В 2012 г. компьютерный рынок России в целом вырос, но этот рост сопровождался определенными структурными изменениями, возникли проблемы, которые негативно отразились на продажах отдельных групп систем. О том, как развивалась ситуация в сегментах настольных ПК, мобильных устройств и серверов х86 в прошлом году, рассказывают поставщики.

Рынок ПК

В 2012 г. сегмент настольных ПК фактически стагнировал, повторяя зафиксированный компанией IHS iSuppli общемировой тренд сокращения поставок ПК, чего не происходило последние 11 лет. По данным аналитиков ITResearch, в 2012 г. было продано 4660 тыс. настольных ПК — на 7,5% меньше, чем годом ранее. При этом быстрыми темпами росли продажи неттопов (50,3% годового прироста) и моноблоков (48,4%), которые заняли 9% в общем количестве реализованных ПК.

В IDC по итогам IV квартала 2012 г. также отметили заметное сокращение рынка ПК по сравнению с тем же периодом 2011 г., хотя традиционно в последнем квартале года фиксировались значительные поставки техники. Причем IDC утверждает, что международные бренды все сильнее теснят российский производителей ПК.

Как утверждает Аннет Джамп, директор по исследованиям на рынке клиентов компьютерных технологий Gartner, в России в 2012 г. было продано 4,16 млн. настольных ПК, на 1,7% больше, чем в 2011 г. Однако Gartner прогнозирует, что в 2013 г. продажи ПК сократятся на 4,4%.

Соглашаясь в целом с оценками аналитиков, большинство руководителей компаний — поставщиков настольных ПК подчеркивают наличие различных тенденций в разных секторах рынка России.

Так, Иван Пудонин, менеджер по развитию направления настольных ПК Acer в России, говорит: «Рынок десктопов в 2012 г. уменьшился примерно на 15% из-за падения во II квартале спроса на розничном рынке. Однако Acer поддержала продажи за счет поставок профессиональных компьютеров в государственные и корпоративные структуры, которые выросли практически в 2 раза».

Fujitsu также поставляет свои ПК на корпоративный рынок, и Сергей Янычев, менеджер по маркетингу, утверждает, что продажи настольных систем с маркой Fujitsu за 2012 г. в сравнении с 2011 г. имели положительную динамику.

Николай Шмыков, менеджер HP по развитию категории настольных ПК для корпоративных заказчиков, заявляет, что его компания в 2012 г. завоевала максимальную долю рынка за последние несколько лет: «Наша питерская фабрика “Нева” (HP/Foxconn) в октябре-ноябре работала с максимальной загрузкой и установила абсолютный рекорд по отгрузкам ПК с момента своего открытия в 2010 г.».

Ему вторит Ольга Бойцова, менеджер HP по развитию категории потребительских настольных ПК, которая утверждает, что у НР в 2012 г. была самая высокая доля на рынке потребительских десктопов. По ее мнению, это стало возможным из-за потери своих позиций российскими сборщиками.

Несколько иначе оценивает ситуацию на рынке настольных ПК Энди Ли, генеральный менеджер Lenovo в России: «Продажи потребительских настольных ПК действительно уменьшились количественно, но зато сместились в зону игровых ПК и моноблоков, то есть более дорогих решений. И с точки зрения прибыли ситуация кардинально не изменилась. Зато канальные продажи коммерческих ПК Lenovo в России выросли приблизительно на 230%. В целом за последний год поставки Lenovo увеличились на 133%».

Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности производственной компании «Аквариус», согласен с аналитиками: тенденция к сокращению продаж настольных ПК налицо. «Но в госсекторе, куда поставляет продукцию “Аквариус”, дела обстоят лучше, и у нас в 2012 г. продажи не сократились».

Аналогичное мнение высказывает Сергей Чабин, руководитель направления ПК и серверов компании USN Computers: «Несмотря на то, что на корпоративном рынке уже не первый год сохраняется тенденция снижения и оптимизации ИТ-расходов, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. мы увеличили продажи десктопов корпоративным и госзаказчикам на 13%, в розничный сектор — меньше».

Компания ДНС ориентирована на розничные продажи, и Дмитрий Вознесенский, директор по производству ПК, признает проблему: «К концу года действительно произошел спад продаж, однако в целом за 2012 г. продажи всех десктопов (включая моноблоки и неттопы) увеличились на 16% — с 301 тыс. до 349 тыс. шт.».

Оценки представителей российских дистрибьюторских компаний расходятся. Например, Анна Быховская, руководитель отдела ПК компании Treolan, утверждает: «В 2012 г. продажи брендовых ПК в компании росли больше, чем по другим направлениям: по отношению к 2011 г. — около 30%». По ее словам, особенно успешным был IV квартал, но «Возможно, именно из-за этого всплеска в IV квартале в начале 2013 г. ситуация с продажами очень плохая».

Зато Вячеслав Назаров, директор департамента «Ноутбуки, планшеты, десктопы» компании «Марвел-Дистрибуция», считает, что в 2012 г. на рынке настольных ПК не было практически никакого роста: «При этом наибольший урон понесли наши производители, а международные вендоры наращивали свое присутствие. Делая ставку на продукцию HP и Acer, мы смогли пройти год практически без потерь, сохранив показатели 2011 г. на падающем рынке. В структуре спроса существенно сократился сегмент домашних ПК, в то время как корпоративный сегмент демонстрировал стабильные показатели».

По словам Сергея Куприянова, вице-президента OCS на корпоративном рынке, десктопы по-прежнему востребованы: «По итогам 2012 г. отмечен рост продаж настольных ПК по сравнению с 2011 г.». Однако и у OCS не обошлось без проблем: «Продажи в течение 2012 г. шли у нас неплохо, за исключением IV квартала, когда на рынке корпоративных продуктов вопреки ожиданиям была достаточно низкая активность. Сокращение спроса мы ощутили в той части канала, которая ориентирована на работу со средними и мелкими заказами. Общая положительная динамика продаж настольных ПК была достигнута благодаря нескольким крупным заказам наших партнеров».

Аналитики утверждают, что рынок настольных ПК сокращается из-за давления со стороны ноутбуков. По мнению Сергея Янычева, которое разделяет большинство поставщиков, тенденция перехода от настольных ПК к мобильным системам чувствуется во всех сегментах, но корпоративные заказчики более консервативны.

Так, Вячеслав Назаров утверждает, что государственные и корпоративные ИТ-инфраструктуры в качестве клиентской основы по-прежнему опираются на настольные ПК, в отличие от домашних пользователей, для которых десктоп становится специализированным устройством, в то время как ноутбук занимает «универсальную» позицию.

Ольга Бойцова отмечает, что эрозия средних цен ноутбуков также внесла свою лепту в снижение продаж десктопов в сегменте домашних потребителей.

Сергей Куприянов подчеркивает, что конечные пользователи если и покупают настольные ПК, то в виде моноблоков: «Компании СМБ тоже понемногу переходят на мобильные решения, а вот крупные корпорации по-прежнему отдают предпочтение настольным ПК, предъявляя при этом весьма жесткие требования к их надежности, безопасности, производительности».

Его поддерживает Сергей Чабин: «В корпоративном секторе десктоп — наилучшее решение с точки зрения функционала и цены, особенно в сегменте СМБ. Госсектор еще долго будет покупать настольные ПК, особенно российского производства, так как у многих министерств и ведомств есть четкие требования к оборудованию в части отсутствия недокументированных возможностей. С нашими производителями эти вопросы решать легче, чем с зарубежными».

Тренд роста спроса на моноблоки отмечают практически все поставщики. Николай Шмыков утверждает, что продажи корпоративных моноблоков НР за год выросли на 200 с лишним процентов, и особенно заметно — в сегменте СМБ.

Энди Ли заявляет, что Lenovo в России заняла I место в потребительском сегменте по моноблокам, продажи выросли более чем вдвое. Приблизительно такое же положение компания заняла в корпоративном сегменте.

В 2012 г. сегмент настольных ПК фактически стагнировал, повторяя зафиксированный компанией IHS iSuppli общемировой тренд сокращения поставок ПК, чего не происходило последние 11 лет.

О моноблоках

«Моноблоки — логичная эволюция настольных ПК, и спрос на них растет, причем одновременно во всех сегментах рынка», — утверждает Иван Пудонин. Он отмечает, что в 2012 г. продажи моноблоков Acer увеличились примерно на 7%, что в свете общего сокращения объема рынка можно назвать неплохим результатом.

