Три года назад российский рынок ИБП оказался в числе наиболее пострадавших от кризиса — по оценке аналитиков, по объему он откатился до уровня 2004 г. Однако уже в 2010 г. (данные ITRe­search) рынок существенно вырос (на 33% в штуках и на 53% — в деньгах). В прошлом году рост продолжился. Динамика была не очень высокой, но также измерялась двузначными числами. В итоге в 2011 г. объем рынка в денежном выражении, по данным аналитиков, более чем на 10% превысил докризисные показатели 2008 г.

Динамика и объем

Традиционно год начался с затишья, но уже в марте наступило оживление и в целом I квартал продемонстрировал неплохие результаты. По данным ITResearch, в течение первых трех месяцев 2011 г. продано около 426 тыс. ИБП на сумму более 90 млн. долл. Показатели I квартала 2010 г. были превышены на 10% в штуках и на 28% — в деньгах. Усредненная стоимость одного ИБП достигла 211 долл. (на 16,5% больше, чем годом ранее).

Во II квартале рост продолжался, в годовом исчислении объем рынка увеличился более чем на 12%, при этом темпы роста натуральных и денежных показателей оказались практически равны. Всего в первом полугодии 2011 г., по данным ITResearch, было продано 890 тыс. ИБП на сумму свыше 190 млн. долл. Это больше показателей первого полугодия 2010 г. на 11,7% в штуках и на 24% — в деньгах. Вторая половина года также была удачной, при этом в полной мере проявился сезонный фактор — продажи в IV квартале (почти 850 тыс. ИБП на сумму 190 млн. долл.) оказались более чем в два раза выше, чем в I квартале.

В целом, по данным ITResearch, в 2011 г. продано 2,33 млн. ИБП на сумму около 519 млн. долл. По сравнению с 2010 г. объем рынка в натуральном выражении стал больше на 10,9%, в денежном — на 20,7%.

По данным IDC, разрыв между натуральными и денежными показателями был не столь велик. «Рост относительно 2010 г. составил 17,6% в штуках и 19,1% в денежном выражении», — утверждает Исмаил Белов, ведущий аналитик IDC.

Оценивая объем российского рынка ИБП в 2011 г., вендоры и дистрибьюторы называют цифры, близкие к данным аналитиков (чаще всего — 500 млн. долл.). Многие из игроков традиционно утверждают, что их бизнес рос быстрее рынка.

«Мы перевыполнили годовой план продаж и выросли чуть быстрее рынка, что для лидирующего бренда всегда непросто, — говорит Тимур Алтышев, менеджер по стратегическому маркетингу подразделения IT Business (APC by Schneider Electric) компании „Шнейдер Электрик“. — Значительное удорожание компонентов немного подпортило показатели маржинальности не только для России, но и для подразделения IT Business компании Schneider Electric в мировом масштабе, однако в целом задачи были выполнены, и прошедшим годом мы действительно довольны».

По словам Павла Лебедева, директора по продажам Nippon-Klick Corporation (этой компании принадлежат права на торговую марку Ippon, ее официальный российский партнер — Merlion), поставки ИБП Ippon выросли в прошлом году на 22%. «По ито­гам самого продуктивного, IV квартала мы заняли первое место по этому показателю в штуках», — добавляет он.

Как утверждает Сергей Амелькин, продакт-менеджер подразделения Power Quality представительства Eaton, его компании удалось добиться впечатляющих результатов — рост продаж на российском рынке ИБП составил 150%.

Компания Tripp Lite, по словам Алек­сандра Халаева, главы представительства, на протяжении последних трех лет удваивает продажи в России: «Мы движемся с существенным опережением рынка и намерены сохранить эту тенденцию и в 2012 г.».

Продажи ИБП Chloride, как сообщил ­генеральный директор компании «Клорайд Рус» Олег Становов, в 2011 г. увеличились на 34%. Компания приняла участие в реа­лизации ряда крупных проектов, в частности — в построении системы бесперебойного питания для крупнейшего в России ЦОДа Сбербанка («Южный порт»), в которой были использованы 78 ИБП Chloride общей мощностью 44,4 МВ·А.

