Третий раз редакция CRN/RE называет разработчиков антивирусного ПО, которые лучше других понимают нужды канала продаж. Четыре года назад, когда данная номинация была добавлена в рейтинг, высказывались сомнения, сможем ли мы в ходе опроса попасть в «софтверный» канал, ведь изначально «Чемпионы канала» задумывались как чисто «железный» рейтинг. Но уже первые полученные результаты показали, что в базе респондентов исследования достаточно компаний, занимающихся продажей антивирусного ПО. В 2008 г. более 65% опрошенных оценивали работу вендоров в этой номинации. Двумя годами позже доля продавцов антивирусного ПО в общем количестве ответивших увеличилась до 81%. Таким образом, данная номинация стала третьей по популярности у участников канала.

Самые распространенные виды лицензионных программ для домашних компьютеров — антивирусы и игры. Таковы данные оп­роса, проведенного в первой половине 2012 г. исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди 1,6 тыс. владельцев домашних компьютеров (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=66132).

За последний год различные антивирусы приобрели 29% россиян. Бороться с вредоносными программами большинству респондентов помогает «Касперский» (58%), заметно реже покупают Nod32 (14%), Dr.Web (10%) и Avast (9%). Менее распространены такие продукты, как Panda, Norton, Comodo (по 2%) и другие (3%). Интерес к лицензионным антивирусам растет с возрастом: если среди респондентов старше 45 лет программу-антивирус приобрел почти каждый третий (32%), то среди молодежи до 24 лет — лишь 21%.

Корпоративные клиенты также заинтересованы в обеспечении безопасности своих рабочих мест. Но по мнению аналитиков IDC (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=68517), времена, когда информационная безопасность ассоциировалась у заказчиков с наличием антивируса и защитой внешнего периметра, уходят в прошлое: «Принимая решение об инвестициях в ПО информационной безопасности, российские компании уделяют все больше внимания проблемам уязвимости и доступа к информации. Пользователи осознают важность данных решений для защиты критически важных данных и обеспечения непрерывности бизнеса».

В результате домашние пользователи остались основными потребителями на рынке программных систем обеспечения информационной безопасности (ИБ). В корпоративном сегменте значительным спросом пользовались решения по управлению инфраструктурой ИБ, идентификацией и доступом. Решения для защиты от утечек данных требовались организациям, работающим с большими объемами персональных и финансовых данных, — прежде всего банкам, операторам связи и государственным учреждениям. Такие данные приведены в отчете IDC Russia Security Software 2012–2016 Forecast and 2011 Vendor Shares (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=68517). По данным отчета, объем российского рынка программных систем обеспечения ИБ в 2011 г. достиг 306 млн. долл., что соответствует годовому приросту на 27,7%.

Около 60% рынка контролировали пять компаний: «Лаборатория Касперского», ESET, Symantec, Positive Technologies и Microsoft, ведущие поставщики (2011 г.) — IBM, «Доктор Веб», «Инфосистемы Джет», HP и Oracle.

По прогнозам IDC, в ближайшие пять лет российский рынок программных продуктов обеспечения ИБ будет ежегодно расти в среднем на 18,6%.

Специалисты компании ESET отмечают, что за последний год темпы роста российского антивирусного рынка замедлились примерно до 15% и идет его консолидация (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=65296). На сегодня­шний день доли лидеров (ESET и «Лаборатория Касперского») заметно выросли, что позволяет им контролировать около 80% рынка с показателями более 30 и около 50% соответственно. При этом доли игроков второго эшелона («Доктор Веб», Symantec, TrendMicro) уменьшились. Фактический объем рынка на сегодняшний день составляет порядка 260–300 млн. долл. в конечных ценах.

По мнению того же источника, основная особенность антивирусного рынка в России — чрезмерный уровень пиратства, что помимо всего прочего говорит о высоком потенциале для роста, особенно в рознице. Быстрыми темпами увеличиваются онлайн-продажи через интернет-магазины и модель ISP. Также с ростом количества мобильных устройств нарастает потребность пользователей в решениях для мобильных платформ.

