Сегодня самыми продаваемыми цифровыми устройствами явля­ются смартфоны — по данным IDC, в прошлом году в мире продано 722,4 млн. таких устройств. Персональных компьютеров — как настольных, так и мобильных — 352,4 млн., а планшетов (по данным компании Canalys) — лишь 114,6 млн. шт.

За прошлый год продажи смартфонов в штучном выражении, по подсчетам IDC, выросли на 46,1% по сравнению с 2011 г. Интересно, что показатели российского рынка существенно выше мировых — за год продажи смартфонов в штучном выражении у нас увеличились на 69%!

Очевидно, что тезис «2012 — год план­шетов» неверен, это был год смартфонов! Говоря об итогах прошлого года, Сергей ­Сухоруков, руководитель департамента ­«Телеком» компании «М.Видео», отметил: «Основной тренд — смещение покупательского интереса в сторону смартфонов, поскольку эти устройства стали доступней».

Смартфоны и планшеты весьма похожи. Они построены на одних и тех же платформах и применяют их для решения схожих задач. Сейчас смартфоны увеличивают диагонали экрана, а планшеты часто получают GSM/3G-модули, что еще больше размывает границу между этими типами гаджетов.

По данным «М.Видео», за прошлый год в России было продано 41,5 млн. мобильных телефонов и смартфонов, то есть почти каждый третий россиянин приобрел себе ­новый девайс. Доля смартфонов в этих продажах составила 30% в штучном выражении, хотя еще год назад — в 2011-м — все­го лишь 19%.

Битва платформ

На рынке смартфонов «правят бал» Android и iOS. По итогам года, как сообщает IDC, 87,6% проданных устройств использовали эти две платформы. Все остальные можно смело отнести к категории «прочие»: это и стремительно сходящая со сцены Symbian и недооцененная Bada, собственная операционная система Samsung, и строящие амбициозные планы Blackberry OS и Windows Phone, не говоря уже об альтернативных Sailfish и Tizen (попытки развить проект Meego, начатый, а затем брошенный Nokia), Firefox OS, UbuntuPhone и др.

Наиболее заметным событием прошлого года стало появление новой версии Win­dows Phone. «К техническим инновациям 2012 г., которые способствовали росту продаж смартфонов, можно отнести новые элементы пользовательских интерфейсов, облегчающие работу с устройством, например «живые иконки» в Windows Phone», — отмечает Сергей Езык, руководитель отдела по продвижению мобильных операционных систем Microsoft в России. Конечно, обнов­ления были и у других платформ, но они оказались куда менее заметны для массо­вого пользователя, чем упомянутые «живые иконки».

«Однако основным „драйвером“ продаж было не технологическое совершенствование смартфонов, а значительное снижение цен на младшие модели и падение „порога входа“ при покупке», — отмечает Езык. Но это уже относится не к конкуренции платформ, а к конкуренции производителей, а также касается технологий производства как самих смартфонов, так и отдельных их компонентов.

Две стороны ценовой революции

Главное достижение «смартфоностроения» в прошлом году — снижение цен. Роман ­Варивода, руководитель направления «Цифровые устройства и фототехника» компании «Юлмарт», отмечает, что ассортимент смартфонов и их ценовая доступность из­менились в лучшую сторону по сравнению с 2011 г., что и стало катализатором рынка. «Усилившаяся конкуренция обусловила существенное падение цен на смартфоны, что позволило заинтересовать массового поку­пателя переходом с мобильных телефонов на смартфоны», — согласен с ним Сергей Пак, коммерческий директор компании «Интант» (Томск). А причина усиления конкуренции не столько активность крупнейших производителей, сколько, как отмечает Роман Варивода, проникновение многих фирм «категории В» на рынок смартфонов.

Средняя цена смартфона на российском рынке снизилась до 10,5 тыс. руб., по данным IDC, при этом минимальная цена но­вого устройства с современной версией платформы составляла менее 7 тыс. руб. На распродажах можно встретить и более дешевые смартфоны на устаревших версиях платформ, но на рынок они оказывают слабое влияние.

