С началом кризиса количество компьютеров, собираемых в России, стало падать, сокращался и спрос на комплектующие. Тем не менее в течение 2009 г. ситуация на рынке компонентов заметно менялась, что было вызвано рядом причин, о которых рассказывают представители вендорских и дистрибьюторских компаний.

Два разных полугодия

«В целом по итогам года комплектующих продано на 25–30% меньше, хотя в начале 2009 г. некоторые эксперты давали пессимистический прогноз (40–50%)», — свидетельствует Олег Аралов, директор по развитию рынка компании ASUS.

Несколько меньшую оценку спада продаж в сегменте системных плат — чуть более 20% — приводит Синклер Сяо, директор по продажам в Европе GIGABYTE Technоlogy, который утверждает, что в этом сегменте российского рынка его компания в 2009 г. смогла сохранить долю порядка 35%.

В то же время Валерий Бочкарев, менеджер Reseller Channel Organization Intel, обращает внимание на нестабильность российского рынка компонентов на протяжении 2009 г.: «Снижение продаж в первой половине года в целом было компенсировано за счет традиционно хороших продаж во второй. В результате итоги года в целом соответствовали и по некоторым параметрам даже превзошли наши ожидания».

В оценке ситуации на рынке жестких дисков (ЖД) вендоры расходятся во мнении. Так, Александр Алексеев, глава российского представительства Western Digital, подчеркивает, что, несмотря на кризис, рынок хранения — и в мире, и в России — продолжает расти, поэтому динамика продаж ЖД отличается от динамики рынка настольных ПК: «Можно отметить некоторое уменьшение количества проданных ЖД, но запланированный нами объем продаж был выполнен. Причем в IV квартале из-за повышенного спроса даже возник дефицит некоторых моделей ЖД».

Но Максим Фролов, директор по продажам компании Seagate, опираясь на оценки аналитических агентств, утверждает, что в 2009 г. рынок ЖД для настольных ПК сократился более чем на 30%: «Зато рынок ЖД для ноутбуков вырос на 18%, несмотря на практически полное отсутствие локальной сборки — диски нужны были для ремонта и модернизации ранее проданных мобильных ПК».

Сергей Гузеев, управляющий директор Foxconn в России и СНГ, называет 2009 г. «многогранным» с точки зрения востребованности компонентов: «В начале года наблюдался относительно высокий (для кризисного периода) спрос на комплектующие, но местные дистрибьюторы практические ничего не могли предложить каналу, поскольку их склады были перегружены ноутбуками. Начиная со II квартала локальные дистрибьюторы все-таки решили не терять гарантированный заработок от продаж компонентов и начали постепенно возвращаться к полноценной работе с производителями».

С какими же результатами закончили дистрибьюторы прошедший год в условиях неустойчивой закупочной политики? Как говорит Александр Будилов, руководитель отдела продаж и маркетинга ELKO Moscow, в первой половине 2009 г. рынок комплектующих существенно уменьшился, и даже небольшой подъем во второй половине года не смог это компенсировать — по итогам 2009 г. спад продаж в компании составил около 30%.

Дмитрий Клешнин, директор департамента компонентов, мониторов и ноутбуков компании OCS, также отмечает сокращение продаж компонентов крупным российским сборщикам, но надеется на восстановление этого направления бизнеса дистрибьютора в 2010 г.

«В структуре наших продаж сбыт комплектующих снизился в несколько раз меньше рыночного падения, а по ряду позиций мы даже отметили рост», — заявляет Сергей Расколов, директор по сбыту компании Merlion. Он объясняет это заметным увеличением доли его компании на рынке компонентов в 2009 г. по сравнению с 2008 г., а также заранее предпринятыми мерами в кредитной политике Merlion на начальном этапе кризиса. «В результате в начале 2009 г. мы почти не имели проблем с плохими кредитными задолженностями, плохих клиентов, что позволило нам быстро восстановить отношения с партнерами, канал и продажи. Во-вторых, частично это следствие успешной финансовой политики и финансовой устойчивости, что благоприятно сказалось на росте бизнеса на фоне общего падения рынка», — утверждает он.

