Сегодня системы видеонаблюдения окружают нас повсюду — на улицах, в ресторанах и кафе, вокзалах и аэропортах, в метро, в магазинах, банках, больницах, учебных заведениях, стадионах, в офисах и на предприятиях, в домах и квартирах. Каждая пядь земли просматривается с нескольких точек, создается впечатление, что мир уже перенасыщен камерами. Но на самом деле бум только начинается и главные баталии за место на этом рынке еще впереди.

В последнее время игроки компьютерного рынка демонстрируют повышенный интерес к системам видеонаблюдения. Активность ряда ведущих компаний настолько высока, что впору говорить о скором переделе этого сегмента. Что же привлекает компьютерные фирмы? Ведь рынок систем видеонаблюдения не нов, он давно сложился, там есть свои признанные лидеры как среди производителей оборудования, так и среди компаний, занимающихся его установкой, наладкой и эксплуатацией. На что рассчитывают ИТ-компании? Ответ прост: сфера применения этих систем огромна. Трудно назвать области, где можно было бы обойтись без видеонаблюдения. А значит, работы хватит всем. Но главное, благодаря развитию технологий набирает скорость процесс перехода от аналоговых систем к цифровым, а это вотчина ИТ-компаний.

Надо отметить, что переход к «цифре» — это не просто замена одних камер на другие. По сути, это революция с серьезными последствиями. Ведь система видеонаблюдения даже в простейшей конфигурации помимо камеры состоит из каналов передачи данных, мониторов, средств хранения информации, пультов управления, источников резервного питания и т. д. Но применять цифровую систему в таком виде, не взяв на вооружение ее преимущества, по меньшей мере не по-хозяйски. Огромные возможности открываются при использовании специализированного ПО. Существующие программы позволяют автоматически обнаруживать и отслеживать объекты с заданными характеристиками. Например, срабатывают при появлении движущихся объектов, при проникновении на охраняемую территорию, могут подсчитывать количество объектов, распознавать номера машин или лица людей, различать человека и животного, находить оставленные предметы и пр.

«Можно выделить основные компоненты систем видеонаблюдения, общие для всех проектов, — говорит Юрий Крят, руководитель отдела аудио-видеорешений компании Landata. — Это камеры, регистраторы для хранения записанной видеоинформации и интерфейс оператора. Когда речь идет об установке аппаратуры видеонаблюдения в небольшом магазине или загородном доме, все довольно просто и этого набора достаточно. Сложнее, когда необходимо масштабное или географически распределенное решение, включающее в себя десятки, сотни или тысячи видеокамер. При реализации таких проектов видеонаблюдение может охватить все ниши современного ИT-рынка — от мобильных устройств до компьютерной аналитики. Более того, системы видеонаблюдения, функционирующие как отдельный сегмент, встречаются крайне редко — чаще всего они интегрированы в охранные системы. В целом можно сказать следующее: видеонаблюдение — это мощнейший генератор трафика, который нужно передавать, хранить и обрабатывать, применяя большие вычислительные мощности».

По мнению Андрея Васильева, генерального директора российского представительства QNAP, рынок видеонаблюдения тесно связан с такими сегментами рынка ИКТ, как компьютерная техника, мобильные устройства связи, сетевое оборудование, например беспроводные точки доступа, Ethernet-коммутаторы и маршрутизаторы. Кроме того, поскольку видеонаблюдение является частью систем безопасности, то вместе с ним сосуществуют такие виды оборудования, как средства контроля и управления доступом, разнообразные датчики, устройства сигнализации и автоматика, инструменты видеоаналитики и биометрия. Инженеры компании Huawei и отмечают, что в ряде случаев выполняются проекты только по созданию системы видеонаблюдения, но на определенном этапе она все равно интегрируется в систему безопасности.

