Ростов-на-Дону

Административный центр Ростовской области и Южного федерального округа расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон. На начало 2010 г. в городе проживало 1 048 тыс. человек (примерно четвертая часть населения области).

Ростов-на-Дону — крупный транспортный узел юга России. Через него проходят основные транспортные артерии, связывающие центр страны с Кавказом и другими регионами Южного федерального округа — Северо-Кавказская железная дорога и автомагистраль М4 «Дон», а также судоходный путь по рекам из центра России в Азовское, Черное и Средиземное моря.

Основные отрасли экономики города — машиностроение, приборостроение, металлургическое и химическое производство, пищевая и легкая промышленность. Наиболее крупные предприятия: ООО «Ростсельмаш» (крупнейший производитель комбайнов и сельскохозяйственной техники), ОАО «Роствертол» (авиастроение), ОАО «Алмаз» (радиотехническая аппаратура), ООО «Горизонт» (навигационные радиолокационные станции), ОАО «Десятый подшипниковый завод», ОАО «Донской табак».

В 2009 г. индекс промышленного производства в городе упал на 9,9% (в целом по области — на 14,2%). Годовой объем выпуска продукции в обрабатывающих производствах снизился на 10,6% (по области — на 13,7%). Крупные и средние предприятия города произвели продукции, выполнили работы и услуги на 128,4 млрд. руб., из них 112,4 млрд. руб. приходится на обрабатывающие производства. Наибольший спад был зафиксирован в химической отрасли — на 25,7%, в металлургической и выпуске готовых металлических изделий — на 19,8%, в производстве машин и оборудования — на 28,5%, транспортных средств и оборудования — на 64%. Менее всего пострадало производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака — спад составил всего 0,1%. Это направление заняло первое место в структуре отгруженных товаров, на его долю пришлось 42,7% общего объема реализации обрабатывающей промышленности Ростова-на-Дону. Доля убыточных предприятий составила 23,2%. На начало 2010 г. кредиторская задолженность крупных и средних ростовских предприятий достигла 127,9 млрд. руб., дебиторская — 135,2 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал (без учета субъектов малого предпринимательства) по сравнению с 2008 г. снизился на 21,2%, до 37,6 млрд. руб.

В первом полугодии 2010 г., по данным Ростовстата, индекс промышленного производства в Ростове-на-Дону вырос на 5,4%, в обрабатывающих производствах — на 6,8%.

За первое полугодие 2010 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий города увеличилась на 0,9% и составила 421 тыс. человек, среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий — 309 тыс. человек.

Среднемесячная начисленная заплата по полному кругу предприятий в 2009 г. выросла на 9,7%, до 17484 руб. На крупных и средних среднемесячная зарплата увеличилась на 10,9% и составила 19156 руб. По темпам роста зарплаты Ростов-на-Дону занял первое место среди городов-миллионеров (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как ни странно, город оказался и лидером по уровню спада оборота розничной торговли — на 14,9%, до 198 млрд. руб. (188,8 тыс. руб. на душу населения).

По данным администрации города, в июне 2010 г. средняя начисленная зарплата по полному кругу предприятий достигла 19 094 руб. (на 6,7% выше, чем в июне прошлого года). Средняя начисленная зарплата на крупных и средних предприятиях города по сравнению с июнем 2009 г. увеличилась на 8,6%, до 21 471 руб., при этом в обрабатывающих производствах ее размер достиг 22 568 руб. (на 9,2% больше, чем годом ранее).

Доходы городского бюджета в 2009 г. составили 19,68 млрд. руб., расходы — 20,91 млрд. руб., дефицит бюджета превысил 1,23 млрд. руб. В рейтинге бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения 15 крупнейших городов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), составленном «Российской газетой», Ростов-на-Дону поделил третье и четвертое места с Новосибирском — 19,9 тыс. руб. на душу населения.

В рейтинге журнала Forbes Russia «30 лучших городов для бизнеса» в 2010 г. Ростов-на-Дону опустился на одну позицию и занял седьмое место (в 2009 г. и 2008 гг. — на шестом). «Ростов-на-Дону неплохо справляется с кризисом, — отмечают аналитики Forbes. — Индустриальное жилищное строительство упало всего на 17% (частное даже выросло на 3%), а по числу автомашин на тысячу человек (370) Ростов перегнал Москву (350 машин). Чтобы разгрузить город, власти строят кольцевую дорогу. По числу торговых сетей Ростов с Москвой пока тягаться не может, но среди участников рейтинга он абсолютный лидер».

