Республика Казахстан (РК) — одна из самых близких и лояльных к России стран в мире. Возможно, поэтому российские ИТ-компании, планирующие расширить бизнес, с интересом посматривают на рынок соседнего государства. Этот интерес усиливается еще и цифрами, которые появляются в итоговых отчетах российских компаний, «попробовавших» свои силы на рынке РК: +50%, +100% за год, — нашему ИТ-рынку такая динамика уже только снится.

Но вот вопрос: действительно ли рынок Казахстана настолько емкий, что надо срочно бежать занимать «пустующие ниши» и пытаться, с учетом накопленного опыта, построить там то, что очень хотелось сделать здесь? Или этот рост — всего лишь показатель развития бизнеса отдельных компаний «с нуля»? Да и вообще, что это такое, ИТ-рынок Республики Казахстан? Приходилось слышать о нем прямо противоположные мнения. От: «Видит око, да зуб неймет. Нам туда никогда не войти и не стать „своими“. Это же Азия с ее историческим укладом, клановостью и семейственностью». До: «По манере одеваться, по стилю ведения бизнеса Казахстан — это Европа. Они точно так же, как и мы, стремятся к некоему бизнес-идеалу. Кстати, Казахстан — это, пожалуй, единственная республика бывшего СССР, в которой на момент распада страны представители титульной нации (казахи) составляли меньше половины населения. Поэтому здесь терпимо относятся ко всем, а в руководстве большого количества казахстанских ИТ-компаний находятся русские менеджеры. Поэтому здесь нет проблем с тем, какой ты национальности. Кроме того, клановость здесь развита не настолько сильно, как о ней говорят. Те компании, с которыми мы работаем, очень давно поняли, что заниматься бизнесом надо серьезно: кого-то из знакомых можно взять на не очень ответственную должность, но на ключевые позиции берут профессионалов. Заниматься бизнесом становится все сложнее. В свое время он существовал просто потому, что рынок рос сам по себе. А сейчас приходится за него бороться, причем не только с местными игроками, но и с варягами со всего мира».

Так кому же верить? Прежде всего несколько «но»!

Первое «но». В феврале, когда собирался материал для публикации, Национальный банк РК принял решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне, снизить объемы валютных интервенций и сократить вмешательство в процесс формирования обменного курса национальной денежной единицы. Что такое девальвация, мы всё еще помним. Понятно, что после таких потрясений рынок уже никогда не будет «прежним». Возможно, поэтому часть наших респондентов просто отказались отвечать на вопросы, еще часть — попросили не использовать уже присланные от их имени комментарии. Однако несмотря на небольшое количество ответивших, было решено статью все-таки публиковать.

И второе «но». Этот материал — наш первый «подход» к данной теме, попытка посмотреть «с высоты птичьего полета» на рынок соседнего государства, определить те темы, которые было бы интересно «копнуть» глубже. Мы обязательно вернемся к изучению казахстанского ИТ-рынка. А пока...

Факты без сплетен

Прежде чем говорить об ИТ-рынке, назовем несколько цифр, характеризующих страну в целом. По оперативным данным Агентства РК по статистике, по итогам 2013 г. ВВП страны составил 33 521 193,4 млн. тенге (т. е. 220 345,7 млн. долл.), а это — 106% от показателя 2012 г.

По данным, опубликованным на главной странице сайта агентства, в начале января 2014 г. в РК проживало 17 165 тыс. человек (на 1,5% больше, чем в начале 2013 г.). Уровень безработицы в январе 2014 г. составил 5,2%, а среднемесячная заработная плата (в декабре 2013 г.) равнялась 137 043 тенге (менее 1 тыс. долл.). Уровень инфляции в феврале 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. — 2,3%.

Доля производства и реализации товаров (услуг) отрасли информационно-коммуникационных технологий в общем объеме ВВП Казахстана за первые девять месяцев прошлого года составила 3,5%.

Отметим, что в Казахстане ИКТ является видом экономической деятельности (ВЭД), который включает четыре области: «Информационные технологии» (разработка и внедрение ПО, монтаж, сопровождение и обслуживание информационно-коммуникационного оборудования); «Электроника, микропроцессорная техника» (создание, производство микропроцессорной техники, сопровождение и обслуживание электронной части информационно-коммуникационного оборудования, дискретного и процессного производств); «Автоматизация, робототехника» (создание систем автоматизации, роботизации, их сопровождение и обслуживание в дискретных и процессных производствах); «Связь» (обеспечение передачи, приема, обработки и хранения информации).

К сожалению, самые последние данные о структуре ИКТ-отрасли РК, предоставленные Агентством по статистике, датируются периодом январь-сентябрь 2012 г. Тогда сектор ИКТ оценивался в 884 514 млн. тенге и составлял 4,3% от ВВП страны, из них около 393 253 тыс. тенге (44,5%) приходилось на ИТ-сегмент.

