В прошлом году объем российского рынка устройств печати вновь не смог приблизиться к показателям наиболее благополучного докризисного 2007 г. не только «в штуках», но и в деньгах (тогда, по данным ITResearch, было продано 5,3 млн. принтеров и МФУ на общую сумму почти 1,1 млрд. долл.). В последние два года, по­сле «восстановительного» 2010 г., когда были зафиксированы двузначные цифры роста, его динамика существенно замедлилась. Похоже, российский рынок устройств печати все больше напоминает стагнирующий европейский.

Бег на месте?

По данным компании ITResearch, в 2012 г. объем российского рынка принтеров и настольных МФУ составил 4,4 млн. штук, что всего на 1% больше, чем в позапрошлом году. Денежный объем немного превысил 915 млн. долл., увеличившись за год на 3,3%.

По мнению аналитиков, наблюдалось смещение структуры продаж в сторону более дорогих устройств, что компенсировало продолжающуюся эрозию цен. Кроме того, они утверждают, что «со второй половины года на рынке осталась только одна категория аппаратов, спрос на которые продолжал ра­сти, — лазерные МФУ (примерно на 20% — так же, как и годом раньше)», в то время как струйные МФУ вслед за принтерами обеих технологий «перешли на траекторию спада». Одной из причин стал менее за­метный по сравнению с предыдущими годами предновогодний подъем потребительско­го спроса.

Оценки IDC несколько отличаются от данных ITResearch, но в целом с ними коррелируют. Некоторое несоответствие может быть связано с особенностями анализа и расчетов, к тому же в отчетах ITResearch не учитываются тяжелые копиры.

«Согласно результатам исследований IDC, в 2012 г. в Россию было поставлено 4 млн. 189 тыс. принтеров, копиров и МФУ, совокупная стоимость которых превысила 1 млрд. долл. В штучном выражении российский рынок устройств печати увеличился на 0,1% по сравнению с прошлым годом, в то время как в денежном выражении рост составил 9,2%», — сообщил Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC. По его словам, основная причина почти горизонтальной динамики роста рынка в штуках — уменьшение относительной доли поставок струйной техники и монохромных лазерных принтеров в общих объемах поставок.

На «сложности в подсчетах» при оценке объема и динамики рынка обращает внимание Игорь Пасюков, директор по развитию продуктов подразделения персональных ­систем и устройств печати российского офиса НР: «Во-первых, под рынком может подразумеваться отгрузка техники в страну. Во-вторых, мы можем иметь в виду продажи техники по цепочке дистрибьютор-реселлер. И в-третьих, используя термин ­“рынок“, мы можем говорить о продажах оборудования от реселлеров конечным потребителям. Эти три измерения рынка мо­гут дать разные результаты и показать разные тренды».

По его мнению, «наиболее актуальной оценкой реального спроса» можно считать данные отчета компании GfK, которая из­меряет продажи техники конечным потребителям. К сожалению, они не внушают оптимизма — в отличие от IDC и ITResearch, аналитики GfK зафиксировали сокращение объема продаж.

«Согласно отчету GfK, рынок печатных устройств в России упал на 9% в количественном выражении по сравнению с пре­дыдущим годом, а в денежном эквиваленте снизился на 5%, — сообщает Игорь Пасюков. — Мы можем говорить о том, что 2012 г. был сложным, на спрос со стороны конечных заказчиков повлиял ряд факто­ров. Падение курса рубля по отношению к доллару снизило спрос на печатные устройства со стороны домашних потреби­телей. Ввиду состоявшихся в прошедшем году президентских выборов некоторые ­корпоративные заказчики получали бюджетное финансирование с задержкой и соответственно сократили свои потребности в количестве оборудования».

Как отмечает Алексей Плотников, директор по маркетингу компании «Xerox Евразия», на протяжении всего 2012 г. ситуация на рынке печатной техники была нестабильной: из квартала в квартал отрицательная динамика сменялась положительной и наоборот.

«Так, в I и в III квартале мы наблюдали сокращение поставок оборудования по срав­нению с аналогичными периодами 2011 г., — утверждает он. — Главными причинами этому послужили сужение сегмента монохромных лазерных принтеров, а также макроэкономическая ситуация, в частности падение курсов валют в начале года. Свое влияние на рынок оказывало и завершение активно­го восстановления после кризиса: укрепив свои позиции, компании возвращались к спокойным, умеренным темпам развития». При этом он отмечает, что во II квартале 2012 г. наблюдались высокие темпы роста: «С одной стороны, это было связано с приближением традиционного сезонного пика продаж, а с другой — с увеличением проектных поставок. В итоге по результатам ­года рынок вышел на уровень 2011 г. и даже немного вырос».

Оценивая объем и динамику рынка, многие игроки сообщают, что «опираются на данные, представленные аналитическими агентствами». Тем не менее в этих оценках порой встречаются некоторые несоответствия.

По мнению Юлии Козыревой, руководителя отдела маркетинга компании Ricoh Rus, темпы развития рынка устройств пе­чати несколько замедлились по сравнению с 2011 г., когда наблюдался восстановительный «послекризисный» рост корпоративного сегмента: «В штучном выражении в 2012 г. рынок прибавил „скромные“ 5%, при этом следует пояснить, что речь идет о сегменте лазерных устройств — мы не отслеживаем детально тренды по струйной технике, так как в портфеле Ricoh ее нет. В денежном выражении рост рынка был более значительным, потому что одним из основных трендов прошлого года стало увеличение средней цены устройства».

Дмитрий Иншаков, специалист по мар­кетингу компании Panasonic Russia, считает, что рынок вырос незначительно: «Можно ­говорить о „перераспределении сил“ — ­cнизился объем продаж принтеров и струйных МФУ, а рынок лазерных МФУ по срав­нению с 2011 г. увеличился примерно на 20% как в денежном, так и в штучном выра­жении. В IV квартале 2012 г. был достиг­нут абсолютный максимум продаж лазер­ных МФУ».

Эммануэль Жан, генеральный директор Lexmark Rus, оценивает российский рынок устройств печати в 2012 г. «примерно в 1 млрд. долл., или 4,2 млн. штук». «В штучном выражении лазерные принтеры находятся на уровне 2,9 млн. штук, и их количество увеличилось, в то время как струйный сегмент значительно сократился». Скорее всего, речь идет не только о принтерах, но и об МФУ.