Сергей Куприянов и Анна Быховская сходятся во мнении, что моноблоки представляют собой более эргономичное и эстетичное, а иногда и более дешевое решение по сравнению с комплектом «ПК+монитор». Эти достоинства ПК «все-в-одном» позволили в 2012 г. компании Treolan увеличить продажи моноблоков почти в три раза.

По словам Вячеслава Назарова, в «Марвел-Дистрибуции» объем продаж моноблоков за прошлый год фактически удвоился, однако он полагает, что темпы роста могут снизиться до 15—20% в год.

Столь же оптимистичен в отношении моноблоков и Владимир Пискунов, который говорит, что «Аквариус» в 2012 г. отметила рост их продаж приблизительно на 50%. Еще более впечатляющими оказались результаты компании ДНС — как утверждает Дмитрий Вознесенский, продажи моноблоков за 2012 г. увеличились в 4 раза (25 тыс. устройств, 2/3 — моноблоки, выпускаемые под собственным брендом).

О «тонких клиентах» и неттопах

Еще более компактные настольные системы — «тонкие клиенты» и неттопы. Причем если первые используются в корпоративных системах, то вторые ориентированы на домашних пользователей.

«В 2012 г. продажи “тонких и нулевых клиентов” Fujitsu, предназначенных для виртуализации клиентских устройств, выросли в несколько раз», — отмечает Сергей Янычев.

Владимир Пискунов («Аквариус») также говорит о значительном росте продаж «тонких клиентов» за прошедший год.

По словам Вячеслава Назарова, в 2012 г. «Марвел-Дистрибуция» увеличила поставки «тонких клиентов» почти на 60%.

«Спрос на “тонкие клиенты” действительно становится больше, — говорит Сергей Куприянов. — Преимущества этих систем еще недооценены рынком, существует значительный потенциал для повышения спроса». Он объясняет это тем, что внедрение «тонких клиентов» в ИТ-инфраструктуру компании требует грамотной проработки, поэтому поставлять их сложнее, чем десктопы.

«В период дефицита жестких дисков терминальные решения послужили прекрасной альтернативой настольным ПК. Сегодня это одно из немногих направлений, которое по отношению к 2011 г. прибавило около 20%», — утверждает Анна Быховская.

Acer — один из производителей неттопов. «Мы были пионерами массовых продаж этих устройств в России, и по нашим оценкам, спрос на них в 2012 г. увеличился на 15—20%», — говорит Иван Пудонин. Он подчеркивает, что поскольку производительность неттопов за последние годы существенно возросла, они находят спрос и у конечных пользователей, и у клиентов СМБ, и у госзаказчиков.

По словам Энди Ли, продажи неттопов в потребительском сегменте за год увеличились более чем вдвое: «Lenovo производит неттопы как для домашних пользователей, так и для корпоративных, и мы наблюдаем увеличение их поставок как клиентам СМБ, так и крупным коммерческим заказчикам».

«Аквариус» выпускает неттопы, которые, как поясняет Владимир Пискунов, продает в составе мобильных классов в проекты, связанные с федеральной программой развития образования.

Дмитрий Вознесенский с удовлетворением отмечает, что компания ДНС в 2012 г. продала на 44% больше неттопов, чем годом ранее, — 17 тыс. устройств, из них 80% — под собственным брендом: «Этот продукт не однороден — простые модификации пользуются спросом в организациях, а более продвинутые — у домашних пользователей».

Что касается географии поставок настольных ПК, то, по мнению Ольги Бойцовой, в регионах процент покупки «первого устройства» в семью остается самым высоким, поэтому порядка 80% продаж происходит в регионах и 20% — в Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время Николай Шмыков подчеркивает, что крупные корпоративные закупки (особенно государственные), в большинстве случаях происходят централизованно, в столицах, хотя, безусловно, основные пользователи ПК находятся в регионах.

По мнению Ивана Пудонина, происходит выравнивание уровней спроса на ПК между столицами и регионами, которое связано с общим ростом уровня жизни в стране.

А Энди Ли полагает, что спрос на ПК зависит от экономической развитости региона — чем более развит регион, тем больше продается ПК, поэтому доля Москвы и Санкт-Петербурга заметнее.

Как отмечает Владимир Пискунов, в 2012 г. поставки в регионы были выше, чем в 2011 г., хотя продажи в столицах всегда превышали региональные, и подобная тенденция сохранится.

В то же время Сергей Куприянов отмечает особенность регионального рынка: «На местах значительная часть спроса традиционно удовлетворяется за счет самосборных компьютеров. Ведь региональные ИТ-компании менее специализированы, многие из них пытаются заниматься всеми видами ИТ-бизнеса и используют для этого “самосбор”».

Для ДНС как крупной розничной компании федерального масштаба важны прежде всего потребители, проживающие в регионах, где, как заявляет Дмитрий Вознесенский, в основном и продаются ПК, выпускаемые компанией.

Перспективы рынка

Поставщики без оптимизма оценивают перспективы настольных ПК в 2013 г., соглашаясь с прогнозами аналитиков.

Так, Вячеслав Назаров утверждает: «Рынок ПК уже перестал расти, и в ближайшее время мы столкнемся с негативной динамикой его развития — минус 5—15%. Тем не менее его объем в абсолютном выражении весьма значителен — порядка 4 млн. шт., и этот показатель сохранится в ближайшие несколько лет. Сокращение рынка ПК будет спокойным, но неизбежным».

Ольга Бойцова также полагает, что рынок потребительских десктопов продолжит сжиматься, прежде всего в категории «башенных ПК», но это может компенсироваться ростом в сегментах моноблоков и игровых ПК.

По мнению Энди Ли, в целом на рынке продолжится тренд перехода от самосборных ПК к продукции глобальных вендоров.

Сергей Куприянов подчеркивает, что продажи настольных ПК тесно связаны с «самочувствием» корпоративного рынка: «Оснований для большого оптимизма нет: в начале 2013 г. сохраняется негативная ситуация IV квартала 2012 г. Корпоративный рынок по-прежнему находится в не совсем активном для этого периода состоянии. Поэтому более реальные оценки перспектив можно будет дать лишь во II квартале 2013 г.».

С таким прогнозом согласна Анна Быховская, которая считает, что рассчитывать на стабильность в 2013 г. не приходится: «Надеемся, что со II квартала рынок оживится, и до конца года мы сможем все наверстать».

По мнению Сергея Чабина, темпы продаж настольных ПК будут снижаться: «Домашний ПК из массового продукта превращается в нишевый. Крупные компании станут быстрее избавляться от десктопов, чем компании СМБ, по той причине, что пока нет лучше и дешевле устройства для решения утилитарных задач, чем офисный ПК. Настольный ПК сможет задержаться лишь в госструктурах, там необходимо обеспечить сотрудников недорогой и надежной техникой».

И даже Дмитрий Вознесенский не скрывает тревоги: «Динамика последних месяцев внушает определенные опасения, однако мы рассчитываем как минимум удержать текущий уровень продаж за счет моноблоков».

Рынок ноутбуков

По данным ITResearch, в 2012 г. в России было продано 9370 тыс. ноутбуков (включая нетбуки), что на 25,2% больше, чем в 2011 г. При этом, как отмечают аналитики, продажи стандартных мобильных ПК выросли почти на 34%, а продажи нетбуков сократились более чем на 17%.

По оценкам Gartner, в 2012 г. в России было продано 9,44 млн. ноутбуков, что на 13,5% превышает аналогичный показатель 2011 г.

При этом в IDC считают, что в основном спрос на ноутбуки формируют домашние пользователи, хотя и госсектор начал значительные закупки этих устройств для образовательных учреждений.

Рост рынка ноутбуков в России в целом благоприятно отразился на продажах мобильных ПК отдельных вендоров.

Так, Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu, и Ирина Кукина, менеджер HP по развитию категории потребительских ноутбуков и планшетов, утверждают, что продажи мобильных ПК их компаний показали достаточно высокий рост.

Алексей Осипов, представитель ASUS по продажам в России, говорит, что в 2012 г. поставки ноутбуков ASUS выросли почти на 25%.

В свою очередь Энди Ли, утверждает, что за прошедший год продажи мобильных ПК Lenovo в России в потребительском сегменте увеличились на 31%.

