Для того чтобы выявить реальные тенденции и перспективы развития рынка, очень важно услышать мнения тех, кто собирается тратить (или не тратить) деньги на ИТ-продукты и услуги, т. е. познакомиться с планами заказчиков. Обширное исследование на эту тему было проведено аналитическим центром GlobalCIO летом текущего года: «ИТ в российских компаниях 2010–2011». В нем приняли участие 237 ИТ-директоров. Опрос показал, что в 2010 г. ИТ-бюжеты выросли примерно на 10%, что значительно меньше прогнозируемых IDC 17%. В следующем году внедрять новые ИТ-системы в самых разных функциональных областях намерены значительно больше компаний, чем в текущем: их число выросло, в зависимости от области, от полутора до трех раз. Однако аналитики GlobalCIO сомневаются в реалистичности этих планов. По их мнению, существенный рост проектов развития ИТ, вкупе с отсутствием заметного роста ИТ-бюджета в 2010 г., потребует резкого роста ИТ-бюджетов в 2011 г., что маловероятно. Кроме того, если резко вырастет спрос, то у поставщиков услуг может просто не оказаться нужных ресурсов и делать проекты будет некому.

В настоящем обзоре собраны мнения отдельных ИТ-директоров, их комментарии, в основном анонимные, о том, что и почему они собираются менять в ИТ-ландшафте своего предприятия.

Будут ли расти ИТ-бюджеты? Это, безусловно, волнует каждого поставщика. По нескольким полученным ответам можно утверждать, что рост будет, и заметный. Хотя, конечно, далеко не у всех. Примеры: московский банк «средней руки» бюджет сохраняет прежним, ювелирная торговая сеть — так же, очень крупная страховая компания федерального масштаба сокращает его на 10%. Но при этом Страховая группа «МСК» увеличивает финансирование по всем направлениям: операционный бюджет, капитальные затраты, инвестиционный бюджет. Торговая сеть федерального масштаба увеличивает ИТ-бюджет на 20%, крупный региональный банк (Урал) планирует рост около 40%, машиностроительный завод в Поволжье предполагает, что объем закупок аппаратуры увеличится в 1,5–2 раза, при этом позиции по закупке ПО и расходам на зарплату персонала остаются без существенных изменений.

Какие основные задачи ставятся на следующий год перед ИТ-подразделением? Они не столь уж разнообразны, как можно было предполагать. Главным остается повышение эффективности работы. Это важно для московского банка, а для регионального вопрос ставится несколько шире: поддержать увеличение бизнеса и территориальную экспансию, желательно со снижением удельных затрат за счет унификации и автоматизации. В Страховой группе «МСК» намерены наладить аналитику, сократить количество используемых систем, повысить качество обслуживания клиентов, повысить эффективность в целом. Для федеральной страховой компании повышение эффективности — тоже основная задача.

Торговой сети требуется увеличить надежность и улучшить возможности масштабирования, а в компании «„АДАМАС“ столичный ювелирный завод», как поясняет ИТ-директор Сергей Адмиральский, «бизнес третий год подряд ставит задачу совершенствования операционной деятельности с фокусом на повышение управляемости и разумное снижение издержек. Отсутствие крупных проектов позволило наконец уделить внимание корпоративному порталу и интернет-клубу постоянных покупателей розничной сети, работам по электронному архиву».

У машиностроительного завода потребности более специфические, но тоже связанные с эффективностью, а именно: повысить эффективность процессов подготовки производства и сократить трудоемкость непроизводительных работ в производственных процессах.

Каким образом ИТ-директора намерены решать эти задачи? На промышленном предприятии ставка делается в основном на самостоятельную разработку и в меньшей степени — на тиражное ПО. При этом планируется более широко использовать покупные системы разработки конструкторской документации и технических процессов, внедрение системы управления составами изделий, совершенствование собственной системы накопления технологической информации. Уже действующую тиражную систему учета ТМЦ планируется расширять и совершенствовать вместе с внедрением также тиражного ПО для учета персонала и расчета зарплаты. Вместе с тем продолжится проект внутренней разработки системы автоматизации внутрицеховой деятельности. «До замены самописной системы межцехового планирования на покупную в этом году, видимо, руки не дойдут, да и ситуация не совсем дозрела», — отмечает ИТ-директор.

Что-либо делать со своими бизнес-приложениями намерены практически все: расширять те, что есть, внедрять новые покупные, писать свои новые, если не получается иначе. В банке планируется смена автоматизированной банковской системы в филиалах, в крупной страховой компании — построение хранилища данных.

