Серверы на платформе х86 занимают заметное место в продуктовых линейках не только зарубежных, но и российских производителей. В последнее время практически все региональные «сборщики» этих устройств отказались от идеи продвигать их через канал и либо закрыли это направление бизнеса, либо сохранили его только для обеспечения поставок по корпоративным заказам.

Можно было предположить, что кризис поможет региональным компаниям, их продукция станет хоть ненамного, но все-таки дешевле, чем федеральные или зарубежные аналоги. Но, как показывает опрос наших читателей, этого не произошло. Сейчас заказчику нужны легко интегрируемые в инфраструктуру ИТ, стандартизованные решения, а значит, и вендоры, которые смогут обеспечить поставку гибко конфигурируемых систем, уменьшить возникающие проблемы их инсталляции и обслуживания, помогут снизить операционные расходы, позволят в короткие сроки окупить инвестиции и повысить эффективность. Чтобы удержаться на этом рынке, производитель должен не только обладать хорошей экспертизой, но и концентрироваться на выпускаемом товаре, а не считать его «сопутствующим». И такая концентрация на падающем рынке (а именно таким был российский рынок серверов в период кризиса) под силу далеко не всем.

По данным ежеквартального исследования IDC Russia Quarterly Server Tracker1, в I квартале 2010 г. на российском серверном рынке, с учетом сезонного фактора, сохранилась положительная динамика: продано 20 700 серверов стандартной архитектуры. Это на 46% меньше, чем кварталом ранее, и соответствует росту на 90% в годовом выражении. Выручка производителей превысила 93 млн. долл.

Определенный рост был отмечен и в сегменте «тяжелых» устройств. В I квартале 2010 г. было продано оборудования на 34 млн. долл., что на 37% меньше, чем в предыдущем квартале, и означает увеличение продаж почти на 10% в годовом исчислении.

Все большее распространение получают решения с поддержкой виртуализации, при этом потребители при проектировании инфраструктуры отдают предпочтение x86 серверам, в том числе — в форм-факторе «лезвий».

«Несмотря на заметный рост доли серверов стандартной архитектуры, нужно отметить усилия ведущих поставщиков по выводу на рынок новых решений, не относящихся к классу х86, — отмечает Александр Загнетко, ведущий аналитик компании IDC по рынкам серверов и систем хранения. — Задачи, которые раньше можно было решить только на системах этого класса среднего уровня, сейчас легко реализуются на серверах начального уровня».

Большая часть наших респондентов — компании, работающие в том числе и с корпоративными заказчиками. Возможно, именно этим объясняется прочное положение серверов в рейтинге «популярности» продуктовых линеек. Им принадлежит четвертое место: это оборудование продают почти 80% участников нашего опроса. Но справедливости ради отметим, что и в 2008 г. компании, работающие в корпоративе, были заметной частью наших респондентов. При этом серверами занимались чуть больше 59% общего числа участников опроса. В рейтинге популярности эта продукция стояла на седьмом месте.

Претенденты

В 2008 г. на звание «Чемпион российского ИТ-канала» в данной номинации претендовали 14 компаний, но порог канальности преодолела только половина из них: Dell, DEPO Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP, IBM, Sun и «Аквариус».

В этом году в исходный список редакция включила 12 компаний. Наши респонденты добавили еще одного производителя: Dell, DEPO Computers, Fujitsu Technology Solutions, HP, IBM, Intel, iRu, Kraftway, R-Style Computers, Sun, «Аквариус», «К-Системс», «Формоза».

В 2010 г. перейти порог канальности смогли только 7 компаний: Dell, DEPO Computers, Fujitsu Technology Solutions, HP, IBM, Sun, «Аквариус». Именно из них нам и предстояло выбрать пять лучших.

Канал не поддержал компании DEPO Computers и Sun: они вновь (как и в 2008 г.) не вошли в пятерку лучших. В принципе, ничего удивительного здесь нет. Первая (во второй половине 2008 г.) объявила о смене рыночной стратегии2. Комментируя этот шаг, президент DEPO Computers Сергей Эскин подчеркнул, что вендор увеличивает объемы прямых продаж, добиваясь тем самым снижения затрат и повышения прибыльности. По приведенным Эскиным данным, в 2007 г. прямые продажи составляли около 54% оборота. Соответственно через партнеров шло 46% продаж, но со сменой стратегии работы на рынке производитель намеревался сократить эту долю до 30%. При этом компания не планировала отказываться от дальнейшего развития партнерской сети, вот только «...среди партнеров она будет выбирать и поддерживать лишь тех, кто заинтересован в продвижении продуктов с маркой DEPO». Справедливости ради отметим, что в заявлении компании указывались товарные группы, которых это касается: рабочие станции и СХД.

Затем3 производитель сделал еще одно заявление, согласно которому DEPO Computers начинает реализацию следующего этапа стратегии развития, в рамках которого выходит на рынок ИТ-услуг. «...Теперь компания наравне с производством и поставкой вычислительных систем будет реализовывать полный комплекс работ по созданию и обслуживанию ИТ-инфраструктуры предприятий: проектирование и внедрение, аудит и анализ, разработку стратегии развития, планирование непрерывности бизнеса, а также поставку готовых типовых решений».