При этом продажа ИТ-оборудования в 2012 г. занимала 82% ИТ-рынка, поставки лицензионного ПО — около 2%, и оставшиеся 16% были отданы сектору ИТ-услуг. При том что в 2011 г. соотношение сегментов ИТ-рынка РК было более «сбалансированным» — 58,4 и 38% соответственно.

Более поздние данные по структуре ИТ-рынка страны опубликованы на сайте национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде»*. Согласно им, в январе-марте 2013 г. доля лицензионного ПО занимает 37,7%, ИТ-услуг — 2,9%, ИТ-оборудования — 59,4%.

Чем объясняются такие скачкообразные изменения структуры ИТ-рынка? Увы, найти ответ мы так и не смогли. К сожалению, мы не можем сравнить эти данные с данными третьих лиц. Так, «считающее» этот ИТ-рынок аналитическое агентство IDC пока отказалось давать информацию прессе в связи с тем, что полный отчет по данной территории будет готов только в марте.

Основными потребителями ИТ в РК являются государственные структуры, нефтегазовые предприятия и финансовые учреждения. На их долю, по данным портала Казахстанской ассоциации ИТ-компаний, приходится соответственно 42,1; 24,8 и 12,5% затрат на ИТ.

Мнения бывалых

Мы попросили ответить на интересующие нас вопросы представителей российских ИТ-компаний, работающих на территории РК. За комментариями обращались и к дистрибьюторам, и к системным интеграторам, и в российские представительства вендоров. К сожалению, часть компаний отказалась от участия в данном материале (в том числе из-за указанных выше «но»). В результате мы готовы представить мнения о казахстанском рынке четырех дистрибьюторов и одного вендора**.

Мы задали респондентам следующие вопросы:

1. Почему ваша компания приняла решение начать работу за пределами России? Почему была выбрана именно РК? Назовите основные показатели работы вашего офиса в этой стране.

2. Чем ИТ-рынок РК отличается от российского? В чем они схожи?

3. С какими основными трудностями вы сталкивались в Казахстане? В том числе потому, что вы представляете «зарубежную компанию»?

4. Каков, по вашим оценкам, объем рынка Казахстана? Какова его динамика в последние три года?

5. Как строятся отношения с казахстанскими представительствами поставщиков, с которыми установлены (или нет) отношения в России? Помогает ли наличие контракта, действующего на территории России, при работе в Казахстане?

6. Назовите основных игроков казахстанского ИТ-рынка в вашем сегменте и в сегментах, с которыми вы работаете.

7. Насколько стабильна (нестабильна) ситуация на казахстанском ИТ-рынке?

8. Что происходит на ИТ-рынке РК после девальвации тенге?

«Аксофт»

Михаил Прибочий, генеральный директор:

1. В двухтысячных годах ИТ-рынок Казахстана начал активно расти, появлялись новые компании, продвигавшие программные продукты. Поэтому в 2006 г. мы приняли решение открыть первый казахстанский офис в Алма-Ате. Опыт оказался удачным, и уже в 2008 г. представительства появились в Астане, Караганде и Актобе.

Сейчас партнерская база «Аксофт» в Казахстане насчитывает более 500 компаний, из которых около 350 совершают закупки раз в месяц или чаще. Опираясь на наш опыт, можно отметить, что, хотя в последнее время темпы прироста партнерской базы несколько снизились, динамика роста бизнеса составляет на сегодняшний день от 10 до 20% и соответствует показателям ИТ-рынка РК в целом.

2. По нашим наблюдениям, главная особенность ИТ-рынка РК в том, что ключевым потребителем и заказчиком ИТ-услуг является государство. Соответственно любые колебания спроса со стороны госсектора вызывают реакцию на ИТ-рынке: снижение спроса ведет к стагнации, а увеличение становится стимулом для активизации всех игроков.

Еще одна отличительная особенность: рынок РК — это скорее потребитель ИТ, чем производитель. Доля казахстанской составляющей на местном ИТ-рынке невелика и состоит в основном из добавленной стоимости по перепродаже, дистрибуции товаров и ИТ-услуг в области интеграции. Этот вывод подтверждается и данными Ассоциации ИТ-компаний Казахстана.

3. К «закрытым» отраслям можно отнести криптографию, а в остальном рынок открыт для иностранных компаний. Большая часть «иностранцев» имеет собственные представительства и развивает бизнес через партнеров.

5. Пожалуй, в Казахстане нет понятия «местные» вендоры. Связано это с тем, что в стране очень маленькая доля разработчиков. Поэтому мы в первую очередь работаем с зарубежными производителями ПО, в том числе и с российскими.

Как показывает опыт, местные компании, которые занимаются разработкой ПО, продвигают его на внутреннем рынке своими силами. Чаще всего решения производятся под конкретные проекты, поэтому говорить о перекрестных поставках софта между Россией и Казахстаном, на мой взгляд, пока рано.

6. На дистрибьюторском рынке РК лидируют представители России, а примером сильного местного игрока может быть компания «Логиком», которая работает на казахстанском рынке более 20 лет, производит компьютерную технику под собственным брендом LogyCom, разрабатывает программные решения и обучает.

