреплять позиции. «Если говорить о том, какие сегменты в условиях кризиса не будут „падать“ в 2009 г., то можно назвать сегмент цветных МФУ начальной ценовой категории и сегмент монохромных МФУ с возможностью перезаправки картриджей. Возможно, доля МФУ на рынке печати увеличится», — говорит Евгений Коликов.

Очевидно, что потребитель будет экономить. Главный вопрос — как именно? Артем Титов, менеджер московского представительства компании Epson Europe B.V. по бизнес-технике, считает, что у корпоративных пользователей при условии снижения бюджетов на ИТ есть две стратегии — купить привычное оборудование в меньшем количестве или оборудование в привычном количестве, но менее дорогое. Чтобы убедить клиента выбрать первый вариант, производители готовы предложить специальные условия. «Epson никогда не будет самым дешевым брендом на рынке. Тем не менее в сложившейся ситуации мы стремимся поддержать корпоративных заказчиков и готовы рассматривать предоставление специальных конкурентоспособных условий на технику с более высокой надежностью и производительностью», — поясняет Артем Титов.

Ирина Денисова отмечает, что кризис стимулировал рост продаж в сегменте дешевых моноустройств (струйные принтеры, сканеры). «В корпоративных продажах наблюдается нарастающий спрос на многофункциональные устройства», — добавляет она.

Все это неминуемо приведет и к изменению партнерских сетей. «Вчерашние лидеры, не справившись с бременем избыточной структуры, долгов и падением продаж, могут сократить свое присутствие на рынке. С другой стороны, устойчивые и высокопрофессиональные команды либо небольшие компании, всегда работавшие „на собственных деньгах“, получают шанс занять новые рыночные ниши. Мы предпринимаем определенные шаги по идентификации этих „будущих звезд“, и „Xerox Россия“ надеется начать с ними совместный бизнес еще до окончания кризиса», — говорит Алексей Плотников.

Расклад сил сможет измениться, если кто-то из вендоров не поддержит предложения, направленные на конечного пользователя, заказчика или партнера. Вендоры в условиях кризиса должны стать более гибкими во взаимоотношениях с партнерами и ужесточить требования к реакции собственных сотрудников на возникающие проблемы и запросы игроков канала. Потребуется эффективная работа производителя с каналом — определение валюты и минимизация колебаний прайс-листа, предсказуемая доступность товара, оптимизация складских запасов. Ко Хасэгава убежден, что в сегменте В2В простая дистрибуция продуктов становится неактуальной, и укрепят позиции те вендоры, которые уделяют больше внимания поддержке клиентов и сервису. Но сохранить лояльных партнеров будет непросто. «Как во время любого кризиса, расстановка сил на рынке изменится. Выиграют те из вендоров и дистрибьюторов, кто сумеет сохранить канал сбыта — то есть те, чьи дилеры, во-первых, выживут, во-вторых, сохранят лояльность. То, что происходило на рынке в последние три квартала, этому не способствовало», — полагает Елена Жуплатова.

Производители пока заявляют о своей готовности «взять кризис за рога» и проводить агрессивную ценовую и маркетинговую политику. Хотя объем рынка лазерных устройств печати, по прогнозам Samsung, сократится в 2009 г. в штучном выражении более чем на 30%, что обострит борьбу за лидерство на этом рынке, вендор заявляет о своих успехах на рынке лазерных устройств в IV квартале 2008 г. и планах на лидерство в 2009 г. По словам Наиля Гималиева, директора по маркетингу и развитию бизнеса российского представительства Brother, фирма перешла к импортированию продукции, что дает дополнительные возможности в развитии канала.

Даже если в отдельных сегментах ситуация и будет немного лучше, чем по рынку в целом, игроки прекрасно понимают «масштабы бедствия». И пытаются найти новые стратегии. Понятно, что потребителям нужна печать, и поэтому есть как минимум один сегмент, в котором спрос все равно сохранится, — это продажа расходных материалов. Возможно — также и запчастей. «В корпоративном сегменте всё совсем не так печально. По нашей информации, несмотря на ощутимое сокращение средств, выделяемых на развитие и обновление парка печатающих устройств, заказчики в целом сохранили бюджеты на закупку расходных материалов и запасных частей — ведь потребности в печати документов сохраняются, а вместо планировавшейся ранее полной замены устройств владельцы бизнесов в период кризиса предпочитают продлить срок их работы, проводя плановый ремонт техники», — говорит Елена Жуплатова. Константин Кимельман уверен, что кризис заставит многих покупателей изменить свое отношение к устройствам печати в сторону максимальной эффективности их использования, — это прежде всего касается возможностей оптимизации установленного парка оборудования, появления вторичного рынка устройств печати, совместного использования устройств печати в рабочих группах.

Как и в других секторах российской экономики, на рынке устройств печати есть и сокращение инвестиций, и «замораживание» средств. Когда клиенты снова начнут активно инвестировать? Этим вопросом сегодня задаются многие экономисты, но ответа на него нет. Ясно, что рынок изменился, и всем придется меняться вместе с ним. На смену задачам роста и расширения бизнеса пока приходят другие — умение принимать решения в быстро меняющейся ситуации, осторожность, основанная на фактах, и мгновенное реагирование на изменения рынка.


Версия для печати (без изображений)