Согласно данным IDC, в 2013 г. российский рынок планшетов увеличился на 108% по сравнению с 2012 г. (8,58 млн. штук). При этом темпы роста начинают снижаться — если в I квартале они составили 238%, то в III квартале — только 95%.

Как подсчитали в ITResearch, всего за 2013 г. в Россию было отгружено 9,55 млн. планшетов почти на 105 млрд. руб. За год рынок вырос в 2,46 раза в штуках и в 1,93 раза в деньгах.

При этом наряду с известными брендами свои продукты активно продвигали и мало известные компании, в том числе российские.

«Рынок планшетов развивался очень быстро, и в этих условиях рост продаж малоизвестных брендов естественен, поскольку они предлагают продукцию по невысоким ценам», — считает Олег Артамонов, старший технический эксперт Samsung Electronics в России, при этом подчеркивая, что по итогам 2013 г. его компания стала лидером продаж планшетов конечным потребителям.

По мнению Александра Алексеева, коммерческого директора ELKO Russia, около 50% всего рынка планшетов (в штуках) занимают поставки А-брендов — Apple, Acer, Asus, Lenovo, Samsung (в алфавитном порядке): «Оставшуюся половину объема формируют более пятидесяти B-брендов, в том числе и российские производители, которые поставляют недорогие модели. Такая ситуация не позволяет дистрибьюторам занимать значимое место на рынке. Так, если наша доля в продажах A-брендов в последнее время достигает 30-40%, то в общем объеме рынка это около 10%».

Олег Гайдаенко, руководитель департамента мобильных решений для бизнеса Panasonic Russia, оценивая ситуацию, отмечает: «Лидеры остаются лидерами, хотя и между ними идут серьезные сражения, в частности, впервые Apple уступила российское первенство Samsung, при этом компаниям первого эшелона пришлось отдать часть своей доли новым игрокам. Panasonic занимает особую нишу, поставляя защищенные ноутбуки, которые нужны определенному сегменту заказчиков, поэтому нас не с кем сравнивать».

Денис Кутников, генеральный директор Acer в России, признает, что сейчас доля Acer в планшетах на базе Android невелика и колеблется между 2–3%, в то время как в планшетах на Windows — около 30%: «Безусловно, малоизвестные компании оказали серьезное влияние на рынок и расстановку сил на нем, мы наблюдаем множество малопонятных изделий с привлекательной ценой».

С ним согласен Константин Исаакян, директор направлений потребительского и малого бизнеса «Dell Россия»: «Рынок растущий, и китайские производители быстрее завоевывают на нем свое место, так как они более динамичные и менее бюрократизированные. Наряду с ними есть и российские бренды, которые в 2013 г. занимали хорошие позиции по количеству проданных устройств. Безусловно, это повлияло на расстановку сил. Думаю, что в течение 2–3 лет рынок консолидируется и именитые производители займут лидирующие позиции. Цены постепенно пойдут вниз, и необходимость в покупке устройств В-брендов отпадет».

При этом он говорит, что Dell начала осваивать российский рынок с сегмента корпоративных планшетов с моделью Latitude 10 на базе ОС Windows 8, а планшеты на Android, ориентированные на потребительский рынок, появились только в конце января 2014 г. К концу года Dell планирует занять 3% российского рынка планшетов.

По мнению Дмитрия Цветкова, руководителя департамента закупок компании NetLab, за 2013 г. количество торговых марок малоизвестных производителей увеличилось минимум раза в три: «Эти производители занимали дешевый сегмент, из-за этого конкурировали не с известными производителями, а между собой. Но это не привело к значительным изменениям в реальной расстановке сил».

Ему вторит Лариса Шутова, директор департамента «Ноутбуки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция»: «В нижнем ценовом сегменте главные сражения происходили между B-брендами. Говорить об их проникновении в топовый сегмент преждевременно, здесь более чем уверенные позиции занимают всемирно известные производители».

Алексей Осипов, представитель по продажам компании ASUS в России, считает, что российский рынок планшетов еще не сформирован, сейчас идет распределение долей между вендорами: «В связи с этим здесь присутствуют B-бренды, которые на данный момент занимают весомую долю — около 40%».

