Мониторы как класс устройств переживают сегодня далеко не лучшие времена: из неотъемлемой составляющей ПК они медленно, но верно становятся одним из периферийных изделий. Чуть восстановившись в 2010 г., все последующие годы рынок мониторов демонстрирует небольшое, но стабильное падение.

Обратимся к цифрам и начнем издалека. Согласно оценкам ITResearch, объем российского рынка мониторов по итогам 2010 г. составил 5,64 млн. шт., или 1,14 млрд. долл. По сравнению с 2009 г. рынок вырос на 19% в натуральных и на 20% — в денежных показателях.

Однако уже тогда эксперты уверяли, что возврата к докризисному уровню не будет, компьютерный рынок слишком сильно изменился. В 2011 г., по данным ITResearch, было продано 5,62 млн. мониторов, при этом объем рынка в денежном выражении из-за существенного сниже­ния средневзвешенной стоимости аппаратов чуть-чуть перевалил за отметку в 1 млрд. долл., что оказалось на 9% ниже уровня предыдущего года. Тогда аналитики отмечали, что потребители стали отдавать предпочтение ноутбукам, игровым приставам, присоединенным к телевизорам, и планшетным компьютерам.

В 2012 г. падение продолжилось. ITResearch оценила объем рынка в 5,07 млн. в штуках и в 870 млн. долл. в деньгах, что по сравнению с 2011 г. оказалось меньше на 10% в натуральном и на 15,5% в денежном вы­ражении. Средневзвешенная стоимость устройств продолжила снижаться, эту тенденцию не смогли изменить ни увеличение средней диагонали, ни переход на LED-подсветку.

В марте 2014 г. аналитическая компания ITResearch объявила результаты за 2013 г. Падение составило 18%, в России за этот год было продано около 4,15 млн. аппаратов. Снижение в деньгах составило 16%, объем рынка не превысил 735 млн. долл. По словам аналитиков, динамика в течение года ухудшалась синхронно с осложнением общеэкономической ситуации.

По оценкам компании GfK, объем рынка мониторов в 2013 г., как в количественном, так и в денежном выражении, сократился более чем на 20% по сравнению с 2012 г.

В компании Acer также полагают, что рынок мониторов в 2013 г. составил порядка 3,8 млн. шт. с отрицательным ростом 20% по сравнению с 2012 г.

Менеджер по маркетингу компании ViewSonic Мария Соловьева приводит данные компании MEKO-DisplayCast, согласно которым падение на мониторном рынке России в 2013 г. составило 15%.

В MERLION подсчитали, что объем рынка по итогам 2013 г. не превысил 4 млн. шт., что примерно на 18% меньше итогов 2012 г., когда он равнялся 4,9 млн. шт. «Динамика негативная — падение год на год нарастало в течение всего года и в IV квартале 2013 г. составило уже 25%», — резюмирует директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION Дмитрий Виноградов.

По словам регионального директора компании MMD Monitors&Displays Андрея Каракашева, в 2013 г. основной проблемой для компании стало общее падение потребительского спроса на мониторы в России — наибольшее среди всех стран Восточной Европы. «В прошлом году рынок в стране упал на 19% по отношению к 2012 г. Такого падения нет ни в одной из стран региона, где рынок в среднем снизился на 7-8%, — отмечает Каракашев. — К тому же средняя цена монитора на нашем рынке не увеличилась. Российский потребитель, в отличие от большинства потребителей в других странах, по-прежнему предпочитает в основном бюджетные решения. При этом средняя диагональ на рынке выросла, что говорит о сильной ценовой эрозии и не очень хороших показателях по маржинальности».

Менеджер по работе с ключевыми клиентами российского представительства компании «НЭК Дисплей Солюшенс ГмбХ» Михаил Вакуленко уверяет, что падение рынка в 2013 г. превысило 16%.

Так что вывод очевиден: небольшие разногласия в цифрах (которые не превышают допустимой погрешности, возникающей при применении различных методик исследований) только подтверждают общий, нерадостный для игроков рынка, тренд. Михаил Вакуленко признает, что в сложившейся ситуации борьба за место под солнцем среди производителей будет только усиливаться.

Согласно выводам ITResearch, в 2013 г. компания Samsung, в лучшие времена занимающая около трети рынка, несколько сдала свои позиции: сегодня ее доля составляет около 20%. На втором месте Acer, за ней идет BenQ. Бывший участник тройки лидеров, компания LG, также пока не сильно отстает, а с ней по итогам года фактически сравнялась Philips. При этом разница между долями игроков такая, что ситуация может меняться от квартала к кварталу. Новичков на рынке практически не появляется. Единственное исключение, по словам заместителя директора ITResearch Василия Мочара, компания Lenovo, которая стала активно работать на рынке мониторов в прошлом году. Зная амбиции этой компании, аналитики не исключают, что ее ждет успех.

Продакт-менеджер ASUS в России, СНГ и странах Балтии Валентина Ким полагает, что 2013 г. стал переломным. «Произошла ротация долей ключевых игроков (вендоров), — уверяет Ким. — Это, как мне кажется, объясняется тем, что часть вендоров только спустя какое-то время пришла к мнению, которого мы придерживаемся изначально: не гнаться за объемами, а давать зарабатывать всем звеньям цепочки продаж».

По мнению директора коммерческого департамента Acer в России Екатерины Царевой, основной состав вендоров на мониторном рынке России пока остается без изменений. Однако этого нельзя сказать о дистрибьюторах. «В течение 2013 г. ряд дистрибьюторов окончательно потеряли интерес к мониторному рынку и фактически перестали им заниматься, можно сказать, что к 2014 г. этот рынок держится на четырех основных дистрибьюторах», — рассказывает Царева.

