Новосибирск

Административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа расположен на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь. Это третий по численности населения город в России, на начало 2010 г. в нем проживало более 1 409 тыс. человек. Новосибирск остается центром притяжения мигрантов из Сибири, Казахстана и Средней Азии. Миграционный приток полностью компенсирует естественную убыль населения и увеличивает его численность.

В экономике города занято более 730 тыс. человек, из них более 60% работают на крупных и средних предприятиях и организациях города, около 16% — на малых предприятиях. В Новосибирске находятся более 200 крупных и средних промышленных предприятий, на их долю приходится более двух третей объема всей промышленной продукции Новосибирской области. Ведущие отрасли промышленности: энергетика, металлургия, металлообработка, машиностроение. На обрабатывающие отрасли приходится 67% всего объема промышленного производства, в том числе 44% — на металлургию, металлообработку и машиностроение.

В 2009 г. крупными и средними промышленными предприятиями города произведено продукции, выполнено работ и услуг на 142,3 млрд. руб. (на 8,5% меньше, чем в 2008 г.). Наиболее сильно пострадали строительные организации — объем выполненных работ по этому виду деятельности упал на 48,3%, до 9,7 млрд. руб. Доля убыточных предприятий резко выросла — до 72,5% (в 2008 г. она составляла 21,8%), это наихудший показатель среди городов-миллионеров. Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий снизился на 32,1% и составил 44 млрд. рублей.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в Новосибирске в 2009 г. достигла 21 200 руб. (на 9,7% больше, чем в 2008 г.). По уровню роста зарплаты Новосибирск оказался на втором месте среди городов-миллионеров (после Ростова-на-Дону, не считая Москву и Санкт-Петербург). Городской оборот розничной торговли сохранился на уровне 2008 г. — 223 млрд. рублей.

Еще несколько лет назад в Новосибирске ощущался значительный дефицит офисной недвижимости, однако сейчас предложение офисных площадей превышает спрос. В городе расположены 155 бизнес-центров, строятся еще 36. Новосибирск обладает самым крупным в Сибирском регионе логистическим комплексом. Учитывая, что город находится на пересечении сразу нескольких важнейших торговых направлений (Средняя Азия, Юго-Восточная Азия, Север России, Дальний Восток, Европа), в городе базируются региональные склады и официальные представительства крупных торговых компаний.

Доходы городского бюджета в 2009 г. составили 26,1 млрд. руб., расходы — около 27,9 млрд. руб., дефицит бюджета — 1,8 млрд. руб. В рейтинге бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения 15 крупнейших городов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), составленном «Российской газетой», Новосибирск делит третье и четвертое места с Ростовом-на-Дону — 19,9 тыс. руб. на душу населения.

В рейтинге журнала Forbes Russia «30 лучших городов для бизнеса» в 2009 и 2010 гг. Новосибирск занял пятое место (в 2008 г. он находился на 17-м). По социальным характеристикам (численность и динамика населения, уровень преступности и уровень образования) в рейтинге Forbes Russia в 2010 г. город оказался на седьмом месте, по покупательной способности населения — на 12-м, по деловому климату — на втором месте, по устойчивости к кризису — на 12-м, по уровню развития инфраструктуры и по комфортности ведения бизнеса — на 17-м.

Как отмечают аналитики Forbes, крупнейший город Сибири оказался заложником своего расположения на обоих берегах Оби: «По каждому из двух мостов проезжает 90 тыс. машин в сутки, и на прилегающих к мостам магистралях ежедневно выстраиваются огромные пробки. В этом году заложен первый камень в строительство третьего моста, который обойдется бюджету в 14,8 млрд. руб. (стартовая цена была 18 млрд. руб.) и будет построен за два с небольшим года».

В Сибири опять неспокойно. Президент решил сменить своего полпреда в округе. Прежний перешел на новую работу, а на его место ставят бывшего губернатора Новосибирской области. И все бы ничего, да на место губернатора1 в качестве официального кандидата претендует также мэр Новосибирска. Чем обернутся перемены в руководстве города (если нынешний мэр станет губернатором) и области для игроков ИТ-рынка региона, пока никто не берется предсказать. Мы тоже не будем строить прогнозы, а расскажем о том, что происходит на этом рынке сейчас.

Про окружение

Прежде всего хорошо бы понять, какова общая экономическая ситуация в регионе. Первое, что хотелось бы отметить, появление сдержанного оптимизма в ответах наших респондентов: ситуация еще не достигла докризисного уровня, но стабилизируется.

«Стабилизация налицо, однако в этом году вряд ли стоит ждать быстрого возврата на докризисный уровень: это зависит от целого ряда макроэкономических факторов ияантикризисных мер правительства, — считает Сергей Новгородцев, директор филиала „Xerox Россия“ в Новосибирске. — Влияние кризиса еще велико: многие частные компании не смогли пока в полной мере восстановить объемы бизнеса, а некоторые из них и вовсе прекратили существование. Сокращение производства в 2009 г. привело к уменьшению объема собираемых налогов — основы пополнения бюджета, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере реализовать государственные программы».

