По данным IDC, в 2011 г. российский рынок устройств печати показал крайне скромные темпы роста: 0,8% в штучном исчислении и 1,4% — в деньгах. Как сооб­щают аналитики, в страну было поставлено свыше 4,1 млн. единиц оборудования на сумму 940,9 млн. долл.

«Рост по итогам года обеспечили сильные продажи в I и III кварталах, в то время как II и IV кварталы не достигли объемов аналогичных периодов прошлого года, — сообщает Исмаил Белов, ведущий аналитик IDC. — Тем не менее IV квартал традиционно стал самым большим в году по объ­ему поставок из-за сезонного увеличения спроса — в основном со стороны корпоративного и государственного секторов».

Аналитическая компания ITResearch ­более оптимистично оценивает динамику рынка: 14% в штучном исчислении и около 7% — в денежном. Тем не менее расхождение в абсолютных цифрах в оценках обеих компаний не столь велико. По данным ITResearch, в 2011 г. в России было продано 4,36 млн. принтеров и настольных МФУ на сумму 852 млн. долл.

На некоторые различия в оценках, по всей видимости, влияют особенности анализа и расчетов (к примеру, IDC в основном ориентируется на данные об отгрузке обо­рудования в нашу страну, и эти цифры несколько «опережают» результаты фактических продаж).

Оценивая объем рынка и его динамику, многие игроки ссылаются на данные аналитиков или называют близкие к ним цифры. Некоторые (в частности, представители Brother и Epson) считают, что рынок в 2011 г. уже восстановился после кризиса. С этим не согласны в представительстве НР. «Рынок еще далек от насыщения и не достиг даже докризисного уровня», — утверждает Константин Кимельман, директор подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений. Действительно, если за «точку отсчета» взять данные аналитиков за «наиболее благополучный» 2007 г. (5,3 млн. штук на сумму около 1,1 млрд. долл.), то прошлогодние показа­тели заметно им уступают.

Невысокую динамику рынка, по мнению Андрея Блинова, коммерческого директора компании Teko, можно объяснить завершением послекризисного «эффекта низкой ­базы» и отложенного спроса, которые обеспечили существенный рост поставок в 2010 г. Кроме того, он считает, что рост был сдержан недопоставками устройств некоторых лидирующих вендоров, в том числе и вследствие катаклизмов в Японии.

Продажи оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ в большей степени зависят от установленной базы, ­нежели от текущих продаж оборудования. По данным ITResearch, в прошлом году их было продано 19 млн. штук на сумму почти 1 млрд. долл. По сравнению с 2010 г. этот рынок увеличился на 5% в штуках и на 10% в деньгах. «Само наличие роста указывает на то, что борьба с альтернативными расходными материалами приносит свои плоды», — отмечают аналитики.

Игроки «рапортуют»

Большинство вендоров утверждают, что прошедший год был для них удачным — они росли быстрее рынка или, по крайней мере, сохранили свои позиции в тех или иных сегментах и подсегментах.

«Компания HP не только сохранила ли­дирующее положение, но и стала, согласно отчетам IDC, поставщиком номер один во всех четырех основных товарных кате­гориях — струйных принтерах и МФУ, а также в лазерных принтерах и МФУ», — утверждает Константин Кимельман.

По словам Марии Хлюстовой, продакт-менеджера представительства компании ­Epson Europe B.V., компания осталась в тройке лидеров в сегменте струйной ­печати.

«В сегменте малой офисной техники и офисного оборудования средней и высо­кой производительности в денежном выражении продукты Xerox заняли второе место, а „в штуках“ — четвертое, — говорит Надежда Попова, руково­дитель отдела ­продуктового маркетинга ­департамента ­дистрибуции малой офисной техники ком­пании „Ксерокс Россия“. — Этих результа­тов нам удалось достичь благодаря грамот­ному прогнозированию — предвидя рост спроса на полноцветную печатную технику, в прошлом году мы запустили новые продукты, созданные как на базе стандартной лазерной технологии, так и на основе запатентованных техноло­гий Xerox HiQ LED и Solid Ink».