Глава представительства IIYAMA в России Леонид Мизюльченков напоминает, что прошлый год был весьма непростым для всех, и рынок мониторов не исключение. Даже в таких «перегретых спросом областях», как планшеты или смартфоны, наблюдается некоторое замедление темпов роста. По мнению Мизюльченкова, сейчас в целом ситуация стабилизировалась.

Динамика по сегментам в 2013 г., по оценкам экспертов MERLION, выглядела следующим образом. Незначительный рост показал самый массовый сегмент 21.5 дюйма. В течение года его доля в продажах выросла с 27 до 30%. Более заметный рост наблюдался в старших диагоналях 23 и 24 дюйма + — суммарная доля по этим двум сегментам увеличилась с 27 до 35%. В прошлом году появился новый сегмент 19,5 дюйма, который пришел на смену мониторам 20 дюймов. Его доля, по словам Дмитрия Виноградова, составила к концу года порядка 6%. Все остальные сегменты — 18,5; 17; 19; 20; 19 (16:10); 22 (16:10) дюймов — теряют в доле и постепенно уходят с рынка. Таким образом, мониторы формата 16:9 составляют подавляющее большинство, их доля приближается к 85%. Аппараты остальных форматов — «древние» 5:4 и более поздние 16:10 — теряют в доле и постепенно будут полностью вытеснены с рынка.

Интересно, что, по словам Дмитрия Виноградова, рост количества устройств «старших диагоналей» составляет некий тренд, однако не столь значительный, чтобы поддержать рынок. Более того, средняя цена монитора в течение 2013 г. снизилась примерно на 10%, то есть увеличение доли мониторов «старших диагоналей» не смогло даже поддержать среднюю цену на стабильном уровне.

Заметным трендом в 2013 г., по мнению экспертов, стал рост продаж мониторов на матрицах IPS и VA. Такие устройства имеют лучшие потребительские качества (большие углы обзора и лучшая цветопередача по сравнению с мониторами на TN-матрице). Доля таких аппаратов в течение года выросла, по оценкам MERLION, с 10 до почти 30%. С другой стороны, наблюдается также тренд «упрощения», т. е. удешевления производства мониторов с понижением потребительских качеств. Например, массово продаются мониторы с небольшой яркостью 200cd, и в самом популярном сегменте 21,5 дюйма их доля приближается к 37%. Все это, по словам Дмитрия Виноградова, следствие глобального тренда разделения продаж на две крайности: либо очень дешевый продукт, либо очень хороший.

Реалии

Итак, что же сегодня представляет собой рынок мониторов. Будучи зрелым, он переживает те же трудности, что и рынок персональных компьютеров в целом. Продажи мониторов сокращаются, в том числе из-за уменьшения объема поставок настольных компьютеров и «давления» со стороны ноутбуков, планшетов и других портативных устройств. В то же время расходы покупателей на ИТ продолжают снижаться, и это также отражается на продажах мониторов.

Василий Мочар считает, что в сложившейся ситуации во многом виноваты и сами игроки рынка. Они «убили» рынок, устраивая жесткие конкурентные бои, и теперь исправить ситуацию трудно.

Кроме того, в России производители практически прекратили промоподдержку мониторов как продукции и сосредоточились исключительно на канале. Они перестали широко рекламировать новые технологии, стимулировать спрос, рассказывать о преимуществах новых моделей. В результате пользователи не понимают, зачем надо менять монитор, если он работает. Если бы сложившаяся практика изменилась, продажи, по словам Василия Мочара, могли бы оживиться.

Технологические прорывы на рынке мониторов есть, но они никаким образом не пропагандируются. Переход на led-подсветку освещался только в профессиональной среде. Кто из пользователей знает, какие преимущества дают новые матрицы IPS и VA? 3D-мониторы, сенсорные мониторы, 3К, 4К — эти темы также широко не освещаются. А ведь это прекрасные решения для работы в офисах.

По мнению Марии Соловьевой, ситуация на рынке мониторов определяется по большей части не усилиями производителей, а общеэкономической ситуацией в России.

«Безусловно, мониторы довольно сильно пострадали из-за роста популярности мобильных устройств, как ноутбуков, так и затем планшетов. Тем не менее спрос на монитор как оптимальное устройство не для развлечений, а для каждодневной, многочасовой работы сохраняется, — уверяет Соловьева. — На мой взгляд, тут монитор по-прежнему не имеет разумной альтернативы. А вот то, что бизнес не стремится (или просто не может) вкладывать деньги в обновление парка оборудования, имеет непосредственное отношение к общеэкономическим показателям».

В компании ViewSonic надеются, что на российском мониторном рынке наступит период стабилизации, когда годовые показатели будут колебаться в рамках незначительной коррекции. Так же, как это уже происходит в Европе. По данным исследовательской компании MEKO-DisplayCast, мониторный рынок Германии в 2013 г. сократился незначительно по сравнению с 2012 г. (-6%), а рынок Великобритании стал меньше всего на 2%. Однако пока это скорее мечты. «Состояние российской экономики в целом не внушает оптимизма, так что, к сожалению, говорить о стабилизации ИТ-рынков пока не приходится», — констатирует Соловьева.

Леонид Мизюльченков считает, что хотя объемы продаж мониторов снизился по сравнению с теми, что наблюдались 10 лет назад, это не означает, что этот сегмент находится в критическом состоянии.