Об изменениях к лучшему говорит и Роман Гладченко, региональный представитель компании «Эврика» в Новосибирске: «Ситуация стабилизировалась, но не из-за того, что рынок вернулся к докризисному уровню. Я бы сказал, что наблюдается некое „привыкание к кризису“. Была массовая паника, многие находились в состоянии ожидания, резко сократилось потребление. В 2009 г. осваивались бюджеты, которые были утверждены до кризиса, поэтому госбюджет помог многим ИТ-компаниям остаться на рынке. Что касается 2010 г., то средства на ИТ, выделенные в коммерческих структурах, не позволяют закупать новое оборудование, и многие клиенты поддерживают работоспособность уже существующего парка».

Еще два респондента дают более скептические оценки происходящему.

«Экономическое положение, несомненно, стабилизировалось, — считает Валентин Фосс, начальник отдела маркетинга компании „Утилекс“. — Можно даже отметить небольшой положительный тренд. Однако это состояние достаточно шаткое, и в планировании на ближайшие годы мы вынуждены рассматривать как оптимистичные, так и самые пессимистичные варианты. Если говорить о рынке ИТ, то здесь есть некоторые особенности: спрос растет, но это по большей мере спрос на решения, закрывающие оперативные потребности бизнеса. Инвестировать значительные средства в ИТ, как в фундамент бизнеса в будущем, рискуют пока немногие».

«Можно сказать, что рынок уже „догоняет“ докризисный уровень, но пока на него не вышел, — подтверждает Светлана Куприенко, директор Новосибирского филиала MONT. — Мне кажется, что до сих пор положение очень нестабильно, и есть разные сценарии дальнейшего развития, как вверх, так и вниз...»

В целом экономическая ситуация в регионе во многом схожа с так называемой среднестатистической по России. «Говорить о том, что кризис кого-то коснулся больше, кого-то меньше, на мой взгляд, не совсем верно. Досталось всем. Просто одни ощутили это раньше, а другие — спустя какое-то время», — считает Михаил Бояринцев, заместитель руководителя по развитию филиала компании «Тайле» в Новосибирске.

Сильнее всех в Сибири пострадали строительство (девелопмент) и смежные с ним отрасли, чуть лучше дела в добывающей и перерабатывающей промышленности, а вот телеком, финансы и госсектор обошлись наименьшими потерями.

Если же говорить о Новосибирске, то столица Сибири оказалась не в самом лучшем положении. Экономика города держится на торговле — товарами и услугами. Конечно, кризис коснулся и этой сферы. И как результат, падение спроса на коммерческую недвижимость. А значит, и дополнительный спад объемов в строительстве, которому, как мы уже говорили выше, и так не поздоровилось. В результате, как отмечают наши респонденты, в городе обанкротилось несколько крупных застройщиков. «Нет строительства зданий — нет строительства сетей. Практически весь прошедший год интеграторы отрабатывали старые, докризисные проекты», — объясняет влияние этого факта на ситуацию на ИТ-рынке Михаил Бояринцев.

Отрицательно сказалось на общеэкономической ситуации и положение дел на Новосибирском металлургическом заводе им. Кузьмина. Как сообщает Роман Гладченко, это предприятие находится на грани банкротства.

Андрей Попков, коммерческий директор филиала «Энвижн Груп» в Новосибирске, «Энвижн-Сибирь», подводит итог всего вышесказанного: «Как и предполагалось, меньше всего пострадали отрасли, связанные с оказанием услуг первой необходимости для населения. Хорошо выдержали кризис предприятия связи и энергетики. Даже в самое сложное время, в середине 2009 г., у этих заказчиков нам удавалось внедрять решения со сроком окупаемости до одного года. Прошедшие два года подтвердили значимость OPEX2 в бюджете компании. Операционные затраты на поддержание ИКТ-систем очень трудно поддаются снижению, и подумать об их размерах необходимо на этапе выбора того или иного решения. Теперь, рассматривая разные предложения, заказчики все чаще оценивают OPEX так же тщательно, как и CAPEX3».

До сих пор на рынке остаются определенные «послекризисные» проблемы. И главная из них — бюджеты на развитие информационных технологий, которые были сформированы на 2010 г. с учетом неблагоприятного развития экономики. Зачастую эти затраты были отнесены к «неприоритетным» и сокращены.

Дополняет эту картину Роман Гладченко: «Во многих отраслях снижается спрос на услуги или на продукцию. Что касается ИТ-бюджетов, то могу точно сказать, что многие проекты заморожены. Для конца 2008 г. — начала 2009 г. характерен массовый отказ от уже подписанных контрактов. Произошло существенное сокращение бюджетов на ИТ».

