Аналитики называют «информационным взрывом» стремительный рост объема данных, подлежащих хранению. Это, естественно, требует увеличения количества и емкости накопителей. О том, как сейчас развивается российский рынок жестких дисков (ЖД) и твердотельных накопителей (ТТН), рассказывают его участники — представители компаний-вендоров, дистрибьюторов и производителей компьютеров.

Лидеры продаж — ЖД для настольных ПК

IDC утверждает, что к концу текущего десятилетия, в 2020 г., объем нашей «цифровой вселенной» будет в 44 раза больше, чем сейчас, и составит около 35 зеттабайт* данных. Причем свыше 80% этой информации будет создаваться конечными пользователями. Всю эту информацию нужно хранить.

Пока основные средства для записи и хранения цифровых данных — это ЖД и сравнительно недавно появившиеся на рынке ТТН на базе флэш-памяти. Какие виды ЖД в 2010 г. в наибольшем объеме продавались на российском ИТ-рынке? Вот что на этот вопрос отвечают вендоры.

«Первыми по объемам поставок идут ЖД для настольных ПК, именно они составляют основу бизнеса WD в России и на их долю приходится более 65% поставок», — говорит Александр Алексеев, глава российского представительства WD. Стоит сказать, что в 2010 г. в России WD по количеству проданных ЖД для настольных ПК опередила своего основного конкурента — Seagate.

Максим Фролов, директор Seagate по продажам в России и СНГ, отвечает на поставленный вопрос так: «В 2010 г. рост рынка ЖД был выше запланированного, что, на наш взгляд, стало следствием отложенного спроса. Так, продажи 3,5-дюйм ЖД для настольных ПК, которые традиционно составляют основу нашего бизнеса в России, увеличились на 25% по сравнению с 2009 г. Впрочем, настоящий сюрприз преподнес сегмент ЖД для ноутбуков и мобильных систем — его рост за год составил более 50%, что, на наш взгляд, связано с модернизацией внушительного числа ноутбуков, проданных в предыдущие годы».

С ними согласен Илья Ключников, менеджер по каналу продаж продуктов Hitachi GST: «Жесткие диски для настольных ПК заняли основную долю поставок. Российский рынок 2,5-дюйм ЖД для ноутбуков небольшой по сравнению с общеевропейским и рынками других регионов мира, поставки этих дисков здесь были значительно меньше».

Мнение вендоров разделяют их дистрибьюторы. Так, по словам Дмитрия Клешнина, вице-президента компании OCS, в канале его компании большим спросом пользовались ЖД для настольных ПК и внешние диски, потом уже шли диски для серверов и ноутбуков. Александр Будилов, директор по продажам и маркетингу ELKO Moscow, приводит такие данные: «В 2010 г. основой нашего бизнеса по накопителям были ЖД для настольных ПК, которые составили около 75% как в денежном, так и в количественном выражении». В компании NetLab, по словам менеджера по продукции Александра Борисова, в прошлом году продажи внутренних ЖД выросли на 28% в количественном выражении, причем более 95% составили ЖД для настольных ПК, остальные 5% — накопители для ноутбуков и серверов.

Наши собеседники указывают различные причины «лидерства» ЖД для настольных ПК. Максим Фролов считает, что основная причина кроется в структуре российского рынка, где практически отсутствует сборка ноутбуков, а локальное производство серверов и СХД мало. Александр Борисов говорит, что домашний компьютер выступает в роли мультимедийного центра и банка данных, поэтому для пользователей важно иметь ПК, укомплектованный емким (до 2 Тбайт) современным ЖД: «Ведь большинство владельцев ноутбуков использует их как мобильное средство обработки данных, а не в качестве хранилища информации. К тому же максимальный объем ЖД для ноутбуков составляет 1 Тбайт, да и они стали доступны российским пользователям только в конце 2010 г. и пока достаточно дороги».

Это мнение разделяет Лариса Гордиенко, PR-менеджер компании MERLION, обращающая внимание на то, что ноутбуки выпускаются с уже установленными ЖД, тогда как российские пользователи часто сами либо собирают настольные ПК, либо модернизируют их. «Больше всего в 2010 г. MERLION продала (в штучном выражении) ЖД для настольных ПК. Продажи ЖД для серверов — это растущее направление в бизнесе нашей компании, но пока объемы продаж ЖД для ПК существенно выше поставок дисков для серверов», — говорит она.