Александр Розов, руководитель направления «ЦФК, устройства печати и воспро­изведения» компании «Марвел-Дистрибуция», ссылаясь на «данные аналитических агентств», сообщает, что рынок МФУ в количественном исчислении оценивается в 1 млн. штук, в денежном — в 7,5 млрд. руб. Объем рынка принтеров, по его словам, в деньгах составляет около 3,5 млрд. руб., в единицах — порядка 750 тыс. штук. Главной тенденцией прошедшего года в сегменте МФУ он называет «отсутствие прироста в деньгах», в сегменте принтеров — «падение почти на 25% в денежном выражении».

«Как и многие, мы оцениваем рынок, основываясь на данных аналитических компаний. По их цифрам, да и по нашим собственным ощущениям рынок серьезно просел», — сообщает Роман Галухин, руково­дитель отдела мобильных компьютеров и периферии компании Treolan.

Дмитрий Овсянников, ди­ректор по маркетингу компании «Супервэйв Групп», счи­тает, что объем рынка уст­ройств печати в прошлом году соста­вил порядка 3 млн. шт., по срав­нению с 2011 г. он вырос на 6–7%.

Глядя на «нестыковки» в оценках некоторых игроков, можно понять позицию Сергея Данилова, директора компании «РОСКО»: «В штучном и де­нежном выражении весь рынок мы не оцениваем, и было бы ­неверно ссылаться на аналитические агентства».

«Тот факт, что бурного роста в этом сегменте нет, общеизвестен, — добавляет он. — Но случаются новые события и появляются драйверы качественного, но не количествен­ного роста: новые технологии и возможности широкоформатной печати, МФУ с печатью на различных носителях, принтеры этикеток (сейчас это отдельный сегмент рынка), монохромная струйная печать, высокоскоростная и экономичная струйная печать...».

«Успешный» високосный

Несмотря на расхождения в оценке объема рынка и его ­динамики, многие игроки считают прошедший год успешным.

«Мы были и остаемся лидером рынка печатных устройств. Доля компании НР в 2012 г. ­превысила 36%, — утверждает Игорь Пасюков. — Фактически каждое третье устройство печати, продаваемое в стране, — это продукт компании HP. Ус­пешен ли этот год для нас? Думаю, да. Мы сохранили позиции лидера, продолжая тенденцию последних 5–6 лет».

В Xerox тоже положительно оценивают результаты работы в прошлом году. «Нам удалось сохранить и усилить позиции в четверке ведущих вендоров малой офисной техники и за­крепить лидерство в таких значимых для нас сегментах, как высокопроизводительное офисное оборудование, решения для широкоформатной печати и промышленные решения для коммерческой печати», — сообщает Алексей Плотников. По его словам, «стремительный рост показал сегмент цветного оборудования Xerox, выросли и продажи решений для монохромной печати».

«Без сомнения, 2012 г. был успешным для нашей компании, — говорит Илья Хохлов, продакт-менеджер по струйным устройствам представительства Epson. — Прежде всего можно открыто говорить об успехе ­инновационного решения — «Фабрика печати», которое бы­ло разработано с учетом пожеланий пользователей и имело огромный спрос за счет своей экономичности (печать цветного отпечатка А4 обойдется всего в 20 коп.). Были представлены и новые модели широкоформатных устройств».

«Мы считаем этот год весьма позитивным, в первую очередь потому, что растем бы­стрее рынка — в 2012 г. прода­жи ­Ricoh в России увеличились на 35% по сравнению с 2011 г. При этом в сегменте офисной печатной техники Ricoh прочно удерживает четвертое место по доле рынка, занятое в 2011 г., — утверждает Юлия Козырева. — Успешным мы считаем и выход нашей компании на российский розничный рынок принтеров».

Достаточно удачным считает прошлый год и Сергей Лебедев, директор по маркетингу компании «ОКИ Системс Рус»: «Уже второй год подряд OKI удается увеличивать объем продаж по сравнению с предыдущим годом. Ранее в течение пяти лет продажи оставались примерно на одном уровне».

«Прошедший год мы оцени­ваем как хороший для Pantum. В 2012 г. мы вышли на рынок России при поддержке нашего дистрибьютора — компании „Бюрократ“, вместе построи­ли канал дилеров и VAR-ре­селлеров, — говорит Кристоф Бешад, генеральный директор Pantum Europe в Восточной ­Европе и СНГ. — Принтеры и МФУ Pantum полностью отвечают нуждам российского рынка, который в большой степени ориентирован на надежные устройства начального уровня. Мы получаем позитивные отзывы от партнеров».

«Компания „Марвел-Дистрибуция“ не только сохранила темпы роста продаж, но и несколько увеличила объемы, в частности за счет отсутст­вия нашего товара у других поставщиков», — сообщает Александр Розов.

Как утверждает Дмитрий ­Овсянников, в 2012 г. продажи печатных устройств в компании «Супервейв Групп» выросли на 18%: «Этот результат — рост в три раза быстрее рынка — мы, безусловно, считаем отличным для нашей компании».

«В целом год завершился для нас удачно, несмотря на небольшое „проседание“ во II квартале, — отмечает Виктор Гринько, руководитель группы „Периферийное оборудование и расходные материалы“ ком­пании MICS. — Во втором по­лугодии продажи оказались даже выше ожидаемых. Примечательно, что в III квартале был отмечен всплеск спроса на мо­нохромные МФУ начального уровня, а в IV-ом повышенным спросом пользовались принтеры начального уровня. В целом по сравнению с предшествующим годом рост по печатающей технике в MICS составил порядка 35%».

О впечатляющих результатах сообщает и Сергей Данилов — по его словам, продажи устройств печати в РОСКО выросли на 37%: «В первую очередь столь существенный рост обусловлен потрясающим выводом компанией Epson на рынок струйных принтеров (именно принтеров) — новых продуктов, которые меняют подход к струйной печати как таковой, а также открытием в РОСКО в конце 2011 г. направления печатающей техники Brother».

В фаворе — МФУ

По данным IDC, МФУ продолжают уверенно отвоевывать ­позиции на рынке устройств печати. «Соотношение продаж между принтерами и МФУ на российском рынке в 2012 г. составило приблизительно 40 к 60% в штучном выражении и 35 к 65% в денежном. В то время как в 2011 г. это соотношение было равно 42 к 58% и 37 к 63% соответственно. ­Таким образом, мы наблюда­ем постепенное сокращение ­относительной доли принте­ров и увеличение доли МФУ», — сообщает Константин Макаренков.

