Информационная инфраструктура любой современной компании представляет собой довольно сложный механизм, объединяющий большое число устройств, платформ, операционных систем, программных продуктов, политик использования. Управлять таким комплексом в ручном режиме становится все сложнее и накладнее. Даже большие команды ИТ-департаментов не в состоянии уследить за всеми аспектами эксплуатации оборудования и ПО, своевременно обеспечить обновление аппаратных и программных средств, соблюдение политик безопасности. В результате, устройства и программы используются нерационально, увеличиваются риски сбоев, простоев, заражения вредоносным кодом, утечек данных и других инцидентов, что в конечном итоге влияет на эффективность работы и экономические показатели предприятия в целом.

В декабре 2017 года компания HP объявила о доступности для своих заказчиков и партнеров в России новой услуги, которая как раз и помогает решить эти проблемы, — HP DaaS — Device-as-a-Service — Устройство как услуга. О том, что представляет собой этот сервис, и какие преимущества он сулит заказчикам, рассказали в интервью CRN/RE Корбет Хоксленд, менеджер по развитию бизнеса в области безопасности и DaaS, HP в регионе СEMA (CEE & ME & Africa), и Василий Ларионов, менеджер по развитию бизнеса DaaS, HP в России.

CRN/RE: В чем смысл услуги DaaS, какие преимущества получают пользователи?

Корбет Хоксленд: На наших глазах в течение короткого времени информационная инфраструктура большинства предприятий существенно усложнилась. Сегодня на каждого сотрудника приходится по несколько устройств, причем все они разные. И в ближайшие годы этот рост продолжится. Будут появляться новые гаджеты, платформы, протоколы и т.д. По прогнозам Gartner всего через несколько лет в мире будет насчитываться 25 млрд. устройств. Одновременно возрастает и нагрузка на устройства. А с учетом увеличения объемов обрабатываемой и передаваемой информации, и с ростом числа операционных систем и платформ, вырастут угрозы безопасности. Эксперты PWC подсчитали, что только за последний год с утечкой данных столкнулась одна треть всех компаний, потеряв в среднем 9,5 млн. долл.

Предлагаемая нами услуга DaaS — это универсальное решение, сочетающее новейшее оборудование и сервисы по управлению жизненным циклом. Цель — повысить эффективность предприятий, удобства работы пользователей, и высвободить ресурсы для развития бизнеса.

Василий Ларионов: DaaS — это широкое понятие, целая инфраструктура, включающая не только аппаратные средства, сервисы и специальные программные продукты, но и такие инструменты, как аналитику и проактивное управление устройствами. С помощью данного комплекса можно оценить, в какой степени существующая информационная система того или иного предприятия справляется со своими функциями. Соответствуют ли компьютеры той работе, которую выполняют сотрудники? Возможно, производительности ПК недостаточно, и это тормозит производственный процесс. Или, наоборот, вычислительная мощность избыточна. Значит, компания переплатила, купила технику с высокими характеристиками, но использует лишь небольшую часть возможностей.

Проанализировать ситуацию и получить правильный ответ помогает наш сервис DaaS. Один из его важнейших компонентов — Dashboard — панель управления, или приборная доска. На ней отображаются все данные, которые собирает и обрабатывает аналитическая подсистема DaaS. Таким образом, заказчик может видеть, как функционируют устройства, на сколько процентов загружена техника. Если используется, например, только 20% мощностей, значит предприятие зря потратило деньги на чересчур производительное оборудование. А если система сигнализирует, что техника постоянно загружена на 100%, да еще и регулярно случаются какие-то сбои, значит пришла пора что-то менять: либо обновлять информационную систему, либо перестраивать бизнес-процессы в компании. Хочу подчеркнуть, что самая главная и полезная функция системы DaaS для пользователя не в том, чтобы просто показывать, как загружены компьютеры на предприятии, а в том, чтобы правильно интерпретировать полученные результаты, и затем принимать нужные решения.

CRN/RE: Когда появился сервис DaaS, и каковы его перспективы?