По социальным характеристикам (численность и динамика населения, уровень преступности и уровень образования) в рейтинге Forbes Ростов-на-Дону оказался на втором месте, по покупательной способности населения — на 24-м, по деловому климату — на шестом, по устойчивости к кризису — на девятом, по уровню развития инфраструктуры — на 11-м, по комфортности ведения бизнеса — на четвертом.

«Привет! Очень рад слышать! — голос, доносившийся из телефонной трубки, был жизнерадостным и веселым. — О чем рассказать? О ситуации на ИТ-рынке? А что про нее рассказывать? У нас все хорошо!» После общения с представителями ИТ-рынка других регионов мне показалось, что я ослышалась: «Хорошо?» «Ну, конечно, хорошо! — подтвердил свои слова мой ростовский собеседник. — У нас тут юг, Черноморское побережье, сейчас еще и бархатный сезон начался. На ИТ-рынке тоже все хорошо, просто потому, что у нас везде все хорошо! Сейчас лучше, может быть, только в Сочи...»

Как тут не вспомнить слова знаменитой Лягушки-путешественницы о том, что «юг — это край, напоминающий рай!».

Про особенностии преимущества

Прежде чем обратиться к ситуации на ростовском ИТ-рынке, надо напомнить отличия этого края от других субъектов федерации. Ростов-на-Дону — административный центр Южного федерального округа, а эту территорию отличает то, что здесь находятся предприятия, относящиеся к различным отраслям народного хозяйства: легкая, тяжелая, текстильная и пищевая промышленность, приборостроение, производство бумаги и картона, лесное и сельское хозяйство, животноводство, рыбный промысел, машиностроение (в том числе и сельскохозяйственное), металлургия, производство нефтепродуктов. Как и в других федеральных округах, в Южном наиболее уязвимыми оказались строительство и тяжелое машиностроение. Однако наличие в Ростовской области предприятий, относящихся к более устойчивым отраслям, смягчило воздействие кризиса на регион.

Конечно, экономика Ростова-на-Дону и Ростовской области не располагает таким «подспорьем», как возведение олимпийских объектов в соседнем Краснодарском крае. (Не стоит забывать, что в Ростове-на-Дону располагаются предприятия тяжелого машиностроения.) Но все-таки, похоже, кризис здесь гораздо меньше повлиял на повседневную жизнь населения, чем, например, на промышленном Урале.

Вот что говорят наши респонденты о последствиях кризиса для экономики региона. «Менее всего кризис сказался на предприятиях телекоммуникации и связи, — высказывает свое мнение Александр Куницын, руководитель представительства компании Softline в Ростове-на-Дону. — Больше других пострадала металлургическая отрасль, а это отразилось на транспортной, тяжелой промышленности и автомобилестроении».

Дополняет слова коллеги Алексей Токмин, представитель IBM в Южном регионе: «Произошли определенные структурные изменения. В кризис экономика замерла, затем быстрее других стали восстанавливаться предприятия энергетического сектора и крупные заводы. То же самое можно сказать и про крупные ретейловые сети, особенно те, которые относятся к „экономсегменту“. Например, компания „Глория Джинс“ ежегодно открывает 100 магазинов. Стремительно растут сети быстрого питания. Кроме того, серьезные задачи, требующие привлечения ИТ, надо решать в государственном секторе: здесь востребованы проекты, связанные с модернизацией, автоматизацией, предоставлением услуг населению на сайтах госорганизаций».

На позитивные моменты в рознице обращает внимание и Дмитрий Кравченко, руководитель компании ООО «Бизнес Компьютеры: Интегратор»: «Менее всего от кризиса пострадали крупные ретейлеры и игроки узкоспециализированных ниш. Больше всего проблем было у предприятий, которые сильно зависят от внешних заимствований».