Недорогие смартфоны, даже произведенные фирмами, недавно вышедшими на этот рынок, имеют высокое качество сборки и технические параметры на уровне современных требований. Еще полтора-два года назад большинство абонентов о смартфоне с такими параметрами и мечтать не могли — гигагерцевый процессор, две камеры, возможность съемки видео в HD и т. д. А сейчас все это доступно в low-price-моделях, в которых не редкость также поддерж­ка двух SIM-карт — тренд, в 2012 г. наконец мигрировавший с сегмента телефонов в сегмент смартфонов.

Снижение средней цены смартфона — благоприятный фактор для рынка в целом, но негативный для канала. По данным GfK, за 2012 г. сегмент дорогих смартфонов — к ним аналитики компании относят устройства ценой 16 тыс. руб. и выше — в штучном выражении занимал немногим более 15%, а в денежном — почти 40%. Что делать с 85% смартфонов? Стоит ли компаниям прилагать усилия к их продажам или сфокусировать своих продавцов и консультантов в торговых залах на продвижении топовых моделей и надеяться, что low-end-уст­ройства сами себя продадут? Пускать процесс продаж массового товара на самотек конечно же не стоит.

Ретейлерам доступны разные варианты действий, при которых «размер чека» мо­жет быть увеличен как при продаже дорогого смартфона, так и low-end-»умнофона». Просто нужно помнить, что бизнес ретейлера кардинально отличается от box-moving дистрибьютора: в розничных продажах всегда есть место творчеству и вместе со смартфоном клиенту можно продать различные полезные и забавные устройства, опции и сервисы.

«На повышение „среднего ­чека“ хорошо работает не только товарный кросс-сейлз (про­дажа аксессуаров), но и сервис­ный — например платная настройка почтового аккаунта, ­магазина приложений, соцсетей и т. д. Контракт мобильной свя­зи в данной ситуации продать сложно», — говорит Сергей Езык. Однако можно продвигать и контракты, ведь «сложно» не значит «невозможно». Например, к смартфонам, способным работать с двумя SIM-картами, можно приложить тарифы, оптимизированные для дальней связи, — оптимальная для местной связи карта у покупателя конечно же есть, но теперь он получает возможность исполь­зовать еще одну, оптимальную для связи дальней, так почему бы не предложить ее тут же?

«Чем дороже смартфон, тем выше интерес покупателей к фирменным аксессуарам», — отмечает Тарас Архипов, директор по продажам телекоммуникационной продукции LG Electronics. Но и с недорогими смартфонами можно продавать аксессуары, пусть даже нефирменные, для этого нужно лишь мотивировать продавцов и консультантов для соответствующей «обработки» покупателей. О выгодности продаж смартфонов говорит и Михаил Чернышов, коммерческий директор «Вобис Компьютер»: «Если маржинальность смартфонов в рознице составляет около 30%, то для аксессуаров этот показатель вырастает до 70%».

Путь Microsoft

Интрига года в битве платформ — займет ли Microsoft Windows Phone «почетное третье место» или его сохранит за собой BlackBerry OS? В прошлом году смартфоны на «черничной» ОС, по данным IDC, занимали 4,5% рынка в штучном выражении, на четвертом месте были устройства на Symbian (3,3%) и только на пятом — Windows Phone, по итогам года им досталось лишь 2,5%. В наступившем году Symbian окончательно уйдет с рынка, а ее «потомки», даже если смогут ­получить воплощение в коммерческих моделях, явно не успеют занять сколько-нибудь заметной доли рынка. Выход новой версии операционной системы Blackberry дает шансы платформе расширить долю, но и Microsoft полна решимости... Но наблюдая за этой интригой, нужно помнить, что битва разворачивается в сегменте, занимающем менее 10% рынка смартфонов.

Эволюция «железа»

Ряд технических инноваций, коснувшихся как старших, так и младших моделей смартфонов, многие пользователи попросту не заметили.

Например, напомним, что ­Apple в iPhone 5 усовершенствовала камеру, что повысило качество съемки при слабом внешнем освещении, улучшила качество звучания наушников штатной гарнитуры. Это отме­тили многие тестеры, но если вы спросите у пользователей, даже купивших эту модель смартфона, в чем же основные отличия «пятерки», большинство про улучшение фото- и аудиосоставляющих даже не вспомнят, но отметят увеличение диагонали экрана.