В сегменте разработки ПО впереди в основном зарубежные компании. В сегменте офисного ПО — Microsoft, также можно отметить Adobe. В сфере ИБ наибольшая доля рынка у «Лаборатории Касперского», за ней следуют ESET, Symantec, Dr.Web, Trend Micro. В сегменте «Графическое ПО» наибольшим спросом пользуются Adobe и Corel, а в сегменте САПР — Autodesk и «Компас».

7. По итогам 2013 ф. г. «Аксофт» (подводятся в апреле) мы ожидаем рост показателей. Как ситуация будет развиваться в текущем году, пока сложно прогнозировать. В начале 2014 г. в РК случилась девальвация национальной валюты, которая в самом ближайшем будущем отразится на всех игроках рынка.

Как уже отмечалось, одним из ключевых потребителей ИТ в Казахстане является государство. В связи с этим принятая государственная программа «Информационный Казахстан-2020» позволяет делать положительные прогнозы по поводу развития ИТ-рынка. Мы возлагаем определенные надежды на то, что ее внедрение обеспечит нашим партнерам приток заказов и скажется положительно на развитии ИТ-рынка РК в целом.

Если говорить о возможностях развития софтверного дистрибьюторского бизнеса в Казахстане, то их много. Рост возможен как за счет расширения портфеля решений, так и за счет развития дополнительных услуг, ориентированных на поддержку бизнеса партнеров.

«Марвел-Дистрибуция»

Антон Черепахин, вице-президент, заместитель генерального менеджера по продажам компании «Марвел-Дистрибуция»:

1. Во-первых, ИТ-рынок РК — это третий по объему рынок СНГ, после России и Украины. Во-вторых, в этой стране и культурная, и языковая среда идентична российской. Мы открыли свое представительство в 2007 г., и можем сказать, что работать нам комфортно. Поэтому мы не испытывали никаких проблем при переносе наших наработок и нашего опыта в эту страну.

Руслан Бухарев, генеральный менеджер «Марвел-Казахстан»:

1. Рынки России и Республики Казахстан имеют много общего, что обеспечивает преемственность методов ведения бизнеса. «Марвел-Дистрибуция» имеет богатый опыт работы на российском ИТ-рынке, что стало хорошим подспорьем для старта продаж в Казахстане. Работы по созданию дистрибьюторской компании в этой стране велись с начала 2000-х, однако юридическое лицо было открыто в 2007 г.

За это время сделано очень много, достаточно сказать, что из никому не известной компании мы превратились в крупнейшего дистрибьютора республики. Мы превосходим конкурентов и по объему бизнеса, и по темпам роста, и по размерам офисных и складских помещений, и по охвату партнерской сети и т. д. Наглядной иллюстрацией являются темпы роста нашего бизнеса (прирост по сравнению с показателями предыдущего года: в 2011 г. +200%, в 2012 г. +60%, в 2013 г. +50%).

«Марвел-Казахстан» имеет открытые дистрибьюторские контракты с такими производителями, как Acer, APC, Avaya, AudioCodes, Cisco, Canon, D-Link, Fujitsu, Hitachi Data Systems, НР, НТС, IBM, Lenovo, Panduit, Samsung, Tandberg, Toshiba , Xerox и др.

2. Если сравнивать рынки РК и РФ, то первый характеризуется большей динамичностью, что обусловлено его молодостью. Кроме того, специфика работы в Казахстане заключается и в разнице менталитетов игроков — «восточный» стиль ведения бизнеса имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Если говорить о более привычных показателях, стоит отметить довольно незначительное присутствие среднего канала. Значительно активнее ведут себя крупные игроки, особенно в ритейле, где их доля подавляюще велика.

3. Думаю, трудности здесь такие же, как на любом другом национальном рынке. Залог успеха — высокая работоспособность и профессионализм. Как я уже говорил, рынок динамичный, и потому, даже добившись значительных результатов, нельзя останавливаться, иначе мгновенно станешь аутсайдером.

Называть нас зарубежной компанией не совсем точно. Бесспорно, мы являемся представительством «Марвел-Дистрибуции», однако полномочия нашего локального офиса довольно обширны. Эта политика стала продолжением традиций «Марвел», в соответствии с которой сотрудники всегда были довольно самостоятельными в принятии решений, и казахстанский опыт показал, что такой подход оправдывает себя. Кроме того, все наши сотрудники — граждане РК, мы обладаем довольно обширным перечнем именно локальных компетенций и экспертиз от наших вендоров, все наши активы расположены в Казахстане. Все это позволяет нам ни в чем не уступать локальным копаниям, а, имея поддержку международного холдинга, во многом превосходить их.

Говорить о «закрытых территориях» не приходится, так как Таможенный союз максимально упростил ведение бизнеса в Казахстане для российских и белорусских компаний. Что касается «трудных сегментов» рынка, скажу, что «легких» нет. Все имеют свою специфику. Однако розница, пожалуй, потребует больших затрат на стартапе. Считать ли это «большими трудностями»?

