«В 2011 г. мониторы покупали для замены вышедших из строя и для обновления рабочих мест, прежде всего в корпоративном секто­ре, — отметил заместитель директора компании ITResearch ­Василий Мочар. — В домах же ноутбуки уверенно вытеснили стационарные ПК, что приводило к падению продаж периферии, включая мониторы».

Он считает, что «рынок не вышел на докризисный уровень и уже вряд ли выйдет». По данным ITResearch*, за прошед­ший год было продано 5,62 млн. мониторов (столько же, сколько и в 2010 г.). Если же ­говорить об объеме рынка в денежном выражении, то «из-за существенного сниже­ния средневзвешенной стоимости аппаратов объем рын­ка в деньгах только чуть-чуть перевалил за отметку в 1 млрд. долл., что оказалось на 9% ниже уровня предыдущего года».

«Расстановка сил характерна для стаг­нирующего рынка. Долгое время главенст­вовал триумвират — Samsung, Acer, LG, сейчас же такие компании, как ViewSonic, BenQ, Philips, продают свою продукцию в значимых количествах. Рынок стал более конкурентным», — продолжает Василий ­Мочар.

По данным ITResearch, за последние два года суммарная доля ведущих игроков сни­зилась с 90 до 80%, а компании, не входя­щие в число лидеров, начинают играть заметную роль.

Об усилении конкуренции и ценовой эрозии (дешевеют матрицы, применяющиеся технологии и, как следствие, снижается цена на продукцию в целом) говорят практи­чески все участники нашего опроса. Кроме того, они согласны с оценками анлитиков, что рынок находится в состоянии стагнации и рост продаж в одних сегментах происхо­дит за счет снижения в других.

Андрей Каракашев, региональный директор компании MMD Monitors&Displays, об­ладающей эксклюзивным правом на про­дажу LCD-мониторов под маркой Philips на мировом рынке, приводит другие дан­ные, которые близки к оценкам ITResearch: «По данным аналитической компании МЕКО, российский рынок мониторов в 2011 г. вы­рос почти на 4% по отношению к 2010 г., до почти 5,7 млн. штук». Он считает, что «основным трендом стал рост продаж больших диагоналей с одновременным спадом в сегментах 20-дюйм и ниже, особенно ­сильно проявившимся в малых диагоналях (менее 18,5 дюйма)». Андрей Каракашев ­добавляет, что, несмотря на изменение баланса в пользу больших диагоналей, средняя цена монитора снижалась, что говорит о продолжении ценовой эрозии, падении прибыли, обострении ценовой конкуренции. «Существенное сжатие рынка стационарных компьютеров оказало негативное влияние и на рынок мониторов в потребительском сегменте. Однако продажи в сегменте B2B позволили компенсировать этот спад», — считает он.

Екатерина Царева, директор средств ­визуализации компании Acer в России, ­отмечает, что «рынок мониторов остается привлекательным за счет большого ассор­тимента». Она приводит данные международной аналитической компании Context*, оценившей объем в 2011 г. в 5,5 млн. уст­ройств. «Растут доли сегментов устройств с диагоналями от 21,5 дюйма и выше, а доля аппаратов небольших диагоналей ­падает год от года. Согласно данным западных аналитических агентств, в 2011 г. про­дажи устройств с диагональю от 23 дюймов и больше выросли на 43% по сравнению с 2010 г., что является позитивным показателем», — говорит она.

«Мы оцениваем рынок как стабильный, при этом сохраняется тенденция уменьшения количества покупаемых мониторов меньших диагоналей и роста доли диагоналей 22–27 дюймов», — комментирует итоги года менеджер по продукции (мониторы) в России и странах СНГ компании ASUS Валентина Ким.

Андрей Господынько, менеджер по стратегии ИТ-продуктов компании LG, считает, что объем рынка уменьшился, налицо тенденция его дальнейшего сжатия. «Можно ­отметить рост лишь отдельных сегментов за счет снижения других. Один из основных трендов — изменение спроса в пользу больших диагоналей, начиная с 21,5 дюйма, которые по соотношению цена/качество наиболее привлекательны», — говорит он.

