Прошлый год оказался непростым для российского рынка ИБП. Торможение темпов роста, наблюдавшееся в 2012 г., сменилось падением. Итоги 2013 г. оказались значительно хуже прогнозов аналитиков. Как отмечают в ITResearch, основная причина этого — существенное ухудшение макроэкономической ситуации и, как следствие, падение спроса в корпоративном и потребительском сегментах.

Объем и динамика

Динамика рынка ИБП в течение 2013 г. в целом была отрицательной, но неравномерной. По данным ITResearch, в I квартале прошлого года по сравнению с тем же периодом 2012 г. рынок сократился на 27,2% в штуках и на 15,4% в деньгах. Этот квартал вполне можно назвать провальным. Во II квартале ситуация несколько выравнилась — по сравнению с I кварталом текущего года рынок показал впечатляющий рост — на 14% в штуках и на 30% в деньгах. Однако в годовом исчислении вновь налицо падение: на 10% в натуральном выражении и около 2% в денежном. Во втором полугодии 2013 г. рынок чувствовал себя ненамного лучше.

В целом, по данным ITResearch, в 2013 г. на российском рынке было продано 1,95 млн. ИБП на сумму 503,6 млн. долл. По сравнению с показателями 2012 г. объем рынка уменьшился на 17% в штуках и на 9% в деньгах.

Оценка IDC выглядит еще более пессимистично. «Рынок источников бесперебойного питания в 2013 г. составил приблизительно 437 млн. долл. и снизился на 24% в штучном и на 13% в денежном выражении», — утверждает Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC.

Оценивая объем и динамику российского рынка ИБП, многие опрошенные игроки, как обычно, соглашаются с данными аналитиков либо называют близкие к ним цифры. Тем не менее, как ни странно, почти все они считают прошедший год успешным.

«Так как наша доля составляет более половины всего рынка ИБП, то динамика продаж была ненамного лучше рынка, — говорит Тимур Алтышев, менеджер по стратегическому маркетингу подразделения IT Business компании Schneider Electric. — На фоне великолепного 2012 г. прошлый год успешным назвать, конечно, нельзя. Достижением стало укрепление наших рыночных позиций: общая доля выросла с 50% в 2012 г. до 51% в 2013 г., доля в сегменте однофазных ИБП выросла с 55 до 56%, в трехфазных — с 35 до 40%».

Анастасия Киселева, директор по маркетингу компании Delta Russia&CIS, обращает внимание на отличие прошлогодней поквартальной динамики продаж от «привычной»: «На IV квартал, как правило, приходилось порядка 40–50% годовых продаж. Но в 2013 г. этого не произошло, показатели IV квартала остались на уровне III квартала». Анастасия Киселева напоминает, что в 2012 г. продажи ИБП Delta Electronics продемонстрировали впечатляющий рост — 50%. В прошлом году, по ее словам, поставки увеличились на 20%: «В целом, с учетом общей экономической обстановки и ситуации на рынке ИБП, прошлый год стал для компании успешным».

Петр Чукалин, бренд-менеджер Ippon (ИБП под этой торговой маркой поставляет компания Merlion), считает, что в прошлом году объем российского рынка ИБП сократился на 15% в штучном выражении и на 10% — в денежном. Ссылаясь на данные ITResearch, он утверждает, что доля Ippon в штучном выражении составила 34%.

Константин Ермаков, глава российского представительства Powercom, обращает внимание на рост средневзвешенной стоимости ИБП: «Это означает перераспределение спроса. Для нас эти показатели не были чем-то удивительным и неожиданным, к такому повороту событий мы начали подготовку еще в 2012 г. и сейчас выводим новые модели, наиболее полно отвечающие изменениям спроса». По его словам, Powercom выполнил планы на прошедший финансовый год: «На фоне отсутствия крупных проектов мы показали неплохие результаты в канальных продажах. Совершенно точно рынок падал сильнее и быстрее нас, поэтому можно сказать, что нам удалось сохранять позиции и даже чуть подрасти на фоне общего падения».

По оценке Александра Халаева, генерального директора компании Tripp Lite в России, Украине, Белоруссии и странах Балтии, в штучном выражении продажи ИБП в России снизились примерно на 20%. «Правда, это затронуло в первую очередь сегмент настольных устройств, продажи трехфазных ИБП росли, что скомпенсировало падение продаж в штучном выражении, и в деньгах рынок показал скорее нулевую динамику, — считает он. — Этот тренд не нов — не первый год идет замещение настольных ПК ноутбуками, что снижает спрос на настольные ИБП. С другой стороны, все чаще системой бесперебойного питания обеспечивают бытовую технику, домашнюю электронику (сетевые хранилища, медиа-проигрыватели, домашние кинотеатры и пр.). Но пока эта тенденция не настолько сильна, чтобы компенсировать падение продаж настольных ИБП. Что касается более мощных систем, в этом сегменте динамика тоже носит многолетний характер. Уже не первый год наблюдается устойчивое движение в сторону централизации вычислительных мощностей предприятий. Растет спрос на формат мини-ЦОДов со стороны сегмента СМБ. Это означает рост продаж мощных и сверхмощных решений».

Александр Халаев называет прошедший год «очень удачным» для компании Tripp Lite: «Как ни странно, сокращение ИТ-бюджетов сыграло нам на руку. Пользователи, особенно в сегменте СМБ, оптимизируют свои издержки и уделяют максимум внимания соотношению цена/качество. В этой ситуации продукция компании Tripp Lite оказывается в выигрыше, поскольку мы можем предложить полные аналоги, и по функционалу, и по надежности, устройств основных конкурентов, но по более привлекательной цене. Это позволило нам в 2013 г. получить заметный рост продаж во всех сегментах своей продукции». Кроме того, он отмечает, что пару лет назад компания начала активные продажи в России дополнительного оборудования — стоек, шкафов, KVM-переключателей, кондиционеров: «В прошлом году этот сегмент показал очень хорошую динамику. Вывод линейки крайне удачно лег на общий тренд активного строительства в России новых ЦОДов, включая мини-ЦОДы для малых и средних предприятий».