В Страховой группе «МСК» собираются расширить функциональность уже внедренных систем, в первую очередь основных бизнес-приложений: продуктов TIA Technologies (страховая система) и SAP (как финансовое приложение). В обоих намечено расширение функциональности и масштабов применения. «В 2011 г. в Центре не должно остаться legacy-систем типа „1С“», — отмечает Алексей Комков, ИТ-директор компании. Кроме того, намечена стандартизация информационных систем филиалов, а в организации сервисной службы — внедрение ITIL как методологии и инструмента процессов поддержки пользователей и инфраструктуры. Этот факт примечателен: во время кризиса внимание, которое хотя бы часть ИТ-директоров уделяла построению процессов, прежде всего сервис-деска, резко упало под давлением требования бизнеса «сделать хоть как-нибудь, но быстрей, быстрей...». Возможно, теперь ситуация начнет выправляться и задача наведения порядка, перехода к сервисной модели в ИТ вновь станет актуальной.

Показательно в связи с этим мнение ИТ-директора регионального банка, где первоочередным считается обеспечение бизнеса конкурентоспособными услугами, а на втором месте — повышение управляемости за счет более полного и быстрого анализа и контроля.

10 трендов аутсорсинга (по данным международной ассоциации профессионалов аутсорсинга, IAOP)

  1. Многие отложенные в кризис аутсорсинговые контракты получают «зеленый свет».
  2. Меняются взгляды заказчиков на ценность аутсорсинга: растет ориентация на рост и гибкость бизнеса, а не на снижение стоимости услуг.
  3. В условиях продолжающейся неопределенности большую важность приобретает уменьшение срока и возможность быстрого выхода из аутсорсингового контракта.
  4. Экономическая неопределенность, изменения курсов валют и т. п. ведут к консолидации и укрупнению поставщиков услуг (например, сделки EDS-HP, Perrot-Dell, ASC-Xerox).
  5. Рост потребности в профессионалах аутсорсинга, особенно в развивающихся странах, и, как следствие, рост их зарплат.
  6. Расширение географии и появление новых аутсорсинговых центров. Страны Центральной и Южной Америки, а также Азии и Восточной Европы постепенно начинают теснить традиционного лидера — Индию.
  7. Вследствие появления новых центров аутсорсинга возрастает конкуренция поставщиков услуг. Лидеры роста, особенно страны БРИК, испытывают возрастающую потребность в дифференциации через профессиональную сертификацию на уровне специалистов и управленцев.
  8. Новые технологии SaaS и облачные вычисления радикально поменяют способы продажи, приобретения и доставки услуг аутсорсинга, что приведет к увеличению гибкости доставки услуг и поможет поставщикам и заказчикам еще больше оптимизировать свои взаимоотношения.
  9. Повышение социальной ответственности в сфере аутсорсинга в части организации качественного обслуживания и улучшения бизнес-практик, включая вопросы защиты персональных данных.
  10. Возрастание регулирования отрасли и потребность большего соответствия законодательству. Можно ожидать введения дополнительных ограничений, особенно на передачу за границу работ и информации.

В «Адамасе» ставят на первое место развитие аналитических систем: корпоративного хранилища и отчетности на его основе. «Полтора года назад мы внедрили Cognos BI, не меньше года ушло на изменение парадигмы работы с отчетностью в умах пользователей», — рассказывает Сергей Адмиральский. Процесс этот, по его словам, шел эволюционным путем, без грозных приказов «с завтрашнего дня». Сотрудники службы ИТ помогали освоить непростые механизмы персонально каждому сотруднику, имеющему склонность к работе с данными, постепенно сформировалась группа ключевых пользователей и с какого-то момента произошел перелом — из хранилища стала формироваться не только вся новая отчетность компании, но также и старая, отработанная годами и вроде бы не требующая затрат на формирование. «Сейчас этот процесс требует уже не столько развития, сколько поддержания», — замечает Адмиральский.

Стремление вывести аналитику на ранее недостижимый уровень, сделать ее действительным инструментом принятия бизнес-решений — это действительно тренд, причем он практически не зависит от отрасли. Разговоры об этом ведутся уже несколько лет, но лишь в последние год-полтора, похоже, клиенты стали ставить на развитии аналитических не гриф «хорошо бы когда-нибудь», а гриф «срочно». Конечно, свою роль сыграл и кризис, но, наверное, все же в большей степени просто сказывается рост сложности и объемов самого бизнеса.