В прошлом году подразделение ИБП Inelt выделилось из одноименной инжиниринговой фирмы в самостоятельную компанию «Интеллиджент Пауэр». Как сообщил ее ­генеральный директор Евгений Жирнов, продажи устройств под брендом Inelt выросли на 20%: «Реорганизация потребовала дополнительных ресурсов. Тем не менее мы нарастили объемы, закончили год с запланированной прибылью и намерены довести темпы роста до 35–40% в год».

Дистрибьюторы также считают свою работу в прошлом году успешной.

«Рост оборота по товарной группе „ИБП“ превысил 35%, — сообщает Антон Лукьянов, директор по закупкам компании Merlion. — И в денежном, и в количественном выражении 2011 г. стал рекордным по продажам этих устройств за всю историю существования компании. Серьезный рывок наблюдался в работе с АРС (Scneider Electric). Кроме того, мы начали сотрудничать с Eaton и Tripp Lite, заключили с этими ведорами дистрибьюторские соглашения».

«Год был для нас удачным, — говорит Павел Сурин, руководитель направления „Мониторы и ИБП“ компании „Марвел-Дистрибуция“. — Рост продаж по основным брендам превысил 25%. При этом поставки тяжелого оборудования увеличились почти в два раза».

«Утяжеление» как тренд

Как отмечают аналитики ITResearch, опережающее увеличение денежных показателей роста над «натуральными» (по их оценке, соответственно 20,7 и 10,9%) обусловлено продолжающимся «сдвигом» рынка в сторону тяжелых инфраструктурных решений: «Основным драйвером роста является сегмент ИБП для ЦОДов, но и „обычные“ инфраструктурные решения также пользовались существенным спросом».

Этот основной тренд прошлого года выделяют и в IDC. «Рынок тяжелого оборудования впервые с 2008 г. пошел в серьезный отрыв, продемонстрировав рост в 20,8% по отношению к 2010 г. (26,3% к 2008 г.)», — говорит Исмаил Белов. По его мнению, основной вклад в это внесли несколько факторов: массовое строительство ЦОДов; завершение крупных проектов в транспортной сфере; масштабное переоснащение больниц и поликлиник (в частности, установка томографов). «Это очень важный сегмент, — ­подчеркивает Исмаил Белов. — При, казалось бы, небольших объемах (менее полпроцента всех поставок оборудования в штучном выражении) он приносит более 30% прибыли». Он считает, что прорыв в поставках тяжелых ИБП положительно скажется на всем ИТ-рынке, подстегнет продажи интеграционных работ и ПО: «Нынешние системы на основе ИБП содержат гораздо большую часть добавленных услуг и софта, чем пять лет назад. Мы считаем только стоимость силовой части, и поэтому многое остается за кадром».

Абсолютно все опрошенные игроки соглашаются с мнением аналитиков — «тяжелый» корпоративный сегмент рынка показал гораздо более высокие темпы роста.

«Основной тренд — сдвиг в сторону ­инфраструктурных решений и фокус всех серьезных производителей на рынке ЦОДов», — уверен Олег Становов. «На корпоративный сегмент делают ставку все ­интернациональные компании, бренды категории А», — добавляет Андрей Колпаков, заместитель директора по развитию торговой марки Sven. По мнению Павла Сурина, рост в этом сегменте во многом был обусловлен тем, что крупные компании реализовывали инфраструктурные проекты, приостановленные во время кризиса. Как отмечает Константин Ермаков, глава представительства Powercom, крупнейшим заказчиком остается государство, которое вкла­дывает значительные средства в развитие инфраструктуры. Кроме того, по его мнению, в прошлом году продолжалось «размораживание» бюджетных расходов крупных негосударственных корпораций.