Из «общего хора» выбивается Максим Баканов, заместитель технического директора компании «Клорайд Рус», — по его мнению, в 2013 г. в деньгах рынок прибавил 7%. Он считает прошедший год успешным для компании и утверждает, что ее оборот вырос на 7–10%: «Значительный вклад в это внесли проекты поставки оборудования в ЦОД Газпромбанка, аэропорт „Рощино“, а также развитие сетей традиционных клиентов: Сбербанка, Центробанка России, группы ВТБ и др.».

По мнению Дмитрия Лачинова, руководителя направления «Системы электропитания» компании SVEN, рынок существенно (на 15-20%) сократился «в штуках», а «по стоимости — бьется около нуля»: «Есть рост средней цены ИБП, но он не компенсирует падение рынка. Причины этого: объективное (технологическое) снижение потребностей в ИБП на массовом рынке, общее ухудшение экономической конъюнктуры в России». По его словам, прошлый год для SVEN стал успешным: «Мы увеличили продажи ИБП на 18,4% в количественном выражении и на 17% в стоимостном. Отчасти это стало результатом проведенной в 2012 г. существенной оптимизации нашего модельного ряда. Также в 2013 г. мы продолжили работу по выводу новых перспективных моделей в те сегменты масс-маркета, где мы видим положительную динамику, в отличие от рынка компьютерного оборудования в целом».

«Склонен согласиться с цифрами ITResearch по динамике, минус 10% — похоже на правду», — говорит Евгений Жирнов, генеральный компании «Интеллиджент Пауэр» (поставляет ИБП под брендом Inelt). При этом объем продаж Inelt, по его словам, вырос почти на 10%: «Хотя это заметно ниже плановых цифр, с учетом динамики рынка, результат можно признать достаточно успешным».

«По нашим ощущениям, падение рынка ИБП в 2013 г. в разных сегментах составило от 15 до 25%», — отмечает Денис Андреев, руководитель департамента систем бесперебойного питания компании Landata. Прошедший год он называет «относительно успешным»: «Хотя по направлению ИБП оборот оказался немного меньше, чем в 2012 г., мы оказались существенно устойчивее рынка в целом. Компания Landata cохранила лидирующие позиции по доле рынка в направлении Eaton относительно других поставщиков. А по направлению Delta, по нашим ощущениям, доля рынка Landata среди поставщиков выросла».

В компании «Марвел-Дистрибуция» продажи ИБП в 2013 г. прибавили впечатляющие 36%, утверждает Сергей Прилепский, менеджер по развитию бизнеса APC-ISX.

«По нашей оценке, в 2013 г. в денежном выражении рынок остался (с небольшой погрешностью) на уровне 2012 г., — говорит Сергей Тузов, заместитель директора департамента PC&Peripherals компании OCS Distribution. — Наш оборот по линейке ИБП в 2013 г. был примерно равен обороту за 2012 г., и это можно считать хорошим результатом».

Петр Приходько, руководитель группы инженерных решений компании Treolan, считает, что «рынок ИБП в 2013 г. достиг показателей в пределах 570-590 млн. долл. в среднерыночных ценах»: «На фоне снижения объемов продаж ИБП малой мощности, продолжающегося уже не первый год, в сегменте трехфазных ИБП большой мощности наблюдалась положительная динамика и рост по отношению к 2012 г.». По его словам, для Treolan 2013 г. на рынке ИБП был «определенно успешным»: «Прежде всего, благодаря очень хорошим результатам в сегменте трехфазных ИБП большой мощности, в котором нам удалось добиться роста более 50%. Это позволило закончить год с ростом направления APC by SE на 15% в денежном выражении».

«Утяжеление» в падении

В те недалекие времена, когда рынок уверенно рос, аналитики, отмечая опережающий рост денежных показателей над «натуральными», говорили о движении рынка «в сторону инфраструктурных решений». В прошлом году падение объема «в штуках» оказалось гораздо глубже, чем в деньгах. Это свидетельствует о сохранении тенденции прошлых лет — «утяжеление» рынка ИБП продолжается. Как отмечают аналитики ITResearch, уже в первом полугодии 2013 г. «вследствие „пробуксовывания“ сегмента массовых ИБП и неплохой ситуации на инфраструктурном фронте средневзвешенная стоимость ИБП еще прибавила и достигла рекордного значения в 277 долл.».

С этим соглашаются и в IDC. «Массовый рынок сокращался, происходило падение относительной доли розничных продаж и снижение поставок маломощных ИБП, т. к. наблюдалось сокращение бюджетов домашних пользователей и сегмента SOHO. В это же время категория мощных и сверхмощных устройств показала небольшой, но уверенный рост», — утверждает Константин Макаренков.

В ITResearch отмечают некоторые структурные перемены: «К лету 2013 г. on-line ИБП в стоимостном выражении наконец-то превысили половину рынка, составив по итогам II квартала 2013 г. 52%».

Это подтверждают и в компании Delta Russia&CIS. «Расхождение в натуральных и денежных показателях обусловлено динамикой продаж „тяжелых“ устройств. Объемы рынка on-line ИБП выросли, в отличие от offline и line-interactive ИБП, продажи которых существенно снизились», — говорит Анастасия Киселева. По ее словам, «наиболее значимые результаты продемонстрировал именно корпоративный сектор»: «Столь динамичное развитие стало возможно благодаря возросшему числу отраслевых проектов и госзаказам. Также этому способствовала организация таких масштабных мероприятий, как Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу в 2018 г. Такие проекты всегда сопряжены со строительством высокотехнологичной инфраструктуры, которая требует защиты». Кроме того, Анастасия Киселева отмечает рост числа ЦОДов: «Это направление можно назвать одним из самых динамичных и способствующих росту рынка ИБП в целом. Во многом рост рынка ЦОДов обусловлен переходом к облачным технологиям, возрастанием числа пользователей мобильных приложений и сотрудников, работающих удаленно. При этом изменяются и требования к самим ЦОДам — теперь от них требуется большая надежность, эффективность и более высокий уровень защиты». По ее мнению, именно этот сегмент рынка сулит большие возможности для игроков: «Сейчас строительство ЦОДов — одна из приоритетных задач большинства крупных частных и государственных компаний. На сегодня рынок услуг ЦОДов нельзя назвать насыщенным, поэтому можно предположить, что это направление сохранит положительную динамику роста».