Аналитики ITResearch подтверждают эту тенденцию: «Два основных сегмента рынка показали почти одинаковую по величине, но противоположную по знаку динамику: продажи настольных МФУ выросли за год на 9% (в штуках), в то время как у принтеров наблю­далось падение на 9,4%».

С тем, что доля МФУ про­должает расти, соглашаются все опрошенные игроки.

Представители Xerox и Ricoh отмечают, что активный переход на МФУ наблюдается как в корпоративном сегменте, так и в сегменте SOHO. «Так, в I квартале 2012 г. сектор монохромных МФУ, печатающих со скоро­стью от 30 до 44 стр./мин., увеличился более чем наполовину, а в III квартале поставки мо­нохромных МФУ выросли на 5,4%. Кроме того, в период с октября 2011 г. по сентябрь 2012 г. ощутимо „подскочили“ поставки цветных МФУ — на 71%», — сообщает Алексей Плотников.

«По мере того как развива­ются технологии, МФУ становятся доступнее для конечного заказчика», — поясняет Игорь Пасюков. С этим соглашается Дмитрий Иншаков — по его мнению, рост доли МФУ связан как с ценовой и маркетинговой политикой многих вендоров, так и с изменением потребительско­го спроса: «Сейчас стоимость бюджетного лазерного МФУ „3 в 1“ приблизилась к стоимости среднего принтера». А по мнению Сергея Лебедева, рост ­произошел в первую очередь за счет МФУ формата А3, как цветных, так и монохромных.

Представители некоторых вендоров (Ricoh, Brother, Lexmark) считают, что лишь в 2012 г. количество проданных в нашей стране МФУ превысило коли­чество принтеров. Хотя, по данным IDC, еще в позапрошлом году более половины (точнее — 58%) поставленных в Россию устройств печати представляли собой именно МФУ.

«Российский рынок отдает предпочтение МФУ — это аб­солютный тренд 2012 г. Рост рынка лазерных печатных уст­ройств практически полностью обеспечили продажи МФУ, — уверена Юлия Козырева. — И 2012 г. стал переломным — количество проданных лазерных МФУ впервые превысило число принтеров. По нашим оценкам, рост поставок лазерных МФУ составил более 40% в офисном сегменте и почти достиг отметки в 20% в „домашнем“».

С этим соглашается Андрей Иванов, менеджер по марке­тингу продукции представительства Brother: «Соотношение примерно равное, но в 2012 г. впервые продажи МФУ в штуках превысили продажи прин­теров. Рынок переключается на универсальные устройства, сочетающие несколько функций и способные решать широкий круг задач».

«МФУ заняли долю больше половины всех лазерных уст­ройств, хотя год назад их было меньше 50%, — утверждает Эммануэль Жан. — Рынок струйной печати сокращается, как для МФУ, так и для принтеров».

Опережающий рост продаж МФУ отмечают и дистрибьюторы.

«Наметившаяся несколько лет назад тенденция перехода от принтеров к МФУ продол­жилась и в 2012 г. В продажах компании „Супервейв Групп“ в 2011 г. 46% составляли многофункциональные устройства. В 2012 г. из ста проданных аппаратов уже 53 были „МФУ’шка­ми“», — утверждает Дмитрий Овсянников.

«По нашей оценке, соотношение продаж принтеров и МФУ в 2012 г. составило 40/60, — ­говорит Виктор Гринько. — ­Тенденция сохраняется и уси­ливается — принтеры все больше вытесняются многофунк­циональными устройствами. Это обусловлено тем, что на данный момент МФУ по своим габаритам и цене практически приблизились к принтерам, об­ладая при этом большей функциональностью. Поэтому поль­зователи для удобства и экономии места все чаще отдают предпочтение МФУ».

В компании «Марвел-Дист­рибуция» считают, что объем продаж МФУ на 30% превышает продажи принтеров. И по мнению Александра Розова, эта тенденция будет усиливаться.

В представительстве Epson соглашаются, что МФУ набира­ют популярность. «Однако принтеры, в том числе и монохромные, по-прежнему востребованы в бизнес-сегменте, государственных учреждениях и т. д.», — добавляет Илья Хохлов.

Компания Epson фокусирует свои усилия на струйной тех­нологии, и в этом сегменте, по словам Сергея Данилова, наблюдается обратная тенденция: «Пользователи стремятся увеличить производительность печати, с одной стороны, понизив затра­ты — с другой. Здесь компания Epson предложила не только ­новый подход, но и продукцию, его реализующую. Речь идет прежде всего о цветных и монохромных „Фабриках печати“. Как следствие, в 2012 г., впервые с 2007 г., наблюдается рост доли струйных принтеров по отношению к МФУ — она достигла 31% (в 2011 г. — 27,4%). Если это наложить на общий рост продаж Epson, то получается весьма значимое достижение, идущее „против рынка“».

Лазерный рост и струйный спад

Помимо общего деления на принтеры и МФУ, рынок устройств печати можно разбить на множество сегментов и подсегментов: на монохромные и цветные, по используемым в них технологиям, по скорости печати, по формату и т. п. Если сравнивать два основных технологических сегмента — лазерные и струйные устройства, то, как отмечают аналитики, они показали противоположную динамику. Игроки соглашаются с их оценками.

По данным IDC, рост на российском рынке устройств печа­ти в прошлом году отмечался лишь в сегменте лазерной техники. «Прирост ее продаж по сравнению с 2011 г. составил 8,7% в штучном выражении и 11,6% — в денежном, — сообщает Константин Макаренков. — В то же время следует отметить, что продажи лазерных принтеров в штуках сократились на 4%, в то время как лазерные МФУ выросли на целых 23%! Поводом для этого послужила как ставшая уже традиционной (и не без причин) приверженность российских потребителей к лазерной технологии печати, так и растущее качество и доступность многофункциональных устройств».

