Мобильные технологии и мобильные устройства влекут за собой значительные перемены в ИТ-отрасли — и в том, как корпоративные заказчики хотят покупать, и в том, как поставщикам решений и интеграторам нужно продавать. А для нас эти изменения выражаются в появлении новых для нашего рейтинга номинаций. Так, в этом году мы впервые предложили партнерам второго уровня оценить канальную политику производителей планшетов. Первое, что хотелось бы сказать: несмотря на кажущееся «засилье» этих устройств, наши респонденты не считают их самыми главными в своем товарном предложении. В рейтинге популярности продуктовых линеек планшеты в этом году занимают 10-е место — ими занимаются лишь 47,7% наших респондентов. В принципе, это можно объяснить структурой нашей опросной базы, в которой присутствуют и розничные продавцы, и их коллеги, работающие с корпоративными клиентами. А у В2В-заказчиков, как бы вендорам этого ни хотелось, планшетные компьютеры популярны гораздо меньше, чем среди частных пользователей. Примерно три года назад, после очередного выступления на тему «Наше мобильное будущее», один из представителей корпоративного сектора возмущался: «Раньше нам про нормальную технику рассказывали — серверы, сетевое оборудование, а теперь про какие-то детские игрушки, планшеты. Они же годятся только чтобы „птицами по свиньям стрелять“. А зачем они моим сотрудникам на рабочих местах?».

Спустя три года вопрос «зачем?» отпал сам собой — корпоративные заказчики прекрасно понимают, как эти «игрушки» могут облегчить им жизнь. Но кроме этого вопроса остается много проблем, сопровождающих внедрение мобильных устройств в корпоративную среду. Поэтому пока этот процесс еще не стал «лавинообразным».

А вот какие данные приводит компания IDC после подведения итогов исследования российского рынка планшетных компьютеров за III квартал 2014 г.. Согласно методике исследования IDC Quarterly Tablet Tracker, в Россию за этот период было поставлено около 2,37 млн. планшетов. Это на 1,4% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. В денежном выражении рынок сократился на 33,4% в сравнении с III кварталом 2013 г.

По итогам квартала первую строчку в списке лидеров занимает Samsung (16,9% всех поставленных за III квартал планшетных ПК). Далее следуют Lenovo (15,5%), Apple (9,1%), ASUS (9%) и Digma (6,8%).

«Компания Samsung вернула себе звание крупнейшего поставщика планшетных ПК в III квартале в России, однако доля компании за год сократилась с 22 до 16,9%. При этом сам рынок вырос за квартал на 38,2%, в основном за счет бюджетных устройств таких брендов, как Explay, Irbis, MegaFon, Oysters, Prestigio, Supra и teXet. В дорогом сегменте неоспоримым лидером продолжает оставаться Apple», — отмечает старший аналитик IDC Наталья Виноградова.

Средняя цена устройств по результатам III квартала осталась на прежнем уровне — 211 долл. Самой популярной операционной системой остается Android — ее доля составила 89,2% рынка.

«Рост поставок планшетов в 2014 г. ощутимо замедлился, и многие мировые производители стали пересматривать свои бизнес-планы, понимая, что период бурного роста спроса закончился. Рынок находится сейчас в достаточно сложной ситуации. С одной стороны на него оказывают давление недорогие ноутбуки, а с другой — смартфоны с большими экранами. Происходит пересечение размеров экранов и ценовых сегментов нескольких типов устройств. В 2015 г. эта тенденция сохранится. В связи с этим планшет как категория начинает постепенно отодвигаться на второй план — он не является полноценной заменой ПК, а недорогой телефон с большим дисплеем более удобен для выполнения задач, на которые рассчитан планшет», — комментирует ситуацию Наталья Виноградова.

Претенденты

В предварительный список для голосования в данной категории вошла 51 (!) компания. И это без учета устройств под брендами операторов связи. Это самый представительный список претендентов на звание чемпиона канала в нашем рейтинге. Вот названия тех производителей, которые продают эти устройства на российском рынке: 3Q, Acer, ACME, Apple, Archos, ASUS, Beholder, Dell, DFGROUP, Digital Function/DFunc, Digma, Effire, Exeq, Explay, Fly, Fujitsu, Highscreen, HP, Huawei, IconBit, Irbis, iRiver, iRU, Lenovo, LG, Microsoft, MSI, OLT, Oysters, Perfeo, PocketBook, Prestigio, Prology, Quomo, Recam, Ritmix, Rolsen, RoverComputers, Samsung, SkyLabs, Sony, Supra, TeXet, Toshiba, Treelogic, ViewSonic, Wexler, xDevice, Yarvik, ZTE, «Аквариус».