Как уже отмечалось выше, не очень быстро, но клиенты ИТ-компаний начинают приходить в себя. Тем не менее до сих пор на рынке остаются определенные «послекризисные» проблемы. И главная из них — бюджеты на развитие ИТ, которые были сформированы на 2010 г. с учетом неблагоприятного развития экономики. Зачастую эти затраты были отнесены к «неприоритетным» и сокращены. Конечно, наши респонденты очень надеются, что уже на следующий год денег на ИТ будет выделено гораздо больше. Пока же наши респонденты отмечают, что «клиенты „напуганы“ и тратят деньги по минимуму». Причины этого видятся в следующем. «В первую очередь это снижение объема денежной массы в экономике, — считает Валентин Фосс. — Номинально с этим показателем ничего катастрофического не произошло. Однако ни для кого не секрет, что реальный сектор экономики продолжает испытывать дефицит в средствах (как отмечают практически все участники нашего опроса, этот дефицит имеет место во всех секторах рынка — у частных лиц, в коммерческих и государственных структурах. — Прим. автора). Но, на мой взгляд, более существенная проблема — это проблема неопределенности. Инвестиции в ИТ — это инвестиции в развитие бизнеса. А в сложившихся условиях многие собственники и руководители не готовы вкладывать деньги в будущее, поскольку экономические, административные и прочие риски делают это будущее туманным».

Что касается проблем, трудностей, с которыми сталкиваются участники новосибирского ИТ-рынка, то они не очень отличаются от проблем в других регионах Сибири: «В регионе осталась неопределенность с выделением средств. Задачи прорабатываются, но до последнего нет полной уверенности в том, что на их решение найдутся средства (и это не зависит от сегмента рынка, идет ли речь об образовании или о госструктурах)», — считает Ольга Басалаева, генеральный директор ООО «Полимедиа-Сибирь».

Конечно, для ИТ-компаний сокращение бюджетов заказчиков — это одна из самых важных, но, увы, не единственная проблема. Как отмечает Алексей Какунин, руководитель представительства «Аксофт» в Новосибирске, до сих пор игрокам местного ИТ-рынка очень мешает нехватка оборотных средств, а также труднодоступность и дороговизна кредитов.

Показатели местного рынка

По оценкам представителей новосибирских ИТ-компаний, объем ИТ-рынка города в 2009 г. на 30–40% снизился по сравнению с показателями 2008 г.

С этой оценкой согласны и аналитики издания «Деловой квартал. Новосибирск»: объем ИТ-рынка Новосибирска в 2009 г. составил 8,5 млрд. руб., что меньше, чем в 2008 г., на 30%.

Между прочим, это очень неплохие показатели, ведь среднее падение объема продаж ИТ в Сибири в 2009 г. наши респонденты оценивают в 50%.

Вот пример того, как развивалась ситуация на ИТ-рынке в интересующем нас регионе. «Если говорить о нашем направлении бизнеса, то, например, в Новосибирской области положение дел с заказами ИТ для образования смогло улучшить только выделение большой субвенции для средних учебных заведений. Однако высшее образование это не затронуло, и ситуация до сих пор остается „на нуле“», — поясняет Ольга Басалаева.

Показатели первого полугодия 2010 г. более оптимистичны. Падение объемов не просто замедлилось, оно, как отмечают наши респонденты, остановилось. А некоторые говорят о росте бизнеса своих компаний по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

«По итогам первых 6 месяцев 2010 г. рынок в целом остался на уровне 2009 г. Если же говорить о рынке ПО, то по итогам года мы ожидаем умеренный рост в пределах 10%»,— комментирует сложившуюся ситуацию Алексей Какунин.

Примерно на такой же рост рассчитывает и Валентин Фосс.

Более позитивны оценки Андрея Попкова: «В первом полугодии 2010 г. рост рынка составил примерно 20% по отношению к 2009 г. Если говорить о нашем филиале, то 2009 г. по объемам бизнеса был близок к 2008 г, а в первом полугодии 2010 г. мы подписали контрактов на сумму, более чем в два раза превышающую показатели аналогичного периода прошлого года».

С другой стороны, игроки рынка предупреждают, что радоваться таким темпам продаж рано. «Если сравнивать 2009 г. и 2010 г., то в первом полугодии нынешнего года мы уже сделали значительно больше, чем в прошлом, — рассуждает Светлана Куприенко. — Но не стоит забывать: в 2009 г. был очень сильный декабрь, который по факту и „вытянул“ весь год, ведь госструктуры „придерживали“ деньги до последнего. А в этом году, мне кажется, декабрь будет не таким „урожайным“».

Кто в теремочке живет?

Как уже неоднократно отмечалось, для российского ИТ-рынка кризис стал своеобразным «санитаром», который ускорил естественный отбор и убрал с рынка слабых и немощных. Новосибирский регион не стал исключением.

Слабые игроки стали еще слабее. Компании (в том числе и московские), ориентированные на одного-двух заказчиков, либо свернули филиалы, либо уменьшили их до представительств из двух-трех инженеров. Более сильным компаниям кризис дал возможность укрепить свои позиции в регионе. Некоторые наши респонденты рассказывают о том, что за два кризисных года они смогли увеличить свой бизнес в полтора-два раза. Были компании, которые не стали сокращать издержки, «замораживая» региональные представительства, а наоборот, использовали это время для развития филиальной сети. Крупные ИТ-компании провели оптимизацию и постарались скорректировать вектор развития, обратив особое внимание на эффективность бизнеса в целом.