С такой оценкой согласен Николай Савин, руководитель отдела продвижения планшетных компьютеров ООО «Трикью» (бренд 3Q): «В-бренды не изменили состав лидеров, но, безусловно, „откусили“ от „пирога“ значительную долю — им в общей сложности принадлежит порядка 40% российского рынка планшетных компьютеров (в натуральном выражении)».

Его оценку корректирует Алексей Чебатко, директор по маркетингу WEXLER: «В 2013 г. на рынке планшетов около 40% заняли локальные бренды. У компании WEXLER около 5% российского рынка этих устройств».

А по словам Алексея Мелеца, менеджера по развитию бизнеса Prestigio в категории «Планшетные ПК» (со ссылкой на данные GfK), доля Prestigio достигла 10% (в штуках).

Сергей Суворов, генеральный менеджер компании iRU, подтверждает: «B-бренды за короткий срок заняли львиную долю российского рынка благодаря относительно низкой стоимости и неплохой сервисной поддержке. В 2013 г. мы начали политику активного продвижения планшетов iRU, но без намерения захватить существенную долю на рынке, а стремясь сформировать пул лояльных партнеров».

В то время как продажи планшетов в потребительском сегменте рынка быстро растут, Андрей Терляков, менеджер по развитию категории коммерческих мобильных систем подразделения персональных систем и устройств печати НР в России, отмечает: «В коммерческом сегменте взрывного роста продаж не наблюдалось. Основными поставщиками здесь остаются вендоры ведущей пятерки».

По данным IDC, в 2013 г. наибольшим спросом пользовались планшеты с диагональю 7 дюймов, но во втором полугодии заметно прибавили продажи планшетных ПК с диагональю 8 дюймов — в IV квартале рост в этом форм-факторе достигал 590,1%.

Действительно, как подчеркивает Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION, решающую роль при выборе планшета играет размер экрана, и в 2013 г. явно произошло перераспределение спроса в пользу моделей с 7—8-дюймовыми экранами.

Лариса Шутова также считает, что основным критерием выбора планшета был и остается размер экрана: «В начале года мы отметили рост спроса на „малые“ диагонали — до 7 дюймов. Во втором полугодии их потеснили более крупные модели с размером экрана от 8 дюймов».

По признанию Олега Артамонова, в 2013 г. хорошим спросом пользовались 7-дюймовые планшеты линейки Samsung GALAXY Tab 3, что отчасти обусловлено их более низкой ценой по сравнению с 8-10-дюймовыми планшетами: «В будущем, вероятно, потребитель станет связывать разные диагонали экранов с разными способами применения — и модели 7—8-дюймов будут приобретаться как портативные, в то время как 10—12-дюймовые — в качестве домашних».

Константин Исаакян добавляет: «Мы видим некую трансформацию. Если в начале 2013 г. 7-дюймовые планшеты пользовались наибольшей популярностью, причем они были как с модулями Wi-Fi, так и 3G, то сейчас наблюдается смещение потребительского интереса в сторону 8-дюймовых моделей с модулем 3G/4G. Я думаю, к концу года этот сегмент станет основным».

С ними согласен Евгений Милица, генеральный директор компании PocketBook Rus: «В первую очередь, важный параметр планшета — размер экрана, производители захотели повторить успех iPad Mini и предложить 8-дюймовые модели, что в конце года стало основным трендом. Повысился интерес к наличию 3G-модуля — даже у планшетов низшей ценовой категории это стало необходимым элементом. Сейчас практически 90% планшетов представлены с 3G-модулем».

Несколько иную оценку дает Николай Савин: «Для российского потребителя самое важное — наличие в планшете модуля 3G, дизайн и розничная цена. Спрос на Wi-Fi-модели существенно снизился, а устройства с модулями 3G+Wi-Fi увеличивают долю в продажах. На текущий момент распределение примерно такое — 70% с 3G-модулем и 30% без него. Также позитивную динамику показывают модели с диагональю экрана 7,85 дюйма. Наше продуктовое предложение соответствует потребностям рынка, что позволило 3Q вырасти».

Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu в России и странах СНГ, также отмечает, что одним из основных параметров планшета, на который обращают внимание покупатели, является время автономной работы — никто не захочет покупать аппарат, который способен проработать всего 3–4 часа.

В то же время Юрий Родный, генеральный директор компании diHouse, обращает внимание на функционал планшета, который зависит от индивидуального выбора пользователя: «В зависимости от выбранной модели он может устанавливать приложения через онлайн-магазины Apple, Android, Microsoft».