«Существенный рост продаж наблюдался в сегменте 26+ дюймов, но по отношению к рынку в целом это по-прежнему нишевые продукты. Значительный рост происходил в сегменте 23–24 дюйма, но продажи устройств с диагональю 20–21 дюйма снизились, — отмечает Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства ViewSonic в России. — „Тендерный спрос“ сместился с 17 к 18,5 дюйма. Т. е. в общем и целом корректнее говорить не столько о росте каких-то сегментов, сколько именно о перераспределении спроса». Отмечая факторы, повлиявшие на ры­нок мониторов в 2011 г., она добавляет: «Этот рынок сильно зависит от внешнеэкономических факторов, так что и кризис ев­розоны, и колебания курсов валют, и цены на нефть, и предвыборные ожидания, и тендеры конца года — все это оказывало на него влияние, но в целом, если принять во внимание эти (и другие) экономические факторы, серьезных потрясений в 2011 г. не было».

«Объем рынка в целом мы оцениваем в 5 млн. штук. При этом более 70% при­ходится на четырех производителей, чьи ­рыночные доли заметно превышают 10%: Samsung, Acer, LG, BenQ, — говорит Антон Лукьянов, директор департамента ­закупок компании MERLION. — Статистика продаж последних лет демонстрирует тренд вытеснения стационарных ПК мо­бильными устройствами (ноутбуки и план­шеты), что отражается в итоге на спросе на мониторы». По его словам, все большую популярность приобретают мониторы больших диагоналей (21,5, 23, 24 дюйма). Кроме того, заметно растет доля широкоформатных моделей формата 16:9, которые постепенно вытесняют с рынка старые форматы 5:4 и 16:10.

«Рост в этом году был минимальным. Лучше всего себя показал корпоративный сегмент, — говорит продакт-менеджер по мониторам компании OCS Distribution Елена Смородинова. — В рознице роста, ­пожалуй, не было — это касается как ­крупного федерального ретейла, так и мел­ких торговых предприятий. Небольшой рост наблюдается у интернет-магазинов, но их доля в продажах все еще очень мала. Одним из факторов, тормозящих рост розничных продаж, является снижение спроса — многие покупатели приобретают ноутбуки или моноблоки». Елена Смородинова считает, что «расклад сил у производи­телей не изменился — на первом месте Samsung, второе и третье попеременно делят LG и Acer, далее следуют вендоры второго эшелона и совсем в конце — производители дешевых мониторов из Китая, но их все меньше — и это радует».

«Если верить ITResearch, заметного роста не наблюдается. Более того, налицо общий спад рынка. Конечно, было бы не­верно говорить, что движения не было вовсе, — говорит Павел Сурин, руководитель направления „Мониторы и ИБП“ ком­пании „Марвел-Дистрибуция“. — Например, объем продаж квадратных „диагоналей“ 17, 19 или 22 дюйма сокращался. Продажи, например, мониторов 21,5 дюйм формата 16:9, наоборот, увеличивались. Сокращение продаж „старых“ форматов связано в первую очередь с тем, что они существенно дороже современных моделей. Но эти колебания столь несущественны — в пределах нескольких процентов, — что едва ли стоит брать их в расчет. Главная тенденция — продолжающееся падение средней цены ­монитора и сокращение валовой маржи дистрибьютора. К положи­тельным тенденци­ям я бы отнес некую „стабили­зацию“ ценовой конкуренции, она стала более разумной. ­Похоже, больше никто не готов работать „на перспекти­ву“, теряя в марже здесь и сей­час ради объемов продаж в бу­дущем».

Интересно, что большинство вендоров и дистрибьюторов, признавая, что рынок практи­чески не развивается, говорят при этом о росте продаж мони­торов в своих компаниях.

