Кризис негативно отразился на рынке компьютеров: в 2009 г. их продажи снизились. Насколько велик был спад в отдельных сегментах этого рынка? На этот вопрос мы попросили ответить аналитиков, руководителей компаний-производителей и их партнеров — дистрибьюторов.

Настольные ПК: рывок в последней четверти

По данным ITResearch, в 2009 г. по отношению к 2008 г. объем рынка компьютеров в целом уменьшился на 26%. За весь 2009 г. было продано чуть более 7280 тыс. компьютеров: 3960 тыс. настольных ПК (с учетом «самосбора») и 3320 тыс. мобильных (включая нетбуки). По оценкам ITResearch, лидерами продаж по итогам 2009 г. в сегменте настольных ПК стали компании (в алфавитном порядке): Acer, DEPO, HP, K-Systems и Kraftway, суммарная доля этих поставщиков составила 23,4%.

Однако IDC отметила заметный рост продаж компьютеров в IV квартале — тогда, по ее данным, на российский рынок было поставлено около 2,65 млн. настольных и портативных ПК, что на 57,8% больше, чем за IV квартал 2008 г. Сегмент настольных ПК вырос на 4,7%, до 1,10 млн. штук.

IDC утверждает, что пятерка лучших производителей в IV квартале не изменилась, но они поменялись местами — лидером стала DEPO Computers, потеснив НР, K-Systems, Kraftway и Formoza. При этом IDC отмечает, что в этом квартале доля российских сборщиков настольных ПК выросла по сравнению с IV кварталом 2008 г. и составила 89,7%.

Сергей Янычев, менеджер по маркетингу настольных систем Fujitsu, говорит, что Fujitsu Technology Solutions поставляет настольные ПК, ориентированные на корпоративных заказчиков, а этот сегмент российского рынка «просел» довольно серьезно — по оценкам вендора, спрос на ПК упал более чем на 60%: «Оживление продаж в IV квартале действительно наблюдалось, но общую картину года это изменило несущественно».

По словам Сергея Куприянова, директора департамента Hewlett-Packard компании OCS, его компания, как дистрибьютор, отметила, что рынок брендовых ПК, поставляемых зарубежными и нашими производителями, уменьшился на 30–40%. Это мнение разделяет Алексей Алексеев, директор по маркетингу R-Style Computers, который считает, что в 2009 г. спрос на настольные системы сократился примерно на 30%: «В конце 2009 г. произошло некоторое оживление рынка, но потребность в ПК не превысила уровня того же периода 2008 г.».

С такой оценкой не согласна Ольга Двойнина, вице-президент DEPO Computers, которая утверждает: «IV квартал был самым успешным по продажам настольных ПК, его показатели превысили показатели III квартала 2009 г. на 15% и были на 5% выше показателей аналогичного квартала 2008 г. Полагаю, что можно говорить о начале подъема рынка настольных ПК в России».

В вопросе о том, произошло ли в 2009 г. перераспределение продаж настольных ПК между разными сегментами рынка, мнения наших собеседников расходятся. Так, Сергей Янычев утверждает, что в прошлом году его компания отметила смещение продаж в сторону крупных корпоративных заказчиков, которые в условиях кризиса более финансово стабильны. А Сергей Куприянов полагает, что перераспределения рынка не произошло: «Продажи сократились и в корпоративном сегменте, и в пользовательском, поэтому общая картина изменилась несильно».

Алексей Алексеев считает, что многое зависит от клиентской базы: «Большинство наших бизнес-партнеров традиционно ориентировано на сегмент компаний среднего и малого бизнеса (СМБ), и в 2009 г. у некоторых из них был отмечен существенный рост поставок ПК с маркой R-Style. Основной провал произошел на рынке крупных госконтрактов».

DEPO Computers также отметила наиболее активные продажи ПК клиентам СМБ. «Во многом это обусловлено более коротким сроком послекризисной реабилитации этого сегмента и его большей гибкостью при распределении бюджетов. Те, кто смог подняться, уже поднялись и начали активно занимать свою долю рынка, для чего им необходимо развивать ИТ-инфраструктуру», — полагает Ольга Двойнина. Она говорит, что ее компания учла эту рыночную тенденцию, пополнила свой модельный ряд настольных систем малоформатными ПК для клиентов СМБ и предложила им ряд дополнительных услуг по экспертизе и выработке рекомендаций по развитию ИТ-инфраструктуры заказчиков.

