В конце 2007 г. компания ASUS вывела на рынок дешевый миниатюрный аналог ноутбука с 7-дюйм экраном, названный Eee PC. Intel предложила именовать подобные мобильные устройства для работы в Интернете «нетбуками», а их компактные настольные аналоги — «неттопами» и выпустила для них новые процессоры Atom. Уже к середине 2008 г. на рынке появилось множество моделей нетбуков на базе Atom, а к концу года — первые неттопы.

Нетбуки: «взрывной» рост продаж

По данным исследовательской компании DisplaySearch, в III квартале 2009 г. нетбуки заняли 22,2% общего объема поставок мобильных ПК в мире. По оценкам аналитиков DisplaySearch, только во II квартале 2009 г. количество проданных нетбуков увеличилось по сравнению с предыдущим кварталом на 37%, а за год их продажи выросли на 264%. В России, как подсчитала IDC, в III квартале 2009 г. доля нетбуков на рынке достигла 22,7% объема продаж всех мобильных ПК, превысив прошлогодний показатель на 3,1%.

В то же время, как свидетельствует аналитическая компания NPD Group, нетбуки значительно подешевели — за год, к осени 2009 г., средняя цена этого устройства на мировом рынке упала на 29% (с 506 до 361 долл.), в то время как средняя цена ноутбука оставалась достаточно высокой, хотя и снизилась на 10% (с 867 до 781 долл.).

Роман Вераксич, менеджер отдела ноутбуков Samsung Electronics, считает, что нетбуки стали популярны потому, что смогли удовлетворить не реализованную потребность пользователей в ультрамобильности.

С такой оценкой полностью согласен Владимир Шибанов, старший вице-президент компании «Аквариус»: «Первые модели нетбуков создавались специально под крупные коммерческие проекты в образовательных учреждениях. Следующее поколение нетбуков вызвало большой интерес покупателей как дешевое, удобное и легкое средство для коммуникаций».

Стоит отметить, что нетбуки в массовом количестве начали появляться на российском рынке к осени 2008 г., а разразившийся тогда же экономический кризис заставил большинство пользователей выбирать более дешевые решения. Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ, отмечает «Нетбуки позиционируются как компактное мобильное устройство с постоянным доступом в Интернет, но широкое распространение в России получили благодаря тому, что стали „самым бюджетным“ решением для покупателя ПК, не планирующего использовать каких-либо специфических, ресурсоемких приложений».

Ирина Кузнецова, менеджер по работе с ключевыми партнерами компании «Lenovo Россия», подтверждает: рост популярности нетбуков совпал с началом финансового кризиса, когда фактор цены стал играть важную роль. Однако она считает, что покупатель также учитывает возможности, которые предоставляет подобное устройство: «Подчас возможность подключения к Сети является решающим критерием для покупателя».

В середине 2008 г. Intel выпустила специально для нетбуков дешевые процессоры Atom. «Благодаря этому в прошлом году пользователи впервые получили возможность за небольшие деньги приобрести действительно легкое мобильное устройство с функциональностью ПК для обработки стандартных „офисных“ приложений», — напоминает Михаил Петренко, генеральный директор компании «Авирса Электроникс».

Денис Минов, менеджер «Dell Россия» по маркетингу клиентских продуктов, также склоняется к мнению, что повышенный спрос на нетбуки в России объясняется как низкими ценами, так и возможностью их владельцев всегда оставаться в режиме online. В то же время он отмечает: «Задуманные как „сверхбюджетные“ решения для развивающихся рынков, нетбуки сначала получили распространение в качестве вторых-третьих ПК (в том числе и в России) и в итоге для многих стали основными мобильными рабочими устройствами».

Это мнение разделяет Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу персональных систем Fujitsu Technology Solutions: «Поначалу внимание потребителей привлекли низкая цена и новизна. Сейчас спрос в большей степени обусловлен необходимостью иметь мобильное средство доступа в Интернет». Справедливость такого взгляда подтверждают результаты опроса, проведенного NPD Group: шесть из десяти покупателей назвали «портативность» важнейшей причиной приобретения ими нетбука.

