По данным аналитического агентства ITResearch, объем российского рынка мониторов в 2009 г. составил порядка 4,7 млн. штук, в денежном выражении — 950 млн. долл. При этом рынок сократился* по сравнению с 2008 г. в натуральном выражении на 35,6%, а в денежном — на 51,7%. Полностью с этой оценкой согласились Алексей Златин, глава представительства NEC Display Solutions в России, Валентина Ким, представитель по продажам ASUS, и Павел Сурин, руководитель направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел-Дистрибуция».

«Я склонен доверять в большой степени отчетам ITResearch, поскольку мы сами участвуем в подаче данных и видим, что информация отображается достаточно корректно. Более того, видение рынка в цифрах Sales-out нам, как дистрибьютору, понятнее», — комментирует Павел Сурин.

По словам старшего маркетинг-консультанта «ГфК-Русь» Дмитрия Лавниковича, объемы продаж рынка мониторов в России уменьшились на 34% — с 7 млн. шт. в 2008 г. до 4,6 млн. в прошлом году. При этом за год рынок снизился на 52% в долларовом, или на 39% в рублевом выражении, и составил чуть более 1 млрд. долл.

«В открытых источниках содержатся оценки порядка 4,7–4,8 млн. устройств — мы с этим согласны», — комментирует Мария Соловьева, менеджер по маркетингу ViewSonic в России и странах СНГ. Она также заострила внимание на том, что разные компании по-разному могут оценивать рынок: «Если речь идет о российском рынке, как правило, имеется в виду объем продаж конечным пользователям (Sales-out). Мы, как производитель, измеряем бизнес в отгрузках прямым партнерам (Sales-in). Естественно, между этими двумя показателями имеется временной сдвиг. С этим и связаны определенные отличия в оценках объемов продаж. В частности, в первой половине 2009 г. у нас сложилась непростая ситуация, если исходить из оценок по рынку в целом, а вот вторая половина года, напротив, была лучше. Тем не менее бизнес в 2009 г. сократился и в деньгах, и в штучном выражении».

Кирилл Судариков, руководитель отдела маркетинга продукции Департамента информационных технологий Samsung, считает верными такие показатели рынка мониторов: около 4,5 млн. в штучном выражении и около 950 млн. долл.

Оценка Андрея Французова, директора по продажам департамента мониторов LG Electronics, оказалась наиболее низкой — как в деньгах, так и в штуках: примерно 570 млн. долл. (в терминах Sales-in) и 4,2 млн. штук.

Екатерина Царева, руководитель департамента устройств визуализации информации компании Acer, и Андреас Лоренц, региональный директор по продажам АОС в России и странах Восточной Европы, сослались на аналитическое агентство BNA, по данным которого, в 2009 г. в России продано 4,3 млн. шт. мониторов. Сергей Расколов, директор по сбыту Merlion, назвал ту же цифру в штуках, при этом в деньгах, по его словам, объем рынка составил около 22 млрд. руб.

Александр Будилов, руководитель отдела продаж и маркетинга ELKO Moscow, считает, что рынок мониторов в России в 2009 г. составляет примерно 5 млн. штук.

По оценке Андрея Коновалова, директора по поставкам компании «Ланк, Компьютеры и Телекоммуникации», мониторный рынок в терминах Sales-out канала первого уровня (или Sales-in второго) измеряется 4,2–4,3 млн. штук.

«Резкое замедление развития ИТ-рынка началось в IV квартале 2008 г., — отмечает Дмитрий Лавникович. — В начале 2009 г. розница быстро освобождалась от складов, даже ценой финансовых потерь, стараясь не менять рублевые цены для конечных потребителей. До августа 2009 г., т. е. до периода окончания отпускного сезона, рынок мониторов практически „лежал“. В последние два квартала началось восстановление. Во многом этот процесс связан со стабилизацией и некоторым ростом цены на нефть и курса рубля к доллару».

Проблемы... проблемы... проблемы...

Основные проблемы прошедшего года, причем не только в сегменте мониторов, известны всем: затоваривание складов у дистрибьюторов в начале года, задержка с принятием госбюджета и дефицит товара после относительной «оттепели».

