В прошедшем 2009 г. на рынке устройств печати и МФУ, как и предполагалось, продолжался спад. К IV кварталу наметилось определенное оживление, но общегодовые результаты имеют отрицательную динамику.

По данным ITResearch, общий объем продаж принтеров и настольных МФУ в 2009 г. составил 3,2 млн. штук, что почти на треть меньше, чем в 2008 г., а в денежном выражении объем рынка по сравнению с 2008 г. стал меньше почти на 40% и составил 632 млн. долл. Схожие оценки и у компании IDC: в 2009 г. производителями было отгружено немногим более 3 млн. устройств, что означает падение на 29% к уровню 2008 г. Поставки устройств печати для дома и малого офиса, согласно оценкам IDC, в 2009 г. составили около 1,7 млн. штук, что примерно на 30% ниже показателей 2008 г. По мнению опрошенных нами экспертов, общее падение рынка достигло 30% в штуках и от 40 до 60% в денежном выражении. По общему объему продаж лидировали компании Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox (оценка ITResearch, компании перечислены в алфивитном порядке); по подсчетам IDC, их совокупная доля достигает 94% рынка в штучном выражении.

Эксперты IDC полагают, что поставки в струйном сегменте, где основными покупателями были и остаются домашние пользователи, снизились несколько меньше, чем в лазерном. Причина — увеличение спроса на струйные устройства со стороны малого бизнеса, которое стимулировалось снижением цен на модели данной группы. Кроме того, вырос интерес к струйным моделям, предназначенным для небольших рабочих групп и обеспечивающим цветную печать по более низкой стоимости.

По отдельным категориям устройств динамика рынка тоже несколько различалась. Как сообщает ITResearch, в лазерном сегменте продажи МФУ сократились сильнее, чем принтеров, в то время как в струйном картина обратная — принтеры «пострадали» больше, чем МФУ.

«Мы работаем в России и СНГ в основном на рынке лазерных устройств печати формата А4. Наша оценка объема продаж таких устройств в России в 2009 г. — около 1,6 млн., — говорит Кирилл Судариков, руководитель отдела маркетинга продукции департамента ИТ „Самсунг Электроникс Рус Компани“. — По результатам 2009 г. этот рынок сократился в штучном выражении более чем на 30% и более чем на 40% в денежном по сравнению с 2008 г.»

По мнению экспертов ITResearch, eдинственные категории устройств, продажи которых по сравнению с 2008 г. несколько возросли, это высокопроизводительные монохромные лазерные принтеры и МФУ.

Сегодня, оценивая динамику прошлого года, компании настроены в целом оптимистично и надеются на постепенное восстановление рынка. В первых двух кварталах 2009 г. спад был очень сильным: некоторые наши эксперты называют «дном» конец I квартала, некоторые — II квартал. «Больше всего сократились объемы поставок технически сложных устройств — МФУ и цветных принтеров. Потребители, стремясь к снижению расходов, стали выбирать более простые и недорогие черно-белые модели», — говорит Александр Назарьев, директор департамента дистрибуции малой офисной техники «Xerox Россия».

На кризисное падение объемов продаж наложила отпечаток и сезонность. Уменьшение объемов в денежном выражении было связано и со снижением среднерыночных цен практически во всех сегментах. Но начиная с октября ситуация поменялась — наметился рост. Как сообщает IDC, в IV квартале 2009 г. в Россию было поставлено 1,1 млн. принтеров, копиров и МФУ общей стоимостью 228,45 млн. долл. и впервые за последние шесть кварталов на рынке принтеров и МФУ отмечен рост. По данным IDC, на IV квартал пришлось 36% всех поставок 2009 г. Некоторым вендорам удалось на 30–50% увеличить продажи по сравнению с IV кварталом 2008 г., однако не стоит забывать — тот квартал был очень «низким».

Оживление рынка привело к тому, что осенью и в декабре даже ощущался определенный дефицит по ряду позиций — большинство производителей печатной техники не были готовы к такому резкому увеличению закупок.