Здесь стоит сказать, что, согласно прогнозу IDC, произошедшее в 2009 г. снижение цен на компьютеры и компоненты дает производителям возможность создания ПК в новом дизайне, например в виде моноблочных настольных ПК. Именно такие ультракомпактные офисные неттопы Neos USF выпустила DEPO Computers, и как утверждает Ольга Двойнина, они оказались привлекательными по цене, что в сочетании с функциональностью и высокой эргономичностью обеспечило им высокий потребительский спрос. Впрочем, она напоминает, что «когда на рынке появляются новые продукты, должен пройти определенный срок, прежде чем они станут массовыми».

По мнению Сергея Куприянова, так называемые «моноблоки» и компьютеры с сенсорными экранами — решения интересные: «Многие вендоры планируют их выпускать, а те, кто уже продвигает такие модели, продолжают разрабатывать новые варианты. Пока эти устройства недешевы, но с приходом на рынок китайских производителей цены на них упадут и они станут доступны большему кругу покупателей».

Но, как говорит Алексей Алексеев, подобные изделия на протяжении двадцати лет постоянно присутствуют на рынке: «Это качественные нишевые продукты, которые занимают не более 1% общих продаж ПК. Существенных преимуществ для пользователя такие устройства не дают, а проблем с сервисом и последующей модернизацией предостаточно».

В то же время многие производители в 2009 г. объявили о выпуске и поставке на российский рынок мощных «геймерских» ПК для конечных пользователей. Однако и к этим компьютерам Алексей Алексеев относится скептически: «Скорость разработки и выпуска комплектующих, от которых зависит максимальная производительность игровых ПК, намного опережает время запуска их в производство. Поэтому самый мощный серийный игровой ПК всегда проиграет специально сконфигурированной нашим сборщиком модели. Да и темпы роста „геймерской“ аудитории отстают от темпов роста рынка. Поэтому игровые ПК не расширяют присутствие производителей на рынке».

Кроме того, как утверждает Сергей Куприянов, «брендовые» варианты «геймерских» компьютеров еще очень далеки по цене от «самосборных». Поэтому, по мнению Сергея Янычева, появление настольных ПК нового дизайна и игровых ПК можно рассматривать лишь как «пробу пера» производителей.

Зато (в соответствии с данными IDC) OCS в 2009 г. зафиксировала спад продаж ПК зарубежных производителей в регионы и рост популярности там техники российских сборщиков, в частности компьютеров Aquarius: «Спад экономики на местах в результате кризиса оказался заметнее, и корпоративные клиенты (основные потребители брендовой техники) реагировали на стоимость ПК острее. Техника российских сборщиков (как федеральных, так и региональных) в условиях кризиса по ценам выглядела более привлекательно», — считает Сергей Куприянов.

По-видимому, это обстоятельство позволило Сергею Янычеву сделать вывод о том, что доля российских сборщиков, не вошедших в первую десятку поставщиков настольных ПК, осталась на уровне 2/3.

Что же ожидает российский рынок настольных систем в 2010 г.? Ольга Двойнина уверена, что постепенный подъем экономики в целом повлечет за собой и рост рынка ПК. Однако, по мнению Сергея Куприянова, сейчас сложно строить прогнозы: «Хорошие показатели IV квартала — отражение того, что клиенты, державшие деньги в течение 2009 г., в конце года вынуждены были их тратить. Кризис в стране не закончился, заметного тренда роста экономики в тех отраслях, где был максимальный спад, пока нет. Мы надеемся, что продажи ПК в 2010 г. могут вырасти максимум на 10–20% относительно 2009 г.».

Более скромными выглядят оценки R-Style Computers и Fujitsu Technology Solutions. Так, Алексей Алексеев говорит, что в текущем году его компания ожидает рост не более 10%. А Сергей Янычев полагает, что при восстановлении экономики в целом произойдет умеренный рост — на уровне единиц процентов; и лишь в оптимистичном варианте — на 10%, что будет определяться сегментом госзаказчиков.

Рост мобильного рынка превзошел ожидания

По данным ITResearch, продажи мобильных ПК вплотную приблизились к показателям настольных систем — в 2009 г. ноутбуков было продано всего на 640 тыс. меньше. Причем если в сегменте настольных ПК спад продаж составил 33% (по сравнению с 2008 г.), то в сегменте ноутбуков лишь 16%. ITResearch назвала лидером Acer, кроме нее в ведущую пятерку вошли (в алфавитном порядке) ASUS, HP, Samsung и Toshiba, в сумме эти компании продали 80,1% всех ноутбуков.

Аналитики IDC сосредоточились на успешном IV квартале — по их оценкам, в этот период поставки ноутбуков достигли 1,55 млн. штук, превысив показатели IV квартала 2008 г. почти в 2,5 раза. Согласно данным IDC, изменился состав и положение лидеров — занимавшая год назад первую строчку HP сместилась на третью, уступив Acer и ASUS, а четвертую заняла Samsung. Зато на пятое место вышла компания Lenovo, которая еще год назад не попала даже в десятку ведущих поставщиков ноутбуков, а в IV квартале вытеснила из пятерки лидеров Toshiba.