К этому списку Андрей Коновалов добавил колоссальные убытки от распродажи (цены доходили до половины реальных), резкое снижение средней цены устройства, курсовые убытки по мониторам, которые дистрибьюторы покупали в долл./евро, а также уход с рынка некоторых вендоров c отказом выполнять гарантийные обязательства.

Как рассказал Андрей Французов, увеличение дистрибьюторских стоков, связанное с общим падением спроса на рынке в начале года, отразилось в равной степени на всех вендорах, равно как и урезание бюджетных расходов, что автоматически привело к снижению запросов корпоративного сегмента. Наиболее сложными были май и июнь 2009 г., традиционные low-season месяцы.

«Специфический фактор для нашей компании — переход с апреля 2009 г. на продажи DDP-Москва, прямые продажи со склада завода LG Electronics в подмосковной Рузе. Это, разумеется, изначально привело к некоторому уменьшению продаж, однако к сезону (с сентября до конца года) положительные факторы дали о себе знать: доля LG увеличилась с 17% (в среднем по 2008 г.) до 20% (среднее по 2009 г.)», — добавляет Андрей Французов.

По словам Алексея Златина, NEC еще в самом начале кризиса пересмотрела прогнозы закупок дистрибьюторов, поэтому компания не перегрузила склады партнеров. Что касается дефицита, то, как отметил Златин, время от времени возникают проблемы с отдельными диагоналями. В качестве примера он сообщил, что компания могла бы продать гораздо больше 21-дюймовых аппаратов с традиционным соотношением сторон, но подвел дефицит таких матриц.

«Мы — канальный дистрибьютор по мониторам, и проблема затоваривания склада в начале 2009 г. напрямую нас не коснулась, — комментирует Вадим Лата, генеральный директор „Сетевой Лаборатории“. — Нам удавалось поддерживать доступность товара на складе на максимально высоком уровне исходя из ситуации на рынке. Дефицит продукции некоторых вендоров стал ощущаться уже в начале II квартала 2009 г. и продолжался почти до конца года. То у одного производителя, то у другого, а то и у нескольких одновременно образовывались бреши в поставках товара, а дистрибьюторы опасались держать большой доступный склад. Решать эту проблему приходилось, делая оверстоки на те периоды, в которые ожидался дефицит товара у дистрибьюторов. В общем, довольно типичная ситуация для того времени. Так как канал ценит нас за широкий ассортимент и клиентский сервис, то нам удавалось лавировать в условиях постоянно менявшихся условий».

При этом Вадим Лата считает, что нельзя говорить о каких-то «особенных» проблемах, коснувшихся именно мониторного рынка.

Как сообщил Сергей Расколов, на Merlion затоваривание складов в начале года также не повлияло, т. к. комплекс антикризисных мероприятий, и в частности применительно к товарным запасам, компания провела в самом начале кризиса (октябрь 2008 г.). А что касается задержки с принятием госбюджета, то он отметил, что в результате резкого снижения корпоративного рынка упал спрос на корпоративные модели с диагоналями 17 и 19 дюймов.

«Проблемы были у всех, и мы сохранили свою долю рынка, — говорит Александр Будилов. — Сильное затоваривание складов повлияло на снижение стоимости товара, что и привело к значительному спаду продаж в денежном эквиваленте. Мы достигли планируемых цифр. В III квартале наблюдался дефицит товара. К сожалению, сбои в поставках сказались уже в ноябре, дефицит сменился снижением цен».

Абсолютная победа «широких» над «квадратными»...

По данным ITResearch, объем рынка широких мониторов в 2009 г. составлял 3,081 млн. шт. (643 млн. долл.). С этой оценкой согласился Алексей Златин, сообщивший, однако, что в NEC распределение продаж сильно отличалось от среднерыночного: 35 тыс. шт. (40%) и 18,3 млн. долл. (46%).

По словам Дмитрия Лавниковича, доля широкоформатных мониторов выросла в рознице с 40% в 2008 г. до 65% в 2009 г., а в корпоративном секторе (конечные продажи юрлицам, тендеры, госзакупки) с 28 до 46% соответственно.

Андреас Лоренц считает верной оценку компании BNA: в 2009 г. 69% всех проданных мониторов были широкоформатными. Екатерина Царева ссылается на это агентство и добавляет, что в продажах Acer доля «квадратных» мониторов в 2009 г. составила 46%.