Напомним, что «Антивирусное ПО» до сих пор остается единственной не «железной» номинацией рейтинга CRN/RE. В этом году доля выставивших оценки по сравнению с 2010 г. снизилась до 64,5%. Но несмотря на это, «антивирусное ПО» делит третье и четвертое места в перечне самых популярных канальных продуктов с серверами на платформе х86. Это пусть и косвенное, но подтверждение того, что ПО все-таки отвоевало себе место в классическом, «железном» канале продаж.

В то же время итоги исследования показывают, что и прямо противоположное мнение о наличии отдельного «софтверного» канала продаж также имеет право на существование. Почти 10% всех участников рейтинга оценили работу вендоров только в этой номинации.

Кому же отдали голоса респонденты проекта «Чемпионы канала 2012»?

Претенденты

Два года назад на звание «чемпиона ИТ-канала» в номинации «антивирусное ПО» претендовали 12 компаний (на одну меньше, чем в 2008 г.). В итоговый протокол вошли только шесть: ESET, McAfee, Symantec, Trend Micro, «Доктор Веб», «Лаборатория Касперского». Остальные не смогли преодолеть порог канальности.

На этот раз предварительный список редакции CRN/RE состоял из 14 разработчиков. Наши респонденты добавили еще одну компанию. Таким образом, на звание «чемпиона канала» в этом году претендовали: AVG, BitDefender, CA, Check Point, ESET, G-Data, McAfee, MicroWorld (eScan), Panda, Sophos, Symantec, Trend Micro, «Доктор Веб», «Код безо­пасности», «Лаборатория Касперского». Перешагнуть порог канальности смогли не все, за места в призовой пятерке боролись пять компаний: ESET, McAfee, Symantec, «Доктор Веб» и «Лаборатория Касперского». Эти компании не просто перешагнули порог канальности, но и значительно оторвались от ближайших преследователей.

Ближе других к порогу канальности смогли подойти лишь две компании: AVG и Trend Micro (один из претендентов на победу предыдущего рейтинга).

Представляем победителей

На пятом месте — компания McAfee с оценкой 28,482 балла. Это хуже результата двухлетней давности: тогда вендор стоял на четвертом месте. На этот раз McAfee собрала все претензии канала к финалистам. По всем восьми критериям вендор получил низшие оценки среди всех призеров. Напомним, что в начале 2011 г. завершилось поглощение McAfee корпорацией Intel и теперь разработчик антивирусов на 100% является дочкой Intel. Стало ли ухудшение отношения канала к McAfee следствием этого, сказать сложно.

Четвертое место респонденты отдали компании Symantec. У этого вендора, похоже, все ровно и гладко, а в зачет ему пошло 31,033 балла.

Отметим, что в середине октября 2012 г. Symantec объявила о значительных нововведениях в партнерской программе для СМБ EMEA (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=71519). Такому решению предшествовало сделанное в июне заявление о формировании нового подразделения, ориентированного на нужды СМБ и компаний-партнеров, работающих с этими заказчиками.

Программа, как ут­верждает вендор, поможет партнерам повысить прибыльность, окажет поддержку в работе с потенциальными заказчиками, улучшит поддержку в маркетинге и сопровождении продаж, а также предоставит доступ к решениям и услугам, ориентированным именно на СМБ.

В основе программы — многоуровневая модель специализации. Каждый уровень базируется на комплексе критериев, включая объем продаж, обучение и сертификацию специалистов.

Однако программа работает еще слишком мало времени для того, чтобы партнеры успели отре­агировать на инициативу вендора.

На третьем месте расположилась компания «Доктор Веб» (35,673 балла). В рейтинге 2010 г. у респондентов не было претензий к этому вендору. Не появились они и в этом году. Зато, по мнению продавцов антивирусного ПО, у компании «Доктор Веб» лучший (среди финалистов) показатель по критерию «прибыльность продукции».

«Серебро» проекта 2012 г. досталось компании ESET. Подписание договоров с двумя новыми дистрибьюторами — Merlion и Treolan, а потом разрыв с OCS не могли пройти незамеченными для канала. Трудно сказать точно, какую роль сыграло каждое из этих событий и что именно стало тем «синергетическим эффектом», который буквально вознес вендора на вторую ступеньку. Ведь еще два года назад этот разработчик антивирусного ПО не попал в число финалистов.

В этом году компания получила высшую оценку по критерию «соотношение цена/качество» среди финалистов номинации.