«IV квартал оказался лучше наших ожиданий, поставки ноутбуков выросли значительно, — говорит Зарина Камытбаева, старший аналитик IDC по рынку ПК России и СНГ. — Партнеры поставщиков проявили большую активность и продолжали закупать компьютеры вплоть до последней недели декабря. Колоссальный спрос очнувшегося после затишья рынка плюс традиционно высокая активность покупателей в предновогодний период оказали позитивное влияние на квартальные показатели. Примечательно, что, несмотря на столь высокие объемы поставок, склады дистрибьюторов на начало 2010 г. сохранили умеренный запас товаров по сравнению с полной затоваренностью год назад».

В свою очередь Аннетт Джамп, директор по исследованиям Gartner на рынке клиентов компьютерных технологий, приводит данные, согласно которым в 2009 г. российский рынок ноутбуков сократился на 17,4%. При этом, как оценила Gartner, в состав пяти ведущих производителей вошли Acer, ASUS, Hewlett-Packard, Samsung и Lenovo, которая увеличила за год продажи мобильных ПК более чем на 200%, оттеснив тем самым Toshiba, сократившую поставки ноутбуков почти на 55%. «В результате кризиса в 2009 г. предпочтения российских покупателей сдвинулись в сторону более дешевых моделей. Это позволило Lenovo войти в пятерку лидеров продаж благодаря расширению предложения бюджетных моделей ноутбуков и нетбуков», — считает Аннетт Джамп.

В 2009 г. Fujitsu Technology Solutions не смогла приблизиться к лидерам российского рынка мобильных ПК. «2009 г. для нашей компании был достаточно сложным — с одной стороны, финансовый кризис, с другой, изменилась стратегия компании, — объясняет Сергей Янычев. — Хотя мы по-прежнему продаем ноутбуки в розницу, но фокус компании изменился — теперь это инфраструктурные решения, в том числе и их клиентская часть. Мы не рассчитываем на рост продаж клиентских устройств, а также не намерены конкурировать с другими вендорами в нижнем ценовом сегменте».

Здесь стоит привести мнение Анатолия Шлуглейта, управляющего партнера ГК «Фан», (дистрибьютор ноутбуков ряда вендоров): «По оценкам экспертов, в 2009 г. реализация ноутбуков в среднем по рынку упала на 18–20% по сравнению с 2008 г. и составила 2,8–3,0 млн. шт. (без учета нетбуков). По мнению наших аналитиков, падение было бы куда меньшим, если бы участники рынка не столкнулись во втором полугодии 2009 г. с жестким товарным дефицитом, который возник из-за ошибок в продуктовой кризисной политике вендоров и поставщиков комплектующих для ноутбуков».

Он говорит, что каждый из ведущих производителей мобильных ПК проводил свою «антикризисную» политику, которая была призвана сохранить и/или усилить позиции бренда в канале. В итоге на объем рыночных долей повлияли и антикризисные цены, и обновление линеек, и усиление собственной маркетинговой активности, и работа с каналом. Дилеры отметили, что вендоры начали использовать более гибкую стратегию выживания и вносить коррективы в свою работу с партнерами.

Изменения в политике конкурентов отмечают и сами вендоры. Так, Денис Кутников, директор департамента мобильных ПК Acer, считает, что в 2009 г. наиболее активными были HP и Samsung: «Усиление их позиций произошло за счет серьезных инвестиций в увеличение доли рынка, а также за счет дефицита компонентов в конце года».

Константин Исаакян, старший менеджер и руководитель отдела портативных компьютеров Samsung Electronics Russia Company, заявляет, что его компания действовала на рынке наиболее активно: «Основное наше преимущество — грамотно спланированный модельный ряд и правильно отлаженная работа с партнерами. Сейчас основными конкурентами для нас являются Acer и ASUS, но мы внимательно следим за Lenovo, которая проводит достаточно агрессивную ценовую политику».

Лина Ченцова, продакт-менеджер категории ноутбуки дистрибьюторской компании «БТК», подтверждает, что Samsung — одна из немногих компаний, которая практически не испытала проблем с производством и при этом вела активную маркетинговую и рекламную деятельность, особенно в IV квартале.

Сергей Данилов, директор ООО «РОСКО», также считает, что Samsung значительно усилила позиции, увеличив свою долю рынка благодаря широкому модельному ряду и активной маркетинговой политике. При этом он отмечает Sony, которая «выпустила новые модели ноутбуков VAIO, в которых применены наиболее передовые технологии, предвосхищающие потребности ближайшего будущего».

