Как отмечают аналитики, в 2011 г. российский компьютерный рынок практически во всех сегментах демонстрировал рост. О том, как развивалась ситуация в сегментах настольных ПК, мобильных систем и серверов х86, рассказывают поставщики компьютеров.

Россия выходит в лидеры рынка ПК в Европе

По оценкам IDC, в 2011 г. в Россию было поставлено около 12,9 млн. настольных и портативных ПК — это больше, чем в любую другую страну региона ЕМЕА, и на 13,4% превышает поставки 2010 г.

Данные аналитической компании ITResearch отличаются незначительно: в 2011 г. в стране было продано почти 12,52 млн. компьютеров (на 17% больше, чем в 2010 г.).

Старший аналитик IDC Зарина Камытбаева заметила: «Еще год назад по объемам поставок ПК Россия отставала от Германии, Великобритании и Франции, но из-за трудностей в экономике рынки ПК европейских стран ухудшили свои показатели, в то время как Россия в 2011 г. показала уверенный рост. У нас есть все основания полагать, что российский рынок сохранит свое лидирующее положение в регионе ЕМЕА в ближайшие пять лет».

Ей вторит Стефания Лоренц, директор ­исследований IDC в Европе: «Бесспорно, ­Россия — движущая сила роста продаж ПК в Европе».

IDC называет лидерами российского рынка ПК в 2011 г. ASUS, Acer, HP, Samsung и Lenovo, общая доля которых составляет чуть менее 60% всех поставок ПК.

Продажи настольных компьютеров на российском рынке, по оценкам IDC, увеличились всего на 2,2%, за год здесь было продано 4,46 млн. устройств. В рейтинге IDC лидером оставалась НР, на вторую позицию вышла российская компания ДНС, места с третьего по пятое заняли Acer, K-Systems и Lenovo, причем доля настольных ПК международных брендов возросла до 22%.

По оценкам аналитиков ITResearch, сегмент настольных ПК в России за прошлый год увеличился на 2,5% и составил 5,04 млн. штук (с учетом «самосбора»). В качестве лидеров названы компании Acer, Depo, ДНС, HP и K-Systems. В ITResearch считают, что суммарная доля иностранных производителей превысила 19%.

Еще пару лет назад снижение темпов ­роста продаж настольных ПК в России аналитики объясняли «вытеснением» их ноут­буками, однако в 2011 г. возникли дополнительные факторы. Так, Алексей Крутицкий, главный управляющий дистрибьютора ­«ASBIS Россия», говорит: «Фактор, пагуб­но повлиявший на рынок десктопов, — это последствия наводнения в Таиланде, вызвавшие дефицит жестких дисков. Российская сборка до сих пор, к сожалению, испытывает последствия этого».

Однако это не помешало ряду производителей увеличить продажи своих настольных компьютеров. Так, Дмитрий Вознесенский, директор по производству ПК компании ДНС, говорит: «У этого сегмента нет заметного роста на фоне растущего рынка других компьютерных устройств. В нашей сети в 2011 г. продажи настольных ПК даже выросли в абсо­лютных значениях примерно на 55%, но потеряли долю в общем объеме бизнеса ДНС примерно на 2% по сравнению с предыдущим годом».

А Сергей Янычев, менеджер по маркетингу продукции представительства Fujitsu в России и СНГ, прямо заявляет, что его компания не ощутила падения спроса на ПК в 2011 г.: «Продажи нашей компании выросли на десятки процентов, существенно превышая малый рост рынка настольных ПК в целом по России».

По мнению Владимира Шибанова, генерального директора ООО «ПК Аквариус», в 2011 г. спрос на ПК сократился незначительно: «Настольные системы, несмотря на все повышающийся спрос на мобильные компьютеры, остаются по-прежнему востребованными, особенно на корпоративном рынке. Следует также отметить, что региональные заказчики более консервативны в своих предпочтениях, и спрос на классические ПК у них остается на прежнем уровне, а где-то даже растет. По итогам 2011 г. продажи „Аква­риус“ в линейке ПК начального уровня увеличились более чем на 15%».

Им вторит Алексей Чебатко, менеджер по маркетингу компании WEXLER: «Сни­жение спроса на десктопы заметно только на фоне растущего интереса к мобильным устройствам, но так как совокупный рынок ПК растет, в абсолютных величинах сокращения поставок настольных систем не происходит. Зато наблюдается перераспределение долей между их производителями».

«Продажи настольных ПК в России в количественном выражении выросли, хотя и незначительно, однако по отношению к ноутбукам они проиграли, — утверждает Сергей Чабин, руководитель направления ПК и серверов в компании USN Computers. — Что касается продаж настольных систем под брендом USN, то по сравнению с 2010 г. они прибавили 13,5%».

Валерий Серый, руководитель отдела поставок NETLAB, уверен, что спрос на настольные ПК в 2011 г. остался приблизительно на уровне 2010 г.: «В 2011 г. мы более активно развивали собственную сборку и смогли увеличить продажи настольных ПК на 60%. На фоне общей стагнации продаж десктопов — это значительный результат».

Кто покупает настольные ПК

Сергей Суворов, руководитель проекта iRU, утверждает, что в России продажи настольных ПК смещаются в корпоративный сегмент рынка: «Домашние пользователи всё чаще выбирают ноутбуки, потребительские характеристики и цены которых почти сравнялись с настольными ПК. Бизнес в большинстве случаев для оснащения рабочих мест использует настольные ПК, которые не требуют больших затрат на обслуживание. В 2011 г. мы увеличили свои продажи настольных систем примерно на 25% за счет того, что техника iRU пользуется спросом не только у конечных потребителей, но и у корпоративных заказчиков — несколько крупных федеральных ведомств выбрало ее в качестве корпоративного стандарта ИТ».

Fujitsu реализует свои десктопы исключительно на корпоративном рынке. Поэтому сто­ит прислушаться к замечанию Сергея Янычева: «Продажи ПК в сегмент крупных корпоративных заказчиков по-прежнему значительно превышают продажи СМБ-клиентам, что связано с общей экономической ситуацией в стране. Хотя динамика развития рынка клиентов СМБ весьма ощутима и набирает обороты».

Зато USN Computers, по словам Сергея Чабина, поставляет свои ПК клиентам СМБ весьма успешно: «Небольшие компании занимают в наших ПК-продажах до 60%, поэтому говорить о перераспределении поставок между корпоративным сегментом и СМБ довольно сложно». В то же время он отмечает, что в USN Computers в 2011 г. резко увеличились продажи мощных геймерских систем.

Дать объективную оценку распределения продаж настольных ПК между сегментами российского рынка Алексей Чебатко затрудняется, но полагает, что на увеличение доли крупных госзакупок повлияли несколько крупных федеральных программ в сфере образования, медицины и других. Также с уверенностью, по его мнению, можно говорить о сохраняющемся росте спроса со стороны потребительского сегмента.

По мнению Дмитрия Купцова, вице-президента компании OCS Distribution, корпоративный сегмент традиционно использует в основном десктопы, объем продаж которых в этот сегмент от года к году растет: «Зато в домашнем сегменте ноутбуки и моноблоки и даже планшеты сильно потеснили классические десктопы, и для них остается, пожалуй, только геймерский сегмент — многие игры требуют серьезных аппаратных ресурсов».