Ссылаясь на данные IDC, Тарик Алхаурани, директор по развитию бизнеса ком­пании «Киосера Документ Солюшенз Рус», сообщает, что в сегментах цветных и монохромных МФУ формата А3 оборудование Kyocera заняло второе место (в штучном и денежном исчислении).

По словам Евгения Карпова, руководи­теля группы маркетинга и планирования компании «Панасоник Рус», продукты ­Panasonic укрепили позиции в сегменте ­лазерных МФУ: «Наша доля рынка превы­сила 10%».

Юлия Козырева, руководитель отдела маркетинга Ricoh Rus, сообщает, что, по данным исследовательского агентства ­Infosource, компании удалось нарастить свою долю и переместиться с шестого на четвертое место среди производителей офисной техники: «Особую роль в этом сыграли МФУ на базе копиров формата А4».

Алексей Володин, директор по продажам департамента информационных систем Sharp Electronics Russia, оценивает резуль­таты работы как удовлетворительные: «Мы, возможно, не показали выдающихся достижений, но это был год полного изменения продуктовой линейки и существенной перестройки партнерской политики. Также надо отметить, что по некоторым сегментам мы даже недооценили спрос, что отразилось в нехватке самых ходовых моделей в конце прошлого года и в начале этого».

Большинство опрошенных дистрибьюторов утверждают, что их продажи устройств печати и расходных материалов росли быстрее рынка. Представители компании Teko сообщают, что их бизнес по этому направлению вырос на 18%, «А1 ТИС» и NetLab — на 20%, EuroBusiness — на 30%.

По словам Елены Жуплатовой, гене­рального директора APT Distribution, ее компания достигла впечатляющих резуль­татов: «Оборот по основным направлениям (дистрибуция печатающего оборудования и расходных материалов) увеличился более чем в два раза — как в штучном, так и в денежном выражении». Она также сообщила, что в прошлом году внутри компании было «формализовано распределение работы» по нескольким основным вертикальным рынкам: «Мы сфокусировались на основных особенностях каждой индустрии. Это потребовало больших усилий (выявление специфических потребностей, подготовка специальных предложений, востребованных в отрасли, организация мероприятий, учет особенностей работы с обо­рудованием при подготовке предложения по сервисному обслуживанию и т. д.). Важнейшими для нашей компании направления­ми являются банки, страховые компании, сетевая розница, производство и сектор государственного управления».

Драйвер — «корпоратив» и лазерные технологии

Как отмечают аналитики IDC, в структуре продаж наблюдалась отчетливая тенденция к росту спроса со стороны корпоративного и государственного секторов. В то время как розничные продажи шли вяло, существенно повысилась тендерная активность, особенно в конце года. В ряде случаев игро­ки вынуждены были прибегнуть к значительному демпингу, чтобы обеспечить своей продукции ценовое преимущество в тендерных сделках.

По оценке IDC, поставки в корпоративный сегмент были и остаются двигателем рынка и именно благодаря ним по итогам года он закрылся «в плюсе». «Особенно это касается монохромных лазерных принтеров, поставки которых выросли на 7,3% (или на 170,8 тыс. штук) по сравнению с 2010 г., — утверждает Исмаил Белов. — А вот струйная техника не порадовала — здесь наблюдается падение поставок более чем на 8,7% (на 141,5 тыс. штук). Тут причин две: во-первых, ­сказался избыточный ввоз струйного оборудования в 2010 г. Во-вторых, изменилось покупательское поведение на консьюмерском рынке (именно на него нацелена эта техника): покупатели не спешили приобретать условно-необходимые товары и до последнего стремились сохранить свои деньги».

По данным ITResearch, в 2011 г., так же как и годом ранее, по темпам роста лидировали настольные лазерные МФУ, продажи которых увеличились на 20%, что привело к увеличению их рыночной доли. Несколько меньшими темпами (около 15%), но все же более активно, чем в 2010 г., росли продажи лазерных аппаратов. Здесь основная точка роста — принтеры для рабочих групп производительностью свыше 30 стр./мин. «Кризис ускорил этот тренд, ­заставив многие организации ­пересмотреть свою политику в отношении парка печатающих устройств, повысив приоритетность закупок техники для ра­бочих групп при его обновлении, — утверждают аналитики. — Принтеры для рабочих групп в большинстве случаев являются более рациональным выбором для организаций любого размера как с точки зрения стоимости печати (экономичные картриджи с большим ресурсом), так и эксплуатационных затрат. При этом, естественно, снижается доля персональных принтеров, составляющих большую часть рынка и доминирующих в установленной базе».