Практически все представители вендоров подчеркивают, что усиление позиций конкурентов произошло за счет агрессивной ценовой политики, расширения продуктового предложения и нестандартных маркетинговых решений. Так, Игорь Снытко, генеральный менеджер компьютерных систем Toshiba в регионе СНГ и Балтия, полагает, что успех одного из вендоров достигнут благодаря соглашению с российским оператором Yota, что стало возможным за счет интеграции в мобильных ПК конкурента модулей WiMAX.

Представители вендоров подчеркивают, что усиление позиций конкурентов произошло за счет агрессивной ценовой политики, расширения продуктового предложения и нестандартных маркетинговых решений.

Lenovo первой в России начала продвигать мобильные ПК с WiMAX, и это, по мнению Юйли Бай, генерального директора Lenovo в России, стало одним из направлений деятельности, позволивших компании заметно улучшить положение на рынке: «Кроме того, немалую роль в продвижении наших мобильных решений ThinkPad и IdeaPad сыграли маркетинговые инициативы, работа с каналом и крупными розничными сетями».

Здесь стоит обратить внимание на признание Лины Ченцовой: «Мы активно работаем с Lenovo, у которой достаточно активная позиция на рынке, основанная на развитой партнерской программе, что помогает развивать дистрибьюторский канал, привлекать новых партнеров, как региональных, так и из корпоративного сектора. В рамках программы Lenovo мы поддерживаем региональные сети и системную интеграцию, оказываем им разнообразную поддержку».

Со своей стороны Константин Исаакян утверждает, что Samsung Electronics смогла добиться успеха не только за счет выпуска оригинальных и технологичных продуктов, но также за счет комплексного подхода — проведения совместно с крупными розничными сетями маркетинговых кампаний, поддержки дистрибьюторского канала, который продает около половины продукции вендора, высокого качества сервиса — у вендора более 850 авторизованных сервисных центров по всей России.

«Высокое качество продуктов, активная маркетинговая политика и развитая сервисная сеть всегда были ключом к успеху на рынке, а в кризисное время эти три направления приобрели еще большее значение для производителя. В 2009 г. мы старались уделять максимум внимания каждому из них», — говорит Алексей Осипов, представитель по продажам ASUS в России.

По словам Игоря Снытко, то, чего смогла в 2009 г. достигнуть Toshiba на рынке России, было обеспечено развитием канала продаж: «Максимальные успехи были достигнуты именно там, где мы в большей мере приблизились к партнерам и эффективно работали с дистрибьюторской сетью. Кроме того, важную роль сыграло увеличение сервисного покрытия».

Поскольку стратегия Fujitsu существенным образом изменилась, то, как говорит Сергей Янычев, наибольшие сдвиги в 2009 г. произошли в области сервиса: «Мы существенно увеличили объем продаж сервисов заказчикам».

Однако в корпоративном сегменте рынка продажа ноутбуков затруднена различием требований заказчиков. Как считает Анатолий Шлуглейт, в каждом конкретном случае клиенты ориентируются на 2–3 основных параметра, которые позволяют реализовать поставку мобильных систем: «Для кого-то на первом плане цена и возможность поставок на следующий день после оплаты счета, для кого-то в силу корпоративного стандарта важен бренд, высокая степенью безотказности и хорошо развитая сервисная сеть и пр. Иногда основным требованием становится наличие в ноутбуках определенного набора функций с возможностью поддержки специализированного ПО». Поэтому, по его заключению, вендорам и их канальным партнерам следует быть весьма гибкими, чтобы клиент купил именно их продукцию.

Какие же категории российских партнеров наиболее успешно продавали мобильные ПК? Как утверждает Денис Кутников, на региональном рынке происходила консолидация игроков и вытеснение мелких фирм крупными, а продажи перераспределялись в пользу федеральных сетей и крупных игроков, работающих сразу в нескольких регионах, что объясняется способностью крупных компаний постоянно обновлять широкий ассортимент за счет стабильного финансирования.

Алексей Осипов говорит, что в начале года спад продаж в регионах оказался более значительным, так как кризис там протекал тяжелее, уровень дохода снизился сильнее, и ноутбуки востребованы не были. А Игорь Снытко отмечает ряд неоднозначных тенденций 2009 г.: «Например, продажи на Урале и в Сибири стали сокращаться, что мы объясняем закрытием ряда предприятий Урала, снижением доли платежеспособной категории населения. Зато уровень продаж в южных регионах, на Северо-Западе и Дальнем Востоке вырос. Мы допускаем, что этот рост связан не только с изменением конъюнктуры рынка, но и развитием отношений с партнерами».