Еще в первых нетбуках Eee PC компания ASUS предложила простое и легкое подключение как к проводным, так и к беспроводным сетям. В последующих моделях ASUS и других производителей появились более широкие возможности доступа в Интернет за счет подключения к сетям мобильной связи стандартов 3G и 4G. Как считает Алексей Осипов, представитель ASUS по продажам, именно необходимость иметь постоянный доступ к ресурсам Интернета стала в последнее время «движущим фактором» все более широкого распространения нетбуков: «В связи с быстрым развитием 4G- и 3G-сетей у пользователей появилось больше преимуществ и больше возможностей для выхода в Интернет в любое время: нетбуки идеально подходят для этого».

В то же время Тадато Кимура, руководитель подразделения Vaio, отдел маркетинга компании «Сони Электроникс», считает, что на российском рынке нетбуки пока не получили широкого распространения: «Нетбук подходит в качестве „второго“ ПК для тех, кому действительно нужно простое мобильное устройство для постоянного доступа в Интернет. Распространение ПК в России все еще слабое*, и потому из-за низкой цены многие пользователи покупают нетбуки в качестве „первого“ ПК. Однако когда они начинают им пользоваться как основным компьютером, его производительности и возможностей оказывается недостаточно, постепенно пользователи это понимают».

Что ценит покупатель в нетбуке

«Для тех, кто ищет „второй“ мобильный ПК, важными факторами могут оказаться легкость и компактность нетбука при доступной цене, им будет важен доступ в Интернет по сетям Wi-Fi, WiMAX или 3G, — считает Тадато Кимура. — Производительность, длительное время работы от батареи и дизайн тоже существенны, но при малой стоимости устройства этими характеристиками покупатель может пожертвовать. Для тех же, кто рассматривает нетбук как основной компьютер, выбора нет — им важна производительность и настоящая мобильность (включая компактность и время работы от батареи), что в конечном счете приводит к удорожанию продукта».

Для компании «Аквариус», поставляющей нетбуки Aquarius в основном в образовательные учреждения в составе мобильного компьютерного класса AquaCart, главными параметрами являются малый вес и длительное время автономной работы от аккумуляторов. «Школьники могут работать с ним на уроках целый день без подзарядки», — подчеркивает Владимир Шибанов.

По мнению компании ASUS, в предлагаемых ею моделях нетбуков нельзя выделять какое-то одно, наиболее важное качество. «Мы делаем акцент как на функциональности и компактности, так и на длительном времени автономной работы и дизайне, а также на качестве этих устройств», — заявляет Алексей Осипов.

Роман Вераксич также считает, что для большинства пользователей важен баланс таких характеристик, как функциональность, малый вес и миниатюрность: «Но особо хотел бы отметить время работы от батареи. Уже сейчас мы предлагаем нетбуки, которые работают без подзарядки до 11 часов».

Функциональные возможности нетбуков у разных производителей схожи, поскольку абсолютное их большинство создано на платформе Intel Atom. Еще на одну общую черту нетбуков указывает Мария Соловьева: предустановленные в них ОС (в большинстве Windows XP) и наборы приложений стали неким «отраслевым стандартом», сложившимся де-факто.

Поэтому, чтобы как-то выделить свои продукты на рынке, отмечает Сергей Грибанов, компания Fujitsu Technology Solutions большое внимание уделяет уменьшению габаритов и массы при увеличенном времени автономной работы.

С этой же целью производители стали выпускать нетбуки в разной цветовой гамме. «Оформление превращает нетбук в имиджевый аксессуар, нацеленный на определенную группу пользователей», — считает Сергей Грибанов.