4. Оценить рынок целиком (включая услуги) довольно трудно. По нашим данным, рынок «железа» в последние годы прибавлял, однако темпы роста постепенно снижаются. В 2013 г. некоторые товарные категории продемонстрировали отрицательную динамику. В 2014 г. тренд в сторону падения рынка сохранится: по большинству растущих динамика замедлится, а многие стагнировавшие позиции начнут «падать». Как мне кажется, драйверами роста останутся планшеты и смартфоны, они наверняка продолжат расти, впрочем, темпы снизятся.

5. К счастью или сожалению, вендоры очень сдержанно относятся к достижениям компании в других странах, их больше интересуют заслуги на национальном рынке. Именно поэтому мы делаем ставку на наши успехи на локальном рынке, формируя уникальное предложение для конкретного региона.

6. Среди зарубежных ИТ-компаний наибольшей активностью отличаются представители России и Украины. Все сильней ощущается присутствие компаний из ОАЭ и Турции. Большинство из них занимаются дистрибьюторским и интеграторским бизнесом.

Среди наиболее активных розничных игроков: «Сулпак», «Технодом», «Алсер», «Логиком», «Мечта», «Белый Ветер», «Фора», «Азбука Связи» и др. На рынке системной интеграции и корпоративных поставок хорошо зарекомендовали себя «Алси», Arlan SI, CBS, MDS, WinCom, «Логиком», «Жетысу Нетворк Технолоджи» и др. Из коллег-дистрибьюторов я бы выделил «Абрис», «Асбис», «Компортал», «Логиком», Merlion и OCS.

Производство «железа» в РК развито довольно слабо. Пожалуй, наиболее активны сборщики ПК. В большинстве своем они же являются крупнейшими розничными сетями. При этом за последние несколько лет доля «самосборов» значительно сократилась под натиском бренд-нейм ПК.

Группа вендоров-лидеров в Казахстане выглядит примерно так же, как и во всем мире. Назову основных игроков:

  • ПК и ноутбуки: Acer, ASUS, HP, Lenovo;
  • устройства печати: Canon, HP, Samsung, Xerox;
  • смартфоны: Apple, HTC, Nokia, Samsung;
  • ПО: Microsoft, IBM, Oracle, SAP, «Лаборатория Касперского», «1С».

7. Правильнее говорить не о «нестабильности», а о высокой динамичности рынка в силу его относительной молодости. Очевидно, что при такой изменчивости необходимы сосредоточенность и внимание. Безусловно, не последнюю роль играет и опыт. Это позволяет нам предвидеть и в чем-то опережать события. Я уже указывал на нашу принадлежность к международному холдингу и готов повторить: мы вправе рассчитывать на ресурсную поддержку «Марвел-Дистрибуции», в первую очередь — на накопленный коллегами опыт.

Merlion

Виктория Тарантина, директор по развитию бизнеса в странах Центральной Азии и Закавказья:

1. Выход на рынок Казахстана — первый шаг в реализации стратегии развития бизнеса Merlion на международных рынках. На территории СНГ казахстанский ИТ-рынок — наиболее динамично развивающийся (после России). Именно высокий потенциал ИТ-рынка и заинтересованность в этом регионе многих вендоров, сотрудничающих с Merlion, стали ключевыми факторами, способствовавшими принятию решения об экспансии в Казахстан.

Офис Merlion в Алма-Ате был открыт летом 2011 г., в результате приобретения компании Verysell Distribution. Филиал в Казахстане — базовый офис для управления бизнесом в странах Средней Азии и Закавказья. В частности, отсюда мы ведем работу на территории Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана, Грузии, Туркменистана, Таджикистана и Армении. Компания вышла на рынки этих стран в 2013 г., но уже сейчас можно сказать, что интерес с их стороны превышает ожидания.

Сегодня Merlion-Казахстан — это более 8 тыс. товарных позиций, свыше 100 дистрибьюторских контрактов, более 500 партнеров. Последним мы оказываем всестороннюю поддержку, включая инженерно-технические сервисы (инженерная группа плюс специалисты технического центра Merlion Engineering), расширенную финансовую и маркетинговую поддержку, сервисные услуги (в том числе и «Сеть компьютерных клиник»), а также обучающие мероприятия собственного учебного центра.

Доля Merlion на ИТ-рынке Казахстана уже перешла стратегический рубеж в 5% (по оценке наших аналитиков), который мы ставили для себя в 2011 г. В Казахстане мы уверенно занимаем позицию № 1 на рынке дистрибуции жестких дисков Seagate и WD, процессоров Intel. Также Merlion — крупнейший в республике дистрибьютор ПО IBM и систем хранения данных NetApp. По итогам 2013 ф. г. на рынках Средней Азии и Закавказья мы ожидаем двукратного увеличения оборотов бизнеса.

2. Одно из ключевых отличий — налогообложение по НДС. Ставка НДС в РК на 6% ниже российской, и соответственно казахстанский потребитель на аналогичный бюджет может приобрести больший объем товаров или услуг, чем российский. В остальном законодательства похожи, что упрощает процессы интеграции наших компаний в бизнес-среду РК.

