Eще несколько лет назад российский рынок ИБП развивался существенно быстрее всего ИТ-рынка, однако в последние годы прослеживалась устойчивая тенденция снижения темпов его роста. А в прошлом году рынок ИБП оказался в числе наиболее пострадавших от кризиса и, судя по отчетам аналитиков, одним из первых ощутил на себе его негативное влияние. Он не смог удержаться даже в 2008 г. — согласно данным аналитической компании ITResearch, по итогам позапрошлого года объем рынка ИБП в денежном выражении снизился на 1%, тогда как в целом рынок аппаратных средств, несмотря на провальный IV квартал, в 2008 г. смог прибавить 9%. В непростом 2009 г. падение российского рынка ИБП достигло рекордных величин.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

ITResearch утверждает, что в I квартале прошлого года по отношению к аналогичному периоду 2008 г. рынок ИБП упал почти на 50% как в натуральном, так и в денежном выражении. «По объему продаж в натуральном выражении (305 тыс. штук) I квартал 2009 г. сравним с началом 2004 г.», — констатировали аналитики. Падение продолжилось и во II квартале. Натуральные показатели уменьшились на 56%, денежные — на 53% по сравнению с тем же периодом 2008 г.

Всего за первое полугодие 2009 г., по данным ITResearch, было продано почти 600 тыс. ИБП на сумму около 108 млн. долл. Это примерно на 50% меньше, чем за тот же период 2008 г., как в натуральных, так и в денежных показателях. Тем не менее, комментируя итоги первого полугодия, аналитики предположили, что рынок ИБП уже тогда «нащупал дно»: «Об этом говорят некоторые структурные показатели II квартала, в частности повышение средней стоимости поставлявшихся устройств и соотношение динамик I и II кварталов по сравнению с другими сегментами».

Действительно, во второй половине года рынок несколько оживился. Если во II квартале падение, по данным ITResearch, составляло в натуральном выражении 56%, то в III — 47% (по отношению к тем же кварталам 2008 г.). Среди положительных факторов, действовавших в течение III квартала, аналитики отметили «окончание паники среди потребителей и игроков, а также начало реальных отгрузок в тендеры».

Заключительный квартал 2009 г. для рынка ИБП, по оценке аналитиков ITResearch, оказался «довольно неплохим». Было продано 575 тыс. устройств на сумму 100 млн. долл., что соответственно на 9,7 и 12,1% ниже показателей IV квартала 2008 г. «Рынок еще в минусе, но, учитывая, что все предыдущие кварталы показывали существенно более резкое падение, смена тенденции обнадеживает» — так прокомментировали эксперты эти показатели.

Подводя итоги 2009 г. в целом, аналитики ITResearch приводят следующие данные: в течение года было продано более 1,58 млн. устройств на сумму около 281 млн. долл. Это меньше показателей 2008 г. на 40,7 и 40,5%. По мнению экспертов, «столь сильные темпы падения в отрасли обусловлены высоким уровнем „корпоративной ориентированности“».

Оценивая объем рынка ИБП и его динамику в 2009 г., практически все игроки соглашаются с данными ITResearch.

Не хуже, чем у других

Многие участники рынка не сообщили данные об итогах своей работы в 2009 г. Некоторые лишь отметили, что, несмотря на все трудности, им удалось «превысить запланированные показатели» и «увеличить свою долю на рынке».

«Мы сохранили позицию компании № 1. Более того, в некоторых сегментах нам удалось существенно увеличить свою долю», — утверждает Ирина Дмитренко, директор по развитию рынка информационных технологий ЗАО «Шнейдер Электрик» (ранее ее должность называлась «генеральный директор APC by Schneider Electric в России»).

Представители большинства вендоров подчеркивают, что в прошлом году продажи их оборудования «просели» ниже уровня падания рынка. Лишь Андрей Колпаков, заместитель директора по развитию торговой марки Sven, признает, что падение продаж ИБП, выпускаемых под этим брендом, составило около 50%. По словам Павла Лебедева, директора по маркетингу Ippon, продажи снизились на 30%. Александр Хорошилов, директор по маркетингу представительства Powercom, утверждает, что оборот компании в России стал меньше на 29%. А по словам Евгения Жирнова, руководителя отдела дистрибуции ИБП Inelt, «падение продаж не превысило 10%». «Мы считаем это успехом, свою долю рынка мы увеличили примерно в полтора раза», — добавляет он.