«Изменилась роль мониторов в ИТ, и производители отреагировали на это выпуском специализированных устройств, предназначенных для отдельных групп потребителей, — уверяет Мизюльченков. — Кроме того, в последние годы получили массовое распространение и поддержку на уровне операционных систем новые технологии. В первую очередь, это технология „мультитач“, благодаря которой появились целые семейства мониторов с сенсорными панелями. Бурный рост наблюдается в поставках мониторов для оснащения публичных мест — магазинов, информационных стоек, рекламных конструкций. Раньше этот сегмент находился в зачаточном состоянии, а сегодня демонстрирует рост от года к году. Гораздо активнее стали покупать мониторы для домашнего использования. Это во многом связано с распространением мультимедиа высокой четкости».

Точки роста, таким образом, по мнению главы представительства IIYAMA в России, имеются. Но возможность их использовать каждым отдельным вендором будет зависеть от того, сумеет ли он предложить модельный ряд, способный «закрыть» все пользовательские задачи. Важнейшим фактором станет специализация устройств — полагает Мизюльченков.

Точки роста

Возможные точки роста на рынке мониторов — одна из наиболее интересных, перспективных тем. На фоне падающего рынка компании, нащупавшие свои ниши, смогут укрепиться и чувствовать себя вполне комфортно.

«Да, в 2013 г. многие производители теряли продажи, но есть и такие, которые, несмотря на негативную рыночную тенденцию, смогли найти ту самую точку роста, — подчеркивает консультант по рынку ИТ компании GfK Василий Игошин. Кстати, он уверяет, что рынок мониторов не „умирает“, как могло бы показаться на первый взгляд. — Мониторы с технологически устаревшей матрицей TN исчерпали свой потенциал, и на рынке началось долгожданное технологическое обновление. IPS — тот вектор развития, на который будут ориентироваться производители в 2014 г. Мониторы на данной матрице становятся все большее популярными среди потребителей. Активное продвижение этих моделей принесло ожидаемый рост продаж мониторов на матрице IPS, превышающий 60% (по сравнению с продажами 2012 г.). Увеличивается и размер продаваемых мониторов». Валентина Ким считает, что сегодня в фаворе «диагональ и премиум ассортимент». «Сегодня рост возможен только в этом направлении. Популярные ранее „дешевые“ сегменты постепенно уйдут», — уверена Ким.

По мнению руководителя направления продуктового маркетинга отдела мониторов Samsung Electronics Russia Александра Воскресенского, в последнее время на рынке стали появляться и новые технологически продвинутые сегменты. Это направления мониторов высокого разрешения, таких как QWHD и появившиеся в прошлом году UHD-аппараты.

«Этот рынок только начинает формироваться, — рассказывает Воскресенский. — Мы рассчитываем, что в этом году его ожидает серьезное развитие. Хотим значительно увеличить объем продаж техники в данном сегменте и для этого выпустили первый в нашей продуктовой линейке UHD-монитор с диагональю 28 дюймов, который поступил в продажу в России с 11 марта 2014 г. Мы уверены, что эта недорогая модель позволит осуществить легкий переход на настольные мониторы с революционным по сегодняшним меркам разрешением». Кроме того, в Samsung уверены, что значение имеют не только технические характеристики, но и дизайн устройств.

В «НЭК Дисплей Солюшенс ГмбХ» собираются и дальше развивать общекорпоративный и нишевый сегмент профессиональных мониторов, на котором компания сфокусировалась несколько лет назад, поскольку технологические разработки для данных продуктов позволяют компании, по словам Михаила Вакуленко, занимать лидирующие позиции. «Многие производители вслед за тенденциями рынка переходят на выпуск большего количества мониторов с IPS-матрицами, и эта тенденция сохранится в ближайшее время, — уверен Вакуленко. — Именно в этом сегменте стоит ожидать значительного роста, поскольку пользователи стали более разборчивы в выборе техники, а модели с IPS-матрицами — более доступны».

«В 2013 г. мы наблюдали смещение спроса и предложения в сторону мониторов больших диагоналей от 23 дюймов, такая тенденция сохранится и в 2014 г., — подчеркивает Екатерина Царева. — Поэтому наши планы предусматривают увеличение доли мониторов с диагональю 23–32 дюйма до 40–50% общего объема продаж. Снижение стоимости моделей с IPS-матрицами способствует увеличению спроса на такие аппараты и росту их популярности, так что, возможно, это внесет на рынок некоторое оживление и будет стимулировать потребителей к более быстрой замене старых дисплеев на новые. Также мы рассчитываем, что появление новых дисплеев с высоким разрешением 2К и 4К сможет привлечь новых пользователей и оживит рынок».

Менеджер по дистрибуции мониторов «Dell Россия» Павел Рузин полагает, что, как и в прошлые годы, в сегменте высоких диагоналей ожидается рост. Мониторы от 24 дюймов и выше, как правило, приобретаются пользователями в дополнение к портативному устройству для более удобной работы с мультимедиа-контентом. А все меньший разрыв в цене между мониторами на основе панели TN и на основе более дорогостоящей технологии IPS будет способствовать дальнейшему росту сегмента IPS-мониторов. «На сегодня уже практически каждый производитель имеет в своем продуктовом портфеле изделия на базе IPS-технологии», — уточняет Рузин.

Мария Соловьева также считает, что спрос на протяжении уже многих лет естественно смещается в сторону больших диагоналей. «На мой взгляд, есть некое естественное ограничение этому тренду, потому что настольный монитор формата больше 27 дюймов вещь достаточно массивная, требующая определенной „отстраненности“ пользователя — маловероятно, что такие решения будут иметь массовый спрос, — размышляет Соловьева. — Тем не менее пока сегмент диагоналей 23–27 дюймов еще далек от насыщения, здесь продажи будут расти».