По мнению Валентины Ким, в 2009 г. широкоформатных мониторов было продано около 3 млн. шт., их доля в общем объеме продаж — 65%.

Мария Соловьева лишь сообщила, что широкоформатные мониторы доминируют и на рынке в целом, и в продажах компании. Она отметила, что кризис и существенное сокращение корпоративных бюджетов повлияли на то, что в корпоративном секторе спрос на «квадратные» модели в 2009 г. был очень заметен.

По оценке Кирилла Сударикова, в прошлом году «широкие» мониторы заняли почти 2/3 рынка.

А Андрей Французов сообщил, что в LG доля широкоформатных мониторов выросла с 20% в начале года до 85% в конце. В среднем по году она составляла около 40% (почти 350 тыс. шт.). По оценкам LG, это несколько больше, чем в среднем по рынку, за счет частичного отказа от 17-дюймовых «в пользу нового формата 18,5 дюйма».

В заключение хотелось подчеркнуть, что «стартовали» широкоформатники в 2006 г. с доли 5–7%.

... и другие технологические тенденции

Любопытно, что наши эксперты чаще, чем в предыдущие годы, расходились во мнениях по технологическим вопросам.

Василий Мочар, заместитель директора ITResearch, отметил «победное шествие» широкоформатных мониторов с соотношением сторон не 16:10, а 16:9. За год, по его словам, такие мониторы, начав практически с нуля, заняли почти половину продаж. Кроме того, в декабре 2009 г. уже отмечались ощутимые поставки LED-мониторов (светодиодная подсветка), которые становятся массовой продукцией. Вероятно, это будет «тема» 2010 г., наподобие того, как в 2009-м было с форматом 16:9.

По словам Дмитрия Лавниковича, прошедший год стал переходным периодом для 22-дюймовых решений, которые активно теснили все еще доминирующий сегмент 19-дюйм. Традиционно сильные позиции «семнашек» снизились со второй позиции в 2008 г. до 3–4 в 2009 г.

«Что касается нашей компании, то в прошлом году у нас просели именно начальные модели, так как устройства NEC традиционно дороже, а в кризисных условиях пользователи стараются экономить, — говорит Алексей Златин. — Другое дело — сегмент профессиональных аппаратов, которые по сути являются рабочими инструментами, — здесь пользователи осознанно подходят к выбору, и цена при этом не имеет решающего значения. Мы считаем, что распределение продаж между корпоративом и домашним использованием у нас составляет 70/30, хотя эта оценка несколько условна, так как много компаний категории СМБ осуществляют закупки через розницу. У нас лучше всего продавались стандартные „девятнашки“, широкоформатные 22 дюйма, стандартные 20/21 дюйма и широкоформатные 23/24 дюйма (по убывающей)».

Как рассказала Мария Соловьева, корпоративный сегмент ориентировался на самые бюджетные модели 17–19 дюймов с соотношением сторон 4:3. Розничный сегмент, хотя и проявлял заинтересованность в мониторах с необычными характеристиками и интересным дизайном, все же в целом остался верен «мейнстриму». При этом размер экранов здесь несколько больше — наиболее востребованы, по словам Соловьевой, были модели 19–22 дюйма.

Андреас Лоренц сообщил, что корпоративный сектор по-прежнему требует 19-дюймовых стандартных мониторов, поскольку квадратный формат лучше подходит для обычно используемых в банках и государственных учреждениях систем. При этом для применения дома и офисной работы на дому широкоформатные мониторы продаются лучше, так как соотношение «цена/производительность» очень хорошее, и люди используют мультимедийные возможности, в частности, для просмотра фильмов. «Для AOC 2009-й был удачным по участию в тендерных поставках, но большинство наших продаж шло через дистрибьюторов и розничную сеть. Поэтому разделить наш объем можно так: 70% широкие экраны, а 30% — „квадратные“ мониторы», — добавил он.