Резюмируя, можно сказать: большинство представителей компаний — поставщиков нетбуков в Россию сходится во мнении, что «формула» удачного нетбука — это компактность + малый вес + функциональность + длительное время автономной работы + привлекательная цена. Хотя, по мнению Ирины Кузнецовой, дополнительную ценность для покупателей могут представить поставляемые вместе с нетбуками наборы специального ПО, например антивирус и программа для быстрого восстановления ОС.

Когда нетбуки становятся похожими на ноутбуки

Intel считала, что процессор Atom должен использоваться исключительно в нетбуках, где его производительности достаточно для того, чтобы работать в Интернете и обрабатывать стандартные офисные приложения. В конце 2008 г. наряду с одноядерными Intel начала выпуск двухъядерных процессоров Atom для установки в настольные системы — неттопы. При этом вендор пытался воспрепятствовать использованию платформы Atom в ноутбуках.

«Очевидно, что принципиальная разница между нетбуком и ноутбуком — в функционале и удобстве использования», — поясняет Владимир Шибанов. По его словам, маленькие экран и клавиатура, уменьшенное разрешение экрана нетбука практически сводит его использование к интернет-серфингу и обмену электронными письмами. «Однако вычислительной мощности Atom вполне хватает для решения более широкого спектра задач. Поэтому вполне логично появление ноутбуков на базе данного процессора», — считает руководитель «Аквариуса».

Не случайно некоторые производители, например Sony, «ослушались» Intel и начали выпускать ноутбуки на базе Atom. Тадато Кимура заявляет: «Если общая производительность устройства отвечает задачам потребителей, то любая его конфигурация, включая применение процессора Atom, допустима. У Sony есть две серии компьютеров на базе Atom — Vaio P и Vaio X, но мы позиционируем их как ультрамобильные ноутбуки, а не как нетбуки».

Но, по мнению Intel, смешивать в сознании покупателя ноутбуки и нетбуки не следует. Поэтому в 2009 г. специально для недорогих «тонких и легких» ноутбуков компания выпустила новую серию процессоров CULV (Consumer Ultra-Low Voltage), которые при высокой производительности обладают низким уровнем энергопотребления.

Мнение Intel о том, что нельзя «смешивать» ноутбуки и нетбуки, вполне разделяют в компании ViewSonic; Мария Соловьева говорит, что помимо разницы в размере у «тонких и легких» ноутбуков по сравнению с нетбуками есть еще и преимущество в функционале: «Платформа Atom — это отличное решение именно для нетбуков. Сегмент „тонких и легких“ ноутбуков будет развиваться на базе более производительной платформы Intel CULV».

Ее поддерживает Алексей Осипов, который утверждает, что нетбуки и ноутбуки на базе CULV-платформы — это два разных типа устройств: «Ноутбук на базе CULV — это легкий, компактный бизнес-ноутбук с длительным временем автономной работы, предназначенный для решения широкого спектра задач».

Здесь стоит отметить важное замечание, сделанное Денисом Миновым. Признавая Atom хорошей платформой для нетбуков, он говорит, что благодаря низкому энергопотреблению процессоров CULV появилась возможность создавать «тонкие и легкие» ноутбуки с экраном от 10 дюймов, превосходящие по производительности нетбуки на основе Atom как минимум на 40%: «Эти ноутбуки похожи на нетбуки по размерам и приближаются к ним по цене, но нетбуками они уже не являются». В качестве примера он приводит ноутбук Inspiron 1110, сочетающий мобильность нетбука с производительностью и возможностями ноутбука.

Lenovo также выпустила ультрамобильные портативные ПК с процессорами Intel CULV. «Мы предоставляем пользователю выбор: компактный нетбук либо универсальный, „тонкий и легкий“ ноутбук с полноразмерной клавиатурой и большим экраном», — заявляет Ирина Кузнецова.

Однако, как полагает Михаил Петренко, в настоящее время нет четкого разделения понятий «ноутбук» и «нетбук», поэтому, видимо, прежде всего стоит говорить о размере матрицы устройства.