По-разному оценивают тенденции продаж в регионах и дистрибьюторы. Лина Ченцова напоминает, что в начале 2009 г. затоваренность складов дистрибьюторов заставила распродавать ноутбуки почти в убыток: «Восстановление рынка началось только в III–IV кварталах 2009 г., но и оно не смогло полностью выправить ситуацию, и в целом объем рынка за год сократился».

Со своей стороны Анатолий Шлуглейт отмечает, что «Фан» отметила спад продаж в регионах, связанный с уменьшением ИТ-бюджетов клиентов.

Однако Дмитрий Клешнин, директор департамента компонентов, мониторов и ноутбуков OCS, соглашаясь с тем, что региональный рынок сильнее пострадал в начальный период кризиса по сравнению с московским или петербургским, подчеркивает, что потом регионы начали восстанавливаться: «В целом продажи ноутбуков в регионах у нас шли лучше, чем в среднем по рынку».

А Сергей Данилов прямо заявляет, что «РОСКО» увеличила поставки ноутбуков в регионы России во многом благодаря тому, что приоритет при отгрузках дефицитного товара отдавался региональным партнерам.

Но вернемся к проблеме, которая возникла на нашем рынке еще в 2008 г., — сокращение продаж ноутбуков при росте спроса на нетбуки. ITResearch и IDC отмечают, что в 2009 г. объемы поставок нетбуков продолжали расти — по данным ITResearch, доля нетбуков в объеме продаж мобильных ПК за год составила почти 18%, а IDC оценила их долю в IV квартале 2009 г. в 18,7%.

В связи с этим стоит обратить внимание на признание Игоря Снытко: «Toshiba не развивает направление нетбуков в их традиционном восприятии как максимально „облегченных“ и удешевленных устройств. Мы присутствуем в этом сегменте с премиальными моделями, и соответственно наш объем продаж небольшой». Это до определенной степени объясняет потерю Toshiba места в пятерке лидеров сегмента мобильных ПК (с учетом нетбуков).

По признанию Алексея Осипова, ASUS в 2009 г. также не удалось избежать потерь: «Поскольку мобильные ПК в начале 2009 г. не пользовались большим спросом, мы, к сожалению, отметили снижение продаж не только ноутбуков, но и нетбуков».

Иная ситуация сложилась у Fujitsu, у которой, по словам Сергея Янычева, нетбуки и ноутбуки изначально были правильно спозиционированы относительно друг друга, а доля нетбуков в объеме продаж Fujitsu невелика. В результате вендору удалось избежать существенных изменений в структуре продаж.

По мнению Юйли Бай, период, когда вендорам следовало беспокоиться о снижении продаж ноутбуков из-за высокого спроса на нетбуки, проходит: «Уже сейчас видно, что последние все более четко выделяются в отдельный сегмент рынка. Сейчас потребители видят, чем отличаются ноутбуки и нетбуки, и понимают, что полностью взаимозаменяемыми они быть не могут».

Константин Исаакян напоминает, что в начале 2009 г., когда курс доходил до 36 руб. за доллар, потребителю, желающему приобрести портативный компьютер, не оставалось ничего другого, кроме как приобрести нетбук, который стоил около 25 тыс. руб., то есть столько, сколько в конце года стоил хороший ноутбук: «К осеннему сезону рынок стал более упорядоченным, разница цен между нетбуком и ноутбуком начальной конфигурации стала достигать 3–5 тыс. руб. При таком интервале оба продукта востребованы потребителями — каждый в своей нише».

Как отметил Дмитрий Клешнин, поскольку нетбуки появились не так давно, то рынок еще не стабилизировался — отсюда короткие всплески продаж как в большую, так и в меньшую сторону.

Лина Ченцова считает, что нетбуки и ноутбуки — две разные категории продуктов, что подтверждает и различная сезонность продаж этих двух типов мобильных ПК — если нетбуки лучше продаются весной и летом (как и вся портативная техника), то пик продаж ноутбуков приходится, как правило, на период с августа и до конца года: «Что касается влияния нетбуков на продажи более мощных ноутбуков, то, на наш взгляд, этот процесс вышел на стадию насыщения — в дальнейшем обе эти категории продуктов будут расти примерно одинаковыми темпами».

А по мнению Сергея Данилова, в последнее время все чаще встает вопрос о будущем нетбуков, учитывая тот факт, что в ряде сегментов цены на ноутбуки весьма привлекательны в сравнении с нетбуками.