Андрей Каракашев уверяет: в целом о росте в каких-то точках говорить не приходится, скорее следует вести речь о замещении. Чем меньше становится разница в цене между аппаратами с диагональю 18,5 и 19,5 дюйма, между 23 и 24 дюйма, тем больше покупатели предпочитают старшую диагональ. Соответственно в сегментах 19,5 и 24 дюйма будет происходить рост за счет сокращения младшей диагонали. Также по мере удешевления IPS-матриц 27 дюймов и особенно появления VA-матриц 28 дюймов эти сегменты также прибавят.

«Тенденция увеличения средней продаваемой диагонали на рынке сохранится, — рассуждает Каракашев. — Думаю, что скоро все сегменты ниже 19,5 дюйма станут историей или, по крайней мере, экзотикой. Также производители уходят из еще недавно очень популярного на В2В-рынке сегмента 20 дюймов — цены на матрицы 21,5 дюйма уже ненамного выше. Я не вижу потенциала у широкоформатных мониторов с соотношением сторон 16:10 в сегментах ниже 24 дюймов, так что когда-то очень востребованные на рынке широкоформатные 19 и 22 дюймовые аппараты прекратят свое существование уже в самое ближайшее время. А вот так называемые „квадраты“ (мониторы с соотношением сторон 5:4), остановка выпуска которых прогнозируется уже достаточно давно, пока продолжают жить. Есть стабильный спрос, пусть весьма нишевый и ограниченный, производители из этого сегмента не уйдут. Ну и, естественно, будут увеличиваться продажи больших мониторов (29 дюймов и выше), но там надо все же учитывать, что этот рост идет практически с нуля и на фоне своего рынка это не очень заметно».

Основу спроса, по мнению многих аналитиков, составят корпоративные закупки, мониторы для бизнеса. Хотя из домашнего сегмента мониторы также вряд ли уйдут. По словам Марии Соловьевой, тут будут востребованы мониторы больших диагоналей с продвинутыми характеристиками в качестве геймерских, для просмотра и редактирования фото-видео. Монитор в качестве «окна в Интернет» вытеснен мобильными решениями и, в меньшей степени, решениями на базе All-in-One«.

В IIYAMA считают, что будущее мониторов — в их специализации. Время «универсальных» устройств, которые одинаково хороши для решения любых задач, проходит. «Если мониторы, приобретаемые для оснащения рабочих мест офисных сотрудников, должны обеспечивать комфортную работу со стандартными приложениями, то аппараты, используемые специалистами в области графики и дизайна, должны соответствовать целому ряду специальных требований, связанных в первую очередь с качеством картинки, — поясняет Леонид Мизюльченков. — Свои требования предъявляют к мониторам геймеры, есть специфика у устройств, которые используются для оснащения мест продаж, справочных киосков и информационных стендов. Да и домашние пользователи теперь выбирают монитор, который послужит не только для работы или веб-серфинга, но и для просмотра высококачественного видео или фото в высоком разрешении. Всё это — сегменты, в которых мониторы будут востребованы в ближайшие годы. Но при этом все большую роль начнет играть специализация отдельных устройств. Думаю, что стабильным останется спрос на мониторы в корпоративном секторе. Не откажутся от этих устройств поклонники игр. Более того, появление все более технически совершенных сюжетов сформирует растущий спрос на устройства этого назначения. Рост популярности цифрового фото поддержит продажи мониторов, используемых для обработки мультимедиа».

Специалист по развитию бизнеса MMD (Philips Monitors) Богдан Демьянов сомневается, что при текущем положении вещей у рынка мониторов есть возможности роста. Какие-то сегменты, как то smart мониторы, аппараты с сенсорными экранами, 3D-мониторы, могут прибавить, но кардинально положение вещей они вряд ли изменят. При этом Демьянов считает, что вряд ли какие-то традиционные для мониторов сегменты полностью откажутся от этого продукта, как минимум в текущем году.

Технологический прорыв

Возможен ли на рынке мониторов технологический прорыв, который бы дал этому сегменту новую жизнь? У экспертов единого мнения нет. Михаил Вакуленко полагает, что технологические прорывы возможны, и скорее всего уже в ближайшее время мы увидим «некоторое количество перспективных технологий».

«Правда, скорее всего, эти технологии будут направлены на обеспечение и улучшение коммутации мониторов с мобильными устройствами и взаимодействие с пользователями (интерактивные возможности, эргономические улучшения, датчики присутствия)», — уточняет Вакуленко.

По мнению Марии Соловьевой, сейчас инженеры активно работают над увеличением разрешения монитора. «Не знаю, можно ли это назвать „прорывом“, но поверьте: разница между „стандартным“ и монитором с разрешением 4К видна, как говорится, невооруженным глазом, — рассказывает Соловьева. — Тем не менее в силу высокой стоимости таких моделей на сегодняшний день они остаются нишевым продуктом, существенно не влияющим на объемы рынка. Но это тренд развития, наряду с появлением все большего количества моделей на не TN-матрице, в том числе и для бюджетных сегментов».

Леонид Мизюльченков уверен, что уже в ближайшем будущем стоит ожидать перемен, связанных с развитием технологий сенсорных экранов, появлением новых интерфейсов. «Наверняка изменят рынок мониторы 4К, массовый выпуск которых уже не за горами», — подчеркивает Мизюльченков.

Согласен с коллегами и Павел Рузин. Однако по его мнению, пока сложно прогнозировать, в какие сроки рынок мониторов с разрешением 4K и 2K сможет набрать заметный оборот. «На сегодня контента для данного разрешения практически нет, и поэтому спрос будет, скорее всего, крайне умеренным, — полагает Рузин. — Покупателей в потребительском секторе может привлечь ценник порядка 700 долл. на такие мониторы с диагональю 28 дюймов и матрицей типа TN, который сейчас анонсируют несколько вендоров. Что касается разрешения 4K и 2K на базе технологии IPS, то такие аппараты ориентированы прежде всего на узкий сегмент графических профессионалов». Валентина Ким намекает, что рынок ждут «прорывы от ASUS Display».