Но даже трети из них не удалось перешагнуть порог канальности. Шанс пройти в следующий тур получили 14 компаний: 3Q, Acer, Apple, ASUS, Dell, Digma, Explay, HP, Huawei, Lenovo, Prestigio, Ritmix, Samsung, Sony. Причем большинство из них сделали это с таким запасом, что говорить о тех, кто ближе всего подошел к порогу канальности «с той стороны», просто не имеет смысла.

Представляем победителей

Наши респонденты внесли в число финалистов практически всех вендоров, которых аналитики назвали лидерами рынка. Так, на пятом месте оказалась компания, качество устройств которой считается эталоном в этом сегменте рынка. Именно она заработала самую высокую (среди всех финалистов) оценку за одноименный критерий. Мало того, 9,516 балла (именно столько за качество выпускаемой продукции получила компания, замыкающая пятерку лучших в номинации «Планшеты») — это одна из самых высоких оценок за данный критерий во всем рейтинге. Выше — 9,801 балла — только у того же вендора, но в номинации «Ноутбуки». Зато еще по шести критериям этот производитель был признан худшим среди финалистов данной номинации. И только за «соотношение цена/качество» компания Apple (именно о ней идет речь) получила «среднюю» оценку. В результате сложения всех этих плюсов и минусов итоговая сумма вендора составила 30,673 балла. И это пока только пятое место в номинации «Планшеты».

В октябре Apple представила два новых планшета: iPad Air 2 и iPad mini 3. У iPad Air улучшенный 9,7-дюймовый дисплей Retina и новый мощный процессор A8X. Планшет обеспечивает 10 ч автономной работы и имеет новую 8-мегапиксельную камеру iSight. Компания заявляет, что новая камера фиксирует гораздо более мелкие детали и способна снимать 1080p HD-видео. Есть также режим ускоренной и покадровой видеосъемки в дополнение к панорамным фото, так же, как в iPhone. Фронтальная HD-камера с FaceTime включает режим серийной съемки с расширенным динамическим диапазоном (HDR) на одном снимке (single-shot) и улучшенным ПО распознавания лица для портретной съемки.

Новый iPad Air 2 на 18% тоньше прежней модели (6,1 мм), а отражательность дисплея снижена на 56%, заявляет Apple.

Новый iPad mini 3 — это уменьшенная версия Air 2, имеющая 7,9-дюймовый экран. «Мини» стоит 399 долл.(16-Гбайт модель), 499 долл. (64-Гбайт) и 599 долл. (128-Гбайт) в США.

Обе новые модели включают функцию Touch ID, позволяющую использовать платежную систему Apple Pay, на которую VAR’ы возлагают большие надежды.

Пока продажи iPad снижаются уже третий квартал подряд — об этом было объявлено на пресс-конференции Apple в конце октября. В период с июля по сентябрь компания продала 12,3 млн. шт., на 13% меньше, чем год назад. Тим Кук, главный управляющий, сказал, что это лишь «сброс скорости», добавив, что «[это] не составляет большой проблемы». Он надеется, что выпуск iPad Air 2 и iPad mini 3, а также Apple Pay поможет продавать больше устройств.

Напомним, что в июле IBM и Apple объявили о важном стратегическом партнерстве, в рамках которого IBM будет разрабатывать приложения и платформы и предлагать услуги, призванные продвинуть Apple и ее iPad и iPhone на корпоративный рынок.

На четвертом месте рейтинга — компания Acer у которой 31,85 балла. Правда, партнеры передали вендору свое недовольство за два критерия — «качество продукции» и «соотношение цена/качество», по которым он получил две низшие (среди финалистов) оценки.

Возможно, уже в следующем рейтинге показатели работы данной компании будут выше. Ведь как отмечает Екатерина Царева, директор коммерческого департамента компании Acer в России, для вендора главное событие 2014 г. — пересмотр условий партнерской политики, которая стала более гибкой и легко адаптируемой под быстро меняющиеся условия рынка: «Кроме того, в течение всего года мы работали над балансом поставок в страну и спросом на нашу продукцию, поэтому сейчас у партнеров на складах нет излишков. А основной задачей было поддержание прибыльности бизнеса и возможность заработка вместе с партнерами, в то время как объемы отгрузок в страну для нас остаются важным, но не самым ключевым показателем на текущей стадии развития рынка».

Понятно, что если новая партнерская программа была запущена только в 2014 г., у канала было недостаточно времени, чтобы ее «распробовать». Насколько «вкусной» она покажется партнерам вендора — узнаем из итогов следующего рейтинга.