В свою очередь Игорь Никоноров, менеджер компании «Технотрейд» по продажам накопителей Hitachi GST, считает, что рынок настольных ПК в России все еще очень активен потому, что пользователи непрерывно модернизируют свои компьютеры, что намного проще модернизации ноутбуков. Хотя он согласен с тем, что рынок мобильных и серверных ЖД растет быстрее рынка дисков для настольных ПК.

Когда объем имеет значение

Какие ЖД используют российские сборщики компьютеров?

Алексей Алексеев, директор по маркетингу компании R-Style Computers, утверждает, что ЖД для ПК с интерфейсом SATA «держат лидерство», и обращает внимание на то, что больше всего продается компьютеров с ЖД емкостью 250–320 Гбайт — сейчас это по сути минимальный объем. Диски для серверов с интерфейсом SATA также пользуются хорошим спросом, однако при этом клиенты предпочитают покупать диски максимальной емкости объемом до 2 Тбайт.

По данным Леонида Сальникова, директора по маркетингу USN Computers, в его компании соотношение такое: диски для ПК USN — 80%, для серверов USN Zeus — примерно 20%. Его компания, добавляет он, выступающая на рынке также как оптовый игрок, зафиксировала в 2010 г. рост продаж ЖД на 24% по сравнению с 2009 г. Кроме того, постоянно растет спрос корпоративных клиентов на ЖД все большего объема.

Леонид Сальников подчеркивает, что в 2010 г. количество выпущенных его компанией ПК с дисками объемом 1 Тбайт увеличилось на 30%: «Подобные решения пользуются повышенным спросом у домашних пользователей. Но и продажи офисных настольных систем с ЖД объемом 500 Гбайт также выросли в 1,5 раза по сравнению с 2009 г. Эти изменения обусловлены постоянным увеличением доли мультимедиа-контента, накоплением больших массивов данных, которые нужно хранить».

«Мы согласны с аналитиками в оценке роста потребностей в хранении информации, причем развитие технологий не всегда успевает за этим ростом», — заявляет Алексей Чебатко, менеджер по маркетингу WEXLER, поясняя это примером из практики своей компании. Если несколько лет назад для удовлетворения запросов клиентов можно было просто установить в систему диск большего объема, то сейчас, когда емкость ЖД достигла 3 Тбайт, все равно приходится увеличивать количество дисков. «Так, в 2010 г. заметно выросли продажи СХД с 12–16 дисками, хотя раньше многим клиентам для хранения необходимой информации хватало 8 дисков. Сейчас в большинстве серверов и СХД мы используем 3,5-дюйм ЖД с интерфейсом SATA емкостью 1–2 Tбайт, адаптированные для применения в RAID-массивах. ПК чаще всего комплектуем дисками объемом по 1 Тбайт», — говорит он.

Александр Савельев, менеджер по продукции компании «Аквариус», разделяет это мнение: «Что касается накопителей для ПК, то отчетливо прослеживается тенденция к увеличению емкости ЖД, и 2010 г. не стал исключением: наибольшей популярностью пользовались ЖД емкостью 320–500 Гбайт, но мы отметили значительно повышение интереса к дискам объемом 1 Тбайт. Это обусловлено не только необходимостью хранить больше данных, но и достаточно серьезным снижением цен на единицу емкости ЖД».

Тенденцию к росту емкости приобретаемых пользователями ЖД отмечает Игорь Никоноров: «Лидерство по количеству проданных накопителей Hitachi GST для настольных ПК захватили модели емкостью 500 Гбайт — 1 Тбайт. Спрос на ЖД объемом 250–320 Гбайт упал, и их доля в общих продажах существенно сократилась».

Сходную картину рисует и Сергей Харитоненко, менеджер по продажам ЖД компании «Тринити Электроникс»: «В 2010 г. основную долю накопителей для настольных ПК в нашем канале составляли диски емкостью 500 Гбайт, но при этом продавались и устройства емкостью 1 Тбайт. Среди накопителей для ноутбуков наибольшим спросом пользовались ЖД объемом 320–500 Гбайт, но с явным смещением в сторону накопителей 500 Гбайт к концу года».

Как известно, еще три года назад вендоры, стремясь увеличить емкость накопителей, перешли на технологию «перпендикулярной» записи данных на пластины ЖД, что позволило достаточно быстро освоить производство дисков емкостью 1–2 Тбайт. В июне 2010 г. Seagate, а в октябре WD объявили о выпуске ЖД емкостью 3 Тбайт. В январе текущего года начало поставок дисков такой емкости анонсировала и Hitachi GST.