По данным ITResearch, в сумме сегменты лазерных принтеров и лазерных МФУ заняли почти две трети рынка, причем в обоих сегментах опережающими темпами росли продажи более производительных моделей.

В струйном сегменте, как утверждают аналитики, напротив, наблюдалось снижение темпов роста в категории настольных МФУ. Это можно объяснить усилившейся ценовой эрозией, а также смещением спроса в сторону менее дорогих моделей. По данным ITResearch, в сегменте струйных МФУ совместное действие этих двух факторов привело практически к нулевому (0,7%) росту его денежного объема, хотя в натуральном выражении продажи прибавили 11%. При этом од­нофункциональных струйных принтеров в 2011 г. было про­дано примерно столько же, что и годом раньше.

С оценкой аналитиков соглашаются многие игроки.

В представительстве НР подчеркивают, что львиная доля всех отпечатанных в России страниц приходится на коммерческие документы и отчетность. «Продажи устройств печати для домашнего использования неуклонно снижаются», — поясняет Константин Кимельман. По его мнению, отношение «домашних» пользователей к печати меняется на глазах: «Не последнюю роль в этом играет распространение ноутбуков и планшетных компьютеров, а также широкополосного доступа этих устройств в Интернет. Все меньше печатается того, что можно посмотреть на экра­не. На этом фоне объем печати в России поддерживают требования государства к документообороту. В 2011 г. наибольший рост наблюдался в сегменте ­монохромных лазерных МФУ, наиболее распространенных устройств в коммерческих организациях».

В представительстве Epson считают, что рост продаж в корпоративный сегмент во многом обусловлен финансированием государственных программ в образовании и медицине. «Сегмент монохромных лазерных печатных устройств, широко востребованных в бизнесе, „чувствовал себя“ увереннее всего, — отмечает Мария Хлюстова. — Рынок печатных устройств для дома тоже развивался стабильно и по­ступательно. Здесь покупатели по-прежнему предпочита­ют струйные МФУ, компактные, экономичные и более универсальные».

Наиль Гималиев, руководитель отдела маркетинга и раз­вития бизнеса представительства Brother, считает, что оба сегмента развивались достаточ­но хорошо, но традиционно к концу года корпоративные продажи существенно увеличились: «Струйная техника, похоже, росла скромнее. Возможно, причиной является то, что лазер­ные устройства пользуются большим спросом именно у бизнес-структур».

В компании Ricoh Rus свя­зывают более активный рост в корпоративном сегменте с преодолением последствий кризиса. «Как известно, массовый сектор во время кризиса „падает“ сильнее, но затем, при возвращении благоприятной конъюнктуры, восстанавливается гораздо быстрее, — говорит Юлия Козырева. — В корпоративном секторе процесс „спад — восстановление“ сильнее растянут во времени. И если пик восстановительного роста в массовом (SOHO) сегменте пришелся на 2010 г., то в прошлом году аналогичные тенденции наблюдались уже в корпоративном секторе, а SOHO рос весьма умеренно». Она также «похвасталась» гелевыми принтерами Ricoh GELJET, которые, по ее словам, «вобрали в себя преимущества двух традиционных способов печати — струйной и лазерной». В 2012 г. Ricoh планирует выпустить и гелевые МФУ.

По мнению Дмитрия Купцова, вице-президента компании OCS Distribution, в 2011 г. бюджеты заказчиков возвращались к докризисным показателям: «Основными клиентами оставались госструктуры, при этом гораздо активнее, чем в предыдущие годы, оборудование закупало здравоохранение. Роста по сегменту SOHO почти не было». Больше всего его «радовали» продажи сетевых монохромных МФУ средней и высокой производительности: «За счет хорошего спроса не было пресыщения рынка, что давало каналу возможность заработать. Наиболее быстро рос сегмент формата А3 — около 40% по отношению к 2010 г.».