В результате все крупные игроки остались. Правда, некоторые из них скорректировали или полностью изменили продуктовый портфель. А мелких и раньше никто не замечал, они и в более «сытые» годы появлялись и исчезали в массовом количестве. Хотя, как говорят наблюдатели, ряд сильных компаний, сокращая бюджеты, были вынуждены уволить часть сотрудников, а остальным сократить заработную плату. В этой ситуации самые квалифицированные и инициативные специалисты ушли на «вольные хлеба» и на рынке появились новые молодые, «зубастые» и очень грамотные компании. Появление их заметили, но пока ждут, чем эти «открытия» обернутся в будущем.

Никто не решается даже с точностью до десятка посчитать, сколько компаний работает на ИТ-рынке Новосибирска. Тем не менее на городском сайте www.ngs.ru в каталоге организаций в рубрике «Компьютеры и комплектующие» представлена информация о 200 компаниях. Стоит отметить, что в этот список наряду с «чистыми» ИТ-компаниями входят и розничные сети, торгующие бытовой техникой. А обзвон компаний, представленных в данном списке, дал неутешительный результат — около трети телефонных номеров либо не отвечали, либо принадлежат организациям, не имеющим ничего общего с ИТ-рынком.

Действительно крупных и успешных игроков ИТ-рынка гораздо меньше. И тем не менее в 2009 г. по итогам исследования, проведенного нашей редакцией, две новосибирские компании — НЭТА и «Готти» вошли в число 25 лучших региональных ИТ-компаний.

Представители Новосибирска есть и в списке 60 крупнейших российских компаний в области информационных и коммуникационных технологий, составленном рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2009 г. На 23 месте находится компания ЦФТ (Центр финансовых технологий), в 2008 г. — 27 место. А на 33 месте расположилась компания НЭТА, которая год назад занимала 28 строчку.

Тем не менее при кажущемся «благополучии» (все крупные и хорошо знакомые нам игроки остались) в расстановке сил внутри новосибирского ИТ-рынка произошли некоторые (а в отдельных сегментах весьма заметные) изменения.

«Надо учитывать, о каком сегменте идет речь. В ИТ-рознице и в продаже „коробок“ многое изменилось, что обусловлено различными, не только кризисными, факторами. Во-первых, незадолго до начала рецессии на рынок Сибири вышла федеральная сеть ДНС, что изменило расстановку сил в регионе», — подчеркивает Сергей Новгородцев.

Кроме того, по его словам, на положение игроков на рынке повлияли и следующие факторы: с началом кризиса в розничном сегменте и в продаже «коробок» наблюдалось значительное снижение покупательской способности, частные компании заморозили бюджеты до лучших времен. Это привело к резкому росту конкуренции на рынке поставок государственным структурам. Успеха добились те компании, которые смогли продолжить активную деятельность, оптимизировать издержки и сохранить ключевой персонал. Некоторые из них даже стали наращивать бизнес, прежде всего в корпоративном сегменте.

Главный клиент — частник

Что же происходит сейчас на розничном ИТ-рынке Новосибирска? Начнем с оценки этого сегмента. Почти все наши респонденты утверждают: в 2009 г. розничные продажи в городе упали на 30–40% по сравнению с показателями 2008 г. А вот начало 2010 г. было более обнадеживающее. «Объем розничного рынка, по нашим оценкам, сократился в 2009 г. по отношению к 2008 г. на 30–40%. В I квартале 2010 г. ситуация была достаточно позитивной: рынок вырос в среднем на 20%, а во II квартале остался на прежнем уровне», — считает Ольга Бурко, коммерческий директор компании НЭТА.

Подтверждает слова коллеги и Сергей Новгородцев: «В этом году ситуация кардинально изменилась: результаты первого полугодия немного превышают даже показатели аналогичного периода 2008 г.».

Сами участники рынка объясняют это так: «Потребители „соскучились“ по электронике и компьютерам. С возвращением потребительского кредитования возобновляется и спрос на эти товары». Это мнение Алексея Какунина. И он не единственный, кто связывает оживление на розничном рынке Новосибирска с возобновлением кредитования населения. «Этот сегмент рынка сократился ровно настолько, насколько сократились доходы населения, — говорит Михаил Бояринцев. — Большая часть покупок сложной бытовой техники/электроники происходит у нас с использованием заемных средств (кредитов). Как только банки перестали кредитовать, так население перестало покупать. Сейчас все налаживается».

Впрочем, «налаживается», как отмечают некоторые игроки рынка, не так быстро, как хотелось бы.

По оценке компании НЭТА, количественно состав участников новосибирского рынка практически не изменился: «В числе лидеров вместе с нами по-прежнему „Левел“, „Готти“, „ТехноСити“...»

По мнению других респондентов, этот список может быть дополнен компаниями «Компьютерные Системы», «Рембыттехника» и «Зет-компьютерс». Из федеральных сетей наиболее заметны «Эльдорадо» и «М.Видео». Немногим хуже положение «Техносилы».

И конечно, все наши респонденты единогласно включают в список лидеров розничного рынка компанию ДНС. Все привыкли к тому, что освоение Сибири всегда шло с запада на восток. Поэтому приход московских розничных сетей считался неизбежным.