Поставки струйной техники, как сообщает Константин Макаренков, в 2012 г. сократились на 14,7% в штуках при оставшейся неизменной денежной ­выручке (–0,1%), причем по­ставки и струйных принтеров, и струйных МФУ сократились почти одинаково (15,1 и 13,3% соответственно). Причины значительного сокращения поставок струйной техники, по мнению IDC, могут заключаться как в достижении «дна» в снижении цен в качестве инструмента ге­нерации продаж, так и в значительном пересмотре стратегии развития продуктовых линеек струйной техники ведущими производителями.

В НР подтверждают рост «лазерного сегмента». «В прошлом году увеличивалась отгрузка лазерных устройств, ­поэтому понятно, что данный сегмент рынка растет», — го­ворит Игорь Пасюков. По его оценке, цветные устройства печати занимают пока относительно небольшую долю (примерно 5–6% всех лазерных устройств), однако этот тренд имеет положительную динами­ку: «Мы каждый год видим увеличение спроса на цветные лазерные аппараты, однако лидирующую позицию на рынке до сих пор занимают монохромные технологии. С моей точки зрения, это прежде всего связа­но с теми задачами, которые стоят перед нашими заказчи­ками, и с тем, что заказчики в итоге печатают».

«Наметившаяся несколько лет назад тенденция к снижению спроса на струйные уст­ройства все еще актуальна — „струйники“ продолжают терять популярность, — утверждает Юлия Козырева. — Лазерная техника, напротив, укрепляет позиции, причем заметно растет сегмент полноцветных устройств. Благодаря тому, что по стоимости полноцветные машины становятся более доступными, пользователи все чаще отдают предпочтение именно им. По нашим данным, продажи полноцветных МФУ в офисном сегменте выросли в 2012 г. почти на 50%, а в персональном — на 70%!»

В Ricoh Rus также обраща­ют внимание еще на одну тенденцию — рост популярности устройств печати формата А4 у корпоративных заказчиков. «Компактные аппараты становятся все более экономичными и приближаются к „старшим ­собратьям“ формата А3 по такому показателю, как стоимость отпечатка, что дает им дополнительные преимущества», — добавляет Юлия Козырева.

А в представительстве Brother, напротив, утверждают, что рынок струйных МФУ формата А3 удвоился (в штучном выражении) по сравнению с 2011 г., и рассчитывают, что эта тен­денция сохранится и в 2013 г. «В 2012 г. многие производители выпустили струйные МФУ для бизнес-сегмента, — говорит Андрей Иванов. — Сейчас многие компании обращают внимание на струйную технику. Ранее считалось, что она ненадежна, чернила засыхают, стоимость отпечатка высока. В последнее время удалось преодолеть большинство из этих предрассудков. Тем не менее пока на каждое струйное устройство в России приходится примерно полтора-два лазерных».

Как отмечают в «ОКИ Системс Рус», лазерные устрой­ства «чувствовали» себя заметно лучше, чем струйные, именно «в количественном отношении». «А вот в денежном разница не столь заметна. Это однозначно говорит о переносе фокуса производителей струйных уст­ройств с домашних аппаратов на более дорогие офисные, — считает Сергей Лебедев. — ­Очевидно, что в условиях эко­номической нестабильности ­производители делают акцент на более прибыльных сегментах, то есть на тех, где существуют сравнительно большие объемы печати и, как следствие, более активные продажи расходных материалов». По его словам, ожидаемого уже много лет смещения спроса в сторону цвет­ных устройств в прошлом году снова не произошло: «Как и несколько лет подряд, соотношение между цветными и монохромными лазерными устройствами печати в России остается на уровне 5/95».

В Epson подчеркивают, что сегмент бизнес-печати (высокопроизводительные струйные и лазерные устройства, пред­назначенные для печати большого количества документов) продолжает активно разви­ваться. «Лазерная технология благодаря существующим среди пользователей стереотипам по-прежнему более востребо­вана, хотя струйная, активно ­развиваясь, предоставляет больше возможностей для экономии, — утверждает Илья Хохлов. — Именно на основе собственной струйной технологии ­Micro Piezo компания Epson выпустила инновационные устройства с рекордно низкой себестоимостью черно-белой печати — монохромную „Фабрику печати“». По его словам, стоимость одного отпечатка формата А4 составит всего 15 коп., а качество благодаря пигментным чернилам не уступит лазерным принтерам.

«Что касается рынка фотопечати, то здесь активнее всего развивается сегмент профессиональной фотографии (струйная технология по-прежнему более предпочтительна, что обусловле­но высоким качеством печати). Фотографы-любители печатают немного, храня большинство снимков в электронном формате», — добавляет Илья Хохлов.

Представители Panasonic считают, что в сегменте МФУ доля лазерных устройств продолжа­ла расти по отношению к струйным и по итогам года она приблизилась к 60%. «Цветные лазерные устройства по-прежнему занимают незначительную долю в несколько процентов, — ут­верждает Дмитрий Иншаков. — Это связано с более высокой ценой как самих устройств, так и расходных материалов. Что касается спроса на цветную печать в корпоративном сегменте, то он пока невелик».

А в Lexmark оценивают долю лазерных устройств в 70%. «Фактически лазерный сегмент рос в основном за счет бизнес-печати, — считает Эммануэль Жан. — Соотношение между цветными и монохромными аппаратами в 2012 г. изменилось незначительно».

В компании MICS утвержда­ют, что в 2012 г. «лучше всего чувствовали себя» цветные МФУ. «Несмотря на то, что их продажи в штучном выражении пока не могут сравниться с монохромными МФУ, тенденция налицо, — говорит Виктор Гринько. — Все больше поль­зователей, особенно в сегменте SOHO, выбирают цветные МФУ, т. к. по цене они стали гораздо доступнее, места занимают меньше, а отпечатанные с их помощью документы более наглядны и репрезентативны».

В «Супервейв Групп» отмечают, что в прошлом году максимальный рост продаж пока­зали МФУ формата A4 — как цветные, так и монохромные. «Причина этого заключается в том, что цвет становится все более популярным среди заказчиков из СМБ, а также в общем росте продаж МФУ популярного формата А4», — поясняет Дмитрий Овсянников.

Как сообщают представители компании «Марвел-Дистри­буция», лазерные устройства продаются лучше. «Одна из причин этого — стабильный спрос в корпоративном сегменте, — считает Александр Розов. — Аналитики предсказывают заметное увеличение продаж цветных лазерных устройств, однако мы этой тенденции пока не наблюдаем».