Есть и те, кто в непростом 2009 г. может похвастаться ростом бизнеса. Это компании Chloride, открывшая представительство в России в 2008 г., и Tripp Lite, в том же году предпринявшая очередную попытку вернуться на наш рынок. Стоит заметить, что Chloride, по данным ITResearch, в последние годы и без прямого присутствия в нашей стране стабильно входила в число лидеров российского рынка ИБП средней и высокой мощности. В прошлом году ей удалось укрепить свои позиции — по словам Олега Становова, генерального директора компании «Клорайд Рус», продажи вендора в России выросли на 15%. Александр Халаев, генеральный директор представительства Tripp Lite, не называя цифр, утверждает, что наблюдался «многократный рост продаж, как у любой компании, только выходящей (в нашем случае — возвращающейся) на рынок». Вместе с тем он отмечает, что Tripp Lite вышла на российский рынок практически лишь в I квартале 2009 г., когда начался «общий коллапс на полгода в связи с экономической обстановкой и бюджетной политикой».

Опрошенные дистрибьюторские компании сообщают, что уровень снижения продаж ИБП в прошлом году у них оказался меньше, чем глубина падения рынка. Так, в OCS оборот по ИБП снизился на 28%, в компаниях «Стинс Корп.» и «Фан Дистрибьютор» — на 30%. Объем продаж ИБП Eaton в компании Landata уменьшился на 32%. В компании TEV падение достигло 38%, но, по словам Натальи Мищенко, руководителя отдела продаж, поставки однофазного оборудования сохранились на уровне 2008 г.

Где глубже?

Строго говоря, анализируя ситуацию на рынке ИБП, следует разделять его на два сегмента — массовый и корпоративный, поскольку каждый из них живет и развивается по своим собственным законам. По какому из сегментов кризис ударил больнее? Мнения игроков разделились примерно поровну.

Представители компаний Eaton, Tripp Lite, «Фан», «Стинс Корп.» убеждены, что именно корпоративное направление пострадало сильнее. «Безусловно, корпоративный сегмент, во многом зависимый от заемных средств, в большей степени связан с событиями в экономике, — уверен Евгений Ребизов, менеджер по развитию бизнеса Eaton Power Quality. — Многие компании приостановили разработку новых проектов, а также стали крайне осторожны в бюджетировании». С этим соглашается и Александр Халаев: «На наш взгляд, наиболее сильно пострадал корпоративный сегмент. Многие проекты были перенесены или заморожены».

Как утверждают многие игроки рынка ИБП, кризис не внес серьезных изменений в стратегию их развития. Скорее можно говорить о коррекции тактики, о мерах по поддержке продаж и стимулированию канала сбыта.

Евгений Новиков, директор компании «Стинс Корп.», также уверен, что кризис сильнее ударил по «корпоративу»: «Он „просел“ достаточно серьезно в первую очередь по причине сокращения инвестиционных программ и замораживания бюджетов, а также из-за того, что многие вендоры довольно осторожно меняли финансовую политику, до последнего момента откладывая разработку мер, стимулирующих спрос. Корпоративные заказчики стали более взвешенно решать вопросы, связанные с покупкой ИБП». Что касается розницы, то, по мнению Евгения Новикова, в 2009 г. сильные падения здесь периодически сменялись ростом.

«На наш взгляд, массовый сегмент оказался менее подвержен кризису и уже со II квартала 2009 г. начал восстанавливаться, чего нельзя сказать о корпоративном сегменте, — считает Евгений Коликов, управляющий партнер группы компаний „Фан“. — Что, впрочем, естественно, так как скорость восстановления крупного бизнеса или „размораживания“ больших ИТ-проектов существенно ниже, чем у ретейла и малого бизнеса».

Однако есть и противоположное мнение — массовый сегмент пострадал от кризиса сильнее корпоративного. В этом уверены представители компаний APC by Schneider Electric, Chloride, Powercom, Landata.