«Сегодня рынок систем видеонаблюдения охватывает такие сегменты в области безопасности, как охранная сигнализация, контроль и управление доступом, а также решения для антитеррора (программные и аппаратные средства анализа видеоизображения). Очевидно, что IP-средства видеонаблюдения благодаря высокому качеству изображения и простоте интеграции с другими системами быстрыми темпами вытесняют аналоговую технику, — говорит Дмитрий Миргазитов, руководитель проектов компании “ИНСИСТЕМС”. — Кроме того, решения на базе IP позволяют свести к минимуму или даже исключить человеческий фактор».

Андрей Рябов, менеджер по развитию направления ЗАО «Линдекс», добавил, что сейчас невозможно представить законченную систему IP-видеонаблюдения без использования оптических кабельных сетей высокой пропускной способности, сетевых коммутаторов и хранилищ данных. По сути — инсталляция системы IP-видеонаблюдения — это заключительный штрих в проекте системной интеграции.

C переходом от аналогового видеонаблюдения к цифровым системам меняются и требования к сети передачи данных, которая играет роль «транспорта» для информации, полученной камерой. «Сеть должна иметь высокую пропускную способность, передавать данные на высоких скоростях, при этом оставаться отказоустойчивой и защищенной от вторжений извне, — подчеркивает Алексей Мельчаков, менеджер по продажам российского представительства Allied Telesis. — В территориально распределенных сетях видеонаблюдения важно обеспечить возможность передачи сигнала на удаленные расстояния. Традиционная “витая пара” обеспечивает передачу на участках до 100 м, поэтому зачастую приходится прибегать к конвертации среды передачи данных в оптическую и обратно, используя специальные сетевые медиаконвертеры».

Борьба технологий и другие особенности

Никто не сомневается, что будущее за цифровыми системами, но аналоговые устройства еще долго не уйдут со сцены.

«У каждой из противоборствующих сторон вполне определенный состав участников: со стороны IP-технологий — это игроки ИТ-рынка, а со стороны традиционных аналоговых технологий — участники рынка безопасности, — отмечает Юрий Крят. — Взаимопонимания между этими двумя лагерями до сих пор нет. ИТ-специалисты не понимают смысла применения аналоговых устройств, которые до сих пор фактически незаменимы при плохих условиях освещенности или ограниченном пространстве для монтажа; специалисты по безопасности не видят огромного потенциала IP-среды передачи данных».

«Сегодня игроки рынка видеонаблюдения смотрят в сторону систем на базе IP, что обусловлено удешевлением производства IP-камер, — говорит Юрий Туманцев, менеджер по развитию бизнеса направления “Сетевые решения для малых и средних предприятий” компании “Марвел-Дистрибуция”. — Кроме того, использование IP-технологий позволяет за счет существующей ИT-инфраструктуры сократить трудовые и временные затраты на монтаж системы. Это приводит к снижению совокупных расходов на обслуживание сетей. И по сравнению с аналоговыми системами IP-решения в большей степени отвечают тенденциям развития ИT-технологий, кроме того, они позволяют использовать не только охранный функционал видеонаблюдения, но и дополнительно получать аналитические сведения».

Юрий Туманцев добавил, что приоритетными направлениями становятся усовершенствование пользовательского интерфейса приложений и разработка мобильных клиентов. Кроме того, все большее количество производителей будет предлагать облачные технологии для хранения видеоконтента, его удаленного мониторинга и анализа.

Андрей Васильев подчеркивает, что рынок сегодня неоднороден, осведомленность заказчиков и квалификация технических кадров очень разная. К примеру, отдельные заказчики своими силами могут выполнить установку систем охранного IP-видеонаблюдения даже крупного масштаба, и такая система будет полностью отвечать всем требованиям безопасности. Другие вынуждены обращаться к интеграторам, имея при этом неопределенный бюджет и требования. В результате получают пусть и надежное, но спорное по многим позициям решение.

«С аналоговым видео все понятно. Это недорогие и простые устройства, — говорят специалисты компании Huawei. — Для бюджетных систем видеонаблюдения такое оборудование вполне подходит». При переходе к решениям на базе IP надо учитывать, что сегодня существует множество производителей камер и примерно такое же количество протоколов передачи данных. Разработчики ПО, конечно, делают все возможное для поддержки как можно большего числа брендов и типов камер, чтобы у интеграторов не возникало проблем с выбором оборудования. Но поставщики «железа» постоянно выпускают новые модели, расширяют их функционал, поэтому использование новых камер становится возможным только после создания специальных драйверов.