Владислав Олинов, руководитель департамента маркетинга компании «ИСА», отмечает факторы, которые помешали его компании успешно развивать бизнес компонентов в 2009 г.: «Начало года выдалось на редкость сложным — первая половина была отмечена целой чередой банкротств и остановившихся бизнесов. Многие партнеры сократили объемы товарного предложения на несколько порядков, некоторые принялись диверсифицировать свой бизнес. Все это не могло не сказаться на товарном обороте и на нашем бизнесе: в первом полугодии мы боролись с падающим рынком». Он говорит, что его компания вынуждена была оптимизировать продуктовый портфель, оставив в нем только самые необходимые продукты, и лишь во второй половине 2009 г., когда рынок стал восстанавливаться, предложение «ИСА» оказалось доступным большинству покупателей.

О значительных изменениях ситуации на рынке компонентов говорит и Андрей Хомяков, руководитель направления «Комплектующие» компании «Марвел»: «2009-й четко делится на два совершенно различных полугодия — первое характеризовалось оптимизацией бизнеса под новые экономические условия, эти процессы происходили на всех уровнях цепочки поставок — у производителей, дистрибьюторов, дилеров. Изменились финансово-кредитная политика, структура заказов, внутренние структуры компаний. Именно тогда произошел основной спад продаж. Второе полугодие стало полной противоположностью первому — рынок восстанавливался очень активно. Например, продажи процессоров AMD в нашем канале повторили результат 2008 г.»

Как вендоры помогали рынку

Одной из заметных негативных примет кризиса стало сокращение рядом вендоров кредитных линий в конце 2008 г., что создало значительные проблемы для дистрибьюторов. Александр Будилов объясняет это изменением рейтинга России у страховых компаний: «Это повлияло и на бизнес ELKO. Хочется отметить, что у вендоров, которые ответственно отнеслись к данной проблеме и смогли аргументированно обрисовать международным страховым компаниям ситуацию на нашем рынке, сокращения кредитных линий не произошло. Совместно с дистрибьюторами они нашли компромиссное решение, и бизнес (например, поставки жестких дисков и процессоров) не пострадал. Пересмотра кредитной политики вендоров мы ожидаем не ранее второй половины 2010 г.»

О том, как действовала компания Foxconn, рассказывает Сергей Гузеев: «Мы приложили максимум усилий для того, чтобы вопросы кредитования российских партнеров решались своевременно и в полном объеме. Для этого пришлось пересмотреть отношение Foxconn к страховщикам, большая часть которых решила практически полностью отозвать свои страховки с рынка СНГ. В такой ситуации нам удалось привлечь ряд крупных китайских банков, которые сейчас обеспечивают кредитную поддержку наших российских партнеров. Более того, новые кредитные условия зачастую даже лучше, чем прежние».

В свою очередь Валерий Бочкарев говорит, что Intel с пониманием относилась к временным трудностям на нашем рынке, в течение 2009 г. не меняла условий кредитования партнеров и потому не сталкивалась с серьезными проблемами.

Олег Аралов заявляет, что и ASUS в 2009 г. свою кредитную политику не пересматривала.

А Александр Алексеев добавляет, что в прошедшем году Western Digital особо тщательно работала с партнерами, стремилась к большей гибкости в финансовых и логистических вопросах, осуществила более широкую маркетинговую поддержку канала и предоставила квоты российским партнерам.

На фоне таких заявлений диссонансом выглядит признание Синклера Сяо: в 2009 г. GIGABYTE уменьшила кредитные линии некоторых клиентов. «Мы также стали более строго контролировать кредитные лимиты. Но тем не менее наши надежные партнеры с хорошей и длительной кредитной историей в случае необходимости могли рассчитывать на отгрузки сверх этих лимитов», — поясняет он.

«На начальном этапе кризиса мы столкнулись с сокращением кредитных линий, — подтверждает Сергей Расколов, — хотя оно было и меньше, чем снижение объемов продаж, и в разы ниже, чем у остальных игроков». Он объясняет это финансовой устойчивостью Merlion и тем, что компания вступила в кризис подготовленной и даже продолжила наращивать бизнес. «Более того, нам увеличили кредитные линии, что было на руку во второй половине 2009 г. и, в частности, помогло увеличить нашу долю на рынке», — говорит директор по сбыту Merlion.

