Региональному ретейлу многие бизнес-издания регулярно предрекают серьезные проблемы, источником которых называют то нашествие на локальные рынки федеральных сетей, то активизацию работы интернет-магазинов, то общий обвал спроса со стороны частных лиц. При ближайшем рассмотрении выясняется, что вся эта «эсхатология», мягко говоря, не имеет под собой почвы. Проблемы есть, но они совершенно не смертельны для закаленных региональных компаний.

В регионах в ИТ-рознице сталкиваются интересы самых разных компаний: локальных ретейлеров, представительств федеральных розничных сетей, интернет-магазинов, способных выполнить доставку товара по всей стране, локальных интернет-магазинов, а также дистрибьюторов и даже вендоров. Большое количество компаний, работающих в регионах, позволяют нарисовать картину локальной розницы только достаточно крупными мазками. Но картина получается любопытная.

Опросив в ходе подготовки этого материала экспертов из разных регионов страны, мы еще раз убедились, что перед ИТ-ретейлом везде стоят схожие проблемы, которые, заметим, мало чем отличаются от проблем столичных. А вот найденные на местах решения этих проблем бывают весьма изящны и зачастую более интересны, чем аналогичные действия федеральных или столичных фирм-ретейлеров. Региональные компании — это зрелые бизнесы, которые присутствуют на рынках много лет, управляют ими квалифицированные руководители с ясным пониманием возможных стратегий развития бизнеса. Заметим, что представители локальных компаний, за редким исключением, весьма охотно идут на контакт, сообщают интересные факты и дают им любопытные интерпретации, но зачастую «не для печати».

Вот придут «варяги»...

По какой-то неведомой причине розничному рынку в регионах регулярно пророчат нашествие федеральных сетей супермаркетов бытовой электроники. Это событие, по мнению многих аналитиков, приведет к необратимым изменениям локальных рынков ретейла. Принято считать, что «федералы», имеющие большие финансовые возможности, разветвленные логистические сети и в ряде случаев спецусловия от вендоров и дистрибьюторов, займут львиную долю рынков, а местным компаниям придется довольствоваться «оборышками», которых хватит далеко не всем, поэтому многие ретейлеры будут вынуждены перепрофилировать свой бизнес или вовсе свернуть его.

Казалось бы, нарисованная картина выглядит весьма логично, вот только в качестве прогноза она никуда не годится. Прежде всего потому, что рисует не будущее, а прошлое — причем прошлое, так и не случившееся. В большинство крупных городов и региональных центров федеральные розничные сети уже пришли, причем уже довольно давно — три-пять лет назад.

Например, говорили: «Вот придет „Медиа Маркт“ и тогда...» «Медиа Маркт» пришел (мегамаркеты бытовой электроники этой торговой сети к середине текущего года присутствовали уже в 24 городах России, то есть сеть активно продвигается в города, не являющиеся миллионерами), наряду с ним регионы РФ активно осваивают и другие сети, начавшие свою деятельность в столицах, — от салонов сотовой связи МТС и «МегаФона» до супермаркетов «Компьютерного мира» и «М.Видео». В каждом сколько-нибудь крупном городе присутствует большинство брендов федерального ретейла, которые активно конкурируют как между собой, так и с локальными игроками. Конечно, определенную долю местных рынков «варяги» захватили, но это не привело к прогнозируемым катастрофическим последствиям для тамошних фирм.

Семен Цырлин, региональный директор бизнес-юнита «Средняя Волга» компании OCS, считает, что сейчас давление федеральных сетей на региональные рынки снизилось, более того, в ряде случаев их начинают теснить агрессивные местные участники рынка ИТ-розницы.