Стоит напомнить, что после выпуска первого нетбука (Eee PC 701) ASUS поняла, что 7-дюйм экран неудобен для пользователей, и вскоре появился нетбук с экраном 9 дюймов. Дальше — больше, и вслед за ASUS производители начали выпускать модели нетбуков с экранами 10, 11 и даже 12 дюймов, приближая их по размерам к ноутбукам.

Многие покупатели нетбуков на базе Atom были недовольны также ограниченными возможностями графической подсистемы Intel. Этим воспользовалась компания NVIDIA, которая создала платформу Ion, встроив в совместимый с Intel Atom набор микросхем логики достаточно мощный графический процессор GeForce 9400, обеспечивающий качественное воспроизведение трехмерной графики и просмотр видео с высоким разрешением. Аналитики полагают, что на рынке будет появляться все больше нетбуков с расширенными графическими и мультимедийными возможностями. Среди них недавно выпущенный ASUS мультимедийный нетбук Eee PC 1201N на базе Intel Atom 330 и NVIDIA Ion, а также IdeaPad S12 компании Lenovo на платформе NVIDIA Ion, который обеспечивает подключение к сети Yota для просмотра высококачественного видео и который, как утверждает Ирина Кузнецова, в ближайшее время начнет поставляться в Россию.

«Ноутбуки на базе процессора Atom — это попытка расширить функционал нетбука. Но сейчас такие устройства столкнулись с острой конкуренцией со стороны недорогих ноутбуков на основе процессоров CULV», — считает Сергей Грибанов.

Смогут ли нетбуки потеснить ноутбуки?

Отвечая на этот вопрос, представители фирм-производителей расходятся в оценках степени распространенности нетбуков и их влияния на рынок мобильных ПК в целом.

Так, Алексей Осипов считает, что доля нетбуков на мировом и российском рынках уже превысила 20% и останется такой в следующем году: «Вряд ли нетбукам удастся далее потеснить ноутбуки, по крайней мере, до тех пор, пока нетбуки остаются „вторым“ компьютером».

Однако Роман Вераксич уверен, что 2010 г. станет годом восстановления, когда объем продаж мобильных ПК в натуральном выражении достигнет докризисного уровня 2008 г., чему в немалой степени поспособствуют нетбуки: «Темпы прироста продаж нетбуков в 2010 г. в натуральном выражении ожидаются на уровне 30–35%, и их доля будет колебаться на том же уровне, что и в мире».

По мнению Марии Соловьевой, нетбуки — это уже вполне состоявшийся сегмент рынка, поскольку альтернативы им в плане сочетания мобильности, удобства, функционала и цены пока нет: «Сближение цен между недорогими ноутбуками и нетбуками, а также появление „тонких и легких“, более доступных по цене CULV-ноутбуков не будут способствовать существенному росту доли нетбуков. Скорее всего, в 2010 г. она вырастет незначительно». Она полагает, что нетбуки не «вытесняют» ноутбуки, а лишь расширяют круг потенциальных потребителей мобильных ПК. Зато быстрый рост продаж нетбуков оказывает значительное влияние на ценовые тенденции на рынке и способствует достаточно резкому снижению средней цены на мобильные ПК.

Примерно такой же позиции придерживается и Денис Минов. «В России за прошедший год продажи нетбуков быстро росли, и мы уверены, что рост продолжится в 2010 г., но уже не так стремительно. Это будет связано в первую очередь с появлением легких и тонких CULV-ноутбуков, которые более доступны по цене, чем ранее представленные модели. По этой же причине нетбуки не смогут заметно потеснить ноутбуки».

Владимир Шибанов считает, что нетбуки уже заняли свою нишу и вряд ли стоит говорить о значительном перераспределении долей между ними: «Ведь нетбук может использоваться только как второе дополнительное мобильное средство для оперативного доступа к Сети вне офиса и дома. После появления легких ноутбуков на процессоре Atom покупатель задумается: зачем покупать нетбук, если есть более удобный для работы ноутбук?».