Михаил Маца, коммерческий директор компании БТК, считает, что рост спроса на тяжелые ИБП обусловлен интересом к облачным сервисам: «Как следствие этой тенденции, сейчас мы наблюдаем настоящий бум в строительстве ЦОДов». С этим согласен Борис Грановский, генеральный директор компании «СКИР»: «Это связано с началом больших проектов, консолидацией данных, развитием хостинга и облачных вычислений, развитием государственных интернет-услуг».

Если в период кризиса наблюдалось смещение интереса заказчиков в сторону более простых и экономных конфигураций, то в последнее время, как отмечают в компании Landata, снова увеличился спрос на более сложные ИБП и отказоустойчивые системы «Еще одной ощу­тимой тенденцией 2011 г. стала большая заинтересованность потребителей в энергосберегающих технологи­ях, — добавляет Денис Андреев, руководитель департамента систем бесперебойного питания компании Landata. — В некоторых случаях их применение по­зволяет существенно снизить затраты на электроэнергию, а это заслуживает особого внимания при построении ЦОДов».

«В корпоративном бизнесе по-прежнему наиболее массовым сегментом остаются ИБП для серверных комнат, и соответствующая линейка APC Smart-UPS традиционно порадовала и абсолютными объемами, и высокой динамикой роста продаж, — ­сообщает Тимур Алтышев. — Вместе с тем активно набирает обороты рынок тяжелых ИБП для ЦОДов, а также инфраструктурных объектов и промышленности. Тут пока основные объ­емы дает сегмент малых и средних ЦОДов, где помимо отдельно взятых продуктов APC Symmetra и MGE Galaxy популярным остается модульное решение InfraStruxure (ИБП, кондиционеры, стойки, системы распреде­ления питания и безопасности) для построения комплексной ­инженерной инфраструктуры ИТ-объектов любого уровня: от серверной до крупных ЦОДов».

О росте спроса на комплексные решения сообщают и в компании Tripp Lite. «Несмотря на кризис, уже с 2009 г. мы наблюдаем „бум ЦОДостроительства“, который, естественно, вызывает растущий спрос на мощные системы энергоснабжения. На этой волне мы успешно вывели на российский рынок и свою линейку инфраструктурных ком­понентов — шкафов, кабелей, стоек и т. д., которые сегодня занимают уже около 20% наших продаж в России, — говорит Александр Халаев. — Самым быстрорастущим сегментом стало тяжелое трехфазное оборудование. Помимо ЦОДов спрос на него формирует и переход многих заказчиков на централизованную энергозащиту с единой трехфазной системой вместо отдельных ИБП для каждого ПК».

«Тяжелые» игроки на массовом рынке

По классификации ITResearch, к «индивидуальным» ИБП относятся резервные, интерактивные и online-устройства мощностью до 3 кВ·А. «В штуках» этот сегмент занимает свыше 99% всего российского рынка ИБП. Аналитики ITResearch сомневаются, что в ситуации, когда рынок десктопов стагнирует, рост продаж массовых ИБП может быть устойчивым.

Тем не менее, по данным IDC, массовый сегмент (до 3 кВ·А) в прошлом году также показал неплохую динамику роста: 15,8% в штучном исчислении и 18,7% — в денежном. Как отмечают аналитики, темпы замедлились по сравнению с 2010 г. — ска­зывается как насыщение рынка, так и наметившаяся тенденция перехода от десктопов к ноутбукам и планшетам.

В этом сегменте также наблюдается «тяга» к «утяжелению». «Ожидания домашних пользователей относительно ИБП возрастают по всем трем направлениям: номинальная мощность, гарантированное время защиты, интеллектуальная составляющая, — отмечает Исмаил Белов. — Предпочтением пользуются модели, которые благодаря высокой номинальной мощности могут „потянуть“ несколько устройств, а при перерыве в электропитании мягко закрыть менее приоритетные из них, чтобы более приоритетные могли дотянуть до конца блэкаута».