Какими же представляются перспективы развития рынка мобильных ПК вендорам и дистрибьюторам? Юйли Бай дает весьма определенный прогноз: «В 2010 г. рынок мобильных ПК в России продолжит развиваться, прирост может составить около 20%. В первую очередь это будет связано с восстановлением корпоративного сегмента. Розничные продажи также будут расти». Он уверен, что в текущем году Acer и ASUS сохранят свои лидирующие позиции, а вот за третье место предстоит борьба. При этом он уверяет, что Lenovo будет состязаться с другими вендорами не за счет снижения цен, а за счет углубления диверсификации продукции, чтобы каждый клиент смог найти для себя то, что необходимо.

Однако Игорь Снытко вполне обоснованно считает, что на рынок оказывает влияние комплекс факторов с множеством переменных, и потому в прогнозах довольно легко ошибиться. Но при этом он выделяет инновации как одну из движущих сил совершенствования мобильных ПК: «Например, экономичные решения с функциями энергосбережения приобретают все большую популярность, и этот сегмент, безусловно, будет расти и развиваться далее. Не последнюю роль в росте популярности отдельных решений играет политика поставщиков ПО и компонентов, таких как Intel и AMD».

Подтверждая это мнение, Денис Кутников говорит, что Acer в 2010 г. выпустит новые серии ноутбуков с длительным временем автономной работы и с новым дизайном.

Константин Исаакян полагает, что среди продуктов Samsung вперед вырвутся мощные ноутбуки класса «замена домашнего ПК» и универсальные 14–15-дюймовые модели среднего ценового сегмента, наиболее востребованные на рынке.

Кроме того, по мнению Сергей Янычева, стоит ожидать некоторого увеличения продаж мобильных ПК с сенсорными экранами, а также «тонких и легких» моделей ноутбуков, но не нетбуков.

«Нетбуки показали производителям, в каком направлении нужно работать», — говорит Алексей Алексеев, подчеркивая прежде всего уровень цен мобильных устройств, наиболее востребованных на рынке, — до 20 тыс. руб. Кроме того, он полагает, что такие технологические новшества, как встроенный WiFi-WiMAX-модем, наличие сенсорного экрана, использующего возможности ОС Windows 7, могут стать дополнительными факторами расширения рынка мобильных решений.

Как считает Алексей Осипов, в 2010 г. в России будет продано около 4,3 млн. мобильных ПК, причем, по его мнению, традиционно будут пользоваться спросом бюджетные решения — как нетбуки, так и отдельные модели ноутбуков.

Лина Ченцова говорит, что мобильные ПК — один из самых быстро развивающихся секторов российского рынка, и потому «БТК» в текущем году ожидает как минимум восстановления докризисных объемов продаж.

Анатолий Шлуглейт также полагает, что перспективы развития сегмента мобильных ПК, по сравнению с остальными продуктовыми сегментами, самые оптимистичные — начавшийся в IV квартале 2009 г. рост продаж ноутбуков не прекращается, эти устройства и нетбуки в ближайшие 2–3 года будут являться локомотивом продаж ИТ-оборудования. Хотя замечает, что на востребованность рынком мобильных ПК сильное влияние окажет плановая замена устаревших десктопов.

Оценки перспектив мобильного рынка Дмитрия Клешнина более осторожны: «Ожидаем, что в 2010 г. будет продано порядка 4 млн. мобильных ПК, то есть рост составит около 30%. Некоторые аналитики уже увеличили эти показатели до 5 млн. шт. С одной стороны, продолжающийся рост стоимости компонентов и незавершившийся кризис будут неуклонно повышать среднюю цену ноутбука и, с другой стороны, снижать уровень потребительского спроса, что может привести к уменьшению продаж».

В то же время, по мнению аналитиков Gartner, в 2010 г. рынок ПК в России вырастет на 20% благодаря возрастающему спросу на нетбуки и ноутбуки. IDC считает, что мобильные ПК составят более 60% всех поставок ПК. Впрочем, в IDC полагают, что закупки недорогих настольных ПК на развивающихся рынках (в том числе в России) слегка замедлят рост сегмента мобильных решений.

Провалы на рынке серверов х86

В IV квартале 2009 г., как прогнозировали аналитики IDC, на российском рынке серверов произошло оживление. По их оценкам, в стране было продано 34 849 серверов х86, что на 56% больше, чем в III квартале, но на 6,3% меньше по сравнению с IV кварталом 2008 г. Кроме того, в IV квартале 2009 г. было продано «тяжелых» серверов на сумму 54 млн. долл., что на 50,1% больше, чем в III квартале, но на 50,4% меньше, чем в последнем квартале 2008 г.

В IV квартале IDC назвала лидерами (по объему выручки) в обоих классах серверного оборудования компании HP и IBM. В классе «тяжелых» серверов суммарная рыночная доля этих вендоров превышает 81%. Зато в сегменте серверов x86 в IV квартале ситуация изменилась — доля HP сократилась до 38,8%, а IBM заняла третье место с 16,7%. На второе место вышла российская компания «Т-Платформы», которая по завершении проекта создания мощного кластера «Ломоносов» для МГУ заняла долю в 28%.