Растут продажи моноблоков и «геймерских» ПК. Аналитики IDC отметили, что в 2011 г. в России в продажах настольных ­систем доля моноблоков увеличилась до 6,6% с 4,3% в 2010 г. А в ITResearch считают, что подсегмент моноблоков в прошлом году рос наиболее быстро — на 80%.

Как считает Алексей Крутицкий, продажи моноблоков, безусловно, растут, но их доля в общем объеме рынка ПК пока еще невелика. С этим мнением перекликается замечание Сергея Янычева: «Мы не поставляем ­моноблоки не только в Россию, но и в регион EMEA в связи с весьма незначительным спросом на них».

Зато Дмитрий Купцов утверждает, что количество моноблоков, поставленных компанией OCS Distribution в розницу и в корпоративный сегмент, в 2011 г. значительно выросло: «Особенно много было поставок в государственный сектор. Моноблоки удобны для корпоративного использования и вполне могут претендовать на то, чтобы потеснить в будущем стандартный десктоп на рабочих местах пользователей».

WEXLER в 2011 г. выпустила первую модель моноблока Wex­ler­Union. Алексей Чебатко говорит, что этот продукт попал на волну растущего спроса, и добавляет: «В этом сегменте высока конкуренция международных брендов, идет серьезная ценовая борьба, которую мы пока не выдерживаем. Что касается роста спроса на мощные игровые ПК, то их доля среди продаваемых нами компьютеров увеличилась за год с 1 до 3%».

Компания iRU выпускает моноблоки уже третий год. «Мы сразу увидели перспективную нишу нового вида ПК, запустили их в производство, и продажи быстро растут — примерно на 50% в год, — говорит Сергей Суво­ров. — „Геймерские“ настольные ПК как покупали, так и продолжают покупать — спрос на них не падает, ведь это нишевый продукт для продвинутых игроманов».

«В ДНС продажи моноблоков в 2011 г. росли скорее в разы, чем на проценты. Кроме того, мы выделили отдельную серию ПК XL, мощных и стильных компьютеров, которые могут использоваться как „геймерские“ машины. Их продажи увеличились на 25% в 2011 г., в основном за счет перетока покупателей, которые раньше предпочитали собирать мощный ПК самостоятельно», — объясняет Дмитрий Вознесенский.

Как говорит Владимир Ши­банов, в ООО «ПК Аквариус» в 2011 г. также отметили спрос на моноблоки: «Объем продаж моноблоков за год у нас вырос более чем в 2 раза, и это лиш­ний раз подтверждает тот факт, что к данному виду устройств покупатели проявляют все больший интерес. Обусловлено это удобством их использования, особенно в корпоративном секторе, а также в сфере образования и здравоохранения».

В прошлом году значитель­ный рост спроса на моноблоки и «геймерские» ПК зафиксировали и в компании NETLAB, хотя Валерий Серый затрудняется оценить его количественно: «В 2010 г. мы не занимались их продажами».

В USN Computers 2011 г. был отмечен весьма высоким ­ростом поставок «геймерских» ПК по сравнению с 2010 г. — около 570%, и они в итоге заняли 4% общего объема продаж ПК. В начале 2012 г. компания приступила к сборке моноблоков и сейчас, по словам Сергея Чабина, ощущает рост спроса на их недорогие офисные модели.

«Тонкие клиенты» также востребованы. Аналитики отмечают значительный интерес корпоративных заказчиков к внедрению технологии виртуализации, в связи с чем полноценные настольные ПК могут замещаться «тонкими клиентами».

Подобную тенденцию подтверждает Сергей Янычев: «Популярность виртуализации растет, и для использования этой технологии при организации рабочих мест Fujitsu предлагает как „тонкие клиенты“, так и Zero Clients („нулевые клиенты“) как оптимальные устройства для виртуальных сред. В 2011 г. рост продаж и тех и других в несколько раз превысил аналогичный показатель настольных ПК».

По словам Дмитрия Купцова, «тонкие клиенты» есть в портфеле всех производителей, так как спрос на них увеличивается: «Эти устройства становятся популярны особенно в тех организациях, где имеется грамотный директор по ИТ или системный администратор. „Тонкие клиенты“ обеспечивают низкую стоимость владения, более простую управляемость, эргономичность, экономию рабочего пространства и большую безопасность рабочих мест и сети в целом. В 2011 г. в стране были реализованы большие проекты в здравоохранении именно с „тонкими клиентами“».

«ПК Аквариус» весьма тесно работает с корпоративными заказчиками. По словам Владимира Шибанова, они проявляют большой интерес к альтернативному варианту настольных ПК — «тонким клиентам»: «Неудивительно, что в 2011 г. продажи данного вида настольных систем у нас увеличились на треть».

«Спрос на „тонкие клиенты“ со стороны заказчиков, прежде всего государственных организаций, становится регулярным», — подтверждает Сергей Суворов.

Хотя, как признает Алексей Чебатко, у WEXLER доля продаж в корпоративный сегмент невелика, тем не менее в 2011 г. компания поставила «тонких клиентов» в разы больше, чем в 2010 г.

Однако, как считает Валерий Серый, говорить о массовом применении и внедрении виртуальных ПК пока рано: «Спрос на „тонкие клиенты“ есть, но роста продаж мы не заметили. В этом сегменте ситуация довольно стабильная».

Кому нужны неттопы? Несколько лет назад на рынке России появились компактные «бюджетные» модели настольных ПК — неттопы. В 2009 г. одной из первых среди российских производителей их стала выпускать компания WEXLER, и, как утверждает Алексей Чебатко, продажи стабильно растут: «В 2011 г. количество проданных нами неттопов увеличилось на 20–25% по сравнению с 2010 г. В основном их используют корпоративные заказчики и клиенты СМБ».

А ДНС в 2011 г. увеличила в разы продажи своей компактной серии DNS Porto. «Цены на компактные (1–6 литров) ПК практически сравнялись с базовыми конфигурациями компьютеров в корпусах uATX, что привело к повышению спроса на них, хотя доля в продажах ПК таких моделей не превышает 10%. Неттопы приобретают, вероятно, в основном для малых офисов», — полагает Дмитрий Вознесенский.

Алексей Крутицкий заявляет, что «ASBIS Россия» уже несколько лет поставляет неттопы в корпоративный сегмент и их продажи ощутимо растут. «Эти аппараты уверенно заняли свою нишу на рынке ПК, — считает Сергей Суворов. — За 2011 г. iRU удвоила их продажи корпоративным заказчикам. Основные преимущества неттопа — низкая стоимость, компактные размеры, малое энергопотребление и неплохая производительность. Зачастую для дома пользователи берут неттоп в качестве медиацентра».

USN Computers также второй год отмечает рост поставок неттопов. «Их доля в общем объеме продаж наших ПК на рынке СМБ в 2010 г. составила 15%, а в 2011 г. — 20%», — говорит Сергей Чабин.

А по свидетельству Валерия Серого, в NETLAB заметного роста спроса на неттопы не отметили: «Скорее всего, это связано с тем, что рынок ИТ испытывает некоторые трудности. Но все же хочется отметить, что неттопы стали одним из перспективных направлений развития компьютерных технологий».