«Несмотря на многочисленные заявления о закате „рынка настольных ПК“, который, как известно, является локомотивом для сегмента домашних ИБП, соответствующая линейка продуктов APC Back-UPS показала хорошую динамику продаж, практически не отставая от более „тяжелых“ продуктов», — утверждает Тимур Алтышев. По его мнению, сфера применения таких ИБП постепенно меняется — от защиты данных на ПК к защите доступа к данным в сети: «Важно защитить подключение к сети, т. е. обеспечить бесперебойную работу роутера или домашнего медиасервера. Кроме того, есть большой потенциал применения ИБП для подключения аудио- и видеоустройств».

Некоторые вендоры, поставляющие на наш рынок в основном тяжелые решения, в прошлом году предприняли попытку усилить свои позиции и в сегменте массовых ИБП.

«В России компания Eaton ранее не специализировалась на ИБП для массового рынка, работая главным образом в сегменте B2B. Тем не менее в середине 2011 г. мы объявили о выпуске новых моделей для ретейла», — сообщает Сергей Амелькин. ­Поставки этих ИБП начались в III квартале прошлого года через канал Merlion, в том числе они появились и в розничных сетях «Ситилинк» и «Позитроника».

На сегмент массовых ИБП в прошлом году обратил внимание еще один вендор, известный на нашем рынке как поставщик тяжелых решений, — компания AEG Power Solutions. В IV квартале 2011 г. она подписала контракт с БТК, специализирующейся на дистрибуции бытовой, компьютерной и профессиональной электроники. БТК получила статус мастер-дистрибьютора и сфокусируется на продвижении ИБП AEG Power Solutions малой и средней мощности. «Вендор имеет далеко идущие планы на российском рынке и активно работает над тем, чтобы в самое ближайшее время войти в пятерку ведущих производителей ИБП», — утверждает Михаил Маца. Цель амбициозная и для ее достижения потребуются громадные инвестиции в развитие бизнеса.

«AEG Power Solutions при­сутствует на нашем рынке много лет, специализируясь на поставках тяжелых ИБП преимущественно в индустриальный сектор. Естественно, объемы поставок такого оборудования исчисляются в лучшем случае десятками, но, видимо, компании, как говорится, „хватало“, — считает заместитель директора ITResearch Василий Мочар. — Периодически мы видели попытки закрепиться на более массовом рынке, но они носили очевидно несистемный и несфокусированный характер, и все возвращалось на круги своя». Он положительно оценивает последние изменения в стратегии продвижения AEG Power Solutions в России: «В первую очередь это касается выдвижения на первый план подразделения, отвечающего за „маленькие“ ИБП (до сих пор на нашем рынке работало только „индустриальное“ подразделение со своей очевидной спецификой работы, фактически препятствовавшей развитию). Кроме того, вендор заключил контракт с „правильным“ дистрибьюто­ром — компанией БТК, у которой сильны продажи в розничный и дилерский каналы, а также развита интеграция комплексных инфраструктурных систем, в том числе ЦОДов. Если на этом запал AEG PS не закончится, компания начнет инвестировать средства в рынок, займет агрессивную ценовую, рекламную, информационную позицию, то у нее есть все шансы в течение нескольких лет занять достойное место на рынке».

Потенциальные возможности для этого есть и у Tripp Lite. Прямой контракт с компанией, так же как и с Eaton, был унаследован Merlion с приобретением дистрибьюторского бизнеса Verysell. Но пока что вендор в первую очередь стремится укрепить свои позиции в сегменте тяжелого оборудования.

«У нас есть хорошие и недорогие устройства, отлично подходящие для массового сегмента. К примеру, в прошлом году наша модель AVRX550UD была признана редакцией PC Magazine/RE одним из лучших ИБП в этой категории. Но пока эти устройства закупаются в основном для поставок в проекты, мы не ощущаем на них существен­ного спроса со стороны клиентов из сегмента SOHO, — говорит Александр Халаев. — Возможно, мы что-то здесь недорабатываем, возможно, нам не хватает партнеров, специализирующих­ся на продажах в розницу. Наш главный приоритет — бизнес на мощных ИБП и продуктах для построения инженерной инфраструктуры ЦОДов. А серьезная работа на розничном рынке требует другого подхода и немалых инвестиций. Работа с ретейлом подразумевает длинные сроки реализации, большие затраты на маркетинг, на продвижение бренда, на мерчандайзинг. Мы вплотную подступились к этому рынку, но пока не готовы активно на нем работать».