По словам Аркадия Графа, руководителя отдела продаж департамента информационных технологий Samsung Electronics в России, несмотря на не оправдавший ожиданий осенний сезон, поставки ноутбуков Samsung по сравнению с 2011 г. выросли и рыночная доля вендора увеличилась: «В 2012 г. мы продали в России более 1,5 млн. этих систем».

Как считает Михаил Носков, вице-президент ООО «Тошиба СНГ», рост российского рынка ноутбуков в 2012 г. был сравнительно слабым, что объясняется завершением этапа первичного насыщения, но это не помешало компании нарастить продажи собственных мобильных ПК на четверть по сравнению с 2011 г.

Еще более заметных результатов добилась компания ДНС — как утверждает Дмитрий Вознесенский, продажи всех ноутбуков в компании в течение года выросли на 45%, 1,26 млн. шт., из них 27% — под собственным брендом.

В дистрибьюторской компании MICS, по словам директора по развитию Михаила Ярошевского, отметили, что темпы роста рынка мобильных ПК в России в 2012 г. по сравнению с 2011 г. в целом замедлились, но движение вперед продолжалось и компания росла вместе с рынком.

Однако на рынке мобильных ПК возникли неожиданные проблемы, что позволило Ирине Кукиной заявить, что 2012 г. был «не самым легким» — замедлились темпы роста и сгладились пики сезонности, а в декабре была и вовсе зафиксирована отрицательная динамика рынка (около -7% по сравнению с 2011 г.).

С ней согласен Андрей Тарасов, директор по закупкам компании diHouse, который называет 2012 г. «годом противоположностей» — был значительный рост в первой половине и серьезное падение в III и IV кварталах: «Поскольку diHouse работает с достаточно широким каналом и ассортиментом, нам удалось сохранить хорошие продажи во второй половине года за счет перераспределения усилий. В итоге в сегменте ноутбуков по некоторым вендорам год для нас закончился ростом, по другим было падение, и мы завершили 2012 г. с нейтральным результатом относительно 2011 г.».

Аналогичную оценку дает Роман Галухин, руководитель отдела мобильных компьютеров и периферии компании Treolan: «По моему мнению, рынок рос только в первой половине года, во второй половине наблюдалась скорее стагнация, а если в целом по рынку и была прибавка, то очень незначительная».

С ним согласен Вячеслав Назаров: «Значительный и воодушевляющий рост рынка ноутбуков в первой половине 2012 г. сменился жестоким разочарованием во втором полугодии: запланированного и ожидаемого развития не было. Тем не менее “Марвел-Дистрибуция” завершила 2012 г. приростом объема бизнеса по ноутбукам, но он оказался меньше запланированного».

Сергей Данилов, директор дистрибьюторской компании ООО «РОСКО», заявляет: «Большая часть роста на рынке была обеспечена продажами федеральных розничных сетей. В нашей компании продажи не увеличились, в 2012 г. было продано почти столько же мобильных ПК, сколько и в 2011 г.».

Владимир Пискунов также говорит, что в «Аквариус» существенного роста продаж ноутбуков не отмечалось.

Что касается наиболее востребованных на рынке моделей, то, по словам Михаила Ярошевского, сейчас основным спросом пользуются недорогие 15-дюймовые изделия, снижение цен на которые способствовало существенному росту продаж в 2012 г.

С ним согласен Сергей Грибанов, который также считает «самыми продаваемыми» 15-дюймовые ноутбуки нижнего и среднего ценовых диапазонов.

В то же время Андрей Тарасов подчеркивает, что всю вторую половину года дистрибьютор ощущал дефицит ноутбуков в ценовых сегментах «выше среднего» и премиальном.

В этом сегменте российского рынка в 2012 г. возникла серьезная проблема. Аналитики ITResearch отметили, что если в первой половине года канал легко «переваривал» ввозимые ноутбуки, то уже к концу лета началось затоваривание*.

По оценке IDC, отгрузки ноутбуков во II и III кварталах при незначительном росте продаж создали на складах сложнейшую ситуацию. «Количество ноутбуков, скопившееся у дистрибьюторов к началу IV квартала, достаточно для того, чтобы удовлетворить спрос вплоть до апреля 2013 г.», — отметила старший аналитик IDC Россия Зарина Камытбаева**.

О нетбуках

По оценкам аналитиков, в 2012 г. в России резко сократились продажи нетбуков, зато спрос на «стандартные» модели среднего уровня увеличился. По мнению Ирины Кукиной, резкое сокращение продаж нетбуков может привести к вымиранию этой категории: «Такая тенденция обусловлена растущей потребностью в практичных, легких и эффективных устройствах, какими стали планшеты».

Энди Ли дополняет ее: «С одной стороны, нетбуки вытесняют планшеты, а с другой — цены на полноценные ноутбуки начального уровня вплотную приблизились к ценам на нетбуки, что также не могло не сказаться на спаде популярности последних. Зато в корпоративном сегменте, где требуется производительность и функционал, доля качественных и дорогих ноутбуков остается стабильной».

По словам Аркадия Графа, Samsung планомерно сокращала долю нетбуков начиная с первых месяцев 2012 г., считая, что у конечных пользователей они будут вытесняться недорогими медиапланшетами, а в деловой среде — мощными, но легкими и компактными ноутбуками стоимостью около 20 тыс. руб.: «Такие производительные ноутбуки серии 5 Samsung выпускала в течение 2012 г., а в середине года начала продажи high-end моделей серии 9, которые позволили нам увеличить свою долю в премиум-классе».

Алексей Осипов говорит, что, по оценкам аналитиков, темпы роста дорогого сегмента (более 35 тыс. руб.) замедлились, но для ASUS в 2012 г. доля таких решений, наоборот, увеличилась: «Что касается ноутбуков среднего ценового сегмента, то они показывали высокие темпы роста. Поэтому для нас 2012 г. был годом среднего и высокого сегмента».

Михаил Носков разделяет это мнение: «Действительно, спрос на недорогие модели мобильных ПК среднего сегмента увеличился, что отчасти стало следствием сокращения продаж нетбуков. Но при этом “Тошиба СНГ” отметила большую востребованность ноутбуков премиум-сегмента».

«Нельзя сказать, что нетбуков продается меньше, просто их поставки слабее выросли — на 15% против 45% в среднем по группе, — говорит Дмитрий Вознесенский. — Что касается смещения спроса в средний сегмент, то для ДНС он всегда был сконцентрирован именно здесь, так что, с нашей точки зрения, тут ничего не поменялось».

Об ультрабуках

Начиная с 2011 г. Intel продвигает на рынке новую категорию ультрабуков, считая, что они могут занять до 40% рынка мобильных ПК. Однако, как говорит Ирина Кукина, изначально цены ультрабуков были весьма высоки — в мае-июне 2012 г. почти 70% этих устройств продавались по ценам 45—50 тыс. руб. Летом 2012 г. НР начала продажу ультрабуков, однако они оказались невелики по сравнению с продажами ноутбуков других категорий. Она объясняет это тем, что нужно время, чтобы донести до потребителя все преимущества ультрабуков, предложить различные ценовые варианты разным категориям покупателей.

С ней согласен Энди Ли: «Пока ультрабуки — это новый премиальный продукт, и мало кто готов переплачивать за них. По итогам 2012 г. в Lenovo доля продаж ультрабуков не превысила 10%».

«Поскольку в России как первое устройство в основном покупают 15-дюймовые ноутбуки, ультрабук представляется не первым, а вторым или даже третьим устройством», — полагает Алексей Осипов, хотя он ожидает, что покупатели будут все чаще выбирать ультрабуки. Он говорит, что в середине 2012 г. ультрабуки у ASUS заняли около 4% в общем количестве поставленных ноутбуков, но уже в IV квартале доля ультрабуков возросла до 8%. Михаил Носков также признает, что в 2012 г. в продажах ноутбуков Toshiba в штуках ультрабуки не составили большой величины, но в стоимостном отношении — это внушительные цифры.

«Низкий спрос на ультрабуки был связан только с их высокой ценой, — утверждает Дмитрий Вознесенский. — Они задали отличный тренд по толщине и весу, продолжительности автономной работы, но находятся в нише, которая не слишком востребована на нашем рынке. Доля их в продажах ДНС в 2012 г. — 1%».

