Уфа

Столица Башкортостана расположена западнее хребтов Южного Урала. Уфа — третий по протяженности город России (после Сочи и Волгограда), с севера на юг город протянулся на 53 км, с запада на восток — на 28 км. Это самый просторный и зеленый город-миллионер, на одного жителя приходится 682 м² городской площади, включая 202 м² зеленых насаждений. На начало 2010 г. в Уфе проживало более 1 038 тыс. человек (примерно 25% всех жителей республики и 42% ее городского населения), из них 65,2% — в трудоспособном возрасте.

Уфа обеспечивает около 50% объема промышленного производства и более 60% товарооборота Башкортостана. Основу городской экономики составляют топливно-энергетический и машиностроительный комплексы. Уфа — крупнейший центр нефтепереработки в Поволжье и на Урале. В городе сосредоточено около 200 крупных и средних промышленных предприятий. Наиболее крупные из них: «Уфанефть» (разведка, добыча, транспортировка нефти и газа), Уфимский и Ново-Уфимский нефтеперерабатывающие заводы, «Уфанефтехим» (производство нефтепродуктов) «Уфаоргсинтез» (производство синтетического и гидролизного этилового спирта и других химических продуктов), «Уфимкабель», завод микроэлектроники «Магнетрон», электроламповый завод «Свет», производственное объединение «Прогресс», Башкирский троллейбусный завод.

В 2009 г. индекс промышленного производства в городе снизился на 2,4% (в среднем по России — на 10,5%). Это лучший показатель среди городов-миллионеров (за исключением Казани, где наблюдался незначительный рост — 0,8%). Крупными и средними уфимскими предприятиями в 2009 г. произведено продукции на сумму около 233 млрд. руб., из них около 130 млрд. руб. пришлось на химическую и нефтехимическую промышленность. В первом полугодии 2010 г., по данным администрации города, индекс промышленного производства вырос на 8,3%. Предприятиями города произведено продукции более чем на 193 млрд. руб. (в действующих ценах почти на 45% больше, чем за тот же период 2009 г.).

В прошлом году доля убыточных городских предприятий выросла по сравнению с 2008 г. с 11 до 16,7%, тем не менее по этому показателю Уфа является одним из лидеров среди городов-миллионеров. Более 80% крупных и средних предприятий города оставались рентабельными, в сумме ими было получено свыше 25 млрд. руб. балансовой прибыли. Сумма убытков нерентабельных уфимских предприятий — 2,7 млрд. руб.

Объем инвестиций в основной капитал средних и крупных предприятий города в 2009 г. составил около 39,8 млрд. руб. (почти на 58% меньше, чем в 2008 г.).

Среднемесячная номинальная зарплата в 2009 г. достигла 19 800 руб. (рост на 5,8% по сравнению с 2008 г.). К июлю 2010 г., по данным администрации города, средняя зарплата в Уфе достигла 20 800 руб.

Городской оборот розничной торговли в 2009 г. вырос на 8% и достиг 280 млрд. руб. По этому показателю Уфа заняла второе место среди городов-миллионеров после Екатеринбурга (не считая Москву и Санкт-Петербург). В первом полугодии 2010 г. оборот розничной торговли составил около 118 млрд. руб. (почти на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

В 2009 г. в Уфе действовало более 16 тыс. малых предприятий и 23 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Доходы городского бюджета в 2009 г. превысили 15,4 млрд. руб., расходы достигли 15,5 млрд. руб. В рейтинге бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения 15 крупнейших городов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), составленном «Российской газетой», Уфа находится на 11-м месте — 14,1 тыс. руб. на душу населения.

В рейтинге журнала Forbes Russia «30 лучших городов для бизнеса» в 2010 г. Уфа опустилась на 19-е место (в 2009 и 2008 гг. она находилась на 13-м месте). При этом эксперты Forbes отмечают, что столица Башкортостана неплохо справляется с кризисом: «Уфа в апреле подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг на уровне BB— с прогнозом “стабильный”. В декабре город погасил облигационный заем в 500 млн. руб. и сейчас, по данным аналитиков Standard & Poor’s, долг Уфы составляет 2,4 млрд. (16% к доходам бюджета в 2009 г.), этот показатель считается невысоким».