А вот Андрей Каракашев полагает, что полномасштабных прорывов не будет. Хотя в целом «мониторы с применением новых технологий появляются регулярно, в большинстве случаев находят своего покупателя и демонстрируют определенную стабильность в продажах».

По мнению Богдана Демьянова, «если какой-то скачок и произойдет, то, вероятно, это будет уже не совсем монитор в том смысле, как мы его сейчас понимаем».

Тактильные мониторы

Год назад считалось, что ори­ентация операционной системы Windows 8 на сенсорное управление приведет к росту популярности мониторов с touch-скрином. Тем более что при наличии touch-управления идея превратить монитор в «тонкий клиент» не выглядит безумной.

Однако сегодня многие эксперты больше склоняются к мысли, что существенно изменить рынок сенсорные мониторы вряд ли смогут. Некоторые даже полагают, что touch-скрин — «тупиковый путь». Хотя единого мнения по этому вопросу нет.

Марии Соловьева напоминает, что на сегодняшний день touch-дисплеи — нишевый продукт. «И дело тут не столько в мониторе, хотя его более высокая стоимость по сравнению с „традиционными“, конечно, влияет на спрос, — поясняет Соловьева. — При этом основной фактор — отсутствие значительного числа приложений, в которых этот функционал был бы реально востребован. Однако у нас все больше и больше запросов на такие решения со стороны организаций, где на основе этой технологии реализуются интересные проекты. Как правило, это образовательные учреждения, музеи, библиотеки. Покупая touch-монитор, частный пользователь или организация должны понимать, для чего и каким образом они планируют использовать этот функционал. В противном случае они, вероятно, будут разочарованы». По мнению менеджера по маркетингу компании ViewSonic, ситуация с touch-мониторами в чем то напоминает ситуацию с 3D-мониторами, которыми многие пользователи увлекались, не понимая определенно, что они хотят получить от этой технологии. «Правда, с точки зрения перспективы использования я вижу гораздо больше возможностей для достаточно активного и, можно сказать, массового применения touch-технологии по сравнению с 3D», — уточняет Мария Соловьева.

Сравнивает touch с 3D и Дмитрий Виноградов: «Спрос на мониторы с функцией touch пока малозаметен, продажи буквально штучные, так же, как и 3D-мониторов. Обе эти технологии никак не влияют на рынок мониторов».

«Мониторы с функцией touch присутствуют на рынке уже несколько лет, и к сожалению, сенсорные технологии не оказали существенного влияния на рынок мониторов. Это по-прежнему ограниченный сегмент для узкого круга потребителей», — подчеркивает Екатерина Царева.

Согласен с коллегой и Павел Рузин. «Даже выход ОС Windows 8 не сделал сенсорные технологии более популярными, — замечает Рузин. — На сегодняшний день общая доля сенсорных мониторов не дотягивает до 0,5%, и вряд ли данная ситуация кардинально изменится».

Андрей Каракашев полагает, что существенного влияния на рынок появление мониторов с функцией touch в ближайшее время не окажет. «Вначале это будет нишевым продуктом, — рассказывает Каракашев. — В дальнейшем, при уменьшении стоимости самой технологии, когда разница в цене между обычным монитором и сенсорным станет не очень заметной, популярность таких продуктов должна увеличиться. Многое будет зависеть и от дальнейшей эволюции операционных систем: насколько интуитивно-удобной будет работа с окнами на сенсорном экране».

Валентина Ким считает, что в силу обилия и разнообразия планшетов и ноутбуков с touch-экранами этот сегмент вряд ли получит широкое распространение.

В компании NEC, по словам Михаила Вакуленко, видят определенную перспективу для интерактивных мониторов, которые, обладая определенным набором дополнительных функций, могут с успехом использоваться в Retail Digital Signage сегменте. Несколько моделей мониторов NEC для этого направления появятся уже в ближайшем будущем.

А вот по мнению Богдана Демьянова, поскольку «крупнейший производитель операционных систем предлагает пользоваться всеми возможностями сенсорных экранов, развитие этого сегмента на сегодняшний день неизбежно». С другой стороны, кроме операционной системы не так много приложений, приспособленных для работы с сенсорным экраном. Ситуация постепенно меняется, но для глобальных изменений требуется время. «Предложений сенсорных мониторов появляется все больше, однако не уверен, что такой продукт является финальным — взять хотя бы наклон подставки (пока монитор в основном располагают вертикально), высоту (именно высоту) рамки, толщину аппарата, — резюмирует Демьянов. — Думаю, ветвь будет развиваться, пока производители ОС ее развивают, и устройства видоизменятся от „мониторов с сенсорным экраном как функцией“ до „сенсорного монитора как полноценного устройства, отличающегося от монитора, как мы видим его сейчас“».

Не согласен с коллегами Леонид Мизюльченков. «Мультитач», по его словам, один из важнейших трендов в ИТ. «Эта технология меняет основу основ взаимодействия компьютера и человека — интерфейс, — уверяет глава представительства IIYAMA в России. — Во многом благодаря развитию технологии сенсорных экранов появились такие устройства, как смартфоны и планшеты, которые меняют принципиальные представления об ИТ. Поэтому говорить о том, что „мультитач-дисплеи“ — „тупиковый путь развития“, в корне неверно. Наоборот — это важнейший тренд, который будет определять и технологическое будущее сегмента, и сферы применения этих устройств, и характер их эксплуатации. Если раньше они использовались только для отображения информации, то теперь с их помощью информацией можно управлять. Согласитесь, это — принципиально новая роль монитора в составе вычислительных систем».