Справедливости ради заметим, что в 2012 г. наиболее значимое различие смартфонов часто заключалось именно в разных параметрах экрана: дисплеи увеличивали диагонали и наращивали разрешение.

Тренд с варьированием линейных размеров экранов дошел до своего логического завершения — появились модели, которые занимают промежуточное положение между традиционными смартфонами и планшетами. Появился даже обозначающий такие устройства термин — «смартшет», но неизвестно, приживется ли он в русском языке. Смартфоны с экранами увеличенных размеров, с одной стороны, по понятной причине удобней, с другой — работать с ними одной рукой не очень удобно. Поэтому производители экспериментируют и с соотношением сторон экрана. Apple сделала дисплей iPhone 5 вытянутым — это позволило увеличить площадь экрана, но при этом уст­ройство удобно удерживать в одной руке. LG пошла по другому пути, выпустив модель LG P895 Optimus Vu с почти квадратным экраном, который, по мнению компании, повысит качество работы с документами — смартфон позиционирован как бизнес-модель. Но большинство производителей не мудрствуют, а просто увеличивают диагональ экрана с сохранением соотношения сторон.

Тренд с увеличением разрешения только начал оформляться. Уже появились модели, экран которых позволяет смот­реть HD-видео без конвертации. Разумеется, на таком экране лучше выглядит мультимедийный контент — и фильмы, и фотогра­фии — причем как ­загруженный в устройство извне, так и полученный при помощи встроенных камер. Пред­стави­тели вендоров отметили, что распространение смартфо­нов с HD-дисплеями станет ­одним из драйверов рынка в текущем году.

Смартфоны завтра

Что ждут от смартфонов в 2013 г.? По сути, ожидания обу­словлены развитием этих уст­ройств в году предыдущем.

Увеличение времени автономной работы — в первую очередь. Смартфон должен работать от одной зарядки аккумулятора больше суток, во всяком случае топовые модели. «2013 г. пройдет под знаком увеличения времени автономной работы», — уверен Михаил Чернышов. Аналогичного мнения придерживаются и другие опрошенные. Причем вендоры и сами актив­но работают в этом направлении и ожидают соответствующих действий от «смежников». Например, Тарас Архипов говорит о разворачивании корпорацией LG производства аккумуляторов с использованием новых технологий, которые позволят нарастить их емкость без увеличения размеров и массы, а также об ожидании от Google оптимизации энергопотребления в новых версиях операционной системы Android.

HD-дисплеи. Переход на которые начался в прошлом году, а продолжится в году наступившем, в основном это будут FullHD-дисплеи, считает Архипов (LG Electronics).

Увеличение диагонали экрана. «Тренд предстоящего сезона — смартфоны с большой диагональю дисплея (более 3,7 дюйма)», — говорит Сергей Сухоруков («М.Видео»). По его мнению, такие смартфоны уже могут составить конкуренцию планшетам. Кроме того, он отметил, что во втором полугодии 2013 г. по­лучит дополнительное развитие рынок смартфонов с LTE.

Поддержка технологии NFC получит более широкое распространение, чем сегодня. В прошлом году чипы Near Field Communication встраивали как в топовые модели (например, так поступала Samsung), так и в смартфоны среднего ценово­го диапазона (такие есть, например, в линейке устройств, продаваемых под брендом МТС). Но пока наличие NFC, скорее, экзотика, представляющая интерес в основном для гиков и гаджетоманов. Но ситуация может измениться с ростом популярности систем бесконтактных платежей и других применений этой технологии — использования NFC-меток в быту, популяризация обмена данными между NFC-устройствами и т. д. — вполне возможно, что произойдет уже в текущем году.

Снижение цен на смартфоны продолжится. Нижняя граница может снизиться до 3–4 тыс. руб., считает Михаил Чернышев.