Как раз в момент открытия первого магазина «Эльдорадо» мне довелось пообщаться с представителями новосибирских ИТ-компаний. И по их словам, выходило, что они совсем не боятся прихода «федералов». Доводы тогда приводились следующие: «Компьютер — не холодильник, и чтобы его продать, продавец должен быть подготовлен гораздо лучше своих коллег из бытовых сетей», «Послепродажный сервис в этих магазинах никуда не годится, да и качество товара у нас лучше», «Люди поначалу, конечно, пойдут в эти новые магазины, так как «клюнут» на яркую рекламу и обещание скидок, но когда поймут, что их обманывают, все равно вернутся к нам».

Некоторые сильные компании были вынуждены уволить часть сотрудников. В этой ситуации самые квалифицированные и инициативные специалисты ушли на «вольные хлеба» и на рынке ИТ появились новые молодые, «зубастые» и очень грамотные компании.

Прошло время, «федералы» совершенствуют подготовку кадров, наладили работу сервисных центров; компьютер стал более понятным и доступным; местные компании и сами начали проводить распродажи и маркетинговые мероприятия в своих магазинах... И вот теперь «старожилы» новосибирского рынка с удивлением взирают на волну новых «колонистов». Надо отдать должное компании ДНС, ее «репутация» бежит впереди нее и делает половину дела. Ведь недаром говорится, что если враг тебя боится, значит, он уже почти побежден. А этой компании действительно опасаются, к ее приходу готовятся: легенды о том, как «она рушит рынок и убивает маржу», рассказывают тем, к кому в город она еще не пришла. Правда, не везде ей это (порушить рынок) удается, но занять достойное место на розничном рынке тех или иных регионов несомненно, получается. Судите сами, только в столице Сибири у ДНС работает 12 магазинов. Из местных компаний наибольшее количество торговых предприятий у компании «Техносити» — четыре и один, открытый под брендом «Позитроника». У компании «Компьютерные системы» в Новосибирске четыре розничные точки, у НЭТы — три, столько же у «Левел», у «Готти» — две4...

При этом интересно было бы узнать, где местные потребители предпочитают покупать технику, но, увы, среди наших респондентов нет единого мнения по этому вопросу. Вот, например, что говорит представитель компании НЭТА: «Частные лица сейчас, как и раньше, приобретают цифровую технику в магазинах разных форматов. Если говорить о соотношении сил в компьютерной рознице, то 60–70% новосибирского рынка приходится на местных игроков (специализированные компьютерные компании), а 30–40% — на федеральные компании (к ним мы относим крупные федеральные сети по продаже бытовой техники). Причем если сравнивать эти показатели с ситуацией на Урале, то там доля федеральных игроков несколько выше и доходит до 50%. Чем дальше от центра, тем значительнее роль локальных игроков».

А вот прямо противоположное мнение: «Частные лица все чаще приобретают цифровую технику в магазинах федеральных сетей. Наши ИТ-компании контролируют в основном корпоративный рынок», — считает Алексей Какунин.

Уравнивает значение «федералов» и «регионалов» Сергей Новгородцев, он считает, что объемы продаж техники через эти каналы примерно равны.

При этом, как отмечает Ольга Бурко, ставить вопрос о том, у кого ситуация лучше, некорректно: «Перераспределение сил происходит не между типами компаний — федеральными и местными, а внутри них. Известен пример крупной федеральной компании „Эльдорадо“, которая в кризисный период фактически уступила место „М.Видео“. Аналогично и с региональными компаниями. Ряд компаний локального значения, не выдержав ценовой конкуренции c ДНС, либо совсем ушли с рынка, либо существенно сократили свое присутствие».

Тем не менее большинство наших респондентов все-таки считают, что пока федеральные компании находятся в более выгодном положении: «Магазины федеральных сетей больше ориентированы на широкий сегмент частных потребителей. Рекламная кампания этих сетей практически не прекращалась (агрессивное продвижение ДНС на рынке) либо была сокращена незначительно, в то время как местные ИТ-компании практически прекратили выделять деньги на рекламу», — объясняет свое мнение Алексей Какунин.

«В 2009 г., — отмечает Сергей Новгородцев, — местные игроки сдали позиции, но сейчас многие из них начинают восстанавливаться и наращивать обороты, открывают новые магазины. По нашим прогнозам, к концу года они вновь „станут на ноги“».

Какими же критериями руководствуются частные клиенты при выборе магазина? Прежде всего ценой. Местные розничные игроки это хорошо понимают. В угоду потребителям они изменили предложение. Все наши респонденты отмечают, что появилось больше товаров в низкой и средней ценовой категориях.

«Доля товаров hi-end-сегмента существенно сократилась. Спросом пользуется low-end», — описывает ситуацию Роман Гладченко.

Соглашается с коллегой и Светлана Куприенко: «Шиковать перестали, покупают в основном технику „вчерашнего“ дня (главный критерий цена/качество), а топ-модели стоят на полках...»

В представительстве Xerox также отмечают, что потребители стали обращать больше внимание на недорогие и простые модели, предпочитая черно-белые устройства цветным, принтеры более дорогим МФУ.

