Любой бизнес стремится сократить непрофильные расходы, что совершенно естественно и правильно. Увы, нередко за кадром остаётся вопрос о допустимости тех или иных методов экономии «на канцтоварах» — расходных и непрерывно пополняемых материалах, к которым многие причисляют не только ластики и степлерные скобки, но и картриджи для устройств печати. Понятно, что если оригинальный картридж стоит одну сумму, а «совместимый», «полностью аналогичный», но под другой маркой, — в два-три раза меньшую, то многие не слишком сведущие в премудростях высоких технологий заказчики предпочтут купить именно неоригинальную копию. Вот только к каким последствиям это приведёт — не слишком задумываются. А зря.

Подделка или подражание?

Сама наша повседневность, если присмотреться, полна неоригинальности. Мы поливаем моцареллу (сделанную из молока не чёрных буйволиц из Кампании, а бурёнок со Среднерусской возвышенности) бальзамическим уксусом (в котором содержание концентрированного виноградного солода не превышает в лучшем случае 25%) и оливковым маслом второго (горячего) отжима; слушаем по радио записанные в студии с автотюном (программным подтягиванием далёкого от идеала реального голоса певца до нужных частот) песни, надеваем ботинки из «экокожи» (ни одно животное при их изготовлении не пострадало), накручиваем на шею шарф из синтетического шёлка...

Так зачем же переживать из-за того, что домашний или офисный принтер будет печатать нужные нам документы тонером, который продаётся вовсе не под той же самой маркой, что и само печатающее устройство? Или, как вариант: марка на коробке та, но вместо оригинального новенького картриджа нам за гораздо меньшую сумму продали либо немудрёную подделку, либо вполне оригинальный, но бывший в употреблении и восстановленный картридж, заправленный невесть откуда взятым красящим порошком?

Ну какая, в самом деле, разница, если результат во всех случаях один и тот же — бумажная копия электронного документа, а заплатить за откровенно подделанные либо «полностью аналогичные» расходные материалы пришлось меньше? Вот же она, разумная экономия! На самом же деле проблема неоригинальных расходных значительно более глубока и обширна, чем может показаться на первый взгляд. И прямые аналогии с фальшивыми, но всё же исправно показывающими время «брегетами» либо вполне съедобным «вологодским маслом» не из Вологды здесь не проходят.

Загвоздка в том, что процесс лазерной печати — а в России сухой электрографический способ переноса изображения на бумагу по-прежнему популярнее струйного, в особенности у корпоративных заказчиков, — сам по себе достаточно сложен, небезопасен и требователен к качеству расходных материалов. Именно поэтому вопрос оригинальности используемых при печати картриджей не сводится к чисто экономическим соображениям: он ещё и медицинский, и экологический, и даже в какой-то мере философский.

Начнём с экономики: цена неоригинальных расходных материалов априори ниже, чем оригинальных. Всегда, исключений нет. Но каким образом в этом случае вообще сохраняется бизнес продажи подлинных картриджей для принтеров? Ведь по чисто рыночным соображениям он давно должен был бы сойти с дистанции под жёстким конкурентным прессингом? Допустим, хвалёную «невидимую руку рынка» удерживают от карающего удара деятельные усилия вендоров по борьбе с откровенным контрафактом. Но есть ведь и вполне легитимные производители «совместимых» картриджей, действующие полностью в правовом поле и всё равно предлагающие свой товар дешевле, чем сами вендоры печатающих устройств. Почему же тогда продолжает сохраняться столь разительный ценовой разрыв?

Ответ на этот вопрос проще, чем кажется: дальновидные, ответственные заказчики с предельной ясностью понимают, почему за подлинник имеет смысл платить больше, и платят. Оригинальный тонер-картридж — вовсе не абстрактный расходный материал; он разрабатывается, производится и существует только в связке с серией принтеров или МФУ, для которых предназначен. Скажем, авиационным керосином подходящей марки можно заправить самолёт на любом аэродроме мира и двигатели будут работать как следует на топливе, произведённом в России, Катаре или Мексике. Тонером же, что создан одним вендором для данного модельного ряда печатающих устройств, не имеет смысла заправлять даже другие линейки принтеров и МФУ под той же самой маркой, не говоря уже о продукции стороннего, не менее уважаемого производителя. Не существует «лазерного тонера» вообще, — их разновидностей множество, и априорной взаимной совместимости между ними нет.