Тенденции...

Судя по оценкам аналитиков, в прошлом году денежные показатели рынка устройств печати росли гораздо быстрее, чем «натуральные» (по данным IDC, соответственно 9,2 и 0,1%). Это должно означать, что в целом по рынку «средняя цена» одного устройства выросла. Однако в IDC отмечают, что в прошлом году продолжилось снижение средней цены аппарата прак­тически во всех сегментах. «По итогам года 71% рынка заняли устройства в ценовом диапазоне до 200 долл., в 2011 г. они также доминировали с долей 68%», — сообщает Константин Макаренков. Противоречия тут нет — вырос «удельный вес» более «дорогих» сегментов (хотя в каждом из них и сни­жалась «средняя цена»), что и привело к опережающему росту денежных показателей в целом по рынку.

Представители НР утверждают, что 2012 г. был слож­ным для всех производителей устройств печати. «Никто не ожидал такого сокращения роста рынка, — говорит Игорь Пасюков. — Объем продаж от реселлеров конечным пользователям показал отрицательную динамику — по данным GfK, рынок сократился на 9% в штуках. По данным IDC, которая анализирует отгрузки в страну, рынок печатных устройств в 2012 г. показал очень небольшой положительный рост, всего лишь доли процента по сравнению с 2011 г. Т. е. данные обеих аналитических компаний говорят о том, что рынок как минимум не растет».

С этим соглашаются и в компании «Марвел-Дистрибуция». «Ситуация во многом похожа на ту, что сложилась на мировом рынке: отсутствие роста и «размывание» цены», — констатирует Александр Розов.

Говоря об изменениях в структуре продаж, многие игроки называют несколько тенденций, о которых уже говорилось выше. Это смещение спроса корпоративных и домашних пользователей от принтеров к МФУ, от струйной технологии печати — к лазерной, рост интереса к цветному оборудованию, увеличение продаж в сегменте производительных сетевых уст­ройств, а также развитие сегмента струйной бизнес-печати. Многие из этих трендов отмечаются уже не первый год, и, скорее всего, можно ожидать их дальнейшего развития.

По мнению аналитиков IDC, в России завершилось форми­рование нормативной правовой базы, необходимой для перехода на обмен электронными документами. «Многие организации начинают переходить на безбумажный документооборот с клиентами и поставщиками, что, безусловно, скажется на объ­емах офисной печати», — считает Константин Макаренков.

Представители Xerox утверждают, что «современные компании готовы инвестировать в повышение эффективности ИТ-инфраструктуры и организацию электронного документооборота». «Это видно по тому, как изменились требования ­заказчиков к печатной технике, — говорит Алексей Плот­ников. — Сегодня такие пока­затели, как скорость, качество и стоимость отпечатка, переста­ли быть единственными факторами, влияющими на решение о покупке принтера или МФУ». Большое значение, по его словам, приобрели такие парамет­ры техники, как возможность сетевого подключения, наличие порта USB и модуля Wi-Fi, возможность удаленного администрирования и управления печатными процессами. Огромное внимание уделяется и вопросу защиты конфиденциальной информации.

«В рамках перехода на электронный документооборот увеличивается интерес заказчиков к возможности отправки ­отсканированных отпечатков по различным маршрутам (в сете­вые папки, облачные ­хранилища данных, ящики ­электронной почты и т. д.), — утверждает Алексей Плотников. — Все это приводит к пе­ремещению спроса в сторону производительных устройств с расширенным функционалом». Он также упоминает еще об одной тенденции — расту­щем интересе заказчиков к услугам по управлению пе­чатными процессами (Managed Print ­Services, MPS), в этом ­сегменте Xerox входит в число лидеров.

«Мы видим интерес к MPS не только со стороны круп­ных столичных заказчиков, но и со стороны СМБ, а также региональных компаний, — добавляет Алексей Плотников. — В прошлом году мы заключили соглашения как в нефте­газовой, банковской сферах и ретейле, так и в госсекторе, который также присматривается к MPS. Помимо традиционных услуг по управлению печатью, в России начали набирать популярность и другие предложения в области аутсорсинга печатных процессов. Например, в 2012 г. мы открыли в Нижнем Новгороде процессинговый центр для обработки товарных счетов-фактур X5 Retail Group».

В Ricoh Rus подтверждают возросший интерес к аутсор­сингу печати. «Российские заказчики наконец начали под­ходить к процессам корпора­тивной печати с позиции комплексных расходов, — утверждает Юлия Козырева. — ­Многие компании, в том числе и клиенты Ricoh, оценили преимущества системы „клик-контрактов“, когда заказчик видит прозрачную систему расходов на печать исходя из стоимости отпечатка». По ее словам, предложения ­вендоров по предо­ставлению услуг управления ­печатью вместо поставок печатного обору­дования становятся все более актуальными: «Ком­пания Ricoh в 2012 г. начала ­активное продвижение своих услуг по управлению докумен­тооборотом MDS (Managed Document Services), которые предусматривают оптимизацию ­бизнес-процессов, связанных с документооборотом, на основе тщательного аудита и раз­работки индивидуальных рекомендаций в зависимости от потребностей заказчика».

По мнению представителей нового для России вендора, ­компании Pantum, не только корпоративные заказчики, но и частные пользователи все больше стремятся контролировать стоимость печати. «Они всегда хотят быть уверенными в том, что платят оправданную цену за свой принтер, — счи­тает Кристоф Бешад. — Конеч­но, потребности постоянно из­меняются и производители принтеров все больше стано­вятся сервисными компаниями, предоставляя смежные услуги и продукты. Но определяющий фактор остается тем же — пользователи хотят платить ­реальную, правильную цену за свою печать, они все более пристрастно относятся к общей цене всего процесса и контро­лируют ее».

Как отмечают в Xerox, на­растает «мобилизация» офисных сотрудников, и в 2012 г. многие производители предложили решения в области мобильной печати и облачных ­решений. «Сегодня компании предлагают рынку эффектив­ные инструменты для интеграции офисной ИТ-инфраструк­туры с личными мобильными гаджетами сотрудников и об­лачными хранилищами», — ­говорит Алексей Плотников.

С этим соглашаются в «Супервейв Групп». «Одна из главных тенденций — развитие ­технологий облачной и мобильной печати, но печатающие устройства по-прежнему идут по пути совершенствования те­кущих технологий, а не внедрения принципиально новых», — убежден Дмитрий Овсянников.

