Челябинск

Административный центр Челябинской области находится на восточном склоне Уральских гор, в 200 км южнее Екатеринбурга. Город располагается на обоих берегах реки Миасс, на геологической границе Урала и Сибири. Его площадь — около 530 км², всего в два раза меньше площади Москвы. На начало 2010 г. в Челябинске проживало около 1 096 тыс. человек (по численности населения город занимает второе место в Уральском федеральном округе и девятое место в России).

Промышленная специализация Челябинска — металлургия и производство готовых металлических изделий, на долю этого направления приходится более 60% объема всей выпускаемой продукции. Здесь производится около 6% российского готового проката черных металлов и стали, 40% труб большого диаметра и 60% цинка. В Челябинске сосредоточены одни из крупнейших в стране предприятий по производству высококачественных сплавов, жаропрочных и нержавеющих сталей, сортового и листового проката. Среди них — Челябинский металлургический и электрометаллургический комбинаты, Челябинский трубопрокатный завод, завод «Трубодеталь» и др.

Машиностроение в отраслевой структуре промышленного производства Челябинска составляет около 13%. В числе наиболее крупных предприятий — Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский тракторный завод-Уралтрак (ЧТЗ), Челябинский завод дорожных машин им. Колющенко, Челябинский автоматно-механический завод, Челябинский механический завод.

В 2009 г. индекс промышленного производства в Челябинске снизился на 22,6%, в обрабатывающих производствах — на 25,4%. Объем произведенной продукции составил 220,7 млрд. руб. (37,8% всей промышленной продукции области). Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий города в прошлом году сократился на 22,6%, до 35,8 млрд. руб. Доля убыточных предприятий в 2009 г. выросла до 30,7%.

В 2010 г. экономическая ситуация улучшилась. По итогам I полугодия индекс промышленного производства вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 16,4%, в обрабатывающих производствах — на 18,2%.

Среднемесячная начисленная зарплата в I полугодии 2010 г. составила 18 992 руб. (на 14,2% больше, чем в I полугодии прошлого года). Оборот розничной торговли в Челябинске превысил 111 млрд. руб., что на 2,8% меньше, чем в I полугодии 2009 г.

В Челябинске работает 15 тыс. малых и средних предприятий и 28 тыс. индивидуальных предпринимателей. Из них 70% занимаются торговлей и общественным питанием, 11% — строительством, 10% — работают в сфере обрабатывающих производств, 4% — на транспорте и в связи. В малом и среднем бизнесе работает более 208 тыс. человек (35% общей численности занятых в экономике города), он обеспечивает примерно четверть общего объема продукции, произведенной предприятиями города.

Доходы городского бюджета в 2009 г. составили 17,56 млрд. руб., расходы — 17,63 млрд. руб., дефицит бюджета — 72,55 млн. руб. В рейтинге бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения 15 крупнейших городов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), составленном «Российской газетой», Челябинск находится на восьмом месте — 16,1 тыс. руб. на душу населения.

В рейтинге журнала Forbes Russia «30 лучших городов для бизнеса» в 2010 г. Челябинск поднялся на четвертое место (в 2009 г. он был на 11-м месте). «Несмотря на то что безработица в городе металлургов и машиностроителей выросла почти на 25%, город показал неплохую устойчивость к кризису: цены на недвижимость и зарплаты снизились лишь на несколько процентов», — отмечают аналитики Forbes. По социальным характеристикам (численность и динамика населения, уровень преступности и уровень образования) город оказался на 10-м месте, по покупательной способности населения — на 21-м, по деловому климату — на 23-м, по устойчивости к кризису — на первом месте, по уровню развития инфраструктуры — на 24-м, по комфортности ведения бизнеса — на пятом.

Сегодня, спустя примерно два года после первого удара кризиса, экономическая ситуация в столице Южного Урала стабилизировалась. Впрочем, это отнюдь не означает, что она нормализовалась, — докризисный уровень экономики региона в целом и ИТ-рынка в частности не достигнут, а некоторые кризисные проблемы ощущаются до сих пор. Таково единодушное мнение наших челябинских респондентов. В период кризиса в наибольшей степени пострадали «локомотивы» — крупные предприятия металлургической, машиностроительной и добывающих отраслей, многие из которых являются градообразующими. Существенные потери понесли строители и девелоперы — несколько строительных компаний были объявлены банкротами.