Слияния и стабильность

«Рынок ИБП отличается стабильностью и постоянством, и в 2011 г. здесь не произошло каких-то ярких и значимых событий», — считает Денис Андреев. Эту точку зрения разделяют многие игроки.

«Трудно выделить одно или несколько событий, — говорит Сергей Тузов, продакт-менеджер компании OCS Distribution. — Могу отметить лишь одну общую тенденцию — укрупнение основных игроков, как на уровне непосредственно производителей, так и на уровне дистрибьюторов». Он уверен, что уже в ближайшем будущем трудно будет выделять ИБП в качестве отдельного рынка: «Все большую долю в продажах занимают полные, комплексные решения, не включающие в себя разве что непосредственно вычислительные мощности (телеком и серверное оборудование). Остальное же: пассивное стоечное оборудование, СКС, системы охлаждения, мониторинга, безопасности и ИБП, как правило, уже доходит до заказчика как комплексная система одного производителя. И непосредственно ИБП является лишь ее малой частью. Таким образом, и производителей, выпускающих только ИБП „в чистом виде“, становится все меньше. Все явственнее видно, что для дальнейшего успешного присутствия на этом рынке недостаточно производить лишь ИБП».

Действительно, одна из общемировых рыночных тенденций последнего времени — интеграция бизнесов производителей ИБП и поставщиков инфраструктурных электротехнических решений. Концерн Eaton в свое время приобрел компанию Power­ware, а корпорация Schneider Electric относительно недавно — АРС, мирового лидера на рынке ИБП. Два года назад компания Emerson Network Power усилила присутствие на этом рынке, приобретя Chloride. В конце прошлого года было объявлено о новой сделке: группа компа­ний АВВ, специализирующаяся на технических средствах автоматизации и энергоснабжения, купила швейцарского производителя ИБП Newave.

По данным ITResearch, в последние годы Newave стабильно входит в число компаний, чьи позиции «ощутимы» на российском рынке тяжелых ИБП. По мнению аналитиков, «усилившись основными компетенциями Newave, которые относятся к сегменту наиболее активно развивающихся ИБП для ЦОДов и централизованной инфраструктуры зданий, и организовав собственное вертикально интегрированное комплексное решение (на это может понадобиться несколько лет), компания ABB будет вполне способна встать в один ряд с Emerson, Eaton и Schneider Electric, наиболее активно наращивающими подобные компетенции».

В представительстве Powercom называют это приобретение одним из наиболее значимых событий прошлого года на рынке ИБП. «Концерн АВВ имеет зна­чительный опыт работы на российском рынке, так что можно ожидать от него решительных шагов», — предполагает Константин Ермаков.

Если вернуться к поглощению Emerson Network Power компании Chloride, которое завершилось осенью 2010 г., то пока эта сделка никак не сказалась на российском рынке. Интересы Chloride здесь представляла компания «Клорайд Рус», которая теперь стала дочерней фирмой Emerson. В настоящее время российское представительство Emerson Network Power и компания «Клорайд Рус» продолжа­ют работать параллельно и самостоятельно, в каналах продаж оборудования тоже пока ничего не изменилось. Как и прежде, из всей продуктовой линейки Emerson Network Power «Клорайд Рус» продолжает продавать только ИБП под брендом Chloride, а российское представительство корпорации занимается остальными продуктами. Как предполагает руководство «Клорайд Рус», до конца этого года вряд ли стоит ожидать каких-то радикальных перемен.

«Вхождение Chloride в состав Emerson пока никак не отразилось на деятельности этих игроков в России: эти две компании по-прежнему независимы и конкурируют друг с другом», — ­говорит Исмаил Белов. По мнению аналитиков ITResearch, «это выглядит довольно странным и непонятным, особенно на фоне уже реально начавшейся унификации модельных рядов». Похоже, Emerson демонстрирует в этом вопросе крайне осторожный ­подход, руководствуясь принципом «не навреди».