У Юлии Смирновой, менеджера по продукции компании «Марвел-Дистрибуция», также сложилось впечатление, что сегмент SOHO перенасыщен, а корпоративный — все еще имеет большой потенциал. В количественном выражении в продажах дистрибьютора струйные устройства печати немного преобладали над лазерными — соответственно 53 и 47%. По словам Юлии Смирновой, каждый из этих сегментов в прошлом ­году ощутил определенные сложности в связи с экологическими катастрофами: «Например, из-за событий в Японии пострадал в первую очередь лазерный сегмент, что вернуло маржу в продажах этих устройств, но негативно сказалось на ко­личественных показателях. Наводнения в Таиланде ударили по струйным устройствам, что также привело к неравномерности поставок».

По оценке Валерия Серого, руководителя отдела поставок компании NetLab, продажи в корпоративный и массовый сегмент росли примерно равными темпами. Вместе с тем он отмечает существенно более высокий спрос на лазерные устройства: «Их продажи составляют 90%, струйных — 10%».

Как сообщает Владимир ­Ламков, коммерческий директор EuroBusiness, в канале сбыта его компании, на фоне ослабления спроса на струйную технику, доля лазерных принтеров увеличилась и достигла 25% ­общего числа проданных уст­ройств. Похожая картина наблюдается и в сегменте МФУ.

По словам Александра Голощапова, менеджера по продукции APT Distribution, рост продаж в корпоративный сегмент был весьма динамичным на протяжении почти всего 2011 г.: «Лишь под конец года мы почувствовали некоторое ослабление спроса, связанное главным образом с неопределенностью политической и макроэкономической ситуации в преддверии выборов. В целом спрос был ­активно стимулирован госинвестициями в обновление парка ИТ-оборудования в крупных разветвленных госструктурах (ФТС, Минздравсоцразвития, ­судебных органов, МВД), серьезными вложениями в энергетику, интенсивным развитием банковской и страховой сфер, расширением розничных сетей».

Компания APT Distribution осуществляет поставки в основном в корпоративный сегмент, где главным образом используются лазерные устройства печати. Однако Александр Голощапов отмечает несколько факторов, влияющих на снижение популярности струйных аппа­ратов: «Это высокая стоимость печати, если речь идет о документах. Фотографии все чаще распространяются в основном в социальных сетях. Да и распечатать их в специализированных минифотолабораториях ­зачастую оказывается быстрее, проще и дешевле, чем дома».

В компании Teko считают, что скачок на рынке наблюдался в IV квартале, и только в корпоративном сегменте, а «розничные потребители» придерживали расходы в ожидании второй волны кризиса. «Лазерная технология по-прежнему доминиру­ет — доля этих продуктов в со­вокупном объеме поставок увеличилась и достигла 67%, — говорит Андрей Блинов. — В противовес струйным принтерам и МФУ поставки лазерных устройств показывают устойчивый рост (около 18% в штучном выражении). В деньгах сегмент увеличился на 10%, что объяс­няется снижением цен на МФУ и принтеры, а также преобла­данием в поставках недорогих устройств (до 400 долл.)».

Тенденции

Многие тенденции, развернувшиеся на рынке в прошлом году, проявились гораздо раньше. Как и годом ранее, в 2011-м аналитики отметили опережающий рост продаж МФУ.

«Доля МФУ продолжает расти: она увеличилась на 1,7% в штучном выражении (4,7% — в деньгах) по сравнению с 2010 г. и заняла до 57,3% общего объема поставок устройств печати в штуках», — говорит Исмаил Белов.

Эти цифры подтверждают и данные GfK, на которые ссылается один из участников опроса. Согласно им, в 2011 г. объем рынка принтеров составил 1,7 млн. штук на сумму 8,5 млрд. руб., МФУ — 2,4 млн. штук (14 млрд. руб.). По оценке GfK, в количественном измерении по сравнению с 2010 г. продажи принтеров выросли на 6%, МФУ — на 20%. В денежном — сегмент МФУ прибавил 10%, тогда как продажи принтеров несколько упали.