Его дополняет Олег Гайдаенко: «Сейчас недорогие модели планшетов с размером экрана 7-8 дюймов предполагают наличие функционала, достаточного для мобильного общения, интернет-серфинга, игр, просмотра видео».

BYOD

Как считают в IDC, рост российского рынка планшетов происходит в основном за счет потребительского сегмента, а проникновение планшетов в корпоратив идет медленными темпами. Но в то же время в России, как и в мире, реализуется концепция использования сотрудниками личных мобильных устройств (BYOD), что ставит перед компаниями задачи обеспечения безопасности информации и администрирования этих устройств.

Как говорит Илья Федорушкин, руководитель департамента продаж корпоративных мобильных решений Samsung Electronics, на каждое мобильное устройство, приобретенное организацией, приходятся четыре устройства, купленные сотрудниками и используемые для работы, что соответствует прогнозам Gartner — к концу 2014 г. 90% компаний в мире будут придерживаться концепцию BYOD.

«При использовании личных мобильных устройств для работы каждое из них становится частью инфраструктуры ИТ организации, и к нему должны применяться политики компании — обязательное шифрование данных на устройстве, защищенный доступ в корпоративную сеть с применением международных и российских поставщиков VPN, централизованное управление мобильным парком и политиками. Samsung разработала технологию KNOX, позволяющую создать на Android-устройстве Samsung высокозащищенный контейнер, жестко разграничивающий личные и рабочие приложения и данные. При этом технология KNOX совместима с существующими решениями по управлению мобильным парком, что дополнительно облегчает полноценную интеграцию мобильных устройств в инфраструктуру компании», — объясняет Илья Федорушкин.

В свою очередь, Александр Катаев, генеральный директор Lenovo в России, отмечает, что корпоративным заказчикам компания адресует модели планшетов, отвечающих не только требованиям ИТ-департамента заказчика (повышенная надежность устройства, защита корпоративных данных — встроенный модуль TPM и поддержка технологии Computrace для отслеживания местонахождения и возможности дистанционной блокировки и удаления информации), но и привлекательных с точки зрения пользователя.

Сергей Грибанов также подчеркивает, что большинство планшетов Fujitsu ориентированы на корпоративное использование, для чего они оснащаются дополнительным ПО — системами безопасности данных, средствами, облегчающими интеграцию и использование планшетов в корпоративной ИС.

Андрей Терляков говорит, что специализированные корпоративные планшеты НР обладают всем набором необходимых функций: ОС Windows, ПО защиты, администрирования и управления, средствами безопасности — шифрования и ограничения доступа, и ничем не отличаются от корпоративных ноутбуков. Однако он признает, что крупных проектов с госструктурами по внедрению концепции BYOD до сих пор не было.

«Сегодня далеко не все компании готовы переходить к модели BYOD, корпоративный сегмент мобильных устройств только начал развиваться, — считает Константин Исаакян. — Мы отдали на тестирование наши корпоративные планшеты Dell Venue Pro и Dell Latitude известным российским корпорациям, хотя о полной реализации проектов на предприятиях говорить пока рано».

По словам Дениса Кутникова, Acer в 2013 г. реализовала несколько внедрений своих планшетов у корпоративных заказчиков: «Однако не могу сказать, что устройства изначально были ориентированы на BYOD».

Алексей Осипов также утверждает, что на счету ASUS несколько проектов внедрения планшетов в госструктурах: «В зависимости от нужд организации на такие устройства устанавливаются дополнительные программы, делаются изменения в кодах безопасности, кастомизируется прошивка».

В свою очередь, Panasonic, как говорит Олег Гайдаенко, представила совместное решение с компаний Altell в области защиты информации — модуль доверенной загрузки нового поколения ALTELL TRUST, который установлен на планшете Toughpad FZ-G1: «В 2014 г. Panasonic планирует заключить несколько крупных контрактов на поставку таких планшетов».

Юрий Родный отмечает, что diHouse является партнером и поставщиком венчурного фонда Life.SREDA, который развивает проект LifePAD — использование 10-дюймовых Android-планшетов с установленными мобильными приложениями для управления финансами, проектами, личным временем, покупками и т. д.

