Ноутбуки — один из наиболее динамично развивающихся сегментов ИТ-рынка.

Как сообщала IDC1, за II квартал 2010 г. в Россию было поставлено около 2,23 млн. ПК. Это на 67,1% больше, чем за II квартал прошлого года. При этом сегмент настольных ПК вырос всего на 21,6%. По итогам квартала отмечается и рост доли нетбуков с 17 (во II квартале 2009 г.) до 22,9% общего объема ноутбуков. Всего же на долю ноутбуков приходится 61,4% ПК, поставленных в Россию во II квартале 2010 г.

Понятно, что все больше компаний хотят стать заметным игроком на этом рынке. В последнее время здесь «засветились» даже те, которые не планировали заниматься этим бизнесом. Речь идет не только о появлении новых вендоров (об изменениях в их составе читайте в главе «Претенденты»): подводя итоги прошлого опроса, мы отмечали, что все больше и больше реселлеров занимаются продвижением ноутбуков. Тогда за производителей в данной номинации свои голоса отдали более 70% принявших участие в опросе. Спустя два года ноутбуки заняли первое место в рейтинге «популярности» у респондентов. Доля тех, кто продает мобильные ПК (если учитывать и нетбуки), в этом году достигла 83% общего количества заполнивших нашу анкету.

Претенденты

В 2008 г. на звание «Чемпион канала» претендовали 13 компаний, но перейти порог канальности смогли только десять: Acer, ASUS, Dell, Fujitsu Siemens Computers, HP, Lenovo, MSI, Samsung, Sony, Toshiba.

Исходный список производителей, составленный редакцией, на этот раз состоял из 16 компаний. Но наши респонденты внесли в него некоторые изменения. В итоге претендентов на звание «Чемпион канала» в номинации «Ноутбуки» стало 18: Acer, Apple, ASUS, Dell, DEPO Computers, Fujitsu Technology Solutions, HP, IBM, Lenovo, LG, MSI, Panasonic, Rover Computers, Samsung, Sony, Toshiba, «Аквариус», «К-Системс».

Только 12 производителей смогли перешагнуть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, Fujitsu Technology Solutions, HP, Lenovo, MSI, Samsung, Sony, Toshiba, «Аквариус». Отметим, что «Ноутбуки» стали одной из самых представительных номинаций: количество «канальных» вендоров больше только в категории «Проекторы». Там после «предварительного отсева» осталось 13 компаний.

Стоит отметить, что в середине года российская компания Rover Computers официально объявила о прекращении выпуска ноутбуков, что, естественно, негативно отразилось на ее оценках в данном рейтинге.

Прежде чем представить победителей, хотелось бы сказать несколько слов о компании, не вошедшей в топ-5, но, на наш взгляд, заслуживающей отдельного упоминания, — Apple.

Чтобы продолжить борьбу за чемпионское звание, компании Apple в рейтинге 2008 г. не хватило всего 2% голосов. То, что этот сильный игрок на рынке ноутбуков никогда не попадал в итоговые протоколы рейтингов CRN/RE, вполне объяснимо и даже закономерно, ведь этот вендор выпускает продукцию премиум-класса. Но в том, что товар вендора действительно стал канальным, мы видим большую заслугу его дистрибьюторов — компаний diHouse и «Марвел».

Дистрибьюторский контракт с «Марвел» был подписан в конце октября 2009 г. Напомним, что долгое время у Apple в России был только один дистрибьютор — diHouse (входит в группу компаний ECS).

В заключение необходимо отметить следующее: «Ноутбуки» — это номинация, в которой голоса респондентов перевернули всё с ног на голову (по сравнению с отчетами аналитиков о состоянии дел в данном сегменте). Судите сами: по данным IDC2, «...первые две строчки в пятерке лидеров (по объемам продаж) этого сегмента рынка неизменно занимают Acer Group и ASUS».

Но в нашем рейтинге Acer отнюдь не лидер.. В 2006 г. наши партнеры поставили вендора на второе место. Тогда Acer получила одни из самых высоких оценок в критериях «Соотношение цена/качество», «Активность в продвижении продукции», «Прибыльность продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров». Согласитесь, весьма «затратные» характеристики работы производителя: чтобы поддерживать отношения с партнерами только с их помощью, необходимо постоянно «вкачивать» деньги в канал. А вот по всем «долгоиграющим» критериям («Качество продукции», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков») оценки вендора оказались самыми низкими. И, как закономерный результат, два года спустя, когда маркетинговая активность Acer, по мнению наших респондентов, снизилась настолько, что производитель и по этому критерию получил самый низкий балл, он оказался за пределами тройки лидеров, хотя и в призовой пятерке. Увы, усилия вендора, направленные на улучшение ситуации в области сервиса и технической поддержки, не смогли спасти ситуацию, и в этом году Acer не смогла удержаться даже в призовой пятерке...