3. Основная трудность — конкуренция, уровень которой в РК вырос, особенно в последние несколько лет. Причина — многие российские ИТ-дистрибьюторы и системные интеграторы оценили потенциал этого рынка и открыли в Казахстане свои представительства и филиалы. Во многом этому способствует факт открытой границы между нашими странами, и определенные выгоды для бизнеса от такой экспансии очевидны. Merlion в силу своего масштаба имеет консолидированные финансовые, технические и логистические ресурсы, способные предоставить рынку наиболее выгодные условия.

Мы дистрибьютор, а для этого сегмента важными параметрами являются скорость и качество поставки, широта ассортимента. Поэтому не важно, является дистрибьютор иностранцем или казахстанской компанией. На мой взгляд, гораздо сложнее системным интеграторам. Для них не менее важным параметром, чем компетенции и качество работ, является надежность компании. Ведь услуги по внедрению проектов практически никогда не бывают единоразовыми, за внедрением следует сопровождение проекта, доработки, техподдержка. Чаще всего послепроектные услуги оказывает та же компания, которая занималась первичной разработкой и внедрением.

Никаких проблем не возникает потому, что присутствие российских компаний в Казахстане — это норма. Merlion в Казахстане работает только с дилерами, с которыми у нас сложились партнерские отношения.

Команда офиса Merlion в Казахстане — это бывшие сотрудники казахстанских ИТ-компаний, профессионалы своего дела.

4. Объем ИТ-рынка РК в 2013 г. (по нашей оценке) превышает 1,3 млрд. долл. Ежегодный рост — на уровне 15%. Однако в текущем 2014 г. мы ожидаем 7–10%, и это не связано с недавно произошедшей девальвацией. Такой рост прогнозировался аналитическими источниками и ранее.

5. Merlion занимает уверенные позиции на рынке Казахстана по тем поставщикам, которые имеют свои локальные представительства, т. к. «связка» вендор-дистрибьютор предлагает рынку гораздо больший набор компетенций и условий. В России у компании Merlion в портфеле более 450 брендов, свыше 300 прямых дистрибьюторских контрактов, для развития в Казахстане мы отобрали около сотни наиболее востребованных на локальном ИТ-рынке. Ряд товаров перемещается нами из России в Казахстан ввиду особенностей логистики от поставщика.

6. Помимо российских ИТ-компаний в Казахстане присутствуют представители Узбекистана, Индии, Украины, Белоруссии, Кыргызстана, Турции, Китая, Евросоюза, США и др. Основные сегменты, в которых работают эти компании, — дистрибуция, поставки «железа» и ПО. Некоторые из них оказывают услуги в области консалтинга и разработки информационных систем.

Исторически в Казахстане локальные дистрибьюторы не являются таковыми в чистом виде, большинство из них имеют розничное и корпоративное направление. В их числе компании АЛСИ, «Логиком», «Алсер», «Технодом». К «чистым» дистрибьюторам можно отнести нас, «Марвел», «Абрис», «Асбис», МОНТ, «Редингтон», ни одна из перечисленных компаний не имеет казахстанских корней.

Произведенное в Казахстане «железо» достаточно популярно, в основном среди корпоративных и государственных заказчиков, но и на прилавках магазинов тоже нередко можно встретить компьютер с маркировкой «сделано в Казахстане». Здесь производятся ПК, серверы начального уровня, ноутбуки, мониторы, но зарубежные продукты пользуются большей популярностью.

Merlion поставляет ИТ-продукцию таких мировых производителей, как Acer, ASUS, Canon, Intel, Lenovo, Seagate, WD, Zyxel и многих др., а также ПО компании IBM.

8. Встряска была мощной, все проводят параллель с 2009 г., шоковыми были первые две недели, сейчас рынок ИТ и Казахстан в целом начинают приходить в себя. Казахстанские власти призывают не паниковать и обещают предпринять меры для облегчения жизни наиболее незащищенных граждан. Зато девальвация обеспечит рост экономики в этом году более чем на 6%.

По прогнозам, благодаря девальвации тенге доля импорта в Казахстане в 2014 г. снизится с 37% (по итогам 2013 г.) до 21%. Корректировка курса национальной валюты окажет влияние и на инфляцию, однако рост цен по итогам 2014 г. будет на уровне 6-8%. Принято решение пересмотреть «существующие условия привлечения инвестиций в экономику страны», создания «рая для инвесторов».

Если ситуация не будет меняться кардинально, то, по прогнозам аналитиков, уже в первом полугодии 2014 г. стоит ожидать улучшения показателей торгового и платежного баланса Казахстана, а во второй половине 2014 г. появится положительный импульс и для экономики.