Почему так выходит? Да потому, что процесс сухого электрографического переноса изображения на бумагу настолько сложен и многогранен, что и механические компоненты печатного тракта, и лазерно-оптический блок, и фотобарабан (который может входить в состав картриджа либо монтироваться в принтере отдельно), и тонер с определённой палитрой физико-химических характеристик, и даже конструктивные элементы картриджа (вал первичного заряда, ракель, лезвие дозировки тонера и т. п.) — всё это составные части единой комплексной системы печати.

Разрабатывается такая система для каждой новой серии печатающих устройств как одно целое, и патентами защищается также вся целиком. Простейший пример, наверняка знакомый всем, кто за последние 10-15 лет имел дело с лазерными принтерами или МФУ: расход энергии для современных моделей этой техники значительно ниже, чем для ранних. Причина — в значительном, на десятки градусов, снижении рабочей температуры фьюзера — печки, в которой удерживаемый электростатическим зарядом на бумаге тонер приплавляется к ней, формируя итоговое изображение. Чтобы картинка или текст на выходе были устойчивы и долговечны, тонер должен надёжно соединяться с бумагой при нагреве.

Прежде для этого требовалась очень горячая (более 200 ºС) печка, однако позже инженеры разработали менее тугоплавкий и столь же крепко держащийся на бумаге тонер. Соответственно, появилась возможность сделать фьюзер более экономичным, снижая тем самым совокупную стоимость владения (ТСО) принтером или МФУ на протяжении полного срока его эксплуатации. Уже из этого примера очевидно, что если заправить такое передовое печатающее устройство не предназначенным для него тонером — даже самым оригинальным, просто рассчитанным на использование с более горячими печками, — качество отпечатка выйдет, мягко говоря, неудовлетворительным, поскольку значительная часть красящего порошка при пониженной температуре печки банально не приплавится куда следует.

Прейскурант против гроссбуха

А теперь самое время задуматься, сколько времени и ресурсов было затрачено вендором на НИОКР «холодного фьюзера», на разработку адекватной ему комплексной системы печати, включая тонер, — и вот тогда сравнительно высокая цена этого расходного материала станет выглядеть куда более оправданной. Заодно становится кристально ясно, почему респектабельные вендоры лазерных устройств печати безоговорочно снимают с гарантии аппараты, хотя бы однажды заправленные неоригинальным тонером. Невозможно предсказать, какое воздействие на тонкую и сложную взаимоувязанную систему печатного тракта окажет попадание в неё вещества неизвестной природы с сомнительными физико-химическими свойствами.

Ключевая логическая ошибка, которую совершают заказчики, искренне не видящие смысла в приобретении дорогих оригинальных расходных материалов только потому, что «есть же их полные аналоги, но дешевле», — это неразличение цены отдельных товаров и ТСО устройства печати в целом. Ведь после покупки принтера расходы на обеспечение его работоспособности не ограничиваются регулярными приобретениями новых картриджей. Надо платить за потреблённую электроэнергию; надо время от времени менять фотобарабан (для систем с «раздельным заряжанием», у которых этот элемент печатного тракта не входит в состав картриджа), в рамках регулярного техобслуживания обновлять различные валы, ролики, пружины и т. п.

Эксплуатируемый исключительно с оригинальными расходниками принтер будет обеспечивать минимальную ТСО просто потому, что все элементы воплощённой в нём комплексной системы печати по определению работают штатно — слаженно и оптимально. Любая замена даже одного из таких элементов сторонним, несертифицированным, неизбежно приведёт к росту ТСО. Например, тонер с более выраженными, чем у оригинального, абразивными свойствами частиц приведёт к ускоренному износу фотобарабана и направляющих валов. Если характерные размеры этих частиц меньше стандартных для данного принтера, больше тонера будет бесцельно высыпаться из бункера при сдвиге лезвия дозировки, попадая внутрь печатающего устройства и в окружающее его пространство — и так далее, по всему перечню свойств красящего порошка.