По социальным характеристикам (численность и динамика населения, уровень преступности, уровень образования) в рейтинге Forbes город оказался на шестом месте, по покупательной способности населения — на 30-м, по деловому климату — на 22-м, по устойчивости к кризису — на втором, по уровню развития инфраструктуры — на 28-м, по комфортности ведения бизнеса — на 10-м.

Предыдущий обзор ИТ-рынка Уфы1 был опубликован в CRN/RE шесть лет назад, в 2004 г. Тогда общий настрой руководителей ИТ-компаний был довольно оптимистичным, все ожидали подъема спроса со стороны частных лиц и общего роста деловой активности. Так оно и случилось, прошло и закончилось, настали трудные времена... Однако основные игроки рынка — все те же, и руководят ими в основном те же самые люди.

Лидеры розницы, по общему мнению, «М.Видео», «Форте-ВД», «КламаС», ДНС, «Эльдорадо», «Техно», «Мир», «Санрайз», «Фермо», «Банкос». Ведущими участниками корпоративного рынка называют «КламаС», «Фермо», «Банкос», Грит, «Мехатрон», «Белфорт», ИВЦ, «Форте-ВД», Ecosoft. Общее падение объемов ИТ-рынка в 2009 г. составило, по мнению участников опроса 2010 г., не менее 30%, а то и все 40%, по некоторым сегментам — до 50%. В текущем году положение в целом стабилизировалось, начался небольшой рост, на 10–15%.

Никаких антикризисных мер, предпринятых местной властью руководители ИТ-компаний не заметили. Андрей Тушов, генеральный директор «КламаС», говорит прямо: «Не понимаю, что такое „антикризисные меры“. Когда по вам проезжает автобус, вы какие „антиавтобусные“ меры предпринимаете? Так же и с антикризисными мерами: серьезно можно говорить о том, насколько сбалансированная и надежная экономическая система строилась „до“, и о послекризисных мероприятиях, а непонятные телодвижения „во время“ были бесполезны».

Особенность региона и самой Уфы — высокая доля нефтедобычи и нефтепереработки в экономике. Это определило специфику кризиса: «нефтянка» почти не пострадала и спрос на ИТ не уменьшила. Тяжело пришлось строителям, банкам, торговле, в значительно меньшей степени — энергетикам. Тушов отмечает: «Меньше или больше пострадали организации, определялось, по моему глубокому убеждению, не столько отраслевой принадлежностью, а тем, насколько грамотно управляли компании своими финансами и насколько оперативно реагировали на изменения среды и предвестники изменений».

Альберт Фазылов, руководитель представительства компании Softline в Уфе, полагает, что падение оборота зависело от величины клиента. По крупным корпоративным заказчикам оно было незначительным, по малому и среднему бизнесу — более существенным. Татьяна Дмитриева, руководитель уфимского филиала компании «Тайле», отмечает, что самым стабильным сегментом в период кризиса и после него оказались провайдеры. Строительство сетей и их модернизация не прекращались ни на месяц, что позволило всем крупным игрокам, уже присутствующим в Башкортостане, остаться и продолжать расширение зон присутствия.

Фазылов считает, что спад на ИТ-рынке Уфы начался с задержкой в несколько месяцев по сравнению с другими регионами. «Весной 2009 г. у представительства компании Softline в Уфе были более высокие продажи, чем в других регионах. А весной 2010 г. ситуация поменялась на противоположную. За последние полгода в других регионах рост продаж более значительный, чем у нас», — говорит он.