По словам Андрея Французова, структура продаж LG Electronics отражает те тенденции, которые главенствовали на рынке в прошедшем году: «Корпоративный сектор наиболее консервативен в своих запросах, многие тендеры прописываются с начала года, и изменения в модельном ряду вендора не меняют структуры корпоративных закупок. Как правило, есть два важнейших критерия для корпоративного рынка: цена и согласованные сроки поставки. Отсюда и структура продаж в данном секторе. В 2009 г. наибольшим спросом пользовались 17-, 18,5- и 19-дюйм (с соотношением сторон 16:10) модели с минимальными техническими характеристиками. В домашнем секторе увеличивалась доля продаж широкоформатных мониторов с соотношением сторон 16:10 в начале года и все увеличивающейся долей мониторов с соотношением сторон 16:9. Семнадцатидюймовых дисплеев уже не было в хитах 2009 г. Кроме того, постоянно увеличивалась доля продаж „больших“ (от 20) дюймов — от 9% в начале до 25% в конце года, что связано с общим уменьшением цен. Важными критериями для домашнего рынка помимо размера диагонали являются наличие разъемов DVI/HDMI, а также поддержка разрешения Full HD».

Павел Сурин считает, что в 2009 г. на корпоративном рынке лучше всего продавались 17- и 19-дюйм мониторы формата 3:4, и в этом году он видит продолжение той же тенденции. По его мнению, пока корпоративные клиенты не готовы переходить к формату 16:9. Для домашних же пользователей прошлый год был годом массового «переключения» на этот формат.

По словам Сергея Расколова, в корпоративный сектор продавались большей частью мониторы старого формата 17 и 19 дюймов с соотношением сторон 5:4, что связано с консервативностью этого рынка (и рынка SOHO тоже). Кроме того, в корпоративный сектор в 2009 г. начались продажи относительно новых моделей, таких как 18,5 дюйма (16:9) и 19 дюймов (16:10), а для дома пользователи выбирали монитор 18,5 дюйма и большие диагонали нового формата 16:9.

«Корпоративный сектор консервативен, он поглощал в основном „квадратные“ 17- и 19-дюймовые мониторы, поэтому в 2010 г. мы не планируем снимать с производства данные форматы, — говорит Екатерина Царева. — Домашние же пользователи стали фокусироваться на диагоналях от 21,5 и больше по причине того, что такие диагонали существенно подешевели. По нашим внутренним оценкам, доля корпоратива в мониторах составляет не менее 30%. В 2010 г. мы будем активно продвигать LED-технологию в различных линейках — от бюджетных до премиум; 3D-технологию, которая все больше и больше привлекает внимание пользователей».

По словам Елены Смородиновой, продакт-менеджера по мониторам компании OCS, в 2009 г. на корпоративном рынке стали популярны широкоформатные 19-дюймовые мониторы: «Интерес к этому формату значительно вырос, что было связано с ценами, а также с выходом новых операционных систем (Vista, Windows 7), поддерживающих этот стандарт. Скорее всего, продажи между проектным и консьюмерским рынком распределились практически поровну — точнее сказать трудно, т. к. сложно отследить продажи большой части наших партнеров — универсальных реселлеров».

Как рассказал Кирилл Судариков, в первой половине года спрос значительно сместился в сторону моделей начального уровня (например, он отметил аномальный рост продаж в сегменте 17 дюймов, который в 2008 г. стабильно уменьшался), во втором же полугодии все вернулось в нормальное русло.

«Важные технологические факторы: увеличение диагонали монитора, уход с домашнего рынка 17-дюймовых, появление и постоянный рост доли „телевизионного“ стандарта 16:9, — считает Андрей Французов. — Маркетинговые: постоянное падение ASP, спрос на дополнительные возможности монитора (возрастающая популярность monitor-TV, мониторов с поддержкой ТВ-тюнера). Кризис только несколько уменьшил темпы развития этих тенденций».

По мнению Валентины Ким, в корпоративном секторе и среди моделей для домашнего использования стали более востребованными мониторы с большей диагональю. Если раньше в ходу были мониторы с диагональю 19 дюймов, то в прошлом году наблюдался рост продаж 20-, 22-, 24-дюймовых аппаратов.

«Из года в год в корпоративный сегмент продаются преимущественно бюджетные мониторы, в 2009 г. это были 17- и 19-дюймовые. Для домашнего использования практически в равных долях поставлялась вся линейка мониторов, — сообщил Александр Будилов. — В 2010 г. продажи будут смещаться в большие диагонали, лидерами станут модели 19 и 20 дюймов, ожидается высокий спрос на 3D-мониторы».