Вячеслав Назаров также считает, что «узок круг ультрабуков и страшно далеки их цены от народа», что является основным сдерживающим фактором для их широкого распространения. Хотя он отмечает, что «тонкие и легкие» ноутбуки, формально не являющиеся ультрабуками по спецификациям Intel, становятся все популярнее у покупателей.

Зато Аркадий Граф в очередной раз заявляет об успехе Samsung — по его словам, вендор занял первое место на российском рынке ультрабуков, обогнав ближайшего конкурента почти в два раза: «Samsung выпустила недорогую модель серии 5 Ultra с хорошей функциональностью, и покупатели это оценили. В результате “тонкие и легкие” ноутбуки в 2012 г. в нашей продуктовой линейке стали играть достаточно заметную, хотя и не доминирующую роль».

Именно дороговизна ультрабуков обусловила невысокий уровень их продаж дистрибьюторами. Так, Сергей Данилов говорит, что в компании «РОСКО» в общем объеме поставок ультрабуки в 2012 г. составили около 5% (в штуках). По словам Романа Галухина, в Treolan доля ультрабуков — также всего несколько процентов от ноутбуков. Лишь в diHouse их доля по итогам 2012 г. достигла почти 10%.

Однако Михаил Ярошевский утверждает, что в течение 2012 г. по мере роста предложения цены на ультрабуки снижались, опустившись ниже 20 тыс. руб.: «Хотя объемы их продаж существенно ниже поставок массовых 15-дюймовых ноутбуков, мы отмечаем устойчивый рост спроса на ультрабуки со стороны бизнес-пользователей, которые ценят мобильность, компактность, легкость в сочетании с высокой производительностью».

В 2012 г. согласно новым спецификациям Intel многие ультрабуки стали оснащаться сенсорным экраном, что привело к появлению «трансформеров», которые работают как ноутбуки и как планшеты. По мнению экспертов, этот вид мобильных ПК может привести к снижению спроса на традиционные ноутбуки — пользователи вряд ли захотят приобрести два устройства.

Но по мнению Ирины Кукиной, появление в ультрабуках сенсорных экранов предопределяет дальнейшее повышение цен на эти устройства: «До тех пор пока цены не опустятся до уровня цены “стандартизированной” модели ноутбуков, говорить о снижении спроса на традиционную категорию не стоит. Да и трансформеры пока что не могут заменить полноценный ноутбук».

Тенденция перехода от настольных ПК к мобильным системам чувствуется во всех сегментах, но корпоративные заказчики более консервативны.

О трансформерах

Аркадий Граф полагает, что популярным вариантом трансформеров станут модели с полностью отделяемой клавиатурой, что превращает их в планшетные ПК: «Мы считаем трансформеры весьма перспективным направлением при совместимости с ПО для Windows, хотя, конечно, классические ноутбуки также будут развиваться». Но и он не разделяет мнения о необходимости сенсорных экранов для ноутбуков — на этом устройстве привычнее работать с помощью мыши, а сенсорный экран на практике не столь полезен, как в теории, не говоря уже о том, что он увеличивает стоимость аппарата.

ASUS только в 2013 г. планирует представить в России Transformer Book (TX 300), что, как считает Алексей Осипов, создаст на рынке новую нишу: «Но сильно потеснить традиционные ноутбуки трансформерам не удастся». С ним согласен Михаил Носков, считая, что трансформеры займут определенную нишу, поскольку пользователи могут приобрести одно устройство вместо двух.

А вот Энди Ли придерживается противоположной точки зрения: «Если что и способно потеснить традиционные ноутбуки, то это именно трансформеры, но при условии снижения цен. Чтобы это случилось, все производители должны в ближайшем будущем запустить несколько линеек, чтобы контрактные производители комплектующих могли нарастить объемы производства, снизить издержки и опустить цены».

В свою очередь Дмитрий Вознесенский считает трансформеры дорогими и мало востребованными устройствами: «В ДНС их продается два-три десятка штук в месяц, у нас большие сомнения по поводу их дальнейшего роста и развития в текущем концепте».

Все дистрибьюторы, начавшие продавать трансформеры, высказывают сомнения в отношении перспектив спроса на эти дорогие устройства. Как подчеркивает Андрей Тарасов, «их доля пока что микроскопическая, практически незаметная в общем обороте». По мнению Михаила Ярошевского, потребителю еще предстоит оценить техническую новизну и удобство пользования такими аппаратами, а также привыкнуть и освоить возможности ОС Windows 8, на работу с которой они и рассчитаны.

Спрос на ноутбуки в регионах

Дистрибьюторы отмечают необычную ситуацию со спросом на мобильные ПК в регионах. «Первое полугодие повсеместно, последние два квартала так же солидарно стояли на месте или ползли вниз. Спрос в целом был одинаков везде», — отмечает Андрей Тарасов. В компании ДНС также отметили отчетливый рост спроса в регионах в течение первой половины года. «В сентябре-октябре спрос начал насыщаться, но ни о каком спаде речь пока не идет», — подчеркивает Дмитрий Вознесенский.

Зато компании MICS и «Марвел-Дистрибуция» зафиксировали в 2012 г. заметное увеличение продаж на местах, что связано с активным региональным развитием этих дистрибьюторов. Например, в MICS в полную силу заработали офисы и склады в Ростове и Новосибирске, представительство в Санкт-Петербурге, открытые в 2011 г. А нацеленность на регионы «Марвел-Дистрибуции» обеспечила там более высокую динамику спроса на мобильные ПК, чем в центральных областях.

Как говорит Сергей Данилов, предложение по ноутбукам превышало спрос, поэтому потребности покупателей, в том числе региональных, были удовлетворены полностью: продажи в регионах росли, хотя и не так значительно, как ожидалось.

О перспективах

Аналитики оптимистично смотрят на дальнейшее развитие рынка ноутбуков в России. Так, Gartner прогнозирует, что продажи в 2013 г. будут расти, хотя и не так заметно, как раньше, — всего на 1,4%. Какие виды мобильных ПК окажутся наиболее востребованными?

По мнению Сергея Грибанова, это традиционные ноутбуки, хотя стоит ожидать повышения интереса и к трансформерам. Замкнут эту тройку обычные ультрабуки.

Это мнение разделяет и Аркадий Граф, считая, что традиционные модели ноутбуков с экраном 15-дюйм и будут по-прежнему занимать львиную долю рынка: «Если говорить о тенденциях, мы ожидаем существенного роста категории трансформеров на базе ОС Windows, которые могут стать вторым игроком на рынке ПК после классических ноутбуков, оттеснив ультрабуки на третье место».

Несколько иной прогноз дает Алексей Осипов: «При доминировании стандартных ноутбуков большую долю могут занять мобильные ПК с сенсорными экранами, при этом доля ультрабуков вряд ли превысит 10%, а доля трансформеров составит от 3 до 5%».

С ним согласен Энди Ли, подчеркивая, что увеличение доли ультрабуков и трансформеров будет по-прежнему сдерживаться высокой ценой, поэтому не менее 80% в текущем году придется на долю традиционных ноутбуков. В корпоративном сегменте классические ноутбуки по-прежнему также будут продаваться лучше всего.

«Общий рынок ноутбуков в 2013 г., по нашим оценкам, будет примерно равен рынку в 2012 г.», — полагает Михаил Носков, но считает, что спрос перераспределится, с одной стороны, в пользу недорогих моделей среднего класса, с другой — в сторону более мобильных решений и трансформеров.

Владимир Пискунов также ожидает стабильного спроса на традиционные ноутбуки при том, что в целом ультрабуки и трансформеры займут чуть большую долю рынка в сравнении с 2012 г.

«Мы ожидаем, что рост поставок ноутбуков продолжится, поскольку при текущем ценовом предложении конкурентов у традиционных мобильных ПК нет», — утверждает Дмитрий Вознесенский.

Зато дистрибьюторы расходятся в оценках перспектив ноутбучного рынка. Так, Вячеслав Назаров полагает, что это будет стабильный рынок, входящий в стадию зрелости, где основной объем сформируют ноутбуки, среди которых в свою очередь все более заметную долю будут занимать «тонкие и легкие» устройства, а трансформеры заполнят нишу, которая по итогам года вряд ли достигнет 10%.

Андрей Тарасов считает, что в текущем году объем продаж окажется практически равным показателю 2012 г., однако не исключает падения этого сегмента рынка до 15—25% по отношению к предыдущему году. Еще более определенно высказывается Сергей Данилов: «Рынок ноутбуков начнет снижаться, вероятно, на 15—20%, из-за снижения спроса, обусловленного общей нестабильностью экономической ситуации. Только трансформеры могут чуть вырасти, поскольку появились на рынке недавно и их доля растет практически с нуля».