По словам Виталия Муштаева, технического директора Optima Integration (Группа Optima), для многих организаций стоимость остается главным фактором при выборе оборудования, но снижение цен на устройства IP и альтернативные бизнес-модели (например, облачное видеонаблюдение, VSaaS) будет способствовать все более широкому проникновению IP-видеонаблюдения на рынок.

«В настоящее время, с переходом от аналоговых систем к цифровым, все большее значение приобретает компетенция интеграторов в построении IP-сетей. Мы отмечаем растущий интерес игроков рынка к обучающим инициативам со стороны Allied Telesis, семинарам, тренингам, вебинарам, — говорит Алексей Мельчаков. — Благодаря наличию готовых решений на базе нескольких производителей — наших партнеров, поддержке в проектах и совместной работе с вендором интеграторы получают знания, которые им, несомненно, пригодятся в будущем».

Еще одна особенность рынка систем видеонаблюдения — постоянный рост требований заказчиков к качеству изображения. Сегодня, по словам Дмитрия Миргазитова, востребованы камеры на базе сенсоров с широким динамическим диапазоном, позволяющие раздельно обрабатывать участки изображения с высокой и низкой освещенностью и обеспечивающие высокую детализацию изображения при больших перепадах освещенности в пределах одной и той же сцены.

Переход с аналогового оборудования на IP-технологии позволит, по словам Михаила Чичварина, менеджера по развитию бизнеса компании Mobotix в России, СНГ и Грузии, осуществлять передачу, обработку и анализ большого объема данных. Кроме того, видеоинформацию можно будет использовать для сбора статистических данных, анализа поведения объектов, контроля технологических процессов и др.

Растущий сегмент IP-видеонаблюдения и возможность заказывать оборудование под своей торговой маркой породил еще один феномен. «Все вдруг стали производителями и забыли о тех компетенциях, которые у них были при создании компаний», — отмечает Николай Таширов, менеджер отдела продаж Panda Video Surveillance.

По мнению Ярослава Кузьмицкого, директора по развитию бизнеса компании InPrice Distribution, среди специфических особенностей сегмента видеонаблюдения можно отметить следующие: консерватизм, высокие требования к маржинальности продуктов, относительную замкнутость в рамках этого рынка. «Там все свое: свои игроки, свои правила, свои СМИ, — говорит он. — Компании рынка систем безопасности неохотно работают с продуктами, представленными на смежных “территориях”, предпочитая специальные решения».

Кузьмицкий отмечает, что по сравнению с ИТ-компаниями крупные игроки рынка систем безопасности отличаются стремлением закрепляться в смежных областях. У них нет четко выраженной специализации — реселлер, интегратор или интернет-магазин. Бизнес этих фирм, включая дистрибьюторов, носит смешанный характер. Например, они стремятся быть не только дистрибьюторами продукции какого-то вендора, но и заниматься услугами по внедрению этой продукции. Делиться проектами и идеями с партнерами-смежниками на этом рынке никто особым желанием не горит, более того, компании стараются предлагать заказчикам исключительно комплексные решения.

«Рынок систем безопасности имеет гораздо меньше промежуточных звеньев в цепочке поставок товара потребителю, — подчеркнул Ярослав Кузьмицкий. — Возможно, это свидетельствует и о его меньшем размере по сравнению с рынком ИТ, но скорее всего, просто его специфика. Это рынок проектов, и взаимоотношения строятся в основном непосредственно между поставщиком и корпоративным клиентом, и предметом сделки практически всегда является товар с неотъемлемо необходимой услугой по его установке».

Счет идет на миллиарды

Насколько велик объем рынка систем видеонаблюдения и каковы темпы его роста? Действительно ли эта ниша сулит игрокам хороший доход?