Следует подчеркнуть, что это мнение может стать иллюстрацией как к вопросу о состоянии дел в экономике региона вообще, так и в отдельном ее сегменте — на ИТ-рынке. То же самое можно сказать и о точке зрения Натальи Нектовой, директора по маркетингу компании IMANGO: «В числе пострадавших оказались и компании из более удачливых отраслей, но занимавшие агрессивное положение на рынке: те, кто стремился в короткие сроки расширить свое территориальное присутствие, или те, кто вел сразу несколько разнонаправленных инвестиционных проектов. Они не успели до наступления кризиса довести начатое до точки окупаемости, и в результате этого большинство проектов было свернуто либо заморожено». Эти слова особенно показательны, если учесть, что и сама компания IMANGO во время кризиса столкнулась с серьезными проблемами1.

«Характер изменений в экономике региона такой же, как и в других регионах, — высказывает свое мнение Глеб Смирнов, региональный менеджер Южного региона „Xerox Россия“. — Сильнее других почувствовали на себе последствия кризиса строительная, металлургическая и машиностроительная отрасли. Что же касается ИТ, то особенно заметное сокращение инвестиций в сектор наблюдалось в организациях, финансируемых из госбюджета».

Подводя итог всему вышесказанному, Константин Олехнович, руководитель филиала компании EuroBusiness на Юге России, отмечает: «У нас происходило то же, что и по всей стране: снижение объемов производства, сокращение персонала — всё это не миновало ЮФО. Однако регион оказался чуть более устойчив к потрясениям в силу специфики экономической структуры: ведущие отрасли здесь такие, по которым кризис ударил не в полную силу, к примеру сельское хозяйство».

Действительно, кажется, что нового могут сказать наши респонденты, отвечая на вопрос «Какие изменения претерпела экономика вашего региона в связи с кризисом?». Важно другое. Представители сибирских ИТ-компаний утверждали, что почувствовали стабилизацию и улучшение ситуации только в начале 2010 г. А вот в ростовских компаниях такого рода тенденции зафиксировали на полгода раньше своих коллег из Сибири.

«Ситуация на рынке начала стабилизироваться во второй половине 2009 г., „выжившие“ компании оптимизировали свои ресурсы в соответствии с новыми реалиями, — отмечает Александр Куницын. — Пока на докризисный уровень экономическая ситуация не вернулась, но заметен явный прогресс».

Настроен на оптимистический лад и Константин Олехнович: «Ситуация нормализовалась, но о возврате на прежний уровень говорить пока рано. Замечу, что по ряду показателей восстановление экономики региона происходит быстрее, чем в других частях страны. Например, оборот розничной торговли в Южном федеральном округе в первые пять месяцев 2010 г. рос быстрее, чем в среднем по России. По данным Росстата, на развитие экономики и социальной сферы округа в I квартале 2010 г. израсходовано 111,8 млрд. руб. (инвестиции в основной капитал), или 113,9% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Рост инвестиций — наибольший среди других округов страны».

Глеб Смирнов тоже считает, что говорить о выходе экономики на докризисный уровень пока рано: «...Однако ситуация действительно стабилизировалась. Мы наблюдаем рост и вместе с партнерами и заказчиками прогнозируем дальнейшее улучшение. Одно можно сказать точно, политика всех без исключения компаний в отношении расходования средств стала более сбалансированной и осмысленной. И это очевидный плюс, так как, исследуя разные возможности экономии, организации заранее производят оценку будущей отдачи с вкладываемых ими средств и таким образом постепенно отходят от практики „затыкания пробоин“, характерной для докризисного периода».

Конечно, среди ответов встречаются и более пессимистические. Что говорит, например, Наталья Нектова: «Сейчас ситуация на рынке более устойчивая, чем год назад, когда постоянно снижался спрос и рос дефицит денег. Но говорить о том, что мы уже достигли „дна“ и начинаем потихоньку выбираться, пока преждевременно, так как в экономике еще есть довольно четкие „белые пятна“. Тем не менее заказчики, относящиеся и к государственному сектору, и к корпоративному, и к банковскому, понимают, что от сидения на деньгах хуже будет только им. Как говорится, деньги должны работать. И сейчас мы наблюдаем активизацию на рынке кредитования и государственного инвестирования в экономику. Именно это может послужить толчком для положительной динамики, однако темпов роста, которые отмечались на рынке до 2008 г., быстро достичь не удастся».

