В 2010 г. аналитики Gartner прогнозировали (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=45228), что к 2014 г. оборот мирового рынка мобильных устройств и передачи данных превысит 1 трлн. долл. Будут приносить доход и дополнительные услуги: контекстные сервисы, реклама, продажа приложений и услуг и т. д. Каждая из них будет приносить несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. На зрелых рынках в обозримом будущем в продажах бу­дут доминировать смартфоны. Но на мировом рынке в целом станут доминировать специализированные телефоны (feature phone) без какой-либо конкретной ОС, поскольку на развивающихся рынках превалирует спрос на этого вида устройства. Вендорам, работающим на развивающихся рынках, следует исходить из того, что смарт­фоны останутся нишевым сегментом до 2014 г. В период до 2012 г. появится много новых типов устройств, аналогичных планшетам и «электронным книгам», и некоторые из них найдут применение в корпоративной среде. Однако ни один из них не получит доли рынка, сопоставимой со смартфонами и ноутбуками, которые будут оставаться доминирующим типом мобильных устройств в корпоративном мире. В период до 2014 г. специалистам, работающим вне офиса, потребуется и ноутбук, и смартфон. Конкуренция на рынке платформ смартфонов очень острая, и к 2014 г. лидеры сменятся; Symbian потеряет часть доли рынка в пользу Android и iPhone OS (iOS). Android быстро набирает силу и появится в потребительской электронике и в планшетах.

Напомним, что этот прогноз был сделан почти три года назад. А что происходит на рынке сегодня?

Компания IDC сообщает (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=65446), что объем поставок смартфонов в Россию в 2011 г. составил 8,7 млн. штук, или 21,2% всего рынка мобильных телефонов. На долю четверки лидеров — Nokia, Samsung, Apple и НТС — пришлось более 90% поставок.

На российском рынке смартфонов усиливается консолидация брендов. Основная конкурентная борьба разворачивается между Nokia и Samsung. Устойчиво ­положение Apple и HTC, в то время как прочие поставщики не оказывают заметного влияния на общую картину.

Цены на смартфоны снижались не так равномерно, чем на обычные мобильные телефоны. Этому способствовали такие факторы, как появление iPhone в России и выпуск Nokia менее дорогих смартфонов в середине 2010 г.

«Для российского рынка смарт­фонов текущий год (2012 г. — прим. автора) будет весьма интересным, — отмечает автор исследования, аналитик IDC Саймон Бейкер. — Nokia попы­тается вернуть себе позицию безусловного лидера за счет моделей Lumia на базе Windows Phone, что будет довольно непросто на фоне заметно усилившегося на глобальном уровне влияния Samsung, а также присутствия продукции этой компании во всех ценовых сегментах. В целом же мы ожидаем существенного увеличения объемов продаж смартфонов в России».

Если же говорить о ситуации, сложившейся на мировом рынке, то здесь Samsung и Apple уже несколько лет шли вровень, но отчет, опубликованный аналитической фирмой IHS iSuppli, назвал победителя по итогам 2011 г. (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=61954). Samsung обошла Apple по продажам приблизительно на 2 млн. шт. и продемонстрировала «взрывной» рост за год, равный 278%. В течение 2011 г. Samsung продала около 95 млн. шт. смартфонов во всем мире, а Apple — 93 млн. шт. IHS iSuppli полагает, что успех корей­ского вендора обусловлен широким предложением самих устройств и ОС. Если портфель смартфонов Apple состоит исключительно из iPhone на iOS, то в портфеле Samsung широкий ряд устройств, использующих как Android, так и Windows Phone. Проще говоря, Samsung дает покупателям больший ­выбор. «Samsung вышла вперед в 2011 г. благодаря стратегии предложения полной линейки смартфонов на различных ценовых отметках, с разной функциональностью и разными ОС, — пишет Уэйн Лам, старший аналитик, Wireless Communications, IHS. — Это позволило вендору обойти многолетнего лидера рынка Nokia и чуть превысить общие продажи ­Apple за год».