С ними согласен Сергей Грибанов, который отмечает: «Сейчас сегмент нетбуков испытывает острую конкуренцию со стороны недорогих CULV-ноутбуков. Чтобы существенно „потеснить“ последние, производители нетбуков и разработчики платформ для них должны сильнее подчеркивать их различия».

«По нашему мнению, первый ажиотажный спрос на нетбуки прошел, стабилизировался и скорее останется на сегодняшнем уровне, чем вырастет, — говорит Тадато Кимура. — Не думаю, что нетбуки смогут потеснить ноутбуки. Со временем, по мере все большего распространения ПК, спрос на нетбуки, возможно, будет возрастать».

Тем не менее, по оценке IDC, общий объем продаж ПК в мире сократился в III квартале по сравнению с аналогичным кварталом 2008 г. (за год) на 2,4%, а прибыль производителей снизилась на 19,4%, и все это из-за нетбуков, продажи которых продолжали быстро расти. Специалисты другой исследовательской фирмы, Forward Concepts, считают, что успешные продажи нетбуков приводят к эрозии продаж традиционных мобильных ПК. К такому же выводу пришли в компании DisplaySearch: небывало высокие темпы роста продаж нетбуков (264% c III квартала 2008 г. по III квартал 2009 г., то есть за год) достигнуты за счет остальных типов мобильных компьютеров, в результате рынок мобильных ПК в целом (за вычетом нетбуков) сократился за тот же период на 14%. По мнению специалистов DisplaySearch, ситуация сохранится и в 2010 г., когда нетбуки составят 21,5% объема поставок мобильных ПК, но обеспечат лишь 10,9% дохода отрасли.

Кому пригодится неттоп?

В конце 2008 г. Intel выпустила двухъядерные процессоры Atom для неттопов. «Сначала это устройство позиционировалось как доступный настольный ПК для обучения и доступа в Интернет. Сейчас неттопы часто рассматриваются как офисный ПК, особенно после появления новых моделей, оснащенных двухъядерными процессорами Atom» — таково мнение менеджера компании ASUS, одной из первых выпустившей свои неттопы Eee Box. Кроме того, отмечает Алексей Осипов, у неттопов интересный дизайн и форм-фактор, они компактны и практически не занимают места на рабочем столе.

В «Аквариусе» рассматривают неттоп как миниатюрный сетевой компьютер, вычислительной мощности которого достаточно для выхода в Интернет и работы с офисными и другими нересурсоемкими приложениями. «Главные достоинства неттопа — компактность, низкий уровень шума и малое потребление электроэнергии. Поэтому мы видим возможности эффективного применения неттопов, прежде всего в образовательных учреждениях как для административной, так и учебной работы на основе доступа в Интернет, специализированного ПО и цифровых образовательных ресурсов. В некоторых случаях неттопы могут стать хорошим вариантом и для дома (второй компьютер), офиса (работа в корпоративной сети) или оснащения интернет-кафе», — считает Владимир Шибанов.

Эту точку зрения поддерживает Андрей Бешкарев, ведущий менеджер по продукции DEPO Computers. По его мнению, неттопы подойдут для офисов (работа со стандартными приложениями) и в качестве решений, заменяющих POS-системы, специализированные серверы, тонкие клиенты. «В домашних условиях неттопы пригодятся в качестве „второго“ ПК или ПК для работы с офисными приложениями, интернет-серфинга, электронной почты, просмотра фотографий и DVD-фильмов», — считает он.

Мария Соловьева также полагает, что неттоп «это хорошее решение для всех перечисленных вариантов».