Если говорить об ИТ-рынке, то девальвация в первую очередь коснулась тех, кто покупает товары в долларах, а продает в тенге. Рассчитываться им придется в долларах, т. е. в тенге — на 20–25% больше. Рынку не избежать миллионных убытков. О стабилизации ситуации можно будет говорить не раньше чем через месяц, когда появятся четкие границы курса доллара и к ним можно будет привязываться. Merlion, в свою очередь, старается поддержать своих ключевых партнеров в Казахстане, мы понимаем, что в затруднительном положении оказались все, поэтому приняли решение не индексировать дебиторскую задолженность наших партнеров на процент роста курса доллара.

Мнение аналитика

Тагир Мустафин, Senior Consultant (Kazakhstan IT/Telecom, Consumer Choices), компания GfK:

Если сравнивать рынки России и Казахстана, то правильнее говорить не об абсолютных, а об удельных продажах, так как в России население гораздо больше, чем в РК. Поэтому мы говорим об объемах продаж на душу населения или на 1 тыс. человек.

Первое, что стоит отметить — небольшое отставание Казахстана от России в продажах ноутбуков. Для казахстанского потребителя ноутбук — менее нужное устройство, чем для российского. В том, что касается смартфонов (элемент имиджа), то Казахстан идет вровень с Россией.

На хорошие продажи этих устройств повлияло то, что казахстанские ритейлеры часто балуют потребителя различными промоакциями. В России, как правило, дарится какая-то мелочевка. В Казахстане же это уже не работает. Так, когда еще были популярны мобильные телефоны, их дарили за покупку смартфона. Затем стали выдавать уже не телефоны, а смартфоны начального уровня. Имели место такие акции, когда при покупке смартфона выдавался 32-дюймовый телевизор или планшет. На продажи положительно влияет и доступность кредитов и рассрочек без переплаты на достаточно большой период (до трех лет).

Если возвращаться к ноутбукам, денежный объем продаж которых самый большой на сегодняшний день, то можно отметить, что в Казахстане доля устройств на топовых процессорах заметно больше, чем в России или Украине.

В Казахстане продается меньше планшетов (в удельных показателях), чем в России и Украине. Возможно, потому что людям гораздо удобнее иметь смартфон, благо мобильный Интернет в Казахстане более доступен, чем в России. Кроме того, те самые маркетинговые акции по смартфонам привели к тому, что в РК велика доля аппаратов с большими диагоналями.

Несмотря на это, планшеты стали одним из драйверов казахстанского ИТ-рынка в 2013 г. Эта группа товаров в прошлом году выросла в натуральном выражении практически в четыре раза, но до сих пор не достигла по удельным продажам показатели России и Украины. Основной рост планшетов пришелся на вторую половину 2013 г., как раз тогда в страну вошли В-бренды, что, с одной стороны, заняло нишу low-end, с другой — заставило A-бренды снизить цены.

Ноутбуки в 2013 г. снизились в натуральном выражении на 2%, а в денежном — на 8%. Причем в первой половине года эта группа товаров даже показывала рост, но появление во второй половине года недорогих планшетов привело к ценовым войнам на рынке, вследствие чего планшеты стали доступными, а мобильные компьютеры — менее интересными.

Продажи настольных компьютеров падают, растет интерес к ПК «все в одном». Поставки мобильных телефонов также падают, а вот смартфонов здорово растут — в 2013 г. более чем на 100% в натуральном исчислении. И это несмотря на то, что уже должен чувствоваться эффект накопленной базы.

Если говорить о бытовой технике, то там очень благополучным был 2012 г. Дело в том, что первая половина 2011 г. стала последним периодом, когда можно было купить машину по старым таможенным пошлинам. Тогда в Казахстан массово ввозились подержанные иномарки (как правило, премиальные легковые автомобили и внедорожники — иногда с целью перепродать автомобиль в Россию), т. е. люди либо сами тратили деньги на машины, либо давали кому-то в долг. И соответственно в 2011 г. покупки бытовой и компьютерной техники практически не совершались. В 2012 г. эпопея с машинами закончилась, накопился отложенный спрос, и плюс еще активное предложение потребительских кредитов привели к сильному росту рынка***. Как итог — в 2013 г. некоторые категории бытовой техники «просели». Какие-то вообще показали отрицательную динамику, другие — незначительный рост.

Отдельно стоит сказать о телевизорах. В РК это тоже элемент престижа. Телевизор должен быть большой. Если в каких-то странах самые продаваемые модели телевизоров — 32 дюйма, то в Казахстане — 42, 46 дюймов и больше. Во-первых, это тоже стало возможным благодаря скидкам и кредитам. А во-вторых, там так принято: в квартире должен быть большой телевизор.

OCS Distribution

Дмитрий Русин, вице-президент:

1. OCS Distribution открыла свой офис в РК летом 2013 г. Конечно, прежде всего сыграл тот факт, что наши страны находятся в едином таможенном пространстве. Понятная экономическая политика, прозрачное валютное законодательство, размер рынка — все это принималось во внимание. В стране реализуется большое количество государственных программ, направленных на развитие ИТ-инфраструктуры: «Информационный Казахстан», программа по развитию образования. Активно развиваются вертикальные рынки — банки, телеком, транспорт, добывающая и перерабатывающая отрасль, транспорт. Словом, Казахстан — это рынок, который нам интересен. Говорить о показателях нашей работы пока рано, т. к. сравнивать не с чем, мы отработали там меньше года.