По словам Константина Кимельмана, за ростом доли МФУ «скрыта качественная тенденция изменения структуры продаж в пользу лазерной технологии».

По мнению Евгения Карпова, эту тенденцию можно объяснить не только ростом интереса пользователей к МФУ, а не к отдельным устройствам, но и снижением их средней стоимости.

«Все больше пользователей как в бизнес-сегменте, так и дома предпочитают иметь универсальные устройства, которые помогут сэкономить место и обеспечить максимально широкий функционал. Исключения составляют профессиональные прин­теры, созданные для решения определенных задач печати», — считает Мария Хлюстова.

Но, как отмечает Наиль Гималиев, хотя МФУ пользуются большим успехом в рознице, принтеры по-прежнему доминируют в корпоративном секторе.

Александр Голощапов, в свою очередь, и здесь наблюдает рост интереса к МФУ: «Это обусловлено как постепенным сближением цен, так и все возрастающей популярностью сканирования, что стало следствием адаптации электронных документов как во внутрикорпоративной, так и в межкорпоративной коммуникативных средах. Поскольку рынок окончательно и мас­сово осознал важность экономии на производстве бумажных документов, то одними из важнейших критериев выбора уст­ройства являются наличие дуплекса и высокий ресурс расходных материалов (тонера и фоторецептора)».

Помимо увеличения продаж лазерной техники и доли МФУ аналитики IDC выделяют еще несколько интересных трендов.

«Стоит отметить положительную динамику в подсегменте полноцветных лазерных устройств, доля которых в 2011 г. выросла на 11,4% в штучном выражении (24,2% в денежном) по сравнению с 2010 г. и достигла 5,3% в штучном и 14,3% в денежном выражении от общего объема поставок лазерной техники, — говорит Исмаил Белов. — Продажи техники формата А3 выросли примерно на 40% как в штучном, так и в денежном выражении. В обоих подсегментах также наблюдается опережающий рост МФУ. В абсолютных цифрах парк таких уст­ройств невелик, но темпы роста впечатляют!» Он также упоминает о довольно неожиданном успехе цветных струйных МФУ формата А3: «Объем продаж вырос втрое — до 6,6 тыс. штук, тогда как еще три года назад они вообще не продавались».

Вместе с тем некоторые вендоры наблюдают тенденцию к миграции части корпоративных заказчиков с устройств формата А3 на А4. Об этом, в частности, говорят представители Ricoh и Sharp.

«Впервые в офисном сегмен­те количество проданных МФУ формата A4 превысило количество МФУ формата A3, — ут­верждает Юлия Козырева. — Обусловлено это в первую очередь появлением ряда моделей формата A4 с уровнем техни­ческого оснащения, ни в чем не уступающего моделям A3, при этом обладающих значительно более привлекательным ценником. Офисный документооборот растет и основной прирост приходится на формат A4. При этом люди начинают подробнее анализировать затраты на печать и приходят к выводу, что печать A3 занимает не бо­лее 5–10% общего объема, и, оптимизируя расходы, делают выбор в пользу МФУ формата A4».

С этим соглашается и Алексей Володин. Кроме того, он отмечает усиление тенденции к «централизации и глобализации» — как у госструктур, так и у корпоративных клиентов заказы «уходят» из регионов в центр.

В компании «Ксерокс Россия» называют 2011 г. «годом постепенного перехода от режима экономии к выбору более дорогих и функциональных устройств». «Наметился „осторожный“ спрос на более производительные и дорогие устройства, в том числе полноцветные, — говорит Надежда Попова. — Этому способствовало то, что продукты стали более компактными, технологичными и доступными». Она также отмечает рост сегмента документ-сканеров. По данным ITResearch, в 2011 г. было продано 40 тыс. этих устройств.

Лишь в прошлом году, как утверждает Дмитрий Купцов, пользователи стали обращать повышенное внимание на наличие модуля Wi-Fi в устройствах печати: «Эта функция впервые стала решающей при выборе принтера или МФУ. В пользу этого сыграли два фактора — появление у большого числа пользователей домашней беспроводной сети и рост функциональных возможностей коммуникаторов и планшетов».