В Fujitsu к неттопам относятся негативно. «Наши специалисты сейчас не видят перспектив неттопов для бизнес-пользователей, — заявляет Сергей Янычев. — Мы предлагаем для организации рабочих мест „нулевые клиенты“, которые не имеют процессора, оперативной памяти, жестких дисков, но корпоративным пользователям открывают доступ к знакомой программной среде, ИТ-специалисты избавляются от „головной боли“ в вопросах администрирования».

Каким будет 2012 г. для настольных ПК? IDC ожидает, что в 2012 г. рост мирового рынка ПК будет умеренным и составит лишь 5% за год, причем большая часть этого роста придется на второе полугодие. Более низкие прогнозы для рынков стран БРИК (то есть и для России) связаны с дефицитом жестких дисков, который сильно сказывается на доминирующих здесь локальных сборщиках систем.

Как говорит Алексей Крутицкий, в «ASBIS Россия» в 2012 г. не ожидают падения продаж ПК по сравнению с прошлым годом: «Надеемся, что производители жестких дисков как можно скорее исправят ситуацию с доступностью продуктов, и тогда мы сможем удовлетворить спрос во всех сегментах».

В ДНС настроены весьма оптимистично. «Мы планируем увеличение продаж настольных ПК на уровне 40% к прошлому году за счет роста бизнеса ДНС в целом. Также существенно вырастет доля моноблоков и неттопов, добавляя к настольному сегменту еще 15%», — утверждает Дмитрий Вознесенский.

Менее заметную прибавку прогнозируют в USN Computers. «Рост не превысит 5%, и он будет вызван заменой устаревших ­систем и появлением новых процес­соров, а также новой ОС Win­dows 8. Мы рассчитываем, что в нашей компании продажи ПК вырастут на 13–17% как за счет заказов госкомпаний, так и в связи с уходом с рынка ПК некоторого числа средних и мелких сборщиков», — объясняет Сергей Чабин.

А Валерий Серый предпосылок к росту продаж настольных ПК не видит. При этом он говорит, что если в 2011 г. продажи ПК в NETLAB увеличились почти в 2 раза, то лишь за счет наращивания собственной сборки компьютеров, развития отдела корпоративных продаж и об­служивания крупных клиентов, а также за счет вытеснения с рынка конкурентов.

Однако, по мнению Владими­ра Шибанова, в корпоративном секторе рынок настольных ПК не столь значительно потеряет свои позиции, как в рознице, — потребность заказчиков в недорогих и удобных системах все равно останется: «Безусловно, в корпоративе в 2012 г. спрос несколь­ко сместится в сторону моноблоков и „тонких клиентов“. И именно с этой стороны настольным ПК грозит потеря определенной доли рынка».

«По оценке Fujitsu, рост рынка настольных систем не превысит 10%, — говорит Сергей Янычев. — Это обусловлено, с одной стороны, развитием экономики и, с другой стороны, смещением спроса на мобильные устройства и продукты для работы с виртуальными средами».

Столь же умеренные прогнозы делают и другие участники опроса. Так, Дмитрий Купцов полагает, что продажи настольных ПК в 2012 г. вырастут, но, возможно, не так значительно, как раньше. По мнению Алексея Чебатко, в 2012 г. положительный тренд сохранится, но за счет перераспределения доли между настольными и мобильными системами в пользу последних. Поэтому в WEXLER ожидают роста ­рынка десктопов не более чем на 2–3%, как и в 2011 г.

Сергей Суворов напоминает, что в 2012 г. Россия вышла на первое место по продажам ПК в Европе: «Думаю, что этот тренд продолжится и в текущем году. Десктопы по-прежнему будут востребованы госзаказчиками и клиентами СМБ, хотя, возможно, рынок настольных ПК незначительно, но просядет».

Мобильные ПК: продажи продолжают расти

По оценкам IDC, сегмент мобильных ПК в России за год стал больше на 20,4%, всего продано 8,44 млн. шт. В списке лидеров IDC (в порядке убывания долей) расположились ASUS, Acer, Samsung, HP и Lenovo. При этом доля нетбуков сократилась с 19,1% в 2010 г. до 18,5% в общих поставках мобильных систем на российский рынок.

По данным ITResearch, в целом за 2011 г. в стране было реализовано немногим более 7,48 млн. мобильных ПК (ноутбуков и нетбуков), а темп годового прироста оказался на уровне 28%. При этом годовая динамика продаж стандартных ноутбуков, по оценкам ITResearch, была выше — 34,5%, а вот нетбуки показали снижение темпов — их было продано всего на 5% больше, чем в 2010 г., что сказалось на общей динамике этого сегмента. Среди лиде­ров — производителей ноутбуков в 2011 г. ITResearch называет Acer, ASUS, HP, Samsung и Lenovo, которые в сумме поставили 77% всех мобильных ПК, что на 3% меньше показателя прошлого года. При этом аналитики отметили, что внутри этой пятерки конкуренция принимает все более ожесточенный характер.

Хотя в начале прошлого года Toshiba намеревалась войти в пятерку лидеров, но, как говорит Михаил Носков, заместитель генерального директора ООО «Toshi­ba СНГ», доля вендора на российском рынке мобильных ПК в 2011 г. составила лишь около 5%. Он объясняет это тем, что в конце года в компании происходила реструктуризация, ­направленная на создание блока потребительской электроники (теле- и видеотехники, компьютерного и бытового оборудования) и подготовку к переходу на отгрузки компьютеров с местных складов. По его мнению, это принесет свои плоды и в 2012 г. позволит увеличить бизнес в России на рынке компьютеров.

«Fujitsu наиболее активно действовала в корпоративном сегменте, где также заметно проявляли себя НР и Lenovo. И хотя доля Fujitsu на рынке мобильных ПК в России невелика, в 2011 г. поставки ноутбуков в Россию увеличились почти на 20%», — говорит Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции представительства Fujitsu в России и СНГ. Попутно он замечает, что, как и ранее, в основном продавались ноутбуки для потребительского сегмента.

Что приводит к успеху. Следует отметить, что в 2011 г. компания iRU вновь вернулась на российский рынок ноутбуков. Ее руководитель Сергей Суворов считает: «Наши ноутбуки неплохо стартовали. Во-первых, мы начали работать с федеральными заказчиками — поставили несколько десятков тысяч мобильных ПК в рамках большого федерального проекта. Во-вторых, значительно расширили семейство ноутбуков для домашних пользователей. Поэтому через пару лет мы рассчитываем увидеть себя в списке производителей с определенной долей российского рынка».

В свою очередь Владимир Шибанов заявляет, что его компания активно участвовала в реализации проводимой правительством реформы сферы образования, которая должна становиться все более технологичной и выйти на уровень мировых стандартов информатизации учебного процесса: «Мы поставляли мобильные классы как готовое решение и добились заметных успехов».

Валерий Серый сообщает, что NETLAB уделяла особое внимание увеличению складских запасов и обеспечению большей доступности товара своим клиентам.

А Сергей Данилов, директор ООО «РОСКО», утверждает, что его компания смогла заметно продвинуться на рынке мобильных ПК за счет активной работы в регионах.