«В первом полугодии 2009 г. происходило затоваривание складов у дистрибьюторов, наблюдалась устойчивая стагнация продаж оборудования в подавляющем большинстве сегментов — исключение составили разве что сегменты самых дешевых персональных (настольных) принтеров и расходных материалов, — говорит управляющий партнер ГК „Фан“ Евгений Коликов. — Во втором полугодии картина получилась обратная — постепенное оживление спроса на фоне жесточайшего дефицита, который возник из-за просчетов в товарной политике вендоров. Хочу отметить, что дефицит товара был практически у всех основных производителей и существенным образом повлиял на ИТ-рынок в целом».

«Снижение спроса и его смещение из „тяжелого“ в cредний сегмент, а из среднего в „легкий“, наложившиеся на нехватку оборудования у поставщиков, особенно во второй половине года, привели к тому, что в итоге рынок перераспределялся в пользу тех вендоров, которые могли произвести больше устройств и закрыть текущие потребности в тех сегментах, где существовал спрос», — рассказывает Дмитрий Купцов, директор департамента PC&Peripherals компании OCS.

МФУ и принтеры — борьба продолжается

В 2009 г. спрос, особенно в первых двух кварталах, сместился в сторону более дешевых устройств low-end, что в конце года обусловило дефицит моделей этого уровня в канале практически у всех основных игроков. «Едва ли не ключевая тенденция — дефицит лазерных принтеров и МФУ начального уровня, начавшийся во II квартале и достигший пика в IV квартале, когда сказался и сезонный фактор», — считает Владимир Ламков, коммерческий директор компании EuroBusiness.

Во втором полугодии, особенно в IV квартале, возник спрос на middle-range и «тяжелые» устройства. Однако говорить о восстановлении прежней структуры спроса рано. Новая ситуация уже влияет и на стратегию некоторых вендоров. «Ввиду глобальных экономических изменений и существенного снижения продаж МФУ формата А3 мы приняли решение прекратить их производство. В дальнейшем мы сконцентрируем усилия на выпуске и продвижении МФУ формата А4 и профессиональных скоростных сканеров», — рассказывает Герман Гаврилов, руководитель отдела офисного оборудования в представительстве Panasonic.

Кризис повлиял и на «соперничество» принтеров и МФУ. Если в докризисный период последние стали уверенно теснить принтеры, то с конца 2008 г. началось смещение спроса от МФУ к принтерам.

«В 2009 г. сегмент принтеров развивался, а сегмент МФУ сокращался: все стремились к удешевлению и „упрощению“ закупаемого оборудования. Там, где раньше предпочтение отдавалось цвету, в 2009 г. довольствовались черно-белыми устройствами, там, где в 2008 г. ставили многофункциональные аппараты, в 2009 г. обходились принтерами», — говорит Лада Белан, директор по маркетингу «А1ТИС».

«Спрос сместился в сторону устройств с меньшей стоимостью приобретения — от лазерных к струйным и от МФУ к принтерам», — говорит Константин Кимельман, директор подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений «HP Россия».

Со II квартала товарный дефицит привел к плавному возврату цен на прежний уровень, а потом и к подьему. Тенденция роста цен продолжается и в начале 2010 г.

Принтеры усиливали свои позиции в том числе и потому, что в корпоративном сегменте предпочтение отдавалось аппаратам для конкретных нужд, что и определило явное смещение спроса от МФУ к принтерам. Впрочем, с тем, что эта тенденция четко проявилась в «домашнем» сегменте, согласны не все эксперты. В то же время к концу 2009 г., по мнению некоторых из них, МФУ вновь начали «наступать».

«Главной „темой“ 2009 г., с точки зрения нашей компании, стал разворот спроса обратно, в сторону МФУ — сейчас интерес к этим продуктам снова растет быстрее, чем к принтерам. И также хотелось бы отметить стабилизацию спроса на цветные лазерные модели печатающих устройств», — отмечает Кирилл Судариков.

Сказался и товарный дефицит. «У одних производителей мы наблюдали смещение продаж от МФУ к принтерам, а у других сегмент МФУ практически не пострадал. Но рынок так себя вел в условиях товарного дефицита, неизвестно, какова была бы ситуация, если бы товара было достаточно», — считает Дмитрий Купцов.

Конечные потребители предпочитали недорогие модели, корпоративные покупатели стали более взвешенно подходить к выбору техники.