«В массовом сегменте ИБП в основном используются для защиты настольных ПК. Поэтому очевидна зависимость между рынком последних, который показал наибольшее падение, и сокращением спроса на ИБП, — считает Ирина Дмитренко. — Кроме того, на ситуацию повлияло сокращение потребительского кредитования и снижение индекса потребительских настроений в 2009 г.». По мнению Андрея Колпакова, к сокращению массового сегмента приводит и вытеснение десктопов ноутбуками.

«Несомненно, массовый рынок потерял гораздо больше корпоративного: увольнения, сокращение зарплаты, банкротства розничных партнеров и реселлеров на компьютерном рынке, серьезное сокращение закупок федеральными сетями», — убежден Александр Хорошилов. По его мнению, корпоративный рынок чувствовал и чувствует себя значительно лучше: «У государства есть деньги, а большие компании с „толстыми“ заказами всегда рядом с различными бюджетами».

Олег Становов напоминает, что проекты в корпоративном секторе отличаются длительными сроками внедрения: «В прошедшем году продолжали реализовываться в том числе и проекты, которые были запущены ранее и которые иногда экономически эффективнее было завершить, чем прекратить, учитывая объемы инвестированных ранее средств». Кроме того, по его мнению, большинство крупных корпоративных заказчиков уже поняли, что экономия на системах безопасности и инженерных системах — занятие довольно рискованное, если не откровенно опасное: «Если они и стараются экономить, то на компонентах систем, а не на отказе от них в целом».

«Перестали покупать ИБП малые и небольшие компании. Для крупных же компаний и больших предприятий необходимость защиты данных уже давно стала критичной, и совсем отказаться от закупки ИБП они не могут, — считает Денис Андреев, руководитель департамента ИБП компании Landata. — Другое дело, что многие отказались от модернизации стоящего у них парка оборудования, а также сократили выделенные средства на профилактическое и сервисное обслуживание».

Дмитрий Купцов, директор департамента PC&Peripherals компании OCS, напоминает, что рынок ИБП, особенно его корпоративный сегмент, довольно консервативен: «Это зачастую проектный бизнес, который, как правило, связан со строительством зданий и развитием компаний. Соответственно падение произошло чуть позже и было в меньшей степени связано с „доеданием“ бюджетов, скорее — с завершением проектов». По его мнению, спад в первую очередь затронул сегмент СМБ, где оперативно принимаются решения выделять или не выделять средства. «Далее, конечно же, — госсектор. И уже затем — ретейл. Тут спад начался позже всего, но и продлится он дольше. Это обусловлено снижением возможности и психологической готовности вкладывать деньги в развитие», — считает Дмитрий Купцов.

В принципе, косвенно судить о «самочувствии» того или иного сегмента рынка ИБП можно по ежеквартальным сводкам ITResearch, сравнивая динамику падения объема рынка «в штуках» и «в деньгах». В конце 2008 г. в натуральном выражении рынок просел гораздо сильнее, чем в денежном (соответственно 42 и 24%). По мнению аналитиков, это свидетельствовало о том, что основной удар кризиса в то время приняла на себя розница. В I квартале 2009 г. аналитики ожидали «опережающего снижения денежной составляющей рынка», однако она снизилась практически на столько же, что и натуральные показатели. Во II квартале объем рынка «в штуках» просел немного сильнее, чем «в деньгах» (средневзвешенная стоимость ИБП выросла со 174 до 188 долл.). «Данный факт подтверждает закономерность, отмеченную и на других товарных рынках: во второй половине II квартала вследствие размораживания бюджетов пошли тендеры, и корпоративный сегмент начал оживать. При этом розница столкнулась с серьезными проблемами. Таким образом, пока ИТ-рынок находится на „качелях“: то розница, то корпоратив чувствуют себя по-разному, что проявляется и будет проявляться в структуре продаж» — так прокомментировали аналитики итоги II квартала. Действительно, во втором полугодии ситуация изменилась — по оценке ITResearch, «наблюдались опережающие продажи массового сегмента рынка ИБП». Аналитики объясняют это тем, что многие крупные клиенты пока восстанавливаются медленнее, чем розница и мелкие компании.

