Как известно, в последние годы большое давление на настольные компьютеры оказывают ноутбуки, замещающие громоздкие системы везде: и дома, и на работе... Во II квартале 2010 г., по данным компании IDC, в России сегмент настольных ПК вырос (в шт.) на 21,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. И это при общем росте рынка ПК в 67,1%. Что касается сегмента ноутбуков, то он вырос более чем в два раза. На долю этих устройств приходится 61,4% всех ПК, поставленных в Россию во II квартале 2010 г.

Следуя за «модой», а точнее, за пожеланиями клиентов, канал переключается на работу с мобильными компьютерами. Еще два года назад казалось, что ИТ-компании оставляют ПК в ассортименте только для того, чтобы «было с чего начать разговор с заказчиком». Сохранилась ли эта тенденция? Игроки этого сегмента ИТ-рынка отвечают: «Нет!» Сейчас они говорят это гораздо увереннее, чем, например, в 2008 г., ведь выжить ПК помог ...кризис. Конечно, это «стихийное бедствие» задело и «персоналки», но факт остается фактом: во время кризиса многие клиенты (как корпоративные заказчики, так и частные лица) были вынуждены отказаться от ноутбуков в пользу более дешевых настольных систем. Таким образом, последние обрели «второе дыхание», а у канала опять появился интерес к ним.

По оценкам аналитиков, в 2010 г. каждый день во всем мире продается около 1 млн. компьютеров. Прогнозируется, что тенденция роста продаж ПК сохранится и в ближайшие годы, но рынок диверсифицируется за счет появления на нем новых типов компьютерных устройств, и к 2020 г. в мире будет свыше 4 млрд. пользователей и почти 31 млрд. таких устройств.

Производители не готовы исключить настольные ПК из своего ассортимента и модернизируют их в угоду потенциальным пользователям. Точнее, сначала производители придумывают, что нужно изменить и где потом такой измененный ПК лучше всего применять, а уже потом объясняют покупателям, что это было сделано для их же блага.

Словом, списывать со счетов настольные ПК еще рано: они готовы меняться, подстраиваться под нужды отдельных групп пользователей и даже стать нишевым продуктом.

Отметим, что и в нашем рейтинге положение данной продуктовой линейки не такое уж и плачевное: настольные компьютеры заняли шестое место в рейтинге популярности у участников исследования: продает данное оборудование 77% респондентов. Два года назад эта продуктовая номинация стояла на восьмом месте. Тогда свои оценки выставили около 56% ответивших.

Претенденты

В 2008 г. на звание «Чемпион канала» претендовало 14 компаний: Acer, Apple, Arbyte, Dell, DEPO Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP, Kraftway, Lenovo, R-Style Computers, «Аквариус», «К-Системс», «Офисная техника», «Формоза». Причем 12 из них вошли в первоначальный список, предложенный редакцией, а 2 компании были добавлены реселлерами по ходу голосования (в 2006 г. респонденты были менее щепетильны в определении «компьютерного вендора» и добавили в список семь претендентов). Порог канальности смогли перешагнуть только семь компаний: Acer, Dell, DEPO Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP, Kraftway, «Аквариус».

На этот раз первоначальный список претендентов состоял из 14 компаний. После подведения результатов голосования претендентов стало 18: Acer, Apple, ASUS, Dell, DEPO Computers, Fujitsu Technology Solutions, HP, iRu, Kraftway, Lenovo, Panasonic, R-Style Computers, Wexler, «Аквариус», «Компьютеры «Кламас», «К-Системс», РАМЭК, «Формоза»1.

Из них только 10 (Acer, Apple, ASUS, Dell, DEPO Computers, Fujitsu Technology Solutions, HP, Kraftway, Lenovo, «Аквариус») смогли перешагнуть порог канальности.

Отметим еще и тот факт, что только две компании, входившие в пятерку лидеров 2008 г., смогли закрепиться в ней в этом году. Поэтому сначала расскажем о тех производителях, которые не попали в группу лидеров.

Kraftway и DEPO Computers, два года назад стоявшие соответственно на четвертом и пятом местах, в этом году не вошли в число победителей. И это несмотря на то, что обе компании, согласно отчетам аналитиков за II квартал 2010 г., по-прежнему входят в топ-5 по продажам настольных ПК в России. По всей видимости, это объясняется активной работой этих вендоров с конечными заказчиками (корпоративными и/или розничными) в последнее время.

Так, DEPO Computers еще в конце 2008 г. сообщила о намерении увеличить объемы прямых продаж корпоративным клиентам и предприятиям СМБ2.

Отметим, что за «бортом» оказалась и Fujitsu Technology Solutions. Вероятно, причиной такого отношения канала к производителю стали реорганизация и изменения стратегии, связанные с отказом от поставки больших объемов продукции, продававшейся на розничном рынке по низким ценам, и концентрация усилий на развитии и продвижении решений «динамической инфраструктуры» для ЦОДов корпоративных заказчиков (средних и крупных). Вендор сообщил3, что настольные системы и ноутбуки останутся в его портфеле, но они не будут самыми дешевыми, и их доля в обороте компании снизится. Видимо, канал чутко отреагировал на поданный ему сигнал и исключил производителя из числа претендентов на победу в данной продуктовой номинации. А ведь в 2008 г. вендор (тогда Fujitsu Siemens Computers) занял здесь второе место.