Поскольку спрос неразрывно связан с рыночными тенденциями, мы не могли не поинтересоваться, какие из них наши респонденты считают наиболее значимыми.

«Что касается вендоров, то нужно отметить продолжение процесса консолидации (на первую тройку по итогам года пришлось 80% рынка), оживление во второй половине года BenQ, которая нашла удачные рыночные ниши, VewSonic и ASUS продолжали терять свои доли, а NEC попросту ушла из массовых сегментов, сфокусировавшись на более выгодных нишах», — говорит Андрей Коновалов.

При этом он считает, что корпоративный сектор продолжал активно потреблять «квадратный» форм-фактор, тогда как домашние пользователи в основном покупали мониторы 16:9 (сегмент вырос практически с 0 до 40% в конце года). В то же время доля сегмента 4:3 уменьшилась более чем в 2 раза, а «широких» 16:10 — на 30%.

«В 2010 г. эта тенденция продолжится. К сожалению, оценить распределение объемов для разных категорий пользователей мы не можем, так как не работаем с конечными заказчиками напрямую. С нашей точки зрения, порядка 10% мониторов попало к покупателям через бытовых ретейлеров, около 70% — через компьютерную розницу и 20% — через системных интеграторов (но это отнюдь не означает, что всего 20% достались корпоративным заказчикам). Если говорить о „диагоналях“, то доля 17-дюймовых сократилась почти вдвое, но осталась на уровне 12–13%, 18-дюймовые „взошли“ с нуля до 10% рынка, 19-дюймовые потеряли около 20%, и почти вдвое увеличили долю 22-дюймовые», — добавляет Коновалов.

Сергей Голофаев, менеджер по закупкам «Сетевой Лаборатории», из технических тенденций выделил широкое внедрение на рынке нового типа матрицы — 16:9: «Это решение стало экономически выгодным и позволило существенно снизить стоимость монитора. Мы считаем, этот формат уже к концу 2010 г. вытеснит привычные потребителю „квадратные“ дисплеи и формат 16:10, поскольку конкурировать с ценовым предложением на модели 16:9 становится все сложнее. Также появилась технология OLED, которая, скорее всего, займет к концу 2010 г. 10–15% рынка».

Переход на формат 16:9 и существенное снижение себестоимости мониторов отметил также Александр Будилов.

«В целом приостановился рост спроса на большие диагонали — мы увидели рост интереса к мониторам 17 дюймов, которые все уже списали со счетов, — делится своими наблюдениями Мария Соловьева. — Розница вновь очень заинтересовалась „девятнашками“... Меньше стало громких анонсов. Маркетинг сосредоточился на программах, ориентированных на цену (напрямую или в завуалированной форме: „10+1“, „15+2“ и т. д.). Из интересных технологических новинок можно отметить 3D-технологию и продолжение развития темы LED-мониторов».

Как сообщила Екатерина Царева, несмотря на сокращение рынка, в 2009 г. можно было наблюдать смещение продаж в сторону больших диагоналей, значительные продажи LED-мониторов, активный спрос на мониторы с 3D.

«Ярких тенденций не было, — считает Алексей Златин. — Большая часть производителей заявила о своих инициативах в области Green IT, что выразилось в сокращении энергопотребления, установке счетчиков выброса углекислого газа. LED-подсветка на настоящий момент не произвела технологической революции, но производители выводят на рынок все больше подобных моделей, так что постепенно такой тип подсветки, скорее всего, станет преобладающим».

Сергей Расколов основной тенденцией 2009 г. назвал заметный рост продаж мониторов формата 16:9, особенно отличились Full HD. Помимо этого, по его словам, год ознаменовался началом продаж новых LED-дисплеев, на которые рынок возлагает большие надежды. «Маркетинговые программы были направлены на продвижение новых типов мониторов, хотя в целом маркетинговые бюджеты стали меньше. Отдельно стоит отметить уменьшение количества „мониторных“ брендов, за счет чего ведущие производители увеличили свое присутствие на российском рынке», — добавляет он.

Валентина Ким отметила, что в общих продажах увеличилась доля мониторов с большой диагональю.

Если резюмировать высказывания наших экспертов, то в 2009 г. стали заметны два основных тренда — новый формат (с 16:10 на 16:9) и использование LED-подсветки.