Третье место наши респонденты отдали компании Lenovo, причем без каких-либо условий и претензий. В данной номинации вендор был признан лучшим (среди финалистов) по двум критериям: «прибыльность продукции» и «соотношение цена/качество». В этом году, по мнению респондентов, именно эти критерии являются самыми важными. Но даже это не помогло Lenovo подняться выше третьего места. Ведь в итоге ее результирующая оценка равняется 34,841 балла, что на 0,315 балла меньше, чем у конкурента, стоящего на второй строчке списка призеров. Зато итоговая сумма обеспечила Lenovo существенный отрыв от ближайшего преследователя — 2,991 балла.

Но считать, что компания остановится на достигнутом, было бы со стороны ее конкурентов крайне неосмотрительно. Ведь этот вендор известен в первую очередь как «амбициозный» и «дерзкий». И эти качества приводят его к поставленным целям.

Так, после представления Lenovo Group результатов за IV квартал и по итогам финансового года, который завершился 31 марта 2014 г., оказалось, что годовой объем продаж компании составил 38,7 млрд. долл. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 14%. Зафиксирован рекордный уровень дохода до уплаты налогов: впервые была превышена отметка в 1 млрд. долл., что на 27% больше, чем за предыдущий финансовый год. Объем годовой прибыли компании также отмечен на рекордном уровне — 817 млн. долл. (+29% по сравнению с предыдущим годом). Таким образом, завершившийся финансовый год стал для Lenovo исключительно успешным.

Компания сохраняет первое место в мире на рынке ПК. Доля Lenovo впервые составила 17,7%, что на 2,1 процентных пункта больше, чем в предыдущем году. В абсолютных величинах доля компании увеличилась на 5%, несмотря на то, что весь рынок «просел» на 8%. В сегменте ПК+ и планшетных компьютеров Lenovo продала рекордное количество — 64 млн. устройств, на 18% больше, чем в прошлом году. Этот показатель позволил увеличить долю компании на мировом рынке на 13 процентных пунктов. Также было объявлено о максимальном за всю историю компании общем объеме поставок устройств — 144 млн. (т. е. на 37% больше, чем в предыдущем году). Уже четыре квартала подряд поставки планшетных компьютеров и смартфонов компании превышают продажи ПК.

«Рекордные продажи и доходы, полученные нами в прошлом году, доказывают, что Lenovo может расти и выполнять свои обязательства, независимо от рыночной конъюнктуры, — отметил президент и генеральный директор Lenovo Ян Юаньцин (Yuanqing Yang). — Мы не только укрепили наши лидирующие позиции на рынке ПК, но и поднялись на три пункта в сегменте планшетных компьютеров за счет того, что в четыре раза увеличили объемы продаж. Таким образом, Lenovo стала самой быстроразвивающейся компанией в сегменте ПК+ устройств в мире. Это указывает на нашу способность управлять как уже „зрелыми“ сегментами, так и теми, которые только развиваются».

Неудивительно, что рынок с интересом следит за шагами вендора, например за двумя подряд ударными покупками, которые были сделаны в соответствии с замыслом Lenovo изменить баланс сил в отрасли. В феврале 2014 г. компания обнародовала свои планы доминирования в пост-ПК эру. Они предусматривают ставку на клиентские, в том числе мобильные, устройства и серверы для ЦОДов. Покупка подразделения смартфонов Motorola Mobility у Google за 2,91 млрд. долл. вслед за покупкой x86-серверного бизнеса IBM за 2,3 млрд. долл. открывает перед вендором новые возможности для наращивания бизнеса. Фрэнк Жиллетт, аналитик фирмы Forrester Research, уверен, что новая Lenovo представляет немалую угрозу для конкурентов: «Это критически важный шаг для Lenovo в реализации своего обещания построить экосистему и облачную платформу с дополняющим портфелем продуктов. Lenovo — первая ИТ-компания, которая сможет предложить полный спектр ИТ-решений от смартфона, планшета и ноутбука до ЦОДа. Dell еще не имеет этого, так же, как HP и Samsung».

Серебряная награда в номинации «Планшеты» достается компании ASUS. Канал оценил ее «внимание» к нуждам партнеров в 35,156 балла. А приятным бонусом от реселлеров, продающих «таблетки», стали две высшие (среди финалистов) оценки за критерии «техническая поддержка» и «сервисное обслуживание заказчиков».