В то же время ведущие вендоры полагают, что добиться высокого места в рейтинге аналитиков им помог выпуск новых, инновационных продуктов. Так, Алексей Осипов, представитель по продажам ASUS в России, ­говорит, что в 2011 г. наиболее важными событиями для вендора стали выпуск ультрабуков ASUS ZENBOOK, линейки планшетных компьютеров ASUS Transformer, а также новых моделей ноутбуков в K- и N-сериях.

По словам Аркадия Графа, руководителя отдела продаж департамента ИТ Samsung Electronics, в 2011 г. его компания, поставив задачу повышения лояльности покупателей и увеличения продаж в среднем и «дорогом» ценовых сегментах, выпустила модели, ориентированные на различных пользователей: «Среди них можно отметить компактные и легкие субноутбуки cерии 3, бизнес-ноутбуки серий 4 и 7, мощный игровой ноутбук с 3D-экраном, а также ультракомпактные системы серии 9 с инновационным дизайном и технологиями».

Выживут ли «нетбуки»? Российские дистрибьюторы вполне согласны с аналитиками, отмечающими снижение спроса на нет­буки. Так, Алексей Крутицкий и Сергей Данилов считают, что их вытесняют планшетные ПК.

«Нетбуки постепенно уступают нишу планшетам, — говорит Валерий Серый. — Но на каждый товар найдется свой покупатель, и нам удалось поддержать продажи нетбуков на стабильном уровне».

«В наших продажах доля нет­буков достигала 20% — сейчас же она на уровне 10%. Сегмент, несомненно, сократился, но не пропал совсем», — отмечает Сергей Синицын, руководитель направления мобильных решений OCS Distribution.

С тем, что нетбуки теряют позиции, согласны многие производители. Хотя в продуктовом портфеле Fujitsu нетбуков нет, тем не менее Сергей Грибанов отмечает снижение спроса на эту продукцию из-за увеличения интереса покупателей к мультимедийным планшетам.

«Что касается нетбуков, то мы гораздо большее внимание уделяем развитию высокотехнологичных решений. Поэтому отмеченное падение доли нетбуков в продажах в России сильного влияния на нашу компанию не оказало», — утверждает Михаил Носков.

«В качестве недорогих компьютеров для развлечений нет­буки вытесняются планшетами, которые при сравнимой цене привлекательнее для домашнего использования, а как компьютеры для поездок — лишь немногим более дорогими, но значительно более мощными и эргономичными ультракомпактными ноутбуками», — считает Аркадий Граф. Однако тут же замечает, что об окончательной смерти нетбуков говорить рано — спрос на них еще существует. В Samsung надеются, что в ближайшее время в России нетбуки получат распространение в качестве доступных учебных компьютеров для школьников младших и средних классов, и здесь вендору есть что предложить.

Зато компания ASUS, выпустившая в 2007 г. первый в мире нетбук, не разделяет общего мнения. «В 2011 г. мы не заметили сокращения продаж, хотя тенденция к вытеснению планшетами, безусловно, существует, — говорит Алексей Осипов. — ­Наши нетбуки по-прежнему широ­ко представлены на рынке, и в 2012 г. мы не планируем сокращать их поставки».

Его поддерживает Сергей Суворов, который, признавая снижение интереса к нетбукам, заявляет: «Спрос на системы iRU стабильный, и пока он будет сохраняться, мы намерены и дальше их выпускать».

IDC называет лидерами российского рынка ПК в 2011 г. ASUS, Acer, HP, Samsung и Lenovo, общая доля которых составляет чуть менее 60% всех поставок ПК.

Ультрабуки как новая категория мобильных ПК. В 2011 г. компания Intel предложила новую концепцию мобильных ПК — ультрабуки, которые должны стать более мощной и удобной альтернативой планшетам. Дмитрий Конаш, генеральный директор Intel Russia, заявляет: «В конце 2011 г. в три крупнейшие розничные сети России было поставлено в общей сложности 20 тыс. ультрабуков, и спустя две недели они были распроданы».

Как утверждает Михаил Носков, Toshiba поддержала концепцию ультрабуков и начала поставлять их в конце 2011 г.: «В 2012 г. мы расширим ассортимент моделей и увеличим продажи».

Столь же активно в поддержку этой концепции выступает ASUS. «В 2011 г. мы выпустили стильные имиджевые ASUS ZENBOOK. В 2012 г. планируем обновить линей­ку и вывести на рынок кардинально новые модели», — заявляет Алексей Осипов.

Как говорит Аркадий Граф, Samsung уже достаточно давно выпускает ультракомпактные ноутбуки серии 3 и имиджевые модели серии 9: «Поэтому ультрабуки не стали для Samsung принципиально новым продуктом, мы не торопились их выпускать. Лишь в марте 2012 г. объявили о начале продаж ультрабуков ­серии 5 и о задержке с их выпуском мы нисколько не жалеем».

По словам Сергея Суворова, Intel является стратегическим партнером iRU, и российский производитель старается подхватывать все новации: «Ультрабуки под брендом iRU появятся на российском рынке уже весной». Они должны быть «заметно дешевле зарубежных аналогов».

Даже Fujitsu, которая в 2011 г. не поставляла ультрабуки, по словам Сергея Грибанова, в 2012 г. представит устройства в рамках этой концепции.

Российские дистрибьюторы «РОСКО» и NETLAB уже продают ультрабуки ASUS, Acer, Samsung и др.

Представляет интерес мнение Сергея Синицына, который считает, что ничего концептуально нового в этой идее Intel нет: «Продажи ультрабуков будут увеличиваться, если вендоры смогут улучшить их дизайн и уменьшить стоимость».

Последнее замечание руководителя направления мобильных решений OCS Distribution весьма важно, поскольку средние цены на эти устройства колеблются в районе 1 тыс. долл., в то время как стандартный ноутбук в России можно приобрести за половину этой суммы. Высокие цены на ультрабуки обусловлены стоимостью компонентов — процессоров Intel, твердотельных дисков, металлических корпусов.

Сергей Грибанов говорит, что в подавляющем большинстве случаев высокая цена становится «тормозом» для продвижения продукта: «Устройства могут быть уникальными с точки зрения дизайна и технической начинки, но при высокой цене объем их поставок будет незначительным».

С ним согласен Алексей Крутицкий, который полагает, что высокие цены на ультрабуки помешают быстрому завоеванию ими российского рынка: «Мы видим, что производители работают над снижением цен, и надеемся, что к концу 2012 г. ультрабуки станут более доступны для потребителя».

Валерий Серый также считает, что текущие цены на ультрабуки явно останавливают их продажи. «Нам кажется, что цены поползут вниз, ждем этого летом».

Михаил Носков признает, что высокие цены сдерживают рост продаж ультрабуков: «В 2012 г. ожидается появление более приемлемых по ценам моделей, что в сочетании с увеличением конкуренции позволяет рассчитывать на увеличение продаж в этом сегменте».

В свою очередь Алексей Осипов объясняет: «Как и любые другие новые продукты, первые поколения ультрабуков являются более дорогими». Он уверен, что со временем эти устройства станут более массовыми продуктами, появятся модели в более простом исполнении (возможно, в пластмассовых корпусах), которые станут доступнее.