Некоторые игроки отмечают и тенденции рынка «расходников».

«В прошлом году усилилось давление со стороны производителей неоригинальных расходных материалов. Из раздражающего момента это переросло в некий сегмент, который существенно влияет на рынок в целом», — утверждает Лада Белан, коммерческий директор компании «А1 ТИС».

По данным ITResearch, в 2011 г. в России было продано 2,5 млн. совместимых струйных картриджей для принтеров Canon и Epson на сумму 11,5 млн. долл. В компании Teko уверены, что в нашей стране, где патентное и авторское право не так сильно развито, рынок совместимых картриджей будет активно расти.

Очаги конкуренции на устоявшемся рынке

По данным ITResearch, лидерами российского рынка устройств печати являются компании Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox (перечислены в алфавитном порядке), их общая рыночная доля — около 93%.

Как отмечают аналитики IDC, пятерка лидеров не изменилась, но внутри группы ведущих вендоров произошла «перестановка сил». «Сейчас основная пятерка контролирует более 80% общего рынка печатных устройств, — говорит Исмаил Белов. — Многие компании воспользовались нестабильной ситуацией и укрепили свои позиции. Эта тенденция продолжится, круг лидеров будет сжиматься, охватывая все больший процент рынка».

«Помимо традиционной конкуренции по соотношению цены и качества, дизайну, функциям, стоимости владения и, наконец, доступности, хочется отметить новый вектор — изменение от­ношения пользователей к печати, — считает Константин Кимельман. — На рынке выигрывает тот производитель, который наиболее чутко реагирует на подобные изменения. К примеру, значительную часть устройств, которые HP поставила в прошлом году на российский рынок, можно подключить к Интернету, они имеют функцию беспроводной печати, в том числе с мобильной платформы iOS, функции печати на электронную почту».

По мнению представителей Epson, российский рынок печатных устройств сложился, основные игроки давно известны и довольно стабильно развивают свой бизнес.

В компании «Ксерокс Россия» также не наблюдают существенных изменений, считая, что уровень конкуренции был и остается достаточно высоким.

Не ощутили заметного усиления или ослабления конкуренции в прошлом году и в представительстве Brother. «Время от времени появляются новые игроки, которые пытаются отвоевать долю рынка снижением цены. Когда потенциал этого исчерпан, все возвращается на „круги своя“», — добавляет Наиль Гималиев.

В компании Ricoh Rus также считают, что конкуренция на рынке устройств печати всегда была крайне острой, и 2011 г. не внес значительных изменений. «Как всегда, остро ощущалось ценовое давление: из года в год вендорам приходится выпускать все более совершенные устройства по все более низким ценам, — говорит Юлия Козырева. — Но так как Россия является сейчас самым перспективным рынком Европы, другого ждать и не приходится — для его завоевания производители готовы вкладывать большие средства».

«Ряд вендоров (в частности, наших прямых конкурентов из бывшего „копировального“ клуба) в течение 2011 г. меняли структуру продаж. Это, с одной стороны, позволяло нам пользоваться их локальными проблемами, но с другой — к концу ­года мы оказались совершенно в другой конкурентной среде, — говорит Алексей Володин. — Многие были весьма агрессивны в продвижении своей продукции, а также в работе с партнерами». Он отметил, что распределение долей вендоров на российском рынке сильно отличается от мировой картины, и в Sharp ожида­ют постепенного выравнивания.

Среди событий, способных ­повлиять на изменение конкурентной среды, Лада Белан («А1 ТИС») называет выход Samsung с аппаратами формата А3 в несвойственный для него ранее корпоративный сегмент рынка.

В компании OCS отмечают изменения в поведении вендо­ров — по словам Дмитрия Купцова, «наметилась тенденция к упорядочиванию партнерского канала». «Конечно, конкуренция ужесточилась. Ведь и состав ­дистрибьюторов у основных производителей менялся, да и планы у всех были весьма агрессивные, — считает вице-президент OCS. — В дистрибьюторском и партнерском каналах происходит дальнейшее размежевание. Сильные игроки укрупняются (как за счет собственного роста, так и за счет поглощения „крепких середняков“)».