К.Х.: В том виде, в котором мы продвигаем эту услугу, она существует сравнительно недавно — с 2016 г. Поэтому данное направление еще молодое, только набирающее обороты. Мы постоянно работаем над развитием функционала DaaS. В частности, такой ключевой элемент, как аналитика и проактивное управление, был анонсирован лишь в сентябре прошлого года, а его продажи начались всего пару месяцев назад. Но мы убеждены, что очень скоро DaaS станет одним из наиболее популярных и востребованных сервисов в мире. Посмотрите, что произошло буквально за десятилетие с аутсорсингом печати. Сегодня эта услуга воспринимается как нечто само собой разумеющееся, ей пользуются очень многие компании.

CRN/RE: На какие компании рассчитан сервис DaaS? Кто из клиентов получит максимальную выгоду?

К.Х.: Любой заказчик может получить заметную пользу. Ведь главная ценность этой услуги — гибкость ее применения. Мы предлагаем рынку разные варианты контрактов, разные тарифные планы. Поэтому каждая компания найдет для себя оптимальный вариант использования. Например, небольшие и средние фирмы до сих пор не могли проводить серьезный аудит информационной системы из-за дороговизны таких услуг. А у нас есть вполне бюджетный вариант. Крупные заказчики, как правило, уже имеют решения по управлению устройствами, но наш функционал и аналитика наверняка станут хорошим дополнением к существующим системам, и помогут корпорациям эффективнее использовать свои ресурсы.

Надо отметить, что наш сервис DaaS может работать не только с оборудованием НР, но и с устройствами других вендоров. Кроме того, нет ограничения и по операционным системам (за исключением Linux и Chrome OS). DaaS видит и анализирует процессы, происходящие на платформах Windows, Android, iOS и macOS. Таким образом, мы можем стать надежным советником заказчика, предоставляя услугу анализа всего парка устройств.

В.Л.: У нас есть несколько тарифных планов — Standard, Enhanced и Premium. Первый подразумевает работу в режиме самообслуживания. Мы предоставляем заказчику необходимые инструменты, и он сам анализирует получаемую информацию, и принимает решения. Если заказчику нужна квалифицированная помощь, и он хочет освободить свой ИТ-департамент от рутинной работы, он может выбрать другие тарифные планы, в рамках которых с клиентом будут работать наши специалисты, которые помогут правильно интерпретировать отчеты, и дадут на их основе определенные стратегические рекомендации. Другими словами, заказчик в данном случае имеет консультанта в лице вендора, который дает рекомендации, как лучше использовать его парк ИТ, как сделать его наиболее производительным и безопасным.

Практика показывает, что заказчики плохо представляют, как используется их парк оборудования. Когда мы внедряем услугу Daas, мы начинаем собирать данные, и получаем полную картину загруженности всех устройств. Эта информация помогает обнаружить «узкие» места в информационной системе клиента, понять, есть ли резервы для перехода на более современную версию ОС, или для внедрения новых приложений. Например, если процессор постоянно занят на 80 — 100%, переход на новые версии ПО без апгрейда «железа» будет невозможен. В каких-то других случаях можно ограничиться простыми и недорогими операциями. Например, часто бывает, что для повышения производительности достаточно увеличить только оперативную память, а не покупать новый компьютер.

К.Х.: Первым делом заказчики спрашивают, как быстро окупятся их затраты на DaaS, и каким будет экономический эффект? По опыту работы могу сказать, что во многом это зависит от уровня зрелости ИТ на предприятии. В каждом конкретном случае мы предлагаем разный набор услуг. Если у компании низкий уровень зрелости ИТ, можем предоставить большой комплекс услуг, и выгода будет большая. Если ИТ у заказчика находится на высоком уровне, компания располагает современной инфраструктурой ИТ, ей не потребуется большой набор услуг DaaS, и, возможно, полученный эффект не будет столь значительным, как для мелкой фирмы. Но, с другой стороны, крупная корпорация может сэкономить за счет масштаба. Если на предприятии используются тысячи ПК, то суммарная выгода окажется весьма значительной. Также большую экономию могут получить клиенты, у которых управление ИТ-инфраструктурой до сих пор осуществляется в «ручном» режиме. Такие компании не имеют представления, во что им обходится эксплуатация и обслуживание оборудования. Автоматизация этого процесса позволит сэкономить очень много.

Наши сервисы прозрачны: заказчик изначально знает, какие задачи будут решены и за какие деньги.

Спецпроект

Версия для печати (без изображений)   Все предложения