Азамат Хамидуллин, исполняющий обязанности руководителя представительства компании «Аксофт» в Уфе, видит ситуацию довольно специфично. Ситуация в регионах напрямую зависит от структуры спроса на ПО, полагает он. Основные корпоративные заказчики ПО в Республике Башкортостан — промышленные предприятия нефтехимической и химической отраслей, машиностроения. «Эти отрасли сильно пострадали в период кризиса, их восстановление займет не один год, соответственно на быструю реабилитацию, восстановление ИТ-рынка мы не рассчитываем. Думаю, аналогичная ситуация складывается и у наших уральских соседей. Кроме того, в силу национальных особенностей на наш ИТ-рынок приходит не много конкурентов из других регионов».

Теперь все опрошенные руководители компаний говорят о том, что падение спроса прекратилось, но о восстановлении докризисных темпов речь не идет. Генеральный директор «Полимедиа-Уфа» Айтуган Талипов говорит, что кризисные проблемы по-прежнему ощущаются: урезаны бюджеты учебных заведений и госучреждений, корпоративный сектор в основном живет в режиме экономии, существенно ограничивая бюджеты. Срок восстановления до докризисного уровня называют разный: часть руководителей считает, что он прошел и достигнут уровень 2008 г., а большинство — что на это потребуется еще несколько лет.

«Те положительные изменения, которые мы замечаем на рынке, — рассказывает Андрей Тушов, — носят (как и резкий бросок вниз при кризисе) скорее психологический характер. Люди устали бояться, стали действовать, при этом в экономике позитивных изменений значительно меньше, чем в настрое людей. Те, кто вылетел при сокращении в 2009 г., до сих пор ищут место, большинство остановленных в прошлом проектов не запускалось, проблемные кредиты банки предпочли замаскировать под благонадежные в ходе реструктуризаций, зарплаты (там, где резались) „упали“ на 30–40%, а подросли на 10–15%».

Среди проблем, вызванных кризисом и сохраняющих актуальность, называют невосстановившийся платежеспособный спрос, осторожность клиентов при принятии решений по инвестициям в ИТ, ориентацию на собственные отделы АСУ. Азамат Хамидуллин отмечает, что у значительной части партнеров, занимающихся продажей компьютерной и бытовой техники, в I квартале 2010 г. возникли проблемы с платежеспособностью, так как подошли сроки оплаты по кредитным товарам. В результате дистрибьюторы столкнутся с задержкой оплаты продукции, отгруженной с рассрочкой.

Политика вендоров в регионе однозначной оценки не получила. Директор департамента собственных разработок компании «Софт-портал» Артур Саяпов считает, что никто из вендоров ничего не меняет: «Опасаются нарушить достигнутую хрупкую стабильность». Азамат Хамидуллин полагает, что производители ПО были вынуждены адаптироваться к кризисным реалиям и существенно активизироваться в работе с каналом. В первую очередь это заметно по скорости реакции, уровню консалтинговой поддержки и маркетинговым инициативам, подчеркивает он. Некоторые из вендоров несколько раз пересматривали бизнес-планы и цели продаж на период кризиса, сейчас заметна тенденция на возврат докризисного уровня установки планов продаж и БП, отмечает Рауф Альмухаметов, директор фирмы «Банкос». Андрей Тушов считает, что многие вендоры стали заметно экономить на продвижении, сократили поддержку непропорционально изменению спроса. Некоторые добились повышения эффективности работы, другие просто «ужались в бюджетах».

Изменения на местном рынке

За последние годы расстановка сил здесь мало изменилась. Двое сильных чужаков повлияли на ситуацию: ДНС и «Ситроникс», первый — в основном на розницу, второй — на корпоративный рынок. Андрей Тушов отмечает, что появление ДНС изменило требования клиентов к ассортименту и ценам. Другой заметной тенденцией как в рознице, так и в поставках организациям он считает оживление «мелочи»: «С появлением в регионе представительств и складов региональных поставщиков и, как следствие, с уменьшением проблем и затрат в сфере логистики как грибы стали расти „магазинчики“, „киосочки“ и „офисики продаж“, не уделяющие необходимое внимание обслуживанию техники и клиентов и не имеющие грамотных специалистов».