Кругом одни экраны

Некоторые эксперты предсказывают, что уже в недалеком будущем нас будут окружать дисплеи различного размера и вида, «выход» на которые будет осуществляться с мобильного устройства. Возможно, именно таким станет будущее мониторов?

Михаил Вакуленко полагает, что постепенно все к этому и идет. «Мониторы со свободным доступом с любого устройства — это заманчивое будущее, которое, впрочем, наступит не так скоро, как хотелось бы, — поясняет Вакуленко. — Пока подобные решения применяются в проекторах и широкоформатных дисплеях. Как только подобные технологии значительно подешевеют, они непременно перейдут в разряд обязательного функционала мониторов».

Мария Соловьева подчеркивает, что нас уже окружают дисплеи различного вида и размера (смартфоны, планшеты, электронные книги у нас «в кармане», ноутбуки, мониторы, моноблоки на рабочих местах и дома, большие информационные дисплеи и терминалы в общественных местах...). «Использование монитора для отображения мобильного устройства уже не экзотика — аппараты с разъемом MHL, например, уже сегодня вполне доступны, — рассказывает Соловьева. — Я думаю, что мониторы органично интегрируются в эту новую „дисплейную среду обитания“».

Валентина Ким также отмечает, что подобные сценарии есть уже сейчас. «Например, наша серия USB-мониторов MB, питание которой происходит только от USB-разъема, при этом, есть поддержка Full HD, — поясняет Ким. — Заменят такие мониторы обычные или нет в будущем — сказать трудно. Тем не менее активно развиваем и это направление на случай, если развитие событий пойдет именно так».

По словам Дмитрия Виноградова, говорить, что будущее за «дисплеями с выходом с мобильного устройства», не совсем корректно, так как это просто еще одна функция, которая будет присутствовать (и уже присутствует) в дорогих моделях мониторов. Например, мониторы с интерфейсом MHL уже в продаже есть, но пока их доля не превышает 5%.

А вот по мнению Леонида Мизюльченкова, такого рода перемены вполне можно пока считать фантастическими. «Есть предсказания о том, что мониторы станут гибкими, их можно будет свернуть в трубочку, — размышляет Мизюльченков. — Приходилось читать о том, что в будущем монитором сможет служить любая поверхность — будь то пол, стены, потолок или чистый лист бумаги. В любом случае — все это пока остается лишь предположениями и во многом плодами фантазии. Правда, как мы знаем, дистанция между фантастикой и реальностью в наши дни стала гораздо короче».

Согласен с коллегой и Андрей Каракашев: «Эксперты говорят и о гибких экранах, которые можно будет сворачивать в трубочку и носить с собой, как бумагу, и о встроенных поверхностях, выполняющие роль экранов, и о том, что очки со встроенными дисплеями полностью вытеснят мониторы. Есть также совсем фантастические сценарии с проецированием изображения непосредственно на сетчатку глаза. В ближайшие лет 10–15 ничего из перечисленного точно не произойдет. А о более дальних горизонтах имеет смысл говорить со специалистами-футурологами».

Впрочем, Андрей Каракашев полагает, что о кризисе идей у производителей говорить нельзя. Появляются новые типы мониторных матриц сверхвысокого разрешения, матрицы новых размеров, в том числе 32 дюйма и выше, свою нишу нашли мониторы с разъемом MHL для подключения смартфонов, в самое ближайшее время обычному потребителю станут доступны беспроводные дисплеи, сенсорные. «Кроме того, категория мониторов расширяется за счет их проникновения в сегмент моноблоков, появления устройств на базе операционных систем Android и Windows — хотя эти изделия, возможно, уже и не совсем корректно называть мониторами, но тем не менее вендоры позиционируют их в мониторной категории, — рассказывает региональный директор компании MMD Monitors&Displays. — Каждый из этих типов продуктов по отдельности не влияет на рынок. Однако если рассматривать все инновационные мониторы в целом, то все-таки определенное влияние на рынок они оказывают».

«Логично, что в домах будет все меньше мониторов, их функции возьмут на себя экраны ноутбуков, телевизоры, проекторы и разные другие устройства отображения. В офисе и на рабочем месте ситуация немного другая, и пока не видно, чем можно полноценно заменить монитор, — считает Богдан Демьянов. — Даже если говорить о ноутбуках, то для сохранения их мобильности приходится ограничивать размер экрана, что не всегда подходит пользователю. Поэтому о том, что в ближайшем будущем мониторы совсем уйдут из всех сегментов, говорить рано. Думаю, придется подождать, пока широкому потребителю станут доступны экраны большого размера, но с возможностью их уменьшения (сложить, свернуть, скрыть и т. п.)».

Что же хочет покупатель

А что обо всем этом думает покупатель? Что он ждет от мониторов, на что обращает внимание при покупке, к чему стремится при использовании? Или по-прежнему главным для него остаются такие параметры, как размер и цена?

По словам Валентины Ким, покупательский спрос постепенно меняется в сторону бОльшей диагонали, более примечательного дизайна и широкой опциональности. «Это подтверждается не только статистикой всего рынка мониторов, но и высокими продажами нашей серии мониторов Designo MX, и наших премиум-моделей на IPS-матрицах», — уверяет Ким.