Ссылаясь на данные исследовательской компании IMS Research, Михаил Чичварин сообщил, что объем рынка систем безопасности в России (включая системы видеонаблюдения) составил около 1 млрд. долл. в 2011 г., в регионе ЕМЕА (также в 2011 г.) достиг 25 млрд. долл.

Ссылаясь на данные аналитических компаний, Андрей Васильев сообщил, что объем глобального рынка видеонаблюдения в 2012 г. оценивается в 35 млрд. долл. Сюда включены системная интеграция, монтаж и прочие услуги. Объем российского рынка не превышает 3% мирового.

«По оценкам экспертов, 12% роста мирового рынка оборудования видеонаблюдения обеспечивают страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), — говорит Дмитрий Миргазитов. — Ключевыми факторами роста станут инфраструктурные проекты в преддверии крупнейших спортивных событий в Бразилии и России. Сегодня на долю стран БРИК приходится 30% мировых закупок систем видеонаблюдения, ожидается, что в 2016 г. она превысит 40%. И уже в 2013 г. объемы продаж сетевых продуктов превысят продажи традиционных аналоговых решений».

По другим данным, объем мирового рынка видеонаблюдения в 2012 г. приблизился к 15 млрд. долл., при этом наиболее высокие темпы роста показывал сектор ПО, а аналоговое видеонаблюдение, напротив, сбавляет обороты. «Моя собственная оценка такова: как только ИТ-компании адаптируются на рынке безопасности, рост пойдёт по экспоненте, — заявил Юрий Крят. — По поводу объема российского рынка цифры дать сложно, я бы оценил 2012 г. в 300 млн. долл. совокупно».

«Глобальный рынок видеонаблюдения превышает 10 млрд. долл., — заявил Юрий Туманцев. — В России ежегодный рост игроки рынка оценивают в 20-30%. Исходя из прошлых показателей можно спрогнозировать примерный объем российского рынка в 2013 г. на уровне 250 млн. долл.».

«Точных данных о российском рынке у меня нет, но знаю, что в среднем один игрок в секторе систем доступного видеонаблюдения ежемесячно реализует продукцию на сумму от 20 до 50 млн. руб.», — сообщил Николай Таширов.

Павел Куриленко, менеджер по развитию бизнеса компании Mobotix, также отмечает, что оценить российский рынок систем безопасности очень сложно, поскольку в отличие от ИТ-рынка, где дистрибьюторы и ведущие системные интеграторы представляют ежегодные финансовые отчеты о своих продажах, основные игроки рынка безопасности пока не торопятся раскрывать такие сведения. По оценочным данным в России около 90% систем видеонаблюдения реализуются на базе аналоговых камер и только 10% — с использованием IP-камер. Аналитики считают, что объем рынка систем видеонаблюдения в России составляет около 1,5 млрд. евро. Соответственно систем, построенных на IP-камерах, — около 150 млн. евро.

Ярослав Кузьмицкий называет несколько «реперных точек», которые могут дать представление о масштабах. Примерно два года назад общий объем рынка IP-камер в России оценивался в 350-400 тыс. шт. в год, а в течение 2013 г. только в рамках проекта «Безопасный город» будет поставлено около 350 тыс. камер. При этом стоимость самой распространенной в данном проекте купольной наклонно-поворотной уличной камеры составляет более 1 тыс. евро. Понятно, что такие проекты случаются нечасто, но на рынке систем безопасности уже давно никого не удивляет и не приводит в состояние эйфории проект, предусматривающий поставку 500—1 тыс. камер, с почти моментальной отгрузкой со склада. Это крупный, но не выходящий за рамки годовой статистики заказ.

