Комментируя состояние дел на российском ИТ-рынке, большинство представителей дистрибьюторских компаний отмечают: комплектующие в кризис пострадали меньше других продуктовых сегментов. По их словам, товарные линейки, объединенные единым названием «компоненты», стали своеобразным «островком стабильности» для тех, кто продолжал заниматься бизнесом в это непростое время.

Сейчас ситуация на ИТ-рынке выравнивается: рост отмечается даже в тех продуктовых сегментах, которые в кризис пострадали очень сильно. Рост спроса наблюдается и на рынке компьютеров. И, как следствие этого, делается прогноз об увеличении продаж различных комплектующих (в том числе и системных плат).

Почти половина наших респондентов оценила работу не только производителей готовой продукции, но и вендоров, выпускающих системные платы. Такое внимание к комплектующим вовсе не означает, что участники канала наряду с готовыми изделиями торгуют компьютерами «в россыпь». Скорее всего, это говорит о доле в общем числе участников опроса тех, для кого сборка компьютеров под собственной торговой маркой — это ощутимая часть бизнеса. Среди наших респондентов есть, конечно, и ретейлеры, в ассортименте которых присутствуют системные платы.

Претенденты

В исходный список вошло 17 компаний. Это самый обширный предварительный список. По итогам голосования он не изменился. Таким образом, на звание «Чемпион канала» в номинации «Системные платы» в этом году претендовали следующие вендоры: Abit, AOpen, Asrock, ASUS, Biostar, DFI, ECS (EliteGroup), Foxconn, GIGABYTE, Intel, MSI, PCChips, Pegatron, Point of View, SuperMicro, Tyan, Zotac.

Прежде всего «отсеялись» вендоры, с продукцией которых работает относительно небольшое количество реселлеров, — из борьбы выбыли семь производителей, не сумевших перешагнуть порог канальности. Десять компаний — Asrock, ASUS, Biostar, ECS (EliteGroup), Foxconn, GIGABYTE, Intel, MSI, SuperMicro, Zotac — продолжили соперничество.

Представляем победителей

Названия компаний, ставших лидерами в данной номинации, хорошо известны на ИТ-рынке. Пятое место респонденты отдали Foxconn, которая набрала 33,242 балла. Основные «претензии» к данному вендору со стороны реселлеров касаются качества товара, активности в его продвижении, маркетинговой поддержки, а также обучения и сертификации партнеров. Именно по этим критериям производитель получил самые низкие оценки в номинации. И это несмотря на то, что представители дистрибьюторских компаний утверждают: «Производитель умеет работать оперативно и обеспечивает поддержку по всем аспектам совместного бизнеса».

На предпоследней ступеньке пьедестала почета расположилась компания MSI. Она обогнала ближайшего преследователя менее чем на 1,4 балла. Отметим, что и этому вендору наши респонденты указали на некоторые недочеты в работе. Так, по критериям «Прибыльность продукции», «Техническая поддержка партнеров» и «Сервисное обслуживание заказчиков» производителю были выставлены самые низкие оценки в номинации. Надеемся, что компания обратит внимание на эти сигналы со стороны канала и в следующий раз сможет претендовать на более высокое место в рейтинге.

Кстати, взаимоотношения вендора и канала могут улучшиться после того, как партнеры поработают по новой партнерской программе, которую не так давно (в конце весны 2010 г.) производитель представил на российском рынке. Напомним, что она состоит из двух частей: первая рассчитана на компании, продающие готовые системы (ноутбуки) MSI, вторая — на тех, кто закупает комплектующие производителя. Во втором случае требования и вознаграждения партнеру варьируются в зависимости от того, будет ли он перепродавать этот товар или использовать при сборке компьютеров под собственной торговой маркой.

Скорее всего, новая программа не успела повлиять на мнения наших респондентов относительно политики вендора на российском рынке. Поэтому оценить правильность и своевременность изменений, предложенных производителем, мы сможем только после подведения итогов следующего исследования «Чемпионы канала».

Компания GIGABYTE признана участниками нашего опроса лучшей по критерию «Соотношение цена/качество». Как отмечают представители вендора, хорошие показатели по данному критерию помогли выстоять в кризис: «Сейчас многие потребители с особой тщательностью подходят к выбору продукции, а наши устройства отличаются высоким качеством при умеренной цене. Так что кризис не создал для нас особых проблем». Возможно, высокая оценка именно по этому критерию в сочетании со «средними» оценками по всем остальным и позволила GIGABYTE стать третьей (итоговая оценка — 39,203 балла).

Если говорить о шагах, предпринятых производителем в последние два года, то хочется отметить подписание дистрибьюторского соглашения с компанией «Формоза». Сотрудничество этих компаний началось много лет назад, но официальный статус дистрибьютора «Формоза» получила только летом 2009 г. Как повлияло это на отношение канала к производителю, сказать не беремся (номинация «Системные платы» новая для нашего рейтинга, и проследить динамику положения вендоров за последние два года не представляется возможным).

Второе место у компании ASUS. Ее итоговая оценка — 39,483 балла. Напомним, что до кризиса системные платы занимали около четверти оборота этой компании. Однако даже после появления в продуктовом портфеле других товарных групп (ноутбуков, нетбуков, ЖК-мониторов и т. д.) производитель не собирается отказываться от продвижения компонентов.

Приведем лишь один факт в подтверждение этого: в 2008 г. после внутренней реструктуризации в ASUSTeK было создано три компании, одна из которых Pegatron — поставщик системных плат, настольных и мобильных ПК для международных ОЕМ-производителей.

Одновременно продолжает функционировать маркетинговая компания ASUS, продающая под своей маркой практически весь спектр продукции (в том числе и системные платы).

Наши респонденты оценили маркетинговые усилия вендора: он получил наивысшую оценку по критерию «Маркетинговая поддержка партнеров» и стал лучшим по критерию «Прибыльность продукции».

Отрыв лидера от ближайшего преследователя составил более двух баллов. Такую победу можно назвать безоговорочной, если вспомнить, что разница в результатах, показанных «серебряным» и «бронзовым» финалистами, не достигла и 0,3 балла. Итак, первым победителем рейтинга «Чемпионы канала» в номинации «Системные платы» с итоговой оценкой 41,504 балла стала компания Intel. Отметим, что ей наши респонденты отдали пять из восьми высших оценок (в критериях «Качество продукции», «Активность в продвижении продукции», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков» и «Обучение и сертификация партнеров»).

Критерии и оценки

Критерий «Качество продукции» получил самую высокую оценку в рейтинге значимости. Наши респонденты оценили его важность в 0,881 балла. Заметим, что это самая высокая оценка критерия во всех 12 номинациях рейтинга. Второе место у критерия «Соотношение цена/качество» (0,865 балла). Наименее значимым оказался критерий «Активность вендора в продвижении продукции» — 0,581 балла.


Версия для печати (без изображений)