Екатерина Царева полагает, что в условиях нестабильной экономической ситуации на первое место для широкого круга потребителей выходит доступная цена. При этом дизайн, размер и дополнительный функционал значения не имеют. «Мы все же надеемся, что экономическая ситуация в России улучшится во второй половине 2014 г., и в этом случае можно будет обсуждать изменения в покупательском спросе», — поясняет Царева.

«Спрос движется в совершенно ожидаемом и логичном направлении: потребитель хочет лучшее качество за меньшие деньги, — подчеркивает Андрей Каракашев. — Что касается размера, то тут такая же ситуация: если разница в цене для конечного потребителя в магазине составит несколько сотен рублей, то, скорее всего, он выберет старшую диагональ. Дизайн важен в средних и высоких сегментах, хотя опять же потребитель предпочтет красивое изделие при равенстве остальных показателей, в первую очередь цены и характеристик. А вот переплачивать отдельно именно за дизайнерский продукт готовы, по нашим оценкам, не более 10% покупателей. В бюджетных линейках, особенно если речь идет малых диагоналях, дизайн почти не играет роли. Что касается дополнительной опциональности, то она, безусловно, нужна. Есть потребители, для которых существенно, например, наличие встроенной веб-камеры, USB-концентратора или регулировки по высоте, соответственно везде, за исключением малых диагоналей и бюджетных сегментов, им надо такую возможность предоставлять. Ну и, например, наличие разъема HDMI становится почти обязательным требованием для больших диагоналей».

Богдан Демьянов полагает, что для покупателя именно размер имеет большое значение. «Пожалуй, первое, на что обращает внимание покупатель, это именно диагональ, а все остальное по мере финансовых ожиданий и технической необходимости», — не скрывает Демьянов.

По мнению Михаила Вакуленко, для обычного пользователя размер имеет значение. Для корпоративного сегмента более важным оказывается функционал — офисные работники целый день проводят за монитором. Поэтому на первое место выходят эргономика и комфорт восприятия изображения. Павел Рузин также полагает, что следует разделять потребительский и коммерческий сегменты. «В коммерческом, корпоративном сегменте изменений, вероятнее всего, не предвидится, — рассказывает Рузин. — Акцент по-прежнему будет делаться на мониторах с базовыми функциями, и определяющая роль останется за стоимостью. В потребительском сегменте пользователи отдадут предпочтение мониторам с бОльшей диагональю и так называемым визуально безрамочным дисплеям или с очень тонкой рамкой».

Что касается дополнительной опциональности, то для пользователей, по словам менеджера по дистрибуции мониторов «Dell Россия», сегодня важна возможность интегрировать практически всю имеющуюся в их распоряжении электронику с такими устройствами, как мобильный телефон или планшет. Поэтому основная масса мониторов, предназначенных для потребительского рынка, скорее всего, будет поддерживать технологию MHL для воспроизводства контента с мобильных устройств.

А вот Леонид Мизюльченков уверен, что времена, когда монитор выбирался по соотношению факторов «диагональ-цена», давно прошли. «В наши дни при выборе той или иной модели играет роль масса факторов, — уверяет Мизюльченков. — Во многом они зависят от того, для каких целей приобретается монитор и в каких условиях он будет использоваться. Безусловно, все чаще во главу угла ставится дизайн устройства, его способность „вписаться“ в интерьер квартиры или рабочего кабинета. Важна способность изделия работать с тем или иным устройством — настольным компьютером, ноутбуком, игровой приставкой, планшетом, смартфоном, ресивером цифрового ТВ и т. д. Обращают внимание на эргономику, вариативность возможностей размещения. Спрашивают о дополнительных функциях. И конечно же важнейшим критерием выбора остается качество изображения».

Что нам готовит 2014-й

Сценарии развития рынка мониторов на 2014 г. большинства экспертов и аналитиков в основном негативные.

При сохранении текущей экономической ситуации в 2014 г. ITResearch ожидает сокращение рынка на 10%. И это при том, что уже сейчас текущие уровни продаж даже не покрывают естественное выбывание установленного оборудования. Если же сбудутся более оптимистичные прогнозы экономистов (рост на 2%), то возможна даже небольшая (в пределах 5%) коррекция рынка вверх.

По мнению ряда экспертов, в случае реализации какой-либо эффективной антикризисной программы рынок, начиная со второй половины 2014 г., может подрасти. Однако вероятность такого позитивного сценария аналитики ITResearch оценивают лишь в 30%. Особенно учитывая тот факт, что в улучшение состояния мировой экономики в течение ближайшего года, по данным публикаций в СМИ, верят только 17% руководителей российских компаний. 30% считают, что дела пойдут хуже, в том числе и в России.

Таким образом, итоговый консенсус-прогноз ITResearch по рынку мониторов на 2014 г. выглядит следующим образом: минус 5%.

Данные за январь 2014 г. подтверждают самые негативные ожидания. По данным ITReaserch, за это время было продано примерно 243 тыс. мониторов на 42,4 млн. долл. Это означает, что в годовом исчислении рынок стал меньше на 26,5%. «Текущие объемы фактически не покрывают естественного выбывания, несмотря на высокую надежность современных аппаратов, — поясняют аналитики. — Видимо, нежелание клиентов переходить на Windows 8 столь велико, что большинство программ обновления парка заморожено. Еще более мощный источник снижения — резкая девальвация рубля. В тот момент, когда дилеры и розница вынуждены покупать мониторы (и не только) дороже, чем они стоят у них на полках, рынок просто не может не падать». Впрочем, эксперты поясняют, что такое катастрофическое падение рынка в январе было связано в том числе и с тем, что склады в России полны. На первом месте по-прежнему компания Samsung, Acer вернулась на второе место, а LG — на третье. При этом стоит понимать, что объемы у всех столь небольшие, что рейтинги могут флуктуировать самым причудливым образом.