Рынок серверов стандартной архитектуры

Аналитики IDC Russia зафиксировали определенный спад на рынке серверов стандартной архитектуры в 2012 г.. Так, в IV квартале было продано 45 470 серверов, что на 10,4% больше, чем кварталом ранее, однако этот показатель соответствует падению на 13,6% в годовом выражении. Выручка производителей составила 235 млн. долл., что на 6,5% меньше, чем годом ранее. При этом в IDC считают, что в течение года на рынке складывалась непростая ситуация — сохранялась неопределенность в отношении структуры и объемов финансирования расходов на ИТ у ряда ключевых заказчиков, во многих сегментах отсутствует платежеспособный спрос на серверы.

С оценками аналитиков согласен Александр Мухортов, руководитель отдела серверных систем, СХД и сетевого оборудования компании Treolan: «По итогам 2012 г. рынок серверов в целом практически не вырос, причем наиболее резко негативная динамика проявилась в IV квартале, в котором обычно бывает значительный рост».

Такое мнение разделяет Александр Светлаков, менеджер НР по серверам стандартной архитектуры: «Согласно нашим данным, в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом продажи серверов стандартной архитектуры x86 существенно не выросли».

Однако другие производители, включая российских, заявляют о росте поставок серверов, объясняя это разными причинами. Так, Александр Фильченков, менеджер Kraftway по продукции «Серверы и СХД», говорит, что его компания в 2012 г. отметила рост поставок систем на 15%, что связано с поиском новых заказчиков и активной работой отделов продаж компании.

А Владимир Пискунов утверждает, что в 2012 г. продажи серверов стандартной архитектуры увеличились на прогнозируемые 10%, что обусловлено рядом факторов, среди которых, безусловно, и «отложенный» с 2011 г. спрос.

По мнению Антона Лукьянова, директора департамента закупок компании Merlion, скромная прибавка (около 10% в штуках) не позволяет говорить о существенном отложенном спросе. При этом он также отмечает, что в 2012 г. Merlion вошла в стратегический альянс с компанией Digital Machines по продвижению продукции IBM, в том числе серверов, но они не учитывались в оценке роста продаж.

Андрей Филатов, директор департамента аппаратных средств IBM в России и СНГ, также считает, что хотя в 2012 г. заказчики проявляли значительный интерес к серверам стандартной архитектуры, ни один из факторов не свидетельствует о формировании отложенного спроса в 2011 г.

Зато Андрей Шевелев, директор направления IBM компании Landata, утверждает, что в прошлом году продажи серверов стандартной архитектуры IBM в его компании выросли более чем на 30%. Важным фактором роста он считает проведенную Landata работу по оптимизации склада, что повысило оперативность получения оборудования, которая играет важную роль.

О росте продаж серверов на уровне 39% заявляет и Михаил Волков, директор департамента «Серверы и СХД» компании «Марвел-Дистрибуция». Он отмечает существенный рост продаж систем НР и Dell, что связано с усилением работы в сегменте клиентов СМБ и увеличением присутствия дистрибьютора в регионах.

Вот что говорит о ситуации на рынке серверов в 2012 г. Ольга Царева, директор по маркетингу EtegroTechnologies: «Максимальную динамику роста спроса мы наблюдали в первом полугодии — по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. он составил 300%. Этому способствовало возвращение замороженных ИТ-бюджетов на неотложные нужды в коммерческих компаниях, активность провайдеров услуг и активизация корпоративных продаж, в том числе в госсектор. Во втором полугодии возникли проблемы — рост замедлился, так как госзаказчики в основном реализовали свои бюджеты в первые шесть месяцев года и основные поставки шли в коммерческий сектор. В целом за 2012 г. поставки серверов EtegroHyperion к 2011 г. выросли примерно на 70%».

И хотя в USN Computers продажи серверов в 2012 г. увеличились практически вдвое, Сергей Чабин, руководитель направления ПК и серверов компании, также указывает на возникшую проблему: «Ситуация на рынке ИТ опять связана с сокращением корпоративных ИТ-бюджетов, в результате чего крупные компании сосредотачиваются в основном на поддержке и модернизации существующего серверного оборудования, и, возможно, отложенный спрос еще впереди».

Аналитики особо отмечают снижение объемов продаж серверов х86 в денежном выражении, что может быть связано с изменением структуры закупок — сокращением доли дорогих мощных систем и увеличением — «легких».

Эту тенденцию наблюдает и Дмитрий Купцов, вице-президент компании OCS Distribution: «Все чаще интересы заказчиков смещаются в сторону построения архитектуры на серверах начального уровня. Это, с одной стороны, уменьшает спрос на high-end системы, а с другой — увеличивает продажи low-end устройств». Но при этом он утверждает, что в 2012 г. в OCS структура поставок серверов практически не изменилась.

«Действительно, наблюдается некоторое смещение спроса от тяжелых систем к 2-процессорным системам среднего уровня как наиболее экономически выгодным для виртуализации», — говорит Александр Мухортов.

Сергей Чабин также отмечает, что в 2012 г. в USN Computers доля тяжелых решений в общем объеме поставок серверных систем сократилась, а продажи серверов среднего уровня и однопроцессорных систем возросли на 53%.

В EtegroTechnologies доля мощных 4- и 8-процессорных систем стабильна уже несколько лет и составляет порядка 10%. «Зато в 2012 г. мы отметили пятикратный рост продаж доступных пьедестальных моделей, которые в основном приобретают клиенты СМБ, а максимальную долю заняли 2-процессорные системы в стоечном исполнении. Тем не менее мы получили прирост оборота за год на уровне 50%», — говорит Ольга Царева.

Рост спроса на системы среднего уровня подтверждает Владимир Пискунов, хотя продажи high-end решений не уменьшились: «Тенденция к снижению объемов продаж в денежном выражении, как мне кажется, больше связана с общим удешевлением серверов стандартной архитектуры».

В то же время в компании Kraftway, по словам Александра Фильченкова, в 2012 г. не только не заметили снижения продаж, но даже смогли добиться самой высокой прибыльности с 2008 г.

Зато большие изменения произошли в IBM. Андрей Филатов напоминает: в 2012 г. компания дополнительно инвестировала 6 млн. долл. в развитие региональных офисов в России и СНГ, что позволило расширить присутствие вендора в регионах, где преобладают компании СМБ и спрос на «легкие» системы. Однако при этом он говорит, что заказчики по-прежнему интересуются high-end серверами IBM: «Если говорить о снижении продаж в денежном выражении, то нельзя забывать о том, что мы поставляем серверы в составе интегрированных решений, в которых стоимость отдельной системы существенно снижается».

Андрей Шевелев при том, что компания не отметила снижения объемов продаж серверов x86 в денежном выражении, говорит о росте спроса на мощные 4-8-процессорные серверы: «Функционал таких систем позволяет конкурировать с RISC-системами, но при этом их стоимость гораздо ниже».

Аналитики IDC считают, что в III и IV кварталах 2012 г. серьезно поддержали серверный рынок большие поставки серверов стандартной архитектуры заказчикам, чей бизнес связан с Интернетом. Например, в конце года поставки оборудования российских сборщиков в ЦОД «Яндекса» обеспечили относительно неплохие итоговые показатели рынка.

Так, компании «Аквариус» и EtegroTechnologies в 2012 г. продавали серверы х86 российским интернет-провайдерам, Ольга Царева говорит, что эти компании активно закупали оборудование под свои задачи: «Наши поставки составили около 50% в количественном выражении».

В поставках для провайдеров облачных услуг в 2012 г. участвовали и зарубежные вендоры. Александр Светлаков отмечает, что их доля в НР составила около 8%. По словам Андрея Филатова, свои серверы х86 провайдерам облачных услуг поставляла и IBM: «можно отметить ЦОД “ТрастИнфо” компании “Ай-Теко”, который предоставляет облачные услуги на основе платформы IBM SystemX».

В то же время Антон Лукьянов отмечает, что, по отзывам партнеров, облачные решения становятся все более популярными, однако они востребованы пока на уровне «частных облаков», то есть внутренних ЦОДов заказчиков: «Появление российских провайдеров облачных услуг с мощными ЦОДами, видимо, вопрос пусть и ближайшего, но все-таки будущего».