Значительно лучше среднего, по мнению участников ИТ-рынка, чувствуют себя госпредприятия и предприятия, входящие в состав холдингов федерального уровня. В частности, не было проблем с финансированием закупок у телекоммуникационных компаний — «Интерсвязь», «Синтерра Урал», сообщает Анна Коваленко, руководитель челябинского филиала компании «Тайле», строительство и модернизация телекоммуникационных сетей в Челябинске и области продолжается.

В целом экономика города и области пострадала от кризиса сильнее, чем в соседних регионах. С другой стороны, ситуация в Челябинске в чем-то лучше, считает Игорь Дубровкин, региональный директор «OCS-Урал»: здесь не было новой волны передела рынка в пользу федеральных структур, как в Екатеринбурге, сохранили свои позиции ведущие региональные банки, раньше, чем у соседей, оживилось металлургическое производство (главным образом за счет получения крупных госзаказов Магнитогорским металлургическим комбинатом).

Наиболее сильно влияние кризиса проявилось в 2009 г. По оценке Александра Кондакова, генерального директора компании «ЛАНИТ-Урал», падение производства по основным отраслям экономики привело к сокращению объема ИТ-рынка на 20–30% и более.

В отдельные кварталы ситуация была еще более драматичной. Поскольку на начало 2009 г. пришлось закрытие большого количества контрактов, стартовавших еще в 2008 г., то в корпоративном сегменте рынка более корректно сравнивать показатели II квартала, считает Илья Алябушев, руководитель отдела развития компании «Астра СТ», и тогда «2009 г. выглядит совершенно провальным, показав лишь 30% от аналогичного периода 2008 г.».

Вадим Фальков, директор челябинской компании «Апиком», исходя из данных по своей компании, оценивает падение рынка в первом полугодии 2009 г. почти в 50% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

В первые шесть месяцев 2010 г. наметились положительные тенденции, считает большинство наших респондентов.

«Ситуация начала заметно исправляться с начала 2010 г., — отмечает Александр Кондаков, — активизировались деловые и партнерские связи, смягчились условия кредитования в банках. Работать стало легче. На экономическом самочувствии предприятий положительно сказалась проведенная ранее оптимизация ресурсов и затрат, но до выхода на докризисный уровень еще далеко».

По итогам первого полугодия можно говорить о стабилизации ситуации и небольшом, около 10–15%, росте по сравнению с 2009 г., но по сравнению с 2008 г. это все еще означает падение на 30–40%, полагает Антон Лобов, руководитель челябинского представительства компании «Аксофт».

В государственном секторе, по мнению Ильи Алябушева, «наиболее успешном», объем проектов практически достиг уровня 2008 г. — разница составляет не более 10–15%. Коммерческий сектор пока существенно отстает — рост по отношению к 2009 г. наблюдается и здесь, но объемы финансирования составляют лишь немногим более 50% от уровня 2008 г. У некоторых челябинских компаний продажи выросли существенно, иногда на 20–30%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя и не вернулись на предкризисный уровень. А у филиала компании «Тайле» даже на 100–120%, сообщает Анна Коваленко, но это пример, конечно, «нетипичный», поскольку филиал, открывшийся в июле 2008 г., продолжает освоение регионального рынка. В то же время Елена Киселева, региональный директор компании АСБИС по УрФО, говорит о снижении объема ИТ-рынка Челябинска в первом полугодии по отношению к тому же периоду 2009 и 2008 гг.

Обсуждая основные послекризисные проблемы, большинство наших респондентов на первое место ставят трудности финансового характера — низкий покупательский спрос, ограниченное кредитование бизнеса, всеобщее сокращение ИТ-бюджетов, нежелание заказчиков работать по системе авансовых платежей.

На втором месте — изменения запросов заказчиков и их отношения к ИТ-проектам — отсутствует интерес к внедрению сложных, а значит, более дорогих решений, в том числе по управлению бизнес-процессами, увеличились сроки согласования и утверждения проектов, налицо стремление заказчиков «любой ценой» снизить бюджеты ИТ-проектов, даже если это чревато снижением их качества.