Андрей Хомяков также подтверждает, что у «Марвел» возникли проблемы, связанные с сокращением кредитов производителей: «Но практически со всеми нашими вендорами, включая AMD, удалось сохранить прежние кредитные условия. Зато из-за крайне невыгодных финансовых условий нам пришлось отказаться от сотрудничества с компанией GIGABYTE и прекратить поставки ее системных плат и видеоускорителей».

В свою очередь Дмитрий Клешнин отмечает Asrock, Foxconn, FSP и Kingston, которые, по его мнению, удачно воспользовались возникшей на нашем рынке ситуацией: «Они предложили более благоприятные финансовые условия, чем до кризиса, и доля их продукции в наших продажах и на российском рынке в целом заметно увеличилась».

Когда дилерам было трудно

Некредитоспособность отдельных российских региональных сборщиков ПК также создала определенные проблемы в канале. Александр Алексеев поясняет: «Одни сборщики сократили объем выпускаемой продукции, другие переориентировали свою деятельность под новые нужды рынка». Хотя он считает, что спад рынка сборки ПК — явление временное, предпосылки для его роста в 2010 г. есть, хотя говорить о полном восстановлении еще рано.

«Нам известно, что у сборщиков были проблемы, связанные с некредитоспособностью», — говорит Олег Аралов.

То, что финансовая нестабильность ряда сборщиков ПК действительно привела к определенному перераспределению партнеров на рынке, признает и Валерий Бочкарев. Однако он утверждает: «Мы имеем длительные доверительные отношения с ведущими игроками и продуманные программы поддержки партнеров различных уровней, что позволяет нам оптимистично смотреть в будущее и подготовиться к восстановлению спроса на рынке».

А Максим Фролов утверждает, что партнерская сеть Seagate всегда была хорошо сбалансирована между сегментами рынка, и поэтому проблемы некоторых сборщиков практически никак не отразились на структуре партнеров.

Чем и как смогли дистрибьюторы комплектующих поддержать своих дилеров? По словам Андрея Хомякова, компания «Марвел» помогала, насколько это возможно, партнерам пройти наиболее сложный период: «Финансово-кредитная дисциплина нашей компании помогла избежать многих потерь, но, к сожалению, совсем без них не обошлось. С другой стороны, более успешные фирмы занимают ниши сошедших с дистанции. Наиболее яркий пример — компания DNS, расширившая свое присутствие от Владивостока до Москвы. Думаю, что рынок региональных сборщиков ПК будет восстанавливаться, но медленно».

Как утверждает Вадим Лата, генеральный директор NetLab, в основе работы с каналом возглавляемой им компании лежит качественный и широкий клиентский сервис: «Поэтому дилерские компании, которые приостановили свою деятельность, потом вернулись к нам. Даже в период дефицита мы предлагали рыночные цены, не только поддерживали, но и увеличили до 14 тыс. позиций ассортимент и доступность товара на складе, развивали собственную доставку в регионы, ускорили работу склада, сократили процент пересортицы. Мы продолжали развивать дилерскую базу, и в результате число дилеров за год выросло на 19%».

«Несмотря на то что в начале 2009 г. регионы пострадали весьма серьезно, количество наших партнеров на местах к концу года увеличилось», — также заявляет Дмитрий Клешнин (OCS). Он говорит, что этого удалось добиться благодаря ряду принятых мер — созданию более привлекательного для партнеров продуктового портфеля (за 2009 г. около 20 новых контрактов с вендорами); созданию В2В-портала, который позволяет в режиме 24Ч7 работать с заказами по большинству складских позиций, продолжению финансовой поддержки всех дисциплинированных партнеров и оказанию технической помощи со стороны экспертов дистрибьютора.

«В 2009 г. Merlion не занималась восстановлением сети канальных партнеров, просто в 2008 г. у нас не было потерь благодаря своевременной грамотной консервативной политике», — объясняет Сергей Расколов. Он утверждает, что в 2009 г. в партнерскую сеть его компании пришло порядка 600 новых партнеров, и к настоящему времени Merlion сотрудничает с более чем 3,1 тыс. российскими компаниями. «Новые партнеры пришли сами, так как у их прежних поставщиков возникли проблемы с товаром, а у нас на складе он был. Рынок региональных сборщиков ПК стабилизируется и демонстрирует устойчивые позиции игроков, и при этом наблюдается тенденция восстановления объемов продаж», — считает он.