Улучшение эргономики. Роман Варивода подчеркивает, что будут совершенствоваться как технические параметры аппаратов, так и качество сборки, например, уйдут в прошлое скрипучие корпуса. Распространение получат формы и материалы, приятные на ощупь, причем они появятся даже в бюджетных моделях. Эта тенденция уже присутствует на рынке. В качестве примера можно привести Alcatel OneTouch 992D, бюджетную модель в качественном корпусе с интересной эргономикой.

Следует отметить и возвращение практики выпуска гаджетов в корпусах различной окраски. Яркий корпус не столько дань эстетике и средство самовыражения, сколько возможность быстро найти смартфон, «затерявшийся» на пляже, в траве после пикника или на рабочем столе в офисе.

Влагонепроницаемость корпусов. Представители Sony, давно выпускающей такие модели, говорят о том, что влагостойкость должна стать нормой. Сергей Езык также предсказывает широкое распространение ап­паратов, которым не страшен ни дождь, ни падение в воду.

Рост производительности. Если в прошлом году нормой стали многоядерные процессо­ры, то 2013-й начался с анонсов смартфонов на процессорах с большей тактовой частотой. Это обусловлено не только опе­рационными системами, которые становятся все более требовательными к вычислительным ­ресурсам. Этого требуют приложения, в первую очередь, конечно, игры. Но вычислительная мощность нужна не только для игровых задач, например, съемка видео в HDR требует обработки больших объемов данных «на лету».

Интеграция с локальным цифровым окружением. «Сегодня все чаще смартфон используется как одно из устройств в единой экосистеме, что позволяет передавать данные или мультимедийный контент меж­ду ноутбуком, телевизором или аудиосистемой и смартфоном», — говорит Михаил Чернов, бизнес-менеджер Sony Mobile Communications Rus. Тарас Архипов также считает, что смартфоны найдут применение и в других экосистемах цифрового мира, например в «умных» домах. По сути, это логичное продолжение трендов прошлого года — Сергей Езык отмечал, что смартфоны получили «бесшовную» интеграцию с облачными сервисами, которые вполне можно рассматривать как часть цифрового окружения.

Что ждет рынок смартфонов

«Умнофоны» будут и дальше теснить традиционные аппара­ты, но умопомрачительные темпы роста остались в прошлом: судя по всему, пик пройден в прошлом году.

В последней четверти 2012 г. мировой прирост продаж составил 41,7% по сравнению с соответствующим периодом 2011 г., что заметно меньше среднего­дового показателя, который, напомним, равнялся 46,1%. Заметим, что IV квартал традиционно урожайный в продажах смартфонов. Отвечая на вопрос о наличии сезонных колебаний в продажах смартфонов, Сергей Езык сказал: «По данным отче­та Canalys „EMEA smart phone market Q4 2012“ от февраля 2013 г., за последние два года традиционно больше смартфо­нов продается в IV квартале — около трети годовых продаж. Результаты остальных кварталов примерно одинаковые».

Почему темпы роста будут снижаться? Смартфоны весьма успешно замещают мобильные телефоны (хотя по итогам прошлого года традиционных «трубок» в штучном выражении ­продано несколько больше, чем «умнофонов»). Некоторые ана­литики считают, что распространение смартфонов даже ­создает проблемы на рынке персональных компьютеров, но это сомнительно — устройства направлены на решение совершенно разных классов задач, что исключает прямую конкуренцию, и находятся в разных ценовых категориях, что делает проблематичной конкуренцию косвенную. По мнению аналитиков GfK, появление и распространение смартфонов с большой диагональю экрана — 5 дюймов и более — начинает оказывать давление на рынок планшетов. Более того, отдельные сегменты рынка гаджетов под давлением смартфонов вообще коллапсируют.

«Некоторые товарные категории под натиском дешевеющих и совершенствующихся смартфонов постепенно исчезнут — например, дешевые фотокамеры, диктофоны, MP3- и портативные видеоплееры», — отмечает Тарас Архипов. О том, что распространение смартфонов отрицательно влияет на рынки специализированных гаджетов — «телефонов, автомобильных навигаторов, планшетов с небольшой диагональю, цифровых плееров и непрофессиональных диктофонов, то есть всех тех устройств, которые способен заменить смартфон», — говорит и Юрий Антошкин, исполнительный директор Prestigio в странах СНГ и Восточной Европы. Как видно, общерыночная ситуация для смартфонов складывается весьма позитивно. Почему же мы наблюдаем замедление роста этого рынка?