Вот почему бессмысленно говорить о «полной аналогичности» расходных материалов сторонних производителей, которые те именуют «совместимыми», фирменным, оригинальным. Декларативное заявление о «совместимости» не может быть подкреплено фактами: банально потому, что формула оригинального тонера для актуальных моделей печатающих устройств всегда защищена патентом, и никакой сторонней компании вендор эту формулу до истечения срока патентной защиты не продаст.

Что с экономической точки зрения вполне разумно: разработчик стремится вернуть затраченные на НИОКР и создание новых производств средства. И потому продаёт расходные материалы по такой цене, которая позволяет на протяжении срока действия патента вернуть инвестиции и создать финансовый задел для будущих, ещё более привлекательных для клиента, разработок. «Совместимщик» же де-факто паразитирует на инженерных и производственных компетенциях грандов печатающей индустрии, предлагая тонер, который априори не может быть полностью аналогичен оригиналу (возвращаемся к патентной защите), и потому представляет собой более или менее бледное его подобие.

Более того, вендор, поставляя заказчику расходные материалы, заинтересован в их высоком качестве, поскольку гарантирует работоспособность своих печатающих устройств на достаточно длительных временных интервалах (особенно в ситуации корпоративных поставок, где стоимость контрактов исчисляется суммами с множеством нулей, репутация нарабатывается десятилетиями, а потеряна может быть в один миг). Производитель же «совместимого» тонера заинтересован лишь в том, чтобы извлечь прибыль из продажи данной конкретной партии картриджей, а что уж потом произойдёт с подсистемой печати заказчика, его вряд ли волнует. Уйдёт от такого производителя разочарованный клиент, — и ладно; барыш с продажи одной партии дешёвого товара невелик. Непременно найдутся другие любители прямолинейной, незамысловатой экономии.

Механика, химия, медицина

Справедливости ради стоит отметить, что легитимные производители «совместимой» продукции стараются вести свой бизнес честно. Наверняка многие представители самых разных компаний, отвечающие за закупки расходных материалов, внимательно присматривались к анонсам новых продуктов «совместимщиков» — и встречали там такие, к примеру, вполне откровенные пассажи: «Как и большинство механически произведённых тонеров бюджетного класса, наш [название тонера] склонен к большему, чем у OEM, снижению плотности печати на протяжении ресурса картриджа». То есть, во-первых, поставщик признаёт, что тонер его произведён механически (дроблением смеси красителя с парафином, произведённой в виде брикета, в электромельнице), а не выращен химически по гранулам. Соответственно, в составе «механики» непременно будут встречаться существенно различные по размеру частицы, да ещё и с острыми краями/гранями (неизбежное следствие процесса дробления), которые обязательно будут царапать чувствительную поверхность фотобарабана.

А во-вторых, «совместимщик» — точно так же, без стеснения — указывает, что качество печати с использованием его расходников заведомо окажется ниже, чем у оригинала. «Нет, ну а на что ещё можно рассчитывать, учитывая такую разницу в цене с фирменным картриджем?» — возразят любители сэкономить. В том-то и дело, что если тщательно подсчитать ТСО — учесть более стремительный расход неоригинального тонера, сниженное качество и долговечность отпечатков вследствие недостаточно надёжного приплавления красящих частиц к бумаге (ведь они существенно различны по размеру и форме, — вспоминаем про механическое дробление), дополнительный расход энергии и времени из-за необходимости перепечатывать важные чистовые документы, лишение принтера гарантии производителя и т. п., окажется, что никакой экономии в сущности и нет.