Максим Фесенко, региональный директор OCS-Казахстан:

3. Каких-то специфических трудностей нет. Во всех сегментах ИТ-рынка работать одинаково тяжело как «иностранцам», так и местным. Сегментов ИТ-рынка, закрытых для иностранцев, не существует. Есть ограничения для работы интеграторов в госсекторе.

Проблем при работе с партнерами не возникает. Им важно другое: конкурентная цена, наличие товара на складе, возможность получить грамотную техническую консультацию, своевременная логистика. Если компания готова все это обеспечить, то партнер будет с ней работать.

4. С учетом «железа», софта и услуг, рынок близок к 3 млрд. долл. Это экспертная оценка.

5. Как ни странно, но в 90% случаев, наличие контракта в РФ никак не помогает в РК. Казалось бы, отношения с компанией уже проверены многолетним положительным опытом и вендор должен быть заинтересован в расширении такого сотрудничества. Но вопреки логике происходит обратное. Переговоры с большинством производителей начинаются с чистого листа, а это огромные временные и финансовые затраты для обеих сторон. Что касается перекрестных (из России в Казахстан и наоборот) поставках товара, то они существуют.

6. Нашими основными конкурентами в дистрибуции являются:

  • по поставкам «железа»: «Марвел» (Россия), «Абрис» (Узбекистан), Comportal (Казахстан), Merlion (Россия), Logycom (Казахстан), Redington (ОАЭ/Индия), Atacom (Казахстан);
  • по поставкам софта: Merlion (Россия), MONT (Россия);
  • а также ST Networks (Казахстан) — по телекоммуникациям и UTTC (Украина) — по ВКС.

В Казахстане есть свои производители ПК — «Логиком» и «Алсер». Но основной объем продаж приходится на А-бренды. Из вендоров номер 1 — это НР, за счет корпоративного сегмента, их доля на рынке порядка 70% (все продукты — печать, ПК, ноутбуки, серверы, СХД и т. д.).

Лидеры в других категориях: Lenovo (ноутбуки), Samsung (планшеты и смартфоны), Cisco, EMC, Intel (около 98% рынка), Microsoft (корпоративные продукты) и т. д. В сегменте ПО в Казахстане работают SAP, Oracle, IBM, VMware, Citrix и т. д.

7. Повторю, оценить и проанализировать рынок сложно. В 2011 г. был секвестр корпоративного бюджета из-за кризисных явлений. За счет этого рынок сильно просел. В 2012 г. ситуация в корпоративе улучшилась, выделили бюджеты. Возросла покупательская способность населения, розница показала рост порядка 25-30%. В 2013 г. корпоратив вырос примерно на 30%, динамика розницы была скромнее. В 2014 г. оптимистичный прогноз по рознице — 0% к показателям 2013 г. В корпоративном сегменте ожидается продолжение роста. Связано это с реализацией больших госпрограмм, проекта «Умный город Астана», подготовкой к международной выставке ЭКСПО в 2017 г. и т. д. Но как долго все это продлится, прогнозировать сложно. Нестабильность валюты; неизвестно что произойдет с ценами на нефть (выход Ирана на рынок может снизить стоимость барреля или вынудить Казахстан сократить добычу). В общем, факторов, которые могут повлиять на ИТ-рынок, много.

TP-LINK

Джонас Чень, руководитель представительства в Казахстане:

1. Компания TP-LINK ведет международный бизнес с 2005 г. На территории РК наши устройства продаются уже около восьми лет, хотя официальное представительство было открыто в 2012 г. На рынке Казахстана компания чувствует себя уверенно: третий год подряд TP-LINK становится лидером национальной премии «Выбор года» в номинации «Интернет-решения для дома и офиса».

2. На международном рынке мы используем универсальные инструменты работы с ИТ-каналом, уделяем большое внимание качеству и стоимости продукта, стараемся работать с клиентами всех уровней и добиваться максимального результата по каждому направлению. Безусловно, у каждого рынка есть свои особенности. Есть определенная специфика самого ИТ-рынка: в отличие от других стран СНГ, в РК основным типом подключения является ADSL, поэтому благодаря широкой линейке продукции и постоянной работе инженеров компании TP-LINK удается соответствовать местным требованиям. Отмечу, что до последнего времени объем розничных продаж сильно проигрывал поставкам сетевого оборудования провайдерам связи.

3. Для нас каждый новый рынок — это проверка сил (challenge), мы изучаем региональные потребности и выбираем те инструменты, которые максимально им соответствуют. Даже принимая во внимание специфику ведения бизнеса в республике и сильную государственную позицию, международная компания может достичь хороших результатов, если предлагает качественные решения. Более того, рынок потребляет зарубежные продукты, поэтому некоторые производители открывают свои производственные площади в регионе, например LG.