«Сегменты устройств корпоративного класса, а именно ИБП с чистой синусоидой (смарты) и устройства с двойным преобразованием (онлайны) росли, и доля таких ИБП в общем объеме продаж увеличилась, — соглашается Константин Ермаков (Powercom). — Обусловлено это несколькими факторами. В частности, технологическим — разница в цене между устройствами разных классов теперь не столь велика, как раньше, и зачастую заказчики согласны заплатить больше за более совершенные ИБП, и экономическим — даже аутсайдеры разработали и представили на рынок более совершенные устройства».

По словам Александра Халаева, рост продаж Tripp Lite в прошлом году во многом обусловили госзаказы: «Ведется активная информатизация регионов, внедряются автоматизированные системы в местных учреждениях медицины, образования, строятся МФЦ для обслуживания населения, реализуется еще целый ряд федеральных и региональных программ. Значит необходима компьютеризация рабочих мест служащих этих учреждений, закупка ПК и персональных ИБП к ним. Мы уверено растем в этом сегменте за счет высокой функциональности наших устройств и конкурентной цене. Заказчик все больше внимания уделяет не только цене, но и удобству (предпочтение отдается аппаратам, оснащенным розетками Шуко), функциональности (возможность настройки режимов работы ИБП с компьютера), а также надежности и качеству». По его оценке, рост в сегменте корпоративных ИБП составил в прошлом году около 8-10%: «Здесь мы также видим тенденции в свою пользу — основной рост приходится на модульные решения. Корпоративные пользователи активно строят свои ЦОДы, при этом они заинтересованы в том, чтобы не создавать излишний задел по мощности на перспективу, но в тоже время иметь возможность в дальнейшем легко и недорого наращивать свою инфраструктуру. В этой ситуации предпочтительны не сверхмощные системы энергорезервирования, а модульные системы ИБП мощностью в 20 кВ·А, 40 кВ·А — до 120кВ·А с возможностью наращивания до 480 кВ·А в режиме параллельной работы. Именно эти продукты показали наибольший рост продаж в нашей линейке».

«Массовый рынок ИБП (до 1 кВ·А) пострадал больше всего, упав на 22% в деньгах, так как помимо общеэкономической ситуации большое влияние на него оказало естественное снижение отгрузок настольных ПК», — говорит Тимур Алтышев (Schneider Electric).

Сергей Амелькин, менеджер по продукции направления «Качественное электропитание» компании Eaton в России, отмечает «устойчивое развитие корпоративного сектора»: «Это обусловлено тем, что на него приходятся наиболее востребованные мощности, имеющие широкий спектр применений». С этим соглашаются и в Ippon. «Мы можем отметить высокую степень востребованности ИБП в бизнес-сегменте», — говорит Петр Чукалин. А по словам Евгения Жирнова, «относительно лучше других чувствовали себя сегмент ИБП для телекоммуникаций и рынок ИБП для частных домохозяйств».

«В количественном выражении массовый рынок сокращался, в стоимостном — остался практически на нуле. Именно поэтому нас радует собственная положительная динамика, ведь SVEN по большей части работает именно на массовом рынке», — говорит Дмитрий Лачинов. Корпоративный сегмент, по его оценке, прибавил за счет увеличения продаж высокомощностных (более 10 кВ·А) модульных моделей ИБП: «Причина все та же: сокращение доли ИБП, предназначенных непосредственно для рабочих станций и соответственно более широкое их использование в качестве резервного источника для серверов, ЦОДов, телекоммуникационного оборудования и т. д.».

Представители OCS Distribution считают, что ни массовый, ни корпоративный сегмент не росли. «Это связано с общей начинающейся стагнацией ИТ-рынка», — поясняет Сергей Тузов. А в компании «Марвел-Дистрибуция» называют корпоративный рынок драйвером роста. «В первую очередь нужно отметить, что корпоративных заказчиков интересует весь спектр оборудования, скажем, APC by Schneider Electric, — однофазные ИБП, трехфазные СБП, компоненты и инфраструктура ЦОДов, кондиционирование, ПО, сервисы и пр. В то время как на рынке SOHO наибольшим спросом пользуется лишь часть этого оборудования, например однофазные ИБП, — утверждает Сергей Прилепский. — Во-вторых, рынок SOHO характеризуется высокой насыщенностью и ограниченным спектром оборудования (однофазные ИБП)».

Представители Treolan уверены, что течение последних нескольких лет корпоративный сегмент стал определяющим для развития всего рынка ИБП. «На фоне постоянного снижения интереса потребителей к рынку устройств для ПК, вызванного объективными причинами, все серьезные производители ИБП делают инвестиции именно в сегмент больших аппаратов и комплексных решений для корпоративных заказчиков, что, несомненно, дает положительные результаты, — утверждает Петр Приходько. — Вероятно, в ближайшие два-три года настанет момент, когда корректно будет рассматривать отдельно рынок ИБП для ПК и рынок комплексных инфраструктурных решений. Уже сейчас это достаточно разные сегменты с разными трендами и тенденциями. Со временем эта разница будет только увеличиваться. При совокупном анализе всего рынка ИБП тренды снижения продаж в SOHO не позволяют в полной мере оценить активный рост корпоративного сегмента».

Тенденции и события

«Утяжеление» рынка, которое, впрочем, наблюдается достаточно давно, многие опрошенные игроки назвали основной тенденцией 2013 г. Если, конечно, не принимать во внимание снижение его объема...