Представители федеральных ретейлеров иногда считают иначе. Дмитрий Богомолов, региональный директор компании «Юлмарт», признавая сильные позиции местных ретейлеров во многих регионах, отмечает: «При наступлении федеральных игроков они уходят». Такого же мнения придерживается Игорь Батуев, региональный директор бизнес-юнита «Юг» компании OCS, считающий, что ретейлеры на местах не выдерживают конкуренции с федеральными сетями. Николай Орлов, директор по продажам дивизиона широкопрофильной дистрибуции компании Merlion, говорит: «Наиболее быстрый рост показывают федеральные сети, а вот локальные игроки переживают не лучшие времена».

Возможно, ситуация разнится в зависимости от региона, но вне зависимости от географии неизменным остается один важный момент: местные компании не желают уходить!

На усиление конкуренции в рознице региональные ретейлеры нашли целый ряд ответов, в числе наиболее интересных — активизация продаж корпоративным заказчикам, создание собственной филиальной сети, охватывающей мелкие и средние города, развитие сервисного направления.

Интернет-торговля как «всеобщий уравнитель»

Многие — в том числе и опрошенные нами игроки рынка — считают, что развитие интернет-торговли создаст серьезные проблемы традиционной рознице. Объективные преимущества интернет-продаж в сегменте В2С реально существуют, подробно мы о них говорить не будем, так как они хорошо известны.

Однако из-за очевидных и также всем известных проблем с почтовой доставкой регионы достаточно надежно «изолированы» от массового проникновения товаров издалека: от федеральных, а тем более от зарубежных интернет-магазинов и даже от продавцов из соседних регионов. Развитие альтернативных служб доставки, сетей почтоматов и других бизнес-решений коренным образом ситуацию пока не поменяло. На локальных рынках интернет-торговли сталкиваются лбами практически те же компании, которые работают там в традиционном ретейле. То есть интернет-торговля никак не может подкосить местную розницу, так как одни и те же компании занимаются и традиционными, и интернет-продажами (причем сказанное касается как локальных фирм, так и региональных представительств федеральных ретейлеров).

Заметим, что процесс виртуализации торговли начался несколько лет назад и успел пройти определенный путь развития. Например, наряду с открытием виртуальных магазинов традиционными ретейлерами имел место и обратный тренд — выход на рынок традиционного ретейла фирм, начинавших как чистые интернет-торговцы. Для удобства покупателей они вдобавок к курьерской доставке открывали пункты выдачи товаров для самовывоза заказов, а впоследствии эти пункты получали функции традиционных розничных торговых точек.

Как видно, интернет-торговля не годится на роль «убийцы» регионального ретейла, так как оба эти канала давно сосуществуют друг с другом, и их работу — подчеркнем это еще раз — обеспечивают одни и те же компании. Да и не все ли равно для розницы, с какого магазина — реального или виртуального — продан товар?

Общие проблемы розницы «задавят» ИТ-ретейл

В российских условиях у розничной торговли — вне зависимости от типа продаваемого товара — существует целый ряд одинаковых проблем: высокие накладные расходы на транспортировку и складирование товара, дефицит и дороговизна удобных торговых площадей, высокий коррупционный налог и т. д. Все это делает любой ретейл достаточно рискованным бизнесом, особенно в сочетании с высокой конкуренцией и снижением платежеспособного спроса, который будет только нарастать в условиях общей стагнации. Подчеркну — сказанное справедливо для любого ретейла, как для торговли яблоками, так и для продажи ноутбуков.

Слухи о скором коллапсе ретейла электронной техники, особенно в регионах, которые принято считать бедными, возникают с завидной регулярностью, но не имеют под собой никаких реальных оснований. Пока существует массовый спрос на ноутбуки, мышки, планшеты, клавиатуры, фотокамеры, флешки и другое оборудование, он будет удовлетворен.

Кредиты для розницы

В конце августа «КоммерсантЪ» со ссылкой на исследования BDO сообщил, что крупные российские банки в текущем году охотно кредитуют предприятия торговли и производителей товаров массового потребления. Ранее лидировавшие в этом рейтинге привлекательности девелоперы, компании нефтегазового и энергетического сектора существенно потеряли свою привлекательность. Также было отмечено, что мелкие и средние банки с готовностью предоставляли кредиты ретейлерам еще в прошлом году.