В частности, весьма пози­тивно оценивает ушедший год компания ViewSonic. «Наш рост составил плюс 21% в штуках по сравнению с 2010 г. Не секрет, что средняя цена монито­ров постоянно снижается, так что прибавка в денежном вы­ражении скромнее, но мы выросли и в деньгах тоже», — комментирует итоги года Мария Соловьева.

«Компания ASUS закончила 2011 г., показав 5-кратный рост по направлению «Мони­торы»», — утверждает Вален­тина Ким.

По словам Андрея Карака­шева, год для компании был весьма успешным: «В 2011 г. нам удалось продать в России около 576 тыс. мониторов, что в полтора больше аналогичного показателя за 2010 г. Более 63% общего объема составили продажи устройств под брендом Philips, остальное — АОС. Совокупная доля рынка по обоим нашим брендам в России по итогам 2011 г. составила бо­лее 10%. Такие итоги, естест­венно, следует оценивать как весьма положительные».

О небольшом росте продаж в компании говорит и глава ­российского представительства «НЭК Дисплей Солюшенс Европа ГмбХ» Алексей Златин: «В общей сложности поставки в штуках выросли примерно на 3,5%, что можно расценивать как неплохое достижение. При этом в денежном выражении результаты скромнее, что отображает общую тенденцию падения средней стоимости ­дисплея. Сегмент 23-дюймовых аппаратов вырос примерно в полтора раза. В этом же сегменте показатели нашей компании увеличились почти в четы­ре раза по сравнению с 2010 г. Еще более значимые результа­ты в сегменте 26+ дюйм (16:9): по сравнению с 2010 г. мы продали почти в десять раз боль­ше. Общерыночные же показатели роста в данном сегменте были на уровне 2,3 раза по срав­нению с 2010 г.».

«В 2011 г. компания Acer увеличила продажи мониторов больших диагоналей (от 21,5 дюйм и выше) на 42%», — говорит Екатерина Царева.

«Наши продажи этой кате­гории товара в 2011 г. выросли на 12%, их доля в общем обо­роте MERLION составляет около 8%. В 2011 г. доля на­шей ком­пании в общем объеме реали­зованных на российском рынке мониторов выросла с 28 до 32%, — говорит Антон Лукьянов. — Стоит отметить, что на такие результаты сущест­венно повлиял ряд событий ­минувшего года: приобретение Verysell Distribution, увеличе­ние количества партнеров до бо­ле­е чем 50 тыс. (рост за год ­почти 50%) и открытие 6 фи­лиалов в регионах РФ и в Казахстане».

«В 2011 г. мы сконцентриро­вали усилия на продвижении мониторов трех торговых марок — АОС, ViewSonic, iiyama. Эта работа принесла свои плоды: продажи выросли на 39% в количественном и на 13% — в денежном измерении», — говорит Павел Сурин.

Успешным считает год и Net­Lab: мониторов продано на 23% больше (в штуках), чем в 2010 г. На долю этой продукции в 2011 г. приходилось 8% всех продаж компании.

По словам Елены Сморо­диновой, в 2011 г. компания OCS поставила на 25% боль­ше мониторов, чем в предыдущем году.

Основные тренды 2011

Стоит отметить, что наши респонденты, указывая на стагнацию рынка, отмечают при этом рост отдельных его сегментов. Так, увеличиваются продажи аппаратов с большой диагональю, формат 16:9 постепенно вытесняет форматы 5:4 и 16:10.

Все сильнее смещается спрос в сторону LED-мониторов, причем как в «домашнем» сегменте, так и среди корпоративных заказчиков. Впрочем, в целом последние традиционно стре­мятся закупать недорогие мас­совые модели. Частные же ­пользователи предпочитают ­модели с диагональю 20+ дюймов, с поддержкой Full HD — словом, «заточенные» на высо­кокачественное воспроизведение мультимедиа и требова­тельных к картинке игр. А вот мнения игроков рынка по пово­ду успеха 3D-мониторов замет­но различаются. Кто-то говорит, что спрос на них активно растет. Другие считают, что ожидания пока не оправды­ваются.