«По нашим оценкам, наименее всего в кризис пострадали отдельные модели из сегмента дешевых монохромных персональных принтеров, а также сегмент цветных принтеров и МФУ А4», — говорит Евгений Коликов.

«Заказчики ограничили замену установленной базы фактически до замены неисправных устройств, а ее расширение было заморожено. В кризис нагрузка на устройства печати не упала — мы оцениваем уменьшение объема страниц, отпечатанных на принтерах и МФУ, всего в 5–7%. Но снижение бюджетов и покупательной способности способствовало частичному замещению оригинальных расходных материалов различными альтернативами», — поясняет Константин Кимельман.

Хотя заказчики в основном покупали недорогие монохромные устройства, спросом пользовалась и быстрая печатная техника. «Если в 2008 г. основу конкурсных закупок составляли лазерные принтеры со скоростью печати 20 стр./мин, то в 2009 г. заметно выросли объемы поставок аппаратов со скоростью 28–35 стр./мин. Это связано со снижением стоимости лазерных устройств в данном сегменте и, как следствие, их большей доступностью для корпоративных пользователей. Что касается матричных принтеров, то на фоне общего снижения значительно вырос сегмент профессиональной техники, что обусловлено низкими затратами на ее эксплуатацию и очень высокой надежностью», — говорит Артем Титов, старший менеджер московского представительства Epson Europe B.V. по бизнес-продуктам.

Кризис заставляет заказчиков не только экономить, но и пересматривать подходы к выбору и приобретению копировально-множительного и печатного оборудования. В итоге одни решают сменить бренд, другие обращают внимание на решения для оптимизации и управления документооборотом.

«Уже в конце весны 2009 г., почувствовав улучшение экономической конъюнктуры, ряд компаний и государственных организаций взялись за переоснащение своих устаревающих и порой высокозатратных парков печатающего оборудования, — рассказывает генеральный директор APT Distribution Елена Жуплатова. — Многие руководители ИТ-подразделений стали с большим вниманием относиться к расходам на печать и всему, что связано с документооборотом. Более того, к концу 2009 г. и в начале 2010 г. начал расти интерес к решениям по обеспечению учета печати и копирования, контроля за расходами, в том числе систем идентификации пользователей и удаленного мониторинга парка печатающего оборудования». Все это помогло вендорам использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. «Выиграли как потребители этого оборудования, приобретая более целесообразную с экономической точки зрения технику, так и поставщики, конкурируя не только ценой на само оборудование, но и другими важными с точки зрения эксплуатации параметрами», — уверен Юрий Меркулов, менеджер по продукции подразделения «Корпоративные решения» Canon.

Что касается динамики цен на рынке устройств печати, то в начале 2009 г. они падали — с началом кризиса, опасаясь «сесть» со складом, дистрибьюторы старались избавиться от лишнего товара и соответственно снижали цены. Однако уже со II квартала товарный дефицит привел к плавному возврату цен на прежний уровень, а потом и к подьему. Тенденция роста цен продолжается и сейчас, в начале 2010 г.

Картриджи не первой свежести

По данным ITResearch, в 2009 г. было продано 17 млн. штук оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ на 852 млн. долл. По сравнению с 2008 г. рынок уменьшился более чем на 37 и 36% соответственно. Все кварталы прошедшего года показывали отрицательную динамику относительно аналогичных периодов 2008 г. Как и в случае с оборудованием, лучше выглядел IV квартал по сравнению с последними тремя месяцами.

Тем не менее некоторые наши эксперты говорят о том, что падение рынка расходных материалов было существенно меньшим, чем рынка устройств печати. Потребители сократили приобретение техники, но нельзя сказать, что они стали печатать на столько же меньше документов. «Для рынка расходных материалов и запасных частей это было счастливое время; на рынке „тяжелых“ аппаратов то, что раньше рассматривалось как „кандидат на выбывание“, в 2009 г. стало восприниматься как „вполне еще ничего“, — поясняет Лада Белан. — Если раньше аппараты покупали практически не задумываясь, то в прошедшем году так же покупали расходные материалы. Так что этот рынок вырос, разумеется, и заметно».

Об этом говорит и Евгений Коликов: «В течение всего 2009 г. оригинальная „расходка“ демонстрировала самые оптимистичные темпы развития продаж, так как потребность в печати не исчезала. Также усилился спрос на совместимые расходные материалы и на услуги по перезаправке картриджей».