Назвать какие-то конкретные цифры, по мнению Виталия Муштаева, сложно, так как емкость нашего рынка, несмотря на его бурный рост, все еще велика. Российские города серьезно уступают по плотности размещения устройств видеонаблюдения европейским, американским или азиатским. «В целом можно согласиться с оценкой экспертов IMS Research, cогласно которой Россия вошла в четверку стран, где в ближайшие годы спрос на системы видеонаблюдения будет обгонять общемировой, — говорит Виталий Муштаев. — Одной из причин станет проведение крупных спортивных и праздничных мероприятий, таких как Чемпионат мира по футболу и Олимпийские игры. Очень емкий рынок — промышленные предприятия и транспортные магистрали. Кроме того, активно развиваются городские системы видеонаблюдения. Темпы роста систем на базе IP-технологий составляют порядка 30% в год. Стоимость проектов может доходить до нескольких миллионов долларов».

Темпы роста дают повод для оптимизма. Александр Акимов, руководитель направления по развитию бизнеса сетевых технологий компании «Импульс-Телеком», считает, что объем рынка систем видеонаблюдения увеличивается примерно на 18-20% в год. Близкую цифру — 20-25% в год — называет и Николай Таширов. Используя данные IMS Research, Михаил Чичварин сообщил, что среднегодовой рост (аналоговое оборудование + IP) составил 13,6%, а среднегодовой рост IP-видеонаблюдения в мире — около 25%. «В международном масштабе рост IP-технологий сохраняется на уровне 15-20% в год», — комментирует ситуацию Юрий Туманцев.

Андрей Васильев отмечает, что в целом рынок растет примерно так же, как сегменты видеоаналитики и ПО для IP-видеонаблюдения: в мире около 20%, а в России — до 30% в год. Видеонаблюдение как сервис (VSaaS) в глобальном масштабе развивается достаточно быстро — около 25% в год. В нашей стране трудно реально оценить объем и темпы роста из-за того, что первые крупные проекты только вошли в стадию реализации.

«По нашим прогнозам объем продаж IP-камер в ближайшие пять лет будет увеличиваться на 20—25% в год, а это означает, что у рынка систем IP-видеонаблюдения имеются большие перспективы развития. Уже сейчас мы отчетливо видим тенденцию, что все больше крупных системных интеграторов с ИТ-рынка начинают заниматься системами безопасности», — отмечает Павел Куриленко.

«Высокие темпы роста демонстрируют IP-системы, объем продаж которых составляет уже 50% общего рынка видеонаблюдения, — говорит Анна Немировская, руководитель направления комплексных систем безопасности Департамента интеллектуальных зданий компании КРОК. — Еще лет пять назад IP-камеры сильно уступали по техническим характеристикам аналоговым, а ПО для масштабных IP-систем и вовсе не существовало. Сегодня же практически все проекты КРОК реализует на основе IP-камер».

Темп естественного роста сектора видеокамер, не считая крупных проектов, достигает, по словам Ярослава Кузьмицкого, 40-60% в год, а по системам NVR —до 90-110%. Например, количество лицензий на каналы видеонаблюдения, проданных в Synology, удвоилось по отношению к 2012 г. уже в I квартале 2013 г.

Канал, проекты и маржа

На рынке систем видеонаблюдения работают сотни компаний, предлагающие тысячи устройств и решений. Как отмечает Глеб Славутский, директор Департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор», лидерами среди поставщиков массовых продуктов остаются, несомненно, Китай, Тайвань и Корея, что объясняется не в последнюю очередь высокой концентрацией производств систем безопасности в странах Юго-Восточной Азии. Европейские, американские и даже японские производители постепенно снижают свои доли рынка, не выдерживая конкуренции, оставаясь пока еще производителями сложных комплексных и интегрированных решений. «Весь нижний и средний ценовой сегмент принадлежит корейским, китайским и тайваньским компаниям. Российский поставщик занимает нишу в сегменте PC-based-рекордеров и оборудования, предназначенного для суровых условий эксплуатации. Трендами развития российского рынка являются решения в области систем видеоаналитики», — подчеркнул Глеб Славутский.