Samsung объявила финансовые результаты за IV квартал 2011 г.: операционная прибыль подразделения Telecommunication Group достигла рекордного ­уровня 17,82 трлн. вон (15,3 млрд. долл.). Рост в этом сегменте обеспечили главным образом сильные продажи Android-смартфонов Galaxy S II и Galaxy Note. Samsung предлагает также линейки Focus и Exec на базе Windows Phone, но объем продаж по каждой не сообщается.

IHS iSuppli отмечает в своем отчете, что благодаря выпуску iPhone 4S Apple обошла Samsung по продажам в IV квартале на 1 млн. шт., но по итогам года корейский вендор все же вышел вперед.

Следом за Apple идет Nokia, третий крупнейший вендор смартфонов по продажам в 2011 г. (77 млн. шт.), на четвертом месте — Sony/Sony Ericsson и на пятом — Motorola Mobility.

У Nokia, оставшейся третьим крупнейшим вендором, произошел самый большой спад продаж за год. В 2010 г. компания удерживала первое место (100 млн. шт.) и опережала ­Apple и Samsung, но в 2011 г. ее продажи упали на 23%, до 77 млн. шт.

Samsung лидировала по продажам смартфонов и во II квартале 2012 г., поставив вдвое больше устройств, чем Apple. Это данные еще одной исследовательской фирмы — Juniper Research (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=68199). Вендор, пополнивший свою линейку Android-смартфонов Galaxy новой моделью Galaxy S III в мае, продал 52,1 млн. шт. смартфонов за II квартал против 26 млн. шт. iPhone у Apple. В отчете отмечено, что в одном лишь июне было поставлено почти 10 млн. шт. новых Galaxy S III. Успеху Samsung немало способствуют также предложения для всех ценовых уровней. Новый Galaxy S III стоит 199 долл., но другие модели стоят дешевле, в частности Stratosphere продается всего за 49,99 долл. Более того, Samsung стал ведущим брендом смартфонов на базе Android, и другим вендорам, также использующим мобильную ОС Google, таким как HTC и Motorola, остается лишь догонять.

Sony с ее новым смартфоном Xperia имеет высокую известность бренда и потенциально может соперничать с Samsung, однако пока не смогла добиться такого же признания потребителей, пишет Juniper Research.

«Компании Sony следует работать лучше. Она, как и Samsung, имеет всемирно известное имя, и ее линейка Xperia хорошо принята рынком, однако маркетинг и продукты пока не дотягивают», — пишет в отчете аналитик исследования Дэниел Эшдаун.

Несмотря на впечатляющее лидерство Samsung во II квартале, Apple имеет шанс сократить отрыв с выпуском своего iPhone пятого поколения. Ослабление продаж iPhone в последнем квартале, скорее всего, вызвано тем, что рынок ждет эту новую модель, пишет Juniper Research.

Претенденты

В составленный редакцией CRN/RE предварительный ­список претендентов на звание «чемпион канала» в данной кате­гории вошло 14 компаний. После подведения итогов голосования их количество не изменилось. Таким образом, за по­беду в номинации боролись: Acer, Alcatel, Apple, FLY, HTC, Huawei, LG, MEIZU, Motorola, Nokia, Philips, Research in Motion (BlackBerry), Samsung, Sony/Sony Ericcson.

Но перешагнуть порог канальности удалось не всем. Шанс пройти в следующий тур получили десять компаний: Acer, Alcatel, Apple, HTC, Huawei, LG, Nokia, Philips, Samsung, Sony/Sony Ericcson. А ближе всех (из тех, кто не вошел в эту десятку) к порогу канальности оказалась компания FLY.

Итак, 10 компаний претендуют на пять призовых мест. Но прежде чем рассказать о том, кто вышел в лидеры, представим номинацию.

«Смартфоны и коммуникаторы» — самая молодая товарная категория рейтинга «Чемпионы канала». И пока еще самая невостребованная ИТ-каналом. В рейтинге популярности но­минаций у наших респондентов она стоит на последнем, 13-м месте: смартфоны про­дают 30% компаний, принявших участие в исследовании CRN/RE.