Представляем победителей

Положение в турнирной таблице четырех из пяти лидеров закономерно. НР и ASUS сохранили за собой места, отведенные им еще два года назад (первое и второе соответственно). Оба производителя уделяют большое внимание развитию и продвижению на рынок мобильных устройств. Участники канала по достоинству оценили как наличие «высоких корпоративных стандартов» в работе с партнерами НР, так и приоритетное положение ноутбуков в продуктовой линейке ASUS.

Тот факт, что на третьем и четвертом местах расположились соответственно Lenovo и Samsung, — также не стал неожиданностью. После того как из борьбы за звание «лучшего» выбыли Acer (причины см. выше) и Fujitsu Technology Solutions (вполне предсказуемый результат реорганизации и изменений стратегии3), их место заняли вендоры, которые также рассматривают ноутбуки в качестве одного из приоритетных направлений развития собственного бизнеса.

Отметим также, что, несмотря на то, что IDC по итогам II квартала 2010 г. поставила НР на пятое место по объему продаж (в штуках), лидерство этого вендора в нашем рейтинге в номинации «Ноутбуки» пока неоспоримо: эта компания смогла набрать 39,621 балла, что дало ей преимущество перед ближайшим конкурентом в 3,700 балла. А вот борьба в оставшейся четверке более жесткая: разница в оценках компаний ASUS (второе место) и Samsung (четвертое место) составила всего 0,673 балла.

Ну и, наконец, о пятом призере категории «Ноутбуки». Официальные поставки мобильных компьютеров этого вендора в Россию начались в 2005 г. Впрочем, эти ноутбуки можно было купить и раньше. Правда, каналы их продаж до марта 2005 г. были, скажем так, «специфическими». Эти устройства нужно было «доставать», они долгое время считались (и сейчас считаются) признаком «элитарности» их владельцев.

Конечно, без отличного качества, без репутации производителя эти устройства никогда бы не попали в премиум-сегмент, к которому их относят и по сей день. Речь идет о продукции компании Sony.

То, что этот вендор вошел в число победителей в данной номинации, стало, пожалуй, самым большим сюрпризом всего рейтинга «Чемпионы канала». Наши респонденты утверждали, что сегодня самое главное для нормального продвижения продукции вендора на рынок — это минимальная цена... А уж этим ноутбуки Sony никогда не отличались.

Но, как отмечают представители Sony4, даже в такие трудные времена они не намерены идти на поводу у рынка. «Действительно, во время кризиса многие пользователи ожидали, что Sony начнет выпускать более экономичные модели ноутбуков, а значит, выйдет в тот сегмент мобильного рынка, где наблюдается самая жесткая конкуренция, — замечает Тадато Кимура, руководитель подразделения VAIO отдела маркетинга компании „Сони Электроникс“. — В отличие от других производителей, маркетинговая позиция которых основана на продвижении продуктов низшей ценовой категории, Sony строит свой маркетинг на основе утверждения своего бренда как премиального... В то же время Sony следит за рынком, и в нашем предложении также появляются более экономичные модели».

И конечно, в компании уделяют особое внимание качеству продукции. Пожалуй, именно самая высокая оценка (6,905 балла) по этому критерию в данной номинации, которую наши респонденты отдали Sony, и стала для вендора входным билетом в призовую пятерку.

Отметим, что начиная с 2006 г. (т. е. через год с момента начала официальных поставок ноутбуков Sony в нашу страну) этот вендор в каждом рейтинге «Чемпионы канала» с легкостью преодолевал порог канальности, но ни разу не приближался к победе так близко, как сейчас. С нашей точки зрения, попадание в пятерку лидеров в этом году — в том числе и результат возросшей в кризис активности как самого вендора, так и его дистрибьюторов.

Критерии и оценки

По мнению реселлеров, самый важный критерий в работе производителей ноутбуков — «Прибыльность продукции». Наши респонденты оценили его в 0,84 балла. Интересно, что два года назад этот критерий стоял на третьем месте по значимости (его оценка на тот момент равнялась 0,807 балла). При этом в 2008 г. основное внимание продавцы этого вида продукции уделяли «Соотношению цена/качество» (0,973 балла). Отметим, что респонденты в номинации «Ноутбуки» — одни из самых «непостоянных»: мнение о том, что самое важное, меняется от рейтинга к рейтингу. Так, например, в исследовании «Чемпионы канала 2006» самым значимым был критерий «Качество продукции»...

Наименее важным критерием в четвертый раз признан «Обучение и сертификация партнеров».

1 http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=43371&sphrase_id=28116. Более свежие данные на момент подготовки номера объявлены не были.

2 http://www.crn.ru/numbers/regnumbers/detail.php?ID=43371&sphrase_id=28116  

3 Подробнее о ситуации в Fujitsu Technology Solutions читайте в материале «Настольные ПК».

4 http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=34395


Версия для печати (без изображений)