Однако эти данные означают лишь, что, по мнению банковских аналитиков, ситуация в ретейле будет развиваться лучше, чем, например, в строительстве, хотя вовсе не указывает на то, что розничную торговлю ожидает процветание. Ну и, наконец, в данном случае речь идет о всем ретейле в целом, отдельно ИТ-розница в рамках данного исследования рассмотрена не была. Однако отметим, что составители упомянутого рейтинга Retailer Index 500 отмечают, что темпы роста сетей, торгующих электронной и цифровой техникой, заметно превышают рост сетей, специализирующихся на других «товарах народного потребления»: мебели, продуктах питания, товарах для дома, косметике, одежде, алкоголе и даже на мобильных устройствах.

Для того чтобы довести канал поставки оборудования от реселлера до миллионов конечных пользователей в регионах, необходимы сотни и тысячи компаний, занимающихся ретейлом. Они должны быть повсюду, в разных районах мегаполисов, в небольших городах, райцентрах и т. д.

Региональная розница — это не только мегамаркеты и сетевые магазины, но и сотни тысяч ларьков, магазинчиков, прилавков, лотков, вагончиков. Иногда такие микробизнесы объединяются в локальные моллы, по сути похожие на московскую «Горбушку» или токийскую Ахикабара, иногда находятся в крошечных населенных пунктах. Так и будет, ведь нескольких мегамаркетов на регион явно недостаточно — не будут же люди за флешкой или мышкой ехать за сотни километров, они хотят купить нужное рядом со своим домом, идеально — в шаговой доступности.

Если по каким-либо причинам работающие в настоящее время компании-ретейлеры уйдут с рынка, на смену им придут другие. Рост накладных затрат, как и прежде, будет покрываться из кармана покупатель. Так было, есть и будет, причем в любой рознице.

И — подчеркнем — все описанные выше проблемы не являются новыми, они существуют в России много лет. За все это время розничная торговля не рухнула под их грузом (хотя на росте и развитии бизнеса они, разумеется, сказываются негативно), поэтому легко предположить, что и ретейл выстоит в обозримом будущем. Сегодня существует даже такое, казалось бы, «безнадежное» направление, как продажа коробочного софта. Теоретически одного только уровня развития пиратства должно было хватить, чтобы этот бизнес погиб, но практически, как говорит Сергей Фенев, представитель компании Corel в России и СНГ, почти в каждом городе страны, население которого превышает 200 тыс. человек, есть фирмы, торгующие коробочным софтом в розницу. Возможности покупки через Интернет этот бизнес, заметим, также не убили, хотя — теоретически — должны были. Это как нельзя лучше показывает, что ретейл достаточно устойчив.

Заметим, что торговля в розницу не только не хочет умирать, но и прирастает новыми игроками. Семен Цырлин говорит об увеличении количества ретейл-партнеров OCS в своем регионе. Анна Павловская, руководитель отдела партнерского маркетинга Департамента малой офисной техники Xerox Евразия, называет темпы роста количества региональных ретейл-партнеров компании в 3–5% за год и отмечает, что такая ситуация существует уже несколько лет. Николай Орлов говорит, что количество региональных партнеров Merlion «за отчетный период» (в данном случае — с середины прошлого до середины нынешнего года) выросло на 10%. Как видно, несмотря на все трудности, рынок розничной торговли развивается, причем как качественно, так и количественно.

Итог года: плавный рост

Рынок региональной розничной торговли в прошлом году плавно рос. Это отмечали все опрошенные нами эксперты. В данном случае под «годом» следует понимать промежуток между выходами спецвыпусков CRN/RE, посвященных региональной тематике.

Иван Кораблев, руководитель отдела по работе с вендорами компании «Компьютерные системы» (Кемерово), отмечает, что в целом ИТ-розница в стране находится в стагнации, хотя состояние рынка в его регионе несколько лучше, чем среднее по стране.