Алексей Златин: «Основ­ным технологическим трендом, безусловно, стоит назвать расширение модельных рядов ­мониторов, использующих све­тодиодную подсветку. Также продолжается активное приме­нение энергосберегающих тех­нологий. Для нашего рынка это особенно важно, поскольку существует государственная программа по переходу предприятий на использование энергоэффективного оборудования. Еще одним, пока не очень явным трендом является пере­ход на использование исключительно цифровых интерфейсов для передачи сигналов. „Старый добрый“ VGA постепенно уходит. Наиболее значимым ­событием, вернее, цепью событий можно назвать появление у ряда производителей 3D-мо­ниторов. И хотя пока рано говорить о повсеместном использовании таких устройств, стоит отметить уверенное и динамичное развитие рынка в данном направлении».

Валентина Ким: «Как мы и прогнозировали, определяющими были тенденции увели­чения диагонали, переход на IPS-матрицы, 3D и выпуск ­узкоспециализированных мо­ниторов».

Андрей Господынько: «Ши­рокое распространение полу­чили мониторы нового поколения с IPS-матрицей. Ставка на 3D-технологию не принесла ожидаемых результатов».

Екатерина Царева: «2011 г. практически на 100% переори­ентировал крупный федеральный ретейл в сторону LED-мо­ниторов и вывел из ассорти­мента CCFL-модели. Заметные доли рынка заняли мониторы с 3D-технологией».

Мария Соловьева: «Значимых технологических новинок, которые серьезно повлияли на спрос, не появилось. Тренд вытеснения CCFL-моделей LED-устройствами продолжился и „усугубился“, но это было предсказуемо и серьезно не повлияло на конечный спрос».

Андрей Каракашев: «3D-мо­ниторы пока не оправдывают повышенные ожидания, и спрос на этот тип пока достаточно ­невелик».

Елена Смородина: «Большинство мониторов оснащались LED-подсветкой, они стали бо­лее тонкие, контрастные, стали потреблять меньше энергии. Многие производители, в их числе LG, Samsung, выводят обычные мониторы из своей матрицы, оставляя только сегмент LED».

Антон Лукьянов: «Основная тенденция — это смена традиционных CCFL-мониторов на аппара­ты с LED-подсветкой. Их доля выросла с 25% (2010 г.) до 40% (2011 г.)».

Павел Сурин: «Произошел окончательный переход к LED-технологии, но, как ни странно, никакого оживляю­щего влияния на спрос и прода­жи это не оказало».

Завтрашний день

Каким же компании видят завтрашний день? Представители аналитических агентств говорят о стагнации и отсутствии значительных драйверов роста, прогнозируя все более обостряющуюся конкуренцию как в B2B-секторе, так и в рознице. При этом они отмечают, что даже на технологические новинки потребители реагируют достаточно вяло, все чаще предпочитая ноутбуки, игровые приставки, присоединенные к телевизорам и планшетным компьютерам.

Некоторые специалисты по­лагают, что еще одним существенным фактором, который может вытеснить мониторы из «частного сектора», может стать «проникновение» Интер­нета в телевизоры. По мере совершенствования такие модели будут «отъедать» долю рынка у стационарных ПК и, как следствие, мониторов.

«В обозримом будущем дав­ление на рынок мониторов могут оказывать и телевизоры, особенно с развитием техноло­гии Smart TV», — считает, например, Антон Лукьянов.

«Рынок старый, стагнирующий, надежды на его развитие я пока не вижу, — говорит Ва­силий Мочар. — Впрочем, неко­торое время он еще продержит­ся. Скорее всего, сохранится часть рынка, рассчитанная на профессиональное использо­вание, останется и самая дешевая продукция».

* Компании ITResearch и Context приводят данные по продажам дистрибьюторов в канал.


Версия для печати (без изображений)