Наконец, Сергей Суворов решает­ся открыть секрет: «Совсем скоро iRU представит свой ультрабук по цене всего около 20 тыс. руб.».

Рынок ноутбуков будет ­расти. Согласно прогнозу IDC, в первом полугодии 2012 г. ожидается небольшой рост продаж мобильных ПК, но выпуск Win­dows 8 и интерес, который вызвали ультрабуки, должны заметно увеличить показатели ­второй половины года.

Аналитики ITResearch считают, что российский рынок ноутбуков в 2012 г. может вырасти на 22–25%, подсегмент нетбуков не прибавит, но зато есть перспектива роста продаж ультрабуков.

С такой оценкой согласен ­Сергей Грибанов: «Скорее всего, в 2012 г. тенденция роста сохранится. Восстановление производства жестких дисков и постепенное снижение цен на них будут позитивно влиять на объемы поставок. Основную долю составят массово продаваемые мобильные ПК, сохранится и достаточно высокий интерес к ультрабукам».

Согласно прогнозам ASUS, в текущем году в Россию вендор поставит почти на 20% больше ноутбуков. «При этом заметный рост покажут ультрабуки, а также новые сегменты ноутбуков, которые появятся на рынке», — утверждает Алексей Осипов.

Несколько менее высокие ­темпы (10–15%) роста ожидают в Toshiba. Как считает Михаил Носков, наиболее востребованным сегментом останутся бюджетные модели, но компания также ожидает увеличения спроса на модели среднего сегмента, расширения доли ноутбуков с большими размерами экрана (замена десктопов), повышения интереса к моделям с улучшенными дизайнерскими решениями.

В Samsung Electronics про­гнозируют дальнейшее падение популярности нетбуков и одновременный рост спроса на ультракомпактные ноутбуки. «Полагаем, что будут расти продажи не только ультрабуков, но и других тонких и легких моделей, в эту категорию формально не попадающих, но стоящих зачастую заметно дешевле. Ультрабуки должны стать катализатором спроса, однако мы планируем активно развивать сегмент легких ноутбуков с ценой ниже 30 тыс. руб. В целом мы не ожидаем существенного изменения структуры спроса по сравнению с 2011 г., хотя появление новых моделей и категорий внесет в него свежую струю», — заяв­ляет Аркадий Граф.

«Ноутбуки продолжат победное шествие, уверен Сергей Суворов. — Еще больше увеличится разрыв между десктопами и ноутбуками в пользу последних, и, конечно, ультрабуки начнут отвоевывать все большую долю».

Планшетные ПК — новый сегмент рынка

Согласно оценкам ITResearch, в 2011 г. по официальному каналу в Россию поступило около 1,13 млн. планшетных ПК и более 200 тыс. было завезено в частном порядке, причем подавляющее большинство их было производства Apple. В начале 2011 г. доля планшетов Apple (с учетом неофициальных поставок) приближалась к 40%, но во второй половине года заметными конкурентами стали планшеты на базе ОС Android, прежде всего — Acer и Samsung. В ITResearch считают, что шестерка поставщиков-лидеров (Apple, Acer, ASUS, Pocketbook, Samsung, и ViewSonic) заняла 72,5% российского рынка. Причем, как отмечают в ITResearch, планшеты стали более желаемой покупкой, чем ноутбуки, что, есте­ственно, может повлиять на структуру продаж мобильных ПК.

По оценкам экспертов Digi­times, в 2011 г. глобальные поставки планшетов достигли 60 млн. шт. (из них доля Apple — 40 млн.), в 2012 г. они ожидают до 90–95 млн. шт.

Подобные прогнозы позволили главному управляющему Apple Тиму Куку заявить, что рынок вступил в «эру пост-ПК», когда заказчики выбирают планшеты iPad вместо новых ПК с ОС Windows.

Однако большинство руководителей ПК-вендоров не согласны с этим. Например, по мнению председателя совета директоров и генерального директора Lenovo Ян Юанцина, в наступающей новой эре «PC+» настольные ПК останутся «сердцем» экосистемы, состоящей из планшетов, смартфонов и «умных» телевизоров.

Подобную точку зрения высказывает Майк Парроттино, вице-президент и генеральный директор по продажам через канал подразделения HP Personal Systems Group: «Планшеты — прекрасное дополняющее устройство, но ПК всё так же незаменимы».

«Вера в то, что планшетные ПК станут самым быстрорастущим сегментом среди мобильных устройств, дала OCS Distribution возможность выйти в лидеры в поставках устройств на базе OS Android», — заявляет Сергей Синицын.

Юрий Шмыгарев, менеджер Prestigio по направлению планшетных компьютеров и электронных книг, согласен с тем, что рынок планшетов стремительно развивается: «Общий объем продаж в 2011 г. в количественном выражении стал сопоставим с продажами настольных ПК».

А Валерий Серый утверждает, что со стороны этой товарной группы оказывается заметный прессинг на рынок ноутбуков и подобное развитие может привести в недалеком будущем к изменениям в продуктовой структуре российского рынка ИТ.

Среди наиболее активно действовавших в 2011 г. производителей дистрибьюторы называют Apple, Samsung, ASUS, Acer.

Как подчеркивает Никита Андрияшин, менеджер по продуктам Samsung Electronics, компания за последние 12 месяцев представила в России 4 новые модели планшетов Samsung ­GALAXY Tab, что позволило вендору укрепиться на втором месте как в штучном, так и в денежном выражении.

Что важно в планшете? На чем основан выбор пользователями того или иного планшета? И как этот выбор сказывается на позиции вендора на рынке?

По мнению Алексея Крутицкого, в настоящее время важнейший параметр — бренд, а технические характеристики для покупателей отходят на второй план. Такой взгляд позволяет понять, почему пока лидирует компания Apple, которая первой вывела свой iPad на российский рынок.

По мнению Сергея Синицына, критериями выбора планшета являются в порядке убывания важности: имидж, дизайн, цена, качество матрицы, удобство интерфейса, качество и количество приложений: «Apple создала имидж и была первой, Acer сделала много, хорошо и дешево и стала второй, Samsung сделала хорошо, красиво и недешево и стала третьей. Это все было в 2011 г. Но сейчас ситуация меняется».

Схожую точку зрения высказывает Сергей Суворов: «Судя по доле планшетов Apple, люди выбирают бренд. Если же рассматривать подсегмент планшетов на базе ОС Android, то решающую роль при выборе играет цена — на рынке есть неплохой спрос на недорогие 7-дюймовые устройства на базе Android. Кроме того, большое значение имеет матрица экрана, размер памяти и жесткого диска и версия ОС».

Юрий Шмыгарев согласен с этим. Он утверждает, что уже в конце 2011 г. производители планшетов на базе ОС Android предлагали пользователям продукты, успешно конкурировавшие с Apple iPad и по многим показателям их превосходящие.

ASUS выпускает планшетные системы на базе Android, и Алексей Осипов считает основными критериями выбора внешний вид устройства, качество экрана, а также насколько удобен и хорошо работает графический пользовательский интерфейс.