В свою очередь Александр Фильченков считает, что в России внедрение облачных услуг по прежнему сдерживается рядом факторов: неразвитость инфраструктуры, законодательные акты, отсутствие заинтересованности со стороны компаний СМБ.

В IDC отметили, что российские заказчики, планирующие внедрение «частных» облаков, начали проявлять повышенное внимание к конвергентным решениям, объединяющим серверы, СХД и коммуникационные системы.

С такой оценкой полностью согласен Антон Лукьянов: «Участники рынка начинают понимать, что хотя конвергентные системы недешевы, они гораздо производительнее собранных вместе отдельных компонентов, быстро вводятся в эксплуатацию и в итоге могут оказаться экономичнее систем, состоящих из отдельных компонентов разных вендоров». В качестве примера конвергентных решений, поставляемых Merlion, он приводит системы Oracle Exadata и IBM PureSystems, но поясняет, что просто продать их невозможно, так как заказчикам нужны дополнительные услуги и планомерная работа с партнерами.

Это мнение разделяет Михаил Волков, подчеркивая, что внедрять конвергентные решения могут только интеграторы с высоким уровнем экспертизы и мощной технологической базой, а таких компаний на российском рынке немного.

Тем не менее Александр Светлаков подчеркивает, что НР презентовала концепцию «Конвергентной инфраструктуры» еще в 2010 г., и в 2012 г. доля серверов, предназначенных для построения таких решений, в структуре продаж компании составила почти 20%.

Со своей стороны Андрей Филатов напоминает, что конвергентные решения IBM PureSystems вендор представил в апреле 2012 г. и первые их отгрузки состоялись в сентябре.

OCS Distribution поставляет в канал продукты обоих вендоров — НР и IBM, и Дмитрий Купцов, считая их лидерами в поставке конвергентных решений любого уровня сложности, говорит: «Обе компании определили для себя на 2013 г. как главное направление именно внедрение конвергентных систем, что говорит о готовности российского рынка работать с подобными технологиями».

Предлагают оборудование для построения конвергентных решений и российские производители. Так, EtegroTechnologies помимо серверов поставляет корпоративным клиентам СХД и сетевое оборудование в составе единых решений.

USN Computers также разрабатывает компоненты для построения облачных инфраструктур, и хотя, по словам Сергея Чабина, в 2012 г. доля их была невелика (7%), компания считает, что в текущем году она сможет увеличить ее до 12%.

Большинство российских производителей серверных систем и дистрибьюторов придерживаются мнения, что если спрос на серверы х86 и вырастет, то ненамного — в пределах 10–20%.

О блейд-серверах

Компания Kraftway разработала и выпустила систему Kraftway Express Blade BL11, представляющую собой конвергентное решение, которое в 2012 г. внедрялось в учреждениях Минздрава РФ.

Здесь стоит отметить, что, по данным IDC, на мировом рынке продажи блейд-серверов уверенно растут, причем более 91% дохода принесли x86-«лезвия», на долю которых сейчас приходится 21,5% всего оборота x86-систем.

Достаточно высокие результаты продаж блейд-серверов отмечает НР. Как говорит Александр Светлаков, в настоящее время каждый пятый сервер HP, поставляемый на российский рынок, — это блейд-сервер, причем в 2012 г. их продажи увеличились примерно на 5%: «Блейд-серверы оказались наиболее подходящей платформой для внедрения виртуализации даже в небольших компаниях».

В «Марвел-Дистрибуция», по словам Михаила Волкова, в 2012 г. рост продаж блейд-серверов НР в денежном выражении составил 60%, в количественном — 40%.

Дмитрий Купцов также отмечает рост поставок решений на базе блейд-серверов: «Наблюдается тенденция к увеличению плотности размещения серверов и снижению энергопотребления — это могут обеспечить блейд-серверы. Плюс отмечен интерес рынка к мобильным ЦОДам на основе этих систем».

Однако в «Аквариус» и Kraftway не зафиксировали роста поставок блейд-серверов стандартной архитектуры, что, как полагает Владимир Пискунов, связано со спецификой госзаказчиков, с которыми работают компании.

В то же время, как подчеркивает Андрей Филатов, сейчас появилась альтернатива блейд-серверам в виде конвергентных решений, которые отличаются более высокой производительностью, а также исключительными возможностями в плане управления и создания облачных систем. Андрей Шевелев в качестве таких альтернатив отмечает новые системы IBM PureFlex и IBM DataFlex, которые интегрировали дополнительный функционал для виртуализации и которые можно назвать следующей ступенью развития блейд-серверов.

В USN Computers также отказались от поставок классических блейд-систем. «Взамен мы предлагаем заказчикам разработанную нами комплексную платформу для вычислений и хранения данных FatTwin, обладающую высокой надежностью и производительностью, которая оптимальна для ЦОДов, облачных вычислений и корпоративных ИТ. Классические блейд-серверы считаем неэффективными в условиях нынешней экономической ситуации», — заявляет Сергей Чабин.

Прогнозы на 2013 год

Аналитики пока воздерживаются от прогнозов развития серверного рынка в России в 2013 г. Сложность ситуации отмечает Александр Мухортов: «I квартал 2013 г., по данным аналитиков, уже показал отрицательную динамику, и, по-видимому, серверный рынок будет находиться в состоянии стагнации на протяжении всего года. Поэтому мы не исключаем смещение продаж в сегмент бюджетных серий».

Ольга Царева подчеркивает одну из возможных проблем, которая может сдерживать рост рынка серверов х86: «Темпы роста пока неясны, многое зависит от законодательной базы — например, непонятно, как разрешится ситуация вокруг федеральной контрактной системы».

Большинство российских производителей серверных систем и дистрибьюторов также придерживаются мнения, что если спрос на серверы х86 и вырастет, то ненамного — в пределах 10-20%, он будет прежде всего ориентирован на двухпроцессорные стоечные системы.

Дмитрий Купцов объясняет это тем, что именно такие системы потребуются провайдерам интернет-услуг, телеком-операторам, заказчикам госсектора, банкам, розничным продавцам, клиентам СМБ.

Хотя в НР в 2013 г. ожидают дальнейшего увеличения доли поставок блейд-серверов как основы конвергентных решений.

А Андрей Филатов прямо заявляет, что в текущем году наиболее перспективными IBM считает гибридные или конвергентные системы.

В Landata, как поставщике решений IBM также считают комплексные системы базой для внедрения виртуализации и облаков. «Степень распространения подобных решений уже давно вышла за рамки больших ЦОДов и теперь повсеместно используется в сегменте СМБ», — говорит Андрей Шевелев.

Александр Фильченков придерживается аналогичного мнения: «В 2013 г. сохранится заинтересованность заказчиков СМБ в конвергентных решениях, так как управление единой инфраструктурой позволяет значительно экономить ресурсы на момент закупки, в технической и сервисной поддержке, а также при необходимом увеличении производительности и расширении объема хранимых данных».

Рынок систем хранения данных (СХД)

По данным IDC, в IV квартале 2012 г. в России выручка производителей внешних СХД превысила 179 млн. долл., что соответствует росту на 17,2% за год. Суммарная емкость реализованных на рынке внешних СХД составила 100 тыс. Тбайт, на 34% больше показателя 2011 г.

Аналитики отметили рост интереса российских производителей оборудования к сегменту хранения — они активно расширяют номенклатуру и увеличивают объемы поставок СХД различных типов.

Все более широкое применение СХД в виртуальных средах — одна из основных мировых тенденций. Россия в этом отношении не является исключением, поскольку даже с поправкой на старт с низкой базы рост в этом сегменте существенно опережает, например, динамику поставок серверов в такие инфраструктуры.

И зарубежные, и наши производители отмечают, что в 2012 г. продажи СХД в России росли быстрее рынка ИТ в целом.

Так, Александр Яковлев, менеджер Fujitsu по маркетингу продукции, утверждает, что в его компании продажи СХД увеличились более, чем на 40%.

По сообщению Антона Лукьянова, в 2012 г. Merlion продала СХД на 50% больше в денежном выражении.

По словам Андрея Шевелева, в Landata поставки СХД выросли более чем в два раза по сравнению с 2011 г.

Аналогичные показатели, как подчеркивает Михаил Волков, были достигнуты в «Марвел-Дистрибуция» при продажах СХД НР и Hitachi Data Systems.