Объяснить сложившуюся ситуацию, по мнению Ольги Бурко, очень просто: «В 2009 г., в условиях резкого обесценивания денег (курс доллара вырос на 30%), покупатель вынужден был ориентироваться не на конкретный бренд, а на функционал устройства за определенные деньги. В 2010 г. ситуация стабилизировалась. Как производители подстроились под покупательскую способность и стали выводить на рынок более бюджетные варианты, так и покупатели адаптировались к рыночным условиям: стали планировать покупку заранее и откладывать на нее необходимые средства или оформлять кредит».

Но, как оказывается, в Новосибирске цена — не единственный критерий, по которому выбирают розничного продавца. «По сложившейся традиции, прежде чем приобрести сложный технический товар, будь то принтер, компьютер или маршрутизатор для домашней сети, человек сначала обратится к знакомому специалисту по ИТ (компьютерщику) и уже после этого примет решение, что и где покупать. Соответственно в выигрыше те, у кого шире ассортимент», — рассказывает Михаил Бояринцев.

Но не все игроки розничного рынка Новосибирска могут позволить себе такую роскошь, как широкий ассортимент. По наблюдениям одного из наших респондентов, выбор товаров в магазинах существенно сократился. В основном представлены лишь базовые модели всех вендоров, и пока ситуация не меняется.

А что скажут те, кто непосредственно работает в рознице? «Традиционно основной товарной группой были и остаются компьютеры и все, что к ним поставляется: мониторы, манипуляторы, клавиатуры, мультимедиа, а также периферийное оборудование, — поясняет Ольга Бурко. — Сейчас компании не отказываются от традиционных товаров, но одновременно пытаются найти для себя новые ниши, перспективные направления. Одним из них являются цифровые гаджеты — функциональные и компактные устройства, направленные на решение преимущественно мультимедийных задач и хранение данных. Ассортимент компьютерных магазинов в последнее время расширился за счет таких товаров, как электронные книги, бытовые системы хранения данных, фоторамки, нетбуки и т. д.».

По мнению наших респондентов, выиграли те компании, чьи торговые точки располагаются в проходных местах, в центре города. Кроме того, заметен интерес розничных покупателей к дискаунтерам.

Рынок, требующий серьезного отношения

Интересные данные по рынку системной интеграции Новосибирска приводит издание «Деловой квартал. Новосибирск». Оборот лидеров системной интеграции в 2009 г. составил 4,4 млрд. руб. Из них 48% приходится на оплату поставок оборудования и работ по пусконаладке. Клиентами крупнейших интеграторов в 2009 г. стали более 500 предприятий. Кроме того, при сокращении объема рынка системной и сетевой интеграции на 30–40% отмечается рост (более 10%) спроса на техническое обслуживание.

С началом кризиса в розничном сегменте и в продаже «коробок» наблюдалось снижение покупательской способности, частные компании заморозили бюджеты до лучших времен. Это привело к резкому росту конкуренции на рынке поставок государственным структурам.

Наши респонденты согласны с этими оценками. «Объем продаж в корпоративный сектор Новосибирска за 2009 г. сократился на 30–40%. Компании, поставленные в условия некой неопределенности, вынуждены были, что называется, „затянуть пояса“ до прояснения пути дальнейшего развития, — отмечает Алексей Какунин. — Если же говорить о продажах ПО, то в 2009 г. они сократились на 50% по сравнению с 2008 г. Но первое полугодие 2010 г. показало, что рынок стабилизировался и демонстрирует первые признаки небольшого, но роста — до 10% по итогам полугодия».

Правда, есть и более «суровые» оценки, согласно которым рынок системной интеграции в 2009 г. упал в среднем в два раза по сравнению с 2008 г.

Какие же направления деятельности местных интеграторов пострадали от кризиса сильнее всего?

«В большей степени кризис коснулся инженерных решений (падение на 70%), основными покупателями которых являются заказчики из строительной индустрии, — конкретизирует Ольга Бурко. — В 2010 г. падение прекратилось. Заказчики сейчас вовсю планируют будущие ИТ-проекты, закладывают бюджет на 2011 г. Относительно стабильно на сегодняшний день чувствует себя рынок информационных решений (серверы, активное сетевое оборудование, телефония) и лицензирование».

А вот что пишут эксперты новосибирского «Делового квартала» о ситуации в разных сегментах рынка системной интеграции региона: «Сильнее всего — на 40% — упали обороты компаний в сегменте инфраструктурных систем (системы хранения данных, серверные решения). Самыми тяжелыми были летние месяцы прошлого года (2009 г. — Прим. автора), в которые к тому же традиционно ощущается спад деловой активности. Зато с середины осени интерес к ИТ-проектам начал расти.

Оборот от внедрения „коробочных“ продуктов сократился в среднем на четверть. Ситуация по этому направлению была более стабильной, и крупным компаниям даже удалось удержать спад на уровне 15%.

Увеличился спрос на сервисное обслуживание. Системные интеграторы оценили рост оборота по обслуживанию техники и поддержке существующей ИТ-инфраструктуры в 10%. А компании, занимающиеся внедрением „коробочных“ продуктов, ощутили, что спрос на информационно-технологическое сопровождение увеличился в 1,5 раза».

То, что в кризис «сервис» (во всех его проявлениях) стал для ИТ-компаний своеобразной «палочкой-выручалочкой», отмечают и участники нашего опроса.