В компании «Марвел-Дистрибуция» напоминают, что ушли некоторые дистрибьюторы, и это в целом положительно сказалось на рынке. «Среди наиболее заметных событий я бы отметила агрессивную попытку HP „подмять“ рынок в I–II кварталах. Они резко нарастили свою долю, перенасытив рынок, — добавляет Юлия Смирнова. — Однако это не привело к положительным результатам ни для вендора, ни для рынка в целом. В результате этой акции маржи­нальность в канале заметно снизилась, причем не только у HP. Но в III квартале ситуация стабилизировалась, в итоге доли ­основных брендов сильно не изменились».

Косвенно это подтверждает и Наиль Гималиев: «Есть ощущение, что к концу года замедлилась ценовая эрозия. Лидеры, которые чувствуют себя достаточно уверенно, перестали снижать цены и ситуация немного стабилизировалась».

В компании Teko считают, что разрыв между лидерами и аутсайдерами стремительно нарастает. «Идущие впереди стремятся наращивать новые сервисы, без которых клиентам становится неудобно работать, — говорит Андрей Блинов. — Аутсайдеры действуют „по старинке“, часто не осознавая, что этот стиль работы протянет всего несколько лет. Думаю, что рынок становится более прозрачным в отличие от первых двух лет послекризисного периода».

Напротив, в компании APT Distribution утверждают, что ­лидеры уступили часть своей рыночной доли вендорам «вто­рого эшелона».

«Ряд ведущих поставщиковнемного сдали, потеряв 1–3% рыночной доли. Вендоры „вто­рого эшелона“, в том числе и Kyocera, укрепили свои позиции. На мой взгляд, их партнеры (дистрибьюторы, VAR’ы и т. д.) оказались более гибкими и активными в продажах», — считает Елена Жуплатова. Она уверена, что конкуренция ослабевать не будет, но не видит серьезных предпосылок для существенных изменений на рынке: «Централизация структуры управления подразделениями HP в лучшем случае сможет лишь сохранить их текущую ­позицию; прорыв нового игрока с дешевым или революционным продуктом (как это было с Samsung в 2004–2005 гг.) ма­ловероятен. Умеренное усиление и ослабление позиций игроков зависит главным образом от их финансовых и производственных возможностей».

Аналитики IDC подчеркивают, что основной драйвер рынка — корпоративные продажи, и успешными станут имен­но те вендоры, которые прочно «застолбят» себе место в данном сегменте. Это прежде всего касается продаж отраслевых решений и услуг MPS.

«Мы стали свидетелями переломного этапа в корпоративном сегменте, — комментирует Исмаил Белов. — Ценовые войны скоро станут неэффективными, поскольку цены на „коробочный“ продукт в процессе тендерной игры зачастую снижаются настолько, что не в состоянии обеспечить минимальный уровень рентабельности. Вероятно, в скором времени на корпоративном рынке останутся вендоры, либо готовые предложить заказчику кастомизированные индустриальные решения с высокой долей дополнительных услуг, либо имеющие в своем продуктовом портфеле привлекательные предложения послепродажных услуг. Последние обеспечат им устойчивый поток денежных средств на послетендерном этапе и позволят восполнить недостаток маржи при продаже „коробочной“ продукции».

Ожидания и перспективы

Игроки уверены, что рост рынка устройств печати продолжится как в 2012 г., так и в среднесрочной перспективе.

По мнению представителей НР, бюджеты многих крупных коммерческих предприятий и госструктур, в основном, будут осваиваться во второй половине 2012 г. «Выборы традиционно оказывают некоторое влияние на деловую активность на рынке устройств печати, — поясняет Константин Кимельман. — Но социальные выплаты конца 2011 г. и предсказуемое развитие событий поддерживают высокий уровень активности частных потребителей в начале года и, как следствие, высокие продажи в домашнем сегменте, а также сопутствующий спрос на коммерческие устройства со стороны индустрии услуг». Он считает, что потенциал рын­ка офисной печати напрямую зависит прежде всего от тре­бований государства к докумен­тообороту, а текущая ситуация, безусловно, является бла­гоприятной.