Закупки оборудования по-прежнему остаются для одних участников рынка статьей расходов, для других — основой оборота. По-прежнему львиную долю дохода подрядчикам дает аппаратное обеспечение. Иллюстрацией устойчивого традиционного подхода может служить такая «машиностроительная» цитата: «Вообще ничего не передаем внешним исполнителям. На уровне политики самим всё велено делать. Так, разовые консультации в 0,1% объема всех денег на закупки. Для прокладки оптоволокна только внешних привлекаем, но это немного». Зато закупок планируется порядочно.

На вопрос, какие инфраструктурные проблемы на вашем предприятии требуется решить, ИТ-директор машиностроительного завода отвечает так: «Надо бы отказоустойчивость СУБД повысить и ее дисковые объемы нарастить, надо бы автоматизированную балансировку нагрузки для среды виртуализации сделать, да и мощность среды поднарастить как по дискам, так и по мощности. Затем надо бы в среде резервного копирования дисковые мощности расширить. Сеть к Интернету подключить и защиту обеспечить. И вообще, надо бы что-то с безопасностью еще поделать. LanDesk что ли купить? Плюс линий связи дополнительных надо бы проложить, но в этом году, пожалуй, хорошо бы сначала с внешними площадками разобраться, с оптоволокном, а с внутренними линиями, наверное, пару лет еще потерпит». Так что можно сколько угодно подтрунивать над различными аналитиками, дающими «странные» прогнозы, но что спрос на дисковые массивы и безопасность расти будет — это, видимо, факт.

Другой тренд — виртуализация как реальность и ставший стандартным инструмент борьбы за производительность и эффективность. Алексей Комков: «В 2010 г. мы перешли на блейд-сервер с одновременной виртуализацией, тем самым сократив количество серверов с 90 до 20 и серьезно повысив эффективность администраторов и надежность инфраструктуры». Страховая группа «МСК» в следующем году переезжает в новый офис на 700 человек, в этой связи пройдет коренная модернизация инфраструктуры.

Московский банк планирует обновление серверного оборудования, расширение региональных каналов связи. Масштабную модернизацию инфраструктуры намечает федеральная торговая сеть. А вот уральский банк все уже купил в этом году, и следующий шаг планирует только через два года. Примечательно, что циклы обновления «железа» очень индивидуальны: федеральный страховщик намерен в будущем году обновлять рабочие места для развития розничной сети. Кому-то из ИТ-компаний очень повезет с поставкой во все регионы страны и практически в каждый небольшой городок.

Комментарии вендоров

Узнав мнения ряда заказчиков о том, какие задачи для них будут наиболее актуальны в 2011 г. и соответственно какие продукты, решения и услуги будут ими наиболее востребованы, мы попросили вендоров рассказать о том, какие бизнес-задачи, актуальные для российских клиентов, решает их оборудование.

Василий Демин, ведущий эксперт в области Lotus, IBM R/CIS: «Программное обеспечение IBM Lotus помогает нашим заказчикам решать две главные задачи: повышать эффективность работы сотрудников через совместную работу и повышать качество сервисов и продуктов заказчиков.

Ряд технологий, реализованных в программных продуктах IBM (портальные технологии, Rich Client, почта, библиотеки разделяемого контента, Sametime, унифицированные коммуникации, технология определения присутствия), помогают повысить эффективность совместной работы сотрудников внутри компании-заказчика: обеспечить разделение документов, предоставление универсальных рабочих мест или универсального доступа к приложениям. Например, технологии Rich Client позволяют организовать совместную работу в контексте бизнес-процессов — доступ из единого интерфейса к средствам совместной работы и бизнес-приложениям. Решения IBM Forms обеспечивают автоматизацию бумажных процессов — это электронные формы, которые являются заменой стандартных бумажных документов и форм и позволяют использовать их как компонент автоматизированного бизнес-процесса.

Повышение эффективности взаимодействия с клиентами наших заказчиков — технологии с общим названием „исключительное веб-мастерство“. Здесь мы следуем трем основным приоритетным тенденциям, которые были отмечены в опросе СЕО в 2010 г. (опрошены 1,7 тыс. генеральных директоров компаний, в том числе порядка 70 из России): улучшать качество обслуживания заказчиков, добиваться лучшего понимания заказчика через совместную работу с ним, использование „информационного взрыва“, позволяющего выделять голос заказчика из всего огромного потока информации».