В целом по итогам года, по данным ITResearch, падение рынка в натуральном и денежном выражении оказалось примерно равным (40,7 и 40,5%). И это, пожалуй, позволяет согласиться с мнением, высказанным Павлом Лебедевым: «Оба сегмента пострадали примерно в равной степени, однако это проявлялось в разные периоды, что связано с различной спецификой движения денежных средств и товаров».

Спасение утопающих...

Как утверждают многие игроки, кризис не внес серьезных изменений в стратегию их развития. Скорее можно говорить о коррекции тактики, о мерах по поддержке продаж и стимулированию канала сбыта.

«Мы „перенастроили“ некоторые процессы ведения бизнеса, внесли коррективы в партнерскую программу, перераспредели ресурсы в пользу более ответственных направлений», — сообщает Ирина Дмитренко. Продолжился процесс интеграции компании АРС в состав концерна Schneider Electric. В России, в частности, была создана объединенная команда Datacenter Solution Team, предлагающая заказчикам комплексный подход к построению инфраструктуры ЦОДов.

Похожие интеграционные процессы в прошлом году прошли и в Eaton после приобретения электротехнического концерна The Moeller Group (в России его интересы представляла дочерняя компания «Моэллер Электрик»). «Это объединение позволяет нам использовать стратегию, ориентированную на предложение заказчикам комплексных решений по обеспечению электропитанием», — утверждает Евгений Ребизов.

По словам Александра Хорошилова, стратегической задачей представительства Powercom является укрепление позиций на корпоративном рынке: «В развитие этого направления мы стали вкладывать больше ресурсов, во время кризиса оно существенно увеличило свою долю в нашем обороте — до 20%. Впервые в прошлом году мы поставили систему мощностью 400 кВ·А, выпустили на рынок параллельные и модульные решения».

«Компания „Клорайд Рус“, как и было задумано ранее, планомерно расширяла свое присутствие на рынке, фокусируясь на развитии партнерской сети, сервиса, продвижении нашего бренда и поддержке бизнеса с наиболее перспективными заказчиками. Кроме того, было принято решение об активном развитии направления „индустриальных“ ИБП для применения в тяжелых промышленных условиях», — сообщает Олег Становов.

Александр Халаев считает, что по сравнению с другими участниками рынка представительству Tripp Lite удалось легче пережить прошлый год: «Нам было некого увольнять, негде сокращать издержки. Мы использовали вынужденные паузы в бизнесе для построения структуры канала, обучения партнеров, „подготовки почвы“ у потенциальных заказчиков».

Практически все вендоры стали уделять особое внимание работе с партнерами, предлагая различные виды поощрений за их лояльность. Так, по данным APC by Schneider Electric, участниками запущенной в 2009 г. рибейтной программы «АРС Бонус» стали 330 дилеров, при этом наблюдалось смещение в сторону регионов — доля продаж региональных компаний выросла с 40 до 70%. В октябре в России стартовала глобальная партнерская программа Eaton PowerAdvantage. «Она поддерживалась масштабной рекламной кампанией, благодаря этому мы смогли значительно расширить партнерскую сеть — примерно на 40%», — утверждает Евгений Ребизов. Летом прошлого года начала действовать обновленная партнерская программа Chloride, и, по словам Олега Становова, это позволило существенно увеличить дилерскую сеть. А представительство Powercom, как сообщает Александр Хорошилов, «не проводило ежегодную авторизацию, но и не дезавторизовывало партнеров»: «Было очевидно, что не все компании могут по объективным причинам соответствовать авторизационным требованиям».

Дистрибьюторские компании сообщают, что сосредоточили свои основные усилия на сокращении затрат, оптимизации складских запасов, индивидуальной работе с дилерами.

«Для OCS главным фокусом была финансовая стабильность и разумный склад. Под финансовой стабильностью я подразумеваю не только возможность платить по счетам и привлекать кредитные ресурсы в том объеме, в котором это требуется компании, но и возможность выбирать между предложениями кредитных организаций, — говорит Дмитрий Купцов. — Что касается партнерской политики, то тоже ничего экстраординарного не происходило. Мы и до кризиса были очень аккуратны в вопросах управления рисками, и это, безусловно, помогло в прошлом году».