Однако не все дистрибьюторы смогли столь безболезненно преодолеть кризис и без потерь прожить 2009 г. По признанию Александра Будилова, уход некоторых региональных игроков с рынка повлиял на деятельность ELKO Moscow, и возможная вероятность дальнейшего банкротства компаний-партнеров заставила дистрибьютора достаточно осторожно подходить к вопросу кредитования дилеров: «Мы прикладываем максимум усилий к восстановлению рынка региональных сборщиков ПК, но дальнейшее расширение сети наших партнеров происходит за счет компаний, которые в меньшей степени используют банковские кредитные средства».

Владислав Олинов отмечает: «В настоящий момент мы наблюдаем первые шаги по восстановлению наших представительств в регионах, что позволит региональным сборщикам оптимизировать свои расходы на склад и закупку и активнее развиваться. В результате это благотворно отразится на региональных рынках».

Комплектующие или готовые компьютеры?

Большинство дистрибьюторов уже давно диверсифицировали свой бизнес и наряду с компонентами продают и готовые компьютеры. Продажи готовых ПК дилерам, естественно, снижают их потребности в комплектующих.

Однако 2009 г. внес свои коррективы в этот вид деятельности дистрибьюторов. Так, как одну из характерных тенденций первой половины 2009 г. Владислав Олинов отмечает массовый отказ клиентов от закупки новой техники: «ИТ-службам компаний было предложено восстанавливать ресурс имеющегося парка компьютеров, что изменило в положительную сторону вектор продаж компонентов, и этот сегмент, невзирая на резкое сокращение рынка готовой техники, пострадал несильно».

Большинство дистрибьюторов уже давно диверсифицировали свой бизнес и наряду с компонентами продают и готовые компьютеры. Продажи готовых ПК дилерам, естественно, снижают их потребности в комплектующих.

Как говорит Александр Будилов, в связи с тем, что в прошедший год многие дистрибьюторы вошли с полными складами ноутбуков, адение продаж готовых систем в первом полугодии 2009 г. было не столь значительным: «Во второй половине года мы отметили обратную тенденцию — более взвешенный подход к приобретению готовых систем и несколько более смелые закупки комплектующих».

Компания NetLab не только продает комплектующие, но и сама собирает настольные ПК. И, как утверждает Вадим Лата, в первой половине 2009 г. продажи готовых ПК у NetLab снизились более чем на 30%, при этом сократились и продажи комплектующих: «Потом ситуация начала немного выправляться, и по таким компонентам, как процессоры, память и ЖД, итоговые показатели оказались лучше, чем в среднем по компании, — их продажи за год снизились на 14, 15 и 4% соответственно. Зато ноутбуки, нетбуки и аксессуары к ним, которые заняли лидирующие позиции в обороте NetLab, пострадали меньше — в штуках их падение составило всего 3%, а доля в продажах увеличилась по сравнению с 2008 г.».

В целом за 2009 г. «Марвел», OCS и Merlion даже отметили рост поставок ноутбуков и нетбуков. Так, например, Сергей Расколов утверждает, что в прошлом году в Merlion продажи ноутбуков за год возросли на 7% в штучном исчислении.

Рынок захотел «дешевых» продуктов

Однако наряду с сокращением спроса на комплектующие вендоры и дистрибьюторы отметили еще ряд изменений, произошедших на рынке компонентов в 2009 г.

Во-первых, как говорит Вадим Лата, уже в первой половине года спрос дилеров переориентировался на более дешевые компоненты. Валерий Бочкарев объясняет это снижением покупательной способности населения, а также увеличением цен в рублевом выражении, вызванным ростом курса доллара: «В первой половине года мы почувствовали перераспределение спроса в сторону продуктов нижнего и среднего ценовых диапазонов». По его словам, Intel, имея в своем продуктовом портфеле доступные процессоры, смогла соответствовать изменившемуся спросу: «А направив дополнительные усилия на продвижение продукции верхнего ценового сегмента, часть спроса удалось переключить обратно. Кроме того, нам потребовалось решать еще одну задачу — переход на новые процессоры Intel Core iх с новым разъемом, с которой мы успешно справились».