Юрий Коротков, начальник компьютерного отдела компании «Риан» (Воронеж), отмечает рост рынка и надеется, что такая тенденция сохранится и в следующем году.

Количественные параметры роста оценить сложно по вполне понятным причинам — представители торговых организаций крайне неохотно официально называют объемы своих продаж. Из информации, полученной «не для печати», можно сделать вывод, что прирост ограничен несколькими процентами.

Экспансии как тренд

Итак, крупные сетевые ретейлеры в последнее время активно наращивали присутствие в регионах. Как мы уже отмечали, этот процесс не привел к качественным изменениям на локальных рынках, но вызвал изменения количественные. Экспансия приносит свои плоды — по данным Retailer Index 500, ежегодно составляемого российским журналом Retailer, процент ретейла, который приходится на торговые сети, в 2012 г. опять увеличился.

По мнению Татьяны Орловой, руководителя отдела маркетинга компании «Владос» (Краснодар), клиенты сетевых магазинов в большинстве своем пользователи-«неофиты». Очевидно, что их привлекает реклама в масштабах, которые локальные компании позволить себе не могут, и «серьезность продавца», как в данном случае называют известность бренда и размеры компании. Однако сетевые магазины в большинстве поставляют ограниченный спектр оборудования со среднестатистическими характеристиками, в то время как локальные компании могут предложить своим клиентам больше разнообразия, а также готовы работать «под заказ». В результате каждый бизнес находит своего клиента. Такого же мнения придерживается Юрий Коротков, который считает, что экспансия федеральных сетей в регионы создает конкуренцию, но не в состоянии монополизировать рынки, вытеснив с них локальные компании.

Заметим, что экспансия характерна не только для федеральных компаний, которые выходят за пределы столиц и городов-миллионеров, но и для региональных фирм, открывающих розничные магазины как в городах своего региона (там, где «федералов» нет и быть не может — им там попросту негде развернуться), так и в крупных городах сопредельных областей. Например, упомянутый краснодарский «Владос» имеет филиалы в 21 городе (например, в Сочи, Геленджике, Туапсе и в печально известном Крымске), а также проникает в сопредельные регионы (магазины компании есть даже в Ростове-на-Дону и в Ставрополе). Воронежская фирма РЕТ работает не только в родном городе, но также в Белгороде, Краснодаре, Курске, Липецке, Орле, Старом Осколе и Тамбове. Сеть магазинов «Компьютерные системы» представлена в Кемерово, Томске, Новосибирске, Барнауле, Новокузнецке, Прокопьевске и в Ленинске-Кузнецком. И список локальных компаний, успешно формирующих свои сети региональных салонов, можно продолжить, но и приведенных примеров достаточно, чтобы понять существующий тренд.

Как видно, один из эффективных ответов региональных ретейлеров на действия федеральных сетей симметричен — это все та же экспансия, только вглубь регионов. Заметим, что горизонтальная экспансия — из одного региона в другой — тоже существует и как нельзя лучше показывает: несмотря на то, что на рынках становится всё теснее, места там еще более чем достаточно.

Интернет-проблемы: неожиданный поворот

«В регионах уровень проникновения Интернета на 20–40% ниже, чем в Москве и Петербурге. Этот фактор оказывает сильное влияние на развитие интернет-магазинов в провинции. Также мы сталкиваемся с тем, что доверие к онлайн-ретейлерам ниже, чем к традиционным», — говорит Дмитрий Богомолов. Но и там наличие интернет-магазина для ИТ-торговцев, похоже, стало уже обязательным.

Игорь Батуев отмечает значительные финансовые вложения в интернет-торговлю на волне моды на это направление бизнеса. Его отсутствие не гарантирует процветания, но сулит проблемы.