Компания Landata, по словам Дениса Андреева, «планомерно расширяла спектр предоставляемых услуг по проработке проектов и обслуживанию ИБП, а также оказывала дополнительные консультации по проектированию и инсталляции оборудования». «Мы больше внимания стали уделять каждому партнеру, детально вникая в каждый его проект и предлагая индивидуальные условия работы, — добавляет он. — И наконец, мы разработали новую систему мотивации менеджеров, основанную на их личной заинтересованности в продажах и привлечении новых партнеров».

Компания «Фан Дистрибьютор» изменила «установки и правила» в целях оптимизации расходов на логистику, склад и повышения оборачиваемости товара. «Была пересмотрена финансовая стратегия, чтобы даже при самом пессимистическом варианте развития событий на рынке оставаться „на плаву“, — сообщает Евгений Коликов. — Нам пришлось несколько перестроить работу с партнерами и ввести ряд новых правил взаимодействия. Ужесточилась финансовая дисциплина, служба кредитного контроля повысила требования к контрагентам и степени их надежности. И в то же время для добросовестных клиентов были разработаны правила по реструктуризации их задолженности».

Компания «Стинс Корп.» в первую очередь акцентировала внимание на увеличении оборачиваемости складов. «Мы предприняли все усилия для того, чтобы снизить нагрузку на компанию, связанную с хранением и содержанием продукции, — поясняет Евгений Новиков. — Другим шагом стал отказ от непрофильных направлений деятельности, которые стали неактуальны в 2009 г. То есть мы продаем только то, что продается». При этом «Стинс Корп.» отказалась от моновендорной политики по направлению ИБП, что позволило расширить линейку оборудования. Изменилась и политика ценообразования. «Если раньше мы достаточно четко фиксировали стоимость продукции, то теперь с каждым клиентом работаем индивидуально, предлагая скидки, товарные кредиты, рассрочки платежей и т. д., — утверждает директор компании. — В целом наша политика отражает общую ситуацию на рынке, где дистрибьюторы ведут себя достаточно агрессивно и стараются бороться за каждый проект».

Компания «Клорайд Рус» не только выполняет функции представительства Chloride, но и является прямым импортером и дистрибьютором оборудования вендора. По словам Олега Становова, весной 2009 г. был предпринят ряд мер, направленных на стимулирование канала сбыта и поддержку партнерской сети: «В частности, мы сформулировали четкие критерии кредитной политики, с каждым партнером согласовали и утвердили условия кредитования на текущий год. С другой стороны, стали применять более гибкие подходы в области ценообразования: мы готовы зарабатывать меньше ради того, чтобы удерживать старых и привлекать новых клиентов. Кроме того, нами было принято решение о создании более комфортных условий для региональных компаний, которые зачастую пострадали от кризиса сильнее, чем партнеры в столицах».

Вендоры стали уделять особое внимание работе с партнерами, предлагая различные виды поощрений за их лояльность. Дистрибьюторы сосредоточили усилия на сокращении затрат, оптимизации складских запасов, индивидуальной работе с дилерами.

От оптимизации склада к дефициту

Явные признаки глобального мирового кризиса проявились в России лишь осенью 2008 г. Традиционно в это время начинается «горячий сезон», и в его ожидании большинство участников рынка стараются максимально заполнить склады, размещая заказы на большие объемы продукции. Это привело к тому, что в начале 2009 г. из-за резкого падения спроса склады многих дистрибьюторов оказались затоварены. Впоследствии, поддавшись панике, при формировании новых заказов многие проявляли особую осторожность. В условиях общей неопределенности это было оправданно, но в итоге к концу года у некоторых дистрибьюторов наблюдался дефицит наиболее ходовых моделей ИБП.

Как утверждают некоторые игроки, проблема затоваривания складов их не коснулась. По словам Ирины Дмитренко, компания APC by Schneider Electric встретила непростой 2009 г. «в хорошей форме»: «В IV квартале 2008 г. мы предвидели изменение спроса и рассчитали объем размещения заказов таким образом, чтобы не допустить избыточных складских запасов у дистрибьюторов. Это позволило оптимизировать объемы складов».