Кроме этого, по мнению Никиты Андрияшина, для пользователей одним из ключевых критериев является поддержка всевозможных сервисов и приложений: «Samsung предлагает потребителям широкую линейку планшетов на базе ОС Android с различным размером экрана — от 7 до 10 дюймов и встроенными приложениями, что позволяет выбрать именно то устройство, которое отвечает запросам и требованиям пользователя».

Однако Алексей Чебатко, учитывая реалии российского рынка, указывает на необходимость наличия в планшете встроенного модуля 3G для доступа в Интернет по каналу мобильной связи и достаточно низкую цену: «Модели планшетов в диапазоне до 10 тыс. руб., оснащенные модулями беспроводной связи, с качественным экраном являются теми драйверами продаж, за которыми старается тянуться весь остальной рынок». Именно такие планшеты WEXLER готова представить на рынок в середине 2012 г. по более низкой цене по сравнению с продуктами конкурентов.

Хотя Prestigio, по словам Юрия Шмыгарева, уже предлагает в России планшеты с оптимальным соотношением цены, качества и функциональности.

Нужны ли планшеты в корпорациях? Известно, что Fujitsu еще 10 лет назад выпускала планшетные ПК, ориентированные именно на корпоративных пользователей. Сергей Грибанов говорит, что в 2011 г. она поставляла в Россию профессиональный планшетный ПК, однако он «потерялся» в основной массе мультимедийных планшетов, и потому доля Fujitsu была мала: «Стоит отметить проникновение мультимедийных планшетов и в корпоративный сегмент. Однако возможность их использования зависит от наличия соответствующего ПО, которое многие разработчики уже начали выпускать для адаптации к корпоративной среде».

Как считает Юрий Шмыгарев, применение планшетов в корпоративной среде — дело будущего: «Эти устройства могут стать эффективным инструментом для работников многих сфер, но их проникновению в корпоративный сегмент мешает отсутствие проработанных планов внедрения, протестированного ПО и консерватизм сотрудников, привыкших к десктопам и ноутбукам».

По мнению Сергея Суворова, планшеты на базе ОС Windows несложно интегрируются в корпоративную систему, и заказчики постепенно начинают внедрять у себя такие решения.

Именно в 2011 г., как говорит Алексей Осипов, ASUS активно продвигала модель ASUS Eee Slate B121 на базе Windows 7 Professional. Он полагает, что в текущем году планшеты все чаще можно будет увидеть в компаниях. Однако он подчеркивает, что для этого потребуется тщательное тестирование ОС на соответствие требованиям обеспечения высокого уровня безопасности и поддержки определенных прикладных программ.

Что ждет рынок планшетов в 2012 г.? Согласно «осторожному» прогнозу ITResearch, в 2012 г. в России будет продано 2,2 млн. планшетов, что обеспечит этому сегменту рынка рост примерно 80%. По «оптимистичному» прогнозу, продажи могут увеличиться до 3 млн. устройств, а по «пессимистичному» — не более 1,7 млн.

Алексей Осипов говорит: «Пока аналитики не могут назвать количество планшетов, которые смогут быть проданы в 2012 г. Но ясно одно — эти устройства стали перспективным направлением бизнеса, и мы полагаем, что рынок планшетов сможет увеличиться примерно в 2 раза».

Аналогичный прогноз дает и Сергей Суворов, который считает, что планшеты в текущем году ждет множество усовершенствований, в том числе выход новой ОС Windows 8, что еще больше подхлестнет спрос на них, а продажи, скорее всего, удвоятся.

С ними согласны Алексей Крутицкий и Сергей Грибанов, которые ожидают, что в текущем году поставки планшетов «драматично опередят» рост продаж традиционных ноутбуков. Никита Андрияшин идет еще дальше, предсказывая рост рынка планшетов, опережающий по темпам показатели рынка мобильных ­телефонов и смартфонов.

Сергей Синицын ожидает не только развития сегмента планшетов, но и появления на нем новых игроков, которые смогут существенно раздвинуть его границы: «Их усилия, интерес и финансовые вливания в этот сегмент видны уже сейчас».

К активной работе готовятся и российские производители — iRU, WEXLER.

Рынок серверов х86 восстановился

По данным IDC, в 2011 г. рынок серверов стандартной архитектуры вырос на 45%. Только в IV квартале было продано 52,7 тыс. серверов, а выручка производителей составила 250 млн. долл., что соответствует росту на 26,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. При этом за счет поставок в госсектор заметно прибавила доля российских поставщиков.

Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы» IDC в России, отмечает: «В 2011 г. восстановился долгосрочный тренд развития российского серверного рынка ...последствия кризиса более не оказывают на него влияния, однако и факторов, способствующих дальнейшему быстрому росту продаж, — таких, как отложенный спрос, — больше нет».

С выводом аналитика о восстановлении рынка серверов х86 после кризиса согласны все участники нашего опроса. В качестве доказательства они приводят данные о поставках своих систем.

Так, Сергей Никулин, менеджер по развитию бизнеса отдела серверов стандартной архитектуры НР в России, подчеркивает, что компания смогла в прошлом году превзойти показатели предкризисного 2008 г. на 11%, продажи серверов по сравнению с 2010 г. увеличились примерно на 20%.

По словам Павла Бороха, менеджера по маркетингу продукции представительства Fujitsu в России и СНГ, продажи серверов вендора выросли примерно на 15% в штуках и более чем на 20% в деньгах: «Хотя негативную роль сыграл возникший после наводнения в Таиланде дефи­цит жестких дисков, который затормозил поставки».

«Динамика продаж серверов х86 в IBM в 2011 г. развивалась аналогично тренду на рынке, прибавив за год 20%. Свидетельством того, что кризис преодолен, IBM считает значительный рост объ­ема продаж компаниям СМБ, которые первыми принимают удары кризиса. В 2011 г. мы отметили существенный рост продаж серверов х86 архитектуры для компаний СМБ по сравнению с предыдущими двумя годами», — утверждает Даниил Фадеев, менеджер по развитию канального бизнеса IBM в России и СНГ.

Тимур Рахимбабаев, директор по развитию бизнеса IBM в компании RRC, добавляет: «В 2011 г. произошло более чем двукратное увеличение продаж оборудования IBM по сравнению с 2010 г.».

Хотя, по словам Андрея Шевелева, руководителя направления IBM компании Landata, в его компании взрывного роста поставок серверов архитектуры x86 не отмечено: «Был последовательный и стабильный рост во всех направлениях бизнеса этого сегмента».

А Александр Мухортов, руководитель отдела серверных систем, СХД и сетевого оборудования компании Treolan, утверждает: «Если считать критерием „преодоления последствий кризиса“ выход на докризисные показатели по объемам продаж, то это произошло в конце 2010 г. — начале 2011 г., но динамика роста снижается».

Как известно, ASUS поставляет в Россию серверные компоненты, и как говорит Антон Алпеев, менеджер по серверным продуктам ASUS в России, странах СНГ и Балтии, их продажи в прошлом году увеличились в три раза в сравнению с 2010 г.: «Многие государственные и частные компании возобновили закупки оборудования, „разморозив“ бюджеты, не использованные в кризисные годы».