За период кризиса численность ИТ-компаний в городе существенно сократилась, ушли с рынка преимущественно мелкие, слабые фирмы, сообщают наши респонденты. Так, по оценке одного из дистрибьюторов, количество игроков, продающих ПО, снизилось на 60–80%, из чисто софтверных реселлеров/внедренцев в регионе остались две компании. Новых сильных игроков нет.

«Общая расстановка сил не изменилась. Больше всего от кризиса пострадали дистрибьюторы и ИТ-компании с узким профилем деятельности. Меньше — поставщики сервисных услуг: при очевидном сокращении финансирования их услуги остались наиболее востребованными», — говорит Илья Алябушев.

В тяжелом положении оказались компании, предлагающие продукт одного производителя, например «АСКОН-Урал», отмечает Александр Кондаков: чтобы выжить, им пришлось расширить список поставщиков.

«Массового исхода заметных игроков не было и нет. Но кризис так или иначе отразился на бизнесе компаний региона: одни расширили профиль, другие из-за усилившейся конкуренции сместили акцент в продажах из областного центра в регион, открыв там магазины. Ключевые игроки остались прежние», — считает Антон Лобов.

«Сильные становятся сильнее. Слабые уходят с рынка или „нишуются“. Дистанция между лидерами и „всеми остальными“ существенно увеличилась. Рынок практически разделился на две неравные части: „випы“, контролирующие доли в своих секторах от 50% и выше, и огромная масса мелких и средних фирм, озабоченных тем, чтобы просто удержаться на плаву. Крайне мало крепких устойчивых „середняков“, конкурентоспособных, потенциально интересных, агрессивных», — полагает Игорь Дубровкин.

В двух последних ежегодных рейтингах уральских ИТ-компаний (по итогам 2008 и 2009 гг.) ассоциации АКСИТ ни одна из челябинских ИТ-компаний не фигурирует.

О каких-либо мерах местных органов власти, направленных напрямую на поддержку ИТ-рынка, наши собеседники не сообщают. Крупнейшие промышленные предприятия, определяющие «погоду» в экономике региона, находятся вне сферы полномочий местных властей. Тем не менее участники рынка отмечают важную роль государственных и муниципальных заказов — программы информатизации в сфере образования и здравоохранения, большие закупки ИТ для судебной системы (они проводились и в других областях округа — А. П.), развитие автодорожной инфраструктуры, поддержка бизнес-инкубаторов, в которых могут найти приют молодые ИТ-компании, проект строительства челябинского метрополитена. Все это заметно помогло местным ИТ-компаниям, работающим в корпоративном сегменте рынка, выстоять в период кризиса. «Главное — не мешают работать», — подчеркивает один из наших респондентов.

Кстати, как следует из недавнего пресс-релиза компании «Медиалогия», новый губернатор Челябинской области Михаил Юревич (вступил в должность 22 апреля 2010 г.; с 2005 г. по апрель 2010 г. — глава города Челябинска) является лидером медиарейтинга глав российских регионов в контексте «модернизация/инновации» за январь — июль 2010 г. На церемонии вступления в должность Юревич пообещал сделать Южный Урал «поставщиком инновационных технологий».

Челябинские ИТ-компании, разумеется, ощутили последствия тех мер, которые большинство вендоров предприняли1 в конце 2008-го и начале 2009 г. с целью адаптации к кризису, но каких-либо значительных изменений, особенно в худшую сторону, по сравнению с докризисным периодом они не отмечают. Как утверждали тогда вендоры, именно это и было их главной целью — без особой нужды не «травмировать» канал.

По словам Земфиры Сбитний, представителя компании MONT в Челябинске, работа вендоров в партнерском канале даже улучшилась — почти все они стали более лояльны к партнерам, вопросы решаются гораздо оперативнее, увеличилось число консультаций, партнерских семинаров и тренингов.

Заметим, кстати, что «физически» в Челябинске присутствуют лишь порядка 10 столичных ИТ-компаний — вендоров, дистрибьюторов и системных интеграторов. Выходит, что этот город с миллионным населением, один из крупнейших промышленных центров страны, большинство игроков федерального уровня не считают достаточно перспективным в плане, например, создания здесь офиса или назначения представителя. К тому же совсем недалеко, всего в 200 км, находится Екатеринбург, столица всего Урала, и они предпочитают присутствовать именно там.