По оценке Тимура Алтышева (Schneider Electric), доля массовых ИБП (мощностью до 1кВ·А) сократилась ниже 30%, а доля трехфазных ИБП (более 10кВ·А) приблизилась к 30%, наибольшие объемы (более 40%) по-прежнему показывает сегмент ИБП для серверных комнат и сетевого оборудования (1-10кВ·А).

«Для поддержки транзакционного бизнеса во второй половине 2013 г. мы запустили ряд новых продуктов, находящихся в существенно более низком ценовом диапазоне, чем традиционные линейки. Причем это коснулось не только ИБП Back-UPS и Smart-UPS, но и серверных стоек Netshelter, которые мы исторически продавали только в крупных проектах, а теперь есть адекватное предложение и для небольших серверных комнат, — говорит Тимура Алтышев. — В целом мы стали более активно работать с малым бизнесом и регионами, а также усовершенствовали партнерскую программу, чтобы повысить лояльность партнеров». Речь идет о программе APC Partner Connect, запущенной в апреле прошлого года взамен программы «АРС Бонус» (по мнению некоторых партнеров, она была недостаточно «прозрачной» — проценты начислявшегося рибейта менялись исходя из выделенного на программу бюджета и числа ее участников).

Представители Eaton уверены, что рынок ИБП консервативен и развивается эволюционно, поэтому можно говорить лишь о тенденциях прошлых лет. «Производители стремятся к достижению высоких показателей КПД, стараются сделать ИБП более энергоэффективными, надежными, безопасными. Все более популярными становятся компактные и удобные в эксплуатации модульные решения. Их использование даже помогает снизить затраты на капитальное строительство: заказчик может разместить столько мощностей, сколько ему требуется в данный момент, а также существенно сократить время на их обслуживание», — считает Сергей Амелькин. Говоря об изменениях, он отмечает, что «крупные госзаказы, которые могли бы повлиять на развитие рынка, уже завершились, а новых в ближайшее время не предвидится».

В прошлом году компания Eaton обновила продуктовую линейку ИБП, заметные изменения произошли практически во всех сегментах однофазных линейно-интерактивных решений и тяжелых трехфазных систем. Унификация модельного ряда, происходившая после приобретения однофазного бизнеса MGE UPS Systems, практически завершена, продукты переведены под единый бренд Eaton. Кроме того, существенно расширился ассортимент электротехнического оборудования. В конце 2012 г. было объявлено о завершении сделки по приобретению компании Cooper Industries, производителя электротехнического оборудования. Это приобретение стало крупнейшим за всю (более чем столетнюю) историю Eaton, сумма сделки составила 13 млрд. долл. По словам представителей вендора, область пересечения продуктовых линеек Cooper Industries и Eaton не превышает 3%.

В России интересы Cooper Industries представляла дочерняя компания «Купер Индастриз Раша», продвигавшая взрывозащищенное электрооборудование, электротехнические изделия для защиты электрооборудования и проводки, электромонтажные устройства и т. п. Как рассказал Игорь Ануфриев, генеральный директор Eaton в России, большинство бизнес-подразделений «Купер Индастриз Раша» еще в феврале 2013 г. были интегрированы в состав российского офиса Eaton. По его словам, «команда новых сотрудников оказалась близка к Eaton по духу».

Представители Ippon также считают, что основной тенденцией развития российского рынка ИБП является сдвиг спроса в сторону ИБП с более высокой мощностью. «В целом глобальных изменений на российском рынке за прошедший год не произошло, — утверждает Петр Чукалин. — Наиболее значимым событием можно назвать факт того, что доля сегмента on-line устройств впервые превысила 50% продаж всех видов ИБП в денежном выражении».

«Повышение требований к качеству электропитания, отказоустойчивости и тренд на снижение энергопотребления определили и основные тенденции 2013 г. — возросший спрос на модульные ИБП и на энергоэффективные системы», — подчеркивает Анастасия Киселева. По ее словам, одним из ключевых преобразований в работе Delta Electronics в России стали изменения в структуре продаж — компания полностью перешла на поставки ИБП через дистрибьюторов (компании «Темпесто», «Спектр RS» и Landata): «В 2012 г. был сформирован пул основных дистрибьюторов, и мы перешли к активной работе с партнерами второго уровня, уделив особое внимание регионам».

По словам Константина Ермакова, наиболее крупные проекты с использованием оборудования Powercom по-прежнему реализуются в госсекторе: «Если год назад это были проекты в медицинской отрасли, то в ушедшем году они дополнились проектами в сфере образования и телекоммуникаций».

Александр Халаев отмечает, что в сегменте настольных ИБП идет сокращение спроса со стороны домашних пользователей: «Вероятно, в дальнейшем наращивание сложности домашних систем, внедрения решений для „умных“ домов, приведут к увеличению поставок таких ИБП, но пока динамика устойчиво отрицательная. В то же время мы наблюдаем рост продаж другой продукции Tripp Lite — например, инверторов, что связано с активным коттеджным строительством, внедрением альтернативной энергетики». В корпоративном сегменте, по его словам, «идет сокращение ИТ-бюджетов со стороны бизнеса, что усиливает роль на рынке государственных заказов», которые «все больше уходят в регионы»: «Органы власти на местах используют не только собственные ИТ-бюджеты, но и все более успешно применяют федеральные целевые программы, что обеспечивает активный рост информатизации региональных учреждений. В этом сегменте мы ждем продолжение роста продаж».

Глава представительства Tripp Lite подчеркивает, что рынок ИБП гораздо менее динамичен в технологическом плане, нежели другие сегменты ИТ-рынка: «В прошедшем году никаких принципиальных технологических новшеств не появилось, все игроки продолжают оптимизировать имеющиеся решения. Кардинальное изменение ждет рынок с появлением новых технологий в аккумуляторах. Разработки в этой сфере ведут очень многие компании, не только производители ИБП. Как только появится новый тип аккумуляторов, нас ждет заметная техническая революция во многих сферах». По его словам, российский офис Tripp Lite уже несколько лет остается самым быстрорастущим подразделением компании в мире: «Во многом мы считаем это результатом эффективной партнерской политики, поэтому кардинальных изменений не предпринимали. В то же время в 2013 г. мы очень активно развивали бизнес в сегменте СМБ. Речь идет о дополнительной поддержке наших розничных партнеров, а также дилеров, работающих с небольшими заказчиками. Это позволило нам заметно увеличить продажи и в розницу, и малому бизнесу».