В то же время, как отмечает IDC, в целом за 2009 г. российский рынок x86 серверов в штучном выражении сократился почти вдвое. Как в штучном выражении, так и по объему выручки в сегменте «тяжелых» серверных решений был отмечен годовой спад на 49%.

При этом IDC подчеркивает, что продажи «тяжелых» серверов продолжались благодаря тому, что в течение года завершался ряд крупных проектов, начатых еще в 2007–2008 гг. Зато сегмент серверов x86, первым отреагировав на кризис заметным спадом, в конце 2009 г. достаточно быстро стал восстанавливаться.

Как говорит Виктор Городничий, руководитель продаж серверов стандартной архитектуры НР в России, этот сегмент рынка в 2009 г. развивался крайне неравномерно и достиг «максимальной глубины спада» в первой половине года: «Кроме снижения числа и объема заказов в это время происходила также интенсивная оптимизация складов дистрибьюторов. Затем, когда был достигнут баланс спроса и объемов, заказы стали расти и это продолжалось до конца года».

«Кризис прежде всего ударил по СМБ, мы отметили здесь спад», — заявил Павел Борох, менеджер по маркетингу серверов стандартной архитектуры Fujitsu.

«Оживление на рынке СМБ началось лишь во второй половине года, когда стали постепенно „размораживаться“ бюджеты на ИТ, однако говорить об увеличении спроса по сравнению с 2008 г. не приходится», — подтверждает со своей стороны Евгений Чечеткин, технический директор ГК «Аквариус».

Однако Алексей Алексеев напоминает, что его компания всегда была ориентирована на работу с клиентами СМБ, и в 2009 г. именно этот сектор рынка позволил R-Style Computers удержать продажи серверов: «Ряд наших партнеров сделали серьезные инвестиции в экспертизу серверных решений, и они смогли добиться очень высоких показателей, заметно увеличив закупки наших серверов».

Ему вторит Ольга Двойнина, вице-президент DEPO Computers: «Продажи серверов в компании СМБ однозначно возросли, в том числе и в регионах. Эти компании доросли до определенного уровня зрелости ИТ-инфраструктуры, которая из инструмента, обслуживающего текущие потребности, перешла в ранг обязательной составляющей предприятия. Поэтому клиенты СМБ, сумев оправиться от удара кризисной волны, начали достаточно активно наращивать ИТ-инфраструктуру».

Как отмечает IDC, в целом за 2009 г. российский рынок x86 серверов в штучном выражении сократился почти вдвое. Как в штучном выражении, так и по объему выручки в сегменте «тяжелых» серверных решений был отмечен годовой спад на 49%.

Косвенным подтверждением более высокой динамики восстановления после кризиса компаний СМБ служит и признание Виктора Городничего: «В целом и особенно в первой половине года выросла доля продаж более дешевых серверов, и значительная часть их была поставлена через дистрибьюторов в регионы и клиентам СМБ».

При этом изменилась и структура спроса. Так, Сергей Куприянов из OCS отмечает, что заметно выросла в объеме поставок доля младших устройств: «Это объясняется режимом экономии, на который перешло большинство клиентов, особенно в регионах. Шел постоянный пересчет спецификаций и запросов клиентов в связи с их попыткой попасть в быстро меняющийся в условиях скачков курса рублевый бюджет».

При этом Евгений Чечеткин как наиболее заметные изменения на рынке серверов х86 отмечает значительный рост поставок 2-процессорных систем, мощность которых сравнима с 4-процессорными решениями двухлетней давности. В то же время возросло число «предустановок» на эти серверы ПО виртуализации (как решений на базе VMware, так и Microsoft Hyper-V). По его словам, в основном поставки шли крупным корпоративным заказчикам и госсектору.

По мнению Павла Бороха, структура спроса в 2009 г. изменилась неравномерно — часть сместилась к более дешевым моделям, но также остались долгосрочные крупные проекты, в которых востребована техника из верхнего сегмента: «Так что наиболее сильно пострадал сегмент серверов средней ценовой категории. Сейчас с технологической точки зрения именно 2-процессорные системы наиболее интересны для виртуализации. Я думаю, мы увидим в 2010 г. повышение спроса на 4–8-процессорные системы для решений виртуализации, когда Intel выведет на рынок обновленные многопроцессорные платформы».