«Востребованными со стороны клиентов остаются услуги по обслуживанию имеющегося у заказчиков парка ИТ- и телекоммуникационного оборудования, — рассказывает Андрей Попков. — В целом они готовы платить за выверенные с технической точки зрения решения, внедрение которых можно прогнозировать во времени и по финансовым затратам».

Оборот лидеров системной интеграции в 2009 г. составил 4,4 млрд. руб. Из них 48% приходится на оплату поставок оборудования и работ по пусконаладке. Клиентами крупнейших интеграторов в 2009 г. стали более 500 предприятий.

Поддерживает коллегу и Алексей Какунин: «На фоне сокращения объемов продаж „железа“ в 2009–2010 гг. рынок ИТ-услуг выглядит относительно благополучно. Заказчики все чаще интересуются недорогими решениями с быстрой окупаемостью. Компании готовы платить деньги за то, что действительно повышает эффективность работы».

При этом наши респонденты особо отмечают, что несмотря на кризис и проблемы в экономике, потребность в ИТ-оснащении, расходных материалах, периферии остается, поэтому поставки этих товаров связаны только с сезонными колебаниями. Правда, в тяжелые времена внутри этих товарных групп происходят изменения, а точнее, замещения (не всегда устраивающие производителей).

«Одна из сегодняшних проблем — рост объемов использования неоригинальных расходных материалов, — отмечает представитель компании Xerox. — А это чревато выходом из строя оборудования и снижением срока его использования. Неоригинальные расходники могут привести и к дополнительным финансовым рискам: прекращению гарантии и дополнительным затратам на ремонт».

Кстати, если уж речь зашла о замене в корпоративном секторе одних товаров другими, более дешевыми, стоит упомянуть и о ситуации на рынке локальной сборки. «В 2009 г. в связи с резким обесцениванием рублевой массы и снижением покупательской способности более востребованными стали бюджетные компьютеры местной сборки, — отмечает Ольга Бурко. — Значительно меньше стало продаваться компьютеров известных зарубежных брендов, а также федеральных российских марок. По разным оценкам, брендированная сборка показала падение на 60%, в то время как в целом по рынку продажи компьютеров уменьшились на 40%».

Впрочем, некоторые наши респонденты уверены, что будущее все-таки за федеральными и зарубежными марками («...изменилось отношение клиента к выбору компьютера, теперь это устройство покупают не как „набор микросхем“, а как готовое решение»), но даже они признают, что в кризис в более выгодном положении оказались региональные сборщики. Но только те, кто смог предложить клиентам хорошее качество за умеренную цену.

Все без исключения признают, что компьютеры, собранные в регионе, в равной степени оказываются и на полках розничных магазинов, и на столах корпоративных клиентов. Этим косвенно подтверждается следующее: в последние два года в корпоративном секторе произошло некоторое замещение брендированной техники изделиями местной сборки.

Возвращаемся к разговору о том, за что клиенты готовы платить деньги. «Большим спросом в последнее время пользуются информационные системы для сбора, обработки и хранения данных и лицензирования ПО, — отмечает Ольга Бурко. — А вот спрос на инженерные решения несколько заморожен. Это направление, можно сказать, ждет восстановления строительного рынка, а также увеличения штатов компаний».

Что еще интересует клиентов? «Помимо решений, позволяющих значительно снизить или оптимизировать затраты, заказчики в связи с вступлением в силу ФЗ № 152 активно интересуются обеспечением безопасности персональных данных, — отмечает Сергей Новгородцев. — Если говорить про наш сегмент рынка, то это решения по безопасности печатаемых и распространяемых материалов».

Правда, как отмечает Андрей Попков, интерес, который проявляют корпоративные заказчики, пока еще, что называется, направлен в будущее: «Корпоративный рынок активно изучает новые ИКТ-решения, но пока это еще не заинтересованность, в связи с чем прогнозируется большая длительность процесса продаж. Работа с такими заказчиками требует от интегратора инвестиций».

«Изменились запросы клиентов, — отмечается в отчете издания „Деловой квартал. Новосибирск“. — Если раньше большинство заказчиков ограничивались консалтинговыми проектами и поставками типового оборудования, то сейчас такой „стандартный“ подход не устраивает клиентов.

Наиболее активными потребителями ИТ-услуг в 2009 г. были телекоммуникационные компании— они принесли лидерам рынка около 50% оборота, а также госсектор (11%), услуги (9%), промышленность и производство (9%). Эксперты говорят, что бурно развивающийся телекоммуникационный сектор почти не сокращал затраты на ИТ. А высокую долю заказов от госсектора связывают с тем, что в госструктурах эти расходы были забюджетированы еще до кризиса».

Что по этому поводу думают наши респонденты? «Основные заказчики 2009 г. — бюджетные и государственные учреждения, нефтегазовая отрасль, телекоммуникации, торговые компании, сфера услуг и компании СМБ. При этом в долгосрочной перспективе доля государственных органов и крупного бизнеса будет снижаться при росте СМБ-сектора и частных потребителей. Причина проста — насыщение» — такой видит ситуацию Алексей Какунин.