Консерватизм и конкуренция

По данным ITResearch, бессменный лидер, бренд APC by Schnei­der Electric, по-прежнему контролирует около половины российского рынка ИБП в денежном выражении. Его основными конкурентами на массовом «поле» являются устройства под торговыми марками CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. На рынке инфраструктурных решений ощутимы позиции оборудования Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta, GE DE, Inelt, Newave и Socomec UPS.

На протяжении последних лет список основных игроков практически не меняется. «Наш рынок очень консервативен, — поясня­ет Евгений Жирнов. — Расклад сил можно изменить только длительной планомерной работой вместе с партнерами-интеграторами и реселлерами. Ну и просчеты некоторых компаний в политике и планировании поставок могут помочь... Но консерватизм потребителей и реселлеров здорово смягчает последствия любых действий, как со знаком „плюс“, так и со знаком „минус“». По его мнению, изменение конкурентной среды имеет смысл рассматривать на отрезке 5–7 лет: «По срав­нению с прошлым годом заметных изменений не бывает, за исключением, возможно, кризисных годов».

Схожую точку зрения высказывают и представители Ippon. «Конкурентная среда на рынке не особенно изменилась и в ближайшем будущем здесь вряд ли что-нибудь произойдет, — считает Павел Лебедев. — Ве­дущие игроки рынка останутся примерно на тех же позициях, что и в прошлом году».

Тем не менее аналитики IDC говорят об обострении конкуренции как в корпоративном, так и в массовом сегменте. «Если в последнем вхождение в рынок дается относительно легко (все low-end модели одной ценовой категории обладают примерно одинаковым набором функций и потребительских качеств), то в корпоративном сегменте огромное значение имеет репутация бренда, которая зарабатывается годами. Тем не менее и здесь ­относительно молодые фирмы смогли отвоевать некоторый кусок у ветеранов, сумев убедить заказчика в высоком качестве и надежности своих решений», — утверждает Исмаил Белов. Он также отмечает появление новых частных брендов, многие из этих ИБП поставляются ограниченными партиями, «пробуя российский рынок на вкус».

В качестве одного из заметных событий некоторые игроки называют появление ИБП под торговой маркой крупнейшего ретейлера — DNS. В действительности они были выпущены на рынок еще летом 2010 г. и в прошлом году уже смогли занять на нем заметное место.

Тимур Алтышев считает, что в сегменте однофазных ИБП значительных изменений не произошло: «Это достаточно устоявшийся рынок, бренд APC by Schneider Electric на протяжении многих лет остается самым узнаваемым и ассоциируется с высочайшей надежностью. В ближайшей перспективе драматических изменений мы не ожидаем». Более острая конкуренция, по его мнению, наблюдается в сегменте трехфазных ИБП, особенно на активно растущем рынке оборудования для ЦОДов.

В Eaton отмечают тенденцию к консолидации рынка и укрупнению игроков. «Параллельно появляются лоукостеры — игроки нижнего ценового сегмента, — добавляет Сергей Амелькин. — Но, несмотря на приход новых дерзких производителей, заказчикам требуются комплексные решения, зачастую для всей энергосистемы в целом. Поэтому крупные вендоры занимают ту нишу, в которой лоукостеры не могут конкурировать по объективным причинам».

Представители Sven утверж­дают, что выросла конкуренция в нижнем ценовом сегменте. «Однако рынок четко поделен и изменения касаются только незначительной его части», — говорит Андрей Колпаков.

В компании «Клорайд Рус» считают, что в сегменте тяжелых решений основные игроки в целом сохранили свои позиции. «Хотя конкуренция усилилась довольно прилично, учитывая те проекты, которые стояли „на кону“ в прошедшем году», — добавляет Олег Становов.