Не ретейлом единым

Запас прочности региональным ИТ-ретейлерам придает диверсификация бизнеса — практически все наряду с розничной торговлей работают и на корпоративном рынке. Игорь Гиляровский отмечает, что активное проникновение компаний, ранее занимавшихся «чистой розницей», в корпоративный сектор началось после кризиса 2008 г., то есть тенденция не нова — ей более пяти лет. Сегодня даже у крупных ретейлеров доля розницы в общем ИТ-бизнесе может составлять менее трети — например, у воронежского «Риан» — порядка 10%, а у краснодарского «Владос» — около 30%, как сообщили представители этих компаний.

На корпоративном рынке все более оптимистично. Накачивание деньгами — практически единственный способ стимуляции экономики РФ — обеспечит платежеспособность государственных заказчиков и прямо или косвенно связанных с ними крупных и средних бизнесов. Часть этих денег пойдет на обеспечение функционирования и развитие ИТ-инфраструктур.

Как отмечает Татьяна Орлова, корпоративные заказчики, в отличие от частных, весьма охотно приобретают не только оборудование, но и сервисы. Ее заявление подтверждают и данные IDC, которая вполне оптимистично рассматривает перспективы российского рынка сервисных услуг для корпоративных заказчиков, прогнозируя его прирост в будущем году от 7 до 12% в зависимости от направления.

Почти все опрошенные нами представители компаний-ретейлеров отмечали в качестве стратегических планов на будущий год активизацию действий на корпоративном рынке. В частности, Иван Кораблев говорил о планах его компании развивать не только продажи оборудования корпоративным клиентам, но и продвижение услуг системной интеграции.

Не будем углубляться в детали, отметим лишь, что присутствие на корпоративном рынке позволит региональным компаниям сохранить свой бизнес в ретейле, даже если для розницы настанут совсем уж трудные времена.

Например, Иван Кораблев отмечает, что ситуация с продажами в его компании хуже, чем в целом по рынку региона. Одна из возможных причин, которые привели к такому развитию событий, — проблемы с интернет-магазином компании, перезапуск которого «Компьютерные системы» планируют на осень 2013 г. и работы над которым Кораблев назвал приоритетными в настоящий момент.

Заметим, что интернет-коммерция создает проблемы ретейлерам, хотя и с неожиданной стороны. Юрий Коротков подчеркивает, что заметно усложняют жизнь локальным компаниям недостоверные данные о ценах на товары, содержащиеся на крупных информационных ресурсах — Рrice.ru, Яндекс.Маркет и других. Региональный покупатель часто ориентируется на обозначенный там минимум, при этом не понимая, что наиболее привлекательные цены, явно ниже среднерыночных, часто не соответствуют действительности. Компании, декларирующие подозрительно выгодные предложения, зачастую «забывают» включить в заявляемую сумму налоги, указать, что цена является оптовой, и т. д., не говоря уже о том, что реальная стоимость может существенно отличаться от заявленной. Но даже если цены реальны, то они «со склада в Москве» и не учитывают ни доставку в регионы, ни сопутствующие риски регионального ретейлера.

Интересно, что никто из опрошенных не отметил проблемы, связанные с доступностью мировых интернет-магазинов, торгующих цифровой техникой. Оформление заказа из американских или европейских магазинов имеет смысл только для достаточно дорогой техники, что, видимо, актуально для относительно небольшого количества региональных покупателей. Сергей Пак, коммерческий директор компании «Интант» (Томск), предположил, что интернет-подразделение его компании не сталкивается с конкуренцией со стороны зарубежных интернет-магазинов потому, что потенциальные покупатели совершенно разные.

Как видно, на рынке ретейла основная конкуренция идет между структурами, расположенными внутри региона. Проблемы, связанные с глобализацией торговли, пока оказывают на региональные рынки лишь косвенное влияние.

«Товары 2.0» в регионах

Процесс расширения бизнеса за счет поставки услуг (что и составляет суть постиндустриальной экономики) у региональных компаний идет, хотя и не очень хорошо. Татьяна Орлова отмечает, что корпоративные клиенты приобретают услуги весьма охотно, а вот частные пользователи ими почти не интересуются. По мнению Ивана Кораблева, в денежном выражении на розничном рынке сервисы занимают 5–7%. Про слабый интерес частных покупателей к гарантиям и другим сервисам говорит и Юрий Коротков. Дмитрий Богомолов отмечает, что интерес к этому на местах ниже, чем в Москве.