«Наш рынок видеонаблюдения насыщен как зарубежными, так и своими компаниями. Зарубежные используют разные концепции: от предложения лишь одного из видов продуктов — вроде Axis c их популярными видеокамерами, до универсальных поставщиков всего спектра решений безопасности “из одних рук” — Bosch, — говорит Юрий Крят. — Для Landata как компании-дистрибьютора, которая работает на ИТ-рынке, ближе всего вендоры, поставляющие проектные комплексные решения — компромисс между Axis и Bosch с ее избыточной универсальностью и бытовой известностью. Для примера, немецкая компания Dallmeier Electronics и видеоподразделение американской компании Verint Systems используют именно стратегию решения индивидуальных комплексных задач безопасности».

Российские компании, по мнению Юрия Крята, успешно работают в области поставки программных продуктов, оптимизированных под требования нашего рынка, однако их аппаратные продукты, как правило, представляют собой азиатские решения и способны конкурировать лишь по цене, а не по техническому потенциалу.

Российские дистрибьюторы предлагают широкий спектр известных западных брендов, российских производителей и, конечно, множество китайских продуктов. «Сегодня видеонаблюдение вышло на массовый рынок, и это означает, что эту нишу заполняют компании совершенно разного уровня и формата», — отмечает Юрий Туманцев. Николай Таширов добавил, что игроков стало очень много — от поставщиков доступных систем до производителей дорогого оборудования. В сегменте систем начального уровня каждый месяц появляется новая фирма.

Из числа известных мировых вендоров в России активно работают Bosch, Panasonic, Axis, Mobotix, Pelco by Schneider Electric, Hikvision, Sony, QNAP, Milestone, NICE, LTV, Samsung. «Представлено оборудование из Европы, Северной Америки и Азии, — говорит Виталий Муштаев. — Нельзя сказать, что наш заказчик предпочитает какую-то определенную продукцию, многое зависит от конкретных задач и масштаба проекта».

«Основными игроками, кроме поставщиков, можно считать и разработчиков систем видеонаблюдения, тех, кто постоянно совершенствует ПО, отслеживает новинки и в результате помогает системным интеграторам создавать разнообразные технические решения для самых требовательных и капризных заказчиков», — говорит Дмитрий Миргазитов.

Продукция поставляется по традиционной двухуровневой модели.

Как рассказал Михаил Чичварин, компания Mobotix имеет в России дистрибьюторские контракты с четырьмя компаниями, две из которых новые партнеры, с которыми соглашения были подписаны в конце 2012 г. В последние годы все теснее становятся контакты с крупными интеграторами.

Андрей Васильев рассказал, что их канал поставок систем IP-видеонаблюдения включает одного специализированного и пять широкопрофильных дистрибьюторов, более 40 крупных реселлеров и примерно столько же интеграторов.

«На рынке систем видеонаблюдения существует два принципиальных разных подхода к ведению бизнеса компаниями-производителями, — отмечает Павел Куриленко. — Большинство вендоров использует классический двухуровневый подход в продвижении оборудования от производителя к конечному заказчику. Роль дистрибьютора в данной схеме — обеспечить постоянно поддерживаемый склад оборудования и его оперативную поставку». Помимо этого дистрибьютор помогает развивать бизнес партнеров (обучение, техническая поддержка, маркетинговые мероприятия), оказывает финансовую поддержку интеграторам в крупных проектах. Роль системного интегратора — реализация проектов «под ключ», начиная от проектирования и заканчивая пуско-наладкой и сдачей системы в эксплуатацию. Производители в двухуровневой системе продаж отвечают за маркетинговое продвижение своего оборудования среди потенциальных заказчиков, участвуют в выставках, конференциях и форумах, а также создают новые инновационные продукты, отвечающие современным требованиям конечных потребителей.

«На рынке систем видеонаблюдения также встречаются вендоры, которые самостоятельно реализуют крупные проекты минуя сеть дистрибьюторов и системных интеграторов. Такие производители имеют собственный штат проектировщиков и инженеров, но тем самым эти производители ограничивают развитие партнерского канала сбыта», — подчеркнул Павел Куриленко.