Казалось бы, индустрия стремится удовлетворить растущий спрос на большую емкость. Но оказывается, что при использовании в ПК накопителей повышенной емкости возникают технологические проблемы совместимости как с аппаратурой, так и с ОС. Например, компьютер с Windows XP, в среде которой в настоящее время работает более 55% всех пользователей Интернета в мире, просто «не увидит» на диске данных объемом свыше 2,19 Тбайт.

Именно поэтому, как объясняет Максим Фролов, Seagate поставляет часть ЖД емкостью 3 Тбайт своим ОЕМ-партнерам, например HP и IBM, которые формируют в компьютерах программно-аппаратную среду, позволяющую использовать всю емкость накопителей, а другую часть использует для выпуска внешних ЖД, в которых специальные контроллеры также позволяют использовать все дисковое пространство. Поэтому внешние ЖД емкостью 3 Тбайт начали продаваться на российском рынке еще летом 2010 г. «Пока диски 1,5–2 Тбайт для установки в настольные ПК не вышли в лидеры продаж, мы не видим причин для спешки с продвижением ЖД емкостью 3 Тбайт. Они появятся в России в I квартале 2011 г. Но это продукт для энтузиастов, для массового пользователя и канала он пока неактуален», — поясняет позицию вендора Максим Фролов.

ЖД в «облаках»?

В последние годы все более модной становится тема построения «облачных» инфраструктур ИТ. При этом подразумевается, что «публичные облака», создаваемые поставщиками ИТ-услуг, смогут хранить всю необходимую информацию пользователей. Для этого потребуется значительное увеличение емкости СХД и серверов, составляющих основу «облачной» инфраструктуры, а значит, должно расти и число используемых в них накопителей.

«Говорить о каком-либо внушительном росте поставок ЖД для серверов и СХД в связи с построением „облаков“ российскими компаниями пока рано, хотя тенденция развития этого направления четко прослеживается. Основное устройство для подобных проектов — диски класса nearline, т. е. ЖД большой емкости с интерфейсом SATA, которые в мировом масштабе демонстрируют впечатляющий рост», — говорит Максим Фролов.

Без большого оптимизма оценивает влияние «облачных» технологий на наш рынок и Александр Алексеев: «„Облака“ — это интересно и перспективно, но мы не отмечаем большого спроса на накопители для серверов и CХД. Бизнес довольно консервативен и не готов массово доверять хранение своих данных посторонним». С ним согласен Дмитрий Штыров, менеджер по продукции компании NetLab, по мнению которого построение «облаков» в России остается «модной темой», еще далекой от реального воплощения.

Как отмечает Илья Ключников, Hitachi GST, которая удерживает на российском рынке второе место по поставкам ЖД для серверов и СХД, не зафиксировала увеличения спроса на эти виды накопителей свыше ожидаемых 20%.

В прошлом году OCS, по словам Дмитрия Клешнина, поставила на 80% больше СХД, чем в 2009 г., но прямой зависимости между увеличением отгрузок СХД и ростом продаж ЖД не наблюдается. Это могло бы произойти, если бы российские сборщики приступили к массовым поставкам таких систем, но пока здесь доминируют поставляющие готовые системы зарубежные производители, поясняет он.

Как считает Сергей Харитоненко, основными потребителями серверных ЖД в «облачных» решениях являются такие проекты, как Mail.ru, Yandex, Rambler, «Одноклассники», которые наращивают свою серверную инфраструктуру в классическом варианте, докупая готовые системы. Кроме того, по его мнению, далекие от инноваций ведомства в своих внутренних корпоративных проектах также используют консервативные решения: продажи серверных накопителей растут, но бума нет.

В то же время Алексей Чебатко отмечает ряд факторов, которые способствовали росту спроса на ЖД для серверов и СХД: «Во-первых, на рынке заметно значительное оживление после кризиса 2008–2009 гг. Во-вторых, руководители ИТ-служб, которые сократили издержки в 2009 г., задумались о модернизации парка серверов и СХД в 2010 г. Так как рост информационной базы напоминает растущий из года в год снежный ком, то потребности бизнеса вынудили их увеличивать объемы дискового пространства. В результате количество дисков, поставляемых нашей компанией, за год увеличилось более чем на 60%».