Азамат Хамидуллин придерживается диаметрально противоположного мнения: до кризиса рынок был переполнен игроками, так как растущий спрос и невысокие барьеры для входа привели к появлению большого количества реселлеров. В кризис спрос упал, доходы тоже, закономерной реакцией и способом выживания стали оптимизация расходов и клиентоориентированность. Те, кто смог это сделать, уцелели, считает Хамидуллин. С ним согласен и Альберт Фазылов: «Исчезла часть мелких поставщиков. Произошло перераспределение объемов продаж между крупнейшими продавцами Уфы. Например, в прошлом году в городе было три официальных партнера Autodesk. В этом году только Softline сохранила свой статус, а другие его потеряли».

Видимо, такие отличия в оценках связаны с тем, что Тушов говорит о рынке в целом и в основном о рынке оборудования, а два других респондента — о рынке софта. Айтуган Талипов отмечает, что с развитием системы электронных торгов в них всё больше становится участников из других регионов — Татарстана, Самары, Москвы, Екатеринбурга.

Положение в рознице в значительной степени определяют федеральные сети. Именно у них, по общему мнению, население в основном покупает бытовую и компьютерную технику, у них больше ресурсов, чем у местных игроков, ниже цены. Саяпов считает, что гипермаркеты выигрывают в бытовом сегменте, специализированные магазины — в профессиональном, а попытки сделать наоборот — проигрывают. Андрей же Тушов уверен, что главное не формат, а то, что в нем делают. «Что касается нашей компании, то „КламаС“ умеет работать как в „малых формах“, так и в формате большого магазина». Тушов отмечает, что из федеральных сетей, которые были представлены в регионе, закрылось несколько, а в «локальной рознице обошлось без потерь, значит, местным живется лучше».

Сегодня и в розничном, и в корпоративном ассортименте тенденция общая: уходят премиальные, дорогие позиции, становится больше дешевых, общедоступных. По мнению Артура Саяпова, сократилось количество импульсивных покупок: потребители стали расчетливее. Они стали более взвешенно подходить к выбору продукта, главным критерием стала цена, что в итоге привело к перераспределению спроса в сторону бюджетных моделей, отмечает Татьяна Дмитриева и поясняет: «Спрос есть, отказаться от необходимых вещей человек не может, но оптимальным вариантом становится выбор менее известного бренда, и значит, более дешевого». Люди, приверженные какому-то определенному бренду, остались ему верны, но предпочитают более экономичные варианты либо откладывают покупку, считает Андрей Тушов. По его мнению, «Некоторая часть покупателей, ранее ориентированная на дизайн и „навороты“, переключилась на более функциональные модели с оптимальным соотношением качество/цена».

Почти в каждом компьютерном магазине есть стенды с коробками антивирусов и другим ПО, говорит Альберт Фазылов. «Если ранее лицензионный софт покупали только организации, то сейчас и физические лица», — отмечает он. Хамидуллин уверен, что существенного изменения в структуре товарных портфелей розничных точек не произошло: «По-прежнему лидируют антивирусные продукты: Kaspersky, Eset, DrWeb, словари и программы для распознавания текстов: ABBYY, PROMT, несколько снизился спрос на графические редакторы: Corel и Adobe, но большинство магазинов не исключают их из ассортимента».

О том, как развивается конкуренция местных и «чужих» компаний, тоже высказываются различные мнения. Артур Саяпов полагает, что «1С» демпингует в экономсегменте, съедает массовый рынок. Местные фирмы пытаются выживать в сегменте решений малых ERP. Помочь компаниям в работе может четкое понимание потребностей заказчика, напоминает он. Виктор Тимошин считает, что после кризиса местным компаниям стало работать несколько легче, так как они более гибко могут реагировать на изменяющиеся потребности клиентов, предоставить более низкие цены на свои услуги. Напротив, Рауф Альмухаметов уверен, что в последнее время в тендерных поставках и аукционах становится всё больше московских компаний. «Зачастую они выигрывают поставки за счет минимальных цен (до 20% ниже, чем заявляют наши фирмы). В таком случае у конечного заказчика возникает большая проблема, поскольку выигравшая тендер московская компания (поставщик техники) очень часто подводит со сроками поставки, номенклатурой и объемами. Помочь тут может только нежелание заказчика работать с недобросовестными поставщиками», — считает Альмухаметов.