Прогнозы

От итогов перейдем к прогнозам. Ожидается ли рост спроса на мониторы? Какие устройства станут «классикой» в этом году в каждом из сегментов?

К сожалению, продажи 2010 г. пока не радуют. Как утверждают** представители ITResearch, общий объем продаж мониторов в феврале 2010 г. составил немногим более 350 тыс. устройств, что на 4% меньше уровня 2009 г. Утешает лишь то, что это несколько лучше динамики января. Причем данная динамика несколько диссонирует с динамикой общеэкономической, ведь по сравнению с январем прошлого года ВВП страны в январе 2010 г. вырос на 5,2%. Одна из причин спада, по мнению ITResearch, связана с работой таможни: «Образование ЕТС сопровождается неорганизованностью и блокированием поставок, с чем во многом и было связано падение продаж в первые два месяца года».

«Рынок мониторов в значительной степени привязан к рынку настольных компьютеров, а последние заметно сдали свои позиции ноутбукам. К сожалению, в среднесрочной перспективе объем реализации будет только снижаться», — считает Дмитрий Лавникович.

То, что рост продаж ноутбуков оказывает негативное влияние на рынок мониторов, отмечает*** и ITResearch. «Похоже, начал действовать еще один неявный, но очень сильный негативный фактор, — говорит Василий Мочар. — Дело в том, что в развитых странах структура продаж компьютеров уже несколько лет смещена в сторону ноутбуков. В России же стационарные ПК несмотря ни на что продолжали контролировать более половины рынка в натуральном выражении. При этом тренд к вытеснению десктопов в последнее время был достаточно невыразительным. Играл роль и кризис, во время которого спрос смещается в сторону более дешевых решений. Сравнительная динамика рынков ноутбуков и мониторов (связанный с десктопами товар) показывает, что, с очень высокой вероятностью, мы находимся в начале новой волны „передела рынка“. Значительная часть пользователей сейчас предпочитает мобильные решения. При сохранении текущего тренда можно ожидать, что уже в марте-апреле продажи ноутбуков вырвутся вперед. Дальнейшее развитие ситуации сложно прогнозировать, поскольку оно во многом зависит от новых продуктовых решений, которые сейчас разрабатываются и внедряются в смежных и конкурирующих сегментах. Мы ожидаем, что относительное равновесие наступит при соотношении 60 к 40 в пользу ноутбуков, что, скорее всего, случится уже во второй половине текущего года».

По мнению Дмитрия Лавниковича, у производителей мониторов сейчас две основные задачи: сделать максимальную привязку к ноутбуку (дома работать на большом экране) и развивать сегмент AIO (All in One — все в одном моноблоке).

Говоря о технологических тенденциях, аналитики ITResearch отметили, что мониторы формата 16:9 наконец-то заняли больше половины рынка. Динамика этого процесса немного замедлилась, но еще не исчерпала себя. А вот LED-мониторы пока еще продаются в весьма незначительных количествах.

«Тенденция останется неизменной: для работы и развлечений домашние владельцы выберут широкий экран, а в офисны поставят „квадратные“ мониторы», — считает Дмитрий Лавникович.

При этом, на его взгляд, рынок не претерпит больших изменений в канале, более половины мониторов по-прежнему будут приобретать домашние пользователи, остальное — в корпоратив. В целом же, как считает Лавникович, объемы продаж в 2010 г. увеличатся на 10–15% в натуральном выражении, и если кто-то и будет развивать ИТ-рынок, то это прежде всего розница.

По мнению Алексея Златина, в 2010 г. основной диагональю станут 22 дюйма, так как этот размер, похоже, устраивает большинство пользователей (индивидуальных и корпоративных).

Сергей Голофаев считает, что все идет к тому, что стандартом станут мониторы формата 16:9, что обусловлено широтой предложения вендоров и спросом конечных потребителей.

По словам Марии Соловьевой, требования корпоратива не претерпят существенных изменений и соответственно это будут по-прежнему самые бюджетные модели, преимущественно 19 дюймов с простым функционалом.