«Вертикаль рынка систем безопасности представлена менее чем десятком крупных компаний, которые занимаются в том числе и дистрибуцией, а также двумя десятками крупных торговых домов Москвы и Санкт-Петербурга. Внизу этой “пирамиды” находятся региональные торговые дома и фирмы, монтажные организации, невероятное количество мелких частных инсталляторов с фрилансными бригадами и какое-то количество интернет-магазинов с четкой ориентацией на системы безопасности», — комментирует Ярослав Кузьмицкий. Среди крупных импортеров он называет : «Армо-Системы», OnCom, Luis+, DSSL, «Видау системс», «Гран При», «Эдванс Сетевое Видео» и ряд других. Из торговых домов выделяет «Аброн Холдинг», «Солинг», «Видеоглаз», Yum Trade, «Тинко», AmiCom, «КомКом», «Актив СБ», «Арсенал СБ», Ipera.

Сравнивать этих игроков по размеру с ИТ-компаниями нельзя, поскольку достоверной информации нет, однако можно утверждать, что масштаб бизнеса позволяет, например, торговым домам поддерживать ассортимент из нескольких тысяч наименований.

Доля систем ВН в проектах

Особо надо сказать о доле систем видеонаблюдений в проектах, и о марже, на которую могут рассчитывать игроки рынка. Ведь именно эти параметры делают нишу IP-видео столь привлекательной для компьютерных фирм.

По словам Михаила Чичварина, доля систем видеонаблюдения, как правило, составляет примерно 30% стоимости комплексного проекта по безопасности, включающего системы контроля доступа, охранную и пожарную сигнализацию.

По словам Андрея Васильева, разброс в доле систем видеонаблюдения в проектах бывает очень большим — от 1 до 50%, поскольку в проекте может предполагаться как самое простое ПО, так и полноценное многофункциональное оборудование, готовое к эксплуатации в масштабном и продуманном проекте. А по мнению Виталия Муштаева, если рассматривать инженерные системы зданий, то системы видеонаблюдения занимают около 10—15%.

Дмитрий Миргазитов отмечает, что доля систем видеонаблюдения по отношению к другим системам жизнеобеспечения здания (энергоснабжение, вентиляция, пожаротушение и т. п.) обычно невысока. В то же время в организациях розничной торговли благодаря внедрению систем контроля кассовых операций такие системы устанавливаются отдельно и широко используются.

«В состав комплексного решения по безопасности обычно входят система контроля доступа, система охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и система видеонаблюдения, — говорит Андрей Рябов. — В комплексных системах безопасности доля систем видеонаблюдения составляет 10—20% общей стоимости проекта. С развитием рынка IP-систем видеонаблюдения грани между ИТ-рынком и рынком систем безопасности стираются, а технология передачи информации по сетям Ethernet начинает использоваться в системах контроля доступа, что упрощает интеграцию комплексных систем безопасности».

IP-камеры могут применяться как при построении комплексных систем безопасности, так и самостоятельно для реализации проектов по оснащению объектов системами видеонаблюдения. Ярким примером использования IP камер, не связанных с реализацией комплексных проектов, является проект «Безопасный город», который реализуется в большинстве крупных городов РФ.

«В инфраструктуре безопасности видеонаблюдение почти всегда занимает львиную долю, — отмечает Юрий Туманцев. — Ее величина меняется в зависимости от типа объекта и проекта, но в целом она выше, чем у систем контроля и управления доступом или у охранно-пожарной сигнализации».

Александр Акимов обращает внимание на то обстоятельство, что обычно система видеонаблюдения не устанавливается в зданиях при вводах в эксплуатацию, ее всегда монтируют позже. Поэтому следует учитывать такую особенность: IP-видеонаблюдение не требует прокладки отдельных кабелей (если инфраструктура здания построена грамотно) и может быть внедрено в считанные дни, с минимальными трудозатратами.