Да, без картриджей не обойтись, но многие пользователи предпочитали не платить за них дорого, а приобретать неоригинальные расходные материалы.

«Вы наверняка заметили, что большинство производителей решили по возможности сохранить докризисный уровень цен на печатающее оборудование, несмотря на инфляцию и снижение курса рубля. Одновременно с этим цены на картриджи росли. Так вели себя почти все основные поставщики оборудования малой производительности, как принтеров, так и МФУ, — рассказывает Елена Жуплатова. — Таким способом вендоры хотели сохранить доходность своего бизнеса. Но они добились лишь смещения спроса в сторону неоригинальных расходных материалов и заправок/восстановления картриджей».

В поисках альтернативы дорогим картриджам, цена на которые становилась сравнимой с ценой нового принтера, заказчики печатающего оборудования использовали неоригинальный тонер, перезаправки и восстановление картриджей. На рынке резко возросло количество предложений по «серым» и совместимым расходным материалам, а также по заправкам незаправляемых картриджей. «К сожалению, потребители стали чаще обращаться к перезаправке и покупать подделки», — говорит директор компании «РОСКО» Сергей Данилов.

Некоторые вендоры, наблюдая эту ситуацию, обратили пристальное внимание на проблему «параллельного импорта». Результат, по мнению Владимира Ламкова, — увеличение доли оригинальных расходных материалов по сравнению с теми, которые попали в страну, минуя официальный канал поставок.

Динамика рынка расходных материалов отличалась от динамики рынка печатающих устройств в целом. «Если в начале года на падающем рынке расходные материалы были одним из наиболее востребованных товаров, то во втором полугодии темпы продаж „расходников“ несколько уменьшились на фоне стабилизации поставок той же периферии», — говорит Вадим Лата, генеральный директор «Сетевой Лаборатории».

Осторожные ожидания роста

Хотя 2009 г. и не изменил состав пятерки лидирующих производителей, вопрос собственной эффективности стал катализатором существенных изменений в тактике и стратегии всех участников рынка.

«Часть крупных и не очень игроков сошла с дистанции. Уменьшилась роль субдистрибьюторов, так как они были вынуждены сильно сокращать товарные запасы и потеряли в гибкости. Их клиенты ищут более выгодных поставщиков и приходят в том числе и к дистрибьюторам. Увеличилась доля тех производителей, которые смогли лучше обеспечить спрос. Многие вендоры пересмотрели списки своих партнеров и произвели в них некоторые изменения», — говорит Дмитрий Купцов.

Сейчас практически все игроки рынка смотрят в будущее с осторожным оптимизмом, ожидая небольшого, но стабильного роста и в дальнейшем, в 2011–2012 гг., восстановления докризисных показателей. По прогнозам IDC, в 2010 г. российский рынок принтеров и МФУ вырастет на 13% в штучном и на 11% в денежном выражении. Наиболее востребованными как домашними, так и корпоративными пользователями станут более дешевые и менее производительные устройства. Первые будут чаще приобретать недорогие МФУ, а у корпоративных заказчиков в общем объеме закупок основное место займут черно-белые лазерные принтеры начального уровня. Как считают эксперты IDC, начиная с 2011 г. рынок (в денежном выражении) начнет расти большими темпами. Доля дешевых устройств сократится, доля принтеров и МФУ со сбалансированной общей стоимостью владения и более низкой стоимостью отпечатка вырастет.

Компании, которые смогли выстоять в период кризиса, стали сильнее и стабильнее как партнеры, значительно более взвешенно оценивают и свои потребности, и финансовые возможности.

Мы попросили экспертов высказать свои предположения о развитии ситуации на рынке устройств печати.

«Мы уверенно смотрим в будущее и считаем, что в этом году рынок вырастет в штучном выражении более чем на 10%», — говорит Кирилл Судариков.

По мнению Константина Кимельмана, рынок полностью вернется к докризисному уровню не ранее середины 2011 г. «В 2010 г. спрос плавно восстановится, а вот вернется ли его структура к докризисной — это главная интрига года», — считает он.