Единственная компания, сохранившая свою позицию, — «Лаборатория Касперского». В этом ­году вендор сумел собрать высшие оценки за работу по шести (из восьми) критериям. Представители вендора утверждают, что за два года в жизни компании про­изошло много событий, которые позволили ей удержать результат, достигнутый в прошлом рейтинге.

Вот некоторые из них.

На пользовательском рынке. В мае 2010 г. была достигнута договоренность о техническом партнерстве «Лаборатории Касперского» и команды Scuderia Ferrari Marlboro. В ноябре 2010 г. вендор получил статус официального спонсора этой команды в гонках «Формула-1» на два года.

В ноябре 2011 г. «Лаборатория Касперского» и «QIWI Кошелек» объявили о начале сотрудничества. Теперь все пользователи «QIWI Кошелька» смогут оформить подписку на один из защитных продуктов «Лаборатории» — Антивирус Касперского, Kaspersky Internet Security или Kaspersky CRYSTAL.

В феврале 2012 г. на российском рынке появляются новые решения, среди которых первый кроссплатформенный продукт «Лаборатории Касперского» — Kaspersky ONE, защитное решение компании для планшетных ПК на базе Android — Kaspersky Tablet Security, а также приложение «Родительский контроль» для мобильных устройств на базе операционных систем Android и iOS (пока в бета-версии).

В июне 2012 г. «Лаборатория» представила новый продукт ­Kaspersky Security для Mac.

В корпоративном сегменте. В 2010 г. «Лаборатория» выпустила более десятка корпоративных приложений, а в 2011 г. обновила флагманские решения для защиты ПК и серверов, а также средства централизованного управления ИТ-безопасностью на предприятиях. Кроме того, вендор впервые начал использовать ­механизм «гибридной» защиты, сочетающий в себе «облачные» и традиционные антивирусные технологии не только в продуктах для домашних пользователей, но и в корпоративных решениях. Впервые такая технология была реализована в решении для защиты ПК и серверов Kaspersky Endpoint Security 8.

Помимо этого вендор активно развивает ряд дополнительных сервисов для корпоративных клиентов. В июне 2010 г. на рынок вышел новый продукт Kaspersky DDoS Prevention, призванный защитить предприятия от DDoS-атак. Также корпоративным клиентам были предложены услуги расширенной технической поддержки (помощь выделенных специалистов в режиме 24×7). В 2011 г. был запущен новый сервис по расследованию вирусных инцидентов, причем воспользоваться им может любая компания, вне зависимости от того, является ли она клиентом «Лаборатории» или пользуется решениями других вендоров.

В апреле 2012 г. на рынок вышел новый корпоративный продукт Kaspersky Security для виртуальных сред (KSV). Этот продукт позволяет централизованно управлять виртуальными, физическими и мобильными устройствами: при помощи единой консо­ли происходит управление задачами по обеспечению ИT-безопасности.

Критерии и оценки

Два года назад самым важным критерием работы вендора была «прибыльность продукции». Тогда респонденты оценили его в 0,89 балла. В этом году самым значимым стал критерий «качест­во продукции» с оценкой 0,811 бал­ла, т. е. на 0,044 балла меньше, чем в 2010 г. Напомним, что «качество продукции» однажды уже признавалось самым важным критерием в номинации «антивирусное ПО» — в 2008 г., тогда его оценка равнялась 0,895 балла.

Наиболее важный критерий опроса 2010 г., «прибыльность продукции», на этот раз занял второе место по значимости: его оценка на 0,011 балла меньше, чем у самого важного критерия.

На третье место продавцы ПО поставили «соотношение ­цены и качества продукции» (0,715 балла).

Отметим, что второй раз подряд наименее значимым в данной номинации был признан критерий «обучение и сертификация партнеров» — 0,527 балла (два года назад — 0,652 балла).

Тем не менее продавцы антивирусного ПО оказались одними из самых щедрых: именно в этой номинации оценки таких критериев, как «активность в продвижении продукции», «прибыльность продукции» и «маркетинговая поддержка партнеров», оказались выше, чем в других товарных категориях. А вот «соотношение цена/качество» и «сервисное обслуживание заказчика» интересует софтовых партнеров второго уровня гораздо меньше, чем их «железных» коллег.


Версия для печати (без изображений)