Зато есть наивное, недальновидное желание заплатить поменьше здесь и сейчас, которое оборачивается куда более ощутимыми расходами на протяжении всего срока фактической эксплуатации печатающего устройства. Сюда ещё следует прибавить необходимость приобрести новый принтер значительно раньше, чем это понадобилось бы при использовании строго оригинальных расходников, либо ремонтировать снятый с гарантии старый где-то на стороне, вне сертифицированного техцентра и за весьма немалую сумму. А ведь есть ещё воздействие неоригинального тонера на здоровье...

Фактическое сопоставление оригинального и «совместимого» тонера произвела в 2018 г. московская лаборатория «Ростеста», сопоставив новенький фирменный и «восстановленный» с перезаправкой картриджи KYOCERA TK-1160. В ходе тестирования выяснилось, что частицы неоригинального тонера почти в полтора раза крупнее оригинальных (15 микрон против 11), что содержание кадмия в «совместимом» продукте более чем вдвое выше (142,8 мг/кг против 66,2 у оригинала), а ртути в неоригинальном тонере и вовсе на порядок больше (10,8 мг/кг против менее чем 1,0 мг/кг, — ниже предела чувствительности измерительного прибора). Проведённый натурный эксперимент с непрерывно работающим принтером, заключённым в стеклянный куб, подтвердил: регулярная продолжительная работа с «совместимым» расходным материалом без специальных средств защиты может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья находящихся в одном помещении с таким устройством печати людей.

Кроме того, было установлено, что у частиц «совместимого» продукта полимерная оболочка сформирована не на основе эпоксидов, которые обеспечивают лучшее закрепление на бумаге и тем самым бóльшую долговечность распечатанного документа, а с применением более дешёвых и менее стойких веществ — стирола и аллилового спирта. Наконец, в составе частиц оригинального тонера Kyocera обнаружен мелкодисперсный кремний, служащий для полировки поверхности фотобарабана с целью защиты его от механических повреждений, — тогда как в «совместимом» порошке кремний отсутствует. Ознакомиться с ходом и результатами испытаний «Ростеста» поможет следующее видео:

Я не знаю, какой у меня картридж, помогите!

Если бы на рынке присутствовали только оригинальные и честно обозначенные как «совместимые» картриджи, жить было бы существенно проще: понимающие и ответственные заказчики свободно делали бы свой выбор в пользу заведомо более адекватного их задачам оригинала. Однако в последнее время учащаются случаи поставок поддельных картриджей под видом фирменных: либо перезаправленных оригинальных (для этой цели пустые подлинные картриджи, иногда вместе с упаковкой, целенаправленно скупают у добросовестных приобретателей по мере их исчерпания), либо полностью клонированных.

К счастью, защититься от приобретения подделки достаточно просто, — надо лишь обращать внимания на все признаки подлинных картриджей Kyocera. Это и голограммы Trustgram, которые из разноцветных становятся чёрными при взгляде сквозь проверочный визор Handy Viewer; и чёткая печать мелким шрифтом на упаковке и документации (у подделок, чьи изготовители пользуются более дешёвым производственным оборудованием, шрифт крупнее и заметно размыт); и совпадение номера лота на коробке и на находящемся внутри картридже; и двухцветная (оранжевая и белая) защитная лента, которую нужно удалять перед установкой картриджа; и даже отсутствие бумажного руководства по установке в комплекте поставки контрафактного картриджа.

Понятно, что в сложные времена любой бизнес стремится сэкономить на непрофильных расходах, — винить предпринимателей в этом трудно. Однако в погоне за оптимизацией бюджетов, выделяемых на ИТ (и в частности — на закупку расходников), компании, прежде всего из сегмента СМБ, нередко попадаются на крючок. Их прижимистостью с выгодой для себя пользуются мошенники — поставщики поддельных картриджей для лазерных либо струйных устройств печати. Внимание! Не дайте себя обмануть!

Подробнее ознакомиться с преимуществами оригинального тонера KYOCERA помогут следующие видео:

Вернуться на главную страницу партнерской зоны

Статья на правах рекламы

Версия для печати (без изображений)   Все предложения