А Михаил Петренко уверен, что неттоп стал новым воплощением настольного ПК. Поэтому выпускаемые компанией «Авирса Электроникс» неттопы Wexler VisION-2 на платформе NVIDIA Ion с двухъядерным процессором Intel Atom продаются в коробках, на которых написано: «Теперь КОМПЬЮТЕР выглядит так!». В то же время для корпоративных пользователей его компания выпустила недорогие неттопы Wexler Nano100 — миниатюрные офисные ПК с энергопотреблением всего 10 Вт!

Именно в сегменте недорогих офисных ПК, по мнению Сергея Грибанова, заложен наибольший потенциал для продвижения неттопов. «Применять неттоп в качестве домашнего ПК, пусть даже и „второго“, вряд ли возможно из-за слишком низкой производительности. Что касается обучения и доступа в Интернет, то для этих целей подойдут нетбуки, у которых есть существенное преимущество по сравнению с неттопами — мобильность», — считает он.

С ним не согласен Тадато Кимура: «Неттоп мы позиционируем как „второй“ домашний ПК, он может использоваться детьми для обучения и доступа в Интернет и для некоторых специфичных целей. Но это устройство трудно представить в качестве помощника в решении бизнес-задач».

Есть ли перспективы у неттопов?

Отвечая на этот вопрос, Тадато Кимура вполне однозначно заявляет: «Это „нишевый“ продукт, мы считаем, что он не сможет доминировать на рынке».

Нужно признать, что на наш рынок неттопы пришли с опозданием почти на год. И, как полагает Андрей Бешкарев, этим устройствам не повезло: начало их продаж совпало с экономическим спадом и снижением продаж компьютерной техники вообще. Тем не менее в 2010 г. неттопы могут занять до 10% рынка ПК для бизнеса, считает он: «Ведь неттоп — это ПК, занимающий нижний ценовой сегмент, но обладающий по сравнению с традиционными настольными системами бесспорными преимуществами: компактностью и бесшумностью; некоторые модели могут даже размещаться на задней панели монитора».

По мнению Марии Соловьевой, в России сегмент неттопов только начинает развиваться. Поэтому она не уверена, что в 2010 г. неттопы смогут повторить недавний «взлет» нетбуков. Во-первых, потому, что многие пользователи ждут от настольного ПК большего функционала, чем от мобильного. Во-вторых, многое будет зависеть от активности корпоративного сектора, где имеется отложенный спрос на модернизацию оборудования, но будут ли выделены на это бюджеты? Тем не менее ViewSonic считает неттопы очень перспективным сегментом и намерена в нем активно работать.

Ее оптимизм разделяет Михаил Петренко, который обращает внимание на заметную положительную динамику продаж неттопов, выпускаемых его компанией: «Будущее у неттопов определенно есть, поскольку их продажи в столицах уже сравнимы с продажами настольных ПК». Хотя в регионах, признает он, производители и продавцы пока сталкиваются с тем, что слово «компьютер» ассоциируется с большим ящиком под столом.

«Массовые продажи неттопов начались недавно, и пока спрос отмечен только среди домашних пользователей, однако сейчас понятно, что у этого направления большие перспективы», — считает Алексей Осипов.

Но есть и противоположные оценки.

«Заметного спроса в России на неттопы на базе Intel Atom пока не наблюдается, и это обусловлено осторожностью потребителей по отношению к новому продукту», — полагает Денис Минов. По его мнению, большинство пользователей хотят иметь универсальное устройство, а не только инструмент для выхода в Интернет, поэтому вряд ли стоит ожидать такого же всплеска интереса к неттопам, как к нетбукам.

Вот если неттопам добавят функциональность, благодаря которой можно будет создавать надежную управляемую клиентскую инфраструктуру, то у них появятся все шансы на успех, и тогда доля этих устройств на корпоративном рынке ПК может стать заметной, отмечает Сергей Грибанов.

____________________

* Согласно недавно приведенным Microsoft данным, в России на 1 тыс. человек приходится всего 210 ПК (в Евросоюзе этот показатель составляет 665, а в США — 945).


Версия для печати (без изображений)