Зато в феврале 2014 г. российский рынок впервые за очень длительное время почти не сократился. В ITResearch отметили, что за это время было продано около 340 тыс. устройств на 54,1 млн. долл. Выравнивание рынка, по словам аналитиков компании, было обусловлено прошедшими тендерами, в рамках которых в одну из госструктур было закуплено значительное количество мониторов. Если же «изъять» из общих объемов данных тендерные объемы, то в целом рынок показал примерно 20%-ное падение в годовом исчислении. Эффект девальвации рубля уже начал положительно отражаться на ряде отраслей экономики, но для того, чтобы это повлияло на платежеспособный спрос, нужно время.

В компании MERLION уверены, что в 2014 г. негативная тенденция сохранится. «Если исходить из объема продаж в январе и феврале 2014 г., то весь рынок в 2014 г. едва ли превысит 3 млн. штук», — уверяет Дмитрий Виноградов.

Павел Рузин напоминает, что ситуацию с падением рынка в течение последних двух лет нельзя рассматривать в отрыве от состояния рынка ПК в целом, поскольку в последние два года мы наблюдаем сокращение поставок профессиональных систем и все большее доминирование портативных устройств (ноутбуков и планшетов). «Вполне вероятно, что эта тенденция будет определять будущее, — считает Рузин. — В этом году аналитики прогнозируют дальнейшее падение, но точные границы сейчас никто не возьмется определить ввиду нестабильной экономической ситуации, резкой девальвации национальной валюты в течение последних двух месяцев. Все это вынудит игроков рынка пересмотреть свою ценовую политику. Но несмотря на все эти факторы и крайне неутешительные итоги января, в котором падение составило 26% по сравнению с прошлым годом, общий рынок в 2014 г. все-таки не должен упасть ниже четырех миллионов устройств. Я бы оценил его в 4–4,5 миллиона штук».

Валентина Ким полагает, что падение на рынке мониторов — обратная сторона развития мобильных устройств. Увеличение продаж на нем не предвидится, но будут расти диагонали и средневзвешенная стоимость аппарата, что, в принципе, происходит уже сейчас.

Андрей Каракашев обращает внимание на то, что в России, возможно, спад идет быстрее, чем хотелось бы и чем это происходит в других странах Восточной Европы, но снижение объемов вполне ожидаемое. «С другой стороны, можно найти и некоторые положительные стороны даже в этом: он быстрее достигнет дна (возможно, уже в этом году), — рассуждает Каракашев. — И дальше уже вендорам станет проще выстраивать стратегию на предсказуемом стагнирующем рынке, потому что в настоящий момент есть ощущение, что рынок перенасыщен товаром, все игроки закладывались на более медленный спад и сейчас вынуждены корректировать свои действия на ходу, расчищая избыточные товарные запасы. В любом случае, спрос на мониторы среди конечных потребителей останется стабильным до тех пор, пока не будет предложено что-то принципиально новое с точки зрения технологии, однако в ближайшие лет 10 этого точно не произойдет. Кроме того, существенная часть крупных государственных и корпоративных заказчиков в силу специфики своей деятельности никогда не перейдет на портативную технику, вне зависимости от динамики цен на нее, и поэтому рынок мониторов в В2В-сегменте также сохранится, хотя, конечно, частота обновления парка уже сейчас замедляется. И вызвано это в первую очередь общим состоянием нашей экономики и недостаточностью финансирования».

Мария Соловьева подчеркивает, что все возможные «точки роста» будут реализованы лишь на фоне если не растущей, то хотя бы стабильной экономической ситуации. При сохранении неблагоприятных трендов начала 2014 г. все сегменты рынка, как корпоративные, так и частные пользователи, будут пересматривать планы и откладывать покупки предметов «не первой необходимости».

Павел Рузин уверяет, что, как и в прошлом году, на рынке будет доминировать бюджетный сегмент. «Но при этом в последнее время мы наблюдаем его смещение в сторону мониторов с большей диагональю, — поясняет Рузин. — Как и раньше, увеличатся продажи в сегменте мониторов с диагональю 21 дюйм — их доля составит порядка 30%. Также ожидается рост в сегменте мониторов с диагональю 19,5 дюйма, который начал набирать популярность во второй половине прошлого года. Эти тенденции определяются в том числе и ценовой политикой вендоров, благодаря которым мы видим минимальный разрыв в цене между мониторами диагоналей 21,5 и 19 дюймов. Что касается диагоналей 18,5; 19 и 20 дюймов, то, скорее всего, продажи таких аппаратов будут стремительно падать, уступая место мониторам с диагоналями 19,5 и 21,5 дюймов».

По оценкам Василия Игошина, однозначно можно констатировать следующий факт — в ближайшем будущем на рынке мониторов станет доминировать IPS.

Василий Мочар напоминает: делать сегодня какие-то прогнозы сложно, прежде всего из-за непонятной экономической ситуации. С одной стороны, потенциал у рынка мониторов есть. «По нашим оценкам, компьютерный парк России можно оценить в 22–25 млн. штук, — поясняет Мочар. — Причем последние крупные закупки техники производились в 2007-2008 гг. К тому же большая часть машин работает под Windows XP, а это значит, что замена неизбежна. Проблему осложняет то, что мониторы служат долго, большинству установленных сегодня дисплеев 5–7 лет. Однако морально аппараты с 15—16-дюймовым размером экрана уже устарели и требуют замены». Именно поэтому в ITReaserch не исключают, что рынок мониторов может вырасти. Однако экономическая ситуация такова, что компании предпочитают работать на устаревшем оборудовании и не тратить деньги на обновления.


Версия для печати (без изображений)