«Думаю, и этот сегмент все больше и больше будет склоняться к широкоформатным мониторам (тем более что предложение „квадратных“ моделей стремительно сокращается), — добавляет она. — Розница — это широкоформатные мониторы с диагональю 19–24 дюйма (как формата 16:10, так и 16:9) с интересным дизайном, более „продвинутые“ по своим характеристикам, LED-мониторы, особенно по мере уменьшения разницы в цене», — добавляет Соловьева.

«Для корпоратива главным останется оптимальное соотношение цена/производительность и эргономика, для розницы — большие диагонали Full HD, тонкий дизайн, монитор+ТВ, 3D- и LED-технологии», — комментирует Екатерина Царева.

По мнению Елены Смородиновой, стандартом для мониторов станут 18,5–19-дюймовые Wide (широкоформатные), так как с ними удобно работать и они имеют привлекательную цену. «Производители все активнее продвигают 22-дюйм мониторы. Постепенно расширят свою нишу тонкие энергосберегающие дисплеи (LED-технология). Они будут постепенно дешеветь, и соответственно их продажи расти. Понемногу растет поставка 3D-мониторов (вендоры пока мало их производят)», — добавляет она.

Сергей Расколов считает, что хотя сегмент LED-мониторов в 2010 г. еще не станет стандартом, он будет активно развиваться. Стандарт’2010 — это ЖК-монитор формата 16:9, причем заметно вырастет доля больших диагоналей, т. е. Full HD (это 21,5, 23, 23,6, 24-дюйм).

«„Стандарты“ у каждого свои, но в этом году на это „звание“ будут претендовать LED-технологии», — полагает Александр Будилов.

По ожиданиям Андреаса Лоренца, для корпоративных клиентов «квадратный» формат останется лидирующим, в рознице же станут стандартом мониторы формата 16:9 и WLED.

«Предполагаем, что в 2010 г. и далее доля „квадратных“ мониторов будет уменьшаться, ведь широкоформатные дешевле в производстве — в этом году стоимость „квадратных“ 19-дюймовых устройств была практически равна цене 21,5-дюймовых», — отмечает Екатерина Царева.

Кирилл Судариков сообщил, что для обоих сегментов (домашние пользователи и корпоратив) лидирующим будет широкий монитор, для корпоратива — диагональ 19–20; для домашних пользователей — 22–23-дюйм LED-монитор.

«Мне кажется, рынок всё больше делится на два сегмента — дешевые решения для комплектации деловых десктопов на работе и дома (с диагональю до 20 дюймов включительно) и устройства для продвинутых домашних пользователей — от 21,5 дюйма и выше, — поясняет Павел Сурин. — Технологические и дизайнерские новинки появятся только в последнем сегменте».

Алексей Златин считает, что «стандарт» в корпоративе сместится в сторону соотношения сторон 16:9 с преобладанием размера 22–24 дюйма.

Новогодний «подарок»

Как известно, с января 2010 г. мониторы, по новому справочнику ТНВЭД, облагаются 10%-ной пошлиной, вне зависимости от наличия/отсутствия DVI. Напомним, что раньше пошлина действовала только на мониторы с DVI-входом.

Аналитическая компания ITResearch расценивает**** данное событие как чрезвычайно важное, поскольку оно неминуемо приведет к существенному изменению структуры продаж на российском рынке мониторов.

Как считают в ITResearch, этим шагом правительство решило «стимулировать» производителей перенести сборку на территорию нашей страны. «Отдельный вопрос: кто и как быстро будет переходить на российскую сборку (в частности, Samsung уже достаточно давно значительную часть мониторов собирает у нас), но нам кажется, что особого рвения у таких компаний, как, например, Acer, мы не увидим. Все выльется в банальное повышение цен (500–1000 руб. ориентировочно), которое, в принципе, пользователи даже не заметят. Так что вряд ли это сильно отразится на объемах продаж в долгосрочном периоде», — пишут аналитики. При этом, как комментирует ITResearch, если в декабре 2009 г. модели с DVI в продажах составляли около 18% (в деньгах 25%), то еще до конца текущего года пропорция может стать очень схожей, но уже в пользу DVI. «Решения с VGA, с ее двойной конвертацией сигнала, определенно ухудшающей изображение, без „поддерживающего“ ценового фактора, должны достаточно быстро вытесняться более продвинутыми решениями. Тем более что на подходе новые интересные цифровые интерфейсы», — заключают они.