Несколько меньшие темпы прироста продаж СХД (10—20%) отмечены в компаниях Kraftway и «Аквариус».

«Мы видим, что интерес к СХД в России растет вместе с ростом объема данных пользователей, — отмечает Владимир Гречушкин, менеджер Oracle Hardware по продажам СХД. — Если ранее заказчики ориентировались на достаточно простые системы, то теперь они предъявляют к СХД все более высокие требования, прежде всего в том, что касается “интеллекта” системы».

Производители СХД корпоративного класса все чаще наряду с техникой для построения сетей хранения (SAN) с блочным доступом предлагают мощные сетевые хранилища файлов (NAS). Однако, как говорит Андрей Шевелев, разделить продажи SAN- и NAS-систем крайне сложно, так как подавляющее число современных СХД может работать как на файловом уровне, так и на блочном.

С ним согласен Руслан Чиняков, вице-президент OCS Distribution: «СХД для корпоративных заказчиков уже давно одновременно поддерживают и блочный, и файловый доступ к данным. В сегменте СМБ более 80% систем подключаются по протоколам NAS — это проще, привычнее, менее требовательно к инфраструктуре. На российском рынке решения для файлового доступы “вышли из сумрака”, но по-прежнему доминирует блочный доступ».

Действительно, по словам Владимира Пискунова и Александра Яковлева, в 2012 г. подавляющее большинство продаж СХД пришлось на долю SAN-систем. «Основные причины — увеличение объема хранимых данных и возросшая роль виртуализации», — считает Владимир Пискунов. «Плюс к этому зрелость технологии, знание техническими специалистами заказчиков SAN-технологии и высокий уровень компетенции партнеров в этой области», — добавляет Александр Яковлев.

Определенная доля проданных в 2012 г. СХД была поставлена заказчикам в составе комплексных «конвергентных» решений. «Требования пользователей к СХД изменились не только и не столько количественно, а прежде всего качественно. Теперь заказчики хотят видеть, каким образом система будет интегрирована в их ИТ-среду. Прежде всего это касается того, каким образом система хранения данных будет поддерживать бизнес-приложения и какова будет синергия от совместного использования СХД и серверов», — объясняет Владимир Гречушкин.

Его дополняет Александр Фильченков, подчеркивая, что внедрение конвергентных решений является естественным шагом на пути снижения стоимости владения оборудованием.

Как говорит Антон Лукьянов, в Merlion в 2012 г. поставили некоторое количество таких решений под задачи виртуализации, управления БД и для бизнес-аналитики: «Круг потенциальных заказчиков включает финансовый сектор, телеком, розницу и госсектор, но он однозначно будет расширяться».

«Есть основания полагать, что мы входим в начальную фазу нового цикла взрывного роста объемов данных», — считает Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы» в IDC. Фактически проблема «больших данных» становится актуальной для многих российских компаний, и со своей стороны производители предлагают специализированное ПО для оптимизации и управления информацией.

По мнению Андрея Шевелева, рост интереса клиентов к решениям проблемы «больших данных» вызван необходимостью их применения, и к концу 2012 г., например, решения по дедупликации и компрессии данных стали пользоваться заметным спросом.

Хотя основной объем бизнеса в «Марвел-Дистрибуции» связан с аппаратным обеспечением, однако, по словам Михаила Волкова, в компании отметили возрастание доли заказов на поставки дополнительного ПО для управления, оптимизации и организации данных.

«Проблема “больших данных” связана с анализом внушительного объема информации, доступного внутри компании или в сети Интернет. Пока запросов на решения этих вопросов немного, по-видимому, заказчики находятся в стадии осмысления реальных сценариев их использования. Мы видим огромный потенциал в этом сегменте рынка и инвестируем в развитие своих компетенций», — говорит Антон Лукьянов.

«Ситуация на рынке корпоративных СХД полностью зависит от весьма ограниченного круга заказчиков. Наши СМБ-клиенты практически не приобретают оборудование ведущих международных производителей — на это просто нет средств», — отмечает аналитик IDC Александр Загнетко.

Однако Михаил Волков указывает на специализированные нишевые решения. Так, Hitachi Data Systems выпустила линейку СХД, которая удовлетворяет потребности компаний СМБ как по функционалу, так и по ценовой доступности, и «Марвел-Дистрибуция» расширяет поставки этих систем в СМБ.

Практически все производители, оценивая результаты 2012 г., отмечают, что хотя по-прежнему большая часть поставок СХД идет крупным заказчикам, доля продаж в сегмент СМБ увеличивается.

«Конечно, основными потребителями СХД в России остаются крупные корпорации и предприятия госсектора, но все больше решений стало продаваться СМБ-клиентам. Впрочем, соотношения в деньгах несоизмеримы», — говорит Андрей Шевелев.

Так, в Fujitsu и в OCS Distribution доля поставок в СМБ составила почти 40%. А компания Kraftway в силу специфики обслуживаемых заказчиков 80% СХД продала госструктурам, но 20% — клиентам СМБ.

К числу крупных заказчиков можно отнести провайдеров сервисных облачных услуг, которые готовы хранить информацию клиентов в своих ЦОДах.

Как подчеркивает Андрей Филатов, интерес к СХД со стороны провайдеров облачных услуг, безусловно, есть и связан он с ростом направления в целом, но пока этот сегмент рынка находится в стадии развития. В Fujitsu отметили, что доля этих заказчиков на сегодня невелика. «В России провайдеры облачных услуг находятся на начальной стадии работы, поставщиков оборудования и решений больше, чем этих заказчиков. Мы не заметили роста продаж СХД в данном сегменте», — констатирует Александр Фильченков.

Зато, по словам Руслана Чинякова, в OCS Distribution в 2012 г. продажи СХД для средних и небольших заказчиков в регионах показали опережающий рост, и в числе проектов/систем, и в деньгах: «Региональным партнерам нужно не просто выживать, но развиваться, они стали более активно, вдумчиво работать над небольшими проектами — и результаты не замедлили сказаться. Выросло и количество региональных партнеров, сфокусированных на продвижении решений на базе СХД и ПО управления данными».

В Merlion, как утверждает Антон Лукьянов, продажи СХД в регионах в прошлом году увеличились на 100% в денежном выражении.

Вендоры также отметили рост спроса на СХД в регионах. Так, в Fujitsu в зависимости от области зафиксировали прирост продаж примерно на 30—50%.

Как считает Александр Загнетко, в отличие от многих рынков оборудования, сегмент СХД в 2013 г. будет достаточно быстро развиваться.

По мнению Андрея Шевелева, в текущем году можно ожидать роста продаж СХД, хотя темпы могут несколько снизиться: «Скорость падения цены за ТБ замедлится, так как дешевые технологии НЖМД подошли к своему технологическому пределу. Но при этом можно ожидать повышения спроса на системы дедупликации и компрессии, виртуализации внешних СХД, интеграции управления всей инфраструктурой СХД».

Если Антон Лукьянов ожидает как минимум такой же рост, как в 2012 г., то Александр Яковлев — на уровне 20-25%.

«Россия традиционно несколько отстает от остального мира, но мы ожидаем в 2013 г. рост на уровне 30%», — говорит Александр Фильченков.

С такой оценкой роста рынка СХД согласен Михаил Волков, подчеркивая, что объемы данных растут экспоненциально, а их нужно где-то хранить.

Руслан Чиняков не готов давать прогнозы, касающиеся рынка СХД: «Никто пока более-менее точно не знает, насколько вырастет российский рынок ИТ в 2013 г., — все прогнозы — включая и “аналитиков” — достаточно сдержанные, если не сказать — пессимистичные. Но я считаю, что в ситуации медленно развивающегося рынка в целом СХД и связанные с ними решения — одна из ключевых областей для обширных и немедленных инвестиций».

Все производители и дистрибьюторы сходятся в одном — на рынке в наибольших объемах будут востребованы масштабируемые СХД, которые готовы расти вместе с лавинообразным ростом хранимой информации, решения на базе виртуализации систем хранения и конвергентные решения как путь к облакам. В то же время увеличится спрос на специализированное ПО для защиты и восстановления данных, для архивирования и оптимизации размещения данных в СХД.

По данным IDC, в IV квартале 2012 г. в России выручка производителей внешних СХД превысила 179 млн. долл., что соответствует росту на 17,2% за год.