Сергей Куприянов согласен с тем, что растет спрос на более мощные «тяжелые» 4–8-процессорные системы в связи с возможностью использования технологии виртуализации: «Но младшие модели стали более предпочтительны. Просто целевые аудитории для них разные — виртуализацию на „тяжелых“ системах используют крупные заказчики, а клиенты СМБ все-таки были вынуждены больше экономить».

Однако наряду с традиционными стоечными и напольными серверами на нашем рынке появились и активно продвигаются вендорами блейд-серверы. «Таких устройств стало продаваться больше, в основном в связи с реализацией крупных проектов. По нашим оценкам, они занимают около 20% продаж, — говорит Сергей Куприянов. — Пока не так много российских клиентов оценивают стоимость владения, и поэтому у блейд-систем огромные перспективы роста».

Аналогичного мнения придерживается Евгений Чечеткин: «Основными потребителями блейд-серверов остаются те же заказчики, что и год назад, — крупные корпоративные клиенты. В сегменте СМБ блейд-серверы до сих пор не прижились, поэтому говорить о повышении спроса на них преждевременно. Такое преимущество, как более плотное размещение в стойке, для большинства заказчиков не так важно, как первоначальные затраты на приобретение».

Их точку зрения разделяет Алексей Алексеев, который считает, что блейд-серверов стало продаваться примерно на 25% больше, но говорить о «рыночных» количествах еще рано.

Лишь Виктор Городничий утверждает, что НР в 2009 г. удалось увеличить долю блейд-серверов в продажах серверов х86, а также повысить долю этих устройств HP на российском рынке.

В связи с появлением в рейтинге лидеров рынка IDC компании «Т-Платформы» возникает вопрос: «Изменилось ли на нашем рынке в 2009 г. положение зарубежных и российских производителей серверов?». Отвечая на него, Ольга Двойнина полагает, что в прошедшем году доля последних выросла на 5% по сравнению с 2008 г.: «Российские производители активнее играли в сегменте недорогих серверов начального уровня, ориентированных на нужды клиентов СМБ. Важным преимуществом в сложившейся экономической ситуации стала их готовность „подстраивать“ серверы под индивидуальные потребности каждого заказчика. Например, DEPO Computers предложила своим СМБ-клиентам специальную программу, что позволило поднять продажи младшей серии серверов DEPO Storm в 4 раза, несмотря на общую стагнацию рынка».

Однако ее мнение расходится с оценками других. Так, Евгений Чечеткин считает, что зарубежные вендоры не так сильно просели благодаря значительным дисконтам в канале по сравнению с большинством российских коллег по цеху: «Если говорить о поставках в госсектор, где наши компании представлены более широко, то эти контракты заранее были прописаны в рублях, что с учетом выросшего курса доллара в первой половине 2009 г. привело к снижению отгрузок в денежном выражении».

А Виктор Городничий еще более категоричен: «Рост доли зарубежных производителей в 2009 г. существенно ускорился, и мы считаем, что сегодня она превышает 70%. Наибольшие потери понесли небольшие местные сборщики, однако и крупные российские производители потеряли свою долю».

Каким же видится производителям серверов 2010 г.? Тот же Виктор Городничий полагает, что спрос на серверы HP в России может восстановиться до 85–90% от «докризисного» уровня. Но сразу оговаривается: «Многое зависит от состояния мировой и российской экономики, и в случае позитивного развития мы уже в 2011 г. достигнем или превзойдем уровень 2008 г.».

Еще более оптимистичен Павел Борох: «В текущем году мы надеемся перешагнуть докризисный уровень».

У Алексея Алексеева «сложилось ощущение, что рынок серверов по количеству может достичь уровня 2008 г.». По его мнению, факторами роста станут: доступные однопроцессорные серверы с Windows Server 2008 Foundation для компаний СМБ и виртуализация как инструмент расширения сервисов и повышения надежности ИТ-инфраструктуры заказчиков.

Как считает Евгений Чечеткин, пока не предвидится изменений спроса со стороны достаточно консервативных и потому предсказуемых заказчиков госсектора. В корпоративном секторе рынка можно рассчитывать лишь на более ускоренную замену серверов предыдущего поколения: «Увеличение спроса возможно только за счет клиентов СМБ, которые неплохо воспринимают инновации и готовы первыми их внедрять».

А Ольга Двойнина уверена, что рынок серверов x86, который в 2009 г. начал восстанавливаться первым, продолжит рост и будет опережать восстановление рынка «тяжелых» серверов. Ее прогноз совпадает с выводами IDC, которая считает, что в 2010 г. «благоприятные перспективы ждут именно серверы х86, в то время как зависящий от масштабных инфраструктурных проектов рынок CISC-, RISC- и EPIC-серверов, по всей видимости, будет расти очень медленно».


Версия для печати (без изображений)