Представители Brother также сообщают, что в 2012 г. активно рос сегмент устройств с поддержкой Wi-Fi. «Беспроводной интерфейс перестал быть атрибутом исключительно дорогих моделей и стал появляться на доступных, — ­говорит Андрей Иванов. — ­Благодаря широкому распространению смартфонов и планшетов возможность печати напрямую с мобильных устройств стала востребована массовым потребителем».

Представители Epson подчеркивают, что пользователи обращают все большее внимание не только на цену печатного устройства, но и на стоимость расходных материалов. «Выгода от приобретения недорогих аппаратов впоследствии нивели­руется дорогими расходными материалами», — справедливо замечает Илья Хохлов.

Вместе с тем в качестве еще одной тенденции аналитики IDC отмечают также «бурный рост неоригинальных расходных материалов», прежде всего — картриджей для лазерных устройств печати. Однако, по данным ITResearh, увеличились продажи и оригинальных картриджей — в 2012 г. их было продано на 1 млрд. долл., что уже превышает объем продаж самих устройств печати. По сравнению с 2011 г. этот рынок увеличился на 7,4% в штуках и на 6% в деньгах. «Этот рынок, зависящий больше от установленной базы, чем от текущих продаж устройств печати, в хорошие времена показывает более скромную динамику, чем ­печатное оборудование. Однако в тяжелые периоды это же ­является залогом большей ­стабильности рынка картриджей», — утверждают аналитики ITResearh.

...и события

Из глобальных событий прошло­го года можно выделить структурную реорганизацию в ком­пании НР. О преобразованиях, предусматривающих объединение группы устройств печати (IPG) с группой персональных систем (PSG) в единую струк­туру — группу устройств пе­чати и персональных систем PPSG, было объявлено чуть ­более года назад. Их интегра­ция, как рассчитывает руководство НР, позволит провести ­унификацию структуры и оп­тимизировать расходы на ее ­содержание. Оба подразделения зачастую имели одних и тех же дистрибьюторов и партнеров, а во многих случа­ях и общую цепочку поставок, и их объединение вряд ли кардинально отразится на российском рынке.

«Будет интересно посмотреть на дальнейшие действия НР PPSG», — считает Роман Галухин. Кстати, компания Treolan является дистрибьютором как устройств печати, так и персональных систем НР.

В Xerox, называя наиболее значимые события прошлого ­года, напоминают об интенсивном развитии аутсорсинга печатной инфраструктуры. «В частности, сразу несколько вендоров начали предлагать услуги по управлению печатной инфраструктурой», — сообщает Алексей Плотников. Он также обращает внимание и на другие события: «Новые производители появлялись и в других сегментах. Так, например, компании, которые ­традиционно специализируются на рынке офисного оборудо­вания высокой и средней производительности, предлагают аппараты сегмента малой и офисной техники. На российский рынок вышел и новый ­азиатский игрок».

Действительно, появление ­нового амбициозного вендора на устоявшемся российском рынке устройств печати — со­бытие неординарное. В июле прошлого года в России были представлены две модели монохромных лазерных принтеров начального уровня под брендом Pantum. Их европейская премьера прошла на прошло­годней выставке CeBIT, а вско­ре в Женеве открылась штаб-квартира подразделения Pan­tum Europe. Как утверждают представители компании, рынок России является для нее ­одним из наиболее приори­тетных.

«Российский рынок печати — один из самых больших в мире, — утверждает Кристоф ­Бешад. — Стоит признать, что он отличается от других рынков Европы. Срок использова­ния принтеров тут намного больше, и все еще сохраняет­ся ориентация на модели младшего ценового сегмента. Русские очень много печатают, ­активно пользуются устрой­ствами начального уровня для больших нагрузок и больше ориентированы на МФУ». По его словам, предложение Pantum «полностью соответ­ствует потребностям россиян».

Конкурентным преимуществом разработчики считают не только низкую цену этих принтеров (порядка 85 долл.), но и потенциально долгий срок службы. Даже в аппаратах начального уровня несущая рама и некоторые другие детали ­изготовлены из металла, а не из пластика, тогда как в бюджетных моделях других вендоров применяются пласт­массовые комплектующие.

Эксклюзивным российским дистрибьютором Pantum ста­ла компания «Бюрократ», но не исключено, что в перс­пективе число партнеров перво­го уровня может увеличиться. Этой весной стало известно, что первым и пока единственным дистрибьютором Pantum в Казахстане стала компания Merlion.

«Этот год — очень важный для Pantum, — говорит Кристоф Бешад. — Мы собираемся запустить по крайней мере восемь новых моделей. Уже в мае на российском рынке можно будет купить новые модели сетевых принтеров с возможностью двусторонней печати, а в следующем квартале мы представим наши МФУ».

Бренд Pantum принадле­жит китайской компании Seine Technologies, входящей в холдинг Ninestar Group. Немногим ранее компания РОСКО заключила с Ninestar эксклюзивный дистрибьюторский договор на продвижение в России совместимых расходных материалов под брендом G&G.

Некоторые вендоры в прошлом году если не «сменили ­амплуа», то серьезно скоррек­тировали стратегию своей ра­боты в России.

В августе компания Ricoh, чей бизнес ранее был сфоку­сирован лишь на корпоративном сегменте, выпустила продукты, ориентированные на сегмент SOHO и СМБ. Это бюд­жетные монохромные лазерные принтеры и МФУ, а также полноцветные гелевые принтеры. В них, по словам разработчиков, используется вязкий гель, мгновенно высыхающий при соприкосновении с бумагой, устойчивый к воздействию воды и солнечного света.

Для продвижения новых ­продуктов вендор пересмотрел подход к работе с каналом. ­Корпоративные системы печати, как и прежде, продаются через прямых партнеров (их, по данным Ricoh Rus, более 60), которые не только поставляют технику заказчикам, но и занима­ются ее обслуживанием. Новинки для SOHO и СМБ продвигаются по двухуровневой схеме дистрибуции — в августе был подписан контракт с компанией «Ресурс-Медиа».