Представляем победителей

Практически все, кого упомянули аналитики в своих отчетах, оказались и в нашем финале. Так, на пятом месте находится компания, позволяющая своим партнерам «заработать» на продаже ее устройств. Именно она получила самую высокую (среди финалистов) оценку за критерий «прибыльность продукции». В то же время проблемы, о которых говорят аналитики (напомним: «линейка Xperia хорошо принята рынком, однако маркетинг и продукты пока не дотягивают»), волнуют также и российских партнеров. «Активность в продвижении продукции», «маркетинговая поддержка партнеров», «обучение и сертификация партнеров» — три критерия, по которым компа­ния Sony (Sony Ericsson) получила самые низкие (среди финалистов) оценки в данной товарной категории. Да и за критерий «качество продукции» вендору начислили не очень много баллов: меньше только у Nokia.

Но возможно, в скором времени канал продаж изменит отношение к этому производителю: определенные предпосылки к этому есть. По словам представителей московского офиса, в последнее время смартфоны Sony Xperia получили множество наград за свой дизайн (напри­мер, Red Dot Awards) и производительность, что было по достоинству оценено потребителями и благотворно отразилось на результатах продаж.

Ну и стоит напомнить, что, пожалуй, основным событием последних двух лет, повлиявшим на работу компании, в том числе и в России, стало приобретение корпорацией Sony доли Ericsson в совместном предприятии Sony Ericsson. Произошло это в феврале 2012 г. В московском офисе вендо­ра так комментируют это событие: «Связанные с ним изменения сложно переоценить: на сегодняшний день линейка Xperia — это часть единой экосис­темы устройств Sony».

Октябрь 2012. Как сообщило агентство Bloomberg (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=71282), компания HTC, второй по величине изготовитель смартфонов в Азии, столкнулась с самым большим за три месяца падением акций на фондовой бирже Тайбэя после рекордного снижения квартальной прибыли под натиском Samsung и Apple.

Акции HTC упали на 7% (дневной лимит). В этом году компания подешевела на 46%, тогда как тайваньский биржевой индекс Taiex вырос на 7,7%. Как сообщается, чистый доход компании за III квартал 2012 г. составил 133 млн. долл., на 79% меньше прошлого года.

Напомним, что недавно HTC выпустила новые модели смартфонов One, Sensation и Desire, использующие операционные системы Windows и Android. «Компании недостает „чувства времени“, в нее „проник бюрократизм“, — заявил главный управляющий Питер Чоу (Peter Chou) в рассылке сотрудникам в августе. — Новых моделей может оказаться недостаточно, чтобы противостоять натиску линейки Galaxy от Samsung и Apple iPhone».

«Новые смартфоны HTC не смогут переломить ситуа­цию, — указал Ричард Коу из KGI Securities Co. (Тайбэй), присвоивший акциям компании рейтинг „ниже ожидаемого“ после объявления новости. — Конкуренция на рынке смартфонов остается острой во всех сегментах. Мы полагаем, что Apple и Samsung сохранят ­лидерство».

Конечно, подобные высказывания не укрепляют положение вендора на рынке. Хотя всякое бывает, и порой такого рода высказывания партнеры просто пропускают «мимо ушей». Как описанная выше ситуация отразится (и отразится ли) на положении HTC на российском рынке, узнаем уже из следующего рейтинга. А пока отметим, что российские партнеры больше всего в работе вендора недовольны организацией сервисно­го обслуживания заказчиков. За одноименный критерий HTC получила самую низкую оценку среди всех финалистов.

«Между молотом и нако­вальней» оказалась в рейтинге CRN/RE компания Nokia. У вендора — второе место. Но находиться между двумя гигантами, которые, согласно отчетам аналитиков, бьются за этот рынок не на жизнь, а на смерть, — не самая приятная участь. Особенно когда до первого места еще тянуться и тянуться (разница в оценках составила 2,462 балла), а сосед снизу дышит в затылок (разница — 0,84 балла).