Как уже отмечалось, наряду с ростом числа серверных ЖД повышаются и требования к их емкости. Так, по данным Леонида Сальникова, в 2010 г. средний объем дисков, используемых в серверах USN Computers, удвоился. К концу года продажи накопителей со скоростным интерфейсом SAS сместились в сторону ЖД наибольшей емкости 300 Гбайт. В 2010 г. как отдельная категория появились ЖД, сочетающие надежность серверных дисков с емкостью дисков для ПК (диски nearline), которые пользуются сейчас наибольшим спросом как в сегменте серверов начального уровня, так и в СХД. По его мнению, благодаря развитию технологий кэширования данных в ближайшем будущем на авансцену выйдут ТТН.

Дистрибьюторы также отмечают рост спроса в 2010 г. на накопители для серверов и СХД. Так, в ELKO Moscow зафиксирован рост спроса на серверные ЖД более чем в 3 раза (Александр Будилов); в «Технотрейд» весь прошлый год спрос на эти ЖД увеличивался на 50–100% в квартал (Игорь Никоноров); в MERLION рост продаж (в штуках) ЖД для серверов и СХД опережал (впрочем, не первый год) рост рынка ЖД в целом, причем увеличивалась также емкость дисков, используемых в серверах и СХД; суммарная емкость проданных накопителей выросла в разы (Лариса Гордиенко).

Хранить не внутри, а снаружи

По мнению вендоров, технологические проблемы, связанные со встраиванием в ПК ЖД емкостью более 2,2 Тбайт, можно решить, используя внешние накопители (ВН). «Пионером» в поставках в Россию ВН была компания WD, занявшая лидирующие позиции в этом сегменте. За последние годы WD, а затем Seagate, Hitachi GST и Toshiba представили нашим потребителям как мобильные ВН, так и стационарные для архивирования и резервирования данных на настольных ПК.

«Сегмент ВН растет, сейчас он занимает примерно 20% объема продаж встраиваемых в ПК накопителей. Наиболее востребованы мобильные устройства WD My Passport, доля которых в наших продажах составила 65% против 35% устройств WD My Book для настольных ПК», — говорит Александр Алексеев. Пользователи предпочитают мобильные ВН потому, что они меньше, более удобны и дешевле стационарных накопителей WD My Book, которые, правда, обладают большей емкостью, полагает Алексеев.

Hitachi GST, напоминает Илья Ключников, 2010 г. представила на нашем рынке две новые серии ВН — X drives емкостью до 2 Тбайт и LifeStudio, обеспечивающие два уровня резервного копирования (локально и online). Он также считает, что в России, как и во всем мире, пользователи выбирают мобильные внешние ЖД, которые выступают и как устройства резервного копирования, и как мобильная система хранения.

По словам Максима Фролова, в 2010 г. ВН составляли 16% общего объема продаж Seagate в России: «В 2010 г. внешние ЖД заняли большую долю нашего бизнеса по сравнению с 2009 г., причем около 70% продаж составили мобильные ВН. Дело в том, что необходимость расширения пространства хранения данных гораздо острее ощущают владельцы ноутбуков (или нетбуков), нежели те, кто пользуется настольными ПК».

В «Тринити Электроникс», по словам Сергея Харитоненко, продажи ВН достигают 20–25% от числа проданных ЖД для ПК, причем мобильных ВН поставляется в три раза больше, чем внешних накопителей к настольным ПК: «Как правило, люди, планирующие работу с большим объемом информации, изначально закладывают в компьютер возможность использования внутренних дисков большого объема (1–3 Тбайт) и редко прибегают к использованию ВН», — считает он.

Растущий спрос на внешние ЖД подтверждает и Игорь Никоноров. По его словам, компания «Технотрейд» начала продавать ВН Hitachi GST только в конце III квартала 2010 г., но уже в IV квартале их доля составила примерно 10% продаж всех ЖД этого вендора. «Доля ВН (в штуках) в продажах MERLION — порядка 20%, из них 90% — это мобильные ВН», — отмечает Лариса Гордиенко. По словам Дмитрия Зинченко, менеджера по продукции NetLab, в канале его компании доля внешних накопителей не превышает 13% общего объема продаж ЖД, но за счет существенного расширения ассортимента и снижения цен в 2010 г. продажи ВН в штуках увеличились на 90% по сравнению с 2009 г.