«Модернизация структуры государственного управления и активное внедрение процедуры оказания госуслуг населению в электронной форме выявила большую нехватку вычислительных мощностей, что, в свою очередь, стало катализатором ввода новых и модернизации старых вычислительных центров. Для обеспечения электропитания критического и инженерного оборудования этих объектов потребовалось большое количество ИБП, в основном большой (до 300кВ·А) и очень большой (от 300кВ·А до нескольких десятков МВ·А) мощности», — утверждает Максим Баканов («Клорайд Рус»).

В компании SVEN выделяют несколько тенденций — снижение веса потребительского компьютерного рынка; повышение средней мощности ИБП; увеличение средней цены в результате роста мощностных и технологических характеристик «среднего» аппарата, а также неизбежной инфляции в результате существенного падения рубля; рост «некомпьютерного» использования ИБП. «Негативная динамика рынка подтолкнула нас к существенному пересмотру модельного ряда. Остались только модели, которые продаются в больших количествах, соответственно снизились удельные расходы, что позволило нам предложить партнерам более конкурентоспособные цены и в итоге расширить свою долю на рынке ИБП, — утверждает Дмитрий Лачинов. — В конце 2013 г. мы выпустили на рынок новую серию — SVEN RESERVE HOME. Эти устройства могут работать даже с таким сложным и требовательным к качеству питания оборудованием, как газовые котлы, скважинные циркуляционные насосы и др., при этом обеспечивается длительное резервирование — вплоть до 24 часов».

«Рынок ИБП консервативен, громкие изменения — большая редкость. Особенно в ситуации, когда объемы продаж большинства игроков снижаются. У всех компаний, занимающих на нем заметное место, есть понимание того, что пожарные меры существенно ситуацию не лучшат, но могут создать проблемы в перспективе. Поэтому работа ведется спокойно и планомерно», — отмечает Евгений Жирнов («Интеллиджент Пауэр»). По его мнению, ситуация на рынке в 2013 г. практически не изменилась. «Разве что выросло количество небольших компаний, пытающихся продавать ИБП относительно малоизвестных китайских производителей. Впрочем, успехи их довольно скромны», — добавляет он.

Активизацию компаний, пытающихся заниматься демпингом, подтверждают и в компании Landata. «В 2013 г. усилилась конкуренция, что связано в том числе с приходом на рынок ряда новых малоизвестных вендоров, которые позиционируют свою продукцию как дешевую», — говорит Денис Андреев.

В OCS Distribution отмечают «продолжающееся „укрупнение“ средней мощности продаваемых ИБП». По мнению Сергея Тузова, «падение продаж ИБП малой мощности связано с сужением рынка персональных ПК ввиду ухода в сторону тонких клиентов и мобильных решений».

А в компании «Марвел-Дистрибуция» говорят о росте спроса на «сопутствующие товары» — системы для мониторинга и управления климатом. «Это свидетельствует о том, что владельцы вычислительных систем, организовав в свое время бесперебойное питание по остаточному принципу, сейчас придают большее значение инфраструктуре электропитания, защиты и мониторинга», — считает Сергей Прилепский.

В компании Treolan вспоминают, что «в начале 2013 г. практически все участники российского рынка ИБП нацеливались на умеренный рост и были готовы к нему». «Однако по различным причинам ситуация не всегда развивалась по оптимистичному сценарию, — добавляет Петр Приходько. — Некоторые компании, ориентированные на работу с госсектором, отмечали недостаточное финансирование существующих проектов и медленное появление новых». По его мнению, серьезных изменений на рынке ИБП не произошло: «АРС остается безусловным лидером, пятерка ведущих производителей также выглядит без изменений».

Как отмечают представители ведущих дистрибьюторских компаний, каких-либо существенных изменений в стратегии их работы и в партнерской политике в 2013 г. не происходило. «Усредненный» ответ дистрибьюторов можно сформулировать так: «Мы по-прежнему твердо следуем принципам максимальной поддержки партнеров, поддерживаем большой склад, стараемся персонально подходить к каждому партнеру».

Конкуренция и «флуктуации»

По данным ITResearch, пятерка лидеров российского рынка ИБП в 2013 г. осталась прежней — компании Delta Electronics, Eaton, Ippon, Powercom и Schneider Electric (перечислены в алфавитном порядке) контролировали почти 80% рынка в деньгах. Как сообщают аналитики, на массовом рынке заметна также компания CyberPower, а на рынке инфраструктурных решений можно отметить Emerson и General Electric. Критичных изменений в расстановке сил между вендорами не наблюдалось. «При этом, поскольку „второй эшелон“ во многом сформирован „тяжеловесами“, чьи итоги могут зависеть от нескольких успешных проектов, определенные флуктуации все же были», — добавляют аналитики.

Впрочем, «флуктуации» наблюдались не только в сегменте «тяжелого» корпоративного оборудования. Так, в I квартале прошлого года, по данным ITResearch, «компания Ippon резко нарастила свою долю, отодвинув на второе место компанию APC by Schneider Electric (пока в штуках)». По итогам года Ippon вышла в лидеры рынка «в натуральном исчислении», ее доля, по данным ITResearch, превысила 33% (в 2012 г. вендор занимал второе место по этому показателю). Однако на этом наступление конкурентов на Schneider Electric не завершилось, во II квартале компания уступила лидерство в ключевом сегменте «тяжелого» оборудования.

«Основным бенефициаром II квартала и полугодия в целом можно считать Delta Electronics, которая резко прибавила в сегменте средних и больших мощностей. Ее модульные системы с мощностью кратной 20 кВ·А пользовались особой популярностью в ряде проектов, что позволило компании стать лидером сегмента, оттеснив APC by Schneider Electric», — сообщили аналитики ITResearch, подведя итоги I полугодия.