В представительстве Powercom также отмечают, что во время кризиса на рынок вышли новые производители, это наблюдается и в сегменте средних и больших ИБП. «Расклад сил заметно не изменился — чтобы потеснить лидеров, потребуются годы усилий и громадные инвестиции. Хороший шанс есть у Newave, но в перспективе», — считает Константин Ермаков. По его мнению, конкуренция существенно нарастает в низшем ценовом сегменте: «Этот сегмент привлекает многих производителей низким уровнем входа. К сожалению, при этом зачастую пользователь получает минимальную цену при урезанной функциональности и отсутствии сервисного обслуживания».

Появление новых игроков отмечают и в компании Landata. «В том числе заметно усиливается конкуренция со стороны китайских производителей более дешевых устройств. Это может привести к некоторому падению доли рынка крупнейших поставщиков, но в ближайшее время вряд ли существенно изменит расклад сил», — считает Денис Андреев. Компания является ­дистрибьютором ИБП Eaton, но в прошлом году Landata искала альтернативного вендора с более доступными по цене ИБП. Новое дистрибьюторское соглашение планируется подписать в этом году.

В компании «Марвел-Дистрибуция» считают, что конкуренция становится жестче и между дистрибьюторами. По мнению Павла Сурина, в ближайшей перспективе расклад сил между вендорами вряд ли изменится: «Для заметного усиления позиций требуются солидные инвестиции, которые едва ли удастся привлечь, учитывая экономическую ситуацию».

Некоторые изменения в конкурентной среде отмечают и в компании «СКИР». «Например, среди наших партнеров заметно ослабила позиции Emerson Network Power и, наоборот, активизировалась Hitec Power», — говорит Борис Грановский.

По мнению Александра Халаева, рынок быстро восстанавливается, и пока темпы его роста позволяют всем игрокам наращивать обороты: «Думаю, эта тенденция изменится в 2013 г., когда наступит относительное насыщение рынка и конкуренция заметно усилится. Компания Tripp Lite рассчитывает к тому моменту занять устойчивые позиции в первой десятке на российскоом рынке ИБП».

2012-й и дальше...

Развитие ситуации в начале этого года оценивается игроками по-разному. Представители Sven и Inelt говорят о стагнации, OCS — о плавном росте, БТК — об «ожесточенных боях на проектном поле и достаточно слабой динамике в канале», Landata — о «коррекции заказа на склад с учетом возрастающего спроса».

Как известно, для обеспечения «прозрачности» президентских выборов участковые избирательные комиссии оснащались «аппаратно-программными комплексами» для интернет-трансляции хода голосования. Отразилось это и на рынке ИБП. Поставки были масштабными, но вряд ли высокомаржинальными.

Как сообщает Павел Лебедев, в начале года у большинства игроков наблюдался дефицит наиболее популярных моделей. По его словам, нехватка ИБП мощностью 500–600 В·А ощущалась на рынке и во второй половине марта.

По словам Александра Халаева, прошедшие выборы «подстегнули сегмент госзаказа»: «Многие ведомства и агентства в ожидании предстоящей административной реформы активно осваивали бюджеты. Благодаря этому традиционный всплеск государственных поставок с конца года сместился на весну». Это подтверждает и Константин Ермаков: «Начало года было отмечено крупными государственными проектами, в которых мы приняли достойное участие».

Тимур Алтышев утверждает, что по сравнению с прошлым ­годом бурный рост заказов оказался «существенно выше ожиданий». А у Олега Становова, напротив, сложилось впечатление, что «многие заказчики решили взять передышку после ударного последнего квартала 2011 г.». «Количество реально размещенных в текущем году заказов несколько отстает от наших планов, — сообщает он. — Но в разработке довольно много проектов, и число их растет».

Сдержанный оптимизм проявляют многие игроки. Некоторые из них прогнозируют, что рост рынка в 2012 г. может достичь 15–20% в денежном выражении. Естественно, со стандартной оговоркой — при условии, что продолжится экономический рост.

Евгений Жирнов напоминает, что «сами по себе ИБП особо никому не нужны». Перспекти­вы этого рынка будут зависеть от общего состояния ИТ-рынка и телекома.