С ним согласен Дмитрий Бакай, эксперт направления серверов OCS Distribution: «В 2011 г. наши продажи серверного оборудования значительно увеличились. Корпоративный рынок проявлял большую активность, особенно во втором полугодии, большие инвестиции были замечены в госсекторе, высокая активность наблюдалась в нефтегазовом секторе и в некоторых отраслях промышленности, а также в телекоме».

Ростом спроса на серверы х86 не преминули воспользоваться российские производители.

Так, в USN Computers, как ­говорит Сергей Чабин, продажи систем х86 в 2011 г. увеличились на рекордные 30%.

«NETLAB активно развивает все направления серверного оборудования, — заявляет Дмитрий Штыров, менеджер NETLAB по серверной продукции. — Как следствие, рост продаж по срав­нению с 2010 г. составил 60%».

А Олег Изумрудов, генеральный директор ETegro Technologies, утверждает, что в 2011 г. поставки серверов ETegro выросли в три раза относительно предыдущего года: «Наш оборот превысил показатели докризисного 2008 г., увеличилась наша доля в корпоративном сегменте. 40% пришлось на госсектор — мы выполнили ряд крупных государственных контрактов, увеличили поставки в ЦОДы».

Кто кого обгоняет? Как считает Алексей Чебатко, в настоящее время обострилась конкуренция среди локальных и западных брендов: «С одной стороны, это позволяет снижать цены для конечного заказчика, но, с другой, мешает развитию наших производителей. Сейчас за российскими брендами не более 35% всего рынка, тогда как в разгар кризиса их доля доходила почти до 50%».

Андрей Шевелев говорит, что зарубежные компании растут быстрее, а российские преодолели кризис с большими потерями: «Зарубежные вендоры приложили максимум усилий, чтобы повысить конкурентоспособность своего оборудования, предлагая новые, более гибкие по цене и функционалу продукты. Они также выигрывают на гарантированном сервисе, доступном на всей территории РФ. Полагаю, что доля российских компаний в поставках серверов х86 будет постепенно снижаться».

Дмитрий Бакай его дополняет: «Многие зарубежные производители активно работают с каналом и предлагают дешевые младшие модели серверов, конкурирующие с местной сборкой. И эта рабо­та приносит свои плоды».

Их мнения разделяют Александр Мухортов и Тимур Рахимбабаев.

Сергей Никулин полагает, что баланс между зарубежными и российскими производителями на рынке серверов сохранился: «Зарубежные производители по-прежнему занимают более 70% российского рынка, хотя их доля за год могла несколько уменьшиться в связи с большей гибкостью российских компаний в IV квартале 2011 г., когда весь рынок ИТ ощущал нехватку жестких дисков после сильного землетрясения в Таиланде. Но вместе с восстановлением поставок и выводом новых продуктов зарубежные производители будут укреплять свои позиции».

Даниил Фадеев более категоричен: «Сегодня на российском рынке серверов х86 лидируют зарубежные вендоры — их общая доля почти 80%, а доля российских компаний продолжает снижаться». Он подчеркивает, что IBM открывает в регионах свои представительства, сервисные центры, обеспечивая обслуживание заказчиков и поддерживая развитие бизнеса своих партнеров.

Явным диссонансом звучит заявление Антона Алпеева, который утверждает, что в 2011 г. начался активный рост локальной сборки серверов, который, несомненно, продолжится и в 2012 г.

В свою очередь российские производители считают ситуацию стабильной с сохранением за ними доли в 30%.

«Значительно соотношение систем зарубежных и российских производителей не меняется, — говорит Олег Изумрудов. — У наших компаний есть хороший стимул — выигрывать открытые торги, предлагая заказчикам более выгодные варианты по соотношению цена/функциональность».

Аналогичную точку зрения высказывает Сергей Чабин: «Очевидно, что подавляющая часть клиентов СМБ предпочла российские системы исключительно из-за цены. Хотя крупные компании выбирают продукты по показателям надежности и скорости сервисного обслуживания».

О виртуализации и облачных вычислениях. По данным аналитиков, на развитых рынках технологии виртуализации и облачных вычислений широко использу­ются для построения экономичных и эффективных инфраструктур ИТ.

Даниил Фадеев подтверждает: «Виртуализация и облачные вычисления стали в 2011 г. стратегией повышения эффективности бизнеса и способом значительного сокращения издержек на обслуживание собственной ИТ-инфраструктуры. IBM отвечает на этот тренд соответствующими серверными решениями, которые позволяют заказчикам упростить инфраструктуру, сократить расходы и ускорить окупаемость инвестиций».

Ему вторит Сергей Никулин: «Технологии виртуализации и облачных вычислений были и остаются одними из самых перспективных направлений на рынке х86 систем. HP разработала концепцию „Конвергентной инфраструктуры“, базовыми принципами которой являются виртуализация, устойчивость, управляемость, оптимизация и модульность. А заказчикам корпоративного рынка, создающим свои „облака“, HP готова предоставить готовое и наиболее полное решение для построения и управления экосистемой сервисов в частном, публичном или гибридном об­ла­ке — HP CloudSystem».

Однако, как говорит Тимур Рахимбабаев, если технологии виртуализации прочно заняли место в серверной инфраструктуре и число реализованных проектов велико, то технологии облачных вычислений пока остаются маркетинговым лозунгом: «Реализованы лишь единичные проекты как в области частных, так и публичных облаков».

Его поддерживает Олег Изумрудов: «2011-й стал в России годом виртуализации, мы отметили рост доли продаж под виртуализацию в корпоративном секторе. Облака, можно сказать, „на старте“, но они требуют обновления аппаратной базы у клиентов».

По-видимому, поэтому таким пессимистическим выглядит ­мнение Антона Алпеева: «Несомненно, обе технологии оказали значительное влияние на индустрию в целом и мировой рынок серверов. Но для России виртуализация и облачные вычисления все еще остаются модной новинкой, популярной темой для обсуждения при повсеместном использовании традиционных серверных решений для выполнения традиционных задач. Реальное же распространение и применение этих технологий мы ожидаем в следующие два-три года».

С ним согласен Дмитрий Штыров, считающий, что облачные вычисления и технологии виртуализации на российском рынке играют пока очень незначительную роль: «Они слишком дороги и сложны для нашего рынка, хотя существенно снижают в будущем издержки и предоставляют большие возможности заказчикам. Но пока их время в России не пришло. Оптимистичные прогнозы — через два-три года».

Подтверждают такого рода суждения данные Сергея Чабина: «В поставках серверов х86 USN Computers системы с технологией виртуализации заняли порядка 25%, а „готовые к облачным вычислениям“ — менее 1%. В 2011 г. компания провела диспут на тему „Облако в ИТ“, представители Microsoft, HP и наши клиенты пришли к выводу: в ближайшее время облачные вычисления в России не получат широкого распространения».

Где нужны «тяжелые» и «легкие» серверы. Аналитики IDC отметили, что российские заказчики все чаще вместо «тяжелых» многопроцессорных систем используют «легкие» 1–2-процессорные серверы х86.

Однако большинство поставщиков не отметили в 2011 г. заметного перераспределения продаж систем с разным количеством процессоров. Так, Павел Борох утверждает, что в целом за 2011 г. процентное соотношение однопроцессорных и многосокетных систем не изменилось.