И все же, оптимистов в Ростове-на-Дону больше, чем пессимистов. Вы спросите, почему? Возможно, что-то объяснит ответ Евгения Орешкина, руководителя представительства «Аксофт» в Ростове-на-Дону: «Исторически Ростов-на-Дону — город торговый, купеческий. Поэтому все вопросы, связанные с получением прибыли, у нас принято обсуждать и решать быстро, но без потери этой самой прибыли :). Что же касается ситуации, сложившейся в кризис, то мы сталкивались с вполне стандартными проблемами».

В завершение этой темы хотелось бы привести еще одну точку зрения на нынешнюю ситуацию в регионе. «Рынок, вне всякого сомнения, ожил, — уверен Алексей Токмин. — Увеличилось количество сделок (экономика стала требовать вложений), в том числе небольших. Сыграло свою роль и снижение уровня инфляции: люди поняли, что деньги не пропадают, их можно тратить не только на товары первой необходимости и на выживание, но и на долгосрочные проекты».

И все же, что бы ни говорили наши респонденты, как бы оптимистично ни звучали их мнения о восстановлении экономики, кризис все-таки не прошел мимо региона и, конечно же, внес свои коррективы в ситуацию на ростовском ИТ-рынке.

Посчитали — прослезились?..

Участники ростовского ИТ-рынка дают совершенно разные оценки изменения его объемов. Пожалуй, ни в одном другом регионе не было такого разброса в цифрах, как здесь. Начнем с общих оценок ИТ-рынка ЮФО. По данным Натальи Нектовой, в 2009 г. он стал меньше по сравнению с показателями 2008 г. примерно на 42%: «В 2010 г. ожидается рост приблизительно на 13%. Возможно, эта цифра будет несколько выше, т. к. первое полугодие 2010 г., которое только что закончилось, по предварительным данным, было лучше, чем прогнозировалось».

Хотелось бы отметить, что, по мнению некоторых наших респондентов, эти данные касаются не только ИТ-рынка федерального округа, но и Ростова-на-Дону. Правда, есть и другие оценки.

«Нынешний ИТ-рынок можно сравнить с рынком 2007 г., — считает Александр Шадрин, исполнительный директор компании Instanta Distribution. — В кризис стремительный рост замедлился, и общие показатели вернулись на уровень трехлетней давности».

А вот по мнению Игоря Батуева, регионального директора «OCS-Юг», предыдущая оценка отстает от реальной картины примерно на год: «Рынок сейчас суммарно примерно соответствует уровню 2008 г. Однако структура продаж изменилась кардинально. Мы имеем явный крен в сторону дешевых товаров и решений, которые вытесняют импортные и отечественные бренды».

Готов поспорить с этим заявлением Глеб Смирнов: «На сегодня можно уверенно говорить лишь о сокращении в 2009 г. объема ИТ-рынка примерно в два раза по отношению к 2008 г. Что касается 2010 г., то давать оценки рано. И хотя, по прогнозам экспертов, ожидается рост отрасли как минимум на 40% (к 2009 г.), о возвращении к показателям 2008 г. на данный момент речь пока не идет».

Свернулись или заморозились?

Но все понимают, что последствия кризиса — это не только сокращение объемов ИТ-рынка, но и изменения в составе игроков. И речь здесь идет не только об исчезновении «мелких» фирм. В этой группе, по словам Александра Куницына, больше всего пострадали те компании, которые занимались в основном поставками «железа».

А что произошло в стане лидеров? «Кризис повлиял на рынок, — делится своими наблюдениями Игорь Батуев. — Правда, изменения оказались растянутыми во времени и не такими радикальными, как представлялись вначале. Да, в корпоративном секторе и в рознице есть потери, но они не так велики, как ожидалось. Уход той или иной компании с рынка чаще был результатом осмысленных действий владельцев бизнеса и реже вызван обстоятельствами непреодолимой силы. На корпоративном рынке появляются новые игроки. Вся новизна в рознице свелась к активной экспансии федеральных игроков. Это и Media Markt, и ДНС, и „Кей“ и т. д. Потери? В Ростове-на-Дону — это „Информатика». Можно еще отметить заметное сокращение бизнеса IMANGO. Этот список можно продолжать».