Представители вендоров и дистрибьюторов по-разному отнеслись к данному событию.

Мария Соловьева считает, что в первую очередь это повлияет на бизнес I квартала — когда на рынке достаточно много мониторов, «зашедших» еще без пошлины. В дальнейшем же такой разницы между «старыми» и «новыми» закупками не будет. При этом, по ее мнению, если в 2009 г. мы наблюдали повышенный спрос на мониторы без DVI (потому что только мониторы с DVI облагались 10%-ным налогом), то теперь ситуация «выровняется».

«Введённая в 2010 г. пошлина на мониторы без DVI лишила их ценового преимущества. Вполне вероятно, что увеличится доля мониторов с DVI в старших диагоналях», — считает Сергей Расколов.

Валентина Ким полагает, что вырастет доля «серого» товара. «Что касается нашей компании, то все дистрибьюторы ASUS возят мониторы по „белой“ схеме, поэтому цены для дистрибьюторов были снижены для сохранения прежних розничных цен для конечного покупателя», — добавляет она.

«Данная пошлина оказывает влияние на структуру продаж, поскольку уравнивает мониторы с аналоговым и цифровым выходами (ранее пошлина 10% уплачивалась только на мониторы с цифровыми выходами DVI, HDMI и т. д.). Это, безусловно, положительный факт, поскольку технологически более совершенные мониторы становятся привлекательнее для производителя, — комментирует Андрей Французов. — Вторым следствием является стимулирование национального производства — в частности, LG Electronics постоянно увеличивает долю мониторов, которые производятся на заводе в Рузе».

Екатерина Царева сообщила, что из-за кризиса объемы продаж упали по всем продуктовым категориям, введение же 10%-ной пошлины на мониторы, по ее мнению, конечно же, усугубит ситуацию, но наибольшее влияние окажет на бюджетные аппараты. С другой стороны, вендоры смогут продавать больше мониторов с DVI, т. к. введение пошлины уравняло стоимость таможенных платежей на мониторы с DVI и без.

По словам Александра Будилова, введение пошлины окажет негативное влияние, так как стимулирует переход с десктопов на ноутбуки и приведет к перераспределению долей рынка между производителями мониторов.

«Поскольку повышение пошлины касается всего рынка мониторов, а не отдельных его сегментов, то на динамику и обороты нашей компании по отношению к 2009 г. это не должно повлиять. По итогам I квартала 2010 г. спрос на мониторы стабильно растет и это продолжится», — комментирует Вадим Лата.

«В долгосрочном периоде введение пошлины вряд ли повлияет на объемы, максимум даст небольшое снижение в пределах квартала и преференции тем вендорам и дистрибьюторам, кто смог создать запас на начало года, — рассказывает Андрей Коновалов. — А также поможет уравнять в правах мониторы с DVI, которые были непропорционально дороже для конечного потребителя. И увеличить привлекательность сборки мониторов на территории РФ, вернее, ЕТС».

Алексей Златин уверен, что в структуре продаж вряд ли произойдут серьезные изменения, а на объемах это положительно сказаться не может. Он считает вполне вероятным, что некоторые производители займутся сборкой ЖК-мониторов на территории России, тем более что производство ЖК-ТВ уже существует.

Павел Сурин также считает, что введение пошлины на все мониторы на рынок не повлияет, так как спрос на них задан на физическом уровне рынком десктопов и заменой хорошего монитора на лучший. «Те, кому нужен монитор, купят его и на 10% дороже. Те, кому он не нужен, например пользователи нетбуков, не купят его и при 10%-ном понижении. Это тем более очевидно с учетом того, что розничные цены на мониторы в среднем в 2009 г. упали на 25–35%», — добавляет он.

_______________________

* В 2008 г. объем рынка мониторов составил 7,3 млн. штук, или 1,97 млрд. долл.; в 2007 г. — 8 млн. шт., 2,2 млрд. долл.

** См. подробнее http://www.itbestsellers.ru/ news/detail.php?ID=16452.

*** См. подробнее http://www.itbestsellers.ru/ experts/detail.php?ID=16458.

**** См. подробнее http://www.itbestsellers.ru/ experts/detail.php?ID=16288.


Версия для печати (без изображений)