Напомним, что в конце сентября (как раз в тот момент, когда мы собирали последние анкеты от наших респондентов) весь рынок находился в ожидании появления ASUS MemoPad 7 МЕ572С/CE — очередной версии массового планшета ASUS. Предыдущая модификация этой «таблетки» собрала множество наград как лучшее бюджетное решение в «планшетостроении» и была весьма популярна. Именно поэтому к новой «семерке» был приковано столь пристальное внимание.

Планшет построен на платформе Intel, что до настоящего времени было редкостью. Но настоящей революцией стало использование 64-разрядного процессора Atom Z3560/1,83 ГГц с четырьмя ядрами. Напомним, что речь идет о бюджетной версии планшета, рекомендованная цена которого будет находиться в пределах 200 долл.! Хотя на российском рынке эта цена может несколько подрасти, это изменение вряд ли будет драматичным. Что означает появление такого планшета одного из лидеров индустрии?

На рынке готовых решений появление новинки ASUS может создать массу проблем вендорам-конкурентам. Причем одинаковых как для производителей low-cost-планшетов с посредственными техническими характеристиками, так и для предлагающих топовые модели android-таблеток. И тем и другим теперь будет весьма непросто доказать покупателям, что их планшеты сохраняют актуальность при наличии на прилавках такого изделия среднего класса, как новый MemoPad 7, слишком уж хорошим будет у новинки соотношение, соответствующее некогда популярному для компьютеров параметру «цена/производительность». А учитывая развитую партнерскую сеть ASUS, легко предположить, что новый MemoPad появится практически повсюду. Кроме того, в ближайшем времени к этой марке на рынке мобильной электроники будет привлечено дополнительное внимание покупателей из-за появления в продаже двухсотдолларовых «умных часов» ASUS ZenWatch...

Насколько сильно данная новинка сможет «продвинуть» своего создателя вверх по лестнице, ведущей к лидерству на рынке, станет понятно из отчетов аналитиков. А пока поговорим о компании, которая уже считается первой и по объему продаж, и по умению «договариваться» с каналом.

Samsung в этом году получила от своих партнеров три «похвалы» — высшие (среди финалистов) оценки за критерии «активность в продвижении продукции», «маркетинговая поддержка партнеров» и «обучение и сертификация партнеров», а также высший итоговый балл в номинации — 37,334.

Как считает Илья Федорушкин, директор по продажам и работе с партнерами (B2B) представительства компании Samsung, самыми значительными событиями, повлиявшими на взаимоотношения вендора с российским каналом, были следующие.

Завершение работы над ОС Tizen, которую планируется использовать не только в мобильных платформах и часах, но и в холодильниках, стиральных машинах и прочих приборах, реализуя концепцию IoT (Internet of Things) на практике.

«Эффект Сноудена» заставил задуматься о вопросах информационной безопасности не только государственные, но и коммерческие организации. Как следствие — смещение потребительского фокуса в корпоративном сегменте на решения, сертифицированные в соответствии с требованиями российского законодательства к средствам обеспечения информационной безопасности.

Разработка и внедрение партнерской политики для партнеров, работающих в корпоративном сегменте рынка. «Программа вобрала в себя лучшие мировые и российские практики работы вендоров с партнерами. Мы увидели позитивную реакцию партнеров, которым так не хватает четко регламентированных правил и определенности в долгосрочной политике взаимодействия с вендором, — говорит Илья Федорушкин. — Выход на рынок первого планшета (Galaxy Tab Active), разработанного специально для В2В-рынка на основе изучения спроса и рекомендаций представителей компаний из списка Fortune500. Мы увидели массовый интерес со стороны наших существующих и потенциальных заказчиков».

Выход на рынок первого планшета (Galaxy Tab Active), разработанного специально для В2В-рынка на основе изучения спроса и рекомендаций представителей компаний из списка Fortune500. Мы увидели массовый интерес со стороны наших существующих и потенциальных заказчиков.

Критерии и оценки

Первое, на что обращают внимание ИТ-компании, продающие планшеты, — «прибыльность продукции». Именно этот критерий был поставлен респондентами на первое место в рейтинге значимости. Его оценка — 0,876 балла.

На втором месте стоит «соотношение цена/качество» (0,859 балла), а на третьем — «качество продукции» (0,818 балла).

Наименее значимым для данного вида продукции респонденты назвали критерий «обучение и сертификация партнеров», который набрал 0,432 балла. Заметим, что это самая низкая оценка данного показателя во всех продуктовых номинациях. Кроме того, это вообще наименьшая оценка значимости критерия в рейтинге.

Кроме того, продавцы планшетов оказались самыми равнодушными (из всех реселлеров, заполнивших анкету) к критерию «техническая поддержка партнеров». Они поставили ему 0,571 балла.


Версия для печати (без изображений)