Ну и, наконец, Apple. Несмотря на все усилия, прилагаемые вендором, продавцы настольных ПК пока не могут рассматривать его продукцию как одну из лучших для продажи в канале. Этому производителю не удалось войти в пятерку лидеров данной номинации. Но, на наш взгляд, огромное достижение4 вендора уже в том, что он перешагнул порог канальности. В 2008 г. даже это казалось нереальным.

Представляем победителей

На этот раз пятерка победителей была более очевидна, чем два года назад. Компании-лидеры уделяют достаточно внимания продвижению ПК, чтобы канал не только заметил это, но и оценил по достоинству.

На пятое место участники голосования поставили компанию Acer с результатом 32,103 балла. Хорошо известная своей агрессивной политикой завоевания рынка в разных продуктовых категориях, компания до недавнего времени так же активно продвигала и настольные ПК, появившиеся в ее ассортименте одними из последних. Главное, чего она добилась к настоящему времени: канал принял ее продукт, и уже мало кто вспоминает, что еще не так давно этот вендор считался неопытным новичком на рынке настольных систем. Как показывает наш опрос, основное, за что наши респонденты ценят этого производителя, — это соотношение цена/качество, которое, по их мнению, у Acer гораздо лучше, чем у ближайших конкурентов. А вот по такому критерию, как «Маркетинговая поддержка партнеров», эта компания получила наименьшую оценку в данной продуктовой категории. Может, партнеры ожидают те «агрессивные» шаги, которые вендор предпринимал раньше?

Четвертое место у компании ASUS (итоговая оценка 33,406 балла). Когда заходит речь о компьютерах этого вендора, то первое, что приходит на ум, — это нетбуки и ноутбуки. Кстати, наши респонденты посылают производителю сигнал: если он хочет в будущем улучшить свои результаты, то сложившуюся ситуацию с «имиджем» именно «персоналок» надо исправлять. Компания ASUS получила самую низкую оценку по критерию «Активность в продвижении продукции» среди пяти лучших производителей настольных ПК. Впрочем, в 2008 г. вендор не смог попасть в призовую пятерку, поэтому 4-е место в этой номинации, на наш взгляд, говорит о правильной канальной политике ASUS.

Более 2,5 баллов отделяет третьего финалиста, компанию Lenovo, от ближайшего преследователя. Это огромное достижение, ведь два года назад вендор даже не смог преодолеть порог канальности. Скорее всего, такие результаты стали итогом изменений в стратегии компании. Обозначив в конце 2008 г. основные направления движения, производитель направил все свои усилия на формирование и повышение лояльности канала продаж (в том числе и в розничном сегменте рынка) и на создание нового имиджа для своей продукции. Что же в итоге? На сегодня вендор получает очень ровные (без взлетов и падений) «средние» оценки по всем критериям в данной номинации и, как результат, — итоговую оценку в 35,866 балла.

Аналитики констатируют: доля российских марок ПК на рынке неуклонно падает. Зарубежные вендоры могут предложить партнерам и их клиентам очень привлекательные по цене и качеству устройства. Таким образом, глобальные компании выдавливают с рынка российских коллег федерального значения. И в связи с этим особенно радостен тот факт, что «серебряная» медаль в номинации «Настольные ПК» досталась российскому производителю — компании «Аквариус». Отметим, что реселлеры считают цены на продукцию этого вендора необоснованно завышенными (компания получила худшую оценку за критерий «Соотношение цена/качество»). Но за ту прибыль, которую они получают, продавая настольные системы данной марки, они готовы простить поставщику многое («Аквариус» получила самую высокую оценку по критерию «Прибыльность продукции»).

Ну и, наконец, о лидере. Компания, получившая высшие оценки по шести из восьми критериев, была просто обречена на победу в данной товарной категории. Отметим лишь, что НР, набравшая в этом году 40,691 балла (отрыв от ближайшего преследователя превысил 4,5 балла), не просто подтвердила свое лидерство: она заняла первое место в номинации «Настольные ПК» уже в четвертый раз.

И можно ожидать, что запуск производства ПК HP в России5 только укрепит позиции вендора.

Критерии и оценки

Главным критерием для компаний, продающих настольные ПК, в этом году стало «Качество продукции» (оценка в рейтинге значимости — 0,840 балла). Два года назад этот критерий набрал 0,869 балла, но даже с таким результатом не стал самым важным для респондентов. В 2008 г. их больше всего волновало «Соотношение цена/качество». Тогда этот критерий получил одну из самых высших оценок важности во всем рейтинге, а не только в конкретной категории — 0,998 балла.

Самым малозначительным критерием нынешнего рейтинга, как и два года назад, стал «Обучение и сертификация партнеров». Правда, в этом году он немного «прибавил» в важности, получив 0,565 балла против 0,518 балла в 2008 г.

1 «ПК» — единственная номинация, в которой мы отступили от установленных правил. Наши респонденты назвали еще несколько марок ПК, собираемых московскими и региональными компаниями. Эти марки ПК указали в анкете сами сборщики: наряду с «чужими» марками они продают и свои. Такие торговые марки (и их производители) в итоговый список не включались, а оценки, проставленные сборщиками самим себе, не рассматривались. Таким образом, торговые марки ПК, вошедшие в итоговый список, взяты из анкет компаний, которые только закупают компьютеры (для перепродажи) у других сборщиков (как напрямую, так и через дистрибьюторов), т. е. являются партнерами этих производителей.

2 Более подробно см. номинацию «Серверы».

3 http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=40811

4 Более подробно см. номинацию «Ноутбуки».

5 http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=38675&sphrase_id=28458


Версия для печати (без изображений)