Рынок смартфонов хотя и велик, но ограничен. Далеко не все абоненты сотовой связи приобрели себе такие устройства, но не всем они и нужны. Многим категориям вполне достаточно возможностей обычной «трубки» без «умных» функций, напри­мер пожилым людям или использующим сотовую связь для го­лосового общения. Кроме простоты, «трубки» имеют меньшую цену и большую прочность — довольно большой экран смартфона легко разбить или раздавить — что делает традиционные аппараты более актуальными для малообеспеченных абонентов и, например, для экстремалов (даже если телефон разбит или утонул, заплатив менее ста долларов, можно купить новый). Наконец, обычные телефоны имеют более продолжительное время автономной работы, чем «умнофоны». По перечисленным причинам спрос на традиционные сотовые телефоны сохранится и в дальнейшем и они будут занимать значительную долю рынка.

Но и смартфоны продолжат наступление на традиционные трубки, абоненты будут покупать эти устройства десятками миллионов. Россия, как мы отме­чали выше, демонстрирует заметно более высокие темпы роста продаж смартфонов, и на ближайшее будущее многие вендо­ры смотрят с оптимизмом. «Рост доходов населения будет сти­мулировать рост средней цены продаваемых устройств», — отмечает Тарас Архипов.

Кроме того, для смартфонов появляется еще одна крупная ниша, в которой до настоящего времени их продажи шли крайне слабо.

Смартфоны и коммуникаторы в российском ИТ-канале

Проводя в 2012 г. традиционный рейтинг «Чемпионы российского ИТ-канала»*, редакция CRN/RE впервые предложила респондентам оценить работу вендоров в товарной категории «Смартфоны и коммуникаторы». В итоге оказалось, что пока это наименее востребованная ИТ-каналом продукция (по сравнению с собственно ИТ-продукцией: ПК, серверами, периферийными устройствами, антивирусным ПО и т. п.). Тем не менее смартфоны продают 30% компаний, принявших участие в исследовании CRN/RE.

В составленный редакцией предварительный список претендентов на звание «Чемпион канала» в данной категории вошло 14 компаний. После подведения итогов их количество не изменилось, за победу в номинации боролись: Acer, Alcatel, Apple, FLY, HTC, Huawei, LG, MEIZU, Motorola, Nokia, Philips, Research in Motion (BlackBerry), Samsung, Sony/Sony Ericsson.

Но перешагнуть порог канальности (набрать необходимое количество голосов) удалось только десяти компаниям: Acer, Alcatel, Apple, HTC, Huawei, LG, Nokia, Philips, Samsung, Sony/Sony Ericsson. А в пятерке лучших вендоров по работе с ИТ-каналом, по мнению респондентов, оказались компании Samsung (1 место), Nokia, Apple, HTC, Sony.

Первое, на что обращают внимание ИТ-компании, продающие смартфоны и коммуникаторы, — «прибыльность продукции». Именно этот критерий работы вендора был поставлен респондентами на первое место в рейтинге значимости. Следом идет критерий «сервисное обслуживание заказчика». Наименее важным для данного вида продукции респонденты назвали критерий «обучение и сертификация партнеров».

Судя по результатам голосования продавцы смартфонов и коммуникаторов крайне заинтересованы в сотрудничестве с вендором, стремящимся завоевать российский рынок. В данной номинации критерий «активность в продвижении продукции» получил одну из наиболее высоких оценок. При этом продавцы смартфонов и коммуникаторов не придают особого значения «качеству продукции» и «технической поддержке партнеров»: в данной номинации эти критерии получили самые низкие оценки во всем рейтинге.

* См. http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=73027  

Смартфоны и корпоративный рынок

Сегодня смартфоны — товар для ретейла, но есть еще один выраженный тренд, имеющий непосредственное отношение к этим гаджетам: «Расширя­ется их проникновение в кор­поративную среду. Появляются мобильные приложения для ERP, мобильные устройства находят применение в корпоративных коммуникациях и бизнес-процессах», — отме­чает Сергей Пак.