Рост конкуренции отмечают и в IDC. «Поскольку макроэкономическая ситуация в 2013 г. продолжала ухудшаться, объемы рынка сократились, что, очевидно, привело к усилению конкуренции между производителями, — говорит Константин Макаренков. — При этом нельзя не отметить рост средней цены ИБП, что говорит о смещении внимания производителей от малых и микро-бизнесов к крупным корпоративным потребителям, ИТ-бюджеты которых менее подвержены неблагоприятной экономической конъюнктуре».

В компании Schneider Electric признают, что «в начале 2013 г. наблюдалась определенная активность со стороны игроков из „дешевого“ ценового сегмента», подчеркивая при этом, что «во второй половине года все опять встало на свои места». «Наиболее конкурентным можно считать рынок трехфазных ИБП для ЦОДов, здесь представлены и разные игроки, и разные технологии. Но, по моему мнению, в длительной перспективе мы придем к достаточно концентрированному рынку, состоящему в основном из поставщиков комплексных решений (не только ИБП, но и подсистем электроснабжения в целом), как это часто бывает по мере развития индустрии, — считает Тимур Алтышев. — Зрелость рынка растет, строительство ЦОДа перестает быть уникальной задачей, требуется стандартизация, простота и прозрачность управления процессом, и добиться этого можно только с ограниченным кругом поставщиков законченных решений».

По словам Максима Рубаненко, директора по продажам направления «Качественное электропитание» компании Eaton в России, «снижение темпов роста рынка ИБП в 2013 г. изменило поведение основных игроков»: «Конкуренция усилилась. В этой ситуации выигрывает тот, кто сможет быстро и гибко реагировать на его запросы и максимально точно удовлетворять потребности клиентов. Тем не менее расклад сил на рынке остался прежним, и Eaton уверенно занимает место в тройке лидеров».

Представители Ippon считают, что никаких сильных игроков на этом рынке уже не появится. «Расклад сил сильно меняться не должен», — уверен Петр Чукалин.

С этим соглашаются и в компании Delta Russia&CIS. «На наш взгляд, российский рынок ИБП уже сформирован — среди пула основных компаний-лидеров можно отметить как российские, так и мировые бренды. На сегодня все ключевые игроки мирового рынка уже успешно заняли свои ниши на рынке ИБП в России, поэтому можно сказать, что значимых изменений в расстановке сил основных вендоров не произошло, — говорит Анастасия Киселева. — Что касается прогнозов, в ближайшие год-два также не ожидается заметных изменений».

В представительстве Powercom уверены, что, несмотря на наличие устойчивых лидеров, российский рынок ИБП все еще нельзя назвать насыщенным и зрелым. «Стагнирующая экономика заставляет всех участников рынка — и канальных игроков, и конечных заказчиков, постоянно оптимизировать стратегии поведения, по-новому оценивать преимущества и недостатки сотрудничества. Изменяющиеся правила госрегулирования закупок, а также постепенное изменение требований, предъявляемых к сертифицированию продукции, неизбежно откорректируют состав и доли участников рынка», — считает Константин Ермаков.

Заметных изменений на рынке не наблюдают и в компании Tripp Lite. «Общая — не самая положительная динамика — заставила всех игроков проводить сдержанную политику, чтобы не потерять свою долю на рынке. Возможно, в ближайшие пару лет общая тенденция к падению продаж настольных ИБП спровоцирует уход с рынка каких-то игроков, возможны слияния-поглощения. Но это скорее перспективы 2015 г., в 2014 г. на российском рынке перемен мы не ждем», — отмечает Александр Халаев.

В компании «Клорайд Рус» уверены, что конкуренция нарастает. «Если раньше в проектах приходилось сталкиваться с двумя-тремя хорошо известными вендорами, ценообразование которых было более-менее понятно и прогнозируемо, то теперь с каждым годом все громче заявляют о себе азиатские производители, — поясняет Максим Баканов. — Качественный уровень их продукции год от года стремительно прогрессирует, но и цены приближаются к европейским маркам. С этим приходится считаться и вносить соответствующие коррективы в проекты, позволяющие при надлежащем качественном уровне оставаться на разумном уровне маржинальности».

Евгений Жирнов («Интеллиджент Пауэр») «ради интереса» скопировал свой собственный ответ двухлетней давности на вопрос о конкуренции: «Наш рынок консервативен. Расклад сил можно изменить только длительной планомерной работой вместе с партнерами-интеграторами и реселлерами. Ну и просчеты некоторых компаний в политике и планировании поставок могут помочь... Но консерватизм потребителей и реселлеров существенно смягчает последствия любых действий, как со знаком „плюс“, так и со знаком „минус“. Поэтому изменение конкурентной среды имеет смысл рассматривать на отрезке 5-7 лет, по сравнению с прошлым годом заметных изменений не бывает, за исключением, возможно, кризисных годов». «Конечно, можно сказать, что падение на 9% есть кризис... но я полагаю, что это только его начало, — добавляет он. — Надеюсь, что, как обычно, кризис поможет нам отобрать часть рынка у поставщиков дорогих решений, именно в такое время люди наиболее охотно рассматривают альтернативы привычным схемам. В этом и следующем году мы возлагаем особые надежды на свои трехфазные модели, в последние годы их парк в различных регионах существенно вырос, а безаварийная эксплуатация работает лучше любых других аргументов».

В компании SVEN не верят, что расклад сил может принципиально измениться, но рассчитывают укрепить свои позиции. «В нашей нише масс-маркета конкуренция достаточно сильна, однако у нас имеется потенциал для расширения своей доли даже на падающем рынке, — говорит Дмитрий Лачинов. — Нам это легче сделать, чем, к примеру, APC или Ippon просто сохранить свою долю, упирающуюся в объективные границы».

Представители компании Landata считают, что «конкуренция на падающем рынке усилилась в том числе из-за прихода новых малоизвестных вендоров с дешевой продукцией и агрессивной политикой продвижения». «Кроме того, ряд производителей „второго эшелона“ выпустили новые модели ИБП, сравнимые по многим характеристикам с аппаратами лидирующих вендоров», — добавляет Денис Андреев.