«Можно», — соглашаются в компании IMANGO и наряду с компанией «Информатика» ставят в список «ушедших с рынка» «Компьютер-Сити».

Свою точку зрение на происходящее высказывает Евгений Орешкин: «Ходят упорные слухи о банкротстве и уходе с рынка ряда крупных игроков нашего региона. Это не вполне соответствует действительности. Бесспорно, бизнес многих, если не сказать всех, компаний пережил потрясения и претерпел изменения (примеры: IMANGO, Instanta Distribution, „Информатика“), но никто из региональных игроков не покинул „поле битвы“. Более того, пришли серьезные федеральные игроки из числа крупных московских интеграторов и дистрибьюторов: PC Ware, ДНС, Merlion, MONT, открывается офис ЛАНИТ. Все это свидетельствует о том, что ИТ-рынок Юга чувствует себя весьма неплохо».

Следует добавить, что в разговоре с респондентами не раз доводилось слышать такие утверждения: «Ходят слухи о том, что эта компания (читай конкретный человек, руководивший компанией) ушла с рынка, так как „разорилась“. Но это неправда, у нас ни одна компания не ушла с рынка в связи с кризисом. Все „закрытия“ произошли потому, что так решили их хозяева, которые нашли более интересное применение своим деньгам. А кто-то просто решил „заморозить“ это направление бизнеса, переждать. И кто знает, может быть, очень скоро они опять появятся на рынке под теми же торговыми марками. Ведь все эти марки остались у прежних владельцев, у этих компаний остались даже офисы маленькие. А что касается банкротства каких-то ООО или ЗАО, так это вовсе не означает, что была обанкрочена вся компания, носившая это имя. Вон в Москве „Связной“ тоже банкротом объявили, а на поверку оказалось, что „закрыли“ только маленькую его часть, а сеть салонов не тронули, они до сих пор работают. Так почему же у нас в регионе так же поступить не могут?»

Итак, участники нашего опроса уверены, что список основных игроков остался почти без изменений. «В целом ростовские компании работают в прежнем составе, однако теперь конкуренцию им составляют недавно открывшиеся филиалы московских конкурентов», — подводит итог Александр Шадрин.

Но не только «пришедшие извне» усиливают конкуренцию на ростовском ИТ-рынке. Появились здесь и свои новые игроки. «В прошлом году значительная часть сотрудников ИТ-компаний (в том числе местных) уволились или были уволены, — объясняет причины усиления конкуренции Алексей Токмин. — Одни ушли в другой бизнес, другие создали собственные ИТ-компании. И это при том, что обороты и доходы участников рынка ИТ уменьшились».

О том же говорит и Дмитрий Кравченко: «В корпоративном секторе рынок покинули несколько старых сильных игроков, появились новые, сильные, амбициозные. Наряду с ними возникли не менее амбициозные, но более слабые компании. Такое перераспределение рынка связано именно с кризисными тенденциями». Но вот насколько удачным будет опыт создания новых ИТ-игроков, покажет время. Ведь не стоит забывать, что у Ростова-на-Дону есть еще одна особенность. «Юг России отличается от других регионов высоким уровнем неформальных связей в бизнесе, — напоминает Константин Олехнович. — Чтобы чувствовать себя уверенно, нужен непосредственный и постоянный контакт с клиентом. Сильное влияние межличностных отношений накладывает отпечаток на конкурентную среду в регионе».

Это утверждение относится не только к работе на корпоративном рынке.

Частники — они тоже люди!

«У нас очень многое строится на доверии, большое значение имеет репутация, — рассказывает Сергей Савостин, региональный менеджер D-Link по ЮФО. — Вот, например, в рознице новый покупатель (ребенок или взрослый, который наконец-то решил купить себе компьютер) пойдет за покупкой к „федералам“. А тот, кто неплохо разбирается в компьютерах, пойдет к проверенным продавцам, т. е. к местным компаниям». С чем связан такой подход, расскажем чуть позже. А пока несколько слов о том, что думают о нынешней ситуации в рознице представители ростовских компаний.