Соглашается с этой точкой зрения и Ольга Бурко: «Для наших игроков основными корпоративными заказчиками на сегодня выступают государственные учреждения и крупные предприятия и организации различных отраслей: продовольственные, промышленные, финансовые и др. Более активное восстановление этого сегмента заказчиков мы связываем с тем, что крупные структуры не могут долгое время функционировать без поддержки своей инфраструктуры. В конце 2008 г. и в 2009 г. обновление парка у корпоративных заказчиков не происходило, оно было временно отложено. А сейчас как раз настал момент, когда крупным компаниям жизненно необходимы инвестиции в развитие ИТ-инфраструктуры. При этом заказчики, которые кризис уже миновали, стали более требовательно относиться к своим затратам, ужесточили подходы к выбору партнеров, и степень свободы системных интеграторов от заказчиков в последнее время стала существенно ниже.

Менее активны среди корпоративных заказчиков представители строительного рынка. Причем в Новосибирске этот рынок „упал“ гораздо сильнее, чем на Урале или в таких сибирских городах, как Барнаул, Красноярск, поэтому и его восстановление проходит гораздо медленнее, чем в названных регионах».

«Для предприятий ряда отраслей — финансы, телеком, ретейл — значимость ИТ для функционирования (отказоустойчивости, безопасности, стабильности) бизнеса очень высока. Поэтому эти компании продолжают вкладывать деньги в ИТ. Особняком стоит государственный сектор, который превратился в еще более значимого покупателя, чем было до кризиса», — считает Валентин Фосс.

Как уже говорилось выше, по данным издания «Деловой квартал. Новосибирск», на долю лидеров рынка системной интеграции приходится чуть меньше половины всех объемов продаж в этом сегменте. По версии издания5, в топ-7 системных интеграторов Новосибирска входят «Крок», «Энвижн-Сибирь», НЭТА, «Утилекс АйТи», «АйТи», «Микротест», «Интех-НСК» (указаны в порядке мест, занимаемых в рейтинге). В топ-4 внедренческих организаций попали PC-WARE, «ИнфоСофт», «СофтЛайн Трейд» и «ИнталевСибирь» (указаны также в порядке мест, занимаемых в рейтинге). Оставим без комментариев этот рейтинг и методику его составления. Скажем только, что мы попросили участников нашего опроса составить список компаний, которые, по их мнению, лидируют на региональном корпоративном рынке. Вот что из этого получилось.

Сильнее всех в Сибири пострадали строительство (девелопмент) и смежные с ним отрасли, чуть лучше дела в добывающей и перерабатывающей промышленности, а вот телеком, финансы и госсектор обошлись наименьшими потерями.

Начнем с самого категоричного мнения. Правда, по просьбе автора мы даем его без подписи: «Есть ряд достойных местных компаний, которые работают в нескольких регионах Сибири и имеют широкий спектр локальных технических компетенций. Если говорить о Новосибирске, то здесь я могу выделить лишь одну компанию, которая в полной мере может считаться нашим серьезным, сильным конкурентом, — это „Утилекс АйТи“».

Остальные участники рынка более снисходительны к своим конкурентам: «Одним из заметных игроков корпоративного ИТ-рынка Новосибирска мы считаем „Утилекс АйТи“, — отмечают в компании НЭТА. — Отличительная особенность этого системного интегратора в том, что он работает скорее точечно, по конкретным проектам и с конкретными заказчиками, в числе которых — „Новосибирскэнерго“, РЖД и т. д. У нас же более широкий круг корпоративных заказчиков: государственные учреждения, коммерческие структуры различных отраслей и масштабов деятельности. На рынке информационных решений можно отметить компанию „Энвижн Груп“. Активный поставщик программных решений — SoftLine, презентационного оборудования — „Полимедиа“. В части поставок компьютерного оборудования в последнее время особенно активизировалась компания „Готти“».

Интересно, что те, кто не работают напрямую на этом рынке, а смотрят на него «со стороны» (вендор или дистрибьютор), добавляют в этот список только одну местную компанию, «Интех».

А вот назвать московских системных интеграторов, которые широко представлены в регионе, представители вендоров и дистрибьюторов затруднились. И это объяснимо: «Они с нами не работают, покупают через Москву, мы с ними не пересекаемся», — прокомментировал один из наших респондентов. Всего же было названо от 10 до 15 федеральных компаний, занимающихся поставками и реализацией проектов в корпоративном секторе, которые «физически» присутствуют в Новосибирске. Но при этом отмечается, что очень многие из тех, кто не имеет офиса в городе, ведут удаленную работу с местными клиентами.

1 Пока номер готовился к печати, пришло сообщение о назначении губернатором Василия Юрченко, занимавшего ранее должность заместителя главы администрации области.

2 OPEX — операционные расходы; эксплуатационные затраты — от англ. operating expenses.

3 CAPEX — капитальные расходы — от англ. capital expenditure.

4 Данные о количестве магазинов в Новосибирске взяты с сайтов компаний.

5 http://dkvartal.ru/nsk/magazines/dk-nsk/2010/n06/lidery_rynka_informacionnykh_tekhnologijj.


Версия для печати (без изображений)