Руководящих работников и мобильных сотрудников, ко­торых надо обеспечить такими устройствами для решения рабочих вопросов, все же много меньше, чем абонентов сотовой связи, которые предпочитают смартфоны традиционным сотовым телефонам. Поэтому корпоративные поставки вряд ли превысят несколько десятков процентов общего объема рынка смартфонов. Заметим, что даже поставки Blackberry на корпо­ративный рынок не выходят за 30% общего объема продаж смартфонов на этой платформе, а 70% устройств, работающих под управлением «черничной» ОС, приобретаются для частного использования. И это при том, что Blackberry-смартфоны благодаря своим особенностям работы с электронной корреспонденцией много лет считаются оптимальными для корпоративных пользователей. Вряд ли доля систем на iOS, Android и Windows Phone, поставленных корпоративным заказчикам, в ближайшее время даже при самом благоприятном развитии событий превысит вышеупомянутые 30% Blackberry. Пока же поставки корпоративным пользователям крайне невелики.

Индустрия уже довольно ­давно предлагает инструменты для интеграции смартфонов в корпоративные информационные системы. Причем инструменты самого разного предназначения.

Например, Hewlett-Packard, представляя новые модели МФУ, поддерживающие концепцию для работы с документами в SOHO, показали и облако, обеспечивающее простейший ­документооборот для офиса. Работать с облаком могут и МФУ (распечатать документ из облака, отправить отсканированное в облако и т. д.), и традицион­ные компьютеры, и мобильные устройства. Последние позволяют открывать документы, отправлять их на печать, визиро­вать и т. д., то есть мобильные девайсы могут быть полноценными клиентами ИТ-системы даже малого офиса.

TrendMicro, говоря об информационной безопасности предприятия, особо подчеркивает ­наличие в своей системе защи­ты решений для смартфонов как равноправных элементов ИТ-инфраструктуры. Патрик Дальвинк, руководящий в TrendMicro регионом «Континентальная Европа» и российским представительством, отметил: «У корпоративных пользо­вателей сейчас много девайсов, в том числе и мобильных. Если ИТ-служба хочет контролировать ситуацию, то нужно сохранять контроль и над данными, и над девайсами». Также Дальвинк отметил, что особенно­стью предложения TrendMicro для защиты корпоративных сред является поставка модульного интегрированного решения, которое контролирует и данные, и системы на всех платформах. Модули можно приобретать и подключать по отдельности, но управляются они из единого центра. В данном случае подход одинаков и для мобильных уст­ройств, и, например, для серверов, что как нельзя лучше, как считают в TrendMicro, подтверждает важность гаджетов в информационной инфраструктуре современных корпораций.

Отметим интересное middleware-решение российской компании ИВК, позволяющее создавать мультиплатформенные системы. С помощью данного решения можно объединить в рамках единой системы компьютеры разных платформ — от мэйнфреймов и «макинто­шей» до работающих под управлением Windows и ОС ВС («операционной системы вооруженных сил»), а также, разумеется, планшеты и смартфоны, постро­енные на iOS, Android и мобильных версиях Windows. Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК, особо отметил: «Сегодня мобильные уст­ройства широко применяются не только в бизнесе, но и в госсекторе, в том числе и в системах, которые обрабатывают конфиденциальную информацию, персональные данные и сведения с различными грифами секретности». Также он подчеркнул, что созданное ИВК решение обеспечивает гарантированный доступ и защиту информации при взаимодействии устройств на любых платформах, в том числе и мобильных.

Приведенные примеры показывают, что сегодня смартфоны можно эффективно использо­вать в различных корпоративных системах — от управляющих документооборотом на малом предприятии до обрабатывающих данные правительственных и воен­ных ведомств, в том числе данные, имеющие различные степени секретности. Как только потенциальные заказчики «распробуют» соответствующие возможности, поставки смартфонов в корпоративный сектор увеличатся.


Версия для печати (без изображений)