«Конкуренция ужесточилась, но расклад сил существенно не изменился. Немножко поменялись проценты доли рынка», — говорит Сергей Тузов (OCS Distribution).

По мнению Сергея Прилепского («Марвел-Дистрибуция»), «рынок ИБП — один из наиболее стабильных как в отношении спроса, так и в отношении предложения»: «Перечень основных производителей сохраняется неизменным на протяжении уже ряда лет. Частичное перераспределение рынка между ними происходит постоянно, но это скорее „бои местного значения“».

Петр Приходько (Treolan) считает, что конкуренция будет «умеренно усиливаться», но в текущих реалиях вряд ли стоит ожидать слишком агрессивных действий со стороны основных игроков: «Компании будут скорее укреплять свои позиции, оптимизировать внутреннюю эффективность и улучшать уровень обслуживания клиентов (партнеров)». По его мнению, пока нет объективных причин, которые могли бы привести к существенному изменению «расстановки сил» на российском рынке ИБП.

Туманные перспективы

Как развивалась ситуация в I квартале 2014 г. и каковы прогнозы на ближайшую перспективу?

Аналитики и игроки настроены довольно пессимистично. Многие вендоры и дистрибьюторы отмечают, что в начале года ситуация выглядит не лучше, чем в прошлом году. Большинство из них считает, что в лучшем случае его объем сохранится на уровне 2013 г. Однако и это возможно лишь в том случае, если не произойдет спада в экономике, вероятность которого весьма высока.

Если в 2014 г. экономика все же вырастет на 2%, а средняя стоимость барреля нефти составит 110 долл. (как ожидают в правительстве), то аналитики ITResearch рассчитывают, что рынок ИБП может прибавить 5% в штуках и 10% в деньгах. Однако вероятность такого оптимистичного сценария они оценивают как «достаточно невысокую» — примерно 30%. По их мнению, более вероятно, что рынок ИБП продолжит сокращаться, хотя и умереннее, чем в 2013 г.

С этим прогнозом соглашаются и в IDC. «По причине продолжающегося замедления темпов экономического роста в России мы не ожидаем существенного увеличения рынка ИБП в наступившем году: в наиболее благоприятном случае объемы останутся прежними, при неблагоприятной экономической конъюнктуре рынок ждет дальнейшее сокращение», — считает Константин Макаренков. По его мнению, ожидается дальнейшее снижение доли маломощных ИБП, при этом спрос на мощные и сверхмощные устройства, скорее всего, останется на уровне прошлого года. Кроме того, он ожидает, что в этом году, скорее всего, еще более обострится конкурентная борьба за крупные заказы, «число которых явно сократится по сравнению с прошлым годом».

Представители Schneider Electric отмечают, что «начало года оптимизма не добавило». «Говорить о каких-то четких трендах еще рано, но судя по всему, год опять будет непростой», — предполагает Тимур Алтышев. Он полагает, что, скорее всего, сегмент массовых ИБП продолжит падение, сегмент ИБП для серверных комнат в лучшем случае будет стабилен, а весь рост придется на «тяжелые» трехфазные ИБП. «Вот только мне кажется, что обсуждение рынка ИБП в отрыве от остальной инженерной инфраструктуры объектов со временем потеряет актуальность, — добавляет Тимур Алтышев. — Например, уже сейчас у Schneider Electric есть широкий портфель контейнерных решений разного назначения, и часть контейнеров представляют собой готовые системы электроснабжения объекта „под ключ“, включающие в себя и распределение, и резервирование питания. Да, пока это инновационное и нишевое направление, но в перспективе это, скорее всего, станет одним из основных способов строительства ЦОДов. В этом случае ИБП будет лишь компонентом в стандартизованном и готовом продукте».

В Eaton подчеркивают, что ситуация на рынке ИБП меняется в зависимости от «сезона». «Первый квартал года, даже самого благоприятного, традиционно не отличается высокими показателями продаж. В начале 2014 г. мы наблюдаем ожидаемое затишье», — говорит Максим Рубаненко. Однако в целом он с оптимизмом смотрит на перспективы рынка «как с точки зрения развития новых технологий, так и с точки зрения расширения возможных сфер их применения».

Представители Ippon утверждают, что тенденции 2013 г. прослеживаются и в текущем году. «Рынок сокращается, однако он все еще достаточно емкий для присутствия на нем более десяти крупных игроков», — уверен Петр Чукалин. По его мнению, стагнация продолжится, а спрос будет смещаться в сторону системных решений: «Однако говорить о глобальном сокращении рынка не приходится, т. к. существует стабильный спрос на ИБП со стороны коммерческих организаций и компаний банковского сектора».

В компании Delta Russia&CIS ожидают, что 2014 г. будет непростым. «По оптимистичному прогнозу, показатели по объемам останутся на уровне 2013 г. Отсутствие роста обусловлено, главным образом, экономической и политической обстановкой в России и в мире», — говорит Анастасия Киселева. По ее мнению, российский рынок ИБП пока еще не столь масштабен, как западный, однако положительные сдвиги в развитии заметны уже сейчас: «Популярность „зеленых“ технологий, фокус на развитие энергоэффективных решений, позволяющих снизить энергопотребление, постепенно приходят и к нам. Как отмечалось выше, российские разработчики и производители перенимают опыт западных коллег в направлении развития сегментов on-line, а интерес к offline и line-interactive, наоборот, снижается. Сохранится и тенденция развития услуг ЦОДов».

«В 2014 г. рынок не меняет динамики. Tripp Lite ждет продолжения всех наметившихся в 2012-2013 гг. тенденций. Серьезные перемены если и случатся, то не в этом году», — говорит Александр Халаев.