«В первом полугодии объем продаж ИБП Inelt укладывался в рамки наших прогнозов, падение относительно 2008 г. не превышало 15–20%, так что затоваривания не было», — утверждает Евгений Жирнов. Вместе с тем он отмечает, что из-за недооценки спроса в конце года возник дефицит.

«Мы самостоятельно контролируем каналы импортных поставок оборудования Chloride в Россию, поэтому оперативно отреагировали на первые признаки приближающегося кризиса и постарались довольно прилично „сжать“ наши склады к началу 2009 г. Причем по некоторым товарным позициям с „оптимизацией“ складов даже немного перестарались, — вспоминает Олег Становов. — Но тут в полной мере проявилось преимущество прямого присутствия производителя на локальном рынке, с собственным каналом импорта — мы имеем возможность пополнения склада в течение двух-трех недель. И мы этим активно пользовались в течение года: поддерживали оптимальные складские запасы и избежали затоваривания складов».

«В 2009 г. мы отметили, что время реализации отдельных видов продукции со складов наших партнеров увеличилось», — признает Евгений Ребизов. По его мнению, отчасти это было связано с появлением новых моделей ИБП Eaton и, как следствие, снижением интереса к моделям, снятым с производства, но по-прежнему находящимся на складах.

По словам Александра Хорошилова, представительство Powercom активно помогало дистрибьюторам справляться с проблемой затоваривания: «В частности, мы забирали контейнеры обратно — подобная практика, насколько мне известно, не применялась никем на нашем рынке. Но все были так напуганы и так осторожничали, что в IV квартале остались без товара на складах, хотя могли бы заработать — квартал был неплохой».

С затовариванием складов столкнулась и компания Sven. «Эти проблемы решались стандартными мерами — изменением ценовой политики, условий взаиморасчетов, специальными маркетинговыми акциями», — говорит Андрей Колпаков.

Компания OCS, как сообщает Дмитрий Купцов, еще в августе 2008 г. начала готовиться к «холодной зиме» и встретила начало года с небольшим и хорошо сбалансированным складом. А компании «Стинс Корп.», по словам Евгения Новикова, в начале прошлого года «немного повезло»: «Мы реализовали несколько контрактов с нашими крупнейшими заказчиками, в результате чего не возникло катастрофического затоваривания складов и большого кассового разрыва. Однако говорить о том, что мы сумели распродать все остатки, было бы неверно. Проблема была решена с помощью ряда маркетинговых акций, а также индивидуальных продаж».

«В начале 2009 г. на складе Landata образовался большой запас источников мощностью до 6 кВ·А, который сыграл свою позитивную роль во второй половине года, когда у многих дистрибьюторов товара не хватало», — сообщает Денис Андреев.

Подобная ситуация сложилась и в компании «Фан Дистрибьютор». По словам Евгения Коликова, затоваривание по направлению ИБП было небольшим, причем основные «зависшие» позиции относились к массовому сегменту. «Это произошло из-за некорректного поведения одной торгово-розничной сети (для нее мы, собственно, и создавали этот товарный запас), с которой нам пришлось прекратить все коммерческие отношения, — поясняет он. — У нас появился стратегический запас ходовых позиций, которые мы без проблем распродали через полгода, когда на рынке начал образовываться товарный дефицит».

Кто-то теряет, кто-то находит...

Неудивительно, что одной из главных тенденций, проявившихся на рынке ИБП в прошлом году, практически все игроки считают существенное ужесточение конкуренции. Многие соглашаются с тем, что спрос стал смещаться в сторону более дешевых решений. Может ли это привести к заметному изменению «расклада сил» на рынке ИБП?

По мнению Олега Становова, не исключено, что в нижнем ценовом сегменте массового рынка могут произойти перемены, однако вряд ли это сможет существенно поколебать позиции «вендоров с мировым именем». Он считает, что в сегменте тяжелых решений перераспределение сил в пользу «дешевых» производителей еще менее вероятно: «Скорее всего, заказчики останутся лояльны «своим» производителям, но продолжат оказывать на них сильное давление, стараясь получить лучшие условия, причем как за счет дополнительных скидок, так и за счет упрощения используемых технических схем (меньшие уровней резервирования, меньшее время батарейной поддержки) и применения там, где это возможно, более дешевых компонентов (китайских батарей, кабелей вместо шинопроводов и т. д.)».