По прогнозам ITResearch, в случае, если ситуация будет развиваться по базовому умеренно-консервативному сценарию, в 2012 г. объем российского рынка ИБП в штучном исчислении не изменится, при этом в деньгах он может вырасти на 10%. При оптимистичном сценарии: 10% роста натуральных показателей и 20% — денежных. Негативный сценарий предполагает падение натуральных показателей на 15%, денежных — на 5%.

Многие игроки соглашаются с тем, что фокус будет сдвигаться с малых ИБП в сторону тяжелых инфраструктурных решений. При этом некоторые из них считают, что сегмент массовых ИБП ждет стагнация.

Тимур Алтышев уверен, что структура рынка ИБП постепенно будет меняться в пользу более тяжелых продуктов, в том чис­ле поставляемых в составе комплексных решений: «Все больше новых серверов отгружается в виртуализированные среды, происходит консолидация ИТ. Корпоративный бизнес ИБП смещается от продуктов для серверных комнат к решениям для крупных ЦОДов».

С этим соглашается Александр Халаев. По его мнению, тенденция роста числа ЦОДов и централизации ИТ-инфраструктуры заказчиков будет прояв­ляться в течение еще нескольких лет: «Именно здесь точки роста рынка ИБП в России. Это, безусловно, перспективный и растущий сегмент, который за счет спроса на ЦОДы и облачные технологии сможет расти даже в случае новых волн кризиса. В массовом сегменте резкого роста не жду, разве что на смежных рынках. Например, на бытовые инверторы в связи с ростом коттеджного строительства».

Константин Ермаков считает, что с развитием облачной модели рынок персональных ИБП не отомрет: «„Облака“ все равно будут требовать терминалов доступа, то есть ПК, пусть даже небольшой мощности. Кроме того, количество электронных уст­ройств, которые мы используем дома, только растет, и многим из них нужна защита — аудиовидеотехника, Wi-Fi-роутеры, NAS и т. п.». По его мнению, у российского рынка ИБП достаточно хорошие перспективы: «Растут объемы поставок высокотехнологичного оборудования, развивается телекоммуникаци­онная инфраструктура, строятся ЦОДы и т. д. Вместе с тем наши энергосети работают на пределе своих возможностей. Риски выхода из строя дорогостоящего оборудования высоки, и это заставляет вкладывать деньги в системы гарантированного электропитания».

Аналитики IDC считают, что потенциал рынка еще далеко не исчерпан. По мнению Исмаила Белова, в потребительском и SOHO сегментах продолжится тренд удорожания средней покупки — как за счет повышения мощности устройств, так и благодаря расширению их функ­циональности. Тормозящий фактор — широкое распространение работающих от батаре­ек ноутбуков и гаджетов, которые будут вытеснять традици­онные ПК.

«От производителей ИБП потребуются оригинальные подходы (как технические, так и маркетинговые), для того чтобы ­„зацепить“ эту категорию потребителей и убедить их в необходимости и удобстве использования ИБП», — считает Исмаил Белов. По его мнению, основной акцент при этом должен делаться на повышении качества электроэнергии и устранении негативных последствий для уст­ройств с батареями (скачки напряжения и частоты, отсутствие заземления и т. п.). Стимулирующие факторы — повышение мощности и расширение парка оборудования, а также удорожание и усложнение бытовой электроники и средств автоматизации быта («умный дом»), которые также необходимо защищать. В этом сегменте будут повышаться мощность, «интеллектуальность» и время автономной работы ИБП.

В корпоративном сегменте, по мнению Исмаила Белова, основными тенденциями станут: развитие «сверхинтеллектуальных» ИБП для ЦОДов; распространение узкоспециализированных линеек для защиты mission critical объектов (музеи, боль­ницы и т. п.); расширение промышленных и транспортных серий ИБП, а также рост выпуска оборудования, интегрированного в легкосборные модули и компактные распределительные устройства.


Версия для печати (без изображений)