Как ни странно, но в оценке этого сегмента рынка наши респонденты проявили завидное единодушие: падение составило около 25–30%.

Но при этом, как поясняет один из участников опроса, «...смотришь на коллег и понимаешь, что всем нам еще есть на что жить». По его мнению, такое положение дел объясняется просто: игроки пересмотрели свои «проценты», чуть-чуть ужались и поняли, что у них еще есть запас прочности, и они вполне могут и дальше существовать на этом рынке. «Ведь раньше (до 2008 г.) как было? — объясняет он свою точку зрения. — Приходишь в розничный магазин, а менеджер на тебя и не смотрит. Занимается своими делами, ждет, когда ты к нему пойдешь и расскажешь, какие у тебя проблемы. А все почему? Потому что розничные компании „заплыли жирком“, считали, что „повальный спрос“ на их продукцию будет всегда! Но пришел кризис, и владельцы розничных магазинов, конечно, жалуются на то, что жить стало хуже. Согласен, хуже, но ведь не смертельно: жирок сошел, компании изменили свое отношении и к бизнесу, и к клиентам, и оказалось, все живы!»

Так ли уж все? Как уже говорилось выше, ушла компания «Информатика», занимавшая заметную долю на розничном рынке Ростова-на-Дону, та же участь постигла «Компьютер-Сити», ослабила свои позиции IMANGO (сейчас в городе работает только один магазин под этой маркой). Кто же остался? По мнению наших респондентов, сейчас заметную роль в розничном сегменте из ростовских компаний играют Solwin (прежнее название «Санрайз») и «КМ-Союз». Достойную конкуренцию им составляют сеть магазинов бытовой техники «Поиск», компания ДНС, «М.Видео», «Эльдорадо», а также выходец из Санкт-Петербурга — компания «Кей» и представители столичной цифровой розницы Polaris.

Теперь, выяснив состав игроков розничного рынка, вернемся к вопросу о том, где ростовский потребитель предпочитает покупать технику?

Есть две прямо противоположные точки зрения. Так, Наталья Нектова считает, что предпочтение отдается федеральной специализированной компьютерной рознице и бытовым сетям. А Глеб Смирнов с этим не согласен: «В том, что касается продукции ИТ-сегмента, ростовский потребитель традиционно предпочитает сотрудничать с местными ретейлерами. Федеральные сети привычно сильны на рынке бытовой техники. Есть и компании из других регионов, которые прочно закрепились на ростовском рынке, например дальневосточная сеть ДНС, сумевшая занять заметную долю благодаря удачному размещению торговых точек, широкому ассортименту товаров, грамотной выкладке и ценовому позиционированию».

Так кто же из них прав? Оказывается, оба.

И вот как этот парадокс объясняет один из участников нашего опроса. По его наблюдениям, все зависит от того, что именно хочет приобрести клиент. Так, например, рынок ноутбуков, пользующихся все большей и большей популярностью у населения, местные компании, увы, безвозвратно уступили своим федеральным коллегам. «„Федералы» пользуются тем, что умеют хорошо делать, — объясняет он. — Они могут «отжать» ценник у вендора, знают, как продать товар специалисту. Что касается канального магазина, то он не имеет возможности предлагать цены на уровне бытовых сетей, поэтому к ним идут за другим товаром».

Для частного клиента сейчас очень важна цена: «На полках стало больше моделей более низкого ценового сегмента, — комментирует изменение спроса Наталья Нектова. — Например, если раньше самый покупаемый ноутбук стоил 30–36 тыс. руб., то теперь его цена спустилась до 20–25 тыс. руб. Правда, анализ продаж внутри компании говорит о том, что уже обозначилась тенденция к смещению покупательского спроса с низкого ценового сегмента в средний».

Похожая точка зрения у Глеба Смирнова: «Очевидно, что в целом по рынку потребитель стал более внимательно относиться к цене и чаще отдавать предпочтение товарам, произведенным в Китае. При этом нельзя не отметить тот факт, что и сами дистрибьюторы расширили ассортимент китайской продукции. Отмечу, что сегмент периферийных устройств данная тенденция не затронула».