Олег Аралов также отмечает изменение предпочтений клиентов, произошедшее в 2009 г.: «В I–II и начале III квартала на российском рынке наметилась явная тенденция роста спроса на дешевые компоненты, мы вовремя среагировали, успели увеличить производство более дешевых моделей и таким образом предотвратили дефицит. Хотя в конце III и в IV квартале показатели и структура продаж вернулись к прежним значениям».

Оценивая результаты продаж 2009 г., Сергей Гузеев подтверждает тенденцию к росту спроса на дешевые компоненты, но объясняет это иначе: «Основной объем продаж пришелся на недорогие модели плат с интегрированной графикой. Этому способствовало то, что в условиях кризиса крупные и средние сборщики в основном занимались модернизацией существующего парка ПК».

Ему вторит Владислав Олинов: «В 2009 г. потребительские предпочтения сдвинулись в сторону уменьшения стоимости системных плат за счет интеграции на них компонентов, в том числе графических, что, в свою очередь, привело к падению рынка внешних графических плат». А Вадим Лата подтверждает сокращение спроса цифрами: «Более всего сократилась продажа системных плат и видеокарт: в штуках на 32 и 31% соответственно».

Однако Андрей Хомяков утверждает, что компания «Марвел» наблюдала на рынке «разнонаправленные» тенденции: «Спрос на системные платы сместился с сторону более дешевого сегмента, а спрос на видеокарты — в область более дорогих решений. Это объясняется тем, что крупные партнеры продолжили выпуск новых ПК, а небольшие и средние региональные компании сконцентрировались на модернизации компьютеров, для чего потребовались мощные дорогие видеоускорители».

Продажи компонентов в Merlion в денежном выражении также сократились, из чего Сергей Расколов делает аналогичный вывод о смещении спроса в сторону более дешевых решений. Но при этом отмечает, что сокращение продаж произошло в сегменте системных и графических плат, а в штучном исчислении продажи процессоров, жестких дисков и памяти в 2009 г. заметно выросли по сравнению с 2008 г.

По словам Александра Алексеева, в кризисный период потребитель стал разборчивее, тщательнее анализирует предложение, собственные потребности, меньше совершает спонтанных покупок: «WD выпускает широкий спектр ЖД для разных условия применения, и покупатели могут найти в нашем предложении как инновационные накопители, обладающие большей производительностью, емкостью, так и ЖД со средними показателями, но более дешевые».

В то же время Максим Фролов отмечает другую особенность ЖД как продукта: «ЖД давно стал компонентом, чей уровень продаж намного превосходит потребности в сборке новых ПК — сегодня на каждый проданный ЖД для сборки нового ПК продается еще один диск для модернизации компьютера». Однако он не подтверждает тенденцию смещения предпочтений клиентов в сторону более дешевых ЖД — средние цены накопителей Seagate по-прежнему остаются стабильными, что, по-видимому, объясняется грамотной ценовой политикой производителя.

О переключении спроса канала на продукты «подешевле» и реакции на это производителей говорит Синклер Сяо: «Из-за кризиса на рынке увеличился спрос на более дешевую продукцию. GIGABYTE не стала следовать этой тенденции, а увеличила инвестиции в НИОКР и использовала более качественные компоненты в своих изделиях. В то же время благодаря росту спроса на недорогую продукцию многие крупные производители системных плат перешли на использование более дешевых компонентов, чтобы уменьшить стоимость производства и повысить конкурентоспособность на рынке. А некоторые изготовители второго эшелона смогли увеличить свою долю на рынке России».

По-видимому, поэтому в условиях повышения спроса на более дешевые компоненты, говорит Дмитрий Клешнин, в OCS в два раза выросли поставки недорогих комплектующих Asrock.

Однако не все производители, подобно Asrock и ASUS, смогли адекватно отреагировать на новые условия. В результате в 2009 г. в России было отмечено другое явление — перебои с поставками компонентов. Так, Олег Аралов свидетельствует: «В прошлом году в наибольшей степени сократились продажи оптических приводов. Это было результатом глобального дефицита на рынке читающих головок, в результате рынок оптики сократился с 6–7 млн. шт. в 2008 г. до 2,5–3 млн. шт. в 2009 г.»