Представители компании «Клорайд Рус», в отличие от многих других игроков, утверждают, что «начало года, вопреки предположениям, прошло в достаточно напряженном режиме, ознаменовавшись несколькими крупными проектами». «Если ситуация будет развиваться в таком же ключе, можно с уверенностью сказать, что наступающий год станет насыщенным и интересным», — считает Максим Баканов. По его мнению, перспективы весьма неплохие: «Бурный рост строительства энергоемких объектов, четко прослеживающийся в последние годы, позволяет с уверенностью утверждать, что рынок ИБП как систем обеспечения критического оборудования бесперебойным питанием будет расти, причем во всех мощностных сегментах. Возможно появление устройств еще большей единичной мощности, а также появление на российском рынке статических систем, рассчитанных на среднее напряжение».

«Активность покупателей невысокая, хотя некоторые партнеры уверяли в январе-феврале, что бизнес у них идет не хуже, чем в прошлом году. Но есть проекты, начато сотрудничество с рядом новых партнеров, значит можно рассчитывать на то, что в I квартале мы подрастем. Возможно, даже до плановых показателей (а они у „Интеллиджент Пауэр“ всегда достаточно амбициозные), — говорит Евгений Жирнов. — Также есть все основания полагать, что рынок в целом продолжает снижение. Буду откровенен, пока даже II квартал видится тяжелым. Для роста потребуются сверхусилия, это бесспорно. Второе полугодие сейчас в тумане, как и перспективы российской экономики в целом».

«В 2013 г. рынок ИБП выглядел хуже российской экономики. Что может заставить его оживиться?» — Евгений Жирнов задает риторический вопрос. И сам же на него отвечает: «Наверное, возможный рост производства, простимулированный падением курса национальной валюты, хотя лично мне в такой вариант верится слабо. Дальновидные предприятия защищают АСУ ТП и высокотехнологичное производственное оборудование с помощью ИБП с двойным преобразованием напряжения. Телеком во многих регионах уже в основном построил сети, но расширение продолжается, модернизируется оборудование. Бум строительства крупных ЦОДов, похоже, подзатих, большие инвестиции компании придерживают в условиях экономического спада и угроз, но малые и средние проекты пока реализуются и, кажется, даже планируются. Энергетическая инфраструктура жилого сектора изношена и перегружена, поэтому есть надежда, что продажи ИБП в частные домохозяйства продолжатся, хотя пик роста пришелся на 2009–2012 гг. Вот то, что приходит в голову из драйверов роста рынка. Да и то, с пометкой „возможно“. Так что придется работать много и напряженно. Искать новые ниши, расширять модельный ряд, улучшать сервис и поддержку партнеров. Только так можно вырасти».

В компании SVEN не могут назвать начало года успешным. «Судя по нашим продажам ситуация в I квартале неблагоприятная, с негативным усилением по сравнению с прошлым годом. Более фундаментальные выводы делать пока рано, — говорит Дмитрий Лачинов. — Ситуация нестабильная. Продажи ИБП для компьютеров однозначно будут падать. Понижение прогнозов по росту экономики в целом, плюс переживаемые сейчас политические трудности на фоне падения курса рубля оптимизма также не вызывают и, при худшем раскладе, в состоянии опрокинуть продажи и в корпоративном секторе».

О продолжающемся сокращении рынка говорят и в компании Landata. «Многие значимые проекты переносятся на вторую половину года, а некоторые и на 2015 г. На рынок заметное влияние оказывает нестабильная политическая ситуация на Украине — многие клиенты пережидают кризис, — поясняет Денис Андреев. — Резкий рост курса доллара серьезно осложнил жизнь партнерам, которые чаще всего фиксируют свои контракты с конечными заказчиками в рублях. В 2014 г. рынок упадет относительно показателей прошлого года, конкуренция еще больше обострится. Дальнейшие перспективы пока предсказать сложно».

В OCS Distribution также ожидают спад. «Рынок ИБП сильно связан с ИТ-рынком в целом и полностью повторяет тенденции последнего. Можно предположить, что текущая ситуация, возможно, притормозит переезд ЦОДов за рубеж, правда, скорее всего, на фоне общего сокращения вложений в развитие инфраструктуры», — говорит Сергей Тузов.

Представители компании «Марвел-Дистрибуция» констатируют, что в начале года «спрос оставался стабильным без заметных изменений». «Я связываю это с тем, что в корпоративном сегменте наиболее „маржинальными“ являются последние месяцы года и от них стоит ждать основных показателей роста, а в начале года здесь некое „затишье“», — говорит Сергей Прилепский. Он надеется, что ситуация будет развиваться в лучшую сторону: «Сегодня множится парк высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, а у его владельцев формируется понимание, что стоимость потери данных из-за сбоя питания и стоимость даже самой высокотехнологичной системы бесперебойного питания не сопоставимы. Кроме того, раньше ИБП использовали в основном для защиты компьютеров и серверов, а сегодня все чаще владельцы производства стараются защитить электропитание не только вычислительного, но и производственного процесса». По его словам, «в корпоративном сегменте наметилась устойчивая тенденция к созданию монобрендовых систем, которые по соотношению „цена-качество“ давно оставили позади „сборные“ аналоги».

Представители компании Treolan утверждают, что «I квартал 2014 г. оказался сильно переоценен». «Это связано как с удачным бизнесом IV квартала 2013 г., который почти полностью закрыл все крупные проекты прошлого года, так и с целым рядом макроэкономических факторов, имевших место в нашей стране с января по март. И тем не менее все же велика вероятность того, то уже со II квартала ситуация начнет улучшаться за счет отложенного спроса и в целом результаты 2014 г. продемонстрируют умеренный рост рынка ИБП», — считает Петр Приходько. Он предполагает, что в 2014 г. возрастет доля инфраструктурных решений, сегмент SOHO скорее уменьшится, средневзвешенный ИБП станет дороже и мощнее, а для привлечения новых групп пользователей производители постараются увеличить свое присутствие на рынке «мобильных решений». «Нельзя исключать, что под влиянием внешнеполитических тенденций могут умеренно вырасти доли и влияние азиатских производителей ИБП», — отмечает Петр Приходько.


Версия для печати (без изображений)