«В рамках первого этапа сотрудничества с нашим новым партнером мы смогли реализовать проект по выходу Ricoh в ретейл-сегмент. Принтеры и МФУ Ricoh впервые посту­пили в розничную продажу — через крупнейшую в России сеть магазинов бытовой техники и электроники „Эльдорадо“, — говорит Юлия Козырева. — Новая линейка появилась на полках лишь в августе, но ее запуск позволил нам менее чем за полгода занять 1% россий­ского рынка лазерных принтеров, и мы уверены, что к концу 2014 г. сумеем довести этот по­казатель до 6%».

Сейчас, по ее словам, усилия сосредоточены на втором этапе развития этого нового для Ricoh бизнеса, который предусматривает В2В-продажи через дилерскую сеть «Ресурс-Медиа»: «Осенью стартовала наша программа по привле­чению реселлеров в регионах, которую мы поддержали серией роад-шоу в крупнейших городах. Программа авторизации дилеров активно набирает обороты».

Компания Lexmark пошла в «противоположном направлении» — в соответствии с глобальной стратегией, отказав­шись от бюджетных устройств, она сфокусировалась на развитии бизнеса в корпоративном сегменте. Летом стало известно, что Lexmark закрывает направление струйных аппаратов, прекращает их разработку и производство.

Устройства печати Lexmark продаются на российском рынке с 1994 г., долгое время интересы вендора представляла французская компания Compumark, фактически выполнявшая роль представительства. К концу 90-х технику Lexmark продавали 11 российских дистрибьюторов, однако впоследствии позиции вендора заметно ослабели. Собственное представительство в Москве было открыто лишь в конце 2011 г.

В сентябре компания объяви­ла о начале нового этапа развития бизнеса в России. Теперь вендор позиционирует себя не только как поставщика «интеллектуальных» устройств пе­чати, сканирования и обработки изображений для корпоративных заказчиков, но и как разработчика решений для управления документооборотом.

«В прошлом году мы подпи­сали два дистрибьюторских ­соглашения — с компаниями „Марвел-Дистрибуция“ и „Ресурс-Медиа“, у нас появилась сеть партнеров второго уровня, — говорит Эммануэль Жан. — Мы планируем запустить программу повышения ­лояльности наших дилеров и увеличить узнаваемость брен­да с помощью рекламных кам­паний». Кроме того, он сообщил, что со второй половины прошлого года Lexmark Rus работает по схеме DDP, самостоятельно поставляя продукцию на склады российских дистрибьюторов.

В сентябре стало известно, что список официальных поставщиков печатного оборудования Epson (EuroBusiness, «Имидж», «Радом» и РОСКО) пополнился новым сильным игроком — компанией OCS Distribution.

Подписание нового дистрибьюторского соглашения для Epson — событие, можно сказать, уникальное. «Если бы существовал конкурс на самого консервативного вендора по от­ношению к своему каналу, то его вполне могла бы выиг­рать Epson. Канал этой компании по направлению устройств печати чрезвычайно стабилен», — утверждает директор ITResearch Юрий Бонкарев*. По его мнению, заключив соглашение с OCS, вендор в первую очередь стремится укрепить свои позиции в корпоративном сегменте.

В отличие от Epson, компа­ния Brother придерживается иного подхода к развитию ка­нала. В конце 2011 г. было объявлено о подписании седьмого дистрибьюторского соглашения — с РОСКО (в дополнение к «А1 ТИС», Merlion, «Супервейв Групп», «Ресурс-Медиа», «Теко», «Эврика»). Однако, как сообщил Сергей Данилов, РОСКО прекратила продажи техники Brother, а в ноябре ­прошлого года вендор подписал дистрибьюторское соглашение с компанией OLDI.

Конкуренция на фоне стагнации

Как известно, замедление темпов роста рынка, тем более ­сложившегося и насыщенного, приводит к усилению конкуренции. В прошлом году эту тенденцию отметили практически все игроки. Тем не менее это не оказало заметного влияния на «расстановку сил» на рынке устройств печати, хотя в отдельных его сегментах и происходили некоторые переста­новки в рейтинге ведущих производителей.

В компании MICS уверены, что конкурентная борьба обострилась. «Конкуренция — сильнейшая, предложение превыша­ет спрос. Поэтому всем без исключения вендорам и дистрибьюторам работать стало сложнее», — утверждает Виктор Гринько.

«Конкуренция на рынке уст­ройств печати весьма жесткая, не только среди продавцов, но и среди производителей. Особенно она заметна в сегменте лазерной печати, — говорит Сергей Данилов. — Это одна из причин, по которым РОСКО прекратила продажи техники Brother».

При этом в компании «Марвел-Дистрибуция» уверены, что ситуация на рынке ИТ-дистрибуции стала «более здоровой». «Компании уделяют больше ­внимания генерации прибыли в канале, нежели перераспре­делению долей рынка», — считает Александр Розов.

Аналитики ITResearch отмечают, что по итогам 2012 г., как и годом ранее, в пятерку лидеров российского рынка уст­ройств печати вошли компании Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox (перечислены в алфавитном порядке). Стоит под­черкнуть, что эта «великолеп­ная пятерка» оформилась уже достаточно давно, она с боль­шим отрывом опережает остальных конкурентов и контролиру­ет львиную долю рынка.

«Рынок печатных устройств в России сконцентрирован вокруг пяти основных произво­дителей: HP, Canon, Samsung, Xerox и Epson. HP — лидер рынка — контролирует, по данным IDC, порядка 36%. Пятерка сильнейших игроков в сумме занимает до 90% рынка ­печатных устройств», — утверждает Игорь Пасюков. Он подчеркивает, что продуктовый портфель Epson сосредоточен в основном в области струйной печати, а у Samsung и Хеrох — в лазерной: «Только HP и Canon предлагают заказчику полный портфель решений как на базе струйной, так и на базе лазерной печати. А HP к тому же ­является и единоличным ли­дером сегмента струйной бизнес-печати. Продуктовый портфель HP — самый широкий в индустрии и содержит гото­вые решения для всех типов ­заказчиков: от домашних поль­зователей до крупных корпо­раций».