По оценкам наших челябинских респондентов, за период кризиса объем розничного рынка цифровых товаров сократился в целом примерно на 30%. Правда, как считают некоторые, эти оценки не учитывают того обстоятельства, что часть техники домашнего применения стала приобретаться по безналичному расчету на организации.

Розничные продажи ПО, по мнению Антона Лобова, уменьшились несколько меньше, на 20–25%. Безусловно, наиболее популярны у населения магазины федеральных сетей, говорят наши собеседники, — именно там челябинцы покупают большую часть цифровой техники. Хотя оценить количественно соотношение объемов продаж в магазинах федеральных сетей и в торговых точках, принадлежащих местным ИТ-компаниям, они не берутся. «Какого-то ощутимого перераспределения клиентов между федеральными сетями и ведущими местными поставщиками не наблюдается. Кризис если и повлиял на это, то не слишком заметно», — считает Антон Лобов.

В Челябинске действуют магазины нескольких федеральных сетей (в алфавитном порядке) — «Белый Ветер Цифровой» (1 магазин), «М.Видео» (4), «Техносила» (1), «Эльдорадо» (11), ДНС (6).

Самое важное событие последнего времени, по мнению местных участников рынка, — это приход в город и быстрое развитие сети ДНС (ее первый магазин открылся менее года назад, в октябре 2009 г.), правда, некоторые высказывают сомнение: не многовато ли 6 крупных компьютерных магазинов одной сети для такого города, как Челябинск.

В кризис заметные потери понесли как федеральные сети, так и местные розничные игроки. Закрылись все три салона сети «Мир», а также один из двух магазинов «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ». Случившееся с сетью «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» — пример крушения надежд федерального игрока на быстрое завоевание местного рынка. В марте 2008 г. в Челябинске открылся первый магазин этой сети в Уральском регионе. Тогда, по словам представителей компании2, планировалось, что в течение двух лет «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» займет 10–12% местного рынка цифрового ретейла за счет вытеснения мелких игроков. Уже были подписаны предварительные договоры об открытии в городе еще трех магазинов. Инвестиции компании в Челябинске должны были составить порядка 2,8 млн. долл. Но уже тогда некоторые местные эксперты скептически отнеслись к столь агрессивным планам, полагая, что два года — слишком мало для завоевания значительной доли рынка. Разразившийся спустя полгода кризис поставил на этих планах крест.

Закрылись3 все четыре салона «Ноутбукофф», остался лишь офис розничных продаж. Прекратили работу также салоны розничных продаж компании «Комсервис», действует только ее сервисный центр.

В целом магазины федеральных сетей, особенно «М.Видео» и ДНС, находятся сейчас в лучшем положении, чем их местные конкуренты, у большинства из которых уровень продаж «оставляет желать лучшего». Формат супермаркета электроники в крупном торговом центре оказался наиболее выигрышным.

Сегодня крупнейшим местным розничным игроком является компания SPARK Computers (4 магазина в городе и 3 в области). Интересно, что 4 из 6 магазинов ДНС открылись в непосредственной близости от торговых предприятий SPARK Computers, в связи с чем по крайней мере в трех из этих магазинов можно было бы ожидать существенного снижения продаж, но пока достоверной информации на этот счет нет.

В числе заметных розничных игроков участники рынка называют также компании (в алфавитном порядке) «Эксперт», «Электрошок», «Элист», EMS.

Значительное снижение платежеспособного спроса населения привело к ожидаемым изменениям в ассортименте и торговой политике магазинов. Уменьшилось число дорогих моделей и марок ИТ-продуктов, границы ценовых диапазонов сместились вниз, стало меньше новинок, сократились закупки на склад и т. д.

Вот некоторые «ассортиментные наблюдения» Вадима Фалькова (начало июля 2010 г.): «Очень неплохо с количеством товара в магазинах сети ДНС (может быть, это на этапе стартапа?). В „М.Видео“ вообще отсутствует предложение по компьютерной технике Dell и Toshiba, у остальных игроков эта продукция если и представлена, то очень слабо. Зато заметно расширяется присутствие Packard Bell (в первую очередь в „М.Видео“). Стабильно предложение по ASUS и HP. Значительно меньше приобретается печатающих устройств и мониторов. Покупатели готовы платить за дешевые ноутбуки, недорогие расходные материалы, мелочевку (флэш-память, диски и т. п.), антивирусное ПО».