По словам Андрея Хомякова, наибольший спад продаж наблюдался в сегменте графических карт: «Это было обусловлено рядом причин, лежащих за пределами России. NVIDIA так и не смогла выпустить адекватный ответ 5000-й серии графических карт AMD, а AMD, в свою очередь, не удалось обеспечить в необходимом количестве выпуск новых чипсетов. Продажи процессоров AMD не снизились, но и здесь наблюдались периодические проблемы логистики, иначе результат был бы еще лучше».

«Когда густо, а когда пусто»

Именно так охарактеризовал переменчивую ситуацию на рынке компонентов Вадим Лата: «У дистрибьюторов были и периоды затоваривания, и времена дефицита того или иного товара или продуктов какого-либо вендора. Мы, предугадывая возможные перебои, делали большие складские запасы, стараясь обеспечить необходимую доступность товара на складе, а также старались поддерживать широкий ассортимент, чтобы товар одного вендора можно было временно заменить изделиями другого».

«В начале 2009 г. многие вендоры опасались больших складских запасов и стали более расчетливо подходить к товарным остаткам», — объясняет Владислав Олинов. Он говорит, что «ИСА» избежала длительного товарного дефицита, но краткосрочные перебои имели место именно в начале года, когда многие производители меняли свои производственные планы.

По словам Сергея Расколова, Merlion сталкивалась с проблемой дефицита по многим видам комплектующих многих вендоров — это и системные платы, и жесткие диски, и видеокарты, и память: «Дефицит возникал из-за того, что производители снижали объемы производства. А вернуться на докризисный уровень сложно, к тому же вендоры не спешат. Они следят за рынком, не создавая товарных запасов». Поэтому Merlion решала проблемы нехватки компонентов, расширяя пул поставщиков, а для регулирования спроса в определенные периоды искусственно поднимая цены.

OCS и ELKO также отмечают временный дефицит оптических приводов, что повлекло за собой изменение цен на них, но к концу года ситуация стабилизировалась.

Как утверждает Валерий Бочкарев, в Intel для планирования поставок используется эффективный набор процессов и инструментов, которые основаны на прогнозировании заказов и тесной работе не только с дистрибьюторами, но и с ведущими производителями ПК: «Это позволяет удовлетворить значимую часть спроса и своевременно и реалистично оценивать рынок».

По словам Сергея Гузеева, Foxconn удалось извлечь уроки из последних лет, когда в начале каждого года склады российских партнеров оказывались перегруженными и им приходилось прибегать к непопулярной процедуре распродажи этих запасов себе в убыток: «В 2009 г. все поставки тщательно согласовывались с каждым из партнеров, что позволило избежать затоваривания».

Однако, как утверждает Сергей Расколов, в начале 2009 г. перегруженности складов не смог избежать ни один дистрибьютор, в том числе и Merlion: «Планирование базировалось на докризисных уровнях продаж, а излишки образовались вследствие длинных циклов предзаказа и доставки. Благодаря комплексу своевременных мер в октябре 2008 г. уже к середине II квартала 2009 г. мы нормализовали свои запасы. А в октябре прошлого года даже ограничили закупки, что было воспринято поставщиками с настороженностью, но потом и мы, и поставщики увидели, что этот шаг был верным». Он также говорит, что сбалансировать склад Merlion помогло как наращивание клиентской базы, так и работа (по сравнению с 2008 г.) с действующими партнерами.

Владислав Олинов, отмечая сложности с реализацией продукции в конце 2008 г., подчеркивает, что 2009 г. «ИСА» встретила оптимизированным товарным портфелем и необходимым для эффективного бизнеса предложением, поэтому проблема затоваривания ее не коснулась.

По словам Андрея Хомякова и Дмитрия Клешнина, «Марвел» и OCS сумели оптимизировать свои склады. А Александр Будилов полагает, что затоваривание в 2009 г. не было широко распространено на рынке комплектующих из-за большей его динамики и чаще встречалось на рынке готовых продуктов.

В России на тысячу человек приходится всего 210 ПК, в то время как в Евросоюзе этот показатель составляет 665 ПК, а в США — 945 ПК. Может ли это отставание стать фактором восстановления рынка ПК российской сборки, что будет сопровождаться ростом спроса на компоненты?