В компании OCS в прошлом году продажи ВН выросли в 3 раза по сравнению с 2009 г., сообщает Дмитрий Клешнин. «Нам помог, во-первых, общий растущий спрос на эту продукцию со стороны пользователей, во-вторых, то, что мы начали активно продвигать внешние диски ASUS и Iomega, которые оказались весьма удачными и широко востребованы рынком».

Твердотельные накопители делают первые шаги

В 2010 г. Seagate выпустила «гибридный» диск для ноутбуков Momentus XT, в котором совместила классический ЖД с ТТН, что позволило существенно ускорить загрузку ОС и приложений на мобильных ПК. В прошлом году Seagate начала продажи Momentus XT в России, но, как говорит Максим Фролов, «бума» пока нет, ведь необходимо время, чтобы достичь определенного уровня узнаваемости и популярности нового продукта у конечных пользователей.

Momentus XT стал для пользователей ноутбуков «промежуточным» шагом для перехода к использованию полноценных ТТН, например таких, как накопители Pulsar, которые Seagate также выпустила, но на нашем рынке не продает, а поставляет только ОЕМ-партнерам. «Они имеют здесь определенный спрос, но настолько мизерный, что мы полагаем преждевременным начинать массовые поставки ТТН для потребителей», — объясняет Максим Фролов.

В декабре 2010 г. Hitachi GST анонсировала свой ТТН Ultrastar SSD400S, однако, как говорит Илья Ключников, он предназначен в первую очередь для серверов, где позволяет почти в 100 раз повысить скорость выполнения операций ввода/вывода и производительность при обработке приложений.

Александр Алексеев, глава представительства WD, имеющей в своем ассортименте ТТН как для серверов, так и для настольных ПК и ноутбуков, также считает, что пока этот сегмент рынка в России не развит: «Причина — весьма высокие цены ТТН, и пока эти накопители не станут сопоставимы с классическим ЖД по удельной стоимости хранения гигабайта данных, пользовательские ТТН будут оставаться нишевым продуктом».

Иного мнения придерживаются в Intel, Kingston и A-Data — они продают свои ТТН на российском рынке. По словам Дмитрия Летичевского, менеджера по внедрению продукции Intel в России и СНГ, компания поставляет ТТН как для серверов и рабочих станций, так и для домашних ПК и мобильных компьютеров: «Наши ТТН можно приобрести как в составе готовых систем, так и у розничных продавцов и интегрировать их самостоятельно в состав ПК».

Кевин Ву, вице-президент компании Kingston, говорит, что его компания начала выпуск ТТН в 2009 г., и, по предварительным оценкам, их доля на российском рынке в 2010 г. составила свыше 50%. «Эти накопители имеют более высокую стоимость по сравнению с традиционными ЖД и в основном используются для загрузки ОС в компьютерах энтузиастов, которые хотят увеличить производительность своих ПК».

OCS поставляет в Россию TTH Kingston для всех видов систем: серверов, СХД, мобильных и настольных ПК. Как утверждает Дмитрий Клешнин, с начала 2010 г. отгрузки TTH выросли в несколько раз, при этом стоимость их снизилась примерно на 15%: «Дальнейшие перспективы роста продаж ТТН напрямую связаны с ценой — чем быстрее она станет сопоставимой с ценой обычных ЖД, тем быстрее ТТН займут заметную долю рынка».

По словам Сергея Харитоненко, вендоры только начинают делать первые шаги к снижению стоимости ТТН для серверов: «Один серверный ТТН стоит от тысяч до десятков тысяч долларов в зависимости от емкости, и рассматривать продажи таких накопителей в 2011 г. можно только как эксклюзив».

Добавила ТТН в свой портфель и компания MERLION. «Если в 2009 г. производители лишь нащупывали почву, то в 2010 г. спрос на их продукцию существенно вырос. Ввиду перспективности этой товарной группы с 2010 г. MERLION уделяет ей большее внимание», — объясняет Лариса Гордиенко.

ELKO Moscow продает ТТН Intel и Kingston. По словам Александра Будилова, эти накопители в основном используются в ноутбуках и настольных ПК и в меньшей степени в серверах, поскольку применяются для ускорения обработки узкоспециализированных задач.

По мнению Алексея Алексеева, в массовых изделиях ТТН практически не встречаются: «Лидирует сектор HPC (высокопроизводительные вычисления), так как здесь даже небольшое увеличение производительности и снижение энергопотребления дает существенный экономический эффект. В остальных нишах — единичные продажи для энтузиастов». С ним согласен Александр Савельев: в 2010 г. компания «Аквариус» использовала в своих решениях ТТН, однако цена таких накопителей все еще достаточно велика.