В списке ведущих системных интеграторов города, составленном челябинским изданием «Деловой квартал»4 по итогам 2009 г., фигурируют восемь местных компаний и офисов иногородних компаний с оборотом от системной интеграции свыше 4 млн. руб., которые предоставили данные о своей деятельности.

Лидирует, причем с очень большим отрывом — как и в предыдущие пару лет, — группа компаний «Астра СТ» (в 2008 г. 100% акций «Астра СТ» приобрела группа компаний Verysell. — А. П.).

В прошлом году ее бизнес существенно пострадал: оборот от системной интеграции с учетом поставок оборудования составил 146,8 млн. руб. (без НДС), в то время как в 2008 г. он достигал 261 млн. руб.

Как считают в «Астра СТ», сегодня объема рынка Челябинска и области недостаточно для успешного развития полноценного системного интегратора, поэтому компания старается выходить в соседние регионы, предлагая свои услуги также в Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Ханты-Мансийске и других городах.

Снижение платежеспособного спроса населения привело к ожидаемым изменениям в ассортименте и торговой политике магазинов.

В тройке лидеров списка «Делового квартала» также компании «ДатаКрат-Е» — оборот от системной интеграции 43,1 млн. руб. (–12,6 млн. руб. по сравнению с 2008 г.), «СофтСервис» — 41,0 млн. руб. (–2 млн. руб.). По совокупному обороту впереди также «Астра СТ» — 160,2 млн. руб., затем следуют челябинский филиал екатеринбургской компании «СКБ Контур» — 67,0 млн. руб. и «ДатаКрат-Е» — 60,9 млн. руб. Наши респонденты называют в числе ведущих и другие компании (в алфавитном порядке), не фигурирующие в этом рейтинге: «Дайвер», «ИТ Дистрибуция», «НТЦ Логис», ЕМS.

Независимых данных об общей динамике корпоративного сегмента ИТ-рынка Челябинска нет. Антон Лобов считает, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. продажи снизились примерно на 40%; по мнению Александра Кондакова — на 50%. Падение продаж ПО в корпоративный сектор оценивается в 50–60%, а по отдельным категорям продуктов и отдельным вендорам даже 80%.

В первой половине текущего года продажи в корпоративном сегменте несколько выросли по сравнению с 2009 г., сообщают участники рынка, не оценивая этот рост количественно.

В числе московских системных интеграторов, активно работающих на рынке Челябинска, наши респонденты называют (в алфавитном порядке) «Крок», ЛАНИТ (представительство), «Открытые Технологии», «Энвижн», IBS Borlas, Softline (представительство), отмечая, что некоторые из них специализируются лишь на отдельных крупных заказчиках.

«В остальном московские интеграторы предпочитают вести региональные проекты через субподрядчиков на местах. Если речь идет о крупных поставках оборудования, то такие «проекты» мы не отслеживаем, так как их финансирование, как правило, осуществляется на федеральном уровне», — говорит Илья Алябушев.

Офис «ЛАНИТ-Урал», созданный при поддержке руководства ЛАНИТ группой местных ИТ-специалистов с большим опытом реализации проектов в Уральском регионе, открылся недавно — в апреле 2010 г. А в августе закрылся офис компании «Открытые Технологии». «Мы оптимизируем наши накладные расходы. Проведенный анализ показал, что по Челябинску мы можем работать из Екатеринбурга, где у нас достаточно большое представительство, обладающее как коммерческими, так и производственными ресурсами. Поэтому сейчас физически офиса в Челябинске у нас нет, но с заказчиками из этого города мы продолжаем активно сотрудничать», — сообщил Олег Заячковский, заместитель генерального директора по региональному развитию компании «Открытые Технологии».