По мнению Игоря Пасюкова, в ближайшей перспективе «расклад сил» на рынке значимо ­поменяться не может: «Это маловероятно, потому что существуют определенные потребительские предпочтения, формировавшиеся годами. У каждой торговой марки есть определенный имидж, степень популяр­ности. В 2012 г. одна китайская компания вышла на рынок печатных устройств в России и заняла по итогам года всего 0,54% рынка, т. е. пока агрессивные попытки войти на рынок с экстремально низкой ценой, но неизвестной торговой мар­кой, не принесли значимого результата». По его словам, это, конечно, не говорит о «неру­шимой стабильности» рынка, ­поэтому всем производителям нужно внимательно следить за нуждами и предпочтениями российских заказчиков, вовремя обновляя свои продуктовые и ценовые предложения.

«Сегодня мы находимся в ситуации, когда четыре ключевых игрока, в том числе и Xerox, делят между собой 85% ­российского рынка печатной техники, — утверждает Алек­сей Плотников. — В таких обстоятельствах передел рынка может состояться только при появлении мощного техно­логического прорыва. Для этого производителю необходимо предложить радикально новый подход к печати, который снизит временные и финансовые издержки на обслуживание до­кументооборота до абсолютного минимума».

Однако, по его мнению, даже такого прорыва будет недостаточно для изменения расклада сил: «Помимо конечных поль­зователей, вендору необходимо завоевать и корпоративных клиентов, предложить им не только продукт, но и высокий уровень сервисного обслуживания, удобную интеграцию решений в существующую ИТ-инфраструктуру и программные инструменты для повышения эффективности печатных процессов заказчика. Все эти аспекты сегодня являются неотъемлемой частью конкурентного ­предложения игроков печатного рынка. А их реализация нередко лежит на плечах партнеров. Таким образом, конкуренция сегодня происходит не только и не столько на уровне самих аппаратов, сколько на уровне сервисной поддержки и партнерской сети».

Представители Epson и Ricoh соглашаются с тем, что не стоит ожидать кардинальных перемен.

«Российский рынок печатных устройств сложился, ос­новные игроки давно известны и довольно стабильно развивают свой бизнес», — убежден Илья Хохлов.

«Конкуренция осталась „привычно острой“ — российский рынок все-таки растущий и потому один из наиболее привлекательных для вендоров, — считает Юлия Козырева. — Но заметного перераспределения долей в 2012 г. не произошло и, по нашим оценкам, в ближайшее время не произойдет — ­позиции основных игроков достаточно стабильны в течение последних нескольких лет».

В OKI предполагают, что в обострении конкуренции «виновата» экономическая нестабильность в ряде стран Европы и в Америке. «Она привела к тому, что многие производители переключились на страны с развивающейся, находящейся на подъеме экономикой. В их число входит и Россия, — считает Сергей Лебедев. — Многие производители стали действовать более активно, что привело к небольшому перераспределению общих долей на рынке». В некоторых сегментах, по его словам, доли вендоров изменились «довольно существенно». Связано это и с тем, что большинство производителей выпустили на рынок новые продукты.

О некоторых изменениях в рейтингах ведущих вендо­ров по отдельным сегментам CRN/RE рассказали в IDC. Вот что сообщил Константин Макаренков: «Лидеры в сегменте ­монохромной лазерной техники ­сохранили свои позиции — это HP, Samsung и Canon. Укрепили положение компании Ricoh и OKI, а Lexmark, напротив, в 2012 г. опустилась в рейтинге на три позиции, заняв десятое место. В сегменте цветной струйной техники ранее лидировавшую HP в прошлом году обогнала компания Canon. На третьем месте находится компания Epson, на четвертом — Brother. Своего рода «рокировку» совершили ­Ricoh и Dell, которые теперь соответственно занимают пятую и шестую позиции. В сегменте цветной лазерной техники расстановка сил среди лидеров остается неизменной — это HP, Samsung, Xerox, Canon. Однако стоит отметить усиление позиции Kyocera Document Solutions. В 2012 г. компания улучшила свои показатели продаж на 73% (в штуках) по сравнению с предыдущим годом и вошла в первую пятерку игроков в этом ­сегменте».

Напомним, что год назад корпорация Kyocera Mita сменила название на Kyocera Document Solutions. По словам Тарика ­Алхаурани, директора по развитию бизнеса Kyocera Document Solutions Russia, это было сде­лано, чтобы «подчеркнуть зна­чимость решений, обеспечивающих управление всем документооборотом».

Усиление позиций Kyocera на российском рынке подтверждают и представители дистрибьюторов — «Супервейв Групп» и Treolan, причем обе компании не имеют контрактов с этим вендором. «В прошлом году активизировала свою работу Kyosera. Немного „снизила напор“ Samsung», — говорит Дмитрий Овсянников. «Если компания Kyosera продолжит инвестировать средства в развитие своего бизнеса, то возможно серьезное изменение ее доли на рынке», — добавляет Роман Галухин.

*  *  *

Описывая ситуацию, сложившуюся на рынке в начале 2013 г., многие игроки (в частности, НР, Epson, OKI) сообщают, что она очень близка к прошлогодней. В Ricoh Rus отмечают некоторое оживление в корпоративном сегменте, но признают, что его можно объяснить стандартным для начала года ростом деловой активности.

Аналитики IDC не ожидают в 2013 г. значительного роста рынка в штучном выражении. «Скорее, возможно дальнейшее перераспределение долей прибыли между технологиями: поставки лазерных устройств будут прирастать за счет цветных и монохромных МФУ всех ценовых сегментов, в то время как струйный сегмент изменится скорее качественно, через диверсификацию цен и перераспределение приоритетов ключевых производителей в сторону специфических сегментов», — считает Константин Макаренков.

Заметного роста не ждут и игроки. Остается надеяться, что рынок все же сохранит положительную динамику. Все тенденции, проявившиеся в последние годы, по мнению его участников, получат дальнейшее развитие и в текущем году.

В Xerox считают, что рынок продолжит расти умеренными темпами, а конкуренция как между производителями, так и между дистрибьюторами ­усилится. В Ricoh с сожалени­ем отмечают, что пока ничто не предвещает бурного роста, и ожидают замедления его динамики, рынок едва ли приба­вит более 5%. В Panasonic считают, что в ближайшие годы рынок вырастет незначительно, так как он уже близок к насыщению. А в «Супервейв Групп» полагают, что российский рынок будет следовать «европейскому сценарию». В данном случае это означает, что поставки техники будут незначительно сокращаться.

* http://www.itbestsellers.ru/experts/detail.php?ID=20350


Версия для печати (без изображений)