«Иногда встречаются проекты, ориентированные исключительно на видео. Например, видеосистемы могут понадобиться в конференцзалах — для записи выступлений. Однако количество таких проектов невелико, — заметила Анна Немировская. — Гораздо чаще системы видеонаблюдения устанавливаются в новые офисы на этапе строительства, тогда параллельно с ними внедряются также системы охранной и пожарной сигнализации, контроля доступа в здание или на территорию».

Комментируя ситуацию в сообществе системных интеграторов, Ярослав Кузьмицкий сказал: «Не считая целевых программ организации отраслевых систем видеонаблюдения и государственных/муниципальных проектов, у нас о системе видеонаблюдения принято задумываться чуть ли не на самых последних этапах сдачи проектов. Что, кстати, иногда приводит к структурным коллапсам, так как приходится внедрять такой “забытый” элемент в уже готовые инженерные системы объектов».

В результате монтажникам приходится ставить камеры не там, где надо, а там, где удается. Словом, вопрос построения системы видеонаблюдения часто считается вторичным. Но несмотря на это, система видеонаблюдения, особенно если она строится на основе оборудования мировых брендов, может достигать 20% стоимости всей инженерно-коммуникационной инфраструктуры и системы безопасности объекта. Есть примеры и больших затрат, в зависимости от размера объекта и требуемой плотности его покрытия зонами видеофиксации. Если поделить саму систему видеонаблюдения на компоненты, то их стоимость распределяется примерно следующим образом: 60% камеры, 30% система видеорегистрации, 10% периферия.

И в заключение несколько слов о марже. По словам Николая Таширова, она достаточна велика, но с каждым годом уменьшается. «На данный показатель влияют много факторов, например ценовой сегмент оборудования, политика вендора, количество прямых дистрибьюторов, происхождение техники и т. д, — говорит Михаил Чичварин. — Мы, к примеру, очень ответственно подходим к данному вопросу и стремимся поддержать лояльных и стабильных партнеров. Мы заинтересованы в хорошей прибыли для компаний, которые жертвуют своим временем на изучение Mobotix, проходят регулярное обучение и ведут системную подготовку проектов на базе нашего оборудования».

Алексей Мельчаков считает, что маржинальность проекта во многом зависит от выбора производителей. Allied Telesis, например, помимо помощи в разработке проекта, презентации его заказчику, поддерживает своих партнеров начиная с определенного объема закупки, предоставляя дополнительные проектные скидки. Помимо защиты проекта, поскольку специальные цены выдаются только одному партнеру, данная мера также дает ему возможность заработать.

Как заявил Андрей Васильев, в сегменте видеонаблюдения маржа такая же, как и в любой другой высокотехнологичной нише, — она сильно меняется в зависимости от типа продукции, производителя (в том числе в вопросах послепродажной поддержки), канала распространения и условий заказа.

«Еще каких-то 10 лет назад наш рынок не отличался таким изобилием проектов, как сейчас. Проектов было немного, а потому внедрение давало очень большую прибыльностью для всех участников процесса: производителей, дистрибьюторов, системных интеграторов и инсталляторов, — отмечает Виталий Муштаев. — Сегодня появилось огромное количество игроков с различным ценовым предложением, и это стало хорошим стимулом для развития рынка: мы наблюдаем массовую установку систем видеонаблюдения и будучи интегратором получаем возможность работать в рамках более масштабных проектов (“умный” город, безопасность транспортных систем), где системы видеонаблюдения являются неотъемлемой составляющей. Маржа может составлять от 25 до 40%».

По словам Ярослава Кузьмицкого, маржа в 30—40% является зачастую нормой для игроков рынка систем безопасности, что для ИТ-рынка давно стало непозволительной роскошью. Именно поэтому приходится выбирать — в каком именно сегменте компания хотела бы работать фокусно. Решив сконцентрироваться на рынке систем безопасности, дистрибьютору придется играть по определенным правилам. Впрочем, никто не утверждает, что ИТ-рынок не имеет влияния на рынок систем безопасности. А значит, ценовой натиск со стороны ИТ-канала может принести успех. Но чтобы убедиться в этом, кто-то должен поставить эксперимент.


Версия для печати (без изображений)