Ни для кого не секрет, что настоящий момент — не самый удачный для Nokia. В III квартале 2012 г. продажи смартфонов вендора продолжали снижаться (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=71618). ­Компании пока не удается сделать свои продукты с Windows Phone серьезным соперником Apple iPhone и Samsung Galaxy S III.

Объявляя финансовые результаты III квартала, Nokia сообщила, что чистая сумма продаж составила 9,48 млрд. долл. Это на 19% меньше, чем в том же квартале год назад (около 12 млрд. долл.). Опе­рационный убыток составил 754 млн. долл. против убытка 93 млн. долл. в прошлом году.

Подразделение Nokia Devices & Services, выпускающее телефоны класса «feature phone» и смартфоны, снизило чис­тые продажи на 34% за год, до 4,7 млрд. долл., а продажи флагманской линейки Lumia, использующей операционную систему Windows Phone, упали до 2,9 млн. шт. против 4 млн. шт. во II квартале.

Главный управляющий Nokia Стивен Илоп указал на новые модели Lumia 820 и Lumia 920 как на возможность улучшить продажи в будущем. Эти мо­дели, намеченные к старту в ноябре, будут использовать новую Windows Phone 8, и первые отзывы о них были положительными.

«Мы подготовили два новых устройства, построенные на операционной системе Windows Phone 8, — Lumia 820 и Lumia 920. Оба аппарата имеют отли­чительные черты, характерные для Nokia, и исходя из этого мы полагаем, что Lumia 920 — самый новаторский смартфон», — уверен Илоп.

Он отметил, что с начала партнерства (февраль 2011 г.) Nokia и Microsoft вместе сумели увеличить экосистему Windows Phone с 7 тыс. приложений до более чем 100 тыс. И все же новой мобильной ОС Microsoft предстоит трудная борьба против iOS и Android, каждая из которых насчитывает более 500 тыс. приложений. Илоп сообщил также, что Nokia и Microsoft готовят крупную маркетинговую кампанию для моделей Lumia 820 и Lumia 920. Что касается будущего, то наблюдатели уверены, что Nokia предстоит трудный IV квартал, главным образом, ввиду смены продуктового ряда и предстоящего «разгона» Lumia 820 и Lumia 920.

Судя по всему, российские партнеры также ждут появления новых моделей производителя, чтобы решить, в каком ключе продолжать сотрудничество. Дело в том, что Nokia — это вендор, который получил самую низкую (среди финалистов) оценку за критерий «качество продукции». Для того чтобы остаться в российском канале продаж хотя бы на том же месте, что и сейчас, т. е. «номером два», производитель должен приложить немало усилий.

Последнее время компании Samsung и Apple обычно упоминаются вместе: если в каком-то отчете (посвященном рынку смартфонов) появляется одна компания, тут же в соседних строчках возникает и вторая.

Май 2012 г. Hi-Tech@Mail.Ru накануне ми­рового анонса нового флагманского смартфона Samsung сравнил ожидания россиян (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=65041). Оказалось, что больше всего от новинки ждут более продолжительного времени автономной работы, а по степени ожидания Galaxy S3 обогнал iPhone 5 (в обоих случаях — предполагаемое название моделей на момент голосования).

Впервые корейской компании удалось создать вокруг своей новинки ажиотаж, сравнимый с тем, который возникает вокруг культовых смартфонов ­Apple. В ходе опроса пользователи голосовали за наиболее ожидаемую новинку. Вариантов было два: Samsung Galaxy S III и Apple iPhone 5. В голосовании победил корейский смартфон (58%). У американского конкурента соответственно 42% го­лосов. Всего в голосовании приняли участие около 29 тыс. посетителей Hi-Tech@Mail.Ru. Разрыв небольшой, но даже ­такая победа для Samsung является достижением. Несколько лет назад было сложно представить, что бренд станет одним из самых ожидаемых на рынке мобильной связи.