Здесь стоит обратить внимание на замечание Ларисы Шутовой: «Дополнительного функционала концепция BYOD не требует, поэтому „планшеты стандартной комплектации“ вполне пригодны для использования в ИС заказчиков. Мы как широкопрофильный дистрибьютор занимаемся поставками таких устройств, в том числе и на корпоративный рынок, а что касается их дальнейшей судьбы, то это вопрос скорее к интеграторам».

Возможно, последующее привлечение системных интеграторов для внедрения планшетов в компаниях позволило NetLab в 2013 г. продавать планшеты со стандартной конфигурацией, ориентированные на использование в корпоративных ИС.

По словам Алексея Мелеца, в 2013 г. Prestigio поставила более 4 тыс. планшетов, ориентированных на корпоративные ИС. Правда, для этого ей пришлось предустанавливать специальное ПО, в частности, совместно с ЗАО «АйТи» была развернута пилотная зона MDM GLOBO.

Как говорит Евгений Милица, у PocketBook Rus есть свой опыт корпоративных проектов в России: «Мы участвуем в разработке специализированных планшетов для МВД, сотрудничаем с компанией „Эко-Вектор“ в продвижении электронных документов».

WEXLER также активно работает в корпоративном сегменте на российском рынке. Алексей Чебатко говорит, что компания поставляет планшеты с функцией навигации для такси, это системы контроля за продажами у мерчендайзеров, презентационные системы для отделов продаж. Однако ни он, ни Евгений Милица не указывают, какое ПО поставщики вынуждены устанавливать на свои планшеты.

Сергей Суворов считает, что любой планшет iRU можно интегрировать в корпоративную информационную сеть, правда, для этого на нем должна быть установлена ОС Windows 8: «В 2013 г. именно на базе этой ОС мы поставляли планшеты в государственные структуры».

Android — лидер

По оценкам IDC, самой востребованной операционной системой остается ОС Android — ее доля рынка по итогам года составила 80,2%, опережая продажи планшетов Apple на базе ОС iOS (16%) и планшетов Microsoft на базе ОС Windows (2,6%).

Олег Гайдаенко заявляет: «ОС Android в прошлом году укрепила свое лидерство, на втором месте осталась iOS, третье место занимает ОС Windows».

И Сергей Суворов признает: «Компания iRU выпускает аппараты на базе ОС Android и ОС Windows 8 в соотношении 90 и 10% соответственно».

Сохранению этого соотношения в немалой степени способствует компания Samsung, которая, как говорит Олег Артамонов, предлагает только планшеты на ОС Android как наиболее популярной и отвечающей требованиям пользователей и по функционалу, и по развитости экосистемы, и по возможностям дальнейшего развития: «Мы не только используем ОС Android, но и серьезно работаем над ее развитием».

Стоит напомнить, что почти два года назад Microsoft вывела на мировой рынок собственные планшеты с ОС Windows. Однако их доля на российском рынке невелика. Хотя такие вендоры, как Acer, ASUS, Dell, Fujitsu, Lenovo, поставляют планшеты на базе Android и Windows.

Сергей Грибанов признает, что продажи планшетных ПК на базе OC Android существенно превосходят поставки этих устройств с ОС Windows.

Денис Кутников считает, что лишь к концу 2014 г. доля Windows-планшетов может достичь 7-10%.

Дмитрий Виноградов говорит, что компания MERLION предлагает модели на всех ОС, но основную часть составляют планшеты на Android: «Доля планшетов на базе Windows 8 пока невелика, порядка 5%, и в нашей структуре продаж аналогичная картина. В 2014 г. такое положение дел сохранится, хотя доля планшетов на Windows 8 будет расти».

Александр Алексеев рассчитывает, что в продажах ELKO Russia планшетов на базе ОС Windows в 2014 г. в ассортименте компании станет больше — около 15% в.

Николай Савин так объясняет малую долю планшетов на базе Windows: «После выхода Windows 8.1 и более совершенных платформ Intel архитектуры x86 мы ожидаем увеличение сегмента WINTEL-планшетов до 5–7% в натуральном выражении. Серьезными сдерживающими факторами являются невысокая популярность ОС Windows, более высокая цена как „железа“, так и ПО (включая саму ОС), а также больший вес и габариты планшетов. Для того, чтобы за год занять до 15% рынка, объективных предпосылок нет».