Олег Становов, генеральный директор ООО «Клорайд Рус»: «Выбирая ту или иную инженерную систему, в том числе систему бесперебойного электроснабжения, заказчик фактически покупает страховку, обещающую непрерывность работы его бизнеса, сохранение наиболее ценного оборудования либо сохранение информации, что в современном мире является критичным. По моему мнению, выбирая оборудование Chloride, заказчик получает возможность решить вышеуказанные задачи по оптимальной цене и с максимальным уровнем надежности. При этом за счет непревзойденных показателей эффективности заказчик получает возможность существенно снизить общую стоимость владения системой плюс приобретает гибкое и масштабируемое решение, способное „расти“ вместе с потребностями заказчика и эффективно решать его бизнес-задачи в течение долгих лет».

Андреас Лоренц, Regional Sales Director CEE & CIS AOC International (Europe) GmbH: «Сейчас самое время оглянуться назад и посмотреть, что произошло в 2010 г. Для АОС завершающийся год связан с большими успехами на российском рынке. Объемы продаж наших мониторов растут быстрее рынка и быстрее других брендов.

Что позволяет нам оказать помощь нашим партнерам в решении проблем, то это наше стремление предложить им тот продукт, который сможет полностью удовлетворить их потребности и при этом будет качественным, красивым и по разумным ценам».

Александр Назарьев, директор департамента дистрибуции малой офисной техники «Xerox Россия»: «Организация эффективного документооборота — одна из насущных для российских заказчиков задач, ведь он является неотъемлемой частью подавляющего числа бизнес-процессов. Оперативное производство документов, их высокое качество, удобство работы с печатной техникой могут оказывать непосредственное влияние на конечный бизнес-результат. Решения Xerox разработаны с целью наиболее полного удовлетворения потребностей заказчиков в организации документооборота, в том числе их специфических пожеланий, связанных с особенностями тех или иных горизонтальных и вертикальных сегментов рынка. Второй, но не менее важной бизнес-задачей, которую мы помогаем решать нашим заказчикам, является снижение затрат. Мы постоянно работаем над совершенствованием технологий, чтобы обеспечивать максимально низкую стоимость печати и суммарного владения аппаратами, разрабатываем дополнительные программные комплексы, позволяющие контролировать и оптимизировать затраты на печать».

Максим Прохоров, инженер поддержки продаж, NEC Display Solutions Europe GmbH: «Совсем недавно мы вывели на рынок новую линейку DLP-проекторов серии U. Отличительной особенностью этой серии является возможность проецирования больших изображений с очень коротких расстояний. Проектор может быть подключен к любому источнику, даже к медиаплееру с цифровым выходом HDMI, а встроенные колонки позволят избежать затрат на оснащение помещений акустическими системами. Технология DLP позволяет данным проекторам отображать 3D-контент. Это предполагает активное использование таких проекторов, например, в строительных и архитектурных организациях, где обсуждение того или иного проекта можно проводить наглядно на 3D-моделях. При этом нет необходимости арендовать большой зал с 3D-проектором. Вместо этого любая организация теперь может оборудовать даже небольшую переговорную комнату своим собственным 3D-проектором».

Евгений Аверкиев, менеджер проектов управления по рынку ИТ (APC by Schneider Electric) корпорации «Шнейдер Электрик»: «Одна из часто встречающихся бизнес-ситуаций у российских заказчиков это расширение бизнеса или новый проект с нуля, что может потребовать решения бизнес-задачи по привлечению потенциальных инвесторов.

Это весьма ответственная и деликатная задача, и ее обязательной составной частью является минимизация собственных средств заказчика и средств инвестора, сокращение срока окупаемости, сокращение затрат по сопровождению в будущем и дивиденды инвестора и заказчика.

На пути к экономической эффективности заказчик постоянно сталкивается с решением таких вопросов, как:

  • наличие неполных, а иногда и неверных исходных данных или перегруженность лишними или эмоционально окрашенными данными, имеющимися у инвестора и руководства заказчика;
  • инвариантность комплексного технического решения и необходимость его оптимизации в сжатые сроки для конкретных условий и ограничений, оперативных консультаций всех заинтересованных сторон;
  • необходимость разработки комплексного, конкурентоспособного, технически законченного предложения, разработки технического задания и рабочей документации.

Большой опыт работы корпорации Schneider Electric на рынке России и стран СНГ, широкая номенклатура оборудования, глобальная сервисная сеть с поддержкой SLA, профессионализм персонала и партнеров позволят заказчикам с успехом решить задачу привлечения инвесторов для развития бизнеса в таких ключевых сегментах рынка, как гражданское и жилищное строительство, промышленность, энергетика, инфраструктура, центры обработки данных и сети».