Игорь Гиляровский, руководитель отдела закупок воронежской компании «Школа-инфо», подчеркивает, что активизация компаний в области сервиса не столько дань моде, сколько вынужденный шаг. Маржинальность розницы уменьшается, конкуренция на рынке растет, и его участникам нужно искать возможности дополнительного заработка в смежных областях. Поэтому, несмотря на все сложности, компании продолжают формировать рынки сервисов, предлагая розничным клиентам расширенную гарантию, страховки, установку оборудования и т. д.

Специализация или «универсамолизация»?

Эти два противоположных тренда на рынке успешно сосуществуют. Каждая компания решает, какому из них следовать.

Например, Татьяна Орлова отмечает, что специализация на компьютерной технике является конкурентным преимуществом ее компании, причем весьма важным, одним из тех, которые позволяют успешно конкурировать с региональными представительствами федеральных розничных сетей в Краснодарском крае. Другой подход демонстрирует новосибирский интернет-магазин Next4Y.ru, предлагающий цифровое оборудование наряду с парфюмерией и косметикой, детскими товарами, часами, товарами для дома и дачи. Как видно, оба направления вполне могут существовать на рынке.

Игорь Гиляровский отмечает, что крупные региональные компании давно диверсифицировали свой бизнес, и в качестве примера приводит «Школу-инфо», которая занимается и розницей, и работой с корпоративными заказчиками, и сборкой компьютеров под своим брендом и т. д.

Иван Кораблев отмечает интересную тенденцию: если раньше «универсализация» чаще всего выглядела как начало продаж цифровой техники компаниями, ранее специализировавшимися на бытовой электронике, то сейчас популярна обратная тенденция: ранее торговавшие только «цифровым» начинают продавать и «бытовое». Разумеется, такое возможно только в случае, если компания располагает ресурсами, позволяющими реализовать расширение бизнеса, или может привлечь таковые из внешних источников. Причины подобного развития событий становятся ясны, если понять перспективы сегмента розничных продаж цифрового оборудования и «смежного» с ним рынка бытовой электроники.

Игроки канала и ретейл

Вендоры и дистрибьюторы, с одной стороны, активно помогают региональным ретейлерам, с другой стороны, по возможности избегают прямых действий в регионах. Анна Павловская отмечает, что в плане поддержки Xerox не разделяет партнеров по географическому признаку. Специфическими региональными мероприятиями можно назвать разве что роад-шоу, в остальном же у всех «старших партнеров» спектр мероприятий для поддержки бизнеса ретейлеров одинаков: участие в локальной рекламе, обучение персонала, стимулирование продавцов и т. д.

Из-за огромных просторов страны в цене региональные склады, запасы на которых позволяют существенно сократить сроки поставок товаров всем партнерам, в том числе и ретейлерам. Такие склады уже давно создают ведущие дистрибьюторы, весьма преуспела в этом, например, OCS, региональная сеть которой охватывает 26 городов. Но недавно вышедшие на рынок вендоры зачастую начинают создавать такие сети практически в начале своей деятельности, как, например, поступила компания StarBlazer, специализирующаяся на поставках комплектов для подключения к спутниковому интернет-доступу частных лиц и малого бизнеса и в этом году создавшая региональные склады в 12 городах России.

Каковы перспективы?

Большинство из опрошенных нами экспертов считают, что основные тенденции прошлого года продолжатся и в году следующем. Высоких темпов развития никто не ждет, но большинство сходится в том, что некий плавный прирост все же будет. Детальные оценки наших экспертов несколько разнятся, что, наверное, определяется различием в структуре и в рыночной активности их компаний. Например, Сергей Пак считает, что если традиционное розничное направление его компании может и не достичь объемов прошлого года, то интернет-продажи покажут рост, который не только скомпенсирует небольшое падение традиционного ретейла, но и обеспечит небольшую прибавку в общей рознице.