Впрочем, Андрей Терляков отмечает, что в корпоративном сегменте в подавляющем большинстве используются планшеты на ОС Windows: «Они могут быть интегрированы в стандартную существующую ИТ-инфраструктуру любого предприятия».

Соглашаясь с этим доводом, Евгений Милица тем не менее считает: планшетов в корпоративном сегменте не так много, по его оценкам, не больше 1,5–2% общего объема этого рынка.

Перспективы

Аналитики ITResearch отметили, что к концу 2013 г. закончился период бурного роста рынка планшетов — на складах оставалось много устройств, своих конечных покупателей нашли только около 7,5 млн. планшетов, остальные еще ждут своей очереди, блокируя новые поставки. Разочаровывающие показатели первых месяцев 2014 г. являются тому подтверждением.

«Темп роста продаж продолжает замедляться — в 2014 г. рынок в целом сохранит положительную динамику, но принесет не более 10% роста», — говорит аналитик IDC Наталья Виноградова.

С таким прогнозом согласна Лариса Шутова, которая считает, что в текущем году рынок планшетов вырастет, но показатели будут ниже прошлогодних — на уровне 10%.

Более оптимистичен Алексей Мелец: «По мере насыщения рынка так или иначе возникает замедление роста. По нашей оценке, рынок планшетов в 2014 г. прибавит от 20 до 25% по сравнению с 2013 г.».

«Samsung ожидает, что рост рынка продолжится, хотя и не такими темпами, как в 2013 г., — отчасти из-за усложнения экономической ситуации, отчасти из-за насыщения и окончания бума первоначального спроса», — говорит Олег Артамонов.

С ним не согласен Николай Савин: «До точки насыщения этого рынка еще далеко, поэтому его следует однозначно отнести к категории быстрорастущих. Плюс короткий срок актуальности планшета — обычно от полугода до двух лет. Вопрос только в актуальности предложения и стабильности экономики». Он также подчеркивает, что до недавнего времени планшеты были распространены преимущественно в городах-миллионерах, только сейчас они начинают продвижение в регионы, что обусловлено приходом высокоскоростного Интернета даже в отдаленные уголки РФ. В связи с этим Николай Савин полагает, что наиболее востребованными станут планшеты, оснащенные встроенным модемом 3G/4G, а также обладающие повышенным разрешением экрана (200-300 ppi).

Денис Кутников не ждет каких-то серьезных изменений в распределении типов планшетов. Зато полагает, что в этом сегменте должна заметно увеличиться доля вендоров с «компьютерного рынка».

Александр Катаев считает, что в ближайшие годы большинство игроков рынка планшетов сосредоточатся на поиске новых форматов, появятся новые решения крупнейших вендоров, которые позволят им выделиться из общей массы производителей.

По мнению Константина Исаакяна, в 2014 г. наиболее востребованной ОС по-прежнему будет Android, хотя Windows, скорее всего, увеличит свою долю на российском рынке: «При этом именитые производители начнут понемногу отвоевывать долю и делить рынок планшетов между собой, как это и произошло в сегменте смартфонов и ноутбуков. Полное же замещение малоизвестных брендов произойдет чуть позже».

Юрий Родный полагает, что сохранят свои высокие доли Apple и Samsung, укрепляет свои позиции ASUS и Lenovo. При этом «участь B-брендов не кажется завидной».

Такое мнение разделяет Александр Алексеев: «Сейчас рынок планшетов уже достаточно переполнен „бюджетными“ решениями малоизвестных производителей». В компании ожидают рост примерно на 30%.

Дмитрий Виноградов и Дмитрий Цветков полагают, что темп увеличения рынка планшетов в 2014 г. снизится, при этом по-прежнему наиболее востребованы будут планшеты 7–8 дюймов, хотя возможно снижение цен на аппараты А-брендов.

Представители ELKO Russia, MERLION и NetLab уверены, что количество производителей на рынке уменьшится — останутся около 20 основных игроков, лидеры прежние — Samsung, Apple, Lenovo, ASUS, Acer. И из большого количества В-брендов на рынке выживут только те, которые смогут предложить относительно качественную (доля брака менее 5%) продукцию по разумным ценам.

А Андрей Терляков напоминает, что 2013 г. был первым годом начала продаж планшетов в корпоративном сегменте: «В 2014 г. ожидается рост этих поставок, так как многие компании и госструктуры уже проводят тестирование устройств».


Версия для печати (без изображений)