Сравнение новинок Samsung и Apple показало, что россияне по-прежнему считают iPhone более престижным (76%) и более дорогим (89%). Также детище Apple в представлении пользователей впереди по дизайну (65%), длительности автономной работы (61%) и удобству (58%). А вот ожидания по скорости работы, экрану и памяти почти равны. Samsung, в свою очередь, как ожидают, будет тоньше (65%), легче (66%) и раньше появится в продаже (82%). Кроме того, у Galaxy S3, как предполагают россияне, будет лучше камера (59%).

«Для Apple заканчиваются спокойные времена на рынке дорогих сенсорных смартфонов. Компания Samsung за пару лет выросла в очень сильного конкурента, — комментирует Дмитрий Рябинин, главный аналитик Hi-Tech@Mail.Ru. — Следующим этапом для корейцев будет повышение брендовой лояльности. При всех плюсах Galaxy S, престижность обладания техникой Apple пока вне конкуренции. Новый смартфон Samsung — это первый шаг в битве не только за кошельки, но и за умы покупателей».

Продавать продукцию, которую ждут клиенты, всегда приятно. Но, и удобство работы с вендором — тоже не «пустой звук». Поэтому нашим респондентам пришлось выбирать из двух производителей. Тем более что у Samsung и Apple не просто «отличающиеся» подхо­ды к работе с каналом, они прямо противоположные. При этом за последние два года Samsung и Apple более чем удвоили свою совокупную долю рынка, что создало еще большую дистанцию между ними и остальными конкурентами. «Samsung и Apple быстро стали тяжеловесами мирового рынка смартфонов, хотя используют для этого несколько разные под­ходы, — отмечает Кевин Рестиво (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=68246), старший аналитик исследования, Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, IDC. — Samsung использует стратегию „набивки рынка“, создавая множество моделей, охватывающих широкий спектр сегментов. Apple, напротив, предлагает небольшое количество моделей высокого класса. Обе компании расширили свое географическое присутствие в погоне за долей рынка, но будут неизбежно вступать во все больший конфликт, стремясь к наращиванию своей доли».

Как показывают результаты нашего опроса, первая стратегия каналу продаж нравится все-таки больше. Настолько больше, что компания Apple со своей политикой «легкого ­дефицита» получает только «бронзу», тогда как «набивающая рынок» Samsung становится первым «чемпионом канала» в номинации «смартфоны и коммуникаторы».

Apple зарабатывает самые высокие (среди финалистов) оценки по таким критериям, как «качество продукции» и «обучение и сертификация партнеров». Все остальные высшие баллы (за исключением критерия «прибыльность продукции») достаются Samsung.

При этом оба вендора по­лучили по одному «предуп­реждению»: Apple — за «со­отношение цена/качество», а Samsung — за «прибыльность продукции».

Критерии и оценки

Первое, на что обращают внимание ИТ-компании, продающие смартфоны и коммуникаторы, — «прибыльность продукции». Именно этот критерий работы вендора был поставлен нашими респондентами на первое место в рейтинге значимости. Его оценка — 0,762 балла. Правда, следует отметить, что это практически самая низкая аб­солютная оценка данного кри­терия во всех продуктовых ­номинациях.

На втором месте по значимости стоит критерий «сервисное обслуживание заказчика». Представители компаний, участвовавших в проекте CRN/RE, оценили его в 0,755 балла.

Наименее важным для данного вида продукции респонденты назвали критерий «обучение и сертификация партнеров», ­который набрал 0,439 балла.

Глядя на результаты голосования, можно сказать, что продавцы смартфонов и коммуникаторов чуть ли не больше всех остальных заинтересованы в сотрудничестве с вендором, прилагающим усилия к завоеванию российского рынка. В данной номинации критерию «активность в продвижении продукции» поставили одну из самых высоких оценок в рейтинге — 0,662 балла (наивысшая — 0,669 балла — была выставлена в номинации «антивирусное ПО»). При этом продавцы смартфонов и коммуникаторов не придают особого значения «качеству продукции» и «технической поддержке партнеров»: эти критерии в данной номинации получили самые низкие оценки во всем рейтинге.


Версия для печати (без изображений)