Прогноз роста — хотя бы небольшого — представляется весьма оптимистическим. В имеющейся экономической ситуации он может и не оправдаться. Николай Орлов (Merlion) говорит, что в сегодняшней ситуации стагнация — неплохой результат. Действительно, стагнация может перейти в падение, и для этого есть множество предпосылок.

Во-первых, практически во всех ИТ-областях мировая индустрия не может предложить ничего принципиально нового, способного мотивировать пользователя на покупку нового устройства вместо исправно работающего «старого», то есть купленного 2–4 года назад. Экстенсивные возможности роста существуют на слаборазвитых рынках, но российские региональные к таковым не относятся. Из-за ситуации с технологиями стагнируют и рынки, и локальные российские ретейлеры это почувствуют наряду со всеми остальными компаниями, работающими в ИТ-индустрии по всему миру.

Во-вторых, стагнирует экономика РФ в целом. Общенациональный рост ВВП в этом году, по самым смелым прогнозам, едва ли превысит процент-полтора, то есть массового роста доходов населения не предвидится. Ослабление курса рубля (об этом правительство лишь рассуждает в теории, а между тем на практике рубль подешевел уже на десять процентов и, по данным, озвученным на круглом столе агентства «Росбалт», к концу года подешевеет еще на 5–8%) на практике обесценит не только зарплаты, но и сбережения. А это, по понятным причинам, не способствует приобретению нового оборудования...

В-третьих, техника будет дорожать. Ослабление курса рубля неизбежно приведет к удорожанию импорта, а это практически все цифровое оборудование. Разумеется, ни о каком «импортозамещении» тут речи быть не может — даже если российские сборщики компьютеров активизируются, все равно альтернативы компонентам, произведенным за пределами страны, нет и ей неоткуда появиться массово. Свой вклад в удорожание всего внесет увеличение налоговой нагрузки, если не в официальной ее части, так в плане коррупционного налога. А удорожание оборудования никак не способствует росту продаж.

По данным GfK-Русь, перечисленные тенденции уже дают о себе знать: во II квартале текущего года рынок ИТ-розницы в стране сократился на 13% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заметим, что состояние ИТ-ретейла контрастирует с ситуацией в сегменте бытовой электроники, где также присутствуют негативные тенденции, которые, впрочем, пока привели не к спаду, а к уменьшению темпов роста — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем соответствующего сегмента вырос на 3% в денежном выражении. Причина такой выразительной разницы в секторах ИТ и бытовой электроники, по мнению аналитиков GfK, — значимые для пользователя инновации, которые присутствуют в первом случае и отсутствуют во втором. В открытых данных компания не проводила разграничение между столичным и региональными рынками, но можно предположить, что качественно тренды на них одни и те же, а отличия могут быть лишь в количественных показателях.

Отсутствие оснований для оптимизма вовсе не повод для паники. Сегодняшние проблемы в экономике качественно ничем не отличаются от ситуации 2008 г. (многие эксперты даже считают эти события единым кризисом), поэтому слабые компании, которые негативные явления в экономике могли погубить, еще несколько лет назад ушли в небытие. А фирмы, продемонстрировавшие способность выживания и ведения бизнеса в событиях пятилетней давности, смогут преодолеть и наступившие трудности.

Николай Орлов отмечает: «Во время стагнации рынка все партнеры хотят, конечно же, финансовых преференций: низких цен, товарных кредитов, отсрочек платежей, price-protection». Как видно, часть своих проблем и рисков ретейлеры хотят переложить на плечи вендоров и дистрибьюторов. При этом остается только догадываться, какая часть трудностей ретейлеров вызвана собственно стагнацией, а какую они пытаются списать на «нездоровье» экономики.


Версия для печати (без изображений)