Местным компаниям, конечно, трудно соперничать в борьбе за корпоративных заказчиков с московскими системными интеграторами или их местными подразделениями. «Судите сами, — сетует руководитель одной из небольших челябинских компаний, — например, проводится тендер на поставку лицензионного ПО, и одним из его участников выступает некая компания, являющаяся (судя по названию) аффилированным юридическим лицом крупного дистрибьютора ПО. Как вы думаете, смогут тягаться местные игроки с ними? Что может помочь? Не знаю... Личные связи? Коррупция? Поэтому в тендерах не участвую давно».

При столь сильном падении экономики региона возможности и аппетиты корпоративных заказчиков резко сократились. У большинства местных промышленных предприятий хватает денег только на поддержание функционирования имеющейся ИТ-инфраструктуры, поэтому они готовы платить за «неотложку»: заправка картриджей, расходные материалы, ремонт компьютерной техники.

Часть предприятий решает те или иные задачи модернизации и увеличения мощностей ранее приобретенного оборудования, его надлежащего обслуживания. Лишь очень небольшая часть клиентов готова обновлять парк компьютерной техники, причем только в порядке модернизации существующего, нет активного спроса на серверные позиции, сообщает Вадим Фальков. «Предприятий, „заморозивших“ свои бюджеты на 100%, нет. Отношение к информатизации до и после кризиса почти не изменилось. Те, кто развивал ИТ-инфраструктуру до кризиса, вкладывал средства в обучение сотрудников, внедрял новые технологии, продолжают это делать и сейчас, только в меньших объемах», — говорит Кондаков.

Как отмечают участники ИТ-рынка, теперь заказчики принимают решения более взвешенно и рационально, чем в предшествующие «тучные» годы, процедуры всевозможных согласований усложнились. «Заказчики стали крайне осмотрительно подходить к трате каждого рубля, и порой такая экономия переходит разумные границы, — полагает Илья Алябушев. — Приходится по несколько раз доказывать эффективность и обоснованность даже самых актуальных для компании проектов. При этом текущая ситуация во многих компаниях требует решения всё более сложных и комплексных задач в сфере ИТ. Это явление может, на наш взгляд, привести и к негативным последствиям — закреплению на рынке поставщиков некачественных дешевых услуг».

Одна из проблем, значительно обострившихся вследствие кризиса, — значительное сокращение затрат на лицензирование. И до кризиса ситуация с пиратским ПО в регионе была плачевной, а после кризиса вопросы легализации и лицензирования оказались на последнем месте. «Окончательно потерян» интерес к легальному ПО в малом бизнесе.

Заказчики «категорически отказываются» от легализации продуктов Microsoft, «тяжелых» САПР, программ для «дизайнеров» (Corel, Adobe), зато есть хороший спрос на антивирусные и портальные решения, средства виртуализации, сообщает Земфира Сбитний.

В ассортименте местного офиса Axoft, по словам Антона Лобова, наибольшим спросом пользуется системное ПО (операционные системы, серверы приложений, СУБД и т. п.) и решения для обеспечения информационной безопасности.

Участники рынка, как обычно, рассчитывают на традиционное увеличение спроса в конце года. «Крупные комплексные закупки высокотехнологичного оборудования и ПО ожидаются в IV квартале, они поддержат динамику дистрибуции, — надеется Александр Кондаков. — Новые проекты предприятия начинать не торопятся, но уже не отрицают возможности их проведения».

По словам Ильи Алябушева, возобновляются некоторые программы комплексной информатизации, у заказчиков возникает потребность в решении новых задач, уже не годичной давности, а с прицелом на реализацию долгосрочных программ. Но при этом финансирование зачастую не соответствует потребностям. Есть подвижки только в крупных холдинговых структурах с управлением из Москвы.

1 См. http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=36489.

2 См. http://chel.dkvartal.ru/chel/magazines/dk-chel/2008/n09/belyjj_veter_pretenduet_na_10_rynka_cifrovogo_ritejjla.

3 При обращении на сайт компании http://www.notebook-off.ru запрос переадресуется на сайт интернет-магазина «ВАНКЛИК» (http://www.oneclick.ru), предлагающего помощь в реализации ноутбуков, цифровых фотокамер и т. п., а также сервис компьютерного оборудования.

4 См. http://dkvartal.ru/chel/magazines/dk-chel/2010/n6/top-8_sistemnykh_integratorov_cheljabinska.


Версия для печати (без изображений)