Ирина Дмитренко считает, что рынок стал более зрелым и сильного смещения спроса в сторону дешевых решений не произойдет. ИБП она сравнивает со страховкой: «Сегодня как розничные покупатели, так и корпоративные заказчики лучше, чем несколько лет назад, осознают риски „более дешевого“ страхования. Даже домашние пользователи научились смотреть не только на ценник в магазине, но и сравнивать срок службы, стоимость и возможность ремонта, сложность замены батарей. Корпоративные заказчики рассчитывают стоимость владения на период эксплуатации, во что обойдется модернизация и т. д.».

По мнению Дмитрия Купцова, даже в массовом сегменте правильнее говорить не о смещении спроса, а о «фокусе усилий того или иного производителя или дистрибьютора на той или иной территории»: «Мы не заметили подобного смещения. Просто произошло снижение общих продаж, а также остановка или перенос на будущее многих проектов».

«Для розницы стал характерным поиск аналогичных товаров по более низким ценам, произошло смещение в сторону дешевых производителей и малоизвестных брендов», — считает Евгений Новиков. Многие корпоративные заказчики также стали обращать больше внимания на стоимость продукции, нежели на бренд. «Особенно отчетливо данная тенденция прослеживалась в среднем корпоративном сегменте и ниже. Однако если говорить о тяжелых решениях, которые априори являются более дорогостоящими и находятся в одной ценовой категории, то здесь ситуация практически не изменилась», — добавляет он.

«Для крупных заказчиков, как правило, очень важный вопрос — сервисное обслуживание. Далеко не все вендоры могут предоставить полноценный сервисный пакет из-за слабого территориального покрытия», — замечает Евгений Коликов. С этим соглашается Евгений Ребизов: «Важную роль играют возможности компании обеспечить заказчиков качественным сервисным обслуживанием и ее заинтересованность в долгосрочном присутствии на рынке».

По словам Андрея Колпакова, в последнее время на российский рынок ИБП пытаются выйти китайские фабрики-производители, заинтересованные в поиске дистрибьюторов: «Уверен, что в ближайшее время мы увидим приток оборудования no name, однако это не приведет к существенному изменению „расклада сил“. Думаю, что время спроса на китайские пуховики прошло».

Лидером рынка остается APC by Schneider Electric. В первую пятерку входят также Chloride, Eaton, Ippon и Powercom, эти пять компаний, по данным ITResearch, по итогам первого полугодия 2009 г. контролировали 84% российского рынка ИБП (в деньгах).

«Экстремально дешевые решения имеют право на жизнь только в самом нижнем ценовом и маломощном сегменте, сколько-нибудь требовательных потребителей они уже не могут удовлетворить», — считает Евгений Жирнов. Вместе с тем он уверен, что вендоры, предлагающие качественные и конкурентоспособные по цене решения, не только увеличили долю рынка во время кризиса, но и получат преимущества в долгосрочной перспективе: «Кризисное смещение спроса в более низкие ценовые сегменты в ближайшее время не будет отыграно обратно. Люди научились экономить, многие на своем опыте поняли, что топовые бренды зачастую ничем не превосходят аналогичное оборудование, в цене которого меньше „брендовой“ составляющей».

«Производители более простых решений получат в текущей ситуации преимущество, в то время как остальные вендоры тоже будут стремиться дополнить свой продуктовый портфель более простыми устройствами, постепенно смещая производство в Китай или на Тайвань, — считает Денис Андреев. — Расклад сил на российском рынке ИБП постепенно меняется, лидеров начинают теснить новые игроки: так, недавно вернулась компания Tripp Lite с весьма обширным и разноплановым ассортиментом ИБП, в 2009 г. заметно активизировались компании Delta Group и Powercom». С этим соглашается и Александр Халаев: «Если посмотреть статистику, гранды этого рынка плавно теряют позиции из года в год. Это открывает возможности для новых игроков».