Алексей Чебатко также считает, что пока ТТН — это удел энтузиастов и продвинутых пользователей. Поэтому, несмотря на высокие показатели производительности, спрос на ТТН в России невелик: «Массового перехода на ТТН не будет до тех пор, пока соотношение стоимости хранения 1 Гбайт данных не достигнет значений, сравнимых хотя бы с дорогими серверными ЖД с интерфейсом Fibre Channel».

Хорошие перспективы

Основой роста продаж ЖД и ТТН, как подчеркивает Илья Ключников, остается взрывной рост подлежащих хранению цифровых данных как у индивидуальных пользователей, так и в корпоративном сегменте.

С ним согласен Александр Алексеев: в 2011 г. рост продаж как встраиваемых, так и внешних ЖД продолжится: «С увеличением пропускной способности интернет-каналов растут и объемы скачиваемой информации — прежде всего аудиовидеоконтента, и, следовательно, возрастает потребность в накопителях как части „цифрового дома“. Всеобщий переход с настольных решений на мобильные, когда хранение данных становится крайне актуальным, приведет к ускоренному росту рынка ВН — в мире он увеличивается на 17–18% в год, но в России этот показатель будет еще выше».

«В 2010 г. потребности в хранении данных у наших заказчиков по сравнению с 2009 г. увеличились минимум вдвое. И есть уверенность, что данная тенденция сохранится в 2011 г. Наши клиенты, в частности крупные провайдеры и компании, предоставляющие услуги хостинга, видя потребности своих пользователей, тоже готовы к масштабным расширениям дискового пространства. Поэтому перспективы продаж накопителей мне видятся весьма позитивными», — гооврит Алексей Чебатко.

По словам Максима Фролова, Seagate прогнозирует в 2011 г. рост российского рынка всех внутренних ЖД на 15% (по сравнению с 2010 г.), а рынка ВН — на 40%. В то же время он сомневается в возможном росте спроса на ТТН, поскольку цены на эти устройства неконкурентоспособны по отношению к традиционным ЖД, хотя сдвиги в развитии серверных систем на базе ТТН, безусловно, будут.

Примерно такой же прогноз развития рынка накопителей дают и в MERLION. «Продажи встраиваемых жестких дисков останутся примерно на уровне прошлого года или вырастут максимум на 5–10%; поставки ВН, как мы ожидаем, увеличатся на 25–30%. Это связано в первую очередь с расширением доли ноутбуков», — говорит Лариса Гордиенко.

По словам Александра Борисова, NetLab в 2011 г. ожидает увеличения сбыта ЖД на 10–15% по отношению к 2010 г. Дистрибьютор ориентируется на дальнейшее повышение спроса на накопители большой емкости: «В 2010 г. спрос сместился на ЖД емкостью 500 Гбайт и 1 Тбайт. Полагаю, что в 2011 г. всё более востребованными будут устройства емкостью 1–2 Тбайт, начнут набирать обороты и продажи дисков емкостью 3 Тбайт».

Хотя сегмент ТТН находится на этапе становления, и фактором, сдерживающим их продажи, остаются высокие цены и малая емкость, Александр Борисов рассчитывает как минимум на удвоение оборота по данной группе товаров в 2011 г. и ожидает, что в перспективе (к 2014 г.) ТТН займут 20–30% в продажах всех накопителей.

По мнению Дмитрия Летичевского, расширение применения ТТН будет происходить прежде всего за счет «нишевых» решений, например специальных накопителей для ультрапортативных и планшетных ПК, кэширующих устройств в составе RAID-массивов серверов и СХД. Но он все-таки рассчитывает на появление ТТН в бюджетном сегменте рынка, где пользователи станут применять их для ускорения повседневной работы.

Более оптимистично смотрит в будущее ТТН Кевин Ву: «Спрос на эти устройства будет расти, при этом их стоимость постепенно снизится. Новая продукция станет более доступной для большого количества пользователей, в частности для работающих в корпоративном сегменте. Кроме того, во II квартале 2011 г. Kingston намерена начать выпуск ВН на базе ТТН. Мы надеемся, что в 2011 г. показатели продаж в этом сегменте рынка увеличатся в 2 раза».

* Зеттабайт — единица объема данных, равная одному миллиарду терабайт.


Версия для печати (без изображений)