С недорогой ИТ-продукцией, за которой частные пользователи идут к федеральным продавцам, разобрались. А за чем они отправляются в специализированные компьютерные магазины? Оказывается, за компьютерами, собранными на заказ, и комплектующими для апгрейда. Да-да, не удивляйтесь. Как отмечает один из участников нашего опроса, сегодня комплектующие занимают в розничном канале Ростова-на-Дону заметную долю. А после кризиса эта товарная группа получила «второе дыхание»: стала более популярна, чем в 2008 г.

По наблюдениям Сергея Савостина, рынок комплектующих в Ростове-на-Дону по многим позициям стабилизировался, а по некоторым направлениям даже начал расти: «Вот только маленький пример: в этом году увеличиваются объемы продаж сетевых плат с поддержкой Wi-Fi. А куда идут эти комплектующие? На усовершенствование компьютеров. В какой канал они направляются? Только в партнерские магазины, покупать такую экзотику у „федералов“ местные жители пока еще не привыкли».

Вот и получается, что сейчас рынок частных пользователей в Ростове-на-Дону разделен на две части: продвинутые пользователи, которые готовы по несколько раз модернизировать и усовершенствовать свой компьютер, и новички, которые не хотят вникать в тонкости компьютерного «железа» и предпочитают покупать готовое устройство.

Игроки ростовского розничного рынка отмечают, что сейчас спрос на ИТ-продукцию со стороны частных лиц неуклонно растет. Объясняется это несколькими причинами.

Во-первых, люди «соскучились» по покупкам техники. Почти два года они откладывали это в «долгий ящик» и вот теперь готовы потратить деньги на предметы «не первой необходимости»: приобрести что-то новое или «усовершенствовать» уже имеющееся.

Во-вторых, немаловажную роль играет и местный менталитет. Один из наших респондентов объясняет это так: «Люди здесь отличаются от живущих в других регионах. У нас живут по принципу: чтобы все было не хуже, чем у соседа. Вы видели, какие здесь дома строят? Каменные, добротные. Поэтому им и пожары не страшны. Вот и в отношении к компьютерной технике действует тот же самый принцип: купил сосед принтер или цифровую фотокамеру, и мне надо. Поменял монитор, а я чем хуже? А что касается компьютера, то тут совсем просто. Если не купили раньше, то, как только ребенок идет в школу, в доме появляются либо компьютер, либо ноутбук.

В-третьих, на рост объемов продаж компьютерной техники заметное влияние оказывает и появление в регионе скоростного Интернета по доступной цене. Как отмечают наши респонденты, относительно недорогие безлимитные тарифы на доступ в Сеть, предлагаемые операторами связи населению, подхлестнули интерес частных лиц к новому оборудованию: «Компьютер без Интернета еще можно использовать, но вот Интернет без компьютера, увы, никак. Покупатели это понимают! А ведь „Одноклассников“ пока никто не отменял».

Ну что же, интерес к компьютерной технике — это хорошо, но откуда же средства на его удовлетворение? И на этот вопрос есть ответ у ростовских игроков ИТ-рынка: «На Юге у людей всегда деньги были. Здесь практически все зажиточные, от земли живут, от сельского хозяйства. Часть доходов, получаемых частными лицами, нигде не отражается, ведь их ни по каким декларациям не проводят».

Кроме того, есть у местного населения еще одна отличительная черта — расчетливость. Отсюда и любовь к апгрейдам: «Пока он из компьютера все не выжмет — не поменяет на новый. Сначала диск побольше поставит, память нарастит, видеоплату заменит, погоняет еще пару лет и только потом пойдет за новым». Вот поэтому, как говорят представители розничных компаний, ростовские пользователи (и не только частные лица, но и ИТ-специалисты, работающие на предприятиях) предпочитают приходить за покупками в «свои», региональные магазины. Здесь тебя все знают, и апгрейд сделают (чего не скажешь про конкурентов с рынка бытовой техники), и счет правильный выпишут, и скидку предложат, которую по усмотрению клиента он может получить как деньгами, так и товаром. Разве плохо?

Как дела, корпоративный сектор?

По оценке издания «Деловой квартал», обороты ИТ-компаний Ростовской области без учета розничного направления в 2009 г. составили 1,5 млрд. руб. При этом, как отмечает тот же источник, дела у ростовских системных интеграторов шли гораздо лучше, чем у большей части их коллег из других регионов: «В Ростове-на-Дону компании-интеграторы продемонстрировали рост оборотов от 9%. Хотя маржа у многих упала». А что по этому поводу думают наши респонденты?