«Думаю, что главным в 2010 г. будет постепенное восстановление рынка. С точки зрения развития продуктового портфолио наверняка все ключевые игроки продолжат вкладывать средства в обновление своих продуктовых линеек, причем по двум направлениям: совершенствование уже существующих продуктов и запуск принципиально новых», — утверждает Александр Назарьев.

«Улучшение в этом году экономической ситуации и практически полная смена модельных рядов у большинства вендоров в 2009 г. и начале 2010 г. обещают очень острую конкуренцию на рынке печатных и многофункциональных устройств в ближайшие пару лет, — говорит Юрий Меркулов. — Дальнейшее развитие рынка решений для управления и оптимизации документооборота, а также внедрение многих функций таких решений в сами аппараты открывают новые горизонты перед производителями офисного оборудования, что, в свою очередь, принесет безусловную выгоду пользователям».

Евгений Трещетенков, руководитель отдела телекоммуникаций представительства Panasonic, полагает, что рынок вырастет на 12–15%, при этом доля МФУ увеличится. «Динамика продаж внушает определенный оптимизм, но на полное восстановление рынка, возможно, потребуется полтора-два года», — полагает он.

По мнению Наиля Гималиева, директора по маркетингу и развитию бизнеса Brother в России, сейчас высокими темпами восстанавливается объем продаж лазерных МФУ, в сегментах же лазерных принтеров и струйных МФУ этот процесс идет несколько медленнее.

Достаточно оптимистично настроены и дистрибьюторы. По словам Сергея Данилова, ожидаемый рост — 20% (по сравнению с 2009 г.). «Сегодняшнее настроение можно охарактеризовать как сдержанный оптимизм. В умеренном сценарном плане на 2010 г. пока заложены 7–10% роста рынка», — говорит Владимир Ламков. Он полагает, что рынок адаптировался к новым экономическим условиям и причин для сохранения таких темпов роста, как в III–IV кварталах 2009 г., в ближайшее время уже не будет.

Однако другие эксперты считают, что былых темпов роста мы не увидим довольно долго.

«Российский рынок устройств печати еще не насыщен, но, с другой стороны, вряд ли можно ожидать 20–30%-ного роста, как это было раньше, — говорит Елена Жуплатова. — Умеренное увеличение объема поставок, на 5–7% ежегодно, как нам думается, наиболее реалистичное развитие событий».

В ГК «Фан» полагают, что товарный дефицит, тянущийся с прошлого года, в ближайшее время полностью исчезнет. «По мере выравнивания экономической ситуации в стране продажи вновь сместятся в сторону более дорогой и более функциональной техники. И в первую очередь это коснется сетевых устройств печати, а также полноцветных МФУ и принтеров», — утверждает Евгений Коликов.

Если не будет новых потрясений, то рынки МФУ, принтеров и расходных материалов будут расти, считает и Вадим Лата: «Вряд ли в будущем что-то принципиально поменяется. Все игроки и лидеры известны. Рынок будет насыщаться, и вендоры снова агрессивно устремятся к завоеванию его доли».

В OCS ожидают развития рынка «по спирали». «В 2010 г. произойдет обратное смещение спроса „вверх“ по товарной линейке. Крупных проектов будет меньше, чем обычно. Вендоры пересмотрят товарную политику и (надеемся) технологию планирования производства. Рынок перенасытится, что, естественно, повлияет на маркетинговую и ценовую политику его участников, а это, вероятно, приведет к очередным изменениям долей и к соответствующим выводам. Впереди очередной непростой год для продавцов печатного оборудования. И наша задача не только соответствовать текущему моменту, но развиваться самим и развивать рынок, на котором мы работаем», — говорит Дмитрий Купцов.

*  *  *

Как и в целом на ИТ-рынке, большинство компаний, работающих с устройствами печати, надеется, что «дно» кризиса уже пройдено. Компании, которые смогли выстоять в этот период, стали сильнее и стабильнее как партнеры, значительно более взвешенно оценивают и свои потребности, и финансовые возможности. Что касается тенденций развития спроса, то уже сейчас у заказчиков в корпоративном секторе помимо обычного стремления экономить можно отметить тенденцию к рационализации затрат на печать — за счет применения решений по учету и оптимизации расходов и более тщательного выбора оборудования.


Версия для печати (без изображений)