В компании «Ксерокс Россия» в 2012 г. ожидают умеренный рост на уровне 5–10% с увеличением спроса на более производительные модели и цвет.

В представительстве Epson отмечают высокий уровень спро­са на «домашние» устройства печати в начале года. «Он гораз­до выше, чем в 2011 г., что го­ворит о полном восстановлении рынка и оптимистичных перспективах разви­тия, — считает Мария Хлюстова. — Что касается корпоративного сегмента, то стоит отметить высокую активность в I квартале, связанную с модернизацией парка техники в образовательной, медицинской и энергетической сферах. Рынок будет развиваться, скорее всего, — без заметных скачков».

«Впечатляющим» называют начало года в представительст­ве Brother. Однако в недалекой перспективе, по мнению Наиля Гималиева, наступит эффект ­насыщения: «Двузначные числа роста останутся в прошлом».

В компании Sharp Electronics Russia считают, что прогнозы спада рынка в мировом масштабе в среднесрочной перспективе не следует экстраполировать на Россию. «Приведу пример — рынок факсов. Мне прочили его скорую смерть в начале 2000-х, однако еще 10 лет мы продавали эту продукцию весьма успешно, и только в 2010–2011 гг. „наконец“ увидели снижение спроса, — поясняет Алексей Володин. — Думаю, что-то похожее произойдет и с рынком печати. Возможно, правда, отставание по времени будет меньше».

В компании «Киосера Документ Солюшенз Рус» утверждают, что в начале года «рынок развивается с положительной дина­микой». «Хотя в предвыборный период мы заметили небольшое сдерживание, в марте начался плановый рост, — говорит Тарик Алхаурани. — Мы ожидаем, что в 2012 г. рынок увеличится на 15%, и эта динамика сохранится до 2015 г.».

Наблюдая, как развивается ситуация в начале года, в компании Ricoh Rus в 2012 г. предполагают «весьма умеренный» рост — не более 10%. «При этом, по нашей оценке, более высокие темпы продемонстрирует корпоративный сегмент», — говорит Юлия Козырева. В перспективе, по ее мнению, рост российского рынка превысит общемировые показатели, повышенное внимание будет уделяться общей стои­мости владения, в корпоративном сегменте от продаж «коробок» игроки перейдут к поставке полноценных решений по управлению документооборотом.

По оценке компании «Марвел-Дистрибуция», в целом I квартал выдался неплохим. «Рынок „дышит“, ожидания оправдыва­ются, планы выполняются, — говорит Юлия Смирнова. — Продолжится поступательное развитие с не­значительным перераспределением долей и подсегментов».

В NetLab также смотрят в будущее с оптимизмом. «Перспективы хорошие, это достаточно устойчивый бизнес, без тенден­ций к „схлопыванию“», — поясняет Валерий Серый.

Компания OCS ожидает умеренный рост, в основном — в корпоративном сегменте. ­«Конечно, если макроэкономические факторы не будут деструктивными, — добавляет Дмитрий Купцов. — Мы также надеемся на дальнейшее упорядочивание вендорами партнерского канала».

В APT Distribution в начале года наблюдали некоторое затишье в корпоративном сегменте. «Но практически сразу после выборов президента динамика нормализовалась», — утверждает Александр Голощапов.

По мнению аналитиков IDC, развитие рынка в основном пойдет не за счет новых технологий, а за счет решений вендоров. «Они должны будут формироваться с учетом специфики целевой вертикали, — уверен Исмаил Белов. — При этом усилится конкурентная борьба как в пятерке лидеров, так и среди остальных участников рынка. Вендоры, неспособные предложить системный подход, будут вынуждены уйти с рынка».

В IDC ожидают общий рост продаж в основном за счет МФУ, лазерная техника также будет пользоваться все большим спросом. Получит развитие рынок ИТ-ус­луг в сфере поддержки печати, в частности MPS (Managed Print Services).

Наиболее вероятный прогноз по динамике на 2012 г. от ITResearch — рост продаж примерно на 10%, причем за счет МФУ, в то время как спрос на лазерные принтеры изменится мало, а на струйные, скорее всего, упадет.


Версия для печати (без изображений)