Сергей Никулин говорит, что в 2011 г. в НР зафиксировали больший рост количества проданных 2-процессорных серверов, но при этом незначительно изменилась доля «тяжелых» систем, на которые заказчики постепенно начинают миграцию приложений с UNIX-систем, и потому они также востребованы. «Как и ранее, „тяжелые“ ­системы чаще используются для back-end задач, которые требуют от оборудования большой вычислительной мощности, причем часто под конкретную задачу используются выделенные серверы», — объясняет Александр Мухортов.

Однако, по мнению Тимура Рахимбабаева, постоянный рост быстродействия процессоров приводит к тому, что произво­дительности младших моделей хватает для решения более широкого круга задач: «Если исключить несколько разовых „тяжелых“ инфраструктурных проектов, то доля продаж 1–2-процессорных систем выросла за год на 20–30%».

Хотя в ETegro Technologies в прошлом году 4-процессорных систем было продано больше, чем в 2010 г., Олег Изумрудов подчеркивает, что на фоне общего увеличения поставок их доля не изменилась и уже несколько лет держится на уровне 8–10%.

По словам Сергея Чабина, в USN Computers соотношение «легких» и «тяжелых» серверов х86 сохранилось с 2010 г. и составило 80% на 20%.

По оценкам аналитиков ITResearch, сегмент настольных ПК в России за прошлый год увеличился на 2,5% и составил 5,04 млн. штук. В качестве лидеров названы компании Acer, Depo, ДНС, HP и K-Systems.

Блейд-серверы все более востребованы. Аналитики уже неоднократно отмечали заметный рост интереса к блейд-серверам. При этом, как полагает Олег Изумрудов, до 90% этого рынка в России принадлежит зарубежным компаниям, и потому наиболее важным является мнение их представителей.

Сергей Никулин утверждает, что в России в 2011 г. blade-серверы HP продемонстрировали рекордный рост среди всех категорий х86 систем — более 50% по сравнению с 2010 г., при том что общий рынок blade-систем увеличился всего на 40%: «Мы оцениваем долю блейд-серверов HP на российском рынке на уровне 56%».

О столь же высоких показа­телях роста продаж говорит и Дмитрий Бакай: «Поставки ­систем увеличились в разы. Мы связываем это с тем, что сейчас ситуацию можно назвать „предвиртуализацией“, когда поставщики услуг стремятся нарастить свои мощности с помощью блейд-серверов».

Ему вторит Александр Мухортов, который говорит, что в прошлом году продажи блейд-систем более чем в два раза превы­сили показатель роста продаж всех серверов стандартной архитектуры, вместе взятых: «Но, по мнению ряда аналитиков, доля блейд-систем в общем серверном бизнесе уже близка к насыщению, и дальнейшее расширение их доли может приостановиться».

Серверы для ЦОДов. По мнению Антона Алпеева, рынок ­ЦОДов в России быстро растет: «За два года построено и запущено достаточно много различных ЦОДов, и серверные решения ASUS были использованы рядом крупных компаний, на­ших партнеров. Причем решения для ЦОДов заняли значительную долю в общем объеме поставок наших серверных решений».

Олег Изумрудов считает, что одна из важных причин оживления рынка оборудования — построение и модернизация инфраструктурной базы провайдеров услуг, в 2011 г. в ETegro Technologies доля поставок серверов х86 в этот сегмент составила примерно 35%.

Как говорит Тимур Рахимбабаев, RRC также участвовала в реализации нескольких проектов, связанных с построением ЦОДов различного уровня для провайдеров услуг, однако доля продаж серверов в эти ­проекты не превысила 10–15% оборота.

Как утверждает Алексей Чебатко, компания WEXLER специализируется на поставках оборудования для ЦОДов: «Сейчас подобные проекты занимают львиную долю наших поставок серверов и составляют примерно 80% в денежном отношении».

Андрей Шевелев затрудняется оценить долю продаваемых Landata серверов х86, которые применяются для построения ЦОДов, поскольку дистрибьютор не ведет подобной статистики: «Однако с уверенностью можно сказать, что все больше серве­ров х86 применяется в ЦОДах. При этом основная масса продаваемых нами серверов исполь­зуется все же для построения частных ЦОДов компаний, ­случаи построения крупных ­коммерческих центров пока ­единичны».

С ним согласен Сергей Никулин, который говорит, что рынок коммерческих ЦОДов в России пока находится в стадии становления: «Коммерческие центры, сертифицированные по Tier III, обеспечивающие высокий уровень доступности для серьезных бизнес-приложений и уровней нагрузки, начали появляться в России только в прошлом году. Такие ЦОДы пока только ищут своих клиентов, так как решение перенести в них свою инфраструктуру и приложения для заказчика становится стратегическим, немногие организации готовы принять такое решение. ­Поэтому пока крупные компании предпочитают иметь инфраструктуру ИТ в своих собственных ЦОДах».

Продажи серверов в 2012 г. По мнению аналитиков из IDC, на российском рынке будет расти спрос на недорогие серверы стандартной архитектуры, что связано не только с популярностью этих решений в сегменте СМБ, но и со строительством крупных ЦОДов (в первую очередь коммерческих).

Практически ни один из поставщиков серверов стандартной архитектуры не сомневается в наращивании их продаж в России.

Сергей Никулин достаточно сдержан в своих оценках: «Мы ожидаем, что в целом бизнес серверов х86 в 2012 г. прибавит 6–10%, основными драйверами роста будут сектор СМБ и продажи в регионах. С технологической стороны можно ожидать продолжения миграции с обычных стоечных серверов на блейд-системы, а также дальнейшего внедрения технологий виртуализации и „облака“, то есть тех направлений совершенствования инфраструктуры ИТ, в которых НР может предложить заказчикам свои разработки».

А Антон Алпеев рассчитывает на появление на рынке новой процессорной архитектуры Intel, которая, по его мнению, может способствовать дальнейшему ­росту продаж серверных решений ASUS и росту российского рынка.

«Продолжится модернизация оборудования в крупных ЦОДах, которую мы считаем одной из главных тенденций рынка и которая может привести к сниже­нию спроса на серверы со стороны клиентов СМБ, так как именно на них ориентиро­ваны услуги коммерческих ­ЦОДов», — считает Олег Изумрудов. В то же время в ETegro Technologies ожидают роста ­сегмента «тяжелых» 4- и 8-процессорных серверов х86, технологии которых достигли уровня, когда они могут конкурировать с RISC-системами.

Андрей Шевелев, Алексей Чебатко и Александр Мухортов полагают, что в текущем году этот сегмент вырастет на 10–15%. При этом, по мнению Алексея Чебатко, основной всплеск продаж следует ожидать в IV квартале 2012 г., когда начнется постепенная миграция клиентов с серверов, произведенных три-четыре года назад (пик докризисных продаж), и тех клиентов, которые пережидали кризис.

Еще более оптимистично смотрит на перспективы серверного рынка Тимур Рахимбабаев: «Продолжится реализация национальных программ, замена докризисных инсталляций в связи с полной сменой поколений серверов. Мы ожидаем довольно существенный рост рынка, не менее 15–20%, при сохранении нынешнего уровня мировой макроэкономики».

Полную версию статьи см. позднее здесь же, на www.crn.ru.


Версия для печати (без изображений)