Так что ответ на вопрос — почему вендор остается за пределами пятерки победителей — очевиден.

Что касается Sun, то до покупки ее компанией Oracle она сделала немало для повышения канальной привлекательности... Но теперь это история. Какую политику в канале будет проводить Oracle/Sun, пока не очень понятно.

Представляем победителей

Итак, пятерка лидеров этого года состоит из тех же самых компаний, которые входили в нее и в 2008 г. Некоторые даже сумели сохранить места, полученные два года назад.

Так, второй раз подряд на пятом месте расположилась компания Dell. В этом году итоговая оценка вендора — 33,186 балла. В 2008 г. партнеры посчитали, что производитель уделяет недостаточно внимания таким критериям работы, как «Активность в продвижении продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков», а также «Обучение и сертификация партнеров». В этом году характер претензий со стороны канала в принципе не изменился: за три из перечисленных выше критериев вендор вновь получил самые низкие оценки в номинации. Как и за «Техническую поддержку партнеров». Реселлеры решили, что «Активность в продвижении продукции» у Dell не самая плохая. Будем надеяться, что обновленная4 партнерская программа Dell PartnerDirect5, объявленная в марте 2010 г., будет способствовать укреплению позиций вендора в канале.

В 2008 г. четвертое место принадлежало компании «Аквариус», а третье — Fujitsu Siemens Computers. Два года спустя они поменялись местами. Надо отдать должное российскому производителю: в прошлом рейтинге он проигрывал своему конкуренту чуть больше одного балла (итоговые оценки в 2008 г. Fujitsu Siemens Computers и «Аквариус» соответственно равнялись 42,894 и 41,783 балла). На этот раз оценки «призеров» ниже, чем два года назад, и тем не менее российская компания смогла не только отыграть отставание двухлетней давности, но и закрепить свой результат, набрав почти три дополнительных балла. Оценки компаний, расположившихся на третьем и четвертом местах, соответственно 36,671 и 33,767 балла. Отметим и тот факт, что если в прошлом рейтинге эти две компании смогли собрать ровные «средние» оценки по всем критериям работы, то теперь реселлеры стали более придирчивы. Так, например, они указали, что обновленная Fujitsu Technology Solutions невнимательно относится к таким характеристикам работы, как «Соотношение цена/качество», «Прибыльность продукции» и «Активность в продвижении продукции». По этим критериям производитель получил самые низкие оценки среди всех компаний, вошедших в призовую пятерку. А вот «Аквариусу» его партнеры рекомендуют заняться «Качеством продукции».

«Лидерами российского рынка по объему выручки производителей в обоих классах серверного оборудования по-прежнему остаются HP и IBM. На первую компанию приходится более 48% продаж, доля IBM составляет 28,7%» — так оценили ситуацию на российском серверном рынке в I квартале 2010 г. аналитики IDC.

Наши респонденты согласны (частично) с этой оценкой. Ведь можно сказать, что только между этими компаниями и шла борьба за первое место в данной номинации. Отрыв компании, стоящей на втором месте, от «бронзового» призера составил 5,583 балла, а разница в оценках первого и второго мест — менее 0,8 балла!

То, что реальных претендентов на победу в данной номинации всего двое, — неудивительно. Напомним, что начиная с 2006 г., когда впервые в рейтинг была введена категория, называвшаяся тогда «Wintel-серверы», именно эти компании и сменяли друг друга на месте лидера, не давая другим производителям ни малейшего шанса вмешаться в соперничество. Поэтому основным вопросом в данной номинации стал вопрос: сумеет ли НР, чемпион 2008 г., удержать свои позиции? Отвечаем, тенденция к «смене лидера» и на этот раз проявилась в полном объеме. В результате второе место в номинации «Серверы х86» досталось компании НР, набравшей 42,254 балла. А первое, по мнению наших респондентов, принадлежит IBM. Ее результат — 43,039 балла.

Что именно стало причиной смены лидера рейтинга — сказать довольно сложно. Но хотелось бы отметить инициативы IBM в отношении канала, которые, на наш взгляд, должны были принести плоды6. И конечно, важным шагом вендора стало расширение пула дистрибьюторов. В 2010 г. к нему добавилась компания OCS, и хотя сотрудничество вендора и дистрибьютора, начавшееся недавно, вряд ли сказалось на итогах рейтинга, это хороший задел на будущее.

Критерии и оценки

Из восьми предложенных нами критериев работы поставщиков реселлеры наиболее важным называют «Качество продукции», поставив ему 0,84 балла. И такую высокую оценку значимости этот критерий получает уже в третий раз. Правда, два года назад абсолютное значение оценки было выше — 0,904 балла.

А вот наименее значимый критерий в 2010 г. — «Активность в продвижении продукции» (0,59 балла). На позиции аутсайдера эта характеристика работы вендора оказывается второй раз подряд. В 2008 г. его оценка равнялась 0,638 балла.

1 http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=39161. Более свежих данных на момент подготовки номера не было объявлено.

2 http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=21925&sphrase_id=28199  

3 http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=22466&sphrase_id=28199  

4 Изначально программа была объявлена в конце 2008 г.

5 http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=40178  

6 http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=34993


Версия для печати (без изображений)