Рынок NAS

В России отмечается и рост продаж более доступных сетевых файловых хранилищ NAS, ориентированных на домашних пользователей и компании СМБ.

Антон Лукьянов подчеркивает, что в последние годы наибольшими темпами росли неструктурированные данные, которые конечные пользователи, малые и крупные предприятия и даже госструктуры накапливают в виде файлов. Оптимальным решением для всех являются системы NAS, хотя несколько лет назад для этого традиционно использовались файл-серверы.

«Естественный рост рынка был впечатляющим, маркетинговые усилия всех производителей NAS не пропали даром. В результате устаревающие файл-серверы уходят в прошлое, в 2012 г. мы практически удвоили оборот систем NAS по сравнению с 2011 г.», — сообщил Ярослав Кузьмицкий, директор по развитию бизнеса компании InPrice Distribution.

Со своей стороны Андрей Васильев, глава российского представительства QNAP, утверждает, что за 2012 г. продажи NAS его компании в России увеличились на 50%.

Петр Старков, директор по продажам корпоративного оборудования Netgear, также отмечает повышение спроса: «В 2012 г. 30% оборота по корпоративным продуктам Netgear приходилось на системы хранения».

В дистрибьюторской компании «Тайле», продающей в России системы Thecus, по словам ее исполнительного директора Игоря Белоусова, в 2012 г. продажи NAS прибавили в среднем 25%.

А Сергей Алимушкин, отвечающий за сетевое оборудование в компании Koodoo Technologies, говорит, что продажи NAS в 2012 г. увеличились на 20%, при этом наибольшие объемы продаж обеспечили конечные потребители и компании СМБ.

Как говорит Антон Лукьянов, важным фактором, который может влиять на спрос на системы NAS со стороны домашних пользователей и малых офисов, можно считать растущий обмен данными через Интернет и их архивирование: «Пользователи скачивают внушительных размеров контент, и его где-то надо хранить. Большинство поставляемых Merlion NAS изначально комплектуется ПО для загрузки данных и архивации, что способствует увеличению спроса на системы NAS в секторе домашних и малых офисов».

Его дополняет Андрей Макарычев: «Домашний пользователь хочет получить доступ к единому хранилищу контента с различных устройств». С ним согласен Андрей Васильев, который считает, что для домашних пользователей и работников малых офисов более актуально хранить, причем с резервированием, уникальный контент — частные документы, фотографии и видеозаписи.

И, как подчеркивает Ярослав Кузьмицкий, еще одним стимулом к приобретению NAS становится желание организовать дома и в офисе систему видеонаблюдения и получать глобальный доступ с любых устройств к ее архиву и онлайн-трансляции.

В 2012 г., как отмечают поставщики, увеличились закупки систем NAS клиентами СМБ. По словам Андрея Васильева, по количеству проданных систем QNAP за прошедший год чуть большую долю обеспечили компании СМБ, наибольшим спросом пользовались 8- и 12-дисковые устройства с суммарным объемом хранилища до 32-48 Тбайт.

Игорь Белоусов также признает, что в основном продажи выросли именно в сегменте клиентов СМБ, которые приобретали 5-8-дисковые NAS компании Thecus.

Подобную оценку дает и Петр Старков: «Разумеется, количество проданных NAS для домашних пользователей и корпоративных устройств начального уровня превышает число СХД, поставленных для больших и средних корпоративных сетей. Однако если измерять бизнес в денежном эквиваленте, то доля больших файловых хранилищ заметно выше».

При этом начались продажи систем NAS корпоративным заказчикам. Как подчеркивает Ярослав Кузьмицкий, в его компании до 80% поставок систем NAS компаний Synology и ASUSTOR шли конечным пользователям и компаниям СМБ, а оставшиеся 20% — это устройства уровня Enterprise: «Стоит учитывать, что у корпоративных заказчиков решения о введении новых брендов и продуктов проходят много стадий согласований, но уже сегодня буквально каждый день происходит расширение сбыта в корпоративном сегменте. В 2013 г. ситуация изменится и доля продаж крупным клиентам, безусловно, возрастет».

Он основывает свой прогноз на том, что во второй половине 2012 г. Synology выпустила новую серию NAS XS+, заказы на которые от корпоративных заказчиков поступили в большом количестве еще до первых поставок в Россию: «Synology сильно упрочила свои позиции в корпоративном сегменте и неожиданно отняла ряд существенных контрактов у именитых вендоров, просто сыграв в “ценовую диверсию”».

Как говорит Андрей Васильев, первые 16-дисковые сетевые хранилища QNAP емкостью до 64 Тбайт стали поставляться в Россию только в ноябре 2012 г., поэтому они заняли скромную долю в общих продажах, но нынешний спрос на них позволяет рассчитывать на ее существенное увеличение по итогам 2013 г.: «Если заказчику требуется размещение информации емкостью в сотни терабайт, то приобретается несколько таких NAS для объединения в стек. Кроме того, разработчики QNAP создали стоечную модульную систему емкостью свыше 400 Тбайт, которая появится в текущем году».

В России отмечается рост продаж доступных NAS, ориентированных на домашних пользователей и компании СМБ.

В свою очередь Игорь Белоусов подчеркивает, что компания Thecus делает доступными технологии высокого уровня в сегменте средних 12- и 16-дисковых систем, которые могут объединяться в стеки для масштабирования хранилищ: «Это позволяет добиваться надежного хранения критически важных данных, при этом объем хранилища, которые могут обеспечить такие средние системы, достигает 2,5 Петабайт. Сейчас мы работаем над реализацией двух таких проектов».

Однако Петр Старков делает существенное замечание: «Если два года назад мощность NAS измерялась терабайтами, то в 2012 г. одного повышения емкости заказчикам уже недостаточно. Появились требования в дополнительном функционале — дедупликации данных, гибком распределении емкости, облачной репликации. В 2012 г. мы выпустили на российский рынок систему Netgear ReadyDATA 5200, которая помимо больших возможностей масштабирования предоставляет также функционал, сравнимый с СХД для ЦОДов. Партнеры уже реализовали проекты на этой системе, а число запросов от дистрибьюторов и партнеров в I квартале 2013 г. говорит о том, что у этого продукта хорошие перспективы».

Как считает Андрей Васильев, рост продаж NAS в 2013 г. может составить порядка 40—60%: «Свою роль сыграют и ключевые стимулы для СМБ-клиентов: отказоустойчивое хранение рабочих файлов, резервных копий, баз специализированного ПО, архивов систем IP-видеонаблюдения, а также использование дисковой емкости хранилищ в работе приложений виртуализации».

По мнению Антона Лукьянова, в сегменте домашних пользователей и малых офисов можно ожидать рост продаж NAS на уровне до 100%: «В корпоративном сегменте прибавка тоже будет, но не такая большая — на уровне 20-30%».

«Полагаю, что в 2013 г. рынок NAS как минимум может вырасти еще на 20%, — говорит Игорь Белоусов. — Стимулы для домашнего использования NAS остаются прежними, а корпоративная среда вполне готова к использованию NAS, которые обеспечат высокую доступность данных при масштабировании объемов хранимой информации». С такой оценкой перспектив рынка NAS согласен Сергей Алимушкин.

Ярослав Кузьмицкий утверждает, что в текущем году InPrice Distribution не намерена снижать достигнутых темпов роста, несмотря на усиливающуюся конкуренцию: «Мы намерены расширить портфель предложений за счет продуктов новых вендоров и мощных решений. Клиенты СМБ и крупные заказчики получили позитивный опыт, поверили в системы NAS и будут применять их в широкомасштабных проектах, поскольку в подавляющем большинстве случаев NAS обеспечивают более дешевый способ хранения большого объема данных. Кроме того, будем развивать направление систем IP-видеонаблюдения на базе NAS, которое беспрецедентно по соотношению стоимость/количество функций для видеорегистрации».

Однако Андрей Макарычев считает, что успех продвижения систем NAS на корпоративном рынке будет зависеть от складывающейся экономической ситуации и от умения конкретных вендоров выстроить работу в канале, чтобы все игроки находились в выигрыше: «При правильном подходе такие вендоры смогут успешно расти даже на стагнирующем рынке».

* См. http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=71714.

** Более подробно о текущей ситуации с затовариванием на рынке ноутбуков читайте в регулярном номере CRN/RE № 6 (29 апреля 2013 г.).


Версия для печати (без изображений)