4. На данный момент нет официальных статистических данных о рынке сетевого оборудования Казахстана. Последние три года среднегодовой рост компании TP-LINK составляет более 30%. В 2013 г. было продано более 550 тыс. наших устройств. Согласно неофициальным данным, по продажам в рознице и ИТ-канале компания TP-LINK уверенно лидирует в сегменте SOHO беспроводного сетевого оборудования.

5. TP-LINK работает с партнерами всех уровней, поэтому среди наших клиентов есть крупные и мелкие розничные партнеры, провайдеры и дистрибьюторы, как из Казахстана, так и из России. Последние годы мы наблюдаем активное наступление крупных российских игроков на территории РК, что приводит к исчезновению более мелких местных компаний, которые не справляются с конкуренцией. Безусловно, наличие офиса в России помогает нам не только благодаря уже выстроенным отношениям с российскими партнерами, но и за счет близости этих стран. Маркетинговые или рекламные кампании в России имеют непосредственное влияние на спрос среди потребителей в Казахстане. Также локализация продукции на русский язык является большим преимуществом при выборе устройств.

7. По нашим ощущениям, 2014 г. станет непростым не только для ИТ-рынка, но и для всей экономики в целом. Укрепление курса доллара и ослабление местной валюты ведет к повышению цен и снижению покупательской способности. Для компании TP-LINK любая ситуация на рынке является источником поиска новых решений и инструментов.

Учебный центр «КУДИЦ»

Михаил Солохин, генеральный директор:

1. Филиал учебного центра «КУДИЦ» в Казахстане был открыт в 2013 г. До этого мы более 20 лет работали на российском рынке, а с 1998 г. на Украине. Филиал в Алматы предоставляет широкий спектр образовательных услуг УЦ «КУДИЦ», включая обучение по таким направлениям, как: Mainframe (IBM System z), IBM Power (System p), IBM Power (System i), IBM System x, IBM System Storage, IBM WebSphere Software, IBM Tivoli Software, IBM Rational, IBM Information Management Software, IBM Lotus Software и др. Также филиал готов формировать классы непосредственно под потребности конкретного заказчика. Курсы читаются как местными преподавателями, так и специалистами головного офиса УЦ «КУДИЦ».

Открытие филиала в Казахстане было обусловлено сформировавшимся в регионе спросом на образовательные услуги по продуктам IBM. Уже несколько лет специалисты из Казахстана обучаются на наших дистанционных курсах и приезжают на учебу в Москву. Для некоторых заказчиков мы организовывали выездные занятия. В 2013 г. мы решили придать работе регулярный характер, чтобы нашим клиентам было проще взаимодействовать с нами.

2. Российский и казахстанский ИТ-рынки отличаются в первую очередь объемами. Российский рынок старше и вполне сформировался. Часто казахстанский рынок следует за российским: например, недавнее введение на территории РК контролируемой дистрибуции ПО IBM последовало за запуском этой схемы в России. Сейчас рынок Казахстана проходит стадию насыщения, поэтому активно развивается дистрибуция, ресейл. Разработке новых, универсальных решений уделяется меньше внимание, но на территории республики уже есть системные интеграторы, работающие над кастомизированными решениями.

3. Проблемой для казахстанского рынка остается нехватка профессиональных кадров, в том числе технических специалистов высокого уровня с опытом реализации крупных проектов. Многие компании, не могут найти нужного специалиста и вынуждены готовить его самостоятельно. Поэтому в нашем сегменте ИТ-услуг наблюдается стабильный рост.

6. Как уже отмечалось, основной ИТ-заказчик в Казахстане — государственный сектор, на втором месте — компании с иностранным участием, активно инвестирующие в развитие ИТ-инфраструктуры. Мы, как обучающая компания, работаем не только с заказчиками, но и со многими бизнес-партнерами IBM: CBS, Kazcomnet, BSB NBRK, Alatau Innovation, BIMASH, NITEC, ANT и др., сотрудничаем и с дистрибьюторами IBM: MONT, MERLION, NETCOM, MARVEL, OCS, ATACOM.

8. Конечно, девальвация тенге не могла не отразиться на ИТ-секторе. Закупки оборудования проходят в валюте, а продажа товаров — в тенге. Наблюдается рост цен, отдельные контракты пересматриваются, компании несут убытки. Хотелось бы отметить, что ответственные организации стараются минимизировать ущерб в контексте долгосрочных договоров, часто себе в ущерб, и это заслуживает уважения.

* Казахстанская государственная компания, созданная в сентябре 2008 г. согласно постановлению правительства (единственный акционер компании) для развития современных ИКТ.

** Отметим, что часть вендорских компаний не имеют собственного представительства в РК, работая на ее территории через дистрибьюторов (как российских, так и локальных), либо их казахстанские офисы подчиняются не российским представительствам.

*** Стоит отметить, что в Казахстане заметная часть товара приобретается в кредит или в рассрочку. По статистике, примерно половина премиальных смартфонов покупается в кредит. Похожая ситуация и с автомобилями.


Версия для печати (без изображений)