В погоне за лидером

По данным ITResearch, основными конкурентами на массовом рынке остаются ИБП под торговыми марками APC, CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman (здесь и далее перечислены в алфавитном порядке). «В конце года структура рынка по производителям стала больше походить на докризисную: ряд вендоров, несколько отстававших в предыдущие периоды, сумели восстановиться и начали показывать более типичные для себя объемы. Соответственно доли „тяжеловесов“ несколько подравнялись», — отмечают аналитики. На рынке инфраструктурных решений наряду с APC ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Inelt, Newave и Socomec UPS.

Лидером рынка остается APC by Schneider Electric. В первую пятерку входят также Chloride, Eaton, Ippon и Powercom, эти пять компаний, по данным ITResearch, по итогам первого полугодия 2009 г. контролировали 84% российского рынка ИБП (в деньгах).

По мнению некоторых игроков, в последнее время компания APC by Schneider Electric несколько ослабила свои позиции. «Рыночная доля АРС, бессменного лидера рынка ИБП, постепенно начала снижаться на фоне роста долей других вендоров из первой пятерки», — считает Евгений Коликов. «Не помогло даже добавление линейки трехфазных ИБП MGE», — дополняет Евгений Жирнов.

Руководство представительства APC by Schneider Electric придерживается противоположной точки зрения. «Благодаря диверсификации бизнеса в сторону комплексных решений (системы защиты и распределения электропитания, решения кондиционирования и безопасности, стойки, средства управления и т. д.) наши продажи уменьшились гораздо меньше, чем в среднем по рынку ИБП, чего, вероятно, мы не смогли бы добиться, если бы ориентировались только на этот сегмент», — утверждает Ирина Дмитренко. Более того, по ее словам, APC by Schneider Electric укрепила свои позиции и в массовом сегменте: «ИБП для защиты ПК остаются наиболее крупным (в денежном выражении) сегментом рынка. И несмотря на сокращение спроса, наша доля здесь серьезно увеличилась».

Через тернии — к росту!

Итоги IV квартала 2009 г. вселили во многих игроков осторожный оптимизм. Конечно, на эти показатели повлияли традиционный предновогодний рост продаж в массовом сегменте и эффект «закрытия года» в корпоративном. Вместе с тем, как отмечают многие игроки, в начале 2010 г. также отмечается некоторое оживление. Рынок, по их мнению, если еще не восстанавливается, то, как минимум, «приходит в себя». Как утверждают многие его участники, по сравнению с I кварталом прошлого года их продажи выросли. «Рост пока очень небольшой, по-прежнему ощущается нехватка „живых денег“. Но мы надеемся, что уже во II–III квартале рынок ИБП заметно поднимется», — сообщает Денис Андреев. В представительстве Powercom уверены, что по итогам 2010 г. рынок ИБП вырастет на 10–15% по сравнению с показателями 2009 г., а в компании «Фан Дистрибьютор» рассчитывают на 18–20% роста.

«Мы прогнозируем возврат к докризисным темпам роста в ближайшие 2–3 года, — говорит Олег Становов. — Во всяком случае, судя по последним обращениям наших партнеров и заказчиков и по списку проектов в разработке — перспективы у рынка есть, и они нас радуют».

По мнению Евгения Жирнова, объем продаж 2008 г. может быть достигнут через 2–3 года, а по мощному оборудованию, возможно, и через 4–6 лет. Денис Андреев считает, что восстановление докризисных показателей можно ожидать в течение 3–5 лет: «И этот, и следующий год для рынка ИБП еще не станут поворотными».

«Прогнозировать рост и время выхода на докризисные показатели — дело трудное. Стабильности в мире нет», — справедливо замечает Александр Хорошилов. Вместе с тем, по его мнению, ни о каком насыщении рынка в обозримом будущем не может быть и речи: «Наша страна — настоящая „черная дыра“ как в части компьютеризации (сколько процентов населения имеют компьютер?), так и в части качества электропитания. Так что перспективы у нашего бизнеса самые радужные».


Версия для печати (без изображений)