Что может ожидать рынок компонентов в нынешнем году

Еще в конце 2008 г. аналитики ITResearch отмечали в России низкий уровень оснащенности настольными ПК домашних пользователей. Их выводы подтвердил в ноябре 2009 г. Николай Прянишников, президент Microsoft в России, заявив, что в России на тысячу человек приходится всего 210 ПК, в то время как в Евросоюзе этот показатель составляет 665 ПК, а в США — 945 ПК. Может ли это отставание стать фактором ускоренного восстановления рынка ПК российской сборки, что будет сопровождаться ростом спроса на компоненты? Вот мнения вендоров и дистрибьюторов на этот счет.

«Уровень проникновения ПК в России, особенно в удаленных регионах, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, с западными странами, пока действительно не так высок, как хотелось бы», — признает Валерий Бочкарев.

Александр Алексеев полагает, что в 2010 г. можно ожидать хороших результатов от работы с регионами, где сосредоточен наибольший потенциал для развития рынка в связи с проникновением широкополосного Интернета и ростом количества домашних ПК на «душу населения».

«Мы видим, что российскому рынку есть куда расти и считаем, что в 2010 г. его объем в целом увеличится», — уверен Синклер Сяо.

Зато Максим Фролов осторожен в своих оценках — по его мнению, упавший на 30% рынок ЖД для настольных ПК вряд ли скоро вернется на прежний уровень. Тем не менее он считает, что этот сегмент компонентов для сборки начиная с 2010 г. будет устойчиво расти с ежегодным темпом 10–12%.

Несколько более оптимистичен Сергей Гузеев, который напоминает, что наш рынок развивается по своим собственным законам: «Думаю, что в 2010 г. рост спроса на настольные ПК увеличится по сравнению с 2009 г. на 15–20%».

Признавая отставание России по степени распространения ПК среди населения, Олег Аралов тем не менее считает, что, скорее всего, резкого роста продаж комплектующих этот фактор не вызовет: «В 2009 г. были активны крупные зарубежные бренды, и они заняли большую долю рынка, которая раньше принадлежала российским сборщикам. Думаю, что, для того чтобы вернуться на прежние позиции, последним одного года будет недостаточно».

Как отмечает Вадим Лата, в России есть рынок домашних и корпоративных пользователей, которые отличаются по запросам: «На „домашнем“ рынке все более заметно растет спрос на ноутбуки, и в этом сегменте сборщики ПК столкнутся с серьезной конкуренцией. Многое будет зависеть от состояния экономики и покупательной способности граждан. Что касается рынка комплектующих, то надеемся, что в 2010 г. он будет не меньше, чем в 2008 г.»

Александр Будилов также считает, что спрос на рынке комплектующих регулируется уровнем жизни и стабильностью экономики: «Будут увеличиваться доходы населения — вырастет и потребление. Мы планируем рост рынка в 2010 г., но, по нашей оценке, продажи комплектующих вырастут не более чем на 10% от уровня 2009 г.» Андрей Хомяков также полагает, что рынок настольных ПК и комплектующих для их сборки станет больше на 10–15% относительно предыдущего года. На некоторый рост и поставок ПК, и комплектующих рассчитывает и Дмитрий Клешнин.

Более пессимистично перспективы развития рынка компонентов оценивает Сергей Расколов. Он не предвидит в 2010 г. увеличения объема продаж комплектующих более чем на 10% и выход на уровень 2007–2008 гг. Он так объясняет причины своих сомнений: «Во-первых, мобильные ПК «отъели» приличную долю продаж и не собираются сдавать позиции. Во-вторых, многое будет зависеть от активности и планов экспансии на рынке России зарубежных производителей настольных ПК, с которыми российским сборщикам конкурировать непросто. Возникающие проблемы связаны не только с разницей во входных ценах, но и с доступностью комплектующих — производители в первую очередь продают компоненты зарубежным вендорам, из-за чего на российском рынке возможно возникновение дефицита. Уже сейчас не хватает ряда ключевых компонентов, что вызвано большим объемом предзаказов от международных брендов. Правда, локальные игроки имеют преимущества: большую гибкость конфигурации ПК и своевременность их предложения».


Версия для печати (без изображений)