«Все зависит от сегмента, о котором идет речь. Основная часть коммерческих типографий приостановила большинство инвестиционных проектов, в то время как сектор СМБ, напротив, почувствовал себя более уверенно и начал постепенно „размораживать“ бюджеты. Что касается госсектора, то здесь основные средства вкладываются в поддержание имеющегося оборудования — расходные материалы и сервис», — высказывает свою точку зрения Глеб Смирнов

Численные оценки ситуации предлагает Дмитрий Кравченко: «Объем продаж в корпоративном секторе по сравнению с 2008 г. сократился на 20%. А в 2010 г. по сравнению с 2009 г. скорее вырос, потому что «выстрелил» отложенный спрос с прошлого года. Организации стали планировать затраты, поняли необходимость модернизации на выгодных условиях. В сложившейся нестабильной экономической ситуации заказчик, грамотно расставив приоритеты для себя и организовав правильную работу с производителем и партнером, может получить качественное оборудование и максимум услуг за весьма умеренную сумму».

Делая прогноз на ближайшее будущее, издание «Деловой квартал» сообщает: «Часть ростовских экспертов полагает, что рынок интеграции в 2010 г. вырастет на 10–20%. Основной спрос по-прежнему будет направлен на решения по безопасности информации, системы документооборота и телекоммуникационные решения».

Согласны ли с этим наши респонденты?

По мнению Дмитрия Кравченко, сейчас в корпоративном секторе наиболее востребованы персональные компьютеры, копировально-множительная техника, blade-серверы: «Возникла необходимость в обновлении парка оборудования, которое не проводилось с конца 2008 г. по начало 2010 г. В связи со сложившейся экономической ситуацией заказчики не тратили на это деньги. Но сейчас все понимают, что модернизировать и обновлять необходимо. Корпоративные заказчики на фоне падения цен на безлимитные интернет-каналы основных провайдеров связи заинтересовались видеоконференцсвязью».

Кроме того, он замечает, что клиенты стали отказываться от невыгодных предложений, от ненужных решений, которые требуют затрат и не позволяют ни зарабатывать, ни экономить. «Хотя иногда заказчики отказываются и от очень разумных решений, даже понимая, что это поможет обезопасить бизнес и сэкономить денежные средства», — сожалеет Дмитрий Кравченко.

Дополняет картину представитель компании «Аксофт»: «Неизменным спросом пользуется программное обеспечение „первой необходимости“ (OC, офисные приложения, антивирусы, СУБД) и специализированные программные продукты, наличие которых является определяющим для деятельности клиента (САПР, графика, научное ПО и т. п.)».

Свой взгляд на ситуацию и у производителя печатающих устройств. «В нашем сегменте хорошо продаются расходные материалы, есть спрос на сервисное обслуживание. А вот от покупки нового оборудования корпоративные заказчики пока воздерживаются, откладывая ее «до лучших времен», — констатирует Глеб Смирнов.

Практически все отмечают, что в кризис системным интеграторам «досталось» гораздо больше, чем их коллегам из розничного сектора. Интересно и то, что практически никто из наших респондентов не назвал лидера в корпоративном сегменте. Делать же заключение о распределении сил на основании исследований того же «Делового квартала» также некорректно. Ростовское отделение издания опубликовало рейтинг «Лидеры ИТ-рынка Ростова-на-Дону», в который почему-то вошли только компании, занимающиеся внедрением ПО. Самыми крупными по совокупному обороту были признаны: «Южная софтверная компания», Softline, «Интеллектика», «Юбитек», «Лемма», IT Центр Рыбасова, «Компьютерная бухгалтерия», «Гэндальф» и ПрофИТ (расположены в соответствии с местом в рейтинге). Но ведь системная интеграция — это далеко не только внедрение ПО... Поэтому вопрос о том, кто «правит бал» на корпоративном рынке Ростова-на-Дону, мы оставляем пока открытым.

1 См. подробнее http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=34085; http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=29781.


Версия для печати (без изображений)