Отношения с поставщиками

«Если бы услуги внешних подрядчиков по выполнению различных работ были бы дешевле в 2–5 раза, то почему бы не попытаться ребят привлечь? Башковитые люди среди них периодически встречаются». Это мнение ИТ-директора машиностроительного завода ясно демонстрирует перспективы развития рынка ИТ-услуг в регионах. Поставки — да, от них никуда не деться, но услуги — увы. О заметном росте спроса на них речь идти пока не может. Но и цены на ПО и оборудование тоже не устраивают: «Системы и сети хранения данных, на мой взгляд, неоправданно дороги. Было бы подешевле — конечно шире бы их использовали, не занимались бы дурью всякой с этими дисковыми мощностями...»

Конечно, проще всего считать такого консервативного ИТ-директора печальным исключением. Ничуть не бывало! Судя по всему, это скорее правило. ИТ-директор московского банка: «Планируем использование внешних подрядчиков только на некритичных направлениях. Это составляет 10% затрат на ИТ сейчас и в следующем году».

Конечно, положение не везде одинаково. Сергей Адмиральский: «С внешними ИТ-подрядчиками мы работаем, но доля этих работ невелика, если не принимать в расчет услуги связи и доступа в Интернет. На внешнем подряде у нас обслуживание центральной АТС и тяжелой множительной техники, у Google покупаем услугу фильтрации входящей почты от вирусов и спама, есть также работающие на подряде программисты».

Федеральная торговая сеть отдает подрядчикам примерно 40% работ, в основном разработку приложений.

Уральский банк: «В каждом проекте развития участвуют как банковские ИТ-специалисты, так и внешние компании. Распределение ролей зависит от проекта. В крупных проектах ведущую роль играют внешние специалисты. Текущая поддержка в большей степени лежит на специалистах банка».

Федеральная страховая компания половину всех работ отдает внешним исполнителям.

Такое неравномерное распределение работ существует годами, и далеко не новость. Интересно, будет ли меняться положение.

Похоже, что изменения действительно на подходе, имеется в виду — заметные изменения, перераспределение бюджетов на услуги между внутренними и внешними исполнителями. Сергей Адмиральский: «Сейчас готовим к заключению контракт с провайдером федерального уровня для обслуживания оргтехники в региональной розничной сети и прорабатываем проект передачи на подряд офисной печати как услуги с оплатой за лист. Ровно через год нам предстоит замена основного сервера учетной системы, планируем купить его уже не в „железе“, а в виде услуги стороннего дата-центра по предоставлению требуемой мощности „облачного“ типа».

Алексей Комков: «Мы уже передали на аутсорсинг печать, поддержку ИС TIA, SAP, новые системы внедряются только с привлечением подрядчика. В 2011 г. будут заказаны SaaS-сервисы по взаимодействию с подрядчиками, клиентами. Также уже переданы на внешнюю поддержку аудит и сервис по БД Oracle». Реальный спрос на аутсорсинг растет.

На прошедшем в Москве в конце ноября форуме НП «АСТРА», посвященном анализу рынка аутсорсинга, обсуждались международные тренды. Аналитики in4media прогнозируют рост объема российского рынка до 1,1 млрд. долл. в текущем году. Показатель 2009 г., по их же данным, — 900 млн. долл. Наиболее приоритетным для поставщиков направлением названо расширение/трансформация портфеля услуг. Самая популярная услуга — разработка ПО. При этом фактором, влияющим на развитие рынка позитивно, названа оптимизация расходов, а негативным фактором — неготовность, неосведомленность заказчиков.

С этим последним тезисом трудно согласиться, и сам форум НП «АСТРА» это наглядно показал. Осведомленности хватает, но ИТ-директорам требуется ИТ как сервис, предсказуемый и с гарантированным качеством, и они прямо говорят о том, что такого пока нет, предложение услуг недостаточно и цены неадекватны. Алексей Комков: «Нужна поддержка инфраструктуры и пользователей, а пока экономика не в пользу аутсорсеров».

Но тем не менее впервые за несколько лет появляются реальные сдвиги: больше дата-центров, сильнее конкуренция между ними. Вендоры, в частности HP, говорят о проектах развертывания небольших и относительно недорогих стандартных дата-центров в регионах и использовании местных ИТ-компаний для их обслуживания. Растет число SaaS-проектов, хотя бы для простых приложений. Расширяется предложение услуг. На форуме «АСТРА» о них говорили как о «молодой зеленой травке», проросшей на фоне кризиса и резкого падения спроса на ИТ, об услугах по разумным ценам от относительно мелких компаний-новичков. Было высказано предположение, что еще немного, и эта новая поросль поменяет рынок услуг. Если, конечно, спрос на ИТ не вырастет так резко, что о повышении эффективности снова позабудут...


Версия для печати (без изображений)