На фронте сборки ПК заметных изменений, по общему мнению, не произошло, все прежние игроки в строю. Однако Артур Саяпов высказал любопытное наблюдение: клиенты стали переходить на зарубежные или местные бренды, федеральные — неконкурентоспособны. Правда, мнением самих сборщиков эта позиция не подкрепляется.

За что готовы и за что не готовы платить клиенты?

Айтуган Талипов отмечает, что сохраняется устойчивый спрос на проекторы и экраны, ВКС, интерактивные доски, готовые комплексные решения по оснащению больших аудиторий — актовых залов школ, конференц-залов, переговорных и др. Клиенты в большинстве своем готовы платить за инсталляцию оборудования, но не за проектную документацию, подчеркивает он.

В особом почете — «коробочные» решения, а от сопутствующих услуг (внедрение, сопровождение, обучение) клиенты отказываются, утверждает Артур Саяпов. По его наблюдениям, появился спрос на веб-порталы, решения класса АСУ ТП.

В последнее время сократились поставки оригинальных расходных материалов, поскольку на рынке за последние два года появились компании, занимающиеся производством недорогих, по сравнению с оригинальными, картриджей, отмечает Рауф Альмухаметов.

Альберт Фазылов указывает на новую тенденцию: многие клиенты неправильно анализируют уровень лицензирования организации. Считается, что если организация купила несколько лицензий на операционные системы, «офис» и антивирус, то она уже полностью лицензирована. «С одной стороны, это плюс по сравнению с ситуацией прошлых лет. С другой стороны, пора делать следующий шаг», — подчеркивает он и рассказывает о технологии SAM (управление программными активами, Software Asset Management). SAM позволяет каждой организации провести аудит и определить, какие программы установлены и используются на каждом компьютере, нужны они организации или нет, какое количество программ уже лицензировано, а какие еще нет, сохранились ли документы на предыдущие закупки или они потеряны и т. д. «Пока клиент не провел такой аудит, он не может быть уверен, что избежал всех рисков, — предупреждает Фазылов. — Сейчас в Уфе только несколько продавцов, включая Softline, знакомят своих клиентов с этой технологией. Если бы и другие поставщики ПО больше времени уделяли „просвещению“ своих клиентов, то ситуация бы улучшилась».

По мнению Азамата Хамидуллина, наибольшим спросом пользуются решения для ИБ, общесистемное ПО, заметно оживление спроса на графические продукты и САПР. Он считает, что заказчики готовы покупать услуги по обслуживанию офисной техники, устранению неисправностей в работе ПО (последствия сокращения ИТ-штата), развертыванию систем виртуализации и безопасности. На сложные и дорогостоящие проекты сейчас решаются единицы, отмечает он.

Рауф Альмухаметов рассказывает, что «Банкос» уже 2–3 года занимается продвижением аппаратных тонких клиентов Sun Microsystems. Было несколько успешных проектов в образовательном секторе.

«КламаС», по словам Андрея Тушова, предлагает клиентам решения для полноценного качественного использования возможностей HD-видео, а в планах — развивать элементы «умного» дома.

* * *

Кроме очевидного заключения, что рынок начинает восстанавливаться, можно сделать еще один вывод. Роль ПО в бизнесе региональных компаний, похоже, начинает расти. Возможно, это связано с недостаточной репрезентативностью выборки участников опроса, но все же ряд высказываний позволяет такой вывод сделать. Вероятно, именно софт и сопутствующие услуги позволят местным